Судебная система на территории РФ представлена в определенной иерархии. Каждая ветвь отвечает за решение вопросов определенного вида: уголовной ответственности, гражданского или семейного права. Каждый орган имеет свои функции, обязательства и полномочия, отличающиеся друг от друга.
Это специфический государственный орган , деятельность которого полностью независима от законодательной и исполнительной власти . Основная функция — регулирующая отношения общественных субъектов на основании принятых законодательных проектов, а также решает конфликтные ситуации между сторонами путем вынесения официального решения или составления правовых актов .
Судебная система предполагает трех ступенчатую иерархию:
- Конституционный.
- Арбитражный.
- Общую юрисдикцию.
Под понятием «общего» чаще всего подразумевают общую юрисдикцию . В их компетенцию входит рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел .
Что такое арбитражный суд и зачем он нужен
Арбитражный суд — что это? Это орган, занимающийся разрешением экономических и финансовых вопросов населения. Как правило, за разрешением споров обращаются компании, индивидуальные предприниматели . Чтобы подать заявление на рассмотрение, должно присутствовать основание — ущемление прав в экономической сфере деятельности .
Зачем нужен арбитражный суд? Иерархия предполагает функционирование целой системы, которая делится на следующие звенья:
- Первая . Рассмотрение поступающих заявлений на решение финансовых споров. Организация деятельности осуществляется на основании подведомственных обязательств.
- Апелляционная . Вторичное рассмотрение дела, если открываются новые обстоятельства.
- Федеральная . Располагается на третьей ступени по важности, после разрешения на первых двух ступенях.
- Высший Арбитражный , принимающий окончательное решение по делу после вынесенных ранее постановлений иными звеньями.
Сторона, выигравшая судебный процесс, может рассчитывать на исполнение обязательств с другой стороны в принудительном порядке . Говоря о слушаниях, которые проводятся инстанциями первого порядка, сроки рассмотрения составляют до 6 месяцев .
Чем занимается третейский суд
Это организация негосударственная, целью которой является разрешение споров на хозяйственном уровне . Принято выделять два вида учреждений:
- Действующий на постоянной основе .
- Временный .
Участниками процесса могут быть физические или юридические лица. Не существует единого мнения, какие конкретные функции должен выполнять данный орган. Однако выделяют три направления:
- Рассмотрение гражданских споров правовой категории, а также признание за гражданином имущественного права на недвижимость.
- Споры, не относящиеся публично-правовой сфере .
- Не занимаются вещно-правовой сферой .
Сроки рассмотрения спорных дел варьируются в периоде 30−40 дней .
Основной функцией судебных органов общей юрисдикции можно отнести урегулирование споров при свершении правонарушений уголовного, гражданского или административного порядка.
Можно выделить три сферы деятельности:
- Оспаривание прав или их ущемление , касающихся гражданского или административного кодекса. Также гражданин может защитить собственные права, на которые он может претендовать в соответствии действующими правовыми актами.
- Дела об уголовной ответственности . В основе используется уголовно-процессуальный кодекс, определяющий особенности рассмотрения, возникающего дел, а также принятие решения
- Иные обстоятельства, относящиеся к Конституционным вопросам , и другие споры, нарушающие установленные порядки на федеральном уровне.
Органы общей юрисдикции имеют обширное поле деятельности . На практике, большинство дел рассматривается именно данными инстанциями.
Виды судов и чем они отличаются
Чтобы понять отличительные характеристики и устройство судебной системы в целом, рекомендуется обратиться к следующей схеме:
Конституционный | Общая юрисдикция | Военный | Арбитражный | |
Высшая инстанция | Конституционный суд РФ | Военная коллегия Верховного суда | Высший Арбитражный суд | |
II инстанция | Уставной Конституционный суд, не подчиняющийся КС РФ | Верховные, республиканский, районные, городские, федеральные суды | Военные окружные судебные инстанции | Окружные федеральные суды и арбитражный апелляционный |
I инстанция | - | Районный и городской суд | Гарнизонный | Арбитражный суд субъектов РФ |
Рассмотрение дел | Соответствие выполнения всех предписаний и правил, зафиксированных в КС РФ, проверка выполнения правовых норм | Административные, уголовные, гражданские, подведомственные | Дела, связанные с военным ведомством, имеющие отношения к военнослужащим | В экономической сфере деятельности |
Список арбитражных судов России
Весь список арбитражных организаций принято делить на три категории:
- Надзорная . К ней относят Высший Арбитражный Суд РФ.
- Кассационная . В перечне находится 10 инстанций в зависимости от округа (Волго-Вятский, Московский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный).
- Первая инстанция . Находится в каждой области страны.
Судебная система имеет сложную структуру , однако чаще всего граждане обращаются в инстанции общей юрисдикции.
Смотрите видео про арбитражный суд и в чем его отличие от суда общей юрисдикции:
В чем разница между апартаментами и квартирой: плюсы и минусы
Статус военных и гражданских лиц существенно различается. В чем конкретно это может выражаться?
В чем специфика статуса военного?
В РФ военный - это лицо, которое исполняет свои обязанности, связанные со службой в вооруженных силах, решением задач в области обеспечения безопасности страны.
Приобретать статус военного граждане России могут:
- вследствие призыва на службу в армии;
- вследствие подписания контракта с вооруженными силами.
Российские военные проходят службу в специализированных формированиях - воинских частях, на объектах инфраструктуры армии, в различных учреждениях, на военных базах, на боевом дежурстве (в рамках обеспечения функционирования объектов ПВО, флота, военно-воздушных сил).
Важнейшая отличительная характеристика военного человека - наличие звания. Оно присваивается исходя из уровня опыта, квалификации и заслуг военнослужащего. Как правило, наличие у человека более высокого звания предполагает, что он может отдавать распоряжения, обязательные к исполнению, если иное не установлено в нормативных актах, в адрес людей званием ниже.
Российские военнослужащие имеют ряд ограничений на осуществление некоторых видов деятельности. К примеру, предпринимательской и иной, которая оплачивается. Вместе с тем у военных РФ есть довольно большое количество социальных преференций - таких как, например, возможность получения жилья, поступления в вузы на льготной основе.
Военные должны быть готовы к участию в боевых действиях. В случае если они вступают в вооруженный конфликт, то получают особый статус - комбатанта. На них начинает распространяться действие Женевской конвенции о военнопленных, которые должны рассматриваться пленившим их субъектом главным образом как лица, исполняющие приказ и потому заслуживающие человеческого отношения и обеспечения нахождения в приемлемых условиях.
В чем специфика статуса гражданина?
Человек, имеющий статус гражданина государства, обладает основными правами и обязанностями, гарантированными национальной конституцией и иными законами страны. В современных развитых странах перечень прав гражданина довольно масштабен - они связаны, в частности, со свободой слова, передвижения, выбора занятий, выезда за рубеж, получения определенного объема государственных услуг и социальных гарантий.
Важное место в спектре прав граждан современных государств занимают политические права - избирать кандидатов в органы власти и быть избранным, организовывать объединения в защиту интересов тех или иных социальных групп, взаимодействовать с действующими органами власти.
Обязанности граждан в современных развитых странах чаще всего связаны:
- с необходимостью исполнения норм законов, принятых государством;
- с необходимостью уплаты налогов;
- с необходимостью содействия реализации интересов своего государства, недопустимостью государственной измены, инициирования политических изменений революционным путем;
- с участием в защите своего государства.
Во многих государствах мира, в том числе и в РФ, в обязанности граждан - мужского (в России) или же обоих полов - входит служба в армии, приобретение статуса военнослужащего.
Сравнение
Главное отличие военных от гражданских заключается в том, что первые наделены особыми правами и обязанностями, сущность которых предопределена прохождением ими службы в вооруженных силах государства.
Военные имеют звания, делающие возможным отдавать распоряжения в адрес солдат и офицеров званием ниже и в то же время обязующие подчиняться военнослужащим с более высоким званием. В гражданской среде подобная субординация отсутствует.
Военнослужащий должен быть готов к участию в боевых действиях - в том числе и за рубежом. Гражданин в общем случае является субъектом мирной жизни и при отсутствии всеобщей мобилизации населения даже при участии страны в вооруженном конфликте не вступает в боевые действия.
Военнослужащие обычно имеют больший объем социальных преференций, предоставляемых государством. Вместе с тем у них есть не характерные для гражданских лиц ограничения, в частности, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
У военных и гражданских может существенно различаться образ жизни. Первые значительную часть своего времени тратят на боевую подготовку, освоение различных видов техники и вооружений, изучение тактик ведения войны. Гражданские же могут заниматься совершенно иными видами деятельности.
Определив, в чем разница между военными и гражданскими, зафиксируем выводы в таблице.
У современных российских военных и гражданских судов много общего. И те, и другие входят в одну подсистему судов – в подсистему федеральных судов общей юрисдикции. Подобно всем правоохранительным органам и иным судам, военные суды призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества - его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Сближает военные и гражданские суды также установленная для них равная обязанность подчиняться в своей деятельности требованиям законности. Военные суды, как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ и других федеральных законов.
По закону, военные суды. как и гражданские, самостоятельны никому не подотчетны.
Но наряду со сходством задач и полномочий военных и общих судов между ними существуют и различия. Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделены военные суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают гражданские суды. Во-вторых, их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется лишь на органы военного управления и соответствующих должностных лиц. В-третьих, особенностью военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы. Они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
Система (подсистема) военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе общих (гражданских) судов она также состоит из трех звеньев:
1. Основное звено образуют военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов. Суды этого уровня обычно состоят из председателей и нескольких членов. Председатель выполняет функции, весьма сходные с функциями председателей районных (городских) судов. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей. В состав военных судов этого уровня также входят народные заседатели.
2. Среднее звено военных судов образуют суды военных округов, флотов, видов и групп войск. Их количество обусловлено в основном числом соответствующих военных структурных образований этого уровня. В состав военных судов среднего уровня входят председатели, их заместители, члены судов и народные заседатели. Круг прав и обязанностей председателя в основном тот же, что и у председателей аналогичных общих (гражданских) судов.
3. Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется военная коллегия. Полномочия председателя Военной коллегии несколько шире, чем полномочия председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ. Ему, как и заместителям Председателя этого суда, дано право принесения протестов в порядке надзора и приостановления в установленных законом случаях исполнения приговоров и других решений военных судов.
В соответствии со ст. 26 ФКЗ «О военных судах» статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, и иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.
военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан ,
их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется лишь на органы военного давления и соответствующих должностных лиц ,
особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, утрата военного имущества и т.д.).
В организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности Российской Федерации , необходимой боеспособности и боеготовности войск и формирований, поддержание воинской дисциплины и установленного порядка несения службы.
С учетом этих и некоторых других обстоятельств дислокация войск и сил флота не связывается жестко с установленным законодательством национально-территориальным или административно-территориальным делением Российской Федерации .
В определенных случаях войска и силы флота могут находиться за пределами страны . Естественно, вместе с ними располагаются и военные суды .
Однако российские военные суды являются неотъемлемой частью судов общей юрисдикции .
Предусмотренный ст. 126 Конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов , осуществляет Верховный Суд РФ .
Понятие прокуратуры Российской Федерации, основные направления её деятельности.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации .
Помимо этого, прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре ).
В той же статье названного закона определяется и цель прокурорской деятельности .
Ею является:
обеспечение верховенства закона,
единства и укрепления законности,
защита прав и свобод человека и гражданина,
а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Выделяются следующие направления деятельности прокуратуры:
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской федерации ;
координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью .
Новым направлением стал надзор за исполнением законов судебными приставами .
Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности .
Понятие прокурорского надзора и его отрасли. Акты прокурорского реагирования.
Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц – прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности .
Понятие и особенности организации военных судов в Российской Федерации
Исходя из особого правового статуса военнослужащих и приравненных к ним лиц, в рамках современной судебной системы Российской Федерации сформирована самостоятельная группа элементов, под общим обозначением «военные суды».
Определение 1
Военные суды – это составная часть отечественной судебной системы, приравненная к федеральным судам общей юрисдикции, сфера компетенции которых представлена отправлением правосудия в Вооруженных силах РФ, а также в иных войсках, воинских формированиях и органах государственной власти, в которых законом предусматривается несение военной службы.
При этом проводя характеристику военных судов необходимо отметить, что несмотря на некоторую схожесть с системой федеральных судов, рассматриваемую группу юрисдикционных органов отличает наличие ряда особенностей:
- Военные суды формируются по территориальному принципу, исходя из мест расположения и дисклокации воинских частей, военизированных учреждений и органов государственной власти;
- Отличаются наличием особой подсудности рассматриваемых категорий дел;
- Судопроизводство и судоговорение ведется исключительно на русском языке;
- Особый субъектный состав лиц, в отношении которых может осуществляться производство в военных судах: военнослужащие, включая лиц, проходящих военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных силах, иных войсках и формированиях, а равно в военизированных органах, и обладающих воинскими званиями. Кроме того, военные суды рассматривают дела в отношении граждан, проходящих военные сборы.
Одной из особенностей правового положения судей военных судов по сравнению с судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, выступает больший объем неприкосновенности.
Пример 1
Так, например, в качестве одного из подтверждений приведенной точки зрения выступает то, что решение вопроса о рекомендации к назначению и прекращению полномочий всех военных судей принимается исключительно Высшей квалификационной коллегией судей РФ, в отличие от гражданских судов, в которых соответствующие вопросы в отношении большинства судей могут разрешаться на уровне квалификационных коллегий субъекта РФ.
При этом необходимо обратить внимание на то, что лишь с 2009 года появилась возможность замещения должностей военных судей без воинского офицерского звания, до того времени соответствующее звание было обязательны условием для претендента на такую должность.
Сфера компетенции военных судов
Наряду с указанием на особенности подсудности и субъектного состава дел, рассмотрение которых осуществляется в рамках военных судов, необходимо обратить внимание на то, какие конкретно категории дел могут разрешаться военным судом в отношении обозначенных выше лиц:
- Гражданско-правовые и административные споры о защите нарушенных или оспариваемых прав военнослужащих;
- Споры о защите прав, свобод и законных интересов соответствующих лиц от действия органов военного управления, их должностных лиц и принимаемых решений;
- Дела об уголовных преступлениях и административных правонарушениях, совершенных военнослужащими.
Применительно к последней категории необходимо обратит внимание на то, что дела об уголовных преступлениях военнослужащих относятся к юрисдикции военных судов независимо от того находятся они на военной службе (военных сборов) или уже уволены. Ключевым фактором в рассматриваемой сфере выступает совершение преступления в период прохождения соответствующей службы (сборов).
Кроме того, военные суды рассматривают материалы и выносят решения о применении мер пресечения в отношении подсудных военнослужащих, включая такие меры как заключение под стражу, домашний арест, выносят акты о проведении следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, рассматривают жалобы на действия и решений должностных лиц органов предварительного расследования и прокуратуры в отношении военнослужащих, и т.д.
Система и виды военных судов
Современная система военных судов, утвержденная на уровне российского федерального законодательства, предполагает наличие трехзвенной организации соответствующих органов, в которую входят гарнизонные, окружные суды и Коллегия по делам военнослужащих.
Гарнизонный военный суд – низшее звено системы военных судов, действующее на территории дислокации одного (или нескольких) военных гарнизонов, которым по первой инстанции рассматриваются все гражданские, административные и уголовные дела специальной юрисдикции, за исключением тех из них, которые прямо отнесены к подсудности иных звеньев системы военных судов. Судопроизводство по всем делам в гарнизонном суде ведется профессиональным судьей единолично.
Окружной (или флотский) военный суд – среднее звено системы военно-юрисдикционных органов, сфера действия которого распространяется на территорию одного или нескольких субъектов РФ, в пределах которых дислоцированы воинские части и иные учреждения, органы, формирования и войска. За исключением особенностей юрисдикции, свойства организации и деятельности окружного военного суда во многом схожи с организацией и деятельностью судов общей юрисдикции уровня субъекта РФ. В том числе, окружные суды также могут выступать в качестве первой, апелляционной и кассационной инстанций, а также пересматривать составляющие компетенцию дела по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам, и т.д.
Военная коллегия Верховного суда (Коллегия по делам военнослужащих) – третье звено отечественной системы военных судов, к подсудности которого отнесено:
- оспаривание ненормативных актов федеральных органов государственной власти и Президента РФ, касающихся прав и свобод военнослужащих;
- дела о преступлениях, по подозрению в совершении которых обвиняются судьи военных судов, а равно уголовные дела особой сложности (особого общественного значения) – при наличии ходатайства обвиняемого.