ФЗ "О прокуратуре" (ст. 10) обязывает прокуроров рас-сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об-ращения , содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации " требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разре-шению обращений граждан подчинять решению задач за-щиты и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетен-ции которой относится решение вопроса. Генеральный про-курор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпы-вающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объе-ме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

Порядок приема и регистрации обращений установлен "Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации", утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. N 450.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Органы прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

    1. Управ-ление по рассмотрению писем и приему граждан - в составе Генеральной прокуратуры РФ (см. Положение об управлении);
    2. отделы, группы или старшие по-мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан - в проку-ратурах субъектов РФ.

Функции органов прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

    • непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граж-дан;
    • оказание помощи по рассмотрению и разрешению обращений начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо-дов, оперативным работникам;
    • осуществление кон-троля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы.

Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга-нах прокуратуры занимаются в той или иной мере все про-курорские работники и следователи .

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институ-тов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны госу-дарственных интересов.

Виды обращений в органы прокуратуры:

    1. индивидуальные (поданы самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными);
    2. коллективные.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Порядок приема, учета, регистрации обращений в органах прокуратуры

Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры - организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия.

Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации.

Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений:

    • принять заявление или жало-бу к своему производству;
    • поручить ее рассмотрение конк-ретному оперативному работнику;
    • передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру;
    • приобщить к материалам ра-нее поступившей жалобы или заявления;
    • направить в суд для приобщения к материалам судебного дела;
    • направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в орга-ны и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются . О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходи-мых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокура-туру о результатах разрешения.

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

    • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в ре-гионе;
    • о преступлениях и других общественно опасных пра-вонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
    • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
    • об органах и должностных лицах, не выполняющих тре-бования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокурату-ры поступает информация от граждан о недостатках и нару-шениях в работе самой прокуратуры и органах следственного комитета, в частности:

    1. о процессуальных нарушениях, допускаемых следова-телями в ходе ведения предварительного следствия по уго-ловным делам;
    2. о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;
    3. о несогласии с ранее принятыми органами прокурату-ры решениями по жалобам и обращениям;
    4. о недостойном, по мнению граждан, поведении работ-ников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным обра-зом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь:

    • способствует организации их работы на научной основе с учетом состояния законнос-ти, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан;
    • помогает улучшению всей де-ятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жало-бы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающе-еся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.

Организация работы по рассмотрению и разрешению обращений в органах прокуратуры

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организу-ет и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руко-водитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечива-лось правильное и своевременное рассмотрение и разреше-ние обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, пол-ностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустив-шие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следо-вателей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устране-нию имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на засе-даниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления опера-тивными работниками недобросовестного отношения к это-му участку работы.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест-но, когда, где и кто из прокурорских работников принима-ет. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вы-вешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетите-лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В соответствии с требованиями Генерально-го прокурора РФ руководители прокуратур обязаны прини-мать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, приня-тых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое ре-шение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и при-казами Генерального прокурора РФ. В соответствии с дей-ствующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обраще-ний и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной ре-гистрации.

После регистрации все поступившие в орган прокурату-ры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жа-лобы.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в по-рядке и в сроки, установленные федеральным законодатель-ством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разреша-ются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предус-мотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокурату-ру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разре-шаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со дня их поступления.

Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководите-ля Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопастности РФ, председателей палат РФ и их заместителей, членов Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам чело-века в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а так-же обращения, взятые на особый контроль.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины про-дления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоя-тельств и доводов. При необходимости к проверкам, прово-димым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соот-ветствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссыл-кой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заяв-ления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжало-вания принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.

По требованию заявителя ему предоставляются для озна-комления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требо-ваниям законодательства об охране государственной (воен-ной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, вра-чебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе исполни-тель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесе-нии протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуж-дении производства по делу об административном правона-рушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обра-щения, не связанные с вопросами исполнения или наруше-ния законов. Что касается обращений по вопросам, подве-домственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

Мною в начале сентября 2014 года в прокуратуру было подано заявление о проведении проверки по факту необоснованного завышения тарифов. Ответ я получил только в конце октября почти через два месяца (сам ответ датируется 02 октября, что якобы соответствует 30-ти дневному сроку). Законны ли действия (бездействия) прокуратуры? Что делать в данной ситуации.

  • Вопрос: №1340 от: 2014-12-16.

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее пот тексту - Закон об обращениях граждан) государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1. обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2. запрашивает, в том числе, в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц;

3. принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4. дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

5. уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно части 1 статьи 12 Закона об обращениях граждан письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно пункту 5.1. Приказа Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (далее по тексту - Приказ Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года № 45) обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

В соответствии с Законом о прокуратуре и Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года № 45 ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Согласно статье 15 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» лица, виновные в нарушении Закона об обращениях граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

По смыслу статьи 41.7. Закона о прокуратуре за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и организаций прокуратуры привлекают их к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, вам необходимо на имя прокурора написать жалобу на указанное решение прокурорского работника.

По жалобе будет проведена проверка, по результатам которой руководителем органа прокуратуры (прокурором) будет принято соответствующее решение.

В случае удовлетворения жалобы, прокурорский работник, скорее всего, будет привлечен к дисциплинарной ответственности.

Для более полной консультации, а также оказания юридической помощи, рекомендуем обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: 460005, г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-912-343-72-22.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

  • Сущность, задачи, принципы и основные направления прокурорского надзора
    • Сущность прокурорского надзора
    • Основные понятия прокурорского надзора
    • Цели и задачи прокурорского надзора
    • Принципы организации и деятельности прокуратуры
    • Основные направления (отрасли) прокурорского надзора
      • Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание
      • Участие прокуроров в рассмотрении дел судами
  • Правовое регулирование прокурорского надзора в Российской Федерации
    • Учреждение прокуратуры в России и правовое регулирование ее деятельности
    • Правовое регулирование прокурорского надзора в советский период
    • Правовое регулирование прокурорского надзора в Российской Федерации в современный период
  • Прохождение службы и кадровое обеспечение в органах прокуратуры
    • Особенности службы в органах прокуратуры
    • Управление кадрами в органах прокуратуры
    • Основные виды кадровой работы в органах прокуратуры
  • Организация работы и управления в органах прокуратуры
    • Система, структура и организация органов прокуратуры
    • Понятие организации работы и управления в органах прокуратуры
    • Информационно-аналитическая работа и планирование в органах прокуратуры
    • Взаимодействие прокуроров с органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления, контролирующими и другими органами
    • Делопроизводство, учет и отчетность в органах прокуратуры
  • Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
    • Сущность, цели и участники координационной деятельности
    • Формы координации и взаимодействия правоохранительных органов
    • Состояние и совершенствование координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
  • Тактика и методика прокурорского надзора
    • Понятие тактики прокурорского надзора
    • Понятие методики прокурорского надзора
    • Методическое обеспечение прокурорского надзора
  • Прокурорский надзор заисполнением законов
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
    • Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов
    • Организация работы по надзору за исполнением законов
    • Проведение прокурором проверок исполнения законов
    • Проведение прокурором проверок законности издаваемых правовых актов
    • Особенности проведения прокурором проверок исполнения экологического законодательства
    • Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения
      • Опротестование правовых актов, противоречащих закону
      • Внесение представлений об устранении нарушений закона
      • Вынесение прокурором постановлений
      • Объявление предостережений о недопустимости нарушения закона
  • Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Работа прокурора с обращениями граждан
    • Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
  • Прокурорский надзор заисполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно- розыскной деятельности
      • Порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий как предмет прокурорского надзора
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
    • Организация работы по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
    • Особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
  • Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в досудебном производстве
    • Организация работы по надзору за исполнением законов в досудебном производстве
    • Особенности надзора за исполнением законов в досудебном производстве
  • Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы
    • Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
    • Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
  • Участие прокурора в рассмотрении дел судами
    • Задачи и основные направления деятельности прокурора в суде
    • Особенности участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел
      • Участие в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
      • Оспаривание приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу
    • Особенности участия прокурора в суде присяжных
    • Особенности участия прокурора в рассмотрении дел мировым судьей и апелляционной инстанции
    • Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
    • Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами
    • Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
  • Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами
    • Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами
    • Проведение проверок исполнения законов судебными приставами
  • Другие направления деятельности прокуратуры
  • Повышение эффективности прокурорского надзора
    • Понятие эффективности прокурорского надзора
    • Методика определения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов
    • Основные направления повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов
    • Концептуальные положения развития прокуратуры Российской Федерации

Работа прокурора с обращениями граждан

Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры, в последние годы неизменно возрастает. Так, за период 1999-2001 гг. в органы прокуратуры поступило почти 4 млн. обращений (в 1999 г. - 1 251 509, в 2000 г. - 1 281 074, в 2001 г. - 1 418 344).

Это говорит о том, что граждане России широко используют предоставленное им ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод, торжества добра над злом.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны государственных интересов.

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию :

  • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;
  • о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
  • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
  • об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокуратуры поступает информация от граждан о недостатках и нарушениях в работе самой прокуратуры, в частности:

  • о процессуальных нарушениях, допускаемых следователями в ходе ведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;
  • о несогласии с ранее принятыми органами прокуратуры решениями по жалобам и обращениям;
  • о недостойном, по мнению граждан, поведении работников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным образом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь способствует, во-первых, организации их работы на научной основе с учетом состояния законности, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает улучшению всей деятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса.

Генеральный прокурор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпывающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организует и контролирует прокурор - руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к лица, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению.

Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следователей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления оперативными работниками недобросовестного отношения к этому участку работы.

В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется Управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ - отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан.

На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях.

В соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое решение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и приказами Генерального прокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обращений и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.

После регистрации все поступившие в орган прокуратуры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений: принять заявление или жалобу к своему производству; поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику; передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее месяца , а не требующие изучения и проверки - 75 дней , если иной срок не предусмотрен законом.

Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры - не позднее 7 дней со дня их поступления.

Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а также обращения, взятые на особый контроль.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины продления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам, проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соответствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению.

О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении - о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

После этого заявление или жалоба считаются разрешенными. Например, в 2000 г. органами прокуратуры разрешено 344 774 обращений, из которых признано обоснованными 80 682 (23,4%), в 2001 г. - соответственно 371 642 и 84 855 (22,8%).

По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе исполнитель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.

Все отделения прокуратуры РФ имеют единый порядок рассмотрения обращений как юридических, так и физических лиц, который установлен законом. В том числе есть срок и для проведения проверки.

У любого человека есть право обратиться в прокуратуру, если он считает, что каким-либо образом нарушили его права или они могут пострадать в связи с определенной деятельностью прочих лиц. У прокуратуры Российской Федерации есть обязательства по отслеживанию соблюдения законности и устранению нарушений, способных привести к нарушению закона.

Для правильного составления заявления может потребоваться консультация юриста, что поможет в обеспечении скорейшего изучения обстоятельств дела и разрешении сложившейся ситуации.

Рассмотрим срок рассмотрения жалобы в прокуратуре.

Срок рассмотрения заявления или жалобы

Каждый гражданин РФ, человек, у которого нет гражданства, должностное лицо, иностранец имеет право обратиться в прокуратуру РФ и при этом рассчитывать на единые сроки и порядок рассмотрения такого обращения. Заявление можно подать как письменно, так и в электронном виде.

Любое обращение гражданина вне зависимости от его сути и формы должно быть подвергнуто предварительному рассмотрению, после чего будет принято одно из решений, перечисленных ниже, и заявитель в обязательном порядке будет уведомлен о результате рассмотрения.

Существует определенный порядок и срок рассмотрения жалобы в прокуратуре.

Что может произойти с обращением?

Итак, обращение могут:

  • Вернуть заявителю.
  • Принять к разрешению.
  • Приобщить к схожему или более раннему обращению.
  • Оставить без разрешения.
  • Оставить без рассмотрения.
  • Направить в другой подведомственный орган.
  • Передать на разрешение в подведомственный орган прокуратуры.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре интересует многих, поскольку граждане довольно часто обращаются в данную инстанцию.

О решении

В рассмотренном заявлении будет принято одно из решений, которые утверждены в специальной инструкции. И о принятом решении обязательно будет уведомлен заявитель. Обращение могут:

  • направить по подведомственности или на рассмотрение нижестоящего органа прокуратуры;
  • целиком или частично удовлетворить для защиты интересов и законных прав обратившегося человека;
  • разъяснить по факту требований, указанных в обращении;
  • отклонить в случае необоснованности требований, указанных в обращении, если проведение проверки опровергло факты какого-либо нарушения закона.

Как исчисляются сроки?

Существует разделение сроков рассмотрения в прокуратуре обращений на сокращенные и общие в зависимости от необходимости отправки запросов, проверки фактов, получения от заявителя и свидетелей дополнительных сведений и прочих действий, принимаемых для успешного разрешения вопроса.

30 дней

Обращения граждан рассматриваются в течение определенного времени. Многие из них не требуют срочного ответа, поэтому к ним применяется стандартный период - 1 месяц. Итак, данный срок рассмотрения жалобы в прокуратуре бывает у:

  • запросов Общественной палаты;
  • должностных лиц;
  • федеральных и депутатских запросов, не требующих немедленного решения;
  • обращений граждан РФ, иностранцев, в том числе и лиц, не имеющих гражданства;
  • запросов военнослужащих с их семьями.

15 дней

Заявления, не нуждающиеся в дополнительных проверках, обращения уполномоченных по правам человека, парламентские запросы, обращения депутатов органов законодательной власти рассматриваются сроком в 15 дней. Только ли эти сроки существуют?

Безотлагательно

Безотлагательно рассматриваются заявления, которые требуют принятия немедленных мер. Возможно продление срока рассмотрения или разрешения обращений по ходатайству прокурора или его заместителя не позднее трех дней до окончания контрольного срока рассмотрения.

Какой еще бывает срок рассмотрения жалобы в прокуратуре? Статья 12 Федерального Закона № 59-ФЗ данные сроки регламентирует.

Сроки разрешения обращений и рассмотрения заявлений, которые взяты под особый контроль Генеральной прокуратурой, устанавливаются в отдельном порядке. О них далее в статье.

Уголовные дела

Жалобы, исполняемые в порядке уголовно-процессуальной функции, рассматривают в течение трех дней.

Если срок, который был отведен на рассмотрение жалобы, попадает на праздничный или выходной день, то автоматически происходит его перенос на первый же рабочий день, следующий сразу за выходным.

Документы

Документы, регламентирующие сроки рассмотрения жалобы в прокуратуре, - Федеральный закон, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский Кодекс РФ, Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан.

Срок, отведенный на рассмотрение, считается только с момента регистрации обращения в письменном виде. А потому наилучший вариант подачи жалобы - запись на личный прием, поскольку, если вы опустите заявление в приемный ящик или отправите почтой, его могут зарегистрировать на несколько дней позже.

Обратившееся с заявлением лицо должно быть уведомлено органами надзора о любой задержке и ее причинах в обязательном порядке. Рассмотрению не подлежат заявления, написанные неразборчиво, повторные, анонимные и те, по отношению к которым уже были проведены неоднократные проверки, о результатах коих заявителя уведомляли, а в новом обращении новые факты отсутствуют.

Заявитель, которого по какой-либо причине не устроил результат рассмотрения заявления, имеет право записаться на личный прием и пояснить суть требований устно.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре зависит от многих факторов.

Обращения граждан, не получающие рассмотрения

Практически все письма граждан, направленные в прокуратуру, подлежат рассмотрению. После того, как прокурор ознакомился с заявлением, принимают решение о дальнейшем разбирательстве по нему, не выходя за рамки установленного временного срока. Но все же некоторые заявления могут:

  • Вернуть заявителю, указав причину.
  • Не принять к рассмотрению по объективным причинам.
  • Перенаправить для того, чтобы провести проверку в органах местного самоуправления или правоохранительных органах.
  • Передать в нижестоящий орган прокуратуры.

Во избежание перенаправления письма в другие инстанции, сначала необходимо самостоятельно обратиться к руководству той организации, чья деятельность послужила поводом для возникновения жалобы. Обращение к прокурору следует после отказа решить спорный вопрос на месте.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по гражданским делам длительнее, чем по уголовным.

Обращения граждан могут остаться без соответствующего ответа прокуратуры, если:

  • В нем не указаны адрес и фамилия заявителя. Анонимные письма прокуратура оставляет без ответа, кроме тех, которые содержат информацию о возможном готовящемся или уже совершенном преступлении. Такие заявления все-таки могут проверить, чтобы расследовать обстоятельства в правоохранительных органах.
  • Недостаточно сведений, чтобы разрешить вопрос, текст неразборчив и его нереально прочесть. В таких случаях прокуратура за семь дней отправляет заявителю в письменной форме ответ с просьбой о разъяснении своего обращения, повторном обращении или дополнении его фактами.
  • Налицо прямое вмешательство гражданина в область ответственности надзорных органов. В течение 7 дней автор такого письма получает ответ с разъяснениями.
  • В тексте обращения содержится угроза жизни сотрудникам или прочим лицам, а также лексика нецензурного характера. В таком случае заявитель получает письмо с предупреждением о недопустимости злоупотреблять правом обращаться в надзорные органы. В некоторых случаях адресата могут привлечь к ответственности. Тогда не учитывается срок рассмотрения жалоб.

  • Заявление (прокуратура вправе сама проводить оценку) нелогично и бессмысленно, а сам заявитель в установленном порядке признан недееспособным.
  • Заявление, содержащее повторное обращение гражданина в прокуратуру, по которому уже проводилось расследование по факту обращения, в случае отсутствия новых фактов по делу.
  • В порядке рассмотрения обращений требуется разъяснить заявителю принятое прокурором решение. В таких случаях заявителю указывают на возможность обжалования решения в суде или вышестоящей инстанции.
  • Послание анонимно и содержит угрозы или клевету на прочих лиц. Такие заявления прокуратура передает в полицию, чтобы выявить адресата и привлечь его к предусмотренной законом ответственности. Здесь также не учитывается срок рассмотрения жалобы в прокуратуре РФ.
  • Если требования жалобы или заявления гражданина не относятся к компетенции данного надзорного органа и могут быть разрешены другим учреждением или организацией, то такое обращение передается на рассмотрение в соответствующий орган. Заявителя при этом уведомляют в течение 7 дней с момента регистрации.
  • В том числе заявление могут отправить в нижестоящий надзорный орган, если по нему проверка ранее не проводилась, или в полицейское отделение в случае, если в письме содержится информация о совершенном уголовном преступлении.
  • Перед отправлением письменного обращения в прокуратуру следует убедиться в том, что разбирательство по вашей жалобе в компетенции прокурора. Может быть, для этого вам потребуется проконсультироваться с юристом, у него также можно будет узнать срок рассмотрения жалобы в прокуратуре.

Ответ прокуратуры

Прокуратура отправляет ответ после того, как проведет всестороннее разбирательство обращения. Заявитель в любом случае получит письмо с подписью прокурора. Неотвеченными остаются только жалобы и заявления, оставленные анонимно, об этом уже говорилось.

Проверку считают оконченной, если были рассмотрены все указанные в заявлении вопросы. О результатах разбирательства, которое было проведено, обязательно уведомляют заявителя. Если вынесли прокурорское представление, заявителю обязаны разъяснить, когда и где он может быть ознакомлен с результатом исполнения вердикта прокурора.

В случае коллективной заявки ответ могут направить всем заявителям или тому, который указан первым. Этому гражданину потребуется довести до сведения остальных участников заявления информацию о проведенной проверке.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по уголовному делу описан выше.


О порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан

В действующем законодательстве предусмотрено право для граждан на обжалование решений и действий должностных лиц и суда, которые осуществляют уголовное судопроизводство.

Если гражданин обратился с жалобой не в то учреждение, например в прокуратуру вместо ОВД, тогда она должна в течение 7 дней направить жалобу по принадлежности, одновременно известив об этом заявителя в соответствии с п. 3.3 инструкции и разъяснив, куда ему нужно обращаться. Извещение должно подписать соответствующее должностное лицо.

Какой срок рассмотрения жалобы в прокуратуре? При обращении не по адресу в течение 7 дней с момента поступления жалобы ее должны направить в соответствующую инстанцию и известить об этом заявителя. Извещение производится в письменной форме почтовым отправлением.

Сроки рассмотрения жалоб граждан прокуратурой должны учитываться в обязательном порядке.

Могут ли оставить жалобу без уведомления и разрешения?

Согласно п. 4.12 инструкции переписка должна прекратиться, если отсутствуют новые доводы, то, что изложено, уже полностью проверено. Также по изложенному дан ответ в установленном порядке. Мотивированное заключение о прекращении переписки должен дать исполнитель. Автор получает еще до того, как истек срок обращения, сообщение от исполнителя об этом. Когда переписка уже прекращена, а автор отправляет новое обращение без дополнительных доводов, то переписка не возобновляется. При этом исполнитель информирует отправителя в письменной форме.

Возможно ли возобновление переписки? Если нет больше причин, по которым прекращали переписку, то ее возобновляют. А вот при наличии новых данных опять проводится проверка, установленная инструкцией.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по административному делу должен учитываться.

Может ли заявитель просмотреть материалы проверки, когда окончится рассмотрение жалобы?

По просьбе заявителя ему могут предоставить возможность ознакомления с документами, которые затрагивают его свободы и права.

Каков срок рассмотрения заявлений? Жалобы, заявления и предложения граждан должны разрешаться за 15 суток с момента их поступления в прокуратуру, но при необходимости проведения дополнительной проверки срок увеличивается до 30 суток, но не позднее, согласно п. 5.1 инструкции. Но также есть оговорка, предусматривающая случаи, когда федеральным законом установлен другой срок. По УПК РФ максимальным сроком рассмотрения жалоб является 10 суток. Основные документы, регламентирующие сроки рассмотрения жалобы в прокуратуре, рассмотрены.

В Российской Федерации неукоснительное соблюдение законов контролируется прокуратурой. Работники этой организации осуществляют надзор, в том числе и благодаря обращениям граждан.

Правом на подачу заявления обладает любой человек, проживающий на территории нашей страны, независимо от гражданства. Какой срок устанавливается для рассмотрения жалоб в прокуратуру?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Законодательные акты

Деятельность прокуратуры, как и любой государственной структуры, строго регулируется на законодательном уровне .

Все нюансы работы с обращениями прописаны в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10) и Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Порядок рассмотрения

Подать жалобу гражданин может посетив прокуратуру лично, отправив заказное письмо, воспользовавшись услугами почты, или в электронном виде через сайт.

Каждая жалоба, поступающая в прокуратуру, регистрируется , чтобы зафиксировать факт обращения. После этого выносится предварительное решение.

На этом этапе определяют, что послужило поводом для обращения , полностью ли разъяснена ситуация, насколько корректно составлено заявление, содержит ли оно доказательства, достаточные для проведения разбирательства.

Если аргументы, содержащиеся в заявлении, неудовлетворительны, его оставляют без рассмотрения. Если будет принято решение о дальнейшем движении обращения, определяется то подразделение прокуратуры, в компетенции которого находится рассматриваемое дело.

Кроме того, жалоба может быть приобщена к другому обращению, которое уже рассматривается работниками прокуратуры, если она имеет отношение к тому же вопросу.

О результатах предварительной проверки обязательно сообщают заявителю.

После прохождения предварительного этапа, жалоба направляется уполномоченному лицу и начинается непосредственно основная проверка.

Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры:

Сроки

Сколько времени рассматривается жалоба? При рассмотрении обращения в прокуратуру прежде всего изучаются представленные данные, которые должны исчерпывающе отражать суть вопроса.

При необходимости дополнить сведения, соответствующий запрос отправляется заявителю в течение семи дней. Отсчет ведется с момента регистрации жалобы.

В законе прописано, что на работу с заявлениями граждан работникам прокуратуры дается тридцатидневный срок .

Что может произойти с заявлением?

После проведения разбирательства в связи с поступившим обращением, принимается одно из следующих решений:

  1. Удовлетворено . Такая резолюция говорит о том, что претензии заявителя были признаны обоснованными и прокуратурой были приняты меры для их удовлетворения.
  2. Удовлетворено повторное обращение. В том случае, если гражданин уже обращался в прокуратуру, но его жалобы не была принята, он имеет право дополнить документальные доказательства и обратиться повторно.

    Кроме того, жалоба, отправленная в прокуратуру во второй раз, может быть удовлетворена, если подтвердятся факты ненадлежащего рассмотрения первичного заявления (волокита, небрежность).

  3. Отклонено . Претензии заявителя в этом случае признаются необоснованными.
  4. Разъяснено . Если на тот момент, когда жалоба поступает на рассмотрение, данный вопрос уже был решен соответствующим компетентным органом, или в обращении не содержится каких-либо требований, заявителю объясняют все юридические вопросы.
  5. Принято иное решение . Сюда относится оставление вопроса без разрешения, приобщение заявления к материалам другого производства или возврат заявителю.
  6. Направлено . Данная резолюция говорит о том, что сотрудник прокуратуры определил, что дело подвластно другому ведомству и отправил материалы в соответствующую организацию.

Куда направляется принятое решение?

О любом решении, относящемся к поступившей в прокуратуру жалобе, в обязательном порядке уведомляется гражданин, подавший заявление.

Прокуратура в нашей стране не рассматривает анонимные обращения.

В каждой жалобе указываются фамилия, имя, отчество и адрес физического лица или наименование и адрес юридического лица. Но этому адресу и будет направлена официальная информация о принятом решении .

Кроме того, возможно направление ответа прокурора и на электронный адрес заявителя.

Как правило, это происходит в случае, если обращение также подавалось в электронном виде.

От чего зависит период?

На то, какой срок будет установлен для работы с каждым конкретным обращением, влияет ряд факторов:

  • есть ли необходимость передачи дела на рассмотрение в нижестоящие правоохранительные структуры;
  • полностью или частично будут восстановлены нарушенные права обратившегося гражданина;
  • необходимо ли проводить разъяснительную работу по материалам дела.

Как исчисляются?

Существует два вида сроков, в которые заявление должно быть рассмотрено работниками прокуратуры РФ — общий и сокращенный .

Общий срок составляет 30 дней. За этот период должны быть рассмотрены все жалобы, не требующие срочного ответа.

Этого времени достаточно для проверки достоверности предоставленных в жалобе сведений, проведения проверки, выяснения дополнительных фактов, касающихся данного вопроса.

Сокращенный срок проверки в два раза меньше и составляет 15 дней. Такое ускорение дела возможно, если не требуется проведения какой-либо дополнительной проверки.

Кроме того, в соответствии с законом, парламентские запросы должны рассматриваться в сокращенный срок. Так же быстро работают с обращениями депутатов и Уполномоченных по правам человека.

В том случае, когда последний день установленного для проверки срока приходится на праздничный или выходной день, моментом окончания проверки будет считаться следующий за ним рабочий день.

В особую группу выделяются обращения, требующие безотлагательного рассмотрения. Как правило, сюда относятся ходатайства, возникающие в рамках уголовных дел.

Для таких вопросов установленный срок рассмотрения — 3 дня. В отдельных сложных случаях по запросу прокурора этот срок может быть продлен, но не более, чем на 10 дней.

Обращения, не получающие рассмотрения

Не все обращения, поступающие в прокуратуру, будут приняты к рассмотрению работниками этой структуры.

В законе четко прописаны те случаи, когда жалоба будет оставлена без движения :

  1. Закон не допускает возможности вмешательства граждан во внутренние дела правоохранительных органов. Те обращения, по существу которых можно сделать вывод о попытке влияния на работу прокуратуры, вероятнее всего будут оставлены без рассмотрения.
  2. Не получат рассмотрения и жалобы, содержащие ненормативную лексику, угрозы и .
  3. Без разрешения также оставляют бессмысленные, нелогичные заявления при наличии у заявителя психического расстройства и признании в связи с этим данного гражданина недееспособным по решению суда.
  4. Не будут рассматриваться жалобы, высланные повторно и не содержащие каких-то новых аргументов и доказательств.
  5. Кроме того, прокуратура не рассматривает анонимные обращения.

Возможны ситуации, когда поступившее заявление не относится к компетенции данной прокуратуры .

В этом случае дело может быть передано вышестоящему прокурору или, наоборот, в нижестоящее подразделение прокуратуры. Так же обращение может быть переадресовано в иные государственные структуры (например, в Управление внутренних дел).

При перенаправлении обращения оно дополняется сопроводительным письмом, а заявитель получает уведомление о том, куда была адресована его жалоба.

Могут ли оставить жалобу без уведомления и разрешения?

О любых решениях, принятых касательно его жалобы, заявитель должен быть извещен в обязательном порядке .

Независимо от того, было ли его обращение принято или не принято к разрешению, либо перенаправлено в другой компетентный орган, гражданин получит письмо от сотрудника прокуратуры в течение семи дней.

Решение о завершении переписки по данному делу принимается прокурорским исполнителем. После этого заявитель может составить еще обращение, но если оно не будет содержать новых существенных требований, переписка возобновлена не будет.

Может ли заявитель посмотреть материалы проверки?

По завершению проверки заявителю предоставляется право ознакомиться с материалами дела.

Для этого необходимо обратиться к прокурору с соответствующим заявлением.

Принимается решение о предоставлении гражданину материалов проверки или о мотивированном отказе. Об этом решении заявитель получает письменное уведомление в течение десяти дней.

Поводом для отказа может стать, к примеру, содержание в документах информации, составляющей государственную тайну .

Жалобы, поступающие в прокуратуру, являются важным элементом контроля выполнения законодательства в стране.

Поэтому информацией о порядке написания заявления должен владеть каждый гражданин.

Автор статьи -