Географическая оболочка и ее особенности

Все оболочки Земли тесно взаимосвязаны между собой. В результате этого взаимодействия верхние слои литосферы, нижние слои атмосферы, биосфера и гидросфера образовали особую среду – географическую оболочку .

Свойства географической оболочки:

1. В пределах географической оболочки вещества находятся в трех состояниях

2. В ее пределах существует жизнь

3. В ней протекают различные круговороты

4. Главным источником энергии выступает Солнце

Рис. 1. Схема географической оболочки

Рис. 2. Этапы развития географической оболочки

Природный комплекс

В пределах географической оболочки ее компоненты постоянно взаимодействуют между собой, образуя природные комплексы.

Рис. 3. Схема взаимодействия природных компонентов

Природный комплекс – сочетание природных компонентов на определенной территории, тесно связанных между собой.


Рис. 4. Схема природного комплекса и его компонентов

Примеры природных комплексов

Природные комплексы Земли очень разнообразны, они отличаются между собой растительным, животным составом, географическим положением, размерами, почвами, климатом и пр. Главным компонентом, влияющим на размещение природного комплекса, является климат.

Рис. 5. Виды природных комплексов

Самым большим природным комплексом является географическая оболочка Земли.

Воздействие человека на природу

Человек и его деятельность с развитием науки и техники, с увеличением численности населения всё больше оказывают воздействие на природную среду и ее компоненты. При этом нужно не забывать, что при изменении одного компонента природного комплекса изменяются и другие.

Рис. 1. Фабричные трубы

Поэтому использование природных благ человеком должно осуществляться бережно и разумно.

Рис. 2. Человек и природа: положительное взаимодействие

В связи с возрастающим влиянием человека на природную среду перед наукой и обществом возникают новые вопросы. Уже сейчас ученые думают, как снизить количество углекислого газа в атмосфере, как повторно использовать многие виды ресурсов, пытаются разработать новые источники энергии и многое другое.

Охранять природу – это не значит не использовать ее богатства и не изменять ее. Главное – аккуратно относиться к природе, экономно и бережно использовать ее ресурсы, не брать лишнего, развивать новые технологии, высаживать деревья, оберегать редкие виды флоры и фауны.

Организации по охране природы

В настоящее время существует множество международных организаций по охране и защите природы :

1. Всемирный фонд дикой природы (главная цель – сохранение биосферы).

Рис. 3. Эмблема Фонда дикой природы

2. Гринпис (основная цель – добиться решения глобальных экологических проблем).

3. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Рис. 4. Эмблема ЮНЕП

4. Всемирный союз охраны природы

5. Зеленый крест и др.

Возведение плотины

Когда на реке возводят плотину, создают водохранилище, тем самым увеличивают количество и объем воды выше по течению. Благодаря этому увеличивается влажность местности, может произойти заболачивание территории, появление новых растений и животных взамен прежних обитателей здешних мест. Таким образом, благодаря деятельности человека происходит изменение природного комплекса.

Красная книга

Красная книга представляет собой список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и грибов. В России эта книга издается в виде двух томов.

Рис. 5. Красная книга Республики Беларусь (растения)

День Земли

22 апреля – День Земли. В конце XX века отмечание этой даты стало международной акцией. В России День Земли празднуют с 1992 года.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты: М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

1.Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().

3.Geografia.ru ().

Понятие о природном территориальном комплексе

Что такое природный территориальный комплекс? «Комплекс» в переводе с латинского обозначает «сочетание», т.е. сочетание частей, составляющих единое целое. В природе существуют сочетания-сплетения 2х,3х и более элементов. Комплексы, состоящие из всех природных компонентов, называют полными природными территориальными комплексами (ПТК). Почему территориальными? Потому что каждый ПТК формируется в результате длительного взаимодействия всех компонентов на определенной территории.

В различных водоемах- морях, океанах, реках и озерах- также существуют ПК- их называют аквальными. Каждый ПТК занимает свой конкретный участок земной поверхности и имеет более или менее выраженные на местности границы.. Эрозионные ПТК- речные долины, балки, овраги и т.д.

От рельефа, состава горных пород и климата зависит разнообразие ПТК на нашей планете. Неотъемлемой частью ПК ста и человек со своей хозяйственной деятельностью.

Отчего зависят свойства ПТК? Количество солнечного тепла, поступающего на Землю в разных широтах, неодинаково. Соответственно, происходит закономерная смена ПК с севера на юг, проявляющаяся в законе географической зональности: изменение природных условий от полюсов к экватору, обусловлено широтными различиями в поступлении на поверхность Земли солнечной радиации.

Но очень часто природное разнообразие проявляется на одной географической широте при одинаковом поступлении солнечного тепла. В зависимости от влияния азональных (незональных) факторов (геологическое строение и рельеф), на одной широте могут встретиться совершенно разные по свойствам и облику ПТК. следовательно в образовании природных комплексов участвуют как зональные, так и азональные факторы

Какие бывают ПК? Самый крупный ПК - Географическая оболочка, т.е. вся земная поверхность, которая состоит из множества разнообразных ПТК. Все ПТК обладают иерархичностью (от греч. Иерархия – «служебная лестница»), т.е. все ПК состоят из множества ПТК и могут входить в состав более крупных.

Устройство географической оболочки можно сравнить с устройством матрешки: самая крупная «матрешка» – географическая оболочка, ландшафт. «матрешка» поменьше – материки и океаны. След. «матрешка» - физико-географическая страна (ПК, по размерам соотносимый с Вост.-Европ. равниной или Уральскими горами).

Для чего проводят физико-географическое районирование? Изучение различных ПТК, их соподчинение и установление границ. Выявление закономерности пространственного размещения отдельных районов (крупных ПТК). Пример районирования: карты природных зон России. Изучение размещения ПТК имеет большое практическое значение, т.к. от его свойств зависят условия проживания и хозяйственная деятельность человека.

Почему нельзя нарушать целостность ПТК? Целостность- единство ПТК, обусловленная тесной взаимосвязью его компонентов; не механическая сумма компонентов, а качественное новое образование, развивающееся как единое целое и обладающее своими особенностями. В пределах ПТК все компоненты тесно связанны между собой и в течение длительного времени приспособились друг к другу. При изменении одного компонента может возникнуть «эффект домино», т.е. может возникнуть целая цепочка последствий, затрагивающая свойства всего природного комплекса

Целостность ПК достигается круговоротом вещества и энергии. Потоки вещества и тепла (энергии) являются механизмом, связывающим различные части ПТК в одно целое. В этом «обмене» активную роль играют и животные. Связанны не только компоненты внутри ПТК, но и сами комплексы между собой.

Как ритмичность ПТК влияет на ритм жизни человека? От поступления солнечного тепла зависит повторяемость во времени тех или иных явлений. Это свойство ПТК называется ритмичностью. Знание его очень важно для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Какое значение имеет устойчивость ПТК? Устойчивость против различных воздействий среды- это такое свойство ПТК, которое позволяет им противостоять натиску различных внешних сил, включая деятельность человека. Резкие изменения в погоде и климате, нашествие вредителей и т.п. приводят к отдельным изменении компонентов, но не затрагивают целостности всего ландшафта. Это очень важная закономерность ПК.

Устойчивость ПК имеет свои пределы. Разные ПТК обладают разными возможностями защиты. В малоустойчивых ПТК малейшие нарушения ведут к непоправимым последствиям. С помощью знания механизмов устойчивости можно предвидеть возможные изменения в природе и давать географические прогнозы последствий хозяйственной деятельности человека в тех или иных ПТК. Если бы ПТК не обладали устойчивостью, невозможной была бы сама хоз. деятельность человека.

Человек в ландшафте Хозяйственная жизнь человека влияет на ландшафт. Из-за этого в природе появились новые элементы, образование которых полностью связанно с жизнедеятельностью человека. Такие элементы называются антропогенными, а сами ландшафты – природно-антропогенными. Многие виды природно-антропогенных комплексов внешне практически ничем не отличаются от подобных им природных образований.

Какие бывают природно-антропогенные ландшафты? Распространенные природно-антропогенные ландшафты: Сельскохозяйственные Лесохозяйственные Промышленные

Почему городские и промышленные ландшафты особенно»агрессивны по отношению к окружающей среде? Потому что они являются источниками загрязнения окружающих ландшафтов и это сказывается на протяжении нескольких десятков километров.

Культурный ландшафт- это природно-антропогенный комплекс, сознательно созданный для практического пользования, постоянно регулируемый и охраняемый от неблагоприятного воздействия. За ним должен вестисть надлежащий уход Культурный ландшафт должен отличаться гармонией природы, человека и хозяйства, высокой культурой природопользования, основанной на научном знании. Пример: садово-парковые ландшафты.

В природе практически не осталось ландшафтов, не затронутых хозяйственной деятельностью человека. С каждым годом формируются новые образования природно-антропогенных ландшафтов.

В мире природы много всего интересного – разнообразные реки, ландшафты, почвы, животные и растения. Мы мало задумываемся о том, что все это можно определенным образом систематизировать. Время от времени я (как и вы) много слышал о природных районах, природных комплексах , но мало что понимал в этом, пока не решил разобраться . Ведь хочется же понять, где живешь! Ниже я поделюсь добытой информацией , и гарантирую: будет интересно!

Природный комплекс - особая зона

Как я уже говорил, в природном мире есть много разных элементов. Я перечислю тут основные:

Своеобразный винегрет из всех вышеперечисленных компонентов и образует природный комплекс. Типов и размеров природных комплексов очень много. Если говорить общей фразой, то природный комплекс это определенная зона, в рамках которой происходит взаимодействие природных компонентов, обусловленное закономерностями .


Наибольшим природным комплексом является географическая оболочка Земли. Примером же мелкого природного комплекса может послужить отдельно взятое озеро или морской залив . Природным комплексом может быть и горный массив, и целый океан, все зависит от того, насколько широко быть готовым систематизировать взаимодействие тех или иных факторов.


Как формируется природный комплекс

Выделяют 2 группы факторов, которые влияют на образование природных комплексов. К первой группе относятся т.н. зональные факторы , то есть те, которые зависят от нагревания Земли Солнцем. Их еще называют внешними факторами . Благодаря этой группе факторов образовались географические пояса, а также природные зоны.

Ко второй группе факторов относят азональные (внутренние) факторы . Это те, которые проходят внутри самой Земли. Говоря коротко, отмечу что результатом таких процессов стало формирование рельефа и общего геологического устройства Земли. В качестве примера природных комплексов, образованных внутренними факторами, я могу привести Кордильеры, Уральские горы, Альпы и прочие горные районы.

что такое природный комплекс

  1. это территория, которая обладает определнным единством природы, обусловленно общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в е пределах современными процессами. Также ПТК это закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, образующих системы разных уровней.Они бывают полные (из 6 компонентов) и неполные (из меньшего количества компонентов.
  2. Природный комплекс (природная геосистема, географический комплекс, природный территориальный комплекс) - закономерное пространственное сочетание природных компонентов, образующих целостные системы разных уровней (от географической оболочки до фации) ; одно из основных понятий физической географии. Обычно включает участок земной коры с присущим ему рельефом, относящиеся к нему поверхностные и подземные воды, приземный слой атмосферы, почвы, сообщества организмов. Между отдельными природными территориальными комплексами и их компонентами осуществляется обмен вещества и энергии.
  3. Природный комплекс - это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии.
  4. Природный комплекс - это взаимосвязь и взаимодействие природных компонентов, образующие природные комплексы разных рангов
  5. Природный комплекс Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны.
  6. Природный комплекс-взаимодействие природных компонентов: почва, растения, животные, климат, человек.
  7. ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС

    ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС
    от лат. complexus - связь, сочетание - совокупность природных предметов, явлений или свойств, образующих одно целое. П. к. - исторический предшественник понятия природная система. Термин применяется для обозначения: 1) любых взаимосвязанных явлений природы; 2) закономерных пространственных сочетаний (мозаик) почв, растительности, ландшафтов (напр. , солончаковые комплексы и т. п.) . П. к. более широкое понятие, чем напр. , ландшафт или ПТК, поскольку не содержит указаний ни на географичность, ни на территориальность, ни на полноту охвата компонентов.

  8. Природный комплекс - закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, находящихся в сложном взаимодействии и образующих единую неразрывную систему разных уровней от географической оболочки до фации.
  9. Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или ландшафтом. Основоположником отечественного ландшафтоведения заслуженно считается Л. С. Берг. Он определял природно-территориальные комплексы как области, сходные по преобладающему характеру рельефа, климата, вод, растительности и почвенного покрова. Можно выделить природные комплексы пустынь, лесов, степей и т. д. Л. С. Берг писал, что ландшафт (или природно-территориальный комплекс) есть как бы организм, в котором части обуславливают целое, а целое влияет на части.
    Размеры природно-территориальных комплексов различны. Самым крупным может считаться вся географическая оболочка, более мелкими материки и океаны. К самым мелким природно-территориальным комплексам могут относиться овраги, поляны, пруды. Важно то, что независимо от размера все компоненты этих комплексов тесно взаимосвязаны друг с другом.
    Причиной формирования природно-территориаль-ных комплексов выступают природные компоненты. Их принято подразделять на две группы:
    Зональные. Это внешние факторы, которые зависят от неравномерного нагрева Земли Солнцем. (Неравномерный нагрев объясняется шарообразностью нашей Земли.) Он изменяется в зависимости от географической широты: при движении от экватора к полюсам нагрев земной поверхности уменьшается. Благодаря зональным факторам образовались зональные природно-территориальные комплексы: географические пояса и природные (географические) зоны. Эти комплексы хорошо выражены на равнинах, где границы их простираются параллельно широтам. В горах и в глубинах океана зональные природно-территориальные комплексы изменяются с высотой или глубиной. Примером зональных природно-территориальных комплексов являются тундра, степи, тайга, зона смешанных лесов, альпийские луга в горах;
    Незональные (или азональные) . Это внутренние факторы, которые зависят от процессов, протекающих в недрах Земли. Результатом их является геологическое строение, рельеф. Благодаря незональным (азональным) факторам возникли азональные природно-территориальные комплексы, которые называются физико-географическими странами. Они выделяются по геологическому строению и рельефу, связанному с ним. Примерами азональных природно-территориальных комплексов (природных районов) являются Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Амазонская низменность, Кордильеры, Гималаи и др.
    Таким образом, наша Земля представляет собой систему зональных и азональных комплексов, причем азональные комплексы вместе с рельефом представляют собой основание, а зональные, словно покрывалом, перекрывают их. Соприкасаясь и проникая друг в друга, они образуют ландшафт часть единой географической оболочки.
    Природно-территориальным комплексам (ландшафтам) свойственно изменение во времени. Больше всего на них влияет хозяйственная деятельность человека. В последнее время (в рамках развития Земли) на планете начинают возникать комплексы, созданные человеком, антропогенные (греч. anthropos человек, genes рождение) ландшафты. По степени изменения они дифференцируются на:
    -слабоизмененные охотничьи угодья;
    -измененные пашни, мелкие поселения;
    -сильноизмененные городские поселения, крупные разработки полезных ископаемых, крупная распашка, вырубка лесов;
    -улучшенные санитарная расчистка лесов, парковая зона, зеленая зона вокруг крупных городов.
    Воздействие человека на

Информационная карта урока.

Класс 6.
Модуль (тема) Взаимосвязь оболочек
Тема урока “ __Природный комплекс____________________”
Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать , что уметь после урока) Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.)
1. Знать определение “ПК”, “компонент”, “Географическая оболочка”.

2. Знать классификацию ПК “от кочки до оболочки” (локальный, региональный, глобальный уровень ПК).

3. Уметь объяснять связи компонентов “ПК”.

1. Предметные цели:
– научить объяснять, описывать признаки географических объектов и явлений;
– научить применять знания, полученные на уроках географии в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

2. Цели, отражающие развитие ОУУН:
– научить самостоятельно приобретать новые знания;
– научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор, преобразование информации.

Опорные понятия, учебные действия Формируемые понятия, учебные действия.
Взаимосвязь земных оболочек, и их взаимодействие на примере ПК. Природный комплекс, природный компонент, географическая оболочка.
Диагностическое задание (как результат деятельности ученика)

Экспресс-диагностика в форме заданий:

  1. Убери лишнее/ Добавь недостающее
  2. Установи последовательность
  1. Знать определение “Природный комплекс”, “Природные компоненты”, “Географическая оболочка”.
  2. Научиться объяснять взаимосвязь компонентов “ПК”.
  3. Знать классификацию ПК.

Результат обучения:

  1. Личностный (образовательный):
    а) овладение на уровне общего образования закономерной системой географических знаний и умений, навыков их применения в различных жизненных ситуациях. ПК – единая система, в которой все его компоненты, взаимодействуя, влияют друг на друга, а именно: климат, рельеф, воды, почва, горные породы, растительный и животный мир.
    б) применение знаний, полученных на уроке, в личностном опыте, например на отдыхе.
  2. Метапредметный:
    способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
  3. Предметный:
    А) умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
    Б) умение обобщать знания о земных оболочках.

Ход урока

1. Организационный момент.

“Ничто не может быть выше той радости, которую доставляет нам изучение природы!”
И.В.Гете.

На уроках географии нам выпадает такая радость и сегодня мы рассмотрим ПРИРОДУ, как единый комплекс.

ПК – это тема нашего сегодняшнего урока. Какие объекты природы нас окружают (растения, животные…) – ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ (ЭТАП ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ!!) А можем ли мы сказать, что же такое ПК? Нет, так давайте попробуем сформулировать цели, которых мы должны достичь по итогам урока.

1. Что такое “ПК”. (Это комплекс, значит он должен состоять из каких-либо частей, как мы их назовем?
2. Компоненты.
3. Какие бывают ПК?
4. “От кочки до оболочки”.

2. Изучение нового материала.

Сейчас вы увидите примеры ПК, да-да, я заранее предупреждаю о том, что это ПК, объекты вам хорошо знакомы, и в результате просмотра попытайтесь сформулировать определение ПК.

Рис. 1: Африка.
Рис. 2: Евразия.
Рис. 3: Австралия.
Рис. 4: Южная Америка.
Рис. 5: Северная Америка.

Какие версии? Точнее нас интересует пТк, т.к. мы видим определенную территорию. Обратим внимание на слово ПРИРОДНЫЙ!!! Когда мы говорим ПРИРОДА, что же мы имеем в виду и что мы видим на изображении? Деревья, животные, вода, рельеф. Значит, мы можем самостоятельно составить определение ПК – территория, в пределах которой существует определенное закономерное сочетание компонентов природы.

Рис. 6: подтвердим определение, данное нами. Все верно. А теперь давайте посмотрим, какие же компоненты входят. Учитель записывает в виде цветка-схемы.

ЭТАП 2 и 3: моделирование и проектирование нового способа действия (в данном случае, ученики знакомы с оболочками Земли, элементами которых и является компоненты). В центре ПК, вокруг лепестки – компоненты: РМ, ЖМ (биосфера), рельеф, гор пор, п/и, почва (литосфера), вода (гидросфера), воздух (атмосфера).

Подтверждаем взаимосвязь компонентов.

Докажем, что компоненты действительно находятся во взаимосвязи. Учитель закрывает по очереди один из компонентов и ученики доказывает, что при изъятии из комплекса хотя бы одного компонентов, то комплекс нарушается.

Рис. 8: А теперь давайте посмотрим, какие еще примеры ПК мы можем назвать. ПК: лес, роща, поле, болото.
Рис. 9: тайга (природная зона).
Рис. 10: степь (пр зона).
Рис. 11: пустыня.
Рис. 12: высотная поясность.
Рис. 13: пруд.
Рис. 14: море.
Рис. 15: саванна.
Рис. 16: арктические пустыни.
Рис. 17: океан.

А теперь давайте вернемся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока и докажем, что оболочки действительно могут быть “от кочки до оболочки”.

Какие из рассмотренных примеров ПК были самыми маленькими.

А какое же место в ПК занимает человек?

ПК + человек = ПХК (природно-хозяйственный комплекс)

А теперь нам предстоит путешествие в один ПК.

ЭТАП 4: РЕАЛИЗАЦИЯ.

Работая в парах, но с общим заданием в ряд. Вам необходимо составить схему взаимодействия компонентов в ПК (склона, поймы, реки).

Проверка и коррекция, путем защиты работ учащихся.

Влияние человека на ПК “+” и “-”

Закрепление (контроль):

Убери лишнее и подумай, о каком ПК идет речь, а также определи его ранг:

  1. Торф, лягушка, подсолнух, вода, клюква, ил, воздух.
  2. Олень, карликовая береза, пингвин, мох, воздух, многолетняя мерзлота.

Добавь недостающее звено:

  1. Воздух, дельфин, кораллы, вода.
  2. Березы, ели, лоси, воздух.

Установи последовательность, начиная с наименьшего объекта:
Шельф, скважина, море, океан, гидросфера.

Установи последовательность, в порядке убывания:
Оазис, зона пустынь, барханы, Африка.

Домашнее задание: пар. 50, вопр. 2 (устно), 4 (письм).