годы правления: 957-972 )

  СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (?- 972) - князь киевский с 957 г.

Сын князя Игоря Старого и княгини Ольги . Впервые имя Святослава упоминается в летописи под 945 г. После гибели в древлянской земле его отца он, несмотря на то что был еще очень мал, участвовал с Ольгой в походе против древлян.

Святослав рос истинным воином. Жизнь он проводил в походах, ночевал не в шатре, а на конской попоне с седлом под головой.

В 964 г. дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по р. Десна, вступила в земли вятичей, бывших в ту пору данниками хазар. Киевский князь повелел вятичам платить дань не хазарам, а Киеву и двинул свою рать дальше - против волжских булгар, буртасов, хазар, а затем северокавказских племен ясов и касогов. Около четырех лет продолжался этот беспримерный поход. Князь захватил и разрушил столицу Хазарского каганата г. Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел на Дону, Семендер на Северном Кавказе.

В 968 г. Святослав по настойчивым просьбам Византии, основанным на русско-византийском договоре 944 г. и подкрепленным солидным золотым подношением, отправился в новую военную экспедицию - против Дунайской Болгарии. Его 10-тысячное войско разгромило 30-тысячное войско болгар и захватило г. Малый Преслав. Этот город Святослав назвал Переяславцем и объявил столицей своей державы. В Киев он возвращаться не хотел.

В отсутствие князя печенеги напали на Киев. Но приход небольшой рати воеводы Претича, принятой печенегами за передовой отряд Святослава, вынудил их снять осаду и отойти от Киева.

Святославу с частью дружины пришлось вернуться в Киев. Разгромив печенежское войско, он объявил матери: "Не любо сидеть мне в Киеве. Хочу жить в Переяславце-на-Дунае. Там средина земли моей. Туда стекается все добро: от греков - золото, ткани, вина, овощи разные; от чехов и венгров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед ". Вскоре княгиня Ольга умерла. Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: Ярополка посадил княжить в Киеве, Олега послал в Древлянскую землю, а Владимира - в Новгород. Сам же поспешил в свои владения на Дунае.

Здесь он разгромил войско болгарского царя Бориса, пленил его и овладел всей страной от Дуная до Балканских гор. Весной 970 г. Святослав перешел через Балканы, штурмом взял Филипполь (Пловдив) и дошел до Аркадиополя. Разбив армию византийцев, Святослав, однако, не пошел далее. Он взял с греков "дары многие" и вернулся назад в Переяславец. Весной 971 г. новое византийское войско, усиленное флотом, напало на дружины Святослава, осажденные в г. Доростол на Дунае. Осада продолжалась более двух месяцев. 22 июля 971 г. русские войска под стенами города потерпели тяжелое поражение. Святослав вынужден был начать переговоры о мире с императором Иоанном Цимисхием.

Встреча их произошла на берегу Дуная и подробно описана византийским хронистом. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки смогли лишь по рубахе, которая была чище, чем у других дружинников, и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо.

Заключив мир с византийцами, Святослав пошел к Киеву. Но по дороге, у Днепровских порогов, его поредевшее войско поджидали извещенные греками печенеги. В неравном бою дружина Святослава и он сам погибли. Из черепа Святослава печенежский князь Куря по старому степному обычаю приказал сделать чашу для пиров.

Великий князь Святослав Игоревич.

Давно канула в лету эпоха дохристианской Руси, однако в памяти народной до сих пор живут имена героев тех далеких лет и их ратные подвиги. Одним из выдающихся людей того времени и величайшим русским полководцем был Святослав Игоревич, Великий князь Киевский.

Конец I тысячелетия нашей эры в какой - то мере можно назвать переломным для русской земли. С запада уже началось распространение христианства, тогда как Русь до той поры все еще оставалась языческой, на востоке и юге русское государство постоянно находилось под угрозой хазарских и печенегских набегов. Вот в такое неспокойное время и появился на свет князь Святослав. Отцом его был Игорь, Великий князь Киевский и Новгородский, сын основателя династии Рюриков, матерью - княгиня Ольга. Согласно Ипатьевского списка, рождение князя Святослава Игоревича относится к 942 году, однако другие летописные источники называют 930 год.

На сегодняшний день память о Великом князе Святославе увековечена не только в художественных изображениях и скульптурах, но и в рисунках на различных предметах одежды и сувенирах, в частности, в нашем интернет военторге Военпро вы можете с изображением Великого князя Святослава.

В 945 году древлянами был убит отец князя Святослава, Игорь, и формально Святослав становится Великим князем, однако в связи с малолетством князя Святослава фактической правительницей Руси становится его мать, княгиня Ольга. Впрочем, она продолжала управлять государством и после его совершеннолетия ввиду полного отсутствия у князя Святослава Игоревича интереса к хозяйственной и административной деятельности.

С малых лет Великий князь Киевский Святослав Игоревич стал постигать азы воинского искусства. Его учителями становятся варяг Асмуд, по свидетельству некоторых летописцев приходившийся юному князю Святославу дядькой, и воевода Киева Свенельд. Вместе с Асмудом еще в детстве князь Святослав участвовал в экспедициях к эстам, самоедам, финнам, вероятно, принимал участие и в морских походах русичей. Стратегию и тактику ведения боев князь Святослав Игоревич изучал под руководством воеводы Свенельда.

Походы князя Святослава

Едва возмужав, начинает собирать князь Святослав дружину. В то же время мать князя Святослава, княгиня Ольга, принимает христианство, и пытается склонить к принятию православной веры и сына, который категорически отказывается от крещения. До конца жизни князь Святослав Игоревич поклонялся языческим богам, в частности, Перуну, покровителю князя и княжеской дружины, и Хорсу, олицетворению Солнца. Ввиду этого мы предлагаем вашему вниманию Великого на фоне символического изображения Солнца.

К двадцати годам князь Святослав Игоревич становится опытным и умелым воином, под стать ему подобралась и дружина, и с этого момента начинаются самостоятельные походы князя Святослава, причем целью их была отнюдь не нажива, что был редкий случай для того времени.

Великий князь Киевский Святослав Игоревич стал успешным «собирателем земель», значительно расширив границы Древнерусского государства, которое за годы правления князя Святослава стало самым крупным в Европе и одним из самых больших в мире. Русским историком Н. Карамзиным князь Святослав Игоревич был охарактеризован как «Александр Македонский древнерусской истории».

Хазарский поход Святослава

В 964 году дружина князя Святослава выступила в восточном направлении с целью послабления влияния Хазарского каганата. Начало разгрома Хазарского каганата было положено в 964 году, 3 июля. Впоследствии эта дата стала считаться Днем памяти князя Святослава Храброго.

Однако здесь необходимо заметить, что вышеприведенные данные, описанные в «Повести временных лет», несколько отличаются от других летописных источников, авторы которых относят хазарский поход Святослава к более позднему времени (965 или 966 годы).

При подготовке наступления на хазаров, Святослав отказался от фронтального натиска через междуречье Волги и Дона, вместо этого он предпринял грандиозный для того времени обходной маневр. Для начала князем Святославом были покорены славянские племена вятичей, зависимые от хазар. Следующим ходом князь Святослав Игоревич разгромил буртасов и волжских булгар, так же подчинявшихся Хазарскому каганату, тем самым обеспечив безопасность северного фланга своего войска. Не ожидавшие нападения князя Святослава с севера, хазары были полностью дезорганизованы, что дало возможность князю Святославу Игоревичу взять их столицу - Итиль.

Далее наступая на хазар, Святослав разгромил их важнейший опорный пункт - крепость Семендер и поставил на ее месте русский форпост Белая Вежа. Так же во время похода князем Святославом были покорены племена касогов, поле чего на Таманском полуострове им было основано Тмутараканское княжество.

Разгром Хазарского каганата Святославом положил начало доминированию Киевской Руси на востоке Европы. Значимость победы Святослава над хазарами обусловлена еще и тем, что через земли хазар и волжских булгар в то время проходил важнейший торговый путь - Великий шелковый и после разгрома Святославом Хазарского каганата русские купцы получили возможность беспошлинно торговать с восточными государствами, что благоприятно сказывалось на экономике Киевской Руси.

Однако военная деятельность князя Святослава на этом не закончилась. После закрепления на восточном направлении устремления князя Святослава Игоревича обратились к Западу, в сторону Дуная. Летописи говорят, что с того времени перед началом нападения соперники князя получали послание от Святослава: «Иду на вы!».

На сайте нашего интернет военторга вы можете купить различные предметы с изображением князя Станислава Великого на фоне его оберега - символа Солнца, в частности, и с изречением «Солнце за нас!».

Болгарские походы князя Святослава

В 967 г. Византийская империя заключила с Киевом антиболгарский договор, и дружина князя Святослава выступила в поход к дунайским берегам. Однако не только союзный договор подстегивал устремления князя Святослава Игоревича в западную сторону. Во время хазарского похода Святослава многие хазары укрылись у болгар, бывших их союзниками, таким образом, и хазарский фактор сыграл немалую роль в болгарском походе князя Святослава Великого.

В одной битве князь Святослав добился господства над Восточной Болгарией и обосновался в Переяславце. Здесь следует отметить, что, по свидетельству летописцев, после разгрома болгарского войска дальнейшие отношения князя Святослава Игоревича с болгарами были самыми дружественными, по - видимому из-за того, что в Болгарии в то время еще не было распространено христианство и дружина князя Святослава видела в болгарах своих единоверцев и братьев по крови.

Однако мирная жизнь князя Святослава Великого продолжалась недолго. В скором времени из Киевской Руси Святославу пришло известие о нападении на Киев печенегов. В то время в столице Руси оставалась княгиня Ольга и сыновья князя Святослава, воспитанием которых она занималась.

Получив известие о нашествии печенегов, Святослав со своей личной дружиной поспешил на помощь Киеву, оставив в Переяславце воеводу Волка. По пути к дружине князя Святослава присоединилось большое количество «воев» (так во времена Киевской Руси называли всех лиц, владеющих оружием). При подходе князя Святослава Игоревича к Киеву печенеги бежали, но уйти им удалось недалеко.

После основательной трепки, заданной им Святославом, печенеги принесли извинения и запросили мира.

Тогда же князь Святослав Храбрый узнает от печенегов, что подстрекателем в этом набеге выступал уже сильно потрепанный Хазарский каганат, и тогда же он второй раз отправляется в поход на хазар. Второй хазарский поход князя Святослава завершился полным разгромом каганата, его столица была разрушена.

И, как и после любой своей победы, князь Святослав со дружиною благодарил своих богов, принесших им удачу, а у нас на сайте среди различных товаров с изображением князя Святослава Великого вы можете приобрести .

По возвращении князя Святослава Игоревича в Киев умирает его мать, Ольга, являвшаяся фактической правительницей Киевской Руси во время отсутствия сына. Государственное правление князь Святослав решил по-новому: княжить в Киеве он посадил сына Ярполка, на древлянское княжение был посажен сын Святослава Олег, на новгородское - Владимир. Сам же князь Святослав Храбрый в 969 году вновь пошел с войском на Болгарию, откуда поступали тревожные известия. Болгарский царь Петр, заключавший перемирие со Святославом Великим, отрекся от престола, новый царь Борис II разорвал мирное соглашение с русами и начал боевые действия против оставшихся в Болгарии русских гарнизонов. Воевода Волк, остававшийся в Переяславце, не смог противостоять превосходящему противнику и спустился на ладьях по Дунаю, где объединился с войском шедшего ему на подмогу князя Святослава Игоревича. Переяславец был взят вторично, но на этот раз битва была кровопролитной.

После взятия Переяславца князь Святослав Великий двинулся вглубь Болгарии и, практически не встретив сопротивления, вошел в ее столицу - Преслав, где болгарский царь Борис признал себя вассалом князя Святослава Великого.

В это же время в Византии, бывшей ранее союзником князя Святослава Великого, происходит смена власти, и новая большая война становится неизбежной.

Для тех, кому интересна история земли русской, наш военторг Военпро приготовил большое количество сувениров, в том числе и с изображением князя Святослава Игоревича. В частности, у нас можно приобрести с портретом Святослава Великого на фоне солнечного Коловрата.

Война князя Святослава с Византией

Весной 970 г. князь Святослав Игоревич, заключив союз с болгарами, венграми и печенегами, начал наступление на византийские владения во Фракии. Генеральное сражение произошло в 120 км от столицы Византии - Константинополя. В этой битве князь Святослав понес большие потери, однако ему удалось подступить вплотную к городу, после чего Святослав Великий отступил, взяв при этом большую дань. После этого в течение года военные действия не предпринимались ни одной из сторон, пока в 971 году, в апреле, Иоанн I Цимисхий, ставший незадолго до этого византийским императором, не начал боевые действия против князя Святослава Игоревича. Практически сразу византийцам удалось захватить болгарскую столицу Преслав, после чего Иоанн I начал осаду Доростола, где находились основные силы русского войска во главе с князем Святославом.

В течение трех месяцев осады продолжались непрерывные стычки, пока 21 июля не состоялось еще одно генеральное сражение, в котором Святослав Храбрый был тяжело ранен. В ходе боя ни одна из сторон не достигла желаемых результатов, однако после него князь Святослав Игоревич вступил в мирные переговоры с византийцами.

В результате между князем Святославом Игоревичем и византийским императором был заключен почетный мир, согласно которому русичи получали огромные репатриации с условием отказа от болгарских владений.

После заключения мира Святослав Великий с войском покинул пределы Болгарии. Благополучно достигнув устья Днепра, князь Святослав Игоревич предпринял попытку подняться до порогов на ладьях, однако это ему не удалось, и войско князя Святослава осталось зимовать в устье реки. Весной 972 г. князь Святослав Игоревич вновь тронулся в путь, однако бывшие союзники - печенеги поджидали его возле днепровских порогов. Завязался бой, во время которого Святослав Великий погиб.

Древнерусский князь Святослав Игоревич

Уже в течение многих веков историки занимаются изучением личности Святослава Великого, и надо сказать, что мнения о нем неоднозначны, однако вклад этого талантливого полководца в историю развития русского государства несомненен, и не зря Святослав Храбрый входит в первую десятку великих полководцев мира.

Исследования продолжаются и по сей день - в 2011 на дне Днепра был найден старинный меч, предполагают даже, что владельцем меча был сам князь Святослав. В пользу этого предположения говорит богато отделанная рукоять меча. После реставрации «меч Святослава» хранится в музее г. Хортица.

Однако личность Святослава Великого интересует не только ученых мужей, память о князе Святославе живет и в сердцах простых людей, о чем говорят памятники Святославу Храброму. Их несколько - памятник князю Святославу установлен в Киеве, а на территории России скульптурное изображение Святослава Храброго можно увидеть на барельефе в Великом Новгороде, а близ Белгорода в память о Святославе Великом в 1040 летнюю годовщину победы над хазарами была установлена конная статуя князя Святослава работы скульптора Клыкова.

Жизни и подвигам князя Святослава Великого - последнего языческого князя Руси, посвящено множество художественных полотен, о нем снимаются фильмы и пишутся песни.

Наш же интернет военторг Военпро предлагает вам оригинальные сувениры с изображением легендарного князя, среди которых есть и «князь Святослав».

С полным ассортиментом товаров на тему Древних русичей, славян, родноверия и солнечного Коловрата вы можете ознакомиться, пройдя по .


4-й Великий князь Киева
945 - март 972

Святослав Игоревич (942-март 972) - великий князь киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец.
Святослав вошел в историю Древней Руси как яркий пример воинской доблести. Его речь перед последним решающим боем с византийцами под Доростолом - свидетельство высокого понимания значения воинской чести в древнерусском обществе:
«Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвые сраму не имут. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе.»
Дружинники ему отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим.»

Б.Ольшанский. Предание о Святославе

В византийских синхронных источниках именовался Сфендослав.

Русский историк Н. М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории». По словам академика Б. А. Рыбакова: «Походы Святослава 965-968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии.»


Святослав Игоревич

Формально Святослав стал великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 отца, великого князя Игоря, но самостоятельно правил примерно с 960 года. При Святославе Киевским государством в значительной мере правила его мать - княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за постоянного пребывания его в военных походах. При возвращении из похода на Болгарию Святослав был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах.


Ольга Мудрая. Рисунок В.П. Верещагина.

Согласно древнерусским летописям Святослав был единственным сыном великого киевского князя Игоря и дочери варяга Ольги. Год его рождения точно не известен. Согласно Ипатьевскому списку Святослав родился в 942 году, однако в других списках, например Лаврентьевском, такой записи нет. Исследователей настораживает пропуск такой важной информации переписчиками, хотя она и не противоречит другим сообщениям.

В литературе упоминается как год рождения Святослава также 920, но это противоречит известным сведениям о правлении Святослава.

Святослав первый достоверно известный киевский князь со славянским именем, хотя его родители носят имена с признанно скандинавской этимологией.


Неизвестный автор.«Первые Рюриковичи» Игорь I, Рюрик,Святослав Игоревич

В византийских источниках X века его имя пишется как Сфендославос.
Отмечалось, что первая часть имени Святослава по значению соответствует скандинавским именам его матери Ольги и князя Олега Вещего ("святой, святая"), а вторая - имени Рюрика ("славой могучий") что соответствует раннесредневековой традиции учитывать при имянаречении имена других членов княжеской семьи. Однако некоторые исследователи ставят возможность такого перевода имён с одного языка на другой под сомнение.

Самое первое упоминание Святослава в синхронном историческом документе содержится в русско-византийском договоре князя Игоря от 944 года.

Князь Игорь Рюрикович был убит (945) древлянами за взимание с них непомерной дани. Его вдова Ольга, ставшая регентом при 3-летнем сыне, пошла на следующий год с войском в землю древлян. Сражение открыл четырёхлетний Святослав, бросив

«копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще дитя. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]:
„Князь уже начал; последуем, дружина, за князем“.»

Дружина Игоря победила древлян, Ольга принудила их к покорности, а затем ездила по Руси, выстраивая систему правления.

Согласно летописи Святослав всё детство находился при матери в Киеве, что противоречит замечанию византийского императора Константина Багрянородного (около 949): «Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии.»
В «Немогарде» Константина обычно видят Новгород, которым сыновья киевских князей традиционно владели и впоследствии. Константин упоминает имя Святослава без титула также при описании визита Ольги в Константинополь (957).

Княгиня Ольга в 955-957 приняла христианство и пыталась обратить сына. Но Святослав до конца остался язычником, объясняя, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины. Летописец цитирует апостола Павла: «для неверующих вера христианская юродство есть».

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом о послах Ольги, «королевы Ругов», к королю Германии Отто I Великому по вопросу крещения Руси. Однако в 962 миссия, посланная Отто I в Киев, потерпела неудачу из-за сопротивления Святослава и нежелания Ольги менять принятого ею ранее византийского обряда.


Военный совет Святослава. Чориков Б.

О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года:

«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: „Иду на Вы!“.»


Князь Святослав Игоревич. ""Иду на вы!". Художник Лео Хао

Хазарский поход Святослава

«Повесть временных лет» сообщает, что в 964 году Святослав «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей». Не исключено, что в это время, когда главной целью Святослава было нанесение удара по хазарам, он не подчинил вятичей, то есть еще не обложил их данью.

В 965 Святослав атаковал Хазарию:

«В год 6473 (965) пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял.
И победил ясов и касогов.»


Рерих "Славяне на Днепре"

Современник событий Ибн-Хаукаль относит поход к более позднему времени и сообщает также о войне с Волжской Булгарией, известия о которой не подтверждены другими источниками:

«Булгар - город небольшой, нет в нем многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (968/969) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус....
И ал-Хазар - сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нем многочисленные сады …, но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма.»

Разгромив армии обоих государств и разорив их города, Святослав разбил ясов и касогов, взял и разрушил Семендер в Дагестане. По одной версии Святослав вначале взял Саркел на Дону (в 965), затем двинулся на восток, и в 968 или 969 покорил Итиль и Семендер. М. И. Артамонов же считал, что русское войско двигалось вниз по Волге и взятие Итиля предшествовало взятию Саркела.

Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появляется русское поселение Белая Вежа, Тмутаракань переходит под власть Киева, есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле и Семендере до 990-х, хотя их статус не ясен.

Под 966 годом, уже после разгрома хазар, в «Повести временных лет» сообщается о победе над вятичами и наложении на них дани.

Греческие источники хранят молчание о событиях на Руси. Византия была заинтересована в сокрушении Хазарии, а союзнические отношения с киевским князем подтверждает участие русских отрядов в походе греческого императора Никифора Фоки на Крит.


Ю. Лазарев

Завоевание Болгарского царства. 968-969 годы

В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт, причину которого источники излагают по разному.
В 967/968 византийский император Никифор Фока отправляет к Святославу посольство.
Главе посольства Калокиру было передано 15 кентинариев золота (прим. 455 кг), чтобы направить русов в набег на Болгарию. Согласно наиболее распространённой версии, Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Киевскую Русь, которая после победы над Хазарией могла обратить свой взгляд на крымские владения Византии.

Калокир договорился со Святославом об антиболгарском союзе, но вместе с тем попросил помочь ему отнять у Никифора Фоки византийский престол. За это, по версии византийских хронистов Иоанна Скилицы и Льва Диакона, Калокир пообещал «великие, бесчисленные сокровища из казны государственной» и право на все завоёванные болгарские земли.

В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков».
В этот период отношения Руси с Византией были скорее всего дружественными, так как итальянский посол Лиутпранд в июле 968 года видел русские корабли в составе византийского флота.


Чориков Б.

К 968-969 гг. относится нападение на Киев печенегов. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. Историки А. П. Новосельцев и Т. М. Калинина предполагают, что нападению печенегов на Русь способствовали хазары, а в ответ Святослав организовал второй поход против них, в ходе которого и был захвачен Итиль, а каганат окончательно разгромлен.

Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев. И. А. Акимов, 1773 г.
Ivan Akimov. Svyatoslav"s return from the Danube to his family in Kiev (1773).

Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав устраивает управление государством: сажает сына Ярополка на киевское княжение, Олега - на древлянское, Владимира - на новгородское. После этого Святослав осенью 969 года снова с войском пошёл на Болгарию.«Повесть временных лет» передаёт его слова:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы.»

Летописный Переяславец на Дунае точно не идентифицирован. Иногда его отождествляют с Преславом, или относят к речному порту на Дунае Преславу Малому. По версии из неизвестных источников (в изложении Татищева В. Н.) в отсутствие Святослава в Переяславце его наместник, воевода Волк, был вынужден выдержать осаду со стороны болгар. Византийские источники скупо описывают войну Святослава с болгарами. Его войско на ладьях подошло к болгарскому Доростолу на Дунае и после сражения захватило его у болгар. Позднее была захвачена столица Болгарского царства, Преслав Великий, после чего болгарский царь заключил вынужденный союз со Святославом.


Святослав и дружинники-язычники

Война с Византией 970-971 годы

Столкнувшись с нападением Святослава, болгары попросили помощи у Византии. Император Никифор Фока сильно обеспокоился вторжением русов, он решил закрепить союз с Болгарским царством династическим браком. Невесты из царской болгарской семьи уже прибыли в Константинополь, когда в результате переворота 11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий (брачные планы так и не осуществились).

В том же 969 отрекается от престола в пользу сына Бориса болгарский царь Пётр I, и из-под власти Преслава выходят западные комитаты. Пока Византия медлила оказать прямую вооружённую помощь болгарам, своим давним недругам, они заключили союз со Святославом и в дальнейшем сражались против Византии на стороне русов.

Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, однако безуспешно. Святослав решил прочно обосноваться на Дунае, расширив таким образом владения Руси. На границы Болгарии Византия спешно перебрасывала войска из Малой Азии, размещая их по крепостям.


Преследование отступающей русской армии византийцами.
Миниатюра из мадридского списка «Истории» Иоанна Скилицы

Весной 970 года Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии. Численность союзников византийский историк Лев Диакон исчисляет в более 30 тыс. воинов, в то время как греческий полководец Варда Склир имел под рукой от 10 до 12 тыс. солдат.
Варда Склир избегал сражения в открытом поле, сохраняя силы в крепостях. Войско Святослава дошло до Аркадиополя (в 120 км от Константинополя), где и произошло генеральное сражение.
По сообщениям византийских источников были окружены и перебиты все печенеги, а затем были разгромлены основные силы Святослава.
Древнерусская летопись излагает события иначе, по сведениям летописца Святослав вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань, включая и на погибших воинов.

Так или иначе, летом 970 года крупные боевые действия на территории Византии прекращаются, Варда Склир с войском срочно отзывается в Малую Азию для подавления восстания Варды Фоки.
Набеги русов на Византию продолжались, так что после успешного подавления восстания Варда Склир в ноябре 970 снова перебрасывается на границы Болгарии.

В апреле 971 император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам.
13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Преслав, где в плен попал болгарский царь Борис II. Части русских воинов во главе с воеводой Сфенкелом удалось прорваться на север в Доростол, где находился Святослав с основными силами.

23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась 3-месячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках, у русов погибли вожди Икмор и Сфенкел, у византийцев пал военачальник Иоанн Куркуас.
21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по словам византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.


Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием. К. Лебедев, 1916

Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тыс.) запасом хлеба на 2 месяца.
Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения.
На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории.

Болгарский царь Борис II сложил с себя знаки царской власти и был возведён Иоанном Цимисхием в сан магистра. Вся восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили только западные области.

По заключении мира Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам. Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Попытка Святослава в 971 году подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 год повторить попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили русов. В схватке Святослав погиб:

«Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку.»


Чориков Б.

Гибель Святослава в бою с печенегами подтверждает Лев Диакон:

«Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки - многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места.»

Некоторые историки предполагают, что именно византийская дипломатия убедила печенегов атаковать Святослава. В книге «Об управлении империей» Константина Багрянородного сообщается о необходимости союза с печенегами для защиты от росов и венгров, а также, что печенеги представляют серьёзную опасность для русов, преодолевающих пороги.
На основании этого подчёркивается, что использование печенегов для устранения враждебного князя произошло в соответствии с византийскими внешнеполитическими установками того времени. Хотя «Повесть временных лет» называет в качестве организаторов засады не греков, а переяславцев (болгар), а Иоанн Скилица сообщает, что византийское посольство наоборот, просило печенегов пропустить русских.

О внешности Святослава


New York Public Library (NYPL) digital gallery.Slav warrior, russian knyaz Svyatoslav. Illustration from russian book: F.G. Solntsev, «Odezhdy Russkago gosudarstva. Risunki istoricheskie i freski». Published in 1869.

Византийский историк Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира:
« Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой.

Сыновья.

* Ярополк Святославич, князь киевский
* Олег Святославич, князь древлянский
* Владимир Святославич, князь новгородский, князь киевский, креститель Руси

Имя матери Ярополка и Олега история не сохранила, в отличие от матери Владимира Малуши.

Иоанн Скилица также упоминает «брата Владимира, зятя василевса» Сфенга, который в 1016 году помог византийцам подавить восстание Георгия Цула в Херсонесе.
В древнерусских летописях и других источниках имя Сфенга не встречается.
По гипотезе А. В. Соловьева здесь имеется в виду не брат, а сын Владимира и внук Святослава Мстислав.

Диорама из Музея истории Запорожского казачества
"Последний бой Святослава". Автор - Николай Овечкин


Бой возле "Чорной скели"



Волхв как будто говорит: "Чем же тебе помочь, княже?"

Фрагменты



Неравный бой


Волхв с мечём возле пронзённого стрелой чура, возможно защищал

Супостат хан Куря

Князь Святослав Игоревич убивающий хазарского жидовина.
Памятник работы скульптора В.М. Клыкова.

Микешин М.Святослав Игоревич

Князь Святослав Игоревич


Введение


Святослав Игоревич (942 - март 972) - князь новгородский, великий князь киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец.

В византийских синхронных источниках именовался Сфендослав (греч. ?????????????).

Русский историк Н. М. Карамзин назвал его "Александром (Македонским) нашей древней истории". По словам академика Б. А. Рыбакова: "Походы Святослава 965-968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии ".

Формально Святослав стал великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 отца, великого князя Игоря, но самостоятельно правил примерно с 960 года. При Святославе Киевским государством в значительной мере правила его мать - княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за постоянного пребывания его в военных походах. При возвращении из похода на Болгарию Святослав был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах.


Ранние годы


В 964 г. великокняжеский стол занял Святослав Игоревич. Точно не известно, когда именно он родился, равно как не знаем мы почти ничего и о его детских и юношеских годах. Согласно "Повести временных лет", сын Игоря и Ольги появился на свет в 942 г. у немолодых уже родителей, - княгине Ольге было к тому времени 42-44 года. И, очевидно, был он не первым ребенком, в княжеской семье были еще дети (возможно, девочки или мальчики, умершие в детстве), но на момент смерти Игоря не было наследников мужского пола старше Святослава. Рассказывая о походе на древлян, в котором принимали участие Святослав со своим воспитателем Асмудом, летописец подчеркивает, что в 946 году княжич был еще настолько мал, что не мог как следует бросить копьё.

Существует также версия, что Святослав родился около 935 г., а значит, совершеннолетия достиг в середине 50-х годов X в. Подтверждением этой версии может служить тот факт, что отправляясь в 969 г. во второй болгарский поход, князь поручил Русь собственным сыновьям, двое из которых уже правили самостоятельно и были совершеннолетними. Из летописей известно также, что своему сыну Ярополку Святослав собственноручно привел жену, т. е. в 969 г. старший сын князя уже был женат.

Судьба молодого Святослава складывалась счастливо. Великим князем он стал еще в раннем детстве, получив соответствующее воспитание. Великолепно, владел различными видами оружия, был смелым и решительным, любил подолгу ездить верхом. Дружинники, часто выходцы из различных земель, рассказывали княжичу о богатых далеких странах. Покровителями и защитниками этих людей были языческие боги, освящавшие войну и насилие, захват чужих владений и человеческие жертвы; в то же время Перун, языческий бог-громовержец, был воплощением идеалов мужчины-воина.

Князь Святослав Игоревич с детства воспитывался как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд, учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Святослава другой варяг - главный киевский воевода Свенельд.

Пока Святослав подрастал, княжеством правила Ольга. С середины 60-х гг. X века можно отсчитывать время начала самостоятельного правления князя Святослава. Византийский историк Лев Диакон оставил его описание: среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами.

Но Святослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга стала христианской, то Святослав оставался язычником - и в общественной жизни, и в быту. Так, скорее всего, все сыновья Святослава были от разных жен, ведь у славян-язычников было многоженство. Например, матерью Владимира была ключница-рабыня Малуша. И хотя ключница, державшая ключи от всех княжеских помещений, считалась важной персоной при дворе, ее сына-князя презрительно называли "робичичем" - сыном рабыни.

Много раз княгиня Ольга пыталась научить сына христианской вере, говоря: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь - будешь радоваться". Святослав же не слушался мать и отговаривался: "Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?" Но Ольга любила своего сына и говорила: "Да будет воля Божия. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И так говоря, молилась она за сына и за всех русских людей каждую ночь и каждый день.

По-разному мать и сын понимали и свои обязанности правителей государства. Если княгиня Ольга была озабочена сбережением своего княжества, то князь Святослав искал славу в дальних воинских походах, нимало не заботясь о Киевской Руси.


Военная деятельность


Святослав прославился как отважный, храбрый, опытный и талантливый полководец, деливший со своими дружинниками все тяготы изнурительной походной жизни. В "Повести временных лет", когда речь идёт о начале военной карьеры князя в 964 г., читаем: "Князю Святославу взрастьшю и взмужавьшю, нача воя евкупляти много и храбр бе так как и само храбр. И легко ходя, аки пардус, войны многие творяше. Ходя воз по себе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли или говядину на угле испек ядяше, ни шатра имяше, но подклад постлаше и седло в головах. Такоже и прочий вой его вси бяху". Детальное описание внешности Святослава оставил византийский писатель Лев Дьякон: "...Среднего роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерны... В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одежда его была белой и отличалась от одежды приближённых только чистотой".

Интересно, что Святослав предупреждал своих врагов о начале кампании: "И посылаше к странам глаголя: "Хочу на вы ити"".

Первыми, на кого "пошел" Святослав в, 964 г., были вятичи - славянское племя, проживавшее в верховьях Оки и Дона и платившее дань хазарам. Хазарский каганат, когда-то могучее государство, главный соперник Руси в Восточной Европе, в эпоху Святослава переживал далеко не лучшие времена, но все еще удерживал значительные восточноевропейские территории. Покорение вятичей неизбежно привело к столкновению с Хазарией и стало началом восточной войны 965-966 гг. Огнем и мечом прошел Святослав по землям волжских булгар, буртасов, ясов и касогов - давних союзников Хазарии. Во время этой кампании была захвачена хорошо укрепленная крепость Саркел, которую на Руси называли Белой Вежей, разгромлены хазарская столица Итиль на Нижней Волге, а также ряд городов на Каспийском побережье. Захватив богатую добычу, Святослав с триумфом возвратился в Киев. А Хазарский каганат, получив столь сокрушительный удар, через несколько лет вообще прекратил существование.

Важное значение Святослав придавал проблемам Балканского региона. Решал он их традиционно - с помощью военной силы. Толчком к новому походу стало прибытие в Киев византийского посла с просьбой о помощи в войне с Болгарским царством. Византийская империя, управляемая императором Никифором Фокой, находилась в весьма затруднительном положении, ей приходилось одновременно воевать на три фронта її помощь Киева была бы весьма уместной. Свое предложение "выступить в поход против болгар", император подкрепил богатыми дарами. По свидетельству Льва Дьякона, Святославу было выплачено 1500 кентинариев (около 455 кг) золота. Тем не менее, воспользовавшись византийскими деньгами, Святослав предпочел "подчинить и удержать страну для собственного пребывания".

Первый болгарский поход 967-968 гг. был успешным. Флот Святослава с 60-тысячным войском разгромил армию болгарского царя Петра в битве под Доростолом (современная Силистра) и, как сообщает летопись, "захватил городов 80 по Дунаю". Новые земли так понравились князю, что он даже хотел перенести свою столицу из Киева на Дунай, в городок Переяславец: -"...седе княжа в Переяславци, емля дань на Грецех". Здесь он хотел жить, собирая "от Грек Злато, поволоки (дорогие ткани. - Авт.), вино и овощеве разноличныя, из Чех же, из Угорь сребро и комони". Осуществиться этим планам так и не удалось.

Разгром Хазарии, служившей на протяжении многих лет довольно сильным щитом против азиатских кочевников, имел неожиданные последствия: на запад ринулась орда печенегов, которые быстро захватили степную полосу и разместилась в непосредственной близости от Киева. Уже в 968 г., воспользовавшись отсутствием Святослава и поддавшись уговорам Византии, печенеги неожиданно напали на город, где "затворилася" Ольга с тремя сыновьями Святослава. Над Киевом нависла страшная угроза. Значительного воинского контингента в городе не было, и выдержать долгую осаду Киев не мог. В летописи сохранился рассказ об отважном юноше, который с огромным риском для жизни пробрался через вражеский лагерь и предупредил Святослава об опасности. Получив весть об осаде столицы, князь вынужден был срочно возвращаться из похода и выручать семью из беды. Однако далеко печенеги не ушли и до конца X в. стояли на Стугне, в 30 км от Киева, создавая постоянную военную угрозу.

Похоронив в 969 г. княгиню Ольгу, Святослав становится единовластным правителем Руси и наконец дает волю своим антихристианским настроениям. Начинается период ужасающих массовых репрессий, направленных как против христиан-иностранцев, так и христиан-русичей. Среди погибших был князь Глеб, которого считали неродным братом Святослава. Возможно, именно он сопровождал Ольгу в ее путешествии в Константинополь и был тем таинственным племянником, который упоминается в источниках. За веру Святослав преследовал как представителей элиты, в том числе своих родственников, так и рядовых христиан: количество убитых достигло нескольких тысяч. Ненависть князя распространилась и на христианские храмы, в частности в Киеве были разрушены церкви Святой Софии и Святого Николая на Аскольдовой могиле, построенные Ольгой.

Поквитавшись с христианами и фактически передав управление Русью своим сыновьям, Святослав собирает новое войско и осенью 969 г. отправляется во второй болгарский поход. Поначалу кампания складывалась довольно успешно: в 970 г. ему удалось подчинить почти всю Болгарию, захватив её столицу и "едва не дойти к Царюграду". С невиданной ранее жестокостью князь расправляется с местными жителями-христианами. Так, захватив Филиополь, он истребил 20 тысяч болгар-христиан, то есть практически все население города. Неудивительно, что в дальнейшем удача отвернулась от князя. В битве при Аркадиополе он впервые в жизни получил сокрушительное поражение и вынужден был отойти и закрепиться в Доростоле. Военная инициатива переходит к Византии, решившей положить конец присутствию русичей на Балканах.

Весна 971 года ознаменовалась началом наступления войск нового византийского императора Иоанна I Цимисхия на болгарскую столицу Преслав. 14 апреля она была захвачена, болгарский царь Борис вместе с семьей попал в плен, а остаткам русского гарнизона пришлось бежать в Доростол, где размещалась ставка Святослава. Именно здесь и развернулись важнейшие события болгарской войны. Выдержав почти трехмесячную осаду, 21 июля Святослав вышел на бой под стены города. Изнурительная битва, в которой погибло около 15000 русов, была проиграна. Большие потери понесли и войска императора. Однако сдаваться Святослав не собирался, хотя и понимал безнадежность своего положения - к военным неудачам добавился голод. Не мог князь и отступить на Русь - византийский флот перекрыл устье Дуная.святослав князь военный русь

В конце июля император наконец согласился начать предложенные Святославом переговоры, которые завершились подписанием крайне невыгодного для Руси мирного договора (текст этого соглашения приводится в "Повести временных лет"). Договор лишал Русь почти всех преимуществ, добытых предыдущими князьями, в частности Киев отказывался от претензий на византийские владения в Крыму. Черное море перестало быть "Русским". Вместе с тем, император гарантировал дружине Святослава беспрепятственный проход домой и обещал предоставить продовольствие на обратный путь. Восстанавливались также торговые отношения между государствами.

После подписания договора Святослав еще довольно долго находился на Балканах и лишь осенью отправился на родину. По дороге русское войско разделилось: одна часть, во главе с воеводой Свинельдом, двинулась по суше, а сам князь "с малом дружини" и военной добычей поплыл по Дунаю и Черному морю к Днепру. Однако на днепровских порогах его поджидали печенеги, предупрежденные посланцем Цимисхия Феофилом Евхаитским о возвращении ослабленного противника. Святослав не отважился на битву и остался зимовать в Белобережье, в устье Днепра. Изможденное голодной и холодной зимовкой русское войско весной 972 г. все же двинулось к Киеву, но так и не смогло прорваться через пороги. Святослав погиб в бою от печенежской сабли, а из его черепа, как сообщает легенда, хан Куря приказал сделать украшенный золотом кубок и "пьяху в нем", надеясь перенять лучшие качества побежденного врага.

Таким стал последний путь князя Святослава, мужественного воина и полководца, больше похожего на былинного богатыря, чем на мудрого и дальновидного государственного деятеля.


Образ Святослава в искусстве


Впервые личность Святослава привлекла внимание русских художников и поэтов во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, действия которой, как и события кампаний Святослава, развернулись на Дунае. Среди созданных в это время произведений следует отметить трагедию "Ольга" Я. Б. Княжнина (1772), в основу сюжета которой положена месть Ольги за убийство древлянами её мужа Игоря. Святослав предстаёт в ней в качестве главного героя. Соперник Княжнина Н. П. Николаев также создаёт пьесу, посвящённую жизни Святослава. В картине И. А. Акимова "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев" показан конфликт между военной доблестью и верностью семье, отражённый в русских летописях ("Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих" ).

В XIX веке интерес к Святославу несколько уменьшился. В это время К. В. Лебедев пишет картину, иллюстрирующую описание Льва Диакона встречи Святослава с Цимисхием. В начале XX века Е. Е. Лансере создаёт скульптуру "Святослав на пути к Царь-граду". Святославу посвящено стихотворение Велимира Хлебникова, исторический роман "Святослав" (1958) украинского писателя Семёна Скляренко и повесть "Черные стрелы вятича" В. В. Каргалова. Яркий образ Святослава создан Михаилом Казовским в его историческом романе "Дочка императрицы" (1999). В романах Александра Мазина "Место для битвы" (2001) (окончание романа), "Князь" (2005) и "Герой" (2006) подробно описан жизненный путь Святослава, начиная от сражения сдревлянами (946 год), и заканчивая смертью в 972 году в сражении с печенегами.

Святославу Игоревичу посвящён музыкальный альбом "За солнцем вслед" (2006 год) пэган-метал группы Butterfly Temple. Группа "Иван Царевич" - "Иду на Вы!" Песня повещена победе Святослава над Хазарским каганатом. Образ Святослава используется в песне "Ранним утром" группы "Калинов Мост". Так же группа "Реанимация" посвятила песню гибели князя под названием "Погибель Святослава".

В 2003 году в издательстве "Белые альвы" вышла книга Льва Прозорова "Святослав Хоробре. Иду на Вы!". В последующие годы книга неоднократно переиздавалась.

Портрет Святослава используется в эмблеме ультрас футбольного клуба "Динамо" (Киев), название "Святослав" носит также печатное издание болельщиков киевского "Динамо".


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Озвучте свое мнение!

Князь Святослав Игоревич (Храбрый) – покоритель вятичей и победитель хазаров

Великий киевский князь Святослав Игоревич (родился в 940 г. – погиб в 972 г.) – без преувеличения, самый отчаянный воин в истории средневековой Руси. Он был сыном своего жестокого времени, и судить о поступках этого воинственного монарха с современной точки зрения, безусловно, не стоит. Князь мало вписывается в этические каноны сегодняшнего дня, как, впрочем, и все его современники. В то же время Святослав идеально бы смотрелся в украинской версии "Игр престолов" как один из наиболее ярких персонажей и колоритных персонажей.

Великий киевский князь Святослав (Храбрый) – первый великий киевский князь со славянским именем, однозначную оценку которому не могут дать даже сами историки. Так,

  • Николай Карамзин (1766-1826) назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории»;
  • советский академик Борис Рыбаков (1908-2001), охарактеризовал Святослава великим завоевателем, создавшим на карте Европы "единым сабельным ударом" огромное государство от завоеванных им вятичей (современных москвичей) до северного Кавказа;
  • профессор Сергей Соловьев (1820-1879) считал, что князь был "воином, который с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли".
  • Чем прославился великий киевский князь Святослав Игоревич, чьи памятники установлены во многих городах Украины?

    1. Расширением территории Киевской Руси за счет присоединения к Киеву земель вятичей (современная Смоленская, Московская, Тульская, Воронежская области РФ).

    2. Разгромом и грабежом многочисленных соседей – Волжской Болгарии, Хазарского каганата и вторжением на Балканы, где потерпел в итоге поражение от Византии. Был убит печенегами на острове Хортица на Днепре, когда возвращался с малой дружиной из своего провального похода в Болгарию.

    Из этих 2-х пунктов становится понятным сарказм профессора Соловьева о "великом воине" и "бесполезности его дел для родной земли". Да в ту эпоху все великие национальные герои других стран, на первый взгляд, действовали точно так же, но они не только громили, разоряли и ослабляли соседей, но и удерживали эту территорию, присоединяя ее к своему государству. Так,

  • Карл Великий (768-814) – король Франков, сумевший впервые после падения Римской империи объединить Западную Европу – территорию современных Франции, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Западной Германии и Северной Италии, получив титул императора;
  • Чингизхан (1162-1227) – основатель самой крупной империи от современной Монголии и Китая о Крыма и Волжской Булгарии, расширенное на Запад Батыем;
  • Саладин (Салах ад-Дин, 1138-1193) – султан Египта и Сирии и т. д., в сравнении с которыми князь Святослав Игоревич, разумеется, очень сильно проигрывает.
  • Сын мудрой княгини христианки Ольги и князя Игоря Святослав был воспитан викингами Свенельдом и Асмудом, которые вместе с почитанием языческих идолов внушили ему несвойственную для славянина воинственность. С 10-летнего возраста княжича брали на многочисленные битвы, где мальчику в полной мере пришлось освоить всю военную премудрость того сурового времени. При Святославе неотступно находился друг его отца воевода Свенельд, который по мере сил приобщал юношу к ратному делу.

    Каждый год правления молодого князя был ознаменован новой войной. При нем русичи превратились в очень опасных соседей буквально для всех. Святослав никогда не искал серьезных поводов для начала боевых действий, он просто направлял впереди себя гонца с лаконичным посланием "Иду на вы". Именно таким образом он подчинил славянское племя вятичей, разбил Волжскую Булгарию и нанес сокрушительное поражение Хазарскому каганату. Древнерусские войска не только покончили со своим давним и могучим противником (хазары брали дань со славян еще до прибытия князя Олега в Киев), но и продемонстрировали всему миру свою необычайную силу, захватив неприступные крепости Итиль и Саркел. Вместе с тем Святослав и его ближние дружинники получили под свой контроль оживленный торговый путь по Волге с выходом на Каспий.

    При всем своем авантюризме князь, как и его варяжское окружение, оставался спокойным прагматиком. Обложив данью народы на востоке, он устремил свой взгляд в юго-западном направлении – на Балканы. Мечтой Святослава было взять в свои руки весь "Путь из варяг в греки", что сулило бы ему баснословную прибыль.

    В свете таких планов очень кстати пришлось предложение византийского императора Никифора Фоки помочь подавить восстание подвластных Константинополю дунайских болгар. Император Византии Никифор Фока, желая отомстить болгарам за то, что они попустительствовали венграм, нападавшим на его страну, обещал великие дары, если князь выступит против Болгарии. В 967 году Святослав, получив несколько пудов золота, с 60000 воинами захватил придунайские города. Вместе с верными спутниками Свенельдом, Сфенкелем, Икмором и своей дружиной князь перешел через заснеженные перевалы, захватил болгарскую столицу Преславу и пленил местного царя Бориса.

    В легенду вошла чрезвычайная жестокость, с какой победители обращались с порабощенным славянским народом, не щадя ни матерей, ни младенцев. Царь Болгарии вскоре умер от горя, а Святослав сел княжить в болгарском городе Переяславце. "Не любо мне в Киеве, хочу жить на Дунае, в Переяславце. Тот городок – середина моей земли!" – сказал он матери и боярам.

    Разумеется, Царьград не мог мириться с тем, чтобы киевская власть укрепилась на Балканах. Впереди у князя Святослава была самая тяжелая война в его жизни – война с единственной сверхдержавой того времени, великой Византийской империей. Именно тогда, в схватке с самым сильным противником, и проявились все героические качества князя Святослава и его отважных воинов.

    Главный подвиг князя Святослава – война с Византией.

    Как и следовало ожидать, византийцы придерживались несколько иного мнения относительно пределов владений неуправляемого князя. В Цареграде давно уже недоумевали, почему тот не покидает пределов их империи. Когда же на константинопольский трон сел искусный военачальник Иоанн Цимисхий, византийцы решили перейти от слов к делу.

    Первое столкновение с войском Иоанна Цимисхия возле Адрианополя окончилось победой русского князя. Летописец Нестор приводит легенду о дарах, преподнесенных ему после битвы: "Цимисхий в страхе, в недоумении призвал вельмож на совет и решился искусить неприятеля дарами, золотом и паволоками драгоценными; отправил их с человеком хитрым и велел ему наблюдать все движения Святославовы. Но сей князь не хотел взглянуть на золото, положенное к его ногам, и равнодушно сказал отрокам своим: возьмите. Тогда император послал к нему в дар оружие: герой схватил оное с живейшим удовольствием, изъявляя благодарность, и Цимисхий, не смея ратоборствовать с таким неприятелем, заплатил ему дань".

    После заключения мирного договора с греками киевский князь допустил ряд стратегических ошибок: не занял горные проходы через Балканы, не перекрыл устье Дуная и разделил свое войско на две части, расположив их в Преславе и в Доростоле. Самоуверенный полководец, видимо, очень полагался на свое воинское счастье, но в этот раз ему противостоял очень грамотный и опытный противник. Иоанн Цимисхий в 971 году направил большой флот (300 кораблей) к устью Дуная с целью отрезать войскам Святослава путь к отступлению. Сам же император, под началом которого двигалось 13 тысяч всадников, 15 тысяч пехотинцев, 2 тысячи его личной гвардии ("бессмертных"), а также огромный обоз со стенобитными и огнеметательными машинами, без всяких трудностей перешел через горные перевалы и вышел на оперативный простор. Болгары, прожившие несколько лет под властью Святослава, с удовольствием поддержали цивилизованных византийцев. Первым же ударом Цимисхий захватил Преславу, при этом остатки разбитых русичей во главе с воеводой Сфенкелем едва успели отойти к Доростолу. Пришло время для решающего сражения.

    Первый бой под Доростолом состоялся 23 апреля 971 года. Греки подошли к резиденции Святослава. Их войска в несколько раз превосходили по численности осажденных в Доростоле русичей, при этом византийцы имели очевидное преимущество в вооружении, боевом оснащении и экипировке. Ими руководили опытные командиры, изучившие все премудрости военного искусства по древнеримским трактатам. Несмотря на это, воины Святослава смело встретили наступающих в чистом поле, "сомкнув щиты и копья наподобие стены". Так они выдержали 12 атак византийцев (в последней тяжелую конницу вел в бой сам император) и отступили под защиту городских стен. Считается, что первый бой закончился вничью: греки не смогли сходу разгромить русскую дружину, но и Святослав понял, что на этот раз столкнулся с серьезным противником. Данное убеждение только укрепилось на следующий день, когда князь увидел установленные напротив крепостных стен огромные стенобитные машины византийцев. А 25 апреля по Дунаю подошел и византийский флот, окончательно захлопнув смертельную ловушку. В этот день впервые в жизни Святослав не ответил на вызов, войска Цимисхия напрасно прождали русичей в поле, вернувшись в свой лагерь ни с чем.

    Второй бой под Доростолом состоялся 26 апреля. В нем погиб воевода Сфенкель. Боясь быть отрезанными от города византийской конницей, русичи снова отступили под защиту крепостных стен. Началась изнурительная осада, в ходе которой дружинники Святослава смогли предпринять ряд дерзких вылазок, а орудия византийцев все же сделали пролом в стене. Так прошло три месяца.

    Третий бой прошел 20 июля и вновь без определенного результата. Потеряв одного из полководцев, русичи "закинули щиты на спины" и скрылись в городских воротах. Среди погибших врагов греки с удивлением обнаружили одетых в кольчугу женщин, сражавшихся наравне с мужчинами. Все говорило о кризисе в лагере осажденных. На следующий день в Доростоле собрался военный совет, на котором решалось, как быть дальше: пытаться прорываться или стоять насмерть. Князь Святослав сказал своим командирам: "Деды и отцы завещали нам храбрые дела! Станем крепко. Нет у нас обычая спасать себя постыдным бегством. Или останемся живы и победим, или умрем со славой! Мертвые сраму не имут, а убежав от битвы, как покажемся людям на глаза?" На том все и сошлись.

    Четвертый бой. 24 июля русичи вышли на четвертый бой, который должен был стать для них последним. Святослав приказал запереть городские ворота, чтобы никто в войске уже не помышлял об отступлении. Цимисхий вышел с армией им навстречу. В ходе сражения русы держались стойко, они не имели резервов и очень устали. Византийцы, напротив, могли сменять атакующие подразделения, вышедшие из боя солдаты по приказу императора освежались вином. Наконец, в результате имитации бегства греки смогли отвести противника подальше от стен Доростола, после чего отряд Варды Склира смог зайти в тыл войску Святослава. Ценой огромных потерь русичам все же удалось отойти в город. На следующее утро князь предложил Иоанну Цимисхию начать переговоры о мире. Греки, не желая больше терять своих людей, пошли навстречу предложениям Святослава и согласились отпустить его войско домой с оружием, и даже снабдив их на дорогу хлебом. Князь же поклялся больше не воевать с Константинополем. После подписания мира состоялась и личная встреча полководцев. Император не сразу смог узнать правителя Руси, который подплыл к нему на лодке, сидя за веслами наравне с простыми дружинниками. Из 60-тысячной армии, которую Святослав привело собой в Болгарию, в живых в это время осталось примерно 22 тысячи человек.

    На пути в Киев ослабленное войско Святослава попало в засаду, устроенную на острове Хортица кочевниками-печенегами. Русичи храбро сражались, но, к сожалению, силы были неравны. Погибшему в бою Святославу отрубили голову, а из черепа сделали чашу для своих ханов. Так закончил свой путь славный воин, про которого сказал летописец: "Чужого искавши, свое потерял".

    Биография князя Святослава.

    940 г. (примерно) – родился князь киевский Святослав Игоревич.

    945 г. – после смерти отца стал номинальным правителем Киевской Руси.

    961 г. – княгиня Ольга перестает быть регентшей, а Святослав становится полновластным владыкой всех древнерусских земель.

    964 г. – Святослав предпринял поход на р.Ока, где подчинил своей власти славянское племя вятичей.

    964-967 гг. – князь с войском одержал целый ряд побед над волжскими булгарами, буртасами и хазарами, разрушил мощную цитадель Саркел, прошел до Боспора Киммерийского. Также ходил опустошительными походами на Северный Кавказ, где разбил племена ясов и касогов. Вернувшись, разрушил последнюю хазарскую крепость Семендер.

    967 г. – Святослав отправился в свой первый поход на Дунайскую Болгарию. Святослав одолел болгар в битве и, взяв 80 их городов по Дунаю, сел княжить в Переяславце, беря дань, в том числе и с греков.

    968 г. – воспользовавшись отсутствием Святослава, к Киеву подошли печенеги. Князю с дружиной пришлось спешно возвращаться из похода, чтобы отогнать кочевников от столицы.

    969 г. – Святослав посадил Ярополка в Киеве, Олега – у древлян, Владимира послал княжить в Новгород, а сам отплыл в Болгарию в Переяславец. Потом вернулся в Болгарию, где с трудом подавил восстание местного населения.

    970 г. – война переместилась во Фракию, поскольку Святослав стал наступать на Константинополь. Русичи захватили Филиппополь и Цимисхий, озабоченный начавшимся у него в тылу мятежом полководца Варды Фоки, согласился заплатить северным "гостям" большую дань.

    971 г. – Иоанн Цимисхий с войском вернулся в Болгарию, возобновив войну. Византийцы захватили Преславу, и многие болгарские города признали их власть над собой. Святослав с остатками войска заперся за стенами Доростола. Началась многомесячная оборона города.

    972 г. – возвращаясь из Болгарии в Украину, князь Святослав подвергся нападению печенегов и был убит. По одной из версий, византийцы послали сказать печенегам: "Вот, идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа".

  • Святослав был еще отроком, когда древляне подло убили его отца князя Игоря, но княгиня Ольга сумела удержать власть. Молодой княжич еще мальчиком принял участие в карательном походе против восставших древлян. Святослав не принимал участия во внутренних делах державы до самой кончины своей матери в 969 году. Отношения их всегда оставались прекрасными, и даже нежелание князя перейти в христианство не поссорило отца с матерью. "О, дорогое мое дитя! – говорила Святославу святая Ольга. – Нет иного Бога ни на небесах наверху, ни на земле внизу, кроме Того, Которого познала я, Создателя всея твари Христа Сына Божия... Послушай меня, сынок, прими веру истинную и крестись, и спасен будешь". Святослав же рассуждал иначе: "Если бы я и хотел креститься, – отвечал он матери, – никто бы мне не последовал и никто бы из моих вельмож не согласился этого сделать. Если один я закон христианской веры приму, тогда мои бояре и прочие сановники вместо повиновения мне будут смеяться надо мной... И что мне будет самодержство, если из-за чужого закона все меня оставят и я буду никому не нужен". Однако он никому не препятствовал креститься и выполнил волю Ольги, похоронив ее по христианскому обычаю.
  • Тяготы и радости воинской жизни привлекали молодого Рюриковича куда больше, чем расписные палаты в Киеве. Уже будучи великим князем Святослав предпочитал в походе спать на сырой земле, подложив под голову лишь седло, есть вместе со своими воинами и одеваться как они. Вид он имел сугубо варяжский. По словам византийского историка Льва Диакона, внешность князя была под стать его характеру: дикая и суровая. Брови у него были густые, глаза голубые, волосы и бороду князь имел обыкновение брить, но зато имел длинные висячие усы и пучок волос на одной стороне головы. Будучи невысок ростом и строен телом, он отличался могучей мускулистой шеей и широкими плечами. Роскоши Святослав не любил. Одежду древнерусский властелин носил самую простую, и только в ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином.
  • Когда в 968 г. Киев окружили печенеги, к Святославу в Болгарию с трудом удалось отправить послание: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. Нас же чуть было не взяли печенеги вместе с матерью твоей и детьми. Если не придешь и не защитишь нас, то не миновать нам полона. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери и детей?" Святослав спешно вернулся, но кочевники успели отойти в дальние степи.
  • Историческая память о князе Святославе Игоревиче.

    Памятники князю Святославу установлены в украинских городах Киеве, Запорожье и Мариуполе, в с. Старые Петривцы, а также в с. Холки Белгородской области Российской Федерации.

    Памятный знак – на вероятном месте гибели князя на о. Хортица.

    Улицы, названные в честь Святослава Храброго, есть в Днепропетровске, Львове, Стрые, Чернигове, Радехове, Шепетовке.

    В 2002г. Национальный банк Украины выпустил юбилейную монету из серебра номиналом в 10 гривен, посвященную князю Святославу.

    Князь Святослав в социальных сетях.

    В "Одноклассниках" найдено 129 видео.

    В Youtube по запросу "князь Святослав" – 8 850 ответов.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Святославе Храбром?

    Для анализа популярности запроса "Святослав Храбрый" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 17 марта 2016 г., количество запросов за месяц составило 16 116, что видно на скрине.

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество по запросу "Святослав Храбрый" зарегистрировано в сентябре 2014 г. – 33 572 запроса за месяц.