Запрет на работу водителем для обладателей иностранных прав, вступивший в силу с 1 июня, стал неожиданным для многих. Часть извозчиков в стране были вынуждены поставить машины на стоянку. В комитете Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов вчера обсудили проблемы регулирования рынка частного извоза и трудовых отношений водителей такси.

О запрете иностранцам работать в России по национальным удостоверениям "Известия" предупреждали несколько месяцев назад.
А в апреле председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев сообщил "Известиям", что законопроект об очередной отсрочке внесен на рассмотрение в парламент. Однако принять его успели только в первом чтении. В итоге сложилась коллизия: запрет уже действует, а законопроект, который откладывает этот самый запрет, продолжают рассматривать.

Председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов сообщил "Известиям", что законопроект об отсрочке может быть рассмотрен примерно через месяц и есть вероятность, что гастарбайтерам дадут возможность еще какое-то время заниматься извозом без российских прав. Сам Ярослав Нилов выступает против этой инициативы. При этом в редакции законопроекта, подготовленной ко второму чтению, есть поправка, сокращающая период отсрочки с года до шести месяцев.

Иностранные водители могут идти и в срочном порядке пересдавать на российские права, - сказал Ярослав Нилов. - Спустя месяц, когда законопроект будет рассматриваться во втором чтении, думаю, проблема вообще не будет актуальной. Но если все-таки такая необходимость останется, может быть, продлят на полгода. Надо, чтобы у человека были нормальные права, а не купленные за 100 долларов после того, как он всю жизнь ездил на тракторе.

Председатель Союза автошкол Александр Ачкасов сообщил "Известиям", что после вступления запрета в силу он не наблюдает наплыва желающих поменять иностранные права на российские. Эксперт предположил, что иностранцы либо по-прежнему ожидают отсрочки, либо ищут возможности заменить удостоверения в обход правил.

Между тем таксопарки и агрегаторы рассылают водителям сообщения (копии есть в распоряжении "Известий"). Некоторые 31 мая предупреждали, что аккаунты обладателей иностранных удостоверений в агрегаторах будут заблокированы, пока водители не придут в офис с российскими правами. Другие же давали советы, как работать в условиях запрета. "Уважаемые водители!!! Всем, у кого права не РФ, при остановке автомобиля сотрудниками ДПС не показывать лицензию. На все вопросы отвечать, что машину взяли в аренду в личных целях", - такую SMS получили некоторые столичные водители. "Уважаемые водители с иностранными правами! Не отключайтесь, вы будете получать заказы. В случае остановки вас сотрудниками ГИБДД не переживайте, штраф вам не будет выписан", - говорится в другой рассылке.

Председатель профсоюза таксистов Ярослав Щербинин сообщил "Известиям", что, если разрешение работать по иностранным правам продлят, они обратятся в миграционную службу с просьбой проверить, насколько легальна трудовая деятельность иностранцев на столичных дорогах.

Водители, представители общественных организаций говорят, что спокойно смогут перевозить необходимое количество пассажиров своими силами, без привлечения мигрантов. Проблемы я не вижу, - сказал лидер профсоюза.

Вступление запрета в силу он воспринял с воодушевлением, сказав, что "рынок очистился". Ярослав Щербинин заверил, что пассажиры не заметят ухудшения обслуживания или нехватки машин. Однако москвичи уже столкнулись с тем, что с 1 июня в часы пик агрегаторы стали существенно больше, чем обычно, увеличивать тарифы.

МОСКВА, 17 мая. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым продлевается еще на год - до 1 июня 2018 года - предельный срок обмена иностранных водительских прав на российские для работы профессиональным шофером на территории РФ. Его авторами выступили депутаты фракции "Единая Россия", в том числе глава профильного комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев и первый зампред комитета палаты по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

В 2013 году в России был принят закон в целях установления запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений, выданных в РФ. "В соответствии с пунктом 13 статьи 25 закона "О безопасности дорожного движения", с 1 июня 2017 года вступает в силу требование о запрете допуска к управлению транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности", - указывают авторы в пояснительной записке. При этом обязательным условием обмена водительских прав является сдача трех экзаменов: одного теоретического и двух практических (на автодроме и в условиях городского движения).

В российских транспортных компаниях, осуществляющих международные перевозки, трудоустроено около 9,5 тыс. иностранных водителей, в основном граждане Белоруссии. Подавляющее большинство таких транспортных компаний расположено в Смоленской (порядка 5 тыс. иностранных водителей), в Брянской областях и в Московском регионе.

"При этом на практике они столкнулись с рядом проблем, которые характерны практически для всех указанных регионов. Основным препятствием является отсутствие необходимой материально-технической базы в подразделениях Госавтоинспекции - требуемого для сдачи экзамена водителя- международника подвижного состава и оборудованных площадок (автодромов)", - отмечается в сопроводительных документах.

В этой связи депутаты предложили перенести срок завершения обмена иностранных водительских прав до 1 июня 2018 года. "Предлагаемый срок представляется реалистичным и обеспечивающим благоприятные условия для перевозчиков и работающих у них иностранных водителей для планирования кампании по обмену водительских удостоверений", - полагают авторы.

Дискуссия по теме

В ходе рассмотрения данного законопроекта на пленарном заседании возникла оживленная дискуссия в связи с тем, что закон о сроке обмена иностранных водительских прав на российские уже менялся трижды. Спикер Госдумы Вячеслав Володин указал на необходимость объяснить сложившуюся ситуацию.

"Если говорить о неоднократности переноса вступления в силу нормы, о которой идет речь, то причины разные", - заявил на это полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх. В частности, он напомнил, что "некоторое время назад состав субъектов РФ увеличился". "Как вы понимаете, на тот момент те люди, которые работали на территории Республики Крым и города Севастополя, наших национальных водительских удостоверений не имели, это была первая дата переноса сроков (обмена удостоверений)", - пояснил он. При этом он считает, что "эта проблема (переноса трижды срока обмена иностранных водительских прав) существует, ее нужно до конца проанализировать, продумать всевозможные последствия".

В свою очередь, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая ("Единая Россия"), выступая в ходе возникшей дискуссии, предложила создать рабочую группу и серьезно разобраться, "почему каждый раз за месяц до вступления закона в силу актуализируется по новым, каждый раз придуманным основаниям тема продления сроков". "Наша позиция очень простая: мы как парламент и как фракция считаем, что новый высокий уровень требований к качеству законопроектной деятельности должен быть подтвержден и сегодня", - подчеркнула она.

"Фракция "Единая Россия" именно стоит на такой позиции, букве закона и требованиях парламентского контроля и требованиях к самим себе с точки зрения высокой дисциплины и качества принимаемых решений", - заключила Яровая.

В Государственную Думу вновь внесен проект закона (в статью 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ), который позволит в очередной раз кардинально изменить подход к работникам «баранки» из-за рубежа. Иными словами, концепция может получить неожиданный разворот на все 180 градусов, так как предполагает запрет на работу водителем . Вновь!

Таким образом, законопроект, предложенный сенатором Карачаево-Черкесской Республики Ахматом Салпагаровым, предлагает изъять из правоприменения исключение из свода закона о безопасности дорожного движения, в котором официально предусмотрено, что для граждан стран, где русский язык признан официальным, в число которых входят:

Белоруссия,

Киргизия,

Армения,

Казахстан

Напомним, что с 1 июня 2017 года на территории РФ работать водителями-профессионалами могут только лица, имеющие российское ВУ. Но с 26 июля 2017 года в пункт 13 статьи 25 были внесены изменения, что позволило использование иностранных прав при работе водителем:

Пункт 13

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами».

Также мы не единожды отмечали, что изменения не раз переносились и откладывались, несмотря на то что они были введены еще в 2013 году. А обсуждение подобного законопроекта длится уже без малого с десяток лет!

На реализацию требования постоянно влияли разнообразные факторы. В 2014 году им стало присоединение Крым, а это значит, что у многих тысяч водителей-профессионалов, работавших на грузовом и общественном транспорте, были зарубежные, украинские права. Таким образом, запрет был перенесен на 2015 год.

После была попытка принять международное соглашение, по которому граждане стран СНГ могли садиться за руль со своими национальными правами, принятие документа, подготавливаемого МВД, несколько затянулось.


Помимо этого, препятствием стало и отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции, и неготовность транспортных компаний к переходу (обмену национальных прав на российские водителями-гастарбайтерами), и опять же вновь политические мотивы.

В результате последнего фактора, кстати, и появились исключения из вышеназванных стран.

Тем не менее проблема, как показывает статистика, никуда не ушла. Аварийность с участием зарубежных водителей растет. И это, как отмечают эксперты, на фоне снижающейся аварийности российских коллег. Вот статистика, приведенная в пояснительной записке к законопроекту:

по данным МВД, на всей территории страны за семь месяцев 2018 года произошло 5.040 аварий с пострадавшими при участии водителей с иностранными правами. В столице была зафиксирована большая часть подобных ДТП - 1.022 . А это без малого 21 процент от общего количества аварий с пострадавшими. В Московской области и Санкт-Петербурге при участии таких водителей произошло 437 (14%) и 451 ДТП (12% от общего числа аварий с пострадавшими).


Предлагается установить переходный период для вступления в силу поправок продолжительностью в полгода.

«С учетом того, что практическая сторона вопроса обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские удостоверения уже в достаточной мере отработана и многие автомобильные перевозчики успешно справляются с задачей по переподготовке водителей, данный период представляется реалистичным и обеспечивающим благоприятные условия как для водителей, так и для перевозчиков» , - говорится в пояснительной записке к проекту.

Подробнее о том, как обменять права иностранным водителям, читайте здесь:

И здесь:

С приходом лета иностранцы, осуществляющие водительскую деятельность в России, не смогли сесть за руль. С 1 июня текущего года Федеральным законом установлен запрет на управление транспортом без российских прав. До этого времени граждане могли водить автомобили и перевозить грузы на основании международных водительских прав и удостоверений, выданных им на территории родного государства. Теперь же взамен национальных они должны приобрести новые – российские.

В транспортных организациях России работает примерно 9,5 тысяч иностранцев. К сожалению, даже половина из них не успели к указанному законом сроку поменять права. Причиной тому стало несовершенство материально-технической базы российской Госавтоинспекции:

  • недостающее количество автодромов;
  • нехватка подвижного состава для проведения экзамена.

Сложившиеся обстоятельства негативным образом отражаются на социально-экономической обстановке страны в целом. Поставка различных товаров из других государств осуществляется с нарушением сроков, таксопарк многих транспортных компаний пустеет.

Мнение властей

В целях недопущения транспортного коллапса представители фракции «Единая Россия» вышли с инициативой продлить срок получения прав водителями-иностранцами до 1 июня следующего года. Законопроект был одобрен в первом чтении членами Государственной Думы, однако ко второму чтению принят так и не был. Ряд политиков опровергли предложение, аргументируя свое мнение следующими доводами:

  • срок получения российских водительских прав иностранцами продлялся неоднократно, всегда тому находились весьма уважительные причины. В 2016 году, например, перенос срока был связан с присоединением Крыма и необходимостью получения его жителями российских прав.
  • статистика показывает, что ДТП с участием водителей-международников составляет 30% от общего числа зарегистрированных. Продление срока в течение четырех лет подряд ни к каким положительным результатам не приводит, поэтому переносить его в очередной раз бессмысленно.

В то время, пока в Парламенте идут бурные дискуссии на этот счет, иностранные водители вынуждены подавать массовые заявления об увольнении. Осуществлять грузоперевозки без российских прав противозаконно. За такие действия работодатель несет штраф размеров 50 тысяч рублей.

Процедура получения российских прав для иностранных водителей

Как же получить российские водительские права иностранцу? По сути, он должен сдать экзамен заново. Правила дорожного движения, действующие в других государствах, коренным образом отличаются от правил, прописанных в России. В связи с этим водитель-международник для приобретения прав должен сдать экзамен, который включает в себя:

Только подтвердив свои знания и навыки вождения автомобилем, иностранные граждане смогут возобновить привычную деятельность.

Продлится ли срок получения прав до 2018 года – время покажет. В настоящее время такого нормативного акта окончательно не принято.

Предлагаем посмотреть видео о том, все ли успели получить российские права

Госдума приняла в среду во втором, основном, чтении законопроект, которым продлевается еще на год - до 1 июня 2018 года - предельный срок обмена иностранных водительских прав на российские для работы профессиональным шофером на территории РФ.

Его авторами выступили депутаты фракции "Единая Россия", в том числе глава профильного комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев и первый зампред комитета палаты по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, а также глава думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников (КПРФ).

Изменения предусматривается внести в закон "О безопасности дорожного движения" и в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В пояснительной записке авторы напоминают, что в 2013 году в России были приняты нормы, запрещающие работать водителями лицам, которые не имеют выданных в РФ водительских удостоверений, а с 1 июня 2017 года вступило в силу требование о запрете допуска к управлению транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности. При этом обязательным условием обмена водительских прав является сдача трех экзаменов: одного теоретического и двух практических (на автодроме и в условиях городского движения).

В российских транспортных компаниях, осуществляющих международные перевозки, трудоустроено около 9,5 тыс. иностранных водителей, в основном граждане Белоруссии. Подавляющее большинство таких компаний расположено в Смоленской, Брянской областях и в Московском регионе. На практике оказалось, что в подразделениях Госавтоинспекции этих регионов отсутствует необходимая материально-техническая база для сдачи экзамена водителя-международника. В этой связи депутаты предложили перенести срок завершения обмена иностранных водительских прав до 1 июня 2018 года.

Ко второму чтению законопроекта поступила поправка, авторами которой выступили представители всех думских фракций, в том числе руководитель фракции "Единая Россия" Владимир Васильев, лидер справороссов Сергей Миронов, первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников (КПРФ), вице-спикер нижней палаты парламента Игорь Лебедев (ЛДПР), а также член Совета Федерации Константин Косачев.

В соответствии с этой поправкой, норма о запрете работать водителями на основании иностранных водительских прав "не распространяется на граждан Киргизии, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального". В конституции Киргизской Республики закреплено, что русский язык употребляется в этом государстве в качестве официального.