ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Центр заочного и дистанционного образования

Контрольная работа

по дисциплине "Введение в специальность "ГМУ"

Челябинск 2009

Задачи

Задание 1.

Девяносто лет назад Анри Файоль писал: "Менеджер должен быть лидером, силой примера вести за собой подчиненных, вселять в них энтузиазм и вдохновлять на достижение общих целей организации. Необходимо широкое знание дела и широкое видение происходящего. Менеджер - это удивительное сочетание интеллектуальной мощи и эмоционального воздействия".

Что изменилось за 90 лет?

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", “управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, "управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других и это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы.

Таким образом, до сих пор определение менеджера Анри Файоля является актуальным, общий смысл остался прежний, до сих в процессе обучения управлению теории Файоля берутся за основу.

Задание 2.

Профессионально-личностная модель менеджера.

Задание.

1. Опишите схему.

2. Что вы вкладываете в понятые "эффективный менеджер".

Приведите примеры из практики российского менеджмента.

У каждого человека есть знания определенного уровня и какие-то личные способности. В процессе обучения управлению человек получает навыки анализа организации и мотивации, при этом он повышает свою личную культуру, развивает способности. В результате из него может получится неплохой менеджер.

Менеджер, ведущий управленческую деятельность, и стремящийся сделать карьеру развивает в себе волю, этику, лидерские качества и характер, а также умеющий видеть ситуации, обеспечить достижение цели, и осуществляющий постоянный самоменеджмент, в итоге становится эффективным менеджером.

Эффективный менеджер - это руководитель, который работает только в положительном режиме для организации. Он может настроить на нужную волну весь коллектив, чтобы получать максимальную отдачу. Он так же способен развивать инициативу подчиненных, предоставив им возможность полностью реализовать свое положение и способности, ценой отдельных ошибок, серьезность которых может быть существенно уменьшена при надлежащем контроле. Именно такой контроль и требуется от эффективного менеджера, поскольку он должен только правильно организовать работу.

Задание 3.

Найдите по различным справочникам, словарям, учебникам следующие определения следующих понятий: власть, влияние, делегирование, демократический стиль управления, информация, конкуренция, коммуникация, либеральный стиль управления, лидер, маркетинг, менеджмент, миссия, мотивация, организация, полномочия, стимул, стиль руководства, управление.

Власть - это право и возможность распоряжаться кем или чем-нибудь, подчинять своей воле. По своей форме власть может быть от тотальной (практически полное подавление свободы) до либеральной (частично ограничивающей свободу).

Влияние - действие, оказываемое кем (чем) - нибудь на кого (что) - нибудь, воздействие

Либеральный стиль управления - мягкое руководство, не стесняющее действия, инициативу подчиненных, предоставление им возможности проявить самостоятельность, раскрыть свои творческие возможности; основано на уважении к руководимому персоналу, людям.

Лидер - глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе.

Маркетинг - система организации хозяйственной деятельности, основанная на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации услуг.

Менеджмент - руководство социально-экономическими системами.

Миссия - роль, которую отводит себе организация в обществе (или индивидуальная личность ставит перед собой).

Полномочия - официально предоставленные должностному лицу права и обязанности в определенной сфере деятельности.

Стимул - побудительная причина, толчок; заинтересованность в совершении чего-нибудь.

Стиль руководства - обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей.

Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Задание 4.

Круглый стол "Дам совет".

Наташа вернулась к работе после перерыва, связанного с уходом за ребенком. После трех лет отсутствия она чувствует себя неуверенно, хотя являлась способным и квалифицированным работником. Что вы ей посоветуете?

Наташе надо начать с изучения новых инструкций, нормативных документов, вышедших за прошедшее время, освоить компьютерные программы на своем участке работы, не стесняться обращаться за помощью к коллегам по работе, после выполнения первого самостоятельного задания появится уверенность в своих силах.

Задание 5.

Перечислите факторы, влияющие на эффективную работу обувной (швейной, кондитерской) фабрики города. Какие факторы из перечисленных можно отнести к факторам ближнего (дальнего) окружения?

Факторы, влияющие на эффективную работу швейной фабрики
Внутренние факторы Внешние факторы
Профессиональный уровень рабочих Качество закупаемого сырья
Контроль за качеством готовой продукции

Надежность поставок

Наличие современного оборудования Конкуренция на рынке сбыта
Себестоимость производства продукции Кредиторы
Использование современных технологий

Экономическая и финансовая стабильность в стране

Затраты на рекламу

Налоговое законодательство

Износ оборудования

Задание 6.

Найдите по различным словарям, справочникам, учебникам определения следующих понятий: консорциум, холдинг, корпорация, концерн, акционерное общество открытого типа, акционерное общество закрытого типа, общество с ограниченной ответственностью .

Консорциум - временное договорное объединение фирм или фирм и правительств стран для осуществления конкретных экономических проектов; соглашение между банками или промышленными компаниями для совместного проведения финансовых операций.

Холдинг - корпорация или акционерная компания, управляющая или контролирующая деятельность одной или нескольких юридически самостоятельных компаний с помощью контрольного пакета акций контролируемых предприятий, которыми она владеет. При этом под контрольным пакетом акций понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления.

Корпорация - юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо).

Концерн - форма объединения промышленных, торговых, транспортных предприятий, финансовых и научно-исследовательских учреждений, характеризующаяся единством собственности и контроля, наличием технологических и производственных связей между предприятиями-участниками, меньшей диверсификацией.

Акционерное общество открытого типа - по законодательству РФ объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, акционеры несут ответственность по обязательствам общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций).

Акционерное общество закрытого типа - по законодательству РФ объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный фонд образуется только за счет акций учредителей. Все участники отвечают по обязательствам общества в пределах своих вкладов в его уставный капитал.

Общество с ограниченной ответственностью - по гражданскому законодательству РФ учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами. Участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Одна из организационно-правовых форм юридического лица.

Задание 7.

Тренировочное задание по муниципальной экономике.

менеджер файоль управление решение

Отдел по молодежной политике Ленинского района города Челябинска представил на утверждение в Управление по делам молодежи города план работы на текущий год, состоящий из перечня проводимых мероприятий, требующий финансирования и назначения ответственных за выполнение каждого пункта плана. Почему Управление план не утвердило?

Возможно причиной стало то что, составленный план предусматривает объемы финансирования мероприятий, значительно большие, чем были заложены в бюджете на текущий год.

Задание 8 .

Смоделируйте конкретную управленческую ситуацию, требующую от специалиста по государственному и муниципальному управлению принятия решения (единоличного или коллегиального).

Государственная организация проводит конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы (старший специалист 2 разряда).

Руководителем организации для проведения конкурса создана комиссия из 6 человек. В состав комиссии включены два независимых эксперта (специалисты из сторонних организаций). В ходе проведения конкурса выяснилось, что один из членов комиссии (независимый эксперт) является родственником одного из претендентов на вакантную должность, т.е. возникает ситуация, при которой личная заинтересованность члена конкурсной комиссии влияет или может повлиять на объективное вынесение решения по победителю конкурса на вакантную должность (конфликт интересов).

Какие меры должен предпринять руководитель конкурсной комиссии по предотвращению или урегулированию конфликта интересов?

Задание 9 .

Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

1. Критерием развития общества не является:

1) уровень развития науки;

2) степень удовлетворения личностью своих потребностей;

3) религиозные предпочтения общества;

4) состояние экономики.

2. Потребление зависит от:

1) законов, действующих в государстве;

2) вкусов и предпочтений потребителей;

3) уровня развития производства;

4) форм собственности.

3. Роспись доходов и расходов государства называется:

1) законом;

2) директивой;

3) указом;

4) бюджетом.

4. К мерам социальной защиты относятся:

1) антиинфляционное регулирование;

2) государственная налоговая система;

3) антимонопольная политика;

4) индексация доходов населения.

5. Экономическое развитие страны определяется:

1) ее бюджетом;

2) ВВП

3) расходами на образование;

4) количеством предприятий.

6. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением;

2) социальной дифференциацией;

3) социальной адаптацией;

4) социальным поведением.

7. Толерантность - это:

1) терпимость к чужому мнению, чужим убеждениям;

2) враждебное отношение к другим народам;

3) возвышение достоинств своей нации;

1) уровень образования человека;

2) степень влияния личности в обществе;

3) уровень профессиональной подготовки;

4) наличие таланта.

9. Государство, гарантирующее социальные права человека,

называется:

1) правовым;

2) демократическим;

3) высокоразвитым;

4) социальным.

10. Приспособление человека к социальной среде называется:

1) социальной деградацией;

2) социальной адаптацией;

3) социальным развитием;

4) социальным поведением.

11. Политика - это деятельность, связанная:

1) с культурой;

2) с властью;

3) с производством;

4) с моралью.

12. Политику осуществляют:

1) государство;

2) объединения граждан;

3) органы власти;

4) отдельные лица.

13. Власть опирается:

2) на силу;

3) на право;

4) на все вышеперечисленное .

14. Носителем политики не является:

1) отдельный человек;

2) спортивный клуб;

3) партия;

4) государство.

15. Политика, проводимая государством в отношении отдельной территории, называется:

1) внутренней;

2) перспективной;

3) социальной;

4) региональной.

16. Слово "бюрократия" переводится как:

1) власть народа;

2) власть стола;

3) власть элиты;

4) безвластие.

17. Деление власти на исполнительную, законодательную и судебную осуществляется для:

1) улучшения управления;

2) сосредоточения власти в одних руках;

3) осуществления взаимного контроля;

4) построения нового общества.

18. Признаком государства не является:

1) наличие аппарата управления;

2) наличие границ;

3) система права;

4) национальный состав.

19. К функциям государства не относятся;

1) политическое управление;

2) защита границ;

3) контроль над личной жизнью;

4) развитие культуры.

20. Верно ли суждение, что государство должно:

А. Сглаживать конфликты в обществе.

Б. Поддерживать только правящую элиту.

Варианты ответов:

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно А и Б;

4) оба верны.

Профессиональные ресурсы менеджера включают накопленный опыт практической управленческой деятельности и специальные знания.

Психологические ресурсы менеджера включают в себя стиль делового поведения и способ мышления. Источником этого ресурса является сама личность, заданная структурой базовых компонент, включающих способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и мотивацию.

План достижения цели – это перечень конкретных действий, четко запланированной
цели с указанием срока ее выполнения.

КПД (коэффициент полезного действия) – это аббревиатура сокращенных слов, применяемых в физике. Но можно КПД применить и в достижении цели, которое будет складываться из слов: Контроль + Планирование + Делегирование (Действие).

План достижения цели разбитый на шаги

1. Выбрать цель .
Если цель осуществиться в ближайшее время, то лучше держать в сознании. Если цель будет исполняться через год, 5 лет, то лучше записать в блокнот или в ПК.

Примеры:
С зарплаты купить выходную одежду — держите в памяти.
Планируете в следующем году приобрести дачу или машину — все действия письменно фиксируете.

2. Придумайте несколько вариантов скорейшего достижения цели .
Посоветуйтесь с друзьями, родственниками, как лучше исполнить свое желание.

Пример:
Откладывать денежные средства с каждой зарплаты, взять кредит, попросить у знакомых в долг под маленький процент или ждать наследство.

3. Выберите самый доступный путь достижения цели .

Пример:
Копить деньги ежемесячно и хранить в Банке. Ограничить себя во всем, позволять покупать вещи, обувь только в самых крайних случаях.

4. Разбейте на шаги .
Необходимую денежную сумму делите на количество месяцев, которые вы хотели откладывать в Банке. Определитесь числом вносимого вклада. Фиксируйте каждый вклад письменно. Возможно, будет квартальная премия, годовая.

5. Отслеживайте один раз в месяц накопившую сумму, т. е. результат сбережений .

Как составить план для достижения цели

Вы наверно, не однажды задумывались, имеют ли отличие слово цель и слово мечта. Конечно, имеют. У целей всегда есть планы, которые осуществятся в запланированные сроки. А мечта, остается долго мечтой, которая может забыться или выполниться в последнюю очередь.

Слово «кайдзен» с японского языка обозначает «изменение, улучшение». Это слово активно использовали в Японии в год подъема хозяйства, который называли феноменом или «чудом экономики». Способы «кайдзен» предпринимательства перенеслись в наши дни, как техника обычаев и самоорганизации.

Основное значение искусства «кайдзен» наибольшая конкретность и четкое постоянство . Все намеченные прозаичные (плановая уборка в квартире) или глобальные (финансовые, трудовые, жизненные) должны разбиваться по шагам.

Осознанность является второй значимой чертой. Важно ежедневно мотивировать свои действия, тормозить от излишних трат, фиксировать каждый шаг по достижению цели.

В основе техники «кайдзен» предусмотрены наводящие задачи, которые регулярно вы задаете себе, потратив полминуты не больше. Неважно, какие они по объему: символические или большие.

Примеры:
«Что купить на ужин, чтобы не прибавить в весе?». «Что мне сделать, чтобы наладить хорошее отношение в семье?».

Оказывается, крупными вопросами вы очерчиваете направление правильного движения. Маленькими — для работы над конкретной целью .

Советую действия техники кайдзен испытать на себе, овладевая этим искусством сначала на маленьких, но точных вопросах:

  1. Конкретность. Определите лаконичные задачи, работая над конкретной целью;
  2. Реальность . Сформулируйте задачу таким образом, чтобы он стимулировал и подтолкнул к действию.
  3. Последовательность . Не переходите ко второму вопросу, пока не разобрались с первым.
  4. Регулярность . Задавайте вопрос каждый день. Если забыли про методику кайдзен, о пропущенном дне, задайте это количество вопросов: утром, днем или вечером, чтобы восстановить баланс.

Совет из практики: «Кайдзен – испробованный метод организации мышления, для достижения целей».

1. Напишите на листе бумаги свой вопрос.
Задавайте этот вопрос каждый день в конкретный час, пока не получите ответ.

2. Немного подумав, запишите ответ.
В течение дня появляются множество вариантов, записывайте.

Следует запомнить, что мозг работает постоянно, даже когда не думаете над этим вопросом. В момент отдыха, сна творческие вдохновленные силы высвобождаются .

3. Необходима ревизия над целью.
Актуален ваш вопрос в настоящее время?

  1. Саморазвитие. Что нужно прочитать сегодня, чтобы узнать нового в области науки?
  2. Работа. Какие действия нужно сделать, чтобы ускорить начатую работу?
  3. Поднятие своего настроения. Может посетить парикмахерскую, поменять имидж или купить обувь?
  4. Здоровье. Каким видом спорта заняться, чтобы понравится невесте?
  5. Отношение к сотрудникам. Что можно купить к чаепитию, чтобы всем понравилось?

В каком возрасте дети проектируют будущее

Для тестирования подобрали детей трехлетнего, четырехлетнего и пятилетнего возрастов, под руководством психологов Cristina Atance, Andrew Meltzoff.

1. Для выявления умения вообразить поход (в лес), в горы предложили три предмета: чашку, обед, расческу. Но можно было взять только один предмет. Дети 4-х и 5-ти лет выбрали – обед.

В заключении установили, что им сложно представить ситуацию, все зависит от их физиологического состояния.

2. Вторым тестированием: дошкольников разделили на равные 2-е части. Первой категории ребятам выдали печенье, после чего у них появилась жажда. 2-ой категории печенья не предлагали.

Через некоторое время ребят соединили в общую группу и предложили воду и печенье на выбор. «Сытые» дети выбрали воду, А «голодные»- печенье.

Затем дошкольникам задали вопрос: «Кто на завтра предпочтет выбрать воду или печенье?».

Оказалось, дети, которые ели печенья и испытали чувства жажды, не желают кондитерские продукты. Вторая часть детей выбрала выпечку — печенье.

Исследователи своим открытием, доказали, что окружающая среда влияет на развитие способности мыслить во времени у детей.

3. В Атланте специалистами Университета проводили исследования: влияние здоровой пищи в младенческом возрасте. Детей так же разделили на равные категории.

В 32-х летнем возрасте участников проверили на интеллектуальность.

Стало очевидным, что дети, которых до двух лет кормили кашами, обладают наилучшим созерцанием и познавательными навыками, чем остальные дети, которых не ели каши в раннем детстве, или употребляли в другом периоде жизни .

Родители, учителя примите во внимание результаты исследований психологов, которые помогут развить у детей способность мысленных путешествий во времени, которые способны развиваться параллельно другим навыкам .

Возможный план достижения цели в жизни

1. Распланированная по годам жизнь вмещает в себе больше весомых дел и событий.

Пример:
Вы на «скорую руку» собираетесь отдыхать. Накидали вещи в сумку и вперед. А если аккуратно все сложить, вошло бы больше. Так и ваша жизнь.

2. Составьте план по достижению цели, разумный, вдохновляющий.
Маленький план не сможет вас вдохновить. А большой – лучше разбить на цели, разбить на шаги.

3. Свобода созиданию.
Составленный план можно корректировать, дополнять при необходимости.

4. Удовлетворение в бытье.
Осуществление грандиозного плана, да еще раньше срока, придает стимул жизни.

5. Планируйте каждый день.
С вечера планируйте дела следующего дня и обязательно выполняйте.

Регулярное составление плана достижения цели – это цель вашего жизненного пути. С помощью внутренней мотивации обязательно достигните намеченной цели. Нужно только очень захотеть и все получиться.

Всем нам приходилось сидеть на всеобщих собраниях, где руководители компании вещали о больших и очень важных корпоративных целях на следующий год. Если вы , то, наверное, вы тоже прикладывали руку к формированию таких целей - ежеквартально или ежегодно.

А дальше что? Вы проводили краткое совещание с участниками команды и сообщали им о том, какие важные цели ждут их впереди. Потом отвечали на пару вопросов, и после этого все разбредались по своим столам заниматься повседневными делами.

Обычно такие цели где-то записываются - в стратегических документах, или . Но в таком виде они вовсе не кажутся чем-то осязаемым и достижимым. Когда ваша команда полностью сосредоточена на текущих задачах, будущие цели воспринимаются как что-то очень-очень далекое. И в результате участники команды не испытывают ни малейшего стремления их достигать.

Увлечься целью - почему это так сложно?

Каждый участник команды должен чувствовать, что он вносит свой вклад в общий успех компании. Но этому мешает один серьезный барьер: общение.

«Глава отдела маркетинга выступает с позиции руководителя, а не рядового сотрудника», - объясняет Кришна Пауэлл, консультант по лидерству и генеральный директор консалтингового агентства в сфере управления кадрами HR 4 Your Small Biz, LLC .

«Сотрудники нередко пропускают речь руководителя мимо ушей», - добавляет она.

Будучи одним из руководителей компании, вы воспринимаете эти цели иначе. Вы смотрите на ситуацию сверху вниз, а это значит, что вам проще увидеть общую картину.

«При взгляде сверху вниз все проекты и цели объединяются в единую стратегию, направленную на достижение целей корпоративного уровня, - говорит бизнес-тренер и консультант по лидерству Дейв Лейбовиц. - Рядовые участники команды, напротив, смотрят на проекты снизу вверх».

«Без знания широкого контекста корпоративные цели могут казаться абстрактными и не связанными с повседневной работой команды, - продолжает он. - Трудно болеть душой о достижении цели, когда она выглядит настолько далекой».

Семь практических советов о том, как вдохновить команду на достижение корпоративных целей

К счастью, распространенные проблемы, связанные с общением, можно преодолеть. Предлагаем семь различных подходов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы увлечь свою команду.

1. Добейтесь согласия между руководителями

Не рассчитывайте, что ваши подчиненные заинтересуются стратегическими целями компании, если руководство организации не сумеет договориться между собой. Именно поэтому достижение согласия между руководителями - то, к чему нужно стремиться в первую очередь.

Это важно по нескольким причинам. Во-первых, вы и ваши коллеги-руководители добьетесь полной ясности при постановке целей, что поможет избежать недоразумений и лишней работы сотрудников.

Во-вторых, как можно требовать от подчиненных, чтобы они прониклись общей целью, если вы сами ею не прониклись? Трудно вселять в людей веру, если не веришь сам. «Когда руководитель сомневается в поставленной цели по какой бы ни было причине, язык тела его выдает», - говорит Алисон Хендерсон, специалист по невербальному общению и генеральный директор Moving Image Consulting .

Ваши подчиненные не глупее вас. Они заметят ваш фальшивый энтузиазм и, в свою очередь, сами начнут сомневаться в поставленной цели.

2. Вовлекайте участников команды в процесс постановки целей

Включайте участников команды в процесс постановки целей с самого начала. Это поможет им взглянуть на общую картину с вашей точки зрения.

Пусть даже они не смогут сидеть на стратегических совещаниях рядом с вами и другими руководителями, но это не значит, что вы должны держать их на расстоянии.

Когда высшее руководство договорится об общих целях или OKR , покажите этот список своей команде. Расскажите им о поставленных целях и задайте простой вопрос:

Что может сделать наша команда, чтобы внести вклад в достижение этой цели?

Допустим, ваша организация хочет добиться репутации идейного лидера в кадровой сфере.

Чем могут помочь участники вашей команды? Пусть они внесут свои предложения. Например, можно делать гостевые публикации в блогах, пользующихся солидной репутацией, выступать на отраслевых мероприятиях, проводить вебинары... и так далее, и так далее.

Это простое упражнение связывает далекую цель с повседневной работой ваших сотрудников. И восприятие общей картины, представленной в таком виде, наверняка повысит их рабочую мотивацию.

6. Демонстрируйте энтузиазм

Если вы сами не в восторге от поставленных целей, то и от команды восторгов не ждите.

«Сотрудники должны видеть, что их лидеры искренне увлечены целями, от достижения которых зависит успех организации, - говорит Пауэлл. - А лидеры так говорят об этих целях, словно это очередная галочка в списке».

При таком отношении цель воспринимается сотрудниками как очередная задача, которую придется выполнить, как часть рутины, а не сияющий приз, за который нужно бороться.

Проявляйте энтузиазм по отношению к корпоративным целям (а также к последствиям их достижения), и участники команды будут брать с вас пример.

7. Регулярно напоминайте о важности коропоративных целей

Процесс постановки целей часто выглядит примерно так: вы объясняете своей команде, в чем заключается цель на этот квартал или год, а затем совершенно о ней забываете, пока не настанет время сверить фактические показатели команды с ожидаемыми.

Это расхолаживающий и контрпродуктивный подход. Вам нужно сделать видимым и наглядным процесс движения к цели, а не только финишную черту.

«Если о корпоративных целях не вспоминают время от времени, значит, к ним относятся как в поговорке: "с глаз долой - из сердца вон", - говорит Лейбовиц. - Если корпоративная цель так важна, чтобы пытаться ее достигнуть, значит она достаточно важна и для того, чтобы ее отслеживать и регулярно отчитываться перед командой о том, как продвигается работа над ее достижением».

Пусть ваша команда будет знать о движении к цели. И, конечно, праздновать каждый важный этап на пути! Признание заслуг участников команды укрепит их мотивацию.

Движение вперед

Вам нужно, чтобы участники вашей команды чувствовали сопричастность и прикладывали усилия к достижению общих целей компании. Но обсудить с сотрудниками эти цели так, чтобы вызвать энтузиазм, может быть совсем не просто.

К счастью, есть специальные приемы, позволяющие заинтересовать отдельных сотрудников общими целями. Они включают в себя:

  • В первую очередь достижение согласия среди высшего руководства
  • Вовлечение участников команды в процесс постановки целей
  • Разговор с командой на понятном ей языке
  • Привязку корпоративных целей к личным
  • Предоставление необходимого контекста
  • Проявление энтузиазма
  • Регулярные напоминания о целях

Поступайте так, и каждый участник вашей команды будет проявлять гораздо больше понимания и ответственности.

Статья 1 (ч. 1) Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового госу-дарства раскрывается через ст. 2 Конституции: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со-блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Высоко оценивая значимость этих конституционных запи-сей, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права н свободы человека в реальности не стали высшей ценностью. И это факт законо-мерный, определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Формирование правового государства н уважения прав человека - задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате многих лет (а может быть, и десятилетий) усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы. Остановимся на причинах трудностей формирования пра-вового государства в России. а) Одна из основных трудностей - исторические традиции России, которые были несовместимы с демократией п сво-бодой. Россия - страна, в которой господствовал систсмоцен-тристский подход во взаимоотношениях личности и власти. Идеи свободы и прав человека, всеобщего равенства и справедливости, получившие широкое распространение в государствах Европы и в США в XVII -XVIII вв. и ставшие универсальным лозунгом буржуазных революций, не были чужды политической мысли России. Однако возникли они во второй половине XVIII в. (А.Н. Радищев, С.Е. Десиицкий, Н.И. Новиков и др.). К сожалению, эти идеи не могли быть восприняты общественным сознанием народа, отсталого и безграмотного, задавленного крепостным правом и самодержавием, безграничной верой в "доброго царя". Либеральные идеи начали проникать в политико-правовую мысль во второй половине XIX - начале XX в. Стремление осмыслить опыт Французской революции, корни которой были заложены в Реформации и Просвещении, характерно для большой плеяды русских юристов и историков. Отсюда и идеи естественного права и правового государства, которые исследуются в трудах Б.Н. Чичерина, П.И. Новго-родцева, Б.А. Кистяковского, В.М. Гессена, Л.И. Петражицкого и др. Они являются пока еще не оцененным вкладом в создание идеала права, обеспечение свободы личности и се прав. Однако эти либеральные идеи замыкались в узкой среде про-фессионалов, они остались чуждыми общественному сознанию не только народных масс, но даже интеллигенции. Об этом с горечью писал Б.А. Кистяковскпй: "Наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала - личность, дисциплинированная правом и устойчивым правопорядком, и личность, наделенная всеми правами и свободно пользующаяся ими, чужды сознанию пашей интеллигенции"". Режим, установленный после Октябрьской революции, явился шагом назад, поскольку он отверг главные демократические ценности - свободу, господство права, права человека, правовое государство. Авторитаризм, полное нивелирование индиви-дуальности и самобытности человека, отрицание его права на свободу выбора и самоопределения стали универсальными пра-вилами новой жизни. Принципы прав и свобод человека и неприкосновенности личности не могли вписаться в главную концепцию революции - диктатуру пролетариата, опирающуюся на насилие и не связанную никакими законами2. Диктатура пролетариата - это антипод правового государства, поскольку она отрицает юридическое равенство и, по выражению Ленина, "дает ряд изъятий из свободы"4 по отношению к лицам, принадлежащим к "чуждым классам". Речь идет по сути дела о массовом подавлении индивидов, лишении их таких неотъемлемых прав, как право на жизнь, личную неприкосновенность и др. Последующий период, связанный с деятельностью Стали-па, создал условия для окончательного разрыва с демократическими идеями прав и свобод личности и утверждения жестких тоталитарных начал. Процессы, произошедшие после победы Октября, не были случайными отклонениями в развитии страны. Они были закономерны для России с ее общиной, антииндивидуалпстической идеологий, со слепым подчинением власти, с массовым психологическим неприятием любых личностных проявлений, с ав-торитарностью лжеколлективизма. Безраздельное господство марксистской идеологии в годы советской власти в значительной мерс способствовало утверждению в обществе лжеколлектпиистскпх начал. Рассматривая главное противоречие марксистской доктрины, И. Бердяев отметил, что "марксизм не хочет видеть за классом человека, он хочет увидеть за каждой мыслью п оценкой человека класс с его классовыми интересами"1. Исходя из такого подхода общество, провозгласившее себя освободителем всего человечества от угнетения, подавляло человека, любые проявления его самобытности, если они не вписывались в стереотип "нового советского человека". Формально не отрицая нрав и свобод граждан и даже включая их каталог в свои конституции, власть даже не пыталась обеспечить политическую свободу, плюрализм, возможность для каждого человека иметь свои мнения и убеждения. Унифицированность сознания и стандартизация поведения стали неизбежны в условиях казарменного режима. Преследование любых проявлений инакомыслия было органично для сложившегося политического строя и сохранялось долгие годы после ликвидации сталин-| ского режима. Перестройка явилась важным переломным этапом в отно-| шснни прав человека п правового государства. И хотя это были! первые робкие и непоследовательные таги по пути свободы([ недооценивать их нельзя. Нынешняя Россия оказалась па развалинах тоталитарно-! го режима, где сохранились живучие традиции недооценки че-| ловска, его прав и свобод. Выдвижение идеи прав человека и правового государства было неизбежно для власти, объявившей о полном разрыве с тоталитарным прошлым. Однако у нее не хватило последовательности, подлинно демократических ориентиров и уважения достоинства человека как одного из основных слагаемых культуры. Необходимо длительное время для того, чтобы государство не на словах, а на деле руководствовалось идеей прав человека как высшей ценностью, чтобы эти права и свободы действительно определяли смысл, содержание и применение законов, деятельность законодатель-ной и исполнительной власти, местного самоуправления. Зада-ча состоит в том, чтобы сделать Конституцию РФ с ее ориента-цией па личность подлинным, реально действующим Законом, чтобы системой мер - правовых, организационных, нравствен-ных - создавать в обществе глубокое уважение к правам лич-ности. б) Низкая правовая культура должностных лиц, усугубля-емая отсутствием реальной ответственности за отступление от права, ярче всего проявляется в неуважении и пренебрежении правом. Права человека - категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечи-вать их незыблемость. Наиболее наглядным доказательством этому является отношение к самой Конституции как некоему декору, необходимому в обществе, провозгласившем себя де-мократическим и правовым. Низка юридическая культура и самих граждан, которые не привыкли отстаивать свои нрава, использовать правовые формы судебной защиты, обращаться в государственные органы с петициями и жалобами в порядке административного производства. Вероятнее всего это результат неверия в ре-альность любых попыток защитить себя от беззакония. Р. Исринг стремление отстаивать свое право сопрягал с чувством достоинства личности. "Кто не чувствует, что в том случае, когда беззастенчиво нарушают и попирают его право, вопрос идет не просто об объекте этого права, но об его собственной личности, кто в подобном положении не испытывает стремле-ния защитить себя и свое право, тот уже человек безнадеж-ный..."1. Покорность и непротивление человека в случаях наруше-ния его прав - характерная черта общественного правосозна-ния, доставшаяся нам в наследство от вековых антиличностных традиций. Приоритет прав человека и правового государства требует усилий всех граждан России, которые должны способствовать утверждению в своем обществе "идеи права". Необходимо под-готовлять людей к "борьбе за право" как проявлению их граж-данского долга, осуществлять пропаганду законодательства, которая в настоящее время предана забвению, чем отброшены хорошие традиции в данной области, сформировавшиеся в 60 - 80-е годы. Массовое практическое участие граждан в борьбе за утверждение порядка, основанного па праве, - необходимое условие формирования правового государства. Нынешняя апатия, безверие, аполитичность создают почву для произвола, полной незащищенности человека. в) В последние годы произошло ослабление российской -государственности, а это - движение в сторону, противопо-| ложную обществу, основанному на праве. Разрушение тота-|* литарного государства не было подкреплено четкими прсд-г? ставлепнями о принципах создания нового демократического" государства. Неприятие и негативное отношение к тоталитар-ному государству было распространено на государство вообще, что привело к его ослаблению, разрегулированности его органов и механизмов. Была предана забвению простая истина, что без сильной государственности невозможно совершить коренную перестройку, ломку устоев общества - по-литических, экономических, социальных, нравственных. Сво-бодный рынок, частная собственность, цивилизованные формы демократии несовместимы с распущенностью и эгоистическим своеволием. Государство должно содействовать реформам, а не восприниматься как враждебная сила, противостоящая интересам общества. Поэтому реформированию подлежит прежде всего само государство, все его звенья. Только государство, действующее на принципах права, может стать одним из основных факторов экономических и социальных преобразований, гарантом прав и свобод человека и удержать новые общественные процессы в границах права. Укрепление российского государства - неотложная задача сегодняшнего дня. Нельзя отождествлять "сильное" государство с тоталитар-ным. Последнее обретает могущество прежде всего путем развития своих силовых структур, зачастую не связанных правом. Демократическое государство становится "сильным", лишь опираясь на право. Замечательный русский философ и юрист И.А. Ильин, насильственно высланный из России в 20-е годы, даже в период наибольшего торжества советской власти проро-чески предвидел ее неизбежное падение. Он предсказал и те разрушительные процессы, свидетелями которых мы сейчас являемся. И.А. Ильин считал, что для преодоления распада России необходима "сильная власть", которая совсем не то же самое, что "тоталитарная власть". "Сильная власть грядущей России должна быть не внеправовой и не свсрхправовой, а оформленная правом н служащая но нраву, при помощи права - всенародному правопорядку"". Правовая власть - это антипод тоталитаризма, способный обеспечить нрава и свободы личности, защитить ее достоинство. г) Успех формирования правового государства напрямую зависит от признания особой роли Конституции РФ. Статья 15 Основного закона провозглашает высшую юридическую силу Конституции н ее непосредственное (прямое) действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Указание на прямое действие Конституции не имеет ана-логов в отечественной практике и обязывает к тому, чтобы Кон-ституция не была декоративным украшением общества, а стала работающим законодательным актом, которым следует руководствоваться при рассмотрении конкретных дел в судах и органах исполнительной власти. Это существенный признак правового государства. Запись ст. 15 дополняется и конкретизируется в ст. 18 Конституции, которая провозглашает: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание н применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления н обеспечиваются правосудием". Признание прав и свобод человека и гражданина непос-редственно действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее. Непосредственное прямое действие конституционных прав и свобод тесно связано с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ. Это - одни из существенных признаков правового государства, под-черкивающий значение прав и свобод человека как высшей цен-ности. Принцип непосредственного действия прав и свобод не исключает того, что некоторые из них для своей беспрепят-ственной эффективной реализации нуждаются в конкретизации текущим законом, разработке правил и процедур, упоря-дочивающих осуществление н соблюдение прав и свобод. Так, ст. 27 Конституции РФ, предусматривающая право каждого проживающего па территории РФ на свободное передвижение н выбор места пребывания и жительства, конкретизирована в Законе РФ от 25 нюня 1993 г. "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жн-, тельства в пределах Российской Федерации"; ст. 28, провозглашающая свободу совести, развита в Законе РСФСР от 25 октября 1990 г. "О свободе вероисповедания"; п. 4 ст. 32 о праве граждан РФ на равный доступ к государственной службе - в Положении о федеральной государственной службе, утвержденном Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267. Большое значение имеет законодательная регламентация судебных и административных процедур защиты нрав граждан. В частности, требует законодательного урегулирования ст. 33 Конституции РФ, предусматривающая право граждан на индивидуальные и коллективные обращения. Однако принцип непосредственного действия прав и сво-бод означает, что эти права реально принадлежат человеку не-зависимо от того, конкретизированы они в текущем законода-тельстве или нет, и он может защищать их всеми способами, не запрещенными законом. Принцип непосредственного действия прав п свобод чело-века означает и их верховенство в правовой системе государ-ства. Законодательные и иные нормативно-юридические акты государства крайне многообразны, регулируют самые различ-ные сферы общественных отношений. И в этом многообразии приоритет принадлежит правам и свободам человека и гражда-нина, которые должны выступать главным ориентиром законодательной и правопрнмепитслыюп практики. Смысл и содер-жание законов, их применение выверяются тем, насколько они соответствуют обеспечению прав и свобод человека. В право-вон системе практически пет законов безразличных, нейтраль-ных к правам человека даже в тех случаях, когда они регули-руют отношения, на первый взгляд удаленные от этих нрав (например, компетенцию каких-либо органов государства, хо-зяйственную пли финансовую деятельность предприятий и т. д.). В конечном итоге любые законодательные акты замыкаются па сфере нрав и свобод человека и гражданина. Если какие-либо положения нормативно-юридического акта прямо или косвенно ущемляют права человека, этот акт подлежит отмене в соответствии с установленными процедурами. Особая роль в этом принадлежит Конституционному Суду РФ, который призван разрешать дела о соответствии Конституции зако-нодательных и иных нормативно-юридических актов. Поэтому соответствие правам и свободам человека - не-пременное условие законодательной деятельности, важнейшее требование, адресованное Конституцией органам законодатель-ной власти и призванное обеспечить верховенство прав и свобод человека. Это требование обращено и к органам исполнительной власти, для которых система прав и свобод человека и гражданина должна служить естественным ограничителем, не позволяющим в своей нормотворчсской и правопримснителыюн деятельности ущемлять эти права н свободы. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ призвано осуществлять меры по укреплению законности, прав н свобод граждан (п. "е" ч. 1 ст. 114). Особое значение имеет рассматриваемое конституционное положение для органов местного самоуправления. Реализуя свою компетенцию, в частности обеспечивая самостоятельное реше-ние населением вопросов местного значения, владения, пользо-вания, распоряжения муниципальной собственностью, осуществление референдумов, выборов п других форм прямого волеизъ-явления, органы местного самоуправления должны исходить из незыблемости, нерушимости и непосредственного действия ос-новных конституционных и иных прав и свобод граждан как основополагающих принципов своей работы. Осуществление этих принципов на уровне местного самоуправления крайне важно для нормальной жизнедеятельности гражданина России. Непосредственное действие нрав н свобод человека и гражданина обеспечивается правосудием, что является признаком их реальности и эффективности. Обеспечение прав п свобод правосудием означает, что любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также индивидов, посягающие па права и свободы человека п гражданина и ущемляющие пх, могут быть обжалованы в суд. В соответствии со сг. 118 судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного п уголовного судо-производства. Эти формы судопроизводства выступают различными способами судебной защп ты прав и свобод человека. Прямое п непосредственное действие Конституции РФ, к сожалению, не стало реальным принципом пашей правовой жизни. Еще принимается немало юридических актов, противо-речащих Конституции (это характерно, в частности, для зако-нодательства значительной части регионов России, которые расширение самостоятельности восприняли как "освобождение" от этого непременного требования Конституции). Некоторые суды все еще не принимают дела к рассмотрению, если речь идет о праве, записанном в Конституции, но не конкретизиро-ванном в текущем законодательстве. Это свидетельствует о низком уровне правосознания и правовой культуры должностных лиц, о конституционном ни-гилизме. Конституция только тогда может стать Основным за-коном жизни, если ее предписания будут обязательны для каж-дого должностного лица - от президента до рядового работ-ника местной администрации п самоуправления. д) Непосредственное действие прав и свобод человека, зак-репленных в Конституции РФ, не снимает вопроса о совершен-ствовании механизмов и процедур (конституционных, судебных, административных и иных), призванных защищать и обеспечивать права и свободы граждан. Это делает надежной государственную защиту прав граждан, которая является важным фактором развития правовой государственности. Напомним прежде всего, что ст. 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Гараитированпость государственной защиты непосредственно связана с обязанностью государства признавать, соблюдать и охранять права и свободы человека и гражданина (ст. 2). С целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает систему государ-ственных гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи. 1. Прежде всего следует подчеркнуть, что государственная гараптпроваиность прав и свобод человека и гражданина воз-можна лишь и условиях демократического правового государ-ства. Как уже отмечалось, ст. 1 Конституции провозглашает РФ таким государством. Права и свободы человека и гражданина исторически возникают с развитием демократии, порождены сю н могут реально существовать и развиваться только в демократическом обществе. Свертывание демократии всегда начинается с ограничений (прямых или косвенных) нрав н сво-бод человека и гражданина. Поэтому для их обеспечения необ-ходимо формирование н развитие демократии, утверждение принципов права п ценности достоинства личности. 2. Важной государственной гарантией прав и свобод чело-века является признание их непосредственно действующими, определяющими функции законодательной п исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18). 3. Государственной гарантированпости прав и свобод че-ловека и гражданина служит то, что их регулирование относит-ся к исключительному ведению РФ, а это призвано обеспечить единый правовой статус лиц, проживающих на территории РФ. Вместе с тем защита прав н свобод человека и гражданина является предметом совместного ведения Российской Федера-ции и субъектов Российской Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 72). 4. Гарантом прав и свобод человека н гражданина является Президент РФ. 5. Конституция РФ предусматривает учреждение должно-сти Уполномоченного по правам человека. В настоящее время этот институт функционирует в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г." 6. Задача осуществления мер, обеспечивающих права и свободы человека, входит в компетенцию Правительства РФ (ст. 114, п. 1 "с"). Учитывая важность этой задачи и необходи-мость ее реального обеспечения, при Правительстве РФ следо-вало бы создать орган (комитет, комиссию), в функции которо-го входила бы разработка гарантий социальных, экономических и культурных прав граждан. Эти вопросы приобретают особую значимость в условиях рыночных отношений. Наряду с общими государственными следует выделить специфические юридические гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина. 1. Важнейшей юридической гарантией прав и свобод является судебная защита (ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ), которая в соответствии с Конституцией РФ обеспечена каждому (ст. 46). Часть 2 ст. 118 отмечает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Все эти формы судопроизводства должны стать эффективными способами защиты прав человека и гражданина. 2. Широко используются административно-правовые способы защиты прав и свобод граждан. Гарантии такой защиты закреплены в ст. 33 Конституции РФ, предусматривающей, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также на-правлять индивидуальные и коллективные обращения в го-сударственные органы п органы местного самоуправления. В этой связи необходимо принять Закон об обращениях граж-дан. 3. Юридической гарантией является охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблении властью. Го-сударство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ). Следует рассчитывать, что право каждого па возмещение госу-дарством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должно-стных лиц, предусмотренное ст. 53 Конституции РФ, займет достойное место в системе юридических гарантий. Практика возмещения государством вреда в прежние годы фактически отсутствовала, и сейчас она нелегко пробивает себе дорогу. Поэтому так важно закрепление в Конституции РФ приведенного выше положения. 4. Наконец, в Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ). Как видно из изложенного, Конституция предусматривает широкий спектр способов и механизмов защиты нрав человека. К сожалению, многие из них пока еще работают крайне слабо. Совершенствование всех механизмов п процедур защиты прав человека - необходимое условие формирования правовой го-сударственности. Государственная защита прав человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого все-ми способами, не запрещенными законом. Такими способами защиты могут быть обращения в средства массовой информа-ции, использование различного рода общественных объедине-ний (партий, профсоюзов), обращения к трудовому коллективу, собраниям граждан с целью привлечь внимание к нарушению своих (а подчас и не только своих) прав и свобод. Апелляция к общественному мнению является важным средством, дополняющим государственные гарантии защиты прав человека. Особое место занимает правозащитное движение, т. е. кол-лективные действия в форме различного рода объединений для защиты прав и свобод либо как общей, либо как целевой задачи обеспечения интересов определенных категорий населения (ин-валидов, детей-сирот, военнослужащих и т. д.). Право человека самостоятельно защищать свои права и свободы впервые было официально сформулировано в Итого-вом документе Венской встречи представителей государств - участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев-ропе. Государства - участники Венской встречи выразили ре-шимость "уважать право своих граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и за-щиту прав человека и основных свобод". Однако действия человека не должны идти вразрез с зако-нами, установленными в обществе: нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу правоохранительных и других учреждений; публично оскорблять лиц, которые, по мнению индивида, отстаивающего свои права, виновны в их нарушении, создавать ситуации, создающие угрозу для жизни и здоровья других людей. Недопустимы любые экстремистские действия, противоречащие нормальной жизнедеятельности общества. е) Есть еще одна причина, тормозящая формирование пра-вового государства в России: крайне сложная экономическая ситуация. Неупорядоченная приватизация, потеря управляемо-сти экономики, сосредоточение огромных богатств в руках небольшой группы людей определили резкую поляризацию обще-ства но признаку отношения к собственности и степени матери-альной обеспеченности. Сращивание собственности с властью и мафиозными структурами стало неопровержимым фактом пашен жизни. Такая ситуация неизбежно порождает нарушение законов, связанное с переделом денежных и сырьевых ресурсов, стремлением уклониться от налогообложения, незаконным вывозом капитала за границу. Большая часть населения отчуждена от собственности, и попытки рядовых граждан под-ключиться к деятельности различных акционерных обществ п фондов кончаются неизбежным разорением, безучастным сви-детелем которого является государство. Озабоченность повседневными материальными проблема-ми отчуждает людей от политики. Их активность резко упала по сравнению с началом 90-х годов, поскольку возможность повысить свое материальное положение и влиять на власть оказалась минимальной. Скептицизм и неверие в мероприятия, осуществляемые властями, стали нормой нашей жизни. Между тем, как уже отмечалось, правовое государство спо-собно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарно-сти п согласовании интересов, нравственных началах. После затянувшейся эпохи насилия и подавления свободы личности должен идти поиск новых форм жизни, обеспечивающих спра-ведливость и благо всех членов общества."В чем же настоящие и истинные цели государства? - спрашивал Б. Кпстяковс-кий. - Они заключаются в осуществлении солидарных интересов людей. При помощи государства осуществляется то, что нужно, дорого, ценно всем людям. Государство само но себе есть всеобъемлющая форма солидарности между людьми, и вместе с тем оно ведет к созданию и выработке наиболее полных п всесторонних форм человеческой солидарности. Общее благо - вот формула, в которой выражаются цели п задачи государства"1. Всеобъемлющей формой солидарности людей может бьт только правовое государство, цель которого - защита прав и; свобод человека, и на формирование такого государства должны | направляться усилия всего российского общества.

Мечта, заветное желание, жизненная цель – на первый взгляд, это похожие понятия. На самом деле эти слова обозначают совершенно разные вещи. Мечта может быть нереальной, а желание – невыполнимым. Чтобы то, о чем вы мечтаете, сбылось, надо от пожеланий перейти к целеполаганию. Однако цель тоже может остаться недостигнутой, если вы неверно ее сформулируете. Правильная постановка целей и их достижение. Эта логическая цепочка – путь к успеху.

Как правильно ставить цели

Целеполагание – процесс постановки цели. Этому понятию посвящено много научно-популярных книг. Как утверждают психологи, верно сформулированная задача – 50% гарантии ее достижения. Многие не знают, как ставить цели правильно. Поэтому неудивительно, что стали популярны тренинги, где профессиональные психологи учат основным принципам целеполагания. В отличие от желания и мечты, цель – понятие определенное, четкое, так как за ней стоит конкретный результат. Этот результат надо видеть. В достижение цели необходимо верить. Только тогда ее можно действительно добиться.

Формулировки: «Я хочу расширить свой бизнес», «Я хочу увеличить свои доходы» – примеры желаний. Чтобы перевести их в категорию целей, надо конкретно определить, что значит для вас расширить бизнес. Открыть новые филиалы? Расширить ассортимент услуг? Привлечь большее количество клиентов? Увеличить объем производства? Насколько увеличить или расширить: на 20% или в 2 раза? Результат, к которому вы стремитесь, должен быть измеряем.

Результат, к которому вы стремитесь, должен быть измеряем.

Лучше всего записать конкретно поставленную цель в ежедневник. Для ее формулировки используйте активные глаголы, типа «сделать», «заработать», «достигнуть». Не употребляйте слова «надо», «необходимо», «нужно», «следует», так как они несут смысловой оттенок принудительности, преодоления внутренних барьеров. Это ваша цель. Вы хотите ее достигнуть, никто не заставляет вас это делать.

Достигать слишком простые цели не интересно. Задача должна быть сложной, чтобы на пути к ней приходилось преодолевать трудности, только так можно развиваться. Но цель должна быть реальной. Поэтому перед ее формулировкой надо проанализировать настоящее положение вещей и оценить имеющиеся ресурсы и возможности. Открыть сразу 5 новых филиалов или увеличить доходы в 10 раз вряд ли получиться. Сначала добейтесь достижения более скромных целей. Со временем вы придете к тому, о чем даже не осмеливались мечтать в начале пути.

Правильная постановка цели обязательно содержит указание на время ее достижения. Например, цели расширить клиентскую базу или увеличить объем производства нужно конкретизировать процентными показателями (на 30%) и сроком (1 год).

Если вы научитесь правильно и конкретно формулировать цели для себя, то сумеете понятно и четко ставить их перед другими. Руководитель организации должен знать основные принципы целеполагания. Тогда от своих менеджеров он потребует правильно формулировать цели их работы. А это гарантия того, что они свои задачи действительно выполнят.

Как достичь целей

Методы достижения целей таковы:

  1. Цель ведет к получению результата. Если для вас он очень важен, то добиться его будет легче. Представьте все плюсы от достижения конечного результата. Заранее предвкушайте ощущения радости и успеха, которые вы испытаете в тот момент. Тогда никакие страхи и сомнения не помешают на пути к поставленной цели. Этот прием психологи называют методом визуализации. Он помогает актуализировать для достижения цели все внешние и внутренние ресурсы, притягивает нужные идеи, людей, средства. Например, подумайте о преимуществах, которые получите, увеличив доход на 50%. Вы сможете позволить себе более дорогую недвижимость, машину, отдых, подарки близким. Повысите свой социальный статус. Какое из этих преимуществ для вас самое желанное? Представьте, что вы его уже достигли. И пусть эта картинка вас мотивирует. Когда вы ставите цели перед своими сотрудниками, помогите им увидеть плюсы их общих достижений. Повышение зарплаты, премии, карьерный рост, получение дополнительных средств в бюджет компании на корпоративные мероприятия.
  2. Чтобы пройти длинный путь к достижению большой и важной цели, нужно разделить его на этапы. Для этого глобальная цель разбивается на цели поменьше. Они, в свою очередь, также могут быть раздроблены на более мелкие задачи. Если все это схематично изобразить на бумаге, то получится настоящая система целей и подцелей. Каждую из них старайтесь сформулировать четко с указанием сроков достижения, и тогда эту схему можно будет легко превратить в пошаговый план движения к главной глобальной цели. Такое планирование станет основой для составления понятной инструкции к действию для ваших подчиненных. Например, цель расширить ассортимент услуг можно разделить на подцели: изучить специфику новых услуг, закупить необходимое для их оказания оборудование, подобрать специалистов или обучить своих сотрудников, найти дополнительное место.
  3. В достижении личных целей могут помочь близкие люди. А когда речь идет о задачах, связанных с бизнесом, не обойтись без помощи сотрудников и партнеров. Разбив глобальную цель на конкретные подцели, продумайте, кто из подчиненных может справиться с каждой из них наиболее успешно. Но помните, первоначальную цель ставили для себя вы, она важна для вас, поэтому и ответственность за ее достижение тоже лежит, в первую очередь, на вас. Если вы не придете к своей цели, потому что кто-то из сотрудников не выполнил поставленную перед ним задачу, то вина за это будет лежать на вас. Значит, ресурсы этого работника вы переоценили. Возможно, ему для решения своей задачи требуется больше времени или необходимо повысить квалификацию. А может быть, для достижения данной подцели нужен совсем другой специалист.
  4. Постарайтесь заранее оценить препятствия, которые возникнут на пути достижения цели. Подумайте о том, как можно их преодолеть или устранить. Не все сразу, а постепенно, по одному. Конечно, предугадать все проблемы не получится. Но у вас будет план по устранению хотя бы части их.
  5. Ищите дополнительные ресурсы. Новая информация, новые знания и умения помогут преодолеть преграды, которые сначала могут показаться самыми большими. Возможно, вам придется нанять новых специалистов (маркетологов, аналитиков, контент-менеджеров, бизнес-тренеров) или вашим прежним сотрудникам нужно будет пройти обучающие курсы, тренинги, семинары.
  6. Составьте общий план действий на тот период времени, который вы отвели себе для достижения цели. В нем отразите, кто и в какие сроки будет решать промежуточные задачи, какие ресурсы и дополнительные вложения будут привлечены для преодоления препятствий. На основе общего плана составьте более подробные планы для каждого квартала, месяца и даже недели. Конечно, во время выполнения вам придется многое скорректировать в плане. Ведь на пути к цели у вас появятся новые знания, опыт, и обстоятельства могут поменяться. Скорее всего, во время осуществления плана вы увидите ошибки, допущенные при составлении. Так что по ходу движения нужно будет осуществлять работу над ошибками. Может быть, вам даже придется скорректировать поставленные цели, если вы поймете, что пока ваших ресурсов не хватает на достижение первоначальных. Но это не страшно. Все равно вы пройдете уже часть пути, приобретете новые знания и опыт, которые помогут скорректировать цели и двигаться дальше.
  7. Периодически анализируйте свои цели, методы их достижения и ресурсы. Это полезно для дальнейшего рационального планирования своего пути.
  8. Взвесьте цену, которую вам придется заплатить за достижение цели. Для обучения сотрудников и покупки оборудования понадобятся финансовые вложения. Чтобы контролировать работу нового филиала, нужно дополнительное время. Возможно, вам придется сократить часы личного отдыха или меньше времени проводить с семьей. Для прохождения тренинга надо потратить силы и энергию. А привлечение в дело партнера заставит отказаться от привычки решать все самостоятельно. Оцените свою готовность пожертвовать всем этим и выйти из своей зоны комфорта.

Цель всегда ведет к действиям, ведь если ничего не делать, то и цели не достигнешь. И наоборот, чтобы начать действовать, надо поставить себе цель. Лучше мотивации к действиям не бывает.