Дата: 17.07.2017

Закон о контрактной системе в ст. 96 устанавливает требование об установлении заказчиком при проведении закупочных процедур обеспечения исполнения обязательств по контракту. Однако на практике возникают различные ситуации, когда организатор, выполняя данное требование 44-ФЗ, по каким-либо причинам нарушает действующее законодательство о закупках.

Практика ФАС России

Предоставление нового обеспечения исполнения обязательств по контракту

В УФАС России поступила жалоба заявителя, полагающего, что документация заказчика об электронном аукционе на право заключения контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования (III-й класс) не соответствует требованиям 44-ФЗ в части установления в проекте контракта не предусмотренной действующим законодательством возможности замены (предоставлении нового) обеспечения исполнения контракта. Организатор торгов указал, что если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, то последний обязуется в течение пяти рабочих дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту в соответствии с его условиями и требованиями действующего законодательства. Между тем, 44-ФЗ не предусмотрено условие замены обеспечения исполнения контракта в случае, если такое обеспечение перестало быть действительным. Рассмотрев материалы данного дела, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что доводы заявителя обоснованы, а организатор торгов нарушил требования ст. 96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС по Тверской области от 27.03.2017 № 05-6/1-34-2017, извещение № 0136300051117000004).

Ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта

В УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме по ремонту улично-дорожной сети. По мнению заявителя, организатор торгов в проекте контракта указал ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган установил, что заказчик в проекте контракта указал размер обеспечения исполнения обязательств по нему в размере 306 500 рублей 00 копеек (5 % от НМЦК). Однако в извещении и закупочной документации организатор торгов указал иную сумму - 970 000 рублей. Указание в проекте контракта ненадлежащих сведений о размере обеспечения контракта нарушает требования ч. 1 ст.34, ч. 1, 6 ст. 96 закона 44-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ (Решение УФАС по Республике Крым и г. Севастополю от 07.03.2017 по делу №06/384-17, извещение № 0875300011317000007).

Окончание срока действия контракта и срок действия обеспечения его исполнения

Заявитель подал жалобу в УФАС России на действия заказчика при проведении электронного аукциона на завершение реконструкции Тезянской шлюзованной системы Ивановской области. Согласно первому доводу жалобы заказчик не указал в документации о закупке дату окончания срока действия контракта, что не позволяет при выборе способа его обеспечения в виде предоставления банковской гарантии установить срок ее действия. Комиссия УФАС установила, что в проекте контракта прописано, что он вступает в силу с момента его подписания сторонами и «…действует до ______». То есть, заказчик не прописал срок действия контракта, соответственно, определить срок действия банковской гарантии невозможно. Организатор торгов пояснил, что незаполненность данного пункта является технической ошибкой. Таким образом, заказчик нарушил п. 8 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 закона 44-ФЗ.

В соответствии со вторым доводом жалобы организатор закупки в проекте контракта устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения его исполнения. Антимонопольный орган пришел к выводу, что в проекте контракта прописаны и срок действия банковской гарантии, и срок возврата денежных средств (10 рабочих дней), внесенных в качестве обеспечения исполнения контакта. Таким, образом документации о закупке содержит требования, установленные в соответствии с ч. 3 ст. 96 и ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе. В связи с чем, Комиссия УФАС России рассматриваемый довод жалобы признала необоснованным (Решение УФАС России по Ивановской области от 29.05.2017 №07-15/2017-060, извещение № 0333100007017000015).

Превышение срока действия банковской гарантии на 30 календарных дней

В УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка сооружения «Канализация и водостоки». По мнению заявителя, организатор торгов в нарушение ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, согласно которой срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, установил требование о том, что срок действия банковской гарантии должен превышать на 30 календарных дней конечный срок выполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему договору. Комиссия УФАС пришла к выводу, что довод заявителя обоснованный, а установление указанного в проекте контракта документации об электронном аукционе требования нарушает ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе (Решение УФАС России по Ивановской области от 10.10.2016 07-15/2016-240, извещение №0333100000316000097).

Превышение размера обеспечения исполнения контракта

Проектом контракта предусмотрена выплата аванса в размере 30 % от стоимости одного из двух этапов по контракту. Вместе с тем в извещении о проведении конкурса указан размер обеспечения контракта, составляющий 50% от НМЦК, что противоречит требованиям ч. 6 ст. 96 закона 44-ФЗ. Заказчик пояснил, что при формировании закупочной документации допущена техническая ошибка в части указания в проекте контракта размера авансового платежа - вместо 50 % установлен 30 %. Изучив материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что, устанавливая размер обеспечения исполнения контракта 50 % от НМЦК, который, при этом, превышает размер аванса, заказчик нарушил требования ч. 6 ст. 96 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области от 06.09.2016 № КС-265/2016, извещение № 2035000000116000012).

Установление фиксированного размера обеспечения исполнения контракта

В антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика при формировании документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту части улицы со строительством сетей водопровода, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации. По мнению заявителя, проект контракта заказчика неправомерно закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта - 5 % от НМЦК. При этом организатором закупки не учтен вариант снижения НМЦК на 25 % и более процентов и не указана необходимость предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта с учетом положений ст. 37 закона 44-ФЗ. На основании представленных доказательств, учитывая, что заказчиком установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, комиссия УФАС пришла к выводу, что организатор торгов нарушил ч. 1 ст.96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области от 15.03.2017 № КС-31/2017, извещение № 0135300006517000002).

Практика судов

Округление цены контракта в процентном соотношении

По мнению заявителя, организатор торгов неправомерно признал его уклонившимся от заключения контракта по причине неисполнения требования, предусмотренного ст. 37 закона 44-ФЗ, а именно: победителем представлена банковская гарантия на сумму, не соответствующую требованиям ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ (не превышает в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении электронного аукциона).Комиссия УФАС установила, что предложенная цена победителем по электронному аукциону на 24,9973 % ниже НМЦК. Антимонопольный орган в своем решении пришел к выводу, что заказчик необоснованно признал победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, так как предложенная им цена контракта не уменьшилась на 25 % и более от НМЦК. Нормы ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ в данной ситуации не могут быть применены, так как предложенная победителем цена контракта ниже НМЦК на 24,9973 % и порог в 25 % не был достигнут. Округления цены контракта в процентном соотношении до целого, 44-ФЗ не предусматривает. С учетом вышеизложенного, антимонопольная служба признала Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 70 44-ФЗ. Арбитражный суд первой инстанции поддержал УФАС и отказал заказчику в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заказчика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 года № 18АП-13138/15, электронный аукцион № 0301300371015000007).

Непредоставление проекта контракта победителю

Победитель закупки не представил обеспечение исполнения контракта, в связи с чем заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что у заявителя жалобы не возникла обязанность предоставить обеспечение, поскольку он не получил от заказчика проект контракта с включенными в него условиями, предложенными участником закупки. По причине того, что заказчик не располагал сведениями о получении (неполучении) победителем проекта контракта, у заказчика не наступило право признать участника закупки предложений уклонившимся от заключения контракта.

Суд первой инстанции и Второй арбитражный апелляционный суд не поддержали позицию заказчика, отказывая в удовлетворении заявленных требований о неправомерности принятого решения УФАС. Однако кассационная инстанция, отменяя решение нижестоящих арбитражных судов, установила, что заказчик правомерно признал заявителя уклонившимся от заключения контракта. При этом не могут быть приняты во внимание доводы УФАС, поддержанные судами, о том, что по причине неполучения победителем проекта контракта у него не возникло обязанности предоставить обеспечение, а у заказчика отсутствовали основания считать участника уклонившимся от заключения контракта. 44-ФЗ не связывает обязанность участника запроса предложений по предоставлению обеспечения с какими-либо встречными обязательствами со стороны заказчика, в частности, с необходимостью направления проекта контракта, обращения о согласовании заключения контракта в контрольный орган с единственным поставщиком. (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 октября 2015 г. N Ф01-4011/15 по делу N А82-2590/2015, запрос предложений № 0171100000514000007)

Частичная оплата обеспечения контракта

Комиссия УФАС установила, что заявитель 17.04.2014 с помощью функционала ЭТП подписал проект контракта и прикрепил платежное поручение, подтверждающее частичное направление на счет заказчика обеспечения контракта. Оставшуюся часть суммы победитель перевел до окончания регламентированного срока подписания контракта 21.04.2014. Антимонопольный орган поддержал заказчика, который разместил в ЕИС протокол о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта и об отказе его заключения.

Не согласившись с решением УФАС, заявитель обратился в Арбитражный суд. Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что, оплатив обеспечение в повышенном размере в соответствии с требованиями ч.1 ст.37 закона 44-ФЗ, т.е. своевременно, в необходимом размере, до истечения пятидневного срока, предусмотренного законом, и до заключения контракта (принятия заказчиком решения об отказе в заключении контракта), заявитель полностью исполнил возложенные на него обязанности, в силу чего заказчик был не вправе признавать его уклонившимся от заключения контракта. Апелляционная инстанция поддержала решение нижестоящего суда, отметив, что действующим законодательством не предусмотрено направление суммы обеспечения исполнения контракта одним платежом. (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 г. N 18АП-2901/15, электронный аукцион № 0301100049414000069).

На основании приведенных примеров можно сделать вывод, что не только технические ошибки, но и простое незнание закона о контрактной системе приводит к ошибкам, которые служат основанием для признания заказчика нарушившим 44-ФЗ в части установления требований к обеспечению исполнения обязательств по контракту.

Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Исключение составляют только некоторые виды контрактов, которые заключаются по результатам закупки у единственного поставщика.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

В качестве исполнения контракта участник может:

Контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Проверить предоставленное обеспечение необходимо до подписания контракта заказчиком (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Платежное поручение на перечисление средств

Платежное поручение на перечисление средств в качестве обеспечения контракта заполняется по общим правилам (гл. 5 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, Приложение N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П). При этом в графе «Назначение платежа» необходимо указать «Обеспечение исполнения контракта», а также отразить информацию о закупке.

При предоставлении обеспечения таким способом необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на счет, указанный в документации о закупке, проекте контракта.

Ситуация

Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?

В законодательстве о контрактной системе отсутствуют нормы, обязывающие участника закупки вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта лично. Если такая обязанность не установлена заказчиком в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.

Имеется пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 N 09АП-52950/2015 по делу N А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 N 04-02/2548).

Минэкономразвития России придерживается противоположного подхода. По мнению ведомства, третье лицо не вправе предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника, с которым он заключается, поскольку такая возможность нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена (Письма от 09.07.2015 N Д28и-2060, от 19.09.2014 N Д28и-1893).

Поэтому во избежание спорных ситуаций, участнику рекомендуется лично перечислять денежные средства на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта.

Оформление банковской гарантии

Второй способ обеспечения исполнения контракта является оформление банковской гарантии (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Для оформления банковской гарантии нужно:

1. Определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии.

Такой банк должен входить в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Минфином России и размещен на его официальном сайте (ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, ст. 74.1 НК РФ).

2. Уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, требуемых конкретным банком для оформления банковской гарантии.

По результатам оформления банковской гарантии участнику необходимо:

1. Получить от банка следующие документы:

2. Убедиться, что выданная гарантия соответствует требованиям, установленным ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

Ситуация

Заказчик предусмотрел в документации о закупке требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств по контракту. Вправе ли он признать участника закупки, который не предоставил такое обеспечение, уклонившимся от заключения контракта?

По данному вопросу можно выделить два подхода.

Подход 1: Нет, не вправе. Закон № 44-ФЗ не регламентирует правоотношения по обеспечению гарантийных обязательств, возникших после исполнения основного обязательства по контракту. По этой причине заказчик, установивший требование обеспечить гарантийные обязательства, не вправе отказаться от заключения контракта, если обеспечение не предоставлено. Данного подхода придерживается Минфин России (Письмо от 02.07.2014 N 02-02-07/32132).

Подход 2: Да, вправе. Статья 96 Закона № 44-ФЗ, посвященная обеспечению исполнения контракта, не предусматривает деление обязательств по контракту на основные и гарантийные. Следовательно, требование обеспечить исполнение обязательств, указанное в документации о закупке и проекте контракта, может включать в том числе обязанность обеспечения гарантийных обязательств. Согласно ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления обеспечения исполнения контракта участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. В связи с этим, если требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств установлено в документации о закупке, непредоставление такого обеспечения является основанием для того, чтобы признать участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Обеспечение исполнения контракта — это своего рода заверение, что поставщик выполнит условия заключенного соглашения в полном объеме. Внести его можно в форме денежных средств или в виде банковской гарантии, а сделать это нужно при заключении соглашения

Не стоит путать обеспечение контракта по 44 ФЗ и заявки. Поручительство заявки — сумма, которую участник торгов вносит на лицевой счет, провозглашая свою добросовестность и намерение принять участие в закупочной процедуре.

Размер обеспечения контракта

Статья 96 Закона о контрактной системе гласит, что размер обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ составляет от 5 до 30% от цены контракта. Конечная величина устанавливается заказчиком самостоятельно в извещении, документации, а также проекте соглашения.

Необходимо иметь ввиду, что если начальная цена соглашения составляет более 50 млн. руб., то заказчик обязан установить требование о обеспечении в размере от 10 до 30% от максимальной цены. При этом данная сумма не должна превышать величину аванса (если такой установлен). Если же аванс составляет более 30% от начальной цены договора, то размер гарантии устанавливается равным авансу.

Еще один важный момент: если предложенный размер цены договора снижен более чем на 25%, участник торгов предоставляет поручительство с учетом требований об антидемпинговых мерах.

КБК обеспечение исполнения контракта 2019 изменился! Нужно указывать 00000000000000000510. При перечислении денежных средств внимательно проверьте 104-е поле платежного поручения.

Способы внесения

Существует несколько способов внесения поручительства победителем торгов. Можно выделить два вида:

  • банковская гарантия (разновидность независимой гарантии, которая выдается банками либо иными кредитными организациями);
  • внесение денежных средств на указанный заказчиком счет.

На вопрос, кем определяется способ обеспечения исполнения контракта, отвечаем, что, в соответствии с положениями ФЗ № 44, способ определяется участником, с которым предполагается заключить соглашение.

В процессе исполнения договора поставщик, выполнивший часть условий договора, вправе предоставить новое поручительство по договору, уменьшенное пропорционально размеру выполненных обязательств. При этом он также может изменить способ предоставления поручительства. Важно иметь ввиду, что контрагент по договору не вправе увеличить величину суммы этой гарантии.

Когда поручительство не применяется

Поручительство договора не предусмотрено в следующих случаях:

  • участником торгов выступает государственное или муниципальное казенное учреждение;
  • предмет закупочной процедуры — услуги по предоставлению кредита;
  • предмет торгов — выдача банковской гарантии, при этом заказчиком выступает бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Положениями Закона № 44 предусмотрено право заказчика на включение рассматриваемого условия в требования. К таким случаям относятся, к примеру, проведение закупочной процедуры путем запроса котировок, либо, когда участниками закупки являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, а в проектах договоров по этим закупкам не предусмотрена выплата аванса, либо, когда проект соглашения предусматривает банковское сопровождение.

В процессе работы с электронными закупками Вы наверняка столкнетесь с таким действием как «обеспечение контракта» - это, простым языком, перечисление денежных средств на виртуальный счет электронной площадки для подтверждения исполнения контракта.

От какой цены рассчитывается обеспечение контракта по 44-ФЗ?

Обеспечение исполнения контракта рассчитывается от стоимости самого контракта. Однако чтобы быть точнее и ответить на вопрос - сколько процентов от цены контракта составляет обеспечение контракта - обратимся к Федеральному закону №44.

Итак, согласно пунктам 4, 5, 6 статьи 96 Федерального закона 44-ФЗ:

«4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

6. Размер обеспечения исполнения контракта (по 44-ФЗ) должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на более чем на 25% по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона».

В случае победы в аукционе Вам необходимо будет внести на виртуальный счет площадки денежные средства (обеспечение исполнения контракта). Размер необходимых денежных средств будет указан в извещении на проведение аукциона. Согласно Федеральному закону №44, размер обеспечения исполнения контракта может составлять от 5% до 30% от суммы контракта .

Как внести денежные средства для обеспечения контракта?

Получить реквизиты для перевода денежных средств на виртуальный счет электронной площадки Вы можете следующим образом:

Шаг 2. Выберете раздел «Счета» и нажмите на подраздел «Реквизиты для перечисления денежных средств».

На данной странице Вы сможете также загрузить образец платежного поручения и инструкции по переводу денежных средств.

Номер виртуального счета будет выслан Вам на электронную почту, после прохождения процедуры аккредитации. Кроме того Вы всегда сможете найти его в своем личном кабинете, для этого:

Шаг 1. Перейдите на страницу личного кабинета.

Шаг 2. Выберете раздел «Документы» и нажмите на подраздел «Входящие документы».

Самый первый входящий документ будет положительным ответом по заявлению на аккредитацию. В нем и будет содержаться номер вашего виртуального счета.

Альтернативный вариант обеспечения контракта

Когда сумма контракта невелика, то и размер обеспечения контракта - небольшая сумма. Но что делать, если сумма контракта - несколько миллионов? Обеспечение исполнения контракта в этом случае становится проблемой для многих. Наше правительство предусмотрело решение как обеспечение контракта (по 44-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ:

1. Заказчики в качестве обеспечения исполнения контрактов и заявок принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Важно учитывать, что банковская гарантия в данном случае заменяет внесение денежных средств для обеспечения исполнения контракта.

Чем удобна банковская гарантия?

Банковская гарантия - отличный вариант, если на кону крупный контракт, а вы не готовы вывести большую сумму денег для обеспечения исполнения контракта. Стоимость банковской гарантии будет ниже в несколько десятков раз.

Например, когда для обеспечения исполнения контракта необходимо перевести на торговую площадку 500 000 р., стоимость банковской гарантии этого же контракта может составить всего 40 000 р.

Когда возвращается обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?

Обеспечение исполнения контракта возвращается только после успешного исполнения контракта. Деньги находятся на виртуальном счете торговой площадки все время, пока длится контракт.

Если контракт не был выполнен, то обеспечение исполнения контракта не возвращается (согласно 44-ФЗ).

Деньги, затраченные на , не могут быть возвращены в любом случае, поскольку такая гарантия оформляется на один конкретный контракт.

Порой внести большое количество денежных средств труднее, чем оплатить стоимость банковской гарантии. Поэтому в каждом конкретном случае решение о том, как обеспечить исполнение контакта в торгах, остается за исполнителем контракта.

Заявку на банковскую гарантию Вы можете подать через наших менеджеров. Закажите звонок, и наши специалисты свяжутся с Вами.

Чтобы заключить контракт в рамках Закона N 44-ФЗ, вы обязаны предоставить обеспечение исполнения контракта. Однако в некоторых случаях обеспечение нужно, только если это требование установил заказчик. Вы можете обеспечить контракт банковской гарантией либо деньгами, внеся их на счет заказчика. Какой из этих способов выбрать, решать вам: заказчик не может вас в этом ограничить. Получить банковскую гарантию или внести деньги нужно до заключения контракта. При подписании контракта предоставьте заказчику платежку или . Если на момент заключения контракта обеспечения не будет, заказчик признает вас уклонившимся от заключения контракта и направит сведения о вас в реестр недобросовестных поставщиков.

В каких случаях нужно предоставить обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта

Вы обязаны во всех случаях предоставить обеспечение исполнения контракта, если заключаете его по результатам аукциона или конкурса (ч. 1, 2, 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Если вы заключаете контракт путем запроса котировок, предложений или как единственный поставщик, обеспечение необходимо, если заказчик установил такое требование в извещении и (или) проекте контракта (ч. 2, 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Исключения установлены:

В каком размере предоставить обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта

Предоставьте заказчику обеспечение в размере, который он установил в извещении, документации о закупке и (или) в проекте контракта.

В ходе исполнения контракта можно уменьшить обеспечение на размер исполненных обязательств. Для этого нужно, чтобы эти обязательства были приняты заказчиком и это подтверждалось подписанными актами или иными документами, которые предусмотрены контрактом. При этом можно изменить способ обеспечения (ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Если в аукционе или конкурсе предложенная вами цена контракта снижена на 25% и более от , то предоставлять обеспечение нужно с учетом антидемпинговых мер.

Размер обеспечения исполнения контракта при запросе котировок () устанавливает заказчик в извещении и проекте контракта. Даже если вы снизили цену на 25% или более от начальной (максимальной) цены, антидемпинговые меры предоставлять не нужно. Это относится и к запросу предложений.

Каким способом обеспечить исполнение государственного (муниципального) контракта

Способ, которым вы будете обеспечивать контракт, выберите сами. Это может быть банковская гарантия или внесение денежных средств на специальный счет (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

При исполнении контракта способ обеспечения можно будет заменить (ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Как получить банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта

Чтобы получить банковскую гарантию, заключите с банком договор о ее выдаче.

Банк должен внести ее в реестр.

Кроме того, она должна отвечать определенным требованиям Закона N 44-ФЗ по содержанию, соответствовать размеру обеспечения и быть выдана на срок, который заказчик установил для банковской гарантии.

Как внести обеспечение контракта в виде денежных средств

Перечислите необходимую сумму на специальный счет, который заказчик указал в извещении, документации о закупке и (или) в проекте контракта. Это можно сделать несколькими платежами. Главное - чтобы до даты подписания контракта вся сумма обеспечения поступила на счет заказчика (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

При оформлении платежного поручения в графе «Назначение платежа» укажите формулировку «Платеж на обеспечение исполнения контракта», номер извещения о закупке и (или) номер и дату контракта.

Во избежание спорных ситуаций внесите обеспечение лично. Не рекомендуем поручать внесение обеспечения третьим лицам. Хоть в практике и есть примеры, когда такие действия признавали правомерными, но допускать подобную ситуацию следует в исключительных случаях (Письмо Минэкономразвития России от 09.07.2015 N Д28и-2060, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.05.2016 N Ф05-4376/2016 по делу N А40-126679/2015, Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 N 04-02/2548).

Как заменить способ обеспечения контракта

На стадии исполнения контракта можно заменить способ обеспечения, но только если вы уменьшите размер обеспечения на размер исполненных обязательств. Для этого нужно, чтобы обязательства были приняты заказчиком и это подтверждалось подписанными актами или иными документами, предусмотренными контрактом (ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 01.09.2017 N 24-03-07/56246).

Пример изменения способа обеспечения

Поставщик и заказчик заключили контракт на сумму 3 млн руб. на поставку бумаги в течение года по заявкам заказчика. Поставщик предоставил обеспечение в виде денежных средств в размере 990 тыс. руб. (30% от НМЦК - 3,3 млн руб.).

В первый месяц поставщик поставил, а заказчик принял и оплатил бумагу на сумму 600 тыс. руб. Поставщик воспользовался своим правом и уменьшил сумму обеспечения на размер исполненных обязательств, изменив при этом способ обеспечения. Заказчику была предоставлена банковская гарантия на сумму 792 тыс. руб.

Размер нового обеспечения был рассчитан следующим образом:

  • сначала было определено, какая часть обязательств исполнена:

вся сумма контракта - 3 млн руб. (100% обязательств), поставлено бумаги на 600 тыс. руб., то есть исполнена 1/5 часть (3 млн / 600 тыс.), что составляет 20%;

  • далее размер первоначального обеспечения был уменьшен на размер исполненных обязательств:

990 тыс. руб. x 20% = 198 тыс. руб.

990 тыс. руб. - 198 тыс. руб. = 792 тыс. руб.

На какой срок предоставить обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта

Банковская гарантия должна быть предоставлена на срок, который установил заказчик в извещении, документации о закупке и (или) проекте контракта.

Законом установлен только минимальный срок действия банковской гарантии: он должен превышать срок действия контракта на один месяц. Поэтому заказчик, например, вправе указать срок действия банковской гарантии равным сроку гарантийных обязательств по контракту.

Это установлено ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, а также подтверждается судебной практикой, например в Определении Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 305-ЭС17-1132 по делу N А40-8638/2016.

Срок, на который вы должны внести денежные средства, также определяет заказчик. Он установит в проекте контракта срок их возврата.

Длительность срока будет зависеть от того, что эти деньги будут обеспечивать: только основное обязательство - надлежащую поставку товара, выполнение работ (услуг) - или еще и надлежащее выполнение гарантийных обязательств.

Это следует из ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, а также п. 28 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

В какой срок предоставить обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта

Приложите банковскую гарантию или платежное поручение с отметкой банка к подписанному со своей стороны проекту контракта.

Обратите внимание, что при внесении денежных средств на момент подписания контракта они должны поступить на счет заказчика в полном объеме.

Об этом сказано в ч. 3 ст. 54, ч. 17 ст. 83, ч. 5 ст. 91, ч. 4, 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.

Если вы не предоставите обеспечение по контракту, который заключаете в результате конкурентной закупки, то заказчик признает вас уклонившимся от заключения контракта и направит сведения в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 5 ст. 96, ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Как предоставить обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта с единственным поставщиком

Обеспечение исполнения контракта с единственным поставщиком предоставляется в том же порядке, что и для других способов закупок.

Будут отличаться последствия непредоставления обеспечения: при отсутствии обеспечения заказчик не заключит контракт (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Если вы не предоставите обеспечение по контракту с единственным поставщиком, который заключаете в результате несостоявшейся конкурентной закупки, то заказчик признает вас уклонившимся от заключения контракта и направит сведения в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).