Роман Ф.Достоевского представляет множество персонажей. Разобраться в них по привычному критерию: плохой – хороший, невозможно.

Краткие характеристики и описания героев романа «Преступление и наказание» - это целая галерея образов: людей разных сословий, характеров, достоинств и недостатков. Все они настолько реальны, что после прочтения, кажется, с ними знаком лично, несмотря на то, что прошли эпохи.

Раскольников

Родион Романович – главный персонаж романа. Умный студент попадает в невыносимые условия существования. Постоянные рассуждения приводят молодого человека к теории о делении людей. Разработав в голове систему нужности человека, он решает ее проверить в жизни, выходит на путь преступника, убийцы. Одно преступление тянет за собой другое. Теория распадается, юноша попадает под свою систему умозаключений лишним видом людей: не обыкновенным, не великим. Теория становится причиной изменения своей жизни, судьбой каторжника.

Мармеладова

Софья Семеновна – возлюбленная главного героя Родиона Раскольникова. Девушка – дочь обнищавшего чиновника, не способного прокормить свою семью. Падчерица вынуждена встать на путь продажных девушек, зарабатывающих своих телом. Соня не способна вырваться из круга бедности и нищеты. У нее нет средств, чтобы уйти от отца. Автор показывает не только причины выбора «непристойной работы». Он помогает понять, как девушка чистая душой, кроткая характером, робкая по нраву способна поддержать тех, кто, как и она, попадает под гнет общества. Убийца Родион видит в ней свое будущее, а она становится для него смыслом жизни.

Старуха-процентщица

Алена Ивановна – старая жестокая женщина, наживающаяся на людском горе. Пользуясь необходимостью в деньгах, старуха берет вещи под заклад. Денег дает мало, проценты берет большие. Оценивает сдаваемые ей предметы жестоко, назначает стоимость, которая несоизмерима с настоящей, но найти другой сбыт невозможно, поэтому к ней идут бедные и те, кому негде достать денег. Женщина злая и сварливая, не вызывает никаких чувств кроме неприязни, но, по теории Раскольникова, убийство ее делает Родиона великим. Сомнения у читателя вызывает такой подход. Нет в образе злобной старухи даже намека на положительные качества, но убийство ее противозаконно.

Разумихин

Друг главного героя – Дмитрий Вразумихин. Персонаж вызывает симпатию с первых строк. Автор как будто специально показывает, как можно сохранить душу и сердце в тяжелых обстоятельствах. Дмитрий – добр, трудолюбив, благороден. Студент влюбляется в сестру Родиона, он добивается ее руки и становится мужем, спасая девушку от брака с Лужиным, человеком с деньгами, но без чувств.

Лужин

Петр Петрович – надворный советник с большими планами. Он амбициозен и практичен. В перспективе у Лужина открытие адвокатской конторы. Петр выбирает Дуняшу Раскольникову в жены, чтобы держать девушку в подчинении. Он просчитал все будущее: бедная девушка будет всегда обязана ему за спасение, станет отличной женой и прислугой ему – спасителю и благодетелю. В его образе неприкрытая мелочность, жадность, подлость и голый расчет. В сердце такого мужчины сложно поселиться любви, но легко располагаются жестокость и лицемерие.

Свидригайлов

Аркадий Иванович – это человек с преступным содержанием. Удивительно, что все его поступки скрыты и не доказаны. Он умудряется самые жестокие преступления (изнасилование) оставить безнаказанным. Свидригайлов шулер, обманщик, развратник и самодур. Благородство просыпается в мужчине в конце жизни. Он совершает непонятные дела, кончает жизнь самоубийством. Читатель не до конца понимает изменения героя. Что это? Прозрение? Возможно, очередной обманный ход. Характер персонажа сложен и многогранен, страшно встретить такого человека в реальной жизни.

Порфирий Петрович

Следователь по делу Раскольникова – один из талантливых профессионалов сыскного дела. Он подходит к делу по-своему: разбирает преступление со всех сторон, по деталям и незаметным чертам. Следователь чувствует преступника нутром. Не имея улик, добивается признания и раскрытия дела. В мужчине много различных качеств: он прозорлив, хитер, внимателен, аккуратен. Порфирий благороден и спокоен, он не применяет незаконных мер, но находит преступника, вычисляет его незаметным для других деталям. Порфирий вызывает преступника на разговор, чтобы понять, что привело юношу к такому шагу, как он решился на убийство двух женщин.

Лизавета

Сестра старухи-процентщицы – типичный образ женщин, одиноких и обиженных судьбой. Бог не дал им красоты, ума, но наделил добрым сердцем и чистой душой. Что ждет таких людей? Жадная сестра бьет женщину, относится к ней как к прислуге. Мужчины пользуются Лизаветой для своей похоти. Она постоянно беременна. Ф.Достоевский вводит в галерею своих персонажей слабоумную женщину неслучайно. На Руси много таких людей, большинство их становится объектом насмешек и унижения. Судьба Лизаветы – стать убитой вместе с той, которая обижала и унижала. Вся теория становится неправильной, а примета народа – верной: одно преступление тянет за собой другое. Ненаучный подход людей, просто замечающий жизненные ситуации берет верх над научной и сложной системой Раскольникова. Лизавету любят окружающие в романе, женщину очень жалко читателю.

Лебезятников

Друг Лужина пытается быть прогрессивным, он распространяет идеи преобразования общества. Внешне, кажется, что мысли Андрея Лебезятникова правильные и интересные, но делает все молодой человек как-то нелепо, непродуманно. Пропаганда коммунистических теорий строения страны звучит абсурдно. Юноша уже добился своей болтологией результата – он попал в министерство. Это то место, где можно добиваться реальных решений. Автор помогает представить лживых бюрократов, дающих обещания, оставляющих дела в воздухе или на бумаге.

Дуня

Девушка – сестра главного персонажа. Образованная Дуня отличается положительными качествами характера. Женский образ привлекателен и индивидуален, но тема жертвенности и нищеты продолжается и в нем. Девушка не знает, как помочь матери и брату. Она решается на брак с Лужиным, надеясь, что вытащить из бедности. Дуня готова пожертвовать своей судьбой ради своих близких. Автор жалеет добрую душу и мешает браку с практичным состоятельным господином без чувств.
  1. Второстепенные персонажи
  2. Софья Мармеладова
  3. Семён Мармеладов
  4. Авдотья Раскольникова
  5. Дмитрий Вразумихин
  6. Пётр Лужин
  7. Аркадий Свидригайлов
  8. Пульхерия Раскольникова

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание » главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями. Дать характеристику героям «Преступления и наказания» Достоевского возможно только исходя из их поступков, так как голоса автора в произведении мы не слышим.

Родион Раскольников – главный герой романа

Родион Раскольников – центральный персонаж произведения. Молодой человек обладает привлекательной внешностью. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Незаурядный ум, гордый характер, больное самолюбие и нищенское существование – причины преступного поведения героя. Родион высоко оценивает свои способности, считает себя исключительной личностью, мечтает о великом будущем, но материальное положение действует на него угнетающе. Ему нечем платить за обучение в университете, не хватает средств рассчитаться с квартирной хозяйкой.
Одежда молодого человека привлекает внимание прохожих своим потрёпанным и старым видом. Пытаясь справиться с обстоятельствами, Родион Раскольников идёт на убийство старухи процентщицы. Тем самым он пытается доказать самому себе, что относится к высшему разряду людей и может переступить через кровь. «Тварь ли я дрожащая или право имею», – думает он. Но одно преступление влечёт за собой другое. Гибнет ни в чём не повинная убогая женщина. Теория героя о праве сильной личности заводит в тупик. Лишь любовь Сони пробуждает в нём веру в бога, возрождает к жизни. Личность Раскольникова состоит из противоположных качеств. Равнодушный жестокий убийца отдаёт последние гроши на похороны малознакомого человека, вмешивается в судьбу юной девочки, пытаясь спасти её от бесчестия.

Второстепенные персонажи

Образы героев, играющих главную роль в повествовании, становятся полнее и ярче в результате описания их отношений с другими людьми. Члены семьи, друзья, знакомые, эпизодические лица, возникающие в сюжете, помогают лучше понять идею произведения, разобраться в мотивах поступков.

Чтобы облик действующих лиц романа стал понятнее читателю, писатель использует различные приёмы. Мы знакомимся с подробным описанием героев, вникаем в детали тоскливого интерьера квартир, рассматриваем унылые серые улицы Петербурга.

Софья Мармеладова

Софья Семёновна Мармеладова – юное несчастное существо. «Соня была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Она молода, наивна и очень добра. Пьяный отец, больная мачеха, голодные сводные сёстры и брат – вот окружающая среда, в которой живёт героиня. Она стеснительная и робкая натура, неспособная постоять за себя. Но это хрупкое создание ради близких людей готово жертвовать собой.
Она продаёт тело, занимаясь проституцией, чтобы помочь семье, отправляется вслед за осуждённым Раскольниковым. Соня – добрый, бескорыстный и глубоко верующий человек. Это даёт ей силы справиться со всеми испытаниями и обрести заслуженное счастье.

Семён Мармеладов

Мармеладов Семён Захарович – не менее значимый персонаж произведения. Он бывший чиновник, многодетный отец семейства. Слабый и безвольный человек решает все свои проблемы с помощью алкоголя. Мужчина, уволенный со службы, обрекает на голод свою жену и детей. Они живут в проходной комнате, в которой почти нет обстановки. Малыши не ходят в школу, не имеют сменного белья. Мармеладов способен пропить последние деньги, забрать у своей старшей дочери заработанные копейки, для того, чтобы напиться и уйти от проблем. Несмотря на это образ героя вызывает жалость и сострадание, так как обстоятельства оказались сильнее его. Он сам страдает от своего порока, но не может справиться с ним.

Авдотья Раскольникова

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Девушка из бедной, но честной и достойной семьи. Дуня умна, хорошо образованна, воспитанна. Она «замечательно хороша собой», чем, к своему несчастью, привлекает внимание мужчин. Чертами характера «она была похожа на брата». Авдотья Раскольникова – натура гордая и независимая, решительная и целеустремлённая, была готова выйти замуж за нелюбимого человека ради благополучия брата. Чувство собственного достоинства и упорный труд помотают ей устроить свою судьбу и избежать непоправимых ошибок.

Дмитрий Вразумихин

Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – единственный друг Родиона Раскольникова Бедный студент, в отличие от своего товарища, не бросает учёбу. Он зарабатывает на жизнь всеми доступными средствами и не перестаёт надеяться на удачу. Бедность не мешает ему строить планы. Разумихин благородный человек. Он бескорыстно старается помочь другу, заботится о его семье. Любовь к Авдотье Романовне Раскольниковой окрыляет молодого человека, делает сильнее и решительнее.

Пётр Лужин

Пётр Петрович Лужин – почтенный, уважаемый человек средних лет приятной наружности. Он успешный предприниматель, счастливый жених Дуни Раскольниковой, богатый и уверенный в себе господин. На самом деле под маской добропорядочности скрывается низкая и подлая натура. Воспользовавшись бедственным положением девушки, он делает ей предложение. В своих поступках Пётр Петрович руководствуется не бескорыстными мотивами, а собственной выгодой. Он мечтает о жене, которая была бы рабски покорна и благодарна до конца своих дней. Ради собственных интересов он притворяется влюблённым, пытается оклеветать Раскольникова, обвинить в воровстве Соню Мармеладову.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов Аркадий Иванович – один из самых загадочных лиц в романе. Хозяин дома, где работала Авдотья Романовна Раскольникова. Он хитёр и опасен для окружающих. Свидригайлов – порочный человек. Будучи женатым, пытается соблазнить Дуню. Его обвиняют в убийстве жены, совращении малолетних детей. Страшная натура Свидригайлова способна, как ни странно, и на благородные поступки. Он помогает оправдаться Соне Мармеладовой, устраивает судьбу осиротевших детей. Родион Раскольников, совершив преступление, становится похожим на этого героя, так как переступает нравственный закон. Неслучайно в разговоре с Родионом он говорит: «Мы одного поля ягоды».

Пульхерия Раскольникова

Раскольникова Пульхерия Александровна – матушка Родиона и Дуни. Женщина бедная, но честная. Человек добрый и отзывчивый. Любящая мать, готовая ради своих детей на любые жертвы и лишения.

Некоторым своим героям Ф. М. Достоевский уделяет совсем немного внимания. Но они необходимы в ходе повествования. Так, процесс расследования невозможно себе представить без умного, хитрого, но благородного следователя Порфирия Петровича. Лечит и разбирается в психологическом состоянии Родиона во время болезни молодой доктор Зосимов. Важным свидетелем слабости главного героя в полицейском участке является помощник квартального надзирателя Илья Петрович. Возвращает доброе имя Соне и разоблачает лживого жениха приятель Лужина Лебезятников Андрей Семёнович. Незначительные на первый взгляд события, связанные с именами этих героев, играют важную роль в развитии сюжета.

Значение эпизодических лиц в произведении

На страницах великого произведения Фёдора Михайловича Достоевского мы встречаемся и с другими действующими лицами. Список героев романа дополняют эпизодические персонажи. Катерина Ивановна, жена Мармеладова, несчастные дети-сироты, девочка на бульваре, жадная старуха-процентщица Алёна Ивановна, больная Лизовета. Их появление неслучайно. Каждый, даже самый незначительный образ, несёт свою смысловую нагрузку и служит воплощению замысла автора. Важными и необходимыми являются все герои романа «Преступление и наказание», список которых можно продолжить и дальше.

Главные герои «Преступление и наказание» – список и характеристика |

Писатель Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» большое внимание уделил описанию не только внешнего вида героев, но и внутреннего состояния души, мыслям и чувствам персонажей.
Студент Родион Раскольников – главный персонаж романа. Во внешности героя нет ничего, вызывающего отрицание. Кажется, что так же красив его внутренний мир. Натура Родиона представляет собой искреннего, впечатлительного, безрассудного человека. Но Достоевский отмечает двойственную природу человека. Ведь рядом с «детскою улыбкой» Родиона проявились его жестокость, противоречивость слов и действий. Под внешней привлекательностью Раскольникова скрывается убийца. Писатель показывает внутреннее состояние героя. Ощущения Раскольникова передаются фразами «стукнуло в голову и потемнело в глазах», «чувство бесконечного отвращения»…Такой портрет студента завораживает читателей, они ждут чего-то необычного от героя романа. Достоевский передает переживания Раскольникова после убийства короткими фразами его теперь уже не привлекательного внешнего вида: бледно-желтое лицо, тоскливая рассеянность, угрюмое лицо…
Старуха – процентщица – другой персонаж романа. Внешний вид Алены Ивановны неприятен, у нее быстрые и злые глаза, волосы будто смазаны маслом, вострый нос. Достоевский называет ее «старушонкой» с шеей, «похожей на куриную ногу». Она вызывает недоверие, неприязнь. В этом портрете заложена идея Достоевского, считавшего, что любой человек имеет право на существование, никто не может посягнуть на чужую жизнь. Так через портреты героев автор раскрывает идею своего произведения.
Дунечка Раскольникова – сестра Родиона. Она привлекательна, «ее даже можно назвать красавицей», но единственная неправильность в лице – выдающаяся вперед нижняя губа и подбородок придают характерность образу. Отклонение от правильности создает красоту, не вызывает неприятия.
Интересно представлен портрет следователя Порфирия. Показан контраст внешнего и внутреннего содержания человека. Зачастую это несоответствие выражается деталями: «пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое». Брюшко, женственность в фигуре, пухлость лица ассоциируется с добродушием, но серьезный насмешливый взгляд Порфирия будто говорит, что этот герой совсем не прост, что зачастую внешность обманчива, и на самом деле он способен на большее. Метод двойного портрета и контраста внешнего и внутреннего мира протекает по всему роману Ф.Достоевского. Так, например, рассматривая личность Сонечки Мармеладовой, сначала мы видим молоденькую девочку, род занятий которой вполне понятен, «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному». Другой Соня представлена, когда приходит к Раскольникову – это девушка с ясными голубыми глазами, с добрым и простодушным выражением лица, привлекающим людей. Противоречивость внешнего вида подчеркивается Достоевским. Он утверждает, что образ проститутки Сони не убил ее душевной чистоты и доброты.
Герои Лужина и Свидригайлова также рассматриваются в "Преступлении и наказании" с разных сторон. Контраст внешнего и внутреннего подчеркнут Достоевским – благопристойность Лужина противопоставлена неприятному и отталкивающему впечатлению, которое тот производит на Раскольникова. Что касается Свидригайлова, то он при приятной внешности никого не любит, ко всем равнодушен, его чувства словно застыли.

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями. Дать характеристику героям «Преступления и наказания» Достоевского возможно только исходя из их поступков, так как голоса автора в произведении мы не слышим.

Родион Раскольников – главный герой романа

Родион Раскольников – центральный персонаж произведения. Молодой человек обладает привлекательной внешностью. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Незаурядный ум, гордый характер, больное самолюбие и нищенское существование – причины преступного поведения героя. Родион высоко оценивает свои способности, считает себя исключительной личностью, мечтает о великом будущем, но материальное положение действует на него угнетающе. Ему нечем платить за обучение в университете, не хватает средств рассчитаться с квартирной хозяйкой. Одежда молодого человека привлекает внимание прохожих своим потрёпанным и старым видом. Пытаясь справиться с обстоятельствами, Родион Раскольников идёт на убийство старухи процентщицы. Тем самым он пытается доказать самому себе, что относится к высшему разряду людей и может переступить через кровь. «Тварь ли я дрожащая или право имею», – думает он. Но одно преступление влечёт за собой другое. Гибнет ни в чём не повинная убогая женщина. Теория героя о праве сильной личности заводит в тупик. Лишь любовь Сони пробуждает в нём веру в бога, возрождает к жизни. Личность Раскольникова состоит из противоположных качеств. Равнодушный жестокий убийца отдаёт последние гроши на похороны малознакомого человека, вмешивается в судьбу юной девочки, пытаясь спасти её от бесчестия.

Второстепенные персонажи

Образы героев, играющих главную роль в повествовании, становятся полнее и ярче в результате описания их отношений с другими людьми. Члены семьи, друзья, знакомые, эпизодические лица, возникающие в сюжете, помогают лучше понять идею произведения, разобраться в мотивах поступков.

Чтобы облик действующих лиц романа стал понятнее читателю, писатель использует различные приёмы. Мы знакомимся с подробным описанием героев, вникаем в детали тоскливого интерьера квартир, рассматриваем унылые серые улицы Петербурга.

Софья Мармеладова

Софья Семёновна Мармеладова – юное несчастное существо. «Соня была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Она молода, наивна и очень добра. Пьяный отец, больная мачеха, голодные сводные сёстры и брат – вот окружающая среда, в которой живёт героиня. Она стеснительная и робкая натура, неспособная постоять за себя. Но это хрупкое создание ради близких людей готово жертвовать собой. Она продаёт тело, занимаясь проституцией, чтобы помочь семье, отправляется вслед за осуждённым Раскольниковым. Соня – добрый, бескорыстный и глубоко верующий человек. Это даёт ей силы справиться со всеми испытаниями и обрести заслуженное счастье.

Семён Мармеладов

Мармеладов Семён Захарович – не менее значимый персонаж произведения. Он бывший чиновник, многодетный отец семейства. Слабый и безвольный человек решает все свои проблемы с помощью алкоголя. Мужчина, уволенный со службы, обрекает на голод свою жену и детей. Они живут в проходной комнате, в которой почти нет обстановки. Малыши не ходят в школу, не имеют сменного белья. Мармеладов способен пропить последние деньги, забрать у своей старшей дочери заработанные копейки, для того, чтобы напиться и уйти от проблем. Несмотря на это образ героя вызывает жалость и сострадание, так как обстоятельства оказались сильнее его. Он сам страдает от своего порока, но не может справиться с ним.

Авдотья Раскольникова

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Девушка из бедной, но честной и достойной семьи. Дуня умна, хорошо образованна, воспитанна. Она «замечательно хороша собой», чем, к своему несчастью, привлекает внимание мужчин. Чертами характера «она была похожа на брата». Авдотья Раскольникова – натура гордая и независимая, решительная и целеустремлённая, была готова выйти замуж за нелюбимого человека ради благополучия брата. Чувство собственного достоинства и упорный труд помотают ей устроить свою судьбу и избежать непоправимых ошибок.

Дмитрий Вразумихин

Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – единственный друг Родиона Раскольникова Бедный студент, в отличие от своего товарища, не бросает учёбу. Он зарабатывает на жизнь всеми доступными средствами и не перестаёт надеяться на удачу. Бедность не мешает ему строить планы. Разумихин благородный человек. Он бескорыстно старается помочь другу, заботится о его семье. Любовь к Авдотье Романовне Раскольниковой окрыляет молодого человека, делает сильнее и решительнее.

Пётр Лужин

Пётр Петрович Лужин – почтенный, уважаемый человек средних лет приятной наружности. Он успешный предприниматель, счастливый жених Дуни Раскольниковой, богатый и уверенный в себе господин. На самом деле под маской добропорядочности скрывается низкая и подлая натура. Воспользовавшись бедственным положением девушки, он делает ей предложение. В своих поступках Пётр Петрович руководствуется не бескорыстными мотивами, а собственной выгодой. Он мечтает о жене, которая была бы рабски покорна и благодарна до конца своих дней. Ради собственных интересов он притворяется влюблённым, пытается оклеветать Раскольникова, обвинить в воровстве Соню Мармеладову.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов Аркадий Иванович – один из самых загадочных лиц в романе. Хозяин дома, где работала Авдотья Романовна Раскольникова. Он хитёр и опасен для окружающих. Свидригайлов – порочный человек. Будучи женатым, пытается соблазнить Дуню. Его обвиняют в убийстве жены, совращении малолетних детей. Страшная натура Свидригайлова способна, как ни странно, и на благородные поступки. Он помогает оправдаться Соне Мармеладовой, устраивает судьбу осиротевших детей. Родион Раскольников, совершив преступление, становится похожим на этого героя, так как переступает нравственный закон. Неслучайно в разговоре с Родионом он говорит: «Мы одного поля ягоды».

Пульхерия Раскольникова

Раскольникова Пульхерия Александровна – матушка Родиона и Дуни. Женщина бедная, но честная. Человек добрый и отзывчивый. Любящая мать, готовая ради своих детей на любые жертвы и лишения.

Некоторым своим героям Ф. М. Достоевский уделяет совсем немного внимания. Но они необходимы в ходе повествования. Так, процесс расследования невозможно себе представить без умного, хитрого, но благородного следователя Порфирия Петровича. Лечит и разбирается в психологическом состоянии Родиона во время болезни молодой доктор Зосимов. Важным свидетелем слабости главного героя в полицейском участке является помощник квартального надзирателя Илья Петрович. Возвращает доброе имя Соне и разоблачает лживого жениха приятель Лужина Лебезятников Андрей Семёнович. Незначительные на первый взгляд события, связанные с именами этих героев, играют важную роль в развитии сюжета.

Значение эпизодических лиц в произведении

На страницах великого произведения Фёдора Михайловича Достоевского мы встречаемся и с другими действующими лицами. Список героев романа дополняют эпизодические персонажи. Катерина Ивановна, жена Мармеладова, несчастные дети-сироты, девочка на бульваре, жадная старуха-процентщица Алёна Ивановна, больная Лизовета. Их появление неслучайно. Каждый, даже самый незначительный образ, несёт свою смысловую нагрузку и служит воплощению замысла автора. Важными и необходимыми являются все герои романа «Преступление и наказание», список которых можно продолжить и дальше.

Тест по произведению

«Преступление и наказание» Достоевского Ф.М.

В 1865 году Ф.М.Достоевский начинает работу над романом « » и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения - преступление, «идейное» убийство.

За полгода до убийства главный герой романа Родион Раскольников, «молодой человек, исключенный из студен-тов университета, ...живущий в крайней бедности», напи-сал статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи заключается «в том, что люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Но эта теория «двух разрядов» сама по себе уже есть преступление. Теория решает только один вопрос — кому жить, а кому умереть. Раскольников задумал убить и обо-брать старуху-процентщицу Алену Ивановну. Герой романа мечтает на ее деньги сотворить тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и нищеты горячо люби-мых мать и сестру. Но это не единственная причина преступления: Раскольников, находящийся в плену «тео-рии» о двух разрядах людей, стремится проверить, к какому из них принадлежит сам. Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников не может понять, что уже это возвышение над другими идет врозь с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Он взялся не за свое дело. «Переступая», он насилует себя. А когда он совершает искренние и добрые поступки, которые радуют мать, сестру и Соню, он поступает свободно и раскованно. Раздвоенность, противоречивость Раскольникова вызвана тем, что в душе его происходит борьба мотивов за преступ-ление и против него. Эта борьба, раздвоенность чувствуется в нем постоянно — и в сознании, и в подсознании, во сне и наяву. Даже сны у него разные. Первый сон — предосте-режение от убийства, но не нашлось у Раскольникова сил отказаться от своих намерений. Второй сон — повторение преступления, он убивает человека.

Внутренняя борьба двух характеров героя проявляется и в его поступках. Это ярко показано в эпизоде встречи Раскольникова с девушкой на улице и городовым. Здесь как будто два разных человека. Один совершает доброе дело — спасает девочку, другой — совершает преступление, отрекаясь от нее. При спасении девочки им движет состра-дание, добро, благожелательность, при отречении от нее — отчаяние, злоба, неверие.

По своей теории Раскольников должен быть вместе с теми, кого он ненавидит, но он не может быть вместе со своими врагами. И он должен презирать и отступиться от тех, кого он любит. Для него все было бы проще, если бы он никого не любил и если бы его не любили. Тогда ему было бы все ясно. Есть теория, есть абстрактные люди, они «обыкновенные». Он — «избранный» и поэтому может делать с ними все что захочет. Он пока не думает ни о родных, ни о близких, ему важно сказать свое «новое слово» и сделать первый шаг. И тогда абстрактные «обык-новенные» люди превращаются в мать, сестру, любимую, Лизавету, Миколку.

Раскольников несколько раз говорил о том, что он «убил для себя». Но для того, чтобы спокойно «убить для себя», нужно и быть одному, а быть одному - это значит быть без совести. «О, если бы я был один!» — для Расколь-никова это мечта отделаться от совести, и это еще одно доказательство того, что преступление «по совести» невоз-можно. Преступление возможно только без совести. И Раскольникова спасают любящие его люди — мать, сестра, Соня.

Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня недавно получила желтый билет. Их души еще не стали черствыми, не отупели, они еще обна-жены для боли — и своей, и чужой. Раскольников хорошо понимает значение этого совпадения, и поэтому он выбрал Соню для себя. Но ему первое время было тяжело с ней. Он надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмет на себя и во всем согласится с ним. А она — вдруг не согласилась. «Тихая, слабенькая» Соня разбивает хитро-умные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским запове-дям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от «теории», воссоединиться с людьми и жиз-нью.

На каторге Раскольникова стали одолевать муки со-мнения. Он даже заболел. Его гордость была уязвлена. Именно на каторге он видит сон, который потом и заставит его страдать, потому что в этом сне, в этом бреду он как бы увидел со стороны свою теорию. Казалось бы, совер-шенное преступление должно было бы сблизить Расколь-никова с каторжными. Но в действительности все вышло по-другому. Между ними была пропасть, и «казалось, он и они были разных наций... Его даже стали под конец нена-видеть - почему? Он не знал этого. Презирали его, смея-лись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее». Это произошло потому, что каторжный народ интуитивно почувствовал, что Раскольников и на каторге относит себя к «высшему разряду», а их и Соню (которую они полюбили) — к «низшему».

Все изменилось с того момента, когда Раскольников понял, что только «бесконечной любовью искупит он те-перь все страдания». Раскольников почувствовал, что те-перь все изменилось, все должно быть по-другому. Ему казалось, что даже бывшие враги его — каторжане — смотрели на него теперь иначе. «Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково».

Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои оши-бочные убеждения. Свою теорию он проверил на себе. Физически он убил другого, а духовно — себя. Но под влиянием любви и прощения он убедился в ложности своего пути. Только любовь близких людей спасла его, и благодаря этому он смог заново «переродиться» и начать новую жизнь.

Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорблен-ных», населяющих большой город, Петербург. Отношение автора романа к своим героям проявляется и в сочувствен-ном описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении крупных и более мелких хищников (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и др.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

Целью Достоевского было проследить «психологичес-кий процесс преступления», поэтому здесь ярко обозначи-лось своеобразие психологизма писателя. Он считает, что психологический рисунок зависит не от внешних воздей-ствий среды, а от внутреннего состояния души.

«Преступление и наказание» открывает новый, выс-ший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые вы-ступает как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который был назван полифоническим (многоголосым).

В основе драматического конфликта романов Ф.М.До-стоевского — борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский соединяет с исследованием политических взглядов и философских теорий, которые влияют на это развитие. Поэтому роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологи-ческим произведением.