Современный мир предлагает малышам огромное количество интерактивных игрушек, высокотехнологичных развлечений, эффективных обучающих методик. Вместе с тем статистические показатели безжалостны: каждый четвертый ребенок в мире страдает задержкой речевого развития. Как помочь малышу не попасть в печальную статистику расскажет статья.

#1. Большую часть нашего времени (около 16 часов в сутки) мы общаемся. Очевидно, что именно от коммуникативных навыков зависит успех человека буквально в любой сфере деятельности, поскольку речевые характеристики являются важной частью его образа. Недостатки речи могут оказать негативное влияние на будущее ребенка. К таким недостаткам относят:

  • монотонную или слишком экспрессивную интонацию
  • несоблюдение пауз
  • плохую дикцию
  • слишком быстрый или медленный темп речи
  • тихий или слишком громкий голос

Большинство недостатков вполне исправимы. И помогут в этом не нашумевшие методики заокеанских светил, а простые и несправедливо забытые скороговорки

#2. Игра - самый естественный вид деятельности ребенка. Именно поэтому игровые формы - оптимальный путь привлечения ребенка к обучению. Увлекаясь игрой со словесным материалом, в том числе скороговорками, дети сами того не замечая, сформируют ряд очень важных навыков, которые со временем

  • лягут в основу четкой размеренной речи
  • помогут быстро освоить чтение

#3. Каждый ребенок индивидуален. Общее и речевое развитие детей одного возраста может иметь некоторые различия. В таблице внизу приводится ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка

Важно: если в 6 лет ребенок имеет речевые проблемы, например, не произносит некоторые звуки, родителям необходимо обратиться к логопеду

Скороговорки для развития речи и дикции у детей

Скороговорки - это не только замечательное фольклорное наследие, но и любимый инструмент большинства логопедов

Скороговорки

  • эффективно тренируют артикуляцию звуков
  • способствую приобретению навыков правильной речи
  • исправляют дефекты речи
  • избавляют от косноязычия
  • развивают фонематический слух, ведь чтобы воспроизвести фразу ребенок должен ее правильно услышать.

Чем раньше вы начнете рассказывать малышу скороговорки и чистоговорки, тем быстрее он научится слушать и слышать различные звуковые сочетания, а со временем попытается повторить их самостоятельно

Прежде, чем начать «скороговорить» для благодарной публики, примите во внимание несколько полезных советов:

  1. Для начала проговорите скороговорку медленно, попробуйте ее «на вкус», чтобы правильно запомнить все звуковые комбинации. Ваша задача на этом этапе: научится четко произносить каждый звук каждого слова. Если вы учите скороговорку вместе с ребенком, придерживайтесь того же правила: медленно и четко проговаривайте каждое слово.
  • Не ждите, что малыш повторит все и сразу
  • Не злитесь, если результат будет отличаться от ожидаемого
  • Время занятия для ребенка: 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка)
  • Количество занятий: не ограничено
  1. Скороговорки можно не только говорить. Их можно шептать и даже петь. Можно проговаривать с разными интонациями и в разных «стилях». Главное при этом - четкое произношение всех звуков и звукосочетаний. Внимательно следите за этим
  2. Когда вы полностью уверены в четкости произношения всех слов, можете попробовать проговорить витиеватое предложение максимально быстро. Порадуйте себя и ребенка!


Прежде чем вы начнете учить скороговорку, совсем не лишней для ребенка станет логопедическая гимнастика-разминка. Такие упражнения не только «разогреют» артикуляционные органы, но и укрепят их. Классический набор артикуляционных техник представлен в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics»

Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics

Правильная артикуляция звука [ш] должна выглядеть следующим образом

Правильная артикуляция звука [ш] Для самых маленьких хорошим началом станут не скороговорки, а чистоговорки




  • Ша-ша-ша - мама моет малыша
  • Ша-ша-ша - мама кормит малыша
  • Ша-ша-ша - мама любит малыша
  • Ша-ша-ша - мы качаем малыша
  • Шу-шу-шу - я письмо пишу
  • Шу-шу-шу - шарф повяжем малышу
  • Шу-шу-шу - шапку свяжем малышу
  • Шо-шо-шо - на прогулке хорошо
  • Шо-шо-шо - в нашем доме хорошо
  • Шо-шо-шо - летом в парке хорошо
  • Аш-аш-аш - у (имя ребенка) карандаш
  • Аш-аш-аш - мы доделали шалаш
  • Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши

А для старших говорунов подойдут и веселые скороговорки-стишки



Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»

Маша кашу не доела,
Маше каша надоела!
- Маша, кашу доедай!
Маме не надоедай!

Кошка в штанишках?
- В штанишках не кошках.
- Мошка в штанишках?
- В штанишках не мошка.
- Мышка в штанишках?
- В штанишках не мышка.
- Мишка в штанишках?
- В штанишках Мишка!

Яша кушал кашу,
Антошка - картошку,
Гошка - окрошку,
Лешка - лепешку,
Валюшка - ватрушку,
Иришка - пышку,
Танюшка - плюшку,
А Мишель ел вермишель!

У Мишутки в лукошке
Мыши, лягушки, кошки,
Шарики, шайбы, катушки,
Клавиши, шторы, подушки,
Кувшины, горшки, матрешки,
Швабры, шкафы, поварешки,
Машины, шурупы, ракушки…
Игрушки, игрушки, игрушки

Шапка - на Колюше,
Шляпа - на Андрюше,
Ушанка - на Грише,
Галоши - на Мише,
Башмаки - на Витюше,
Капюшон - на Валюше,
Шинель - на Игоряше,
Рубашка - на Любаше,
Шлем - на Кирюше,
Шарф - на Катюше,
Кашне - на Алеше,
Штаны - на Платоше,
Шуба - на Илюше,
Шорты - на Ванюше.

А теперь можно освоить и самые настоящие скороговорки



  • Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки
  • Леша и Глаша едят пшеничную кашу
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки
  • Шли шестнадцать мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша
  • Яшма в замше замшела
  • Шапкой Миша шишку сшиб
  • В шалаше шесть шалунов

Прежде всего, ознакомьтесь с правильной артикуляцией звука [щ]

Правильная артикуляция звука [щ] Чистоговорки настроят на работу маленьких непосед

  • Аща-аща-аща - впереди густая чаща
  • Ащ-ащ-ащ - мы купили плащ
  • Ащу-ащу-ащу - не ходите дальше в чащу
  • Ещ-ещ-ещ - в сетях бьется лещ
  • Ещ-ещ-ещ - на собаке клещ
  • Оща-оща-оща - шумит дубовая роща
  • Ощ-ощ-ощ - в огороде хвощ
  • Ощу-ощу-ощу - берегите рощу
  • Ущ-ущ-ущ - за забором плющ
  • Ща-ща-ща - мы несем домой леща
  • Ща-ща-ща - пояс от плаща
  • Ще-ще-ще - (имя ребенка) в плаще
  • Щё-щё-щё - повторим ещё
  • Щи-щи-щи - (имя ребенка) любит щи
  • Щу-щу-щу - (имя ребенка) я ищу

После чистоговорок можно приступать к занимательным стишкам



Стихи-скороговорки на букву «Щ» для детей

Хлещет, хлещет дождь,
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощом,
А сам под дождем

Щеголь щетку уважает,
Щеткой щеголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать,
Нечем будет щеголять!

Плавниками трепеща,
И зубаста и тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука круг леща.
Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща.
Вот так штука!

Банщик, литейщик, купальщик,
Гонщик, дробильщик, ныряльщик,
Мойщик, лудильщик, трамвайщик,
Щеголь, денщик, барабанщик,
Пильщик, ямщик, фехтовальщик
Тащили дощатый ящик.
В ящике - щебенка, щетки,
Клещи, счеты и трещотки

И, наконец, пришло время скороговорок



Скороговорки на букву «Щ» для детей
  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу
  • Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ
  • Волки рыщут, пищу ищут
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки
  • Тщетно тщится щука ущемить леща

Звук [л], наравне со звуком [р], - самые коварные и труднопроизносимые. Именно поэтому, допустимая возрастная норма для самостоятельного освоения этих звуков - 5 лет

Правильная артикуляция [л] выглядит следующим образом

Правильная артикуляция звука [л] Разминка - важная составляющая логопедических занятий. Не пренебрегайте чистоговорками. Именно они подготовят артикуляционный аппарат ребенка к работе

Чистоговорки на букву «Л» для детей

  • Ул-ул-ул - наш малыш уснул
  • Ол-ол-ол - (имя ребенка) сел/села за стол
  • Ло-ло-ло - нам вместе весело
  • Ыл-ыл-ыл - я машину мыл
  • Ла-ла-ла - отвесная скала
  • Лу-лу-лу - обойдем скалу
  • Ле-ле-ле - гнезда на скале
  • Лю-лю-лю - (имя ребенка) я люблю

Логопедические стихи с веселыми текстами помогут освоить сложные звуки



Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал, и зевал…
И случайно осел
Проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул -
И спокойно уснул

Лисицы лают, глухомань.
Лежит в листве под липой лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывет.
Луна лучиться, как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит веселая пчела,
Легла на лес ночная мгла

Топали до тополя.
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали

Куклу Милу Люда мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла.
От обиды куклу Люда
Обменяла на осла



Стихи-

Мила маме, как могла,
Хоть мала, но помогла.
Долго дела не искала:
Полотенце полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела
От угла и до угла…
Отдохнуть она хотела -
Не могла сидеть без дела:
Лоскуты нашла на полке,
И булавки, и иголки,
И для куклы Мила стала
Платье шить и одеяло.
Хлопотунью эту Милу
Мама еле уложила

Зря ласка лаской названа:
Совсем не ласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ласки ласки!

И для самых серьезных говорунов остается самое серьезное испытание - скороговорки на звук [л]



Скороговорки на букву «Л» для детей
  • Клава клала лук на полку
  • Вкусная халва - мастеру хвала
  • Около кола колокола
  • Лайка - на лавке. У лайки лапки. На лапках - лапти
  • Поле не полото, поле не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить
  • Летели лебеди с лебедятами
  • Сел сокол на гол ствол


Скороговорки на букву «Л» для детей

Скороговорки на букву «р» для детей

Ох уж этот несговорчивый звук [Р]! Сколько расстройств из-за него у мнительных родителей! Но, уделяя должное внимание сложному звуку и следуя советам логопеда, всему можно научиться: даже рычать, как тигренок

Чистоговорки со звуком [Р] для разминки



Чистоговорки со звуком [Р]
  • Ре-ре-ре - все деревья в серебре
  • Ре-ре-ре - хитрый лис сидит в норе
  • Ря-ря-ря - взошла алая зоря
  • Рю-рю-рю - я обед тебе сварю
  • Арь-арь-арь - скушай, деточка, сухарь
  • Ра-ра-ра - (имя ребенка) спать пора
  • Ро-ро-ро - на полу стоит ведро
  • Ры-ры-ры - кружат-кружат комары
  • Ор-ор-ор - подмели мы двор


Чистоговорки со звуком [Р] Освоив предложенные чистоговорки, вы можете придумывать новые двустишья вместе с ребенком

А если придумывать не очень хочется - выучите с ребенком логопедические стишки

Приготовила Раиса
Для Бориса суп из риса
Подарил Борис Раисе
Тридцать три и три ириса

Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста

На корме, кроме Ромки,
Егор и Артемка.
На корме, кроме Марка,
Рита и Тамарка

Кар! - кричит ворона - Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку.
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана:
У тебя ведь нет кармана!
- Как?! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
- Что ж вы раньше не сказали?
Караул! Карман украли!

У костра под горкой
Верочка с Егоркой.
Верочка с Егоркой
Твердят скороговорки.
Разговор у них проворный,
Быстрый и скороговорный:
«Марширует офицер,
Рапортует инженер,
Разгорается костер», -
Рады Вера и Егор

Ружье, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк

А после веселых стихов можно и скороговорками заняться

  • Артем трет на терке морковь
  • Брадобрей бритвой бреет бороды
  • Все бобры добры к своим бобрятам
  • Григорий - брат Георгия
  • Кобры - в террариуме, а карпы - в аквариуме
  • Рыбы в пруду - пруд пруди
  • Тридцать три трубача трубят тревогу
  • Трое трубачей трубили в трубы


Скороговорки со звуком [Р]

Для большинства детей в возрасте 3-4 лет сложными звуками являются

  • [Ш], [Ж],[Щ ]
  • [Л], [Р]

Учитывая юный возраст говорунов, выбирайте речевой материал, не отягощенный сложными для произношения звуками

Приведенные ниже скороговорки не содержат сонорных [л], [р], свистящих, шипящих и звука [ф]

  • Веня и Иван не виноваты
  • Увидим Вадима и удивим
  • В вагоне Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей
  • Поведет Вениамина к медведям и пингвинам
  • Внимание: в водоеме водяной
  • Видите: на диване у Вовы два удава
  • Конфеты - фее, конфетти - Тимофею
  • У Фимы - финики. У Фани - фантики
  • У Федота - фагот
  • Не бубни, бей в бубон
  • Бегу к быку и от быка бегу
  • На копытах - подковы
  • Пете не допить напиток
  • Пони в попоне
  • Попугая не купают! Попугая не пугают! Попугая покупают!
  • В водоеме воды видимо-невидимо
  • Дома - домовой, в воде - водяной
  • Один да один - два
  • Опятки не на пятке
  • У Антона - антенна
  • У Тани - тайна. Это Танина тайна. И Таня таит эту тайну
  • У Капы - компот
  • У кока - какао
  • Кое-кто кое-кому кое-куда кое-как кидает кое-какой камень
  • Бабе Яге маги не помогают магией
  • Вьюги не на юге
  • Игнат помогает готовить Инге и Агнии
  • Подходит выходной. В выходной отдохнем
  • На охоте - Ахмед Ахмедов, Пахом Пахомов, Михей Михеев и Тихон Тихонов
  • У хана - хна
  • У совы есть совесть
  • Всем бы вместе сесть и поесть
  • Осенью у Сени сени в сене
  • Зимой беззаботная Зоя зябнет
  • Не забудьте незабудки
  • Звонок звонко звенит: «Ззззззззззззз!»

Как только ребенок понял правила игры, четко и быстро повторяет скороговорки с легкими звуками, переходите к сложным фразам


Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить



Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят



  • Коси коса пока роса. Роса долой, коса домой
  • Три дроворуба на трех дворах дрова рубят
  • Сыворотка из-под простокваши
  • У бобра шапка добра
  • Пойду в лес по рябую корову
  • Морская волна сильна и вольна
  • В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи


Сложные скороговорки для детей

Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

Стаффордширский терьер ретив,
А черношёрстный ризеншнауцер резв.

В Переславль послали посылку, для последующей пересылки

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали

Поломала я язык, по-переламывала, пока молола языком перемалывала

Квартира картографа в картах, а портретиста в портретах

Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве

Смешные и не всегда логичные скороговорки - замечательный способ не только исправить речевые проблемы, но и весело провести время с ребенком. Цените эти минуты игры и доверия. Небольшие игровые задания внизу помогут вам разнообразить занятия










Видео: Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Сегодня можно встретить не так уж много людей, которые способны похвастаться отличной дикцией. Четким произношением звуков и слов природа наградила далеко не каждого. Однако ситуацию можно исправить, если систематически говорить скороговорки.

Как улучшить дикцию и четкость речи?

Внятно произносить слова дают возможность эластичные и подвижные артикуляционные органы. Именно благодаря ним человек не глотает окончания и не шепелявит. Один из способов улучшить работу этих органов – специальные упражнения:

  • Вовлечение в процесс дыхания органов грудной клетки.
  • Тренировка мышц артикулярного аппарата с разминкой губ, языка и челюсти.
  • Управление эмоциями – помимо правильного произношения слов, важна интонация.
  • Правильное произношение каждого звука.
  • Скороговорки – если произносить их регулярно, исправляются дефекты речи, вырабатывается дикция.
  • Сценическая речь – способствует развитию дикции.

Скороговорки для развития речи и дикции

Каждый человек с детства знаком со скороговорками, но не все знают, что они способствуют развитию речи и дикции. В качестве тренировки взрослым, которые шепелявят или имеют иные дефекты речи, рекомендуется произносить их регулярно. Скороговорки представляют собой тексты либо фразы, которые состоят из труднопроизносимых звуков. Нередко они являются народными произведениями, придуманными несколько веков назад.

Для улучшения дикции и развития речи при помощи скороговорок следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Новичкам для упражнений в произношении трудно сочетаемых звуков сначала нужно выбрать около 3 или 5 скороговорок.
  • Скороговорки необходимо произносить медленно и четко, поскольку именно таким способом можно быстрее добиться улучшения дикции и развития речи;
  • Тренировки желательно проводить около зеркала, произносить текст лучше шепотом или беззвучно.
  • Упражнения по произношению скороговорок рекомендуется выполнять с определенной эмоцией и конкретным тембром.
  • Желательно говорить скороговорку нараспев.

Скороговорки для развития дикции и речи взрослых и детей:

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
*

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке - варежки.

Существуют и современные скороговорки, специально составленные лингвистами, чтобы решать конкретную проблему. К примеру, такие:

Дефибриллятор дефибриллировал, дефибриллировал, да невыдефибриллировал.
*

Двести двадцать две каравеллы лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Произносить эти скороговорки достаточно трудно, зато такие упражнения способствуют развитию речи и улучшению дикции.

Некоторые скороговорки для развития речи и улучшения дикции представляют собой целые стихотворения:

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Hадел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,

Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,

Но заскороговошившись, выскороговорил –

что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.

И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Скороговорки для взрослых бывают длинными и короткими, простыми и сложными, однако этот лучший способ для развития речи и улучшения дикции.

Вот еще примеры скороговорок:

  1. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  2. Испугались медвежонка Еж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
  3. С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши - и во ржи не души.
  4. Ужа ужалила ужица.Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин.
  5. Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам.
  6. Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
  7. Баран - буян залез в бурьян.
  8. Огурцы - молодцы зеленобелогубы.
  9. Столы белодубовые гладкотесовыструганные.
  10. Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
  11. Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.
  12. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
  13. Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
  14. Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры.
  15. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  16. Вместо рубахи не носите брюк вы, Вместо арбуза не просите брюквы, Цифру всегда отличите от буквы, И различите ли ясень и бук вы?
  17. Купила бабуся бусы Марусе.
  18. Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ.
  19. Возьми у белобородого мужика Полкринки кислого молока.
  20. Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.
  21. Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.
  22. Съел Валерик варенник, А Валюшка - ватрушку.
  23. Проворонила ворона вороненка.
  24. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
  25. Соломы воз возница вез.
  26. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
  27. Валя на проталинке промочила валенки. Валин валенок провалился в проталинок.
  28. Забавной обезьяне бросили бананы, Бросили бананы забавной обезьяне.
  29. А мне не до недомагания. На меду медовик, а мне не до медовика.
  30. Командир говорил про полковника и про полковницу Про подполковника и подполковницу Про поручика и про поручицу Про подпоручика и подпоручицу Про прапорщика и про прапорщицу Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  31. Интервьюер интервента интервьюировал.
  32. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла
  33. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
  34. Мерчендайзеры соврали - сорван сэмплинг самоваров.
  35. У рекламы ухватов - швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  36. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
  37. Ядро потребителей пиастров - пираты, а пиратов - пираньи.
  38. Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
  39. Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг - бум! Блеск!
  40. Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  41. Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
  42. Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
  43. В Каннах львы только ленивым венки не вили.
  44. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  45. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  46. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  47. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.
  48. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  49. Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  50. Флюрографист флюрографировал флюрографистку.
  51. Я − вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  52. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  53. Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  54. Волховал волхв в хлеву с волхвам.
  55. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  56. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
  57. Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распеленовывал.
  58. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.Регулировщик
  59. Лигуриец регулировал в Лигурии.
  60. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  61. У осы не усы, не усища, а усики.Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  62. Осип охрип, Архип осип.Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  63. Сачок зацепился за сучок.
  64. По семеро в сани уселись сами.
  65. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  66. Свиристель свиристит свирелью.
  67. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
  68. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  69. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  70. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  71. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
  72. Четверть четверика гороха, без червоточинки.
  73. Константин констатировал.
  74. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
  75. Ценит цеп косец по косовице.
  76. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
  77. У ежа ежата, у ужа ужата.
  78. Жутко жуку жить на суку.
  79. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  80. Течет речка, печет печка.
  81. Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  82. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  83. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  84. Около колодца кольцо не найдется.
  85. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  86. Яшма в замше замшела.
  87. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
  88. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
  89. Ест Федька с водкой редьку.
  90. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  91. Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат − бородат.
  92. К Габсбургам из Страсбурга.
  93. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  94. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  95. Рододендроны из дендрария.
  96. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  97. Во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  98. Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку
  99. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.
  100. Королева кавалеру подарила каравеллу.

Скороговорки с буквой Р для развития речи взрослых

Зачастую у взрослых людей встречается дефект, когда они произносят букву «Р». Такую речь неприятно воспринимать на слух окружающим, да и самому человеку эта неприятность доставляет неудобство. Чтобы убрать изъян, на помощь приходят скороговорки. Этот способ устранения дефектов при произношении буквы Р также способствует улучшению дикции и развитию речи.

Существует множество примеров скороговорок с буквой Р для развития речи у взрослых:

1. Карасенку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасенок, сказку!»

На раскраске Карасенка –

Три веселых поросенка:

Карасенок поросят перекрасил в карасят!

2.На горе Арарат рвала Варвара виноград.

3.Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

Матросы две недели карамель на мели ели.

4.Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

5.Галка села на забор
Грач завел с ней разговор

6.На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.

7.У Аграфены и Арины растут георгины.

8.Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

9.Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.

10. Дробью по перепелам да по тетеревам.

11. Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

12. У королевы был кавалер.
У кавалера была королева.
Кто королева? А кто кавалер?

13. Перед коровой короб корок.

14. У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла - кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.

15. Обрадован баран –
У барана – барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.

16. Лорд Карл украл у Клары три коралла,
Кораллы лорда Клара не крала!

17. Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

18. Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.

19. Рыла свинья, тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом изрыла,

Вырыла, подрыла

До норы не дорыла.

На то хавронье и рыло,

Чтобы она рыла.

20. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

21. Дружно в оркестре играли дети:

Карл играл на черном кларнете,

Кирилл - на валторне,

На арфе - Алла,

А на рояле Лара играла.

Если задействовать фантазию, можно придумать и другие варианты скороговорок для развития речи и улучшения дикции. Главное, чтобы тренировки были регулярными. Правильное произношение звуков и четкая речь необходима не только ораторам, но и взрослым людям в повседневной жизни.

Скороговорки исправят недостатки дикции ... особенно такие длинные и многосложные,как скороговорка про Лигурию ,которую для тренировки четкого и правильного произношения без запинок используют многие дикторы на радио и телеведущие.
На побережье Лигурийского моря в северной части Италии располагается очень уютное и живописное местечко Лигурия и скороговорка ,которую мы упомянули выше, начинается с повествования о лигурийском регулировщике,который регулировал в Лигурии.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали. И потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался...

Это фрагмент забавной Лигурия Скороговорки , как её называют многие интернет-пользователи. А всю скороговорку вы можете найти ниже.

А что же всё-таки из себя представляют эти скороговорки и для чего они нужны? Первое, с чем ассоциируются скороговорки - детство. Смешные стишки не всегда удается выговорить без запинки, порой язык начинает запутываться, вследствие чего веселый текст становится еще забавнее. Под игровой формой прячется очень важный фактор - малыш приспосабливается к особенностям языка , учится корректно произносить звуки в словосочетаниях, упражняет дикцию. Чистоговорки помогают малышу четче изъясняться, окружающим будет гораздо легче его понять. Конечно Лигурия Скороговорка для маленького ребенка будет слишком сложной и вряд ли он сможет наизусть выучить сложную скороговорку,а вот простые детские скороговорки в одну строку или четверостишия выучить наизусть будет ему под силу.

Скороговорки считаются народным творчеством , люди придумывали их веками и тысячелетиями для того, чтоб совершенствовать речевой аппарат, а также исправлять индивидуальные дефекты в дикции. Чистоговорка складывается из словосочетаний, неудобных для произношения. В ней совокупность простых слов с множеством одинаковых звуков становится невыговариваемой, даже если пробовать читать ее медленно. Но это только на первый взгляд. После кратковременных тренировок путаный стишок зазвучит с ваших уст как песня . И когда читаете его в высоком темпе, будет четко слышен каждый звук.

Если при общении с окружающими у вас возникают проблемы, и кто-то раз за разом переспрашивает о чем вы говорите, займитесь тренировкой дикции . Скороговорки на различные звуки, которых сейчас есть огромное количество, в такой ситуации будут очень полезны. Смущаться не нужно, да и разглашать информацию о том что вы тренируете речь не обязательно. Заниматься этим можно без посторонних. Работая со скороговорками для взрослых вы через короткий промежуток времени услышите, что речь звучит по-другому, а переспрашивать вдруг перестали. Проблемы с дикцией - это недостаток который легко исправить, не откладывайте тренировки, удивите собеседников четкостью произношения. Будьте уверены - если вы сможете прочитать без запинок (да-да - только лишь прочитать,а не выучить наизусть!) Лигурия Скороговорку ,то вы значительно улучшите свою дикцию и меньше будете "глотать" длинные и сложные слова во время чтения или разговора с людьми.

Лигурия скороговорка для улучшения дикции и произношения. Смотрим видео.

Постигаете иностранный язык У вас возникнут сложности с корректным произношением, также будет мешать лишний акцент. Учиться правильно говорить помогут чистоговорки, словосочетания исправят произношение, сделав его быстрым и правильным. Они удалят русский акцент, в словосочетаниях мимоходом будет закрепляться и непростая грамматика. Эффект от иностранных скороговорок остается надолго, даже если прекратить занятия.

Разница между скороговорками для детей и для взрослых проста фразы для взрослых направлены только для развития дикции, и не скрыты игровой формой, без которой детям учить их неинтересно.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали. И потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга - бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле. Да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но грех - не смех - не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, - вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей. Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова - не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки - скок, Сеньку - в бок, Соньку - в лоб, все - в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб. Затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел. Сонька же - Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки - аккурат в медовик, но ей не до медовика - Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, - перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится. Была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что - вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа - ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опять с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши. О всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин - зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить. Но попытка - не пытка!

Источник:
© Skorogovorki.com

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.

И потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга - бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле.

Да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но грех - не смех - не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, - вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей.

Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова - не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки - скок, Сеньку - в бок, Соньку - в лоб, все - в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб. Затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел.

Сонька же - Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки - аккурат в медовик, но ей не до медовика - Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, - перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится. Была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что - вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа - ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опять с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши.

О всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин - зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить. Но попытка - не пытка!
Длинная и сложная Лигурия скороговорка. Весь текст "скороговорки для дикторов".


Коротенькие скороговорки для детей.

С развитием речи неразрывно связано развитие мышления. Многие считают, что научившись говорить, человек достигает предела возможного речевого развития. Но это далеко не так. Люди таких профессий, как дикторы, операторы, певцы постоянно работают над совершенствованием речевых навыков, их обязывает профессия.

Но постоянное развитие речи не помешает любому человеку. Живя в социуме, мы все время общаемся с людьми, хотим, чтобы нас слушали и слышали. Человек, который умеет четко и красиво говорить, убедителен и как правило успешен в жизни. Такие люди могут словами подводить собеседника к нужному ему результату. Умение говорить очень свойственно многим успешным бизнесменам, которые добивались всего сами.

Хорошо поставленной убедительной речью должен владеть менеджер по продажам, консультант, представитель компании, то есть те люди, которые словами приводят клиента к результату: покупке товара или услуги, партнерству, заключению договора.

Для того, чтобы человеку совершенствовать и развивать речь, не обязательно тратить много времени и денежных средств. Развитие речи происходит по средствам тренировки языка. Скороговорки для развития речи прекрасный способ совершенствования языковой гибкости. Этим можно заниматься дома, на работе в свободные минуты, читая и произнося оптимально подобранные скороговорки. Это проверенный метод, который подходит и детям и взрослым. В этой статье подобран целый комплекс скороговорок для всестороннего речевого развития и даны рекомендации по занятиям. Комплекс направлен на развитие всех групп звуков. Уже через месяц ежедневных тренировок вы заметите колоссальный результат: речь станет более четкой и грамотно построенной, язык гибким, улучшится память, мышление, восприятие чужой речи.

Как тренировать речь с помощью скороговорок

Многие скороговорки в комплексе знакомы еще с детства, некоторые совсем новые, есть простые вводные и сложные закрепляющие скороговорки. Порядок произношения подобран от простых с чередованием скороговорок средней сложности до сложных в конце. Заниматься лучше всего по утрам. Всего около 10 минут времени уйдет на весь комплекс. Каждую скороговорку нужно произносить два раза. С начала тренировок не все скороговорки удастся выговорить четко. Здесь главное не скорость, а правильность произношения. Когда вы уже сможете четко произносить тексты, можно увеличивать скорость, но без ущерба четкости. Через несколько занятий вы заметите, что многие скороговорки знаете наизусть. Тогда произносите их по памяти, не читая текст. Следите по тексту только за последовательностью.

Скороговорки для развития речи: комплекс для тренировок

Косой Косой косил косой косой.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, а без домкрату ну не поднять на тракте трактор.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат - бородат.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Говорил командир при полковнике про подпоручицу, а при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Рододендроны из дендрария.

Сорока со скоросоковыжималкой.

У перепела и перепёлки пять перепелят.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Во дворе-подворье погода размокропогодилась.

Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку.

Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.

Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.

Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкупки.

Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.

Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Архип осип, Осип охрип.

Добр бобр до бобрят.

Вбили кол в частокол, подприколошматили.

Вожжи из кожи в хомут вхожи.

В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

Гроза грозна, грозна гроза.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Добры бобры идут в боры.

Дровоколорубы рубили дубы.

Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Колотил Клим в один блин клин.

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Оса на ноги боса и без пояса.

От топота копыт пыль по полю летит.

Пошла Поля полоть в поле.

Пришел Прокоп - кипит укроп, ушел Прокоп - кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.

Стоит, стоит у ворот бык ТУПОГУБОШИРОКОРОТ.

Столы белодубовые, ГЛАДКОТЕСОВЫСТРУГАННЫЕ.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, кован колокол, Да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, Да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, Да перевыколоколовать.

Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

Цапля чахла, цапля сохла.

Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

Сложные скороговорки:

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескороговыговариваешь, но заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.

Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.

У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара, у Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.

В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Быдра - cмесь бобра и выдры - бодро тырит ядра кедра в недрах тундры в ведрах! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду - выдру в тундру, ядра в вёдра. Бобр Пётр выдрам бёдра вытер, вёдра выдрал, ядра выбрал. Сдали выдры гетры Гретхен. Грех у Гретхен гетры тырить! В тундре выдрам вторят урки. Тырят урки в тундре втулки. Впарят втулки урки туркам. Вставят турки втулки в куртки. Ворот куртки - морда выдры. Модна выдра в недрах тундры!

Жили-были три китайца: Як, Як-Цидрак, ЯкЦидракЦидракЦидрони. Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа-Дрыпа, ЦыпаДрыпаДрымпампоня. Поженились: Як на Цыпе, ЯкЦидрак на ЦыпеДрыпе, ЯкЦидракЦидрак Цидрони на ЦыпеДрыпе Дрымпампоне. Народились у них дети: Якципа - у Яка с Цыпой, Якцидракципадрыпа - у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой, Якцидракцидрони ципадрыпа дрымпампони - у ЯкЦидракЦидрак Цидроня с ЦыпойДрыпой Дрымпампоней.

Сложные скороговорки по началу трудно даже прочесть, не то что запомнить наизусть. Но со временем вы с удовольствием отметите, как они “отлетают от зубов”

В современном мире не так много людей с превосходной дикцией. Очень немногим природой дана особенность чётко и ясно произносить слова и звуки. Но всё поправимо. С помощью специальных упражнений вполне возможно добиться прекрасной дикции, исправить любой дефект речи.

Дикция – это способность произносить звуки и слова отчётливо, с совершенной артикуляцией. Артикуляция – это объединённое функционирование произносительных органов при формировании речевых звуков.

Значимость дикции для певца, лектора, оратора, актёра, трудно переоценить, так как она служит элементом сценической речи. Разборчивое проговаривание слов и звуков важно как профессиональное качество,а обычному человеку дикция позволит быть правильно понятым окружающими людьми.

Хорошая речь и культура речи предполагает ясную и отчётливую дикцию. Свободно открывая рот во время разговора, правильно артикулируя, человек приобретает внятное и чёткое произношение – отличную дикцию.

Чтобы исправить недостатки произношения в первую очередь надо понять причины неудовлетворительного произношения. Артикуляция и образование голоса происходят неосознанно, поэтому достаточно проделать специальные упражнения для увеличения подвижности артикулярного аппарата и перепрограммировать собственное подсознание, чтобы заметить улучшения речи.

Логопеды и дефектологи исправляют шепелявость, картавость, гнусавость в запущенных случаях преимущественно в детском возрасте. Иногда в их услугах нуждаются и взрослые. Техника речи научит произносить согласные и гласные звуки чётче.

Упражнения для улучшения дикции

Подвижные и эластичные артикуляционные органы позволят внятно и чётко произносить слова, не шепелявя и не глотая окончания. Чтобы сохранить и улучшить работу произносительных органов используются специальные упражнения.

  • Осанка и дыхание. Для правильного произношения первостепенное значение имеет диафрагмальное дыхание, так как в процесс вовлекаются органы грудной клетки. Это улучшит звучание голоса и произношение.
  • Тренировка и разминка мышц артикулярного аппарата. Упражнения воздействуют на мышцы языка, челюсти, губ.
  • Упражнения произношения звуков помогают отработать каждый звук.
  • Управление эмоциями. Эмоциональная окраска произносимого, интонация, важна не меньше хорошего состояния речевых органов.
  • Сценическая речь поможет развить дикцию, голос станет звонче, приятнее, объёмней.
  • Специально для исправления дефектов речи предназначены скороговорки. Нужно подобрать фразы или стихи, корректирующие «слабые» звуки и тренироваться проговаривая.

Что такое скороговорка

Скороговорка (чистоговорка) представляет собой коротенькую фразу или стишок с трудной артикуляцией. В тексте сочетаются одинаковые звуки, но в словах с разным значением. Стихи и предложения благодаря рифме и смыслу легко запоминаются, тренируют дикцию и развивают речь.

Цель скороговорки – развитие речи и совершенствование дикции. Чистоговорки встречаются в стихотворной форме и в виде прозы. Первый вид пользуется большей популярностью из-за удобства запоминания.

Классификация скороговорок разнообразна:

  • Простые.
  • Сложные.
  • Быстрые.
  • Длинные.
  • Народные.
  • Детские.
  • Для взрослых.
  • Скороговорки-пословицы.

Пение скороговорок

Для совершенствования речи применяются видео и скороговорки в виде песни. Особого внимания заслуживают слова песни Гарри Топора «Упражнения для дикции», в которых прослеживается сложное и разнообразное сочетание звуков. Гарри Топор Упражнения для дикции - всего лишь небольшой элемент творчества исполнителя. Выговорить подобный текст не так-то просто, поэтому проговаривая слова песни усовершенствовать речь можно быстро и эффективно.

Текст в виде песни тренирует управление собственным голосом, его тембром, высотой. Пение благотворно воздействует не только на речевой аппарат. Оно обеспечивает выработку гормонов удовольствия эндорфинов, улучшает дыхание, состояние грудной клетки, сердечной мышцы и гортани. Следствием развития органов, участвующих в формировании речи, является великолепная дикция. Текст в виде песни улучшает физическое и эмоционально состояние человека.

Видео служит наглядным помощником в развитии речи. Здесь демонстрируется правильность работы речевых органов. Видео поможет безошибочно выполнять специальные упражнения. Направленные на совершенствование дикции.

Простые скороговорки

Подобные чистоговорки чаще применяются для развития речи у малышей и деток постарше. Для взрослой возрастной категории они слишком лёгкие. Самые важные для совершенствования произношения буква «Р» и шипящие, потому что наиболее часто встречающиеся у детей дефекты речи связаны именно с этими согласными. Например:

  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
  • Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  • Жирная жаба рожала ежа, в луже лежали два жирных ужа.

Сложные скороговорки

Используются для тренировки дикции. Особой значимостью наделен текст чистоговорок, применяемый для совершенствования речи дикторов. В любом языке имеются слова, которые даже по слогам произнести сложно. Здесь на помощь приходят скороговорки. Повторение фразы с труднопроизносимым сочетанием звуков с максимальной скоростью поможет со временем произносить неподдающиеся слова автоматически, чисто и красиво.

  • Налево нас рать. Направо нас рать. И битвою мать Россия спасена.
  • Муж в Тверь, жена в дверь.
  • На холме стоят кули, выйду на холм куль поправлю.
  • Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

Примером написания сложной скороговорки для взрослых служит содержание песни Гарри Топор Упражнения для дикции.

Для взрослых или для детей

Разделение скороговорок на взрослые и детские условно. Отличия наблюдаются в содержании и принципе формирования текста.

Специалисты, в силу своей профессии связанные с правильным произношением и чистотой речи, в один голос советуют для улучшения дикции учить и проговаривать чистоговорки.

Скороговорки для взрослых не призваны развлекать человека, основной упор их смыслового содержания и компоновки делается на улучшение речи. Пример современной скороговорки для взрослых: «Я человек фертикуляпистый, могу зафертикультипнуть и выфертикультипнуть».

Правила произношения

Вначале занятий нужно медленно по слогам повторять нужную скороговорку. Постепенно темп проговаривания ускоряется, а текст – учится наизусть. В самом начале занятий текст следует записать на листах бумаги и развесить в видных местах. Чтобы они постоянно попадались на глаза. Это облегчит появление привычки проговаривания, ускорит заучивание фразы или четверостишия.

Принципы эффективных занятий:

  • Все звуки произносятся максимально отчётливо, слова – медленно и по слогам.
  • Усвоению текста скороговорки помогает чёткое произношение шёпотом или стоя перед зеркалом.
  • Произносить текст разными голосами и с различной интонацией, эмоциональной окраской.
  • В первую очередь концентрируется внимание на правильном произношении звуков, и лишь затем текст повторяется в быстром темпе.
  • Достижению результата способствует проговаривание текста в течение десяти минут от пяти до десяти раз в день.
  • Чистоговорки следует менять каждую декаду. Это позволит артикулярному аппарату развиваться равномерно, а привыкание к новым звукам будет проходить легче.
  • Усложнить произносимый текст позволит одновременное выполнение физических упражнений (бег, прыжки).

Особенность человеческой природы – обращать внимание и запоминать всё смешное и необычное. По этой причине скороговорки служат оптимальным средством для улучшения и развития речи.

  • Дай кирку Киркорову корки откалывать.
  • На ура у гуру инаугурация прошла.
  • Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.

Скороговорки представляют собой древнейший и наиболее доступный метод улучшения произношения. Упражняться при помощи потешных стишков с труднопроизносимыми звуками можно на специальных курсах и дома самостоятельно. Повторяя подобный текст, вы улучшите дикцию и поднимете себе настроение. Неслучайно в далёком прошлом люди собирались по вечерам и развлекались проговариванием вслух шуточного текста скороговорок.