Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.

Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?

Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:

  • изменение условий , в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами . В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
  • изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
  • если речь идет об изменении контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения , но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации , если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
  • если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта . Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
  • если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.

В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.

Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

Расторжение контракта может быть осуществлено в порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.

По инициативе государственного контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения , например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в . Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.

Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи. Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением. Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.

Вступить в силу решение заказчика о расторжении контракта может по истечении десяти дней после надлежащего уведомления о расторжении исполнителя контракта. Только после этого контракт будет считаться расторгнутым.

Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

  • если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям , которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
  • производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут ;
  • расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного . Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.

Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа . Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
  2. Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта . Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
  3. Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
  4. Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков , если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.

Расторжение контракта по инициативе исполнителя

Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».

Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.

Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц , которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
  2. Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
  3. Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.

Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.

Частичное расторжение контракта

Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.

Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.

Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:

  1. Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа , например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
  2. Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта , осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
  3. Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.

Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.

Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.

Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Приветствуем вас, дорогие сотрудники контрактных служб. Не секрет, что стабильность в обществе поддерживается благодаря грамотному распределению бюджетных ассигнований. Именно поэтому работа с 44 Федеральным Законом и грамотное его применение – залог стабильности. Но это не точно.

Расторжение контракта чем-то похоже на супружеский развод. Причины для него во многом схожи, но каждый раз ситуация уникальна. Однако, ошибки, совершаемые сторонами, скрепленными государственным контрактом, во многом однообразны и одинаково грустные.

В нашей статье мы попытаемся разъяснить как грамотно и точно провести процедуру одностороннего расторжения контракта, объяснив это максимально простым языком. Одностороннее расторжение это ваша защита на случай столкновения с недобросовестными действиями другой стороны.

Опытные участники понимают, когда можно вести переговоры, а когда их ведение лишь вредит. Однако, несмотря на то, что расторжение называется односторонним, это совсем не означает, что другая сторона никак не может участвовать в данном процессе – напротив: существует определенный порядок, нарушение которого может привести к признанию одностороннего расторжения незаконным.

ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА:

Кто-то с кем-то что-то не поделил, или не смог найти общий язык? В процессе исполнения возникли неразрешимые противоречия в оценке действий сторон договора? Возможно вы, столкнулись с тем, что Исполнитель грубо и неоднократно нарушил сроки исполнения взятых на себя обязательств? (подробнее см. п.15 ст.95) Неважно почему, но если Вы хотите немедленно расторгнуть контракт, для начала убедитесь в следующем:

- ваш контракт предусматривает одностороннее расторжение

Можно заключить государственный контракт без возможности одностороннего расторжения. В таком случае, расторжение возможно только через суд.

- вы действительно уверены, что уведомили Исполнителя

Для этого необходимо внимательно ознакомиться с текстом самого контракта, что в обычном состоянии человеку несвойственно. Ваш контракт обязательно содержит в себе сведения о порядке уведомления сторон.

Пример: Вы заключили контракт на поставку товара партиями по заявке. Заявки вы высылаете на электронную почту Поставщику, однако товара нет. Вы высылаете на электронную почту Поставщику претензию, однако ответа и товара по-прежнему нет. Вы принимаете решение о расторжении, и высылаете его на электронную почту Поставщику и через 10 дней, не дождавшись ответа, расторгаете контракт, выкладывая в ЕИС сведения о расторжении.

Однако, Поставщик, подает в суд на вас и побеждает, поскольку доказывает что не получал от вас никаких писем. На ваши аргументы и скриншоты, свидетельствующие об отправке писем, он заявляет, что данный ящик не имеет к нему никакого отношения. Контрактом не оговорена переписка по электронной почте, либо есть условие, согласно которому вся электронная переписка должна в обязательном порядке дублироваться на бумажном носителе.

Часто Заказчик ведет деловую переписку небрежно, без надлежащего оформления. Помните, простое письмо на электронный адрес, если это не оговорено контрактом, не имеет юридической силы. Конечно, исхитрившись, можно попытаться доказать что имело место надлежащее уведомление (для этого надо доказать что адрес электронной почты имеет публичный характер и принадлежит именно Поставщику и т.д.), но надо ли создавать лишние сложности, чтобы потом доказывать что скан письма без печати и подписи ответственного лица, отправленный на почту стороннего менеджера, это и есть надлежащим образом оформленная заявка?

Важно: расторжение дело ответственное, поэтому только «хардкор» – только бумажное письмо с уведомлением на юридический адрес. Все телефонные разговоры, связанные с контрактом, только под запись (можно записывать без уведомления другой стороны).

- вы поставили товар на ответственное хранение и уведомили об этом

При обнаружении недостатков, вы обязаны поставить товар на ответственное хранение, уведомив при этом Поставщика. Сделайте это незамедлительно, поскольку, не взяв товар на ответственное хранение (на бумаге) вы подвергаете себя риску вины за состояние и качество товара.

- вы действительно уверены, что нарушение сроков это существенное нарушение

Если контрактом не оговорены, какие сроки являются для вас существенными, то вряд ли можно расторгнуть контракт за просрочку исполнения обязательств. Обычно в условиях контракта оговаривается, после какого периода ожидания Заказчик вправе осуществить расторжение.

Если вы надлежащим образом направили Поставщику заявку на поставку товара, или контрактом строго оговорены сроки выполнения работ/услуг, можете высылать претензию только при достижении критических значений (обычно 30 дней). Если сроки выполнения работ не оговорены, вы обязаны начислить пени, но не расторгать контракт. Другой случай, если сроки нарушены неоднократно: при таких обстоятельствах вы имеете право расторжения.

- вы сами не нарушили условий

Приемка результатов работы или товара, дело рутинное, но в то же самое время не лишенное творческого потенциала. Убедитесь, что вы приняли товар в надлежащие сроки и провели проверку качества надлежащим образом. Так же позаботьтесь о грамотном составлении акта о выявленном нарушении. Сам акт о выявленных недостатках, нужно направить вместе с решением о расторжении.

Важно: если вы включили в текст контракта ссылку на инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (П-7) и количеству (П-6), утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966, то действуйте в строгом соответствии с ней. Любое нарушение сроков и порядка уведомления будет рассматриваться судами высшей инстанции как причину в отказе удовлетворении интересов стороны, нарушавшей инструкцию.

В случае, когда решение было принято, оно должно быть размещено в течение 3-х рабочих дней в ЕИС и направлено поставщику надлежащим образом. После уведомления (подробнее см. п.12. ст. 95 – дата уведомления это не момент направления вами письма, а момент его получения/неполучения Исполнителем) вы отсчитываете 10 дней и на 11 день, при не устранении нарушения, контракт считается расторгнутым. Берите калькулятор, считайте пени и штраф, подавайте досудебную претензию и не забудьте направить в сведения о включении Исполнителя в РНП.

ДЛЯ ПОСТАВЩИКА:

Если вы поставщик, вы так же имеете право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если это право есть у Заказчика, даже если это не оговорено текстом контракта. В вашем случае все проще: если Заказчик нарушает существенные условия контракта, (в том числе неоднократно, сроки оплаты) у вас есть право удивить Заказчика односторонним расторжением контракта. Порядок уведомления точно такой же как у Заказчика, за той лишь разницей что вы ничего в ЕИС не размещаете. Удивительно, но Заказчик не всегда знает, что делать в таких случаях.

Важно помнить, что любое нарушение допущенное Заказчиком, не зафиксированное вами на бумаге или иным образом, не имеет никакой доказательной силы.

Резюме:

Если вы хотите расторгнуть контракт в одностороннем порядке, дружите со ст. 95 . Если вы обнаружили в тексте вашего контракта что-то связанное с СССР и П-6 и П-7, будьте КРАЙНЕ внимательны к срокам и уведомлениям (см. практику судов высшей инстанции).

Определение ВС от 24 октября 2017 г. по делу № А07-9954/2016
Определение ВС от 12 октября 2015 г. по делу № А28-14637/2013
Определение ВС от 16 марта 2015 г. по делу № А59-5567/2013
Определение ВАС РФ от 12.04.2013 N ВАС-3489/13 по делу N А21-2740/2012.
Определение ВАС РФ от 05.07.2012 N ВАС-8673/12 по делу N А27-3941/2011;
Определение ВАС РФ от 05.03.2012 N ВАС-1816/12 по делу N А56-73083/2010;
Определение ВАС РФ от 11.04.2011 N ВАС-4823/11 по делу N А32-2862/2010-21/40;
Определение ВАС РФ от 23.03.2011 N ВАС-2781/11 по делу N А41-6481/10;
Определение ВАС РФ от 26.11.2010 N ВАС-16010/10 по делу N А56-17686/2009;
Определение ВАС РФ от 15.09.2010 N ВАС-12245/10 по делу N А31-3296/2009;
Определение ВАС РФ от 16.08.2010 N ВАС-10410/10 по делу N А76-27471/2009-16-799/8;
Определение ВАС РФ от 04.05.2010 N ВАС-5361/10 по делу N А32-22020/2009-35/503;
Определение ВАС РФ от 21.04.2010 N ВАС-4586/10 по делу N А63-64/09-С2-12;
Определение ВАС РФ от 18.03.2010 N ВАС-2907/10 по делу N А32-27540/2008-62/409;
Определение ВАС РФ от 16.03.2010 N ВАС-2784/10 по делу N А50-5974/2009;
Определение ВАС РФ от 05.03.2010 N ВАС-2322/10 по делу N А32-26907/2008-32/415.
Определение ВАС РФ от 01.10.2009 N ВАС-12301/09 по делу N А62-2129/2008
Определение ВАС РФ от 03.09.2009 N ВАС-11268/09 по делу N А63-3515/2008-С2-26
Определение ВАС РФ от 19.06.2009 N ВАС-7315/09 по делу N А10-2453/08
Определение ВАС РФ от 11.11.2008 N 14418/08 по делу N А76-26105/2007-17-304/38

Сфера обеспечения государственных и муниципальных нужд постоянно требует пристального внимания и тщательной регулировки с законотворческой точки зрения в силу своей специфичности.

Но прежде напомним, что основными участниками рассматриваемых правоотношений являются:

  • заказчик, представляющий федеральные, региональные или муниципальные интересы;
  • исполнитель - компания, победившая в торгах.

Основным средством, регулирующим хозяйственные отношения указанных сторон, выступает договор. При разработке условий договора участники, в свою очередь, обязаны опираться на актуальную нормативно-правовую базу, которую на сегодняшний день составляют:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Оба нормативных актов предусматривают вынужденную меру защиты управомоченных сторон договора против контрагентов, не исполняющих условия контракта. В их числе:

И если подход к средствам борьбы с недобросовестным подрядчиком можно счесть надлежащим, то единоличное прекращение договорных обязательств заказчиком нуждается в более взвешенном подходе со стороны законотворцев в связи с недостаточной проработанностью современных правовых механизмов.

Причины расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком

Вышеуказанные законодательные акты и, в частности Закон № 44-ФЗ презентован в качестве способа устранения коррупционной составляющей из сферы государственных закупок. Так, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны заказчика на законодательном уровне предустановлены основания для единоличного досрочного расторжения договора. Часть из них зависит от компетентности и добросовестности поставщика:

  • существенные нарушения исполнения взятых на себя поставщиком обязательств;
  • исполнитель предоставил ложную информацию о своей деятельности и не соответствует уровню, предъявляемому к участникам государственных торгов.

Кроме того, некоторые основания для одностороннего расторжения контракта заказчиком проистекают из самого документа:

  • право сторон на однонаправленное расторжение контракта должно быть указано в самом контракте;
  • в иных случаях указанное право неразрывно связано с юридической конструкцией самого договора.

Методы регулирования рассматриваемого вопроса проистекают из буквального понимания термина «одностороннее расторжение». Это означает следующее:

  • сделка окончательно прекращена с того момента, когда противоположная сторона получила надлежащее уведомление о решении по расторжению договора;
  • для применения своих прав сторона, решившая прекратить договорные отношения, не нуждается в обращении в суд, равно как не требуется согласие «отказного» контрагента.

При этом нельзя не заметить, что нормы Закона № 44-ФЗ содержат возможность для реализации легальных схем, способных полностью устранить законную конкуренцию. В частности, этому способствует право заказчика на одностороннее расторжение контракта, в ряде случаев практически ничем не ограниченное.

Расторжение контракта заказчиком по 44 ФЗ и ГК РФ

Так, буквальное понимание некоторых статей Закона № 44-ФЗ позволяет клиенту пользоваться основаниями для одностороннего отказа, предусмотренными Гражданским кодексом и в частности статьей 717. При этом реализация этого права сопровождается следующими особенностями:

  • не требуется наличие вины со стороны исполнителя.
  • расторжение же контракта заказчиком допускается на любом этапе исполнения договора до сдачи окончательного результата работ.

Как подтвердило Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ, Гражданский кодекс императивно установил право сторон на однонаправленный отказ от исполнения договора, и это право не может быть ограничено соглашением участников договора.

Это означает, что если стороны заключили договор, отвечающий следующим условиям:

  • указано право заказчика на единоличное прекращение контракта;
  • но не содержится никаких ограничений этого права,

заказчик может в свободном порядке расторгнуть заключенный договор с подрядчиком, выигравшим аукцион на оказание услуг для государственных нужд. В этом случае даже санкции, применяемые к заказчику в других ситуациях, могут оказаться неэффективными. Рассмотрим их подробнее, это:

  • право поставщика на отзыв решения заказчика в случае устранения поставщиком ошибок, повлекших за собой расторжение контракта.

Очевидно, что воспользоваться этим правом не удастся, поскольку заказчик может не предъявлять к подрядчику никаких требований и не называть причин расторжения договора.

  • право поставщика на возмещение убытков, причиненных подобным решением.

Сложность в применении этого права заключается в следующем:

  • убытки - достаточно труднодоказуемая правовая категория;
  • в случае удовлетворения иска убытки оплачиваются из соответствующего бюджета, а не лично заказчиком;
  • разработана оптимальная схема минимизации этих расходов за счет расторжения контракта в самом начале реализации сделки.

Иными словами, несмотря на то, что законодатель лишил заказчика возможность самому выбирать подрядчика, он все же оставил представителям государственной власти методы манипулирования рынком исполнения заказов для государственных нужд.

Обжалование одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Поскольку одностороннее расторжение контракта в юридической практике рассматривается как сделка, то, как любую другую сделку, его можно оспорить в судебном порядке. Обжалованию чаще всего подвергаются следующие действия госзаказчика:

  • нежелание заказчика забрать решение об отказе в случае устранения выявленных нарушений по исполнению контракта в установленные законом сроки.

В этом случае следует помнить, что удовлетворение иска по данному поводу само по себе еще не означает восстановления договорных отношений.

  • обязательное внесение «отказника» в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Этот факт не может не сказаться на карьере поставщика в сфере государственных закупок. Односторонний отказ заказчика от исполнения контрактных обязательств влечет за собой не только материальный ущерб, но и наносит вред деловой репутации исполнительного подрядчика. Главная трудность может заключаться в определении предмета оспаривания, в случае если заказчик воспользовался правом расторжения договора без указания причин.

Кроме того, решение о включении компании в РНП выносит антимонопольная служба, а значит, существует необходимость в обжаловании не только действий заказчика, но и приговора ФАС. При этом правовая практика свидетельствует о необходимости выполнять все обязательства по расторгаемому договору и устранению недочетов, на которые указывает заказчик, вплоть до возбуждения производства по иску. Это связано с проверочными действиями представителей антимонопольной службы на предмет:

  • надлежащего исполнения работ по спорному контракту,
  • мер, которые предпринимались для ликвидации причин расторжения договора.

Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта: правовая помощь

Как видно, оспаривание неправомерных действий представителей государственного заказа возмездного оказания услуг достаточно трудоемко и требует привлечения значительных отраслевых знаний, обширного опыта, навыков и деловых связей.

Учитывая заведомое неравенство переговорных возможностей поставщика и заказчика, имеет смысл говорить об актуальности квалифицированной юридической помощи для более слабой стороны, т.е. подрядчика. МЮЦ «Адвокат Дигин, Воротников и партнеры» несколько лет оказывает стабильную юридическую поддержку в ситуациях злоупотреблений со стороны заказчика, противоречащих самой идее законодательства о государственных закупках - создание стимула для участия в них.

Сайт компании по оказанию юридических услуг юридическим лицам:

В случае активного участия в госзакупках, у участника размещения заказа может появиться потребность в одностороннем расторжении договора. Расторжение контракта по инициативе участника размещения заказа (УРЗ) в рамках 44 ФЗ вполне реально. В этой публикации мы разберем особенности одностороннего расторжения контракта (далее ОРК).

1. Расторжение контракта в одностороннем порядке: при каких условиях это возможно

Итак, согласно 44 ФЗ в одних случаях, заказчик обязан, а в других имеет право на одностороннее расторжение договора, если соответствующий пункт присутствует в контракте. Поставщик тоже имеет аналогичное право. Данный вопрос регулируется не только 44-ФЗ, но и ГК РФ.

У заказчика однозначно возникает обязанность расторгнуть госконтракт, если ему стало известно о предоставлении неверных сведений от поставщика в отношении себя или поставляемого товара (услуги или работы) при составлении заявки на торги или подписании госконтракта.

Такая же обязанность возникает при обнаружении несоответствия поставщика (исполнителя) или товара (работы, услуги) требованиям документации (ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

Возникновение права на одностороннее расторжение договора у поставщика законодатель поставил в зависимость от факта: предоставляется ли такое право контрактом заказчику (ч. 19 ст. 95 44-ФЗ). Следовательно, в зависимости от положений госконтракта его либо можно расторгнуть односторонне каждой из сторон либо нет.

2. Расторжение контракта в одностороннем порядке: причины согласно закону

Причины возникновения права на одностороннее расторжение договора можно разделить на две группы.
Во-первых это обстоятельства, возникнувшие уже во время исполнения госконтракта, когда они мешают его исполнению. Такое изменение ситуации, при котором дальнейшее исполнение не имеет смысла и уже не нужно. Заказчик по каким-то причинам уже не заинтересован в предмете закупки или в продолжении работ и их результате. Причиной со стороны поставщика может стать невозможность исполнения госконтракта. Например то, что единственный производитель отказался от производства товара и его невозможно закупить, а срок годности небольшой и товарных запасов пригодных для использования у поставщиков уже нет. Также эквивалент отсутствует, либо поставка эквивалента не допускается. При таких ситуациях можно попробовать достигнуть двустороннего соглашения о расторжении, а при невозможности, придется расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Вторая группа условий, при которых поставщик может рассчитывать на законное расторжение контракта в одностороннем порядке, это перечисленные ГК причины для конкретных видов договоров (ч.19 ст. 95 44-ФЗ). Здесь нам придётся обратиться к ГК РФ. Преимущественные виды договоров, заключаемых по результатам гостендеров это подряд (также и стройработы). Согласно ГК односторонний отказ от исполнения контракта не предусмотрен. Это осуществимо только строго в определенных случаях. В случаях, когда имеется факт существенного нарушений условий госконтракта другой стороной. По подрядным договорам причиной для одностороннего отказа от оказания контрактных обязательств поставщиком может быть неисполнение встречных обязательств заказчиком: не предоставление техдокументации (проекта со всеми изменениями), материалов, оборудования (в случае их предоставления заказчиком по требованиям договора).

Также причиной может стать наличие обстоятельств, говорящих о том, что исполнение госзаказчиком своих обязательств в сроки, установленные договором невозможно (часть 1 ст.719 ГК РФ, ст. 328 ГК РФ). В таких случаях необходимо направлять письма госзаказчику с уведомлением о необходимости устранить нарушения, предоставить документы (материалы, оборудование) с фиксированием сроков и указанием на свое право на расторжение договора в одностороннем порядке.

Вся корреспонденция, переписка впоследствии будет обосновывать правомерность отказа поставщика от выполнения договорных обязательств. В случае выполнения госконтракта на поставку материалов, условием для такого расторжения будет служить просрочка оплаты или её отсутствие, либо не выборка товаров несколько раз (часть 3 ст. 523 ГК РФ). По контракту на поставку может быть предусмотрена поставка товаров либо единовременно, либо заранее определенными партиями или на основании заявок заказчика.

В таком случае, если госзаказчик отказывается своевременно принимать товары неоднократно (например, не готов принять из-за отсутствия складских площадей), у поставщика возникает право на односторонне расторжение договора. Каждый такой факт и его неоднократность нужно фиксировать в документах.

При значительном увеличении цены ТРУ сторонних лиц, предоставляемых поставщику в рамках исполнения контракта, если это нельзя было предвидеть при подписании контракта, подрядчик может настаивать на соответствующем повышении цены, а при отказе заказчика исполнить это требование – расторжении договора (ст. 451, часть 6 ст. 709 ГК РФ). Цена контракта, заключаемого по 44 ФЗ является твердой и ни при каких условиях у заказчика нет полномочий её значительно увеличить (более 10%). Это может стать причиной разрыва договора поставщиком.

3. Алгоритм действий поставщика при одностороннем расторжении договора по 44 ФЗ

Процедура расторжения в одностороннем порядке чётко регулируется законом. Сначала нужно оформить документом принятие решения об одностороннем отказе от выполнения контракта. Затем даётся три дня чтобы направить отказ от выполнения госконтракта в адрес заказчика, с приложением документов, обосновывающих отказ.

Адрес необходимо брать из контракта. Если в госконтракте указан и юридический (адрес местонахождения) и почтовый адреса, то направляем по двум этим адресам. Заказчик может указать в контракте иные способы переписки: обмен электронными сообщениями, возможно даже с обязательным подписанием электронных документов электронной цифровой подписью. При направлении уведомления следует учесть все способы направления информации заказчику. Законодатель четко урегулировал последовательность направления уведомления об одностороннем отказе. Уведомление следует отправлять с использованием нескольких видов связи: заказным письмом с уведомлением о вручении, факсом, также на электронную почту заказчика, других видов связи, при помощи которых осуществляется фиксация получения письма. При направлении факса необходимо распечатать отчет об отправке, а электронное письмо отправлять с уведомлением о прочтении. Проще говоря, направляем уведомление по всем известным реквизитам, указанным в договоре.

После истечения десятидневного срока с даты документального подтверждения вручения письма (квитанции) решение участника размещения заказа об одностороннем отказе договора вступает в силу и контракт считается расторгнутым.

Для правильности исчисления сроков надлежащего уведомления следует учесть, что датой отсчета срока будет день, когда исполнителю госконтракта вручили документальное подтверждение (уведомление) о получении госзаказчиком письма. То есть момент, когда у исполнителя появились точные сведения о доставке уведомления адресату.

Затем госзаказчик размещает сведения об одностороннем расторжении договора в реестре контрактов в ЕИС (сайт гос. закупки). Указанная информация должна быть размещена на соответствующем сайте в течение одного для после даты расторжения госконтракта.

Подводя итог, выделим ключевые моменты статьи:

  • Исполнитель контракта имеет возможность выступить инициатором «разрыва» госконтракта, также как и госзаказчик
  • Разорвать госкотракт можно только, зафиксирован факт невыполнения существенных условий госконтракта
  • Госконтракт юридически считается расторгнутым после десяти дней после передачи стороне документального решения об ОРК
  • Госзаказчик размещает сведения в ЕИС об ОРК в установленные сроки

Расторжение договора в одностороннем порядке — одна из самых актуальных тем в гражданском праве. Однако расторжению договора в одностороннем порядке должны предшествовать определенные правовые процедуры. О том, как правильно осуществить одностороннее расторжение договора, мы расскажем в нашей статье.

Чем отличается одностороннее расторжение договора от отказа исполнять обязательство?

Несмотря на то, что вопрос расторжения договора в одностороннем порядке тщательным образом рассмотрен законодателем и успешно применяется в судебной практике, у правоприменителей все равно возникает множество вопросов.

Связано это с тем, что в вопросе регулирования некоторых узкоспециализированных сделок Гражданский кодекс не останавливается подробно на расторжении, в связи с чем применяются общие нормы, относящиеся ко всем договорам. Но зачастую эти нормы вводят в заблуждение. Одно из самых актуальных — уравнивание расторжения договора в одностороннем порядке и отказа от исполнения обязательств одной стороной.

На самом деле это два разных понятия, которые имеют различную правовую базу в регулировании. Так, односторонний отказ от обязательств вполне возможен в сфере предпринимательской деятельности. Более того, очень часто это условие прописывается в тексте сделки (если нет — только в случаях, предусмотренных законом). А вот одностороннее расторжение допускается через обращение в суд.

Кроме того, у данных терминов различные правовые последствия.

Если мы имеем в виду одностороннее расторжение, то, несмотря на вступивший в законную силу акт суда, вторая сторона вправе требовать от контрагента исполнения обязательств.

А вот односторонний отказ от исполнения обязательств такое правомочие исключает.

Основания для одностороннего расторжения договора в ГК РФ

Первое основание заключается в следующем: если законом или соглашением предусмотрен вариант одностороннего расторжения договора, такой договор считается расторгнутым.

Второе основание — существенное нарушение условий сделки второй стороной.

Существенным нарушением законодатель называет ситуацию, когда одна сторона может понести такой ущерб, при котором может лишиться всего, что планировала получить при совершении сделки.

Третье основание — существенное изменение обстоятельств. Это означает, что обстоятельства изменились таким образом, что если бы стороны могли это предугадать, то договор вообще не был бы подписан.

Это перечень оснований для одностороннего расторжения договора ГК РФ, которые могут быть применены для всех сделок. Однако в нормах гражданского законодательства предусмотрены и специальные случаи для каждого конкретного договора.

Существенное изменение обстоятельств как причина расторжения договора

Ни для кого не секрет, что при заключении сделок каждая из сторон старается просчитать для себя все риски и получить максимальную прибыль. Безусловно, это одно из правил предпринимательской деятельности, но как быть в ситуации, когда внешние обстоятельства изменились настолько, что стороны не то что прибыль не получат, но и в убытке останутся? Ответ один: срочно расторгать договор!

Не знаете свои права?

Это правильно. Но вполне возможен вариант, когда одну из сторон все будет устраивать, и она откажется от расторжения. Тогда второй стороне придется идти в суд.

Например, К. и С. заключили договор аренды склада на длительный срок, прописав в условиях, что плата за аренду будет фиксированной, и не предусмотрели никаких вариантов ее изменения. Это было выгодно арендатору, так как он подстраховал себя от инфляции и возможного повышения цен. Наступает финансовый кризис, и арендодатель заявляет о том, что сумма платы ничтожно мала и надо составить соглашение к договору о ее изменении. Арендатор, естественно, отвечает, что его все устраивает. К. идет в суд, но судья отказывает в удовлетворении иска, объясняя это тем, что таким императивным условием договора стороны взяли на себя ответственность за то, что обстоятельства могут измениться.

Так что же, выходит, статья 451 Гражданского кодекса неприменима на практике?

Не стоит делать однозначных выводов. Суды применяют положения данной статьи при одновременном соблюдении 4 условий:

  1. Когда заключалась сделка, стороны были уверены, что кардинально ситуация не изменится.
  2. Обстоятельства возникли по причинам, которые от воли заинтересованной стороны не зависели.
  3. Из текста документа и обычаев делового оборота не следует, что на сторону может быть возложен риск изменения обстоятельств.
  4. Дальнейшее исполнение договора без изменения условий было бы невыгодно для сторон.

Одностороннее расторжение договора, образец уведомления о расторжении договора

Есть 2 варианта расторжения договора в одностороннем порядке:

  1. Внесудебный.
  2. Судебный.

Начнем с первого.

Для начала мы выбираем основание для расторжения договора и составляем уведомление (См.: Как составить письмо (уведомление) о расторжении договора (образец)? ). По общему правилу, оно направляется контрагенту, и сторона, которая его направила, ждет ответа. Ждать надо недолго: либо в течение срока, указанного в договоре или уведомлении, либо в течение 30 дней.

Если на ваше уведомление отвечают и соглашаются расторгнуть договор, то должно быть составлено соглашение о расторжении.

Законодатель четко говорит о том, что соглашение о расторжении договора должно быть составлено в той же форме, что и сам договор. Больше никаких требований к этому документу не предъявляется, из чего можно сделать вывод о том, что составляется он в произвольной форме и содержание его зависит лишь от воли сторон.

Итог: соглашение подписано, договор расторгнут.

Второй вариант — судебный порядок.

Если вы направили уведомление о расторжении контрагенту, а он не отвечает в положенный срок, то вы вправе обратиться с заявлением в суд.

Правовые последствия расторжения договора

Итак, договор в одностороннем порядке расторгнут. Что же дальше?

Во-первых, с момента расторжения договор перестает действовать. Исключение составляют лишь длящиеся обязательства.

Но с какого времени договор прекращает действие?

  • С момента, когда подписано соглашение о расторжении (при внесудебном решении вопроса).
  • С момента, когда акт суда вступил в законную силу (при обращении в суд).

Во-вторых, если договор касался передачи в собственность какой-либо вещи, а в ответ гарантировалось встречное исполнение обязательства, то расторжение такого договора приводит к тому, что вещь придется вернуть прежнему хозяину. В противном случае это будет считаться неосновательным обогащением.

В-третьих, все правила о начислении неустойки, пени и т. д. будут действовать до тех пор, пока обязательство не будет исполнено.

Итак, такое расторжение возможно. Более того, в связи с последними событиями в финансовой сфере такой вариант прекращения взаимоотношений получил довольно большое распространение. Однако для того, чтобы грамотно совершить данное юридическое действие, стоит более подробно изучить судебную практику.