Ограничивающие убеждения и скрытые выгоды - это шлагбаум на пути к молодости и здоровью. В данной статье практически нет теории, а есть практическая работа с ограничивающими убеждениями и скрытыми выгодами. В ходе этой работы Вы без лишних объяснений поймете (если не знали раньше), что такое ограничивающие убеждения и скрытые выгоды и что с ними делать, чтобы они не мешали нам жить?

В этой статье мы разберемся с ограничивающими убеждениями и скрытыми выгодами, заставляющими нас стареть и болеть. По аналогии, Вы поймете, как работать с ограничивающими убеждениями и скрытыми выгодами в других областях жизни: деньги, благополучие, отношения - все, что угодно.

Ограничивающие убеждения и скрытые выгоды.

"Верите вы или не верите в то, что вы можете сделать что-то, вы в любом случае правы"!

Генри Форд

Выявление ограничивающих убеждений.

Возьмите ручку и бумагу (или создайте текстовый файл на Вашем компьютере, например в программе Word) и запишите следующие 4 предложения:

  1. С годами люди становятся…
  2. С каждым годом я становлюсь…
  3. Когда мне будет 70 лет, я буду...
  4. Старость - это…

Продолжите каждую фразу теми словами, которые сразу придут Вам в голову. Можно перечислить несколько вариантов (пока не буду приводить примеры, чтобы у Вас возникали только собственные ассоциации). Важно: сделайте это СЕЙЧАС и только потом читайте дальше!

*******************************************************

Теперь прочтите, что у Вас получилось. Сначала поговорим о предложениях 1, 2 и 3. Скорее всего, Вы закончили эти фразы не только позитивными словами (например, "с годами люди становятся умнее, опытнее"), но и негативными (например, "с годами люди становятся больными, слабыми, беспомощными, морщинистыми").

Так вот, все негативное - это НЕ РЕАЛЬНОСТЬ. Это - всего лишь Ваши ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ. То, что программирует Ваш мозг на запуск процессов старения, на болезни, на неудачи.

И не над говорить, что Ваши убеждения основаны на фактах, доказаны и т. д. Убеждения всегда настраивают нас на поиск их подтверждения. Таково основное свойство любых убеждений - подтверждать самих себя. И ограждать самих себя от любых фактов, которые могут их (убеждения) поколебать.

Как только Вы слышите или видите, что-то, что противоречит Вашим убеждениям, так сразу стараетесь эти "несоответствующие" факты дискредитировать ("этого не может быть", "я в это не верю", "вранье", "ошибка" и т. д.). Так действует "инстинкт самосохранения" Ваших убеждений.

Зато, если какая либо информация подтверждает Ваши убеждения, она вызовет у Вас абсолютное доверие и будет легко принята на веру, без всяких проверок.

И еще, если уж разбираться, такие ли они "Ваши", эти негативные убеждения? Откуда они взялись? Изначально - рассказов и слов других людей (например, родителей, учителей, авторитетных для Вас людей), из чужого опыта. А, затем, приняв чужие убеждения, встроив их в собственную картину мира, Вы стали искать им подтверждение в окружающем мире - опять же в чужом опыте, но и в своем. А, кто ищет, тот, как известно, всегда найдет!

Так что, давайте уничтожать эти "псевдо-наши" убеждения!

Хорошая новость в том, что избавиться от ограничивающих убеждений гораздо легче, чем можно подумать! Для этого мы сделаем одно простое действие...

Работа с ограничивающими убеждениями.

Итак, избавиться от ограничивающих убеждений не просто, а очень просто! Впрочем, работа с ограничивающими убеждениями заключается не столько в их уничтожении, сколько в замене их на другие, позитивные "не ограничивающие" убеждения.

В предложениях 1, 2 и 3 жирно зачеркните все негативные слова, а над ними напишите противоположные положительные слова, даже если Вы в них не верите (Вы наверняка ПОКА в них не верите, но, к счастью, этого и не требуется). Если Вы делали задание не на бумаге, а в компьютере, то выделите всю фразу и зачеркните вот так , а ниже напишите исправленную фразу.

Пример:

С годами люди становятся старыми, больными, некрасивыми, глупее .

С годами люди становятся моложе, здоровее, красивее, умнее .

Как Вы видите, мы избавляемся от негативных (ограничивающих) убеждений, заменяя их положительными (разрешающими).

Вот так просто? Ну, не совсем.

Теперь САМОЕ ГЛАВНОЕ: повторяйте это действие каждый вечер, перед сном, в течение 7 дней (всего одну неделю).

Пишите эти несколько фраз с продолжением (с любым продолжением, которое приходит Вам в голову), а затем заменяйте негативные слова на позитивные - противоположные по смыслу.

Вы увидите, как постепенно негативных слов Вам приходит в голову все меньше, а позитивных все больше. Напоминаю - ВЕРИТЬ в то, что Вы пишете, СОВЕРШЕННО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Это работает независимо от Вашей веры!

Конечно, чтобы полностью и окончательно избавиться от ограничивающих убеждений , Вам потребуется больше одной недели. Поэтому сделайте перерыв в 1-2 месяца и повторите работу с ограничивающими убеждениями еще раз.

Но, что еще важнее, ДЕЛАЙТЕ что-нибудь для подтверждения Ваших новых, позитивных убеждений. Только Ваши действия , направленные достижение абсолютного здоровья и молодости, помогут закрепить новые утверждения, и не позволят вернуться старым.

Выявление скрытых выгод.

А сейчас прочтем 4-ое предложение ("Старость - это...") - как Вы его продолжили? Признаюсь, я специально Вас немного запутала, предложив Вам сначала закончить все четыре фразы:-) В этой, последней, фразе все негативные слова СОВЕРШЕННО УМЕСТНЫ! И объясняется это тем, что СТАРОСТЬ и ВОЗРАСТ - совершенно не связаны между собой. Старение - болезнь, а возраст - всего лишь цифра в паспорте, которая просто НЕ ДОЛЖНА на Вас влиять! (и если Вы сейчас согласны - смотрите начало статьи - про ограничивающие убеждения:-))

А вот если Вы закончили 4-ую фразу положительными словами (например, "Старость - это покой, уважение окружающих"), то в Вашем сознании (и подсознании, что гораздо важнее) поселились... СКРЫТЫЕ ВЫГОДЫ. Это такой скрытный, коварный зверек, который способен саботировать любые наши попытки стать молодыми, здоровыми и красивыми. Выявить скрытые выгоды и избавиться от них сложнее, чем от ограничивающих убеждений. Ограничивающие убеждения, они - вот, на поверхности! А скрытые выгоды, потому и скрытые, что прячутся и маскируются. Но мы и их тоже выведем на чистую воду!

Главное - это то, что мы их обнаружили. Теперь им никуда от нас не деться:-)

Работа со скрытыми выгодами.

СКРЫТЫЕ ВЫГОДЫ означают, что Вы связываете то, что Вам хочется получить (например, отдых, свободу от работы и других обязательств, внимание окружающих) со старостью. ВНИМАНИЕ! Ваши желания СОВЕРШЕННО ПРАВИЛЬНЫ (не правильных желаний просто не бывает)! НЕ ПРАВИЛЬНА только привязка этих желаний к состоянию СТАРОСТИ!

Как только мы обнаружили эти вредные привязки наших желаний к состоянию старости, они (привязки) начали ТЕРЯТЬ СИЛУ. А, чтобы они окончательно растаяли, необходимо найти другой, конструктивный, способ получить желаемое, вместо старения! Часто, и искать-то не надо. Достаточно лишь УВИДЕТЬ, что состояние старости НИКАК не связано с Вашими желаниями.

Например, чтобы перестать работать, Вам надо выйти на пенсию, а получение пенсии никак не зависит от Вашего здоровья и внешнего вида - Вам не нужно приносить справку от врача о куче "старческих" болячек, чтобы получить пенсию и отдыхать в свое удовольствие!

С получением внимания может оказаться немного сложнее - мы с детства привыкли, что нас жалеют, когда мы болеем. Но и эту проблему легко решить. Часто, бывает достаточно просто попросить. Так и скажите "Дорогой муж(жена/дочка), мне ужасно не хватает внимания. Пожалуйста, принеси мне в постель чашку чая с бубликом!" :-)

И помните, что став моложе и красивее, Вы получите намного больше ИСКРЕННЕГО ВНИМАНИЯ, а не внимания по обязанности/из жалости.

А что мы делаем с нашей записанной фразой ("Старость - это...")? Да просто зачеркиваем все ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ слова, которыми Вы ее продолжили (отрицательные оставляем). Заменять их отрицательными не нужно. Мы уже проделали всю работу со скрытыми выгодами, когда обнаружили их и нашли альтернативные способ получения желаемого.

Так же, как мы делаем с предложениями 1-3, предложение 4 тоже нужно записывать каждый вечер, в течение 7 дней и проделывать работу по выявлению скрытых выгод и их нейтрализации.

*****************************************

Давайте повторим, что мы делаем каждый вечер в течение следующих 7 дней.

Ограничивающие убеждения:

  1. Записываем в тетрадь предложения 1-3 ("С годами люди становятся…", "С каждым годом я становлюсь…", "Когда мне будет 70 лет (80-90-100), я буду..."
  2. Продолжаем каждое предложение теми словами, которые приходят нам в голову по ассоциации.
  3. Зачеркиваем все негативные слова и пишем вместо них позитивные (с противоположным смыслом).

Скрытые выгоды:

  1. Записываем "Старость - это..."
  2. Продолжаем фразу теми словами, которые приходят нам в голову.
  3. Находим позитивные слова и выявляем скрытые выгоды.
  4. Находим конструктивные способы достижения желаемого и зачеркиваем позитивные слова.

P. S. Описанная в статье методика выявления ограничивающих убеждений и скрытых выгод и работы с ними, конечно же, не единственная. Существует много методик, большинство из которых предлагают разбираться с данными явлениями гораздо более тщательно. Данный же метод можно назвать экспресс методом, настолько он простой и быстрый, по сравнению с остальными. Тем не менее простота не делает предлагаемый метода менее эффективным!

Если же Вам хочется "покопаться" в закоулках своего сознания и подсознания, поискать корни ограничивающих убеждений и сакральный смысл скрытых выгод, то вот Вам несколько вопросов, которые вы можете себе задать (вопросы подходят как для ограничивающих убеждений, так и для скрытых выгод).

Вопросы для работы с ограничивающими убеждениями и скрытыми выгодами:

  1. Когда у меня возникло данное убеждение?
  2. Кто внушил мне это убеждение?
  3. Был ли человек, который внушил мне данное убеждение, удачлив, счастлив, здоров и т. д. (в зависимости от исследуемого убеждения)?
  4. Хочу ли я быть похожим на человека, внушившего мне это убеждение (в той области, к которой относится данное убеждение)?
  5. При каких обстоятельствах данное убеждение может быть ошибочным?
  6. Знаю ли я кого-то, кто имеет противоположные убеждения?
  7. Насколько человек с противоположными убеждениями состоятелен в той области, к которой относятся исследуемые убеждения)?
  8. Как отказ от данного убеждения может отразиться на моей жизни (положительные и отрицательные последствия)?
  9. Как отказ от данного убеждения может отразиться на близких мне людях (положительные и отрицательные последствия)?

Как видите, вопросов можно придумать много, копаться в себе можно до бесконечности. Откровенно говоря, я этого не люблю. Предпочитаю простые и эффективные решения. Для меня, главное - результат. А для Вас?

Анекдот в тему:-)

Приходит человек к психологу и говорит: "Доктор, я не сплю неделю! Каждую ночь, стоит мне лечь в кровать, из под кровати выбегает стадо слонов, потом зебры, за ними выползают крокодилы, выбегают львы... и все ржут, дудят, рычат... и так всю ночь!"

Психолог почесал в затылке и говорит: "Случай, конечно, сложный - комплексные галлюцинации, зрительные и слуховые. Но не безнадежный! Требуется длительное лечение, 2 раза в неделю, по $200 за сеанс. Но где-то через пол года наступит улучшение!"

Пациент сказал, что подумает и ушел.

Через неделю психолог встречает его случайно на улице и спрашивает как дела.

Мужчина говорит: "Все отлично, меня сосед вылечил, за бутылку!"

Психолог удивляется: "Как???", а мужчина объясняет: "Да просто, подпилил ножки у кровати!"

В повседневной жизни мы часто руководствуемся ограничивающими убеждениями. НАПРИМЕР:
"сначала собственное жилье - потом свадьба ", "сначала выплатить ипотеку - потом заводить ребенка ", "сначала нужно закрепиться на хорошей работе - а потом строить серьезные отношения " и другие.

Суть не в том, какие они, а в том, что они ложные уже по факту своего существования. Ппосудите сами: ведь для того, чтобы зачать ребенка, совсем не обязательно иметь свидетельство от банка, что ипотека выплачена, для зачатия вовсе не нужно иметь под матрасом данную бумаженцию.

В своей практике психологического консультирования я часто замечаю, что клиентам помогает переворачивание их ситуации с ног на голову. Когда разворачиваешь жизненные затруднения клиентов под другим углом, они начинают понимать, что их сдерживают в решении не внешние препятствия, а собственные ограничивающие убеждения…

Одна моя клиентка обратилась с тем, что оказалась в жизненном тупике по всем статьям: семья , работа, дети - все сложилось так неудачно, что привело к развитию депрессии . Причина оказалась в ненависти к собственной матери, от которой она не получила любви и тепла, в котором нуждается каждый ребенок. Клиентка поняла, что эффективно решать насущные жизненные ситуации у нее не получается из-за того, что все силы уходят на незримую борьбу со своей мамой.

Из-за этой борьбы она не видела ни себя, ни других, ни окружающего мира. Избавиться от этого разрушающего чувства злости к матери почти всегда бывает не так просто. И в первую очередь из-за ограничивающего убеждения, что ненавидеть маму нельзя.

В очень многих семьях есть запрет на выражение ненависти и любых других агрессивных чувств по отношению к родителям. У любого ребенка однажды проявляется агрессия на родителей, например, он в сердцах может назвать маму дурой. Что делает среднестатистическая мама? Возмущается поведением ребенка - как он мог проявить ненависть к ней: «Ты кого дурой назвал?! Ты МАМУ обозвал?!!» Все, замочек защелкнулся, чувства у ребенка подавились, и пошло поехало.

Выход из такой ситуации оказался внутри нее самой: ведь став взрослой, она сама поняла, что может восполнить ту дыру, что сидит внутри нее, собственной любовью.

Коллеги, расскажите Ваши истории. С какими ограничивающими убеждениями Вы сталкивались лично и в Вашей практике.

Тема очень интересная, однако я подразумеваю под ограничивающими убеждениями несколько иное. А именно, те подсознательные установки, которые мешают человеку жить так, как он хочет.

Вот бывает: и понимает человек все, и стремится к своим целям, а не получается у него достигать их. Потому что внутри у него сидит "я не достоин...". У разных людей эта недостойность своя: у кого-то это про счастливые отношения в паре, у кого-то про деньги и т.д.

Еще одно распространенное корневое убеждение - "мир враждебен, ему нельзя доверять". Результатом такого убеждения будет гиперконтроль.

Следствием корневого убеждения "на всех всего не хватит" будет философия бедности.

Такие корневые убеждения рождаются и укореняются, как правило, в детстве в родительской семье . Для детей родители - все равно что Боги, и верит им ребенок беспрекословно.

А укоренившись, убеждение дает свои побеги, которые прорастают как сорняки, сколько их не коси. И бороться с этими вредителями можно исключительно на глубинном уровне. Только "выкорчевав" убеждение, можно от него избавиться.

Помогают мне в этом при работе с клиентами методы психодрамы. Сначала мы с клиентом "обнаруживаем" такой сорняк, а потом, "возвращаясь" в детство, "переигрываем" жизненный сценарий.

Попробую ответить кратко. Если брать в некоем сухом остатке, ограничивающее убеждение - это верование во что-то, что вас ограничивает от жизни вашей мечты, т. е. стоит некой стеной, которая отделяет человека от жизни его мечты.

Ум человека очень хитер и изобретателен. Всегда находятся факты, которые доказывают подобное верование. А так как человек вначале думает и чувствует, а уже затем действует, то его действия и выстраиваются на верованиях. Таким образом и происходит жизнь в ограничениях.

Ограничивающее убеждение - это вера в то, что ухудшает качество жизни.

Ограничивающее убеждение может быть результатом "родительского" программирования, импринта или неэффективного и вредного самообучения. Комплекс ограничивающих убеждений порождает "плотину неверия" в себя, других или мир.

Есть ли выход? Да, через осознание, размышление и действие. Можно, наоборот, через действие, размышление и осознание.
Самое время начать...

С такой ситуацией, которую описала Любовь , у меня фактически каждый второй клиент. Но у меня есть огромная практика с таким ограничением как "я никому не нужна". И корень этих ограничений - отсутствие любви, которую эти люди не получили в своем детстве по разным причинам.

Любовь - это питание для души, попросту надо накормить голодную душу, и все придет в равновесие.
И я строю свою работу на накоплении любви и закрепляю формированием благодарности.
Только это сочетание дает самый эффективный результат.

Ограничивающие убеждения являются фильтрами нашей реальности.

Это отрицательный фактор для достижения успеха, поскольку ограничивающие убеждения по своей сути негативны, не дают раскрыться нашему потенциалу в полной мере.

Имея ограничивающие убеждения, мы видим реальность иначе, чем другие, потому что у нас разные убеждения. Одна и та же ситуация может восприниматься людьми по-разному. Именно поэтому то, что другим кажется смешным, мы таковым не находим.

Мы формируем убеждения, потому что они упрощают нашу жизнь. Если мы, например, прикоснулись к горячему утюгу и получили ожог, в следующий раз мы не будем этого делать. Не будем по одной простой причине - мы убеждены, что это повлечет за собой ожог. Это пример положительного убеждения, которое упрощает нашу жизнь и защищает нас.

Когда же мы формируем ограничивающие убеждения, наша жизнь теряет богатство, потому что мы не способны воспринимать ее правильно.

Простой и, к сожалению, типичный пример - человек, получивший негативный опыт в личных отношениях, переносит отрицательное восприятие на всех потенциальных партнеров. Он начинает верить, что все мужчины/женщины такие же. Эта вера не позволяет ему увидеть мужчин/женщин, которые не вписываются в сложившуюся систему убеждений.

Многие люди ошибочно воспринимают окружающий мир. И при этом думают, что они видят реальный мир. Тем не менее, ограничивающие убеждения корректируют картину мира таким образом, что это верно только для них. И очень трудно для таких людей понять, что жизнь, которую они видят, является таковой, поскольку проходит сквозь призму их ограничивающих убеждений.

Самые первые убеждения ребенка - самые сильные, они зависят от установок родителей. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. Но, увы, конечно же, есть родители, которые совершенно не задумываются о влиянии их установок на развитие ребенка, который придет во взрослую жизнь с множеством ограничивающих убеждений, не способствующих положительному развитию.

Я бы отнесла ограничивающие убеждения к тем бессознательным установкам, в основном возникающим в детстве часто как защитные. Они постепенно закрепляются и порождают так называемые иррациональные идеи, которые включаются в бессознательный комплекс установок, который в итоге служит для поддержания устойчивого равновесия и чувства безопасности.

Как защитные механизмы, они, как правило, меняются во время возрастных кризисов . Если этого по каким-то причинам не происходит, то тут-то и начинаются ограничения и различные проблемы. Ведь если то, с чем человек сталкивается во внешнем мире, не соответствует его бессознательным установкам, то неизбежно происходит внутренний конфликт, есть угроза безопасности.

Тогда есть два варианта - менять убеждение или воздействовать на внешний мир, что проще. Человек просто исключает, например, людей, не подтверждающих установку, и общается с людьми, ее подтверждающими.

Конечно, гораздо конструктивнее путь развития и замены установки. Необходимо осознать, для чего работает этот мешающий механизм, какую потребность он удовлетворяет, которую он не может удовлетворить конструктивным и неразрушающим способом, что этому мешает. И потом строить новый механизм.

У племен Южной Америки, унаследовавших традиции предков, есть понятие "текучести", нам проще назвать это гибкостью, суть одна - береза гнется, а дуб чаще ломается. Быть текучим - это еще и пересматривать свои убеждения, чтобы они не были ограничивающими.

Не бывает изначально отдельных ограничивающих убеждений.

Это всегда когнитивно-чувственно смысловой комплекс, несущий достаточно мощный энергетический заряд, который в случае неосознавания его в процессе развития ребенка ведет к характерологическим, невротическим, психососматическим расстройствам.

Ядром комплекса является ситуация сообщения ребенку определенной значимой информации о нем на фоне сильной эмоционально-чувственной, телесной реакции.

Это может быть в форме «двойного сообщения» в случае, если телесное и вербальное послание противоречивы.
Тогда же, когда содержание телесного и вербального совпадает - это будет интроект.
И то, и другое без критики входит в голову ребенка.

В первом случае может быть ситуация, когда нарциссическая мама холодным голосом говорит своему чаду: «как же я тебя люблю», «как же ты мне нужна». Ребенок считывает информацию сначала однозначно, веря словам, и старается, чтоб его любили. Здесь ограничивающим убеждением будет «мама меня любит, но я должен стараться изо всех сил, чтобы она любила меня больше». Только взрослый человек может прочитать противоречивость послания и правильно на него отреагировать.

Во втором случае ребенку дают затрещину со словами «как же ты меня достал». Если ситуация повторяется, у ребенка складывается отчетливое ощущение: «я не нужен такой, какой я есть, своей маме». Если это ощущение поддерживать, то это закрепляется, становясь ограничивающим убеждением «я не нужен».

Не имеет смысла работать с убеждениями на рациональном уровне, эта работа всегда связана с эмоциональным отреагированием и осознаванием всего ограничивающего комплекса, состоящего из убеждения и комплекса родительских и своих чувств, неявно присутствующих в фоне. Сама терапия хорошо проходит в гештальт-группе, особенно если группа усиливается метафорическим отыгрыванием этих комплексов.

Небольшой фрагмент из истории женщины 40 лет: Она почти уверена, что умрет, а хочет ли жить - не знает. Желание жить моментально блокируется травматической историей, неоднократно подтвержденной неадекватным поведением родителей. В этом случае накатывает прежнее отношение к себе («не понятно, кто я», и вообще «есть ли я на свете», «имею ли я право», «все это заложено в генетике» - имея ввиду панические атаки).

Но ведь хочется же жить. Конечно, у нее есть сомнения, что получится, но все равно очень хочется. Это желание удается выдавить через слова: «ну… наверное… хочу… а ведь хочу!…и даже очень хочу!…и даже очень, очень, очень хочу!… И хочу, что бы это состояние, когда Я есть и люди говорят, что Я есть, что Я живая, не прекращалось!.
И женщина понемногу начинает верить в то, что говорит...

Ограничивающие убеждения, на мой взгляд, это те, что мешают нам в достижении целей . Ограничивая нашу жизнь, такие убеждения содействуют поступкам, не только не ведущим к достижению целей, но двигающим нас в прямо противоположную сторону.

Например, девушка желает познакомиться с молодым человеком. Но те установки, которые передали ей родители, укоренились в подсознании и сформировали недоверие, желание соперничать с с мужчинами, смотреть на них свысока. Это могли быть выражения типа:

  • ни один мужчина не достоин... (возможны варианты - женского мизинца, женских слез...);
  • мужчины ни на что не способны;
  • мужчинам нельзя доверять;
  • у мужчин голова ниже пояса....

Могут ли подобные выражения способствовать нормальной коммуникации с мужчинами? Очевидно, что нет. Напротив, они будут двигать нас от мужчин. Потому что ни один их них не потерпит высокомерия и неравноправных отношений.

Таким образом неосознанные родительские, а иногда и приобретенные в своей собственной жизни, установки могут ограничивать нас в достижении целей. И единственный способ снять эти ограничения - это осознать их, затем научиться распознавать и видеть за своими поступками, и наконец - заменить их на такие, которые уже будут помогать двигаться к достижению цели.

Например, в противовес приведенным выше можно предложить следующие:

  • мужчины достойны уважения и доверия так же, как и женщины;
  • мужчины способны делать то, что трудно делать женщине;
  • мужчины думают иначе, и мне интересно познавать их мышление.

Снятие и замена ограничений, "впитанных с молоком матери", дело непростое и длительное. Те, кто захочет это сделать, должны настроиться на длительную работу с психологом .

К различным ограничениям и к нарушению естественного процесса овладения определением приводят разные причины, например:

Когда родители непоследовательны в осуществлении запретов и обещаний, ребенок перестает понимать значения слов "нельзя", " можно", " нужно" и т. п, точно так же, как отсутствие конкретных и определенных ответов на вопросы ребенка приводит его к формированию неопределенных представлений;

- когда родители разговаривают с ребенком на сложном языке, состоящем из большого количества непонятных ему слов, это приводит ребенка к ложному представлению об их понятности и определенности;

- когда родители говорят о себе и о ребенке как о едином целом ("мы заболели", " нам нравится") или произносят фразы за ребенка, это приводит к потере определенности понятия " Я" .

В результате подобных нарушений в процессе развития на этапе выстраивания личных границ человек не осваивает умения четко классифицировать различные фрагменты Картины Мира и выделять внутри этой картины себя, свои состояния, желания и проявления.

Такие же сложности он испытывает в ситуациях, когда требуется ориентирование на сложные неоднозначные (например, этические) понятия. У него возникают проблемы в любых ситуациях, требующих понимания и соблюдения любых правил и ограничений, а также резко возрастает риск попадания в любые зависимости.

Ниже приведен случай из практики, где зависимость стала следствием сформированных ограничений в детстве.

На приеме молодая замужняя женщина, двое детишек. Отвечая на первичные вопросы, все время посматривала на сотовый телефон, который без конца издавал звук.

До замужества познакомилась с молодым человеком, с которым произошел первый сексуальный контакт. Отношения были недолгими, и у нее появился страх , что на ней никто не захочет жениться. Вскоре она познакомилась с мужчиной старше себя на 8 лет и была рада тому, что он предложил пожениться, несмотря на то, что она была не девственницей.

Радость была недолгой, так как муж практически каждый день упрекал ее прошлым, и она, будучи уверенной в том, что виновата перед ним, полностью принимала его укоры и подчинялась правилам, которые он заставлял соблюдать. В обязательном порядке она должна была каждый день (!) произносить клятву на священном писании о том, что не изменяла ему в течении дня. Без этого ритуала муж к ней не прикасался.

Каждодневные допросы на глазах у маленьких детей доводили ее до эмоционального срыва, и она порой билась головой об стену. Когда она не работала, он закрывал ее снаружи на ключ вместе с детьми. Балкон - единственное место, куда она могла выйти и подышать свежим воздухом с детьми.

"Вернуться в родительский дом - это позор" - еще одно ее ограничение. Единственный ее сексуальный контакт до замужества стал ее пожизненным клеймом и приговором.

Пожалуй, два самых крупных блока ограничивающих убеждений, с которыми мне приходится иметь дело - это убеждения о том, что счастье нужно выстрадать и дефицитарные убеждения .

Очень широко распространены в постсоветском пространстве

  • "да кому я/ты/она нужна с детьми",
  • "меня никто не понимает",
  • "не могу развестись из-за детей",
  • "мне уже поздно",
  • "страдания очищают душу",
  • "если ты любишь, то...",
  • "старость не радость",
  • "не потопаешь - не полопаешь",
  • "деньги на земле не валяются",
  • "не в деньгах счастье".

На протяжении веков материальное благополучие и духовность считались несовместимыми. А в СССР можно было поплатиться жизнью или свободой за материальный достаток, достаточно вспомнить красный террор, раскулачивание, денежную реформу и другие печально известные события. Выбор невелик - можно было быть бедными, но честными, или богатыми, но плохими.

Я глубоко убеждена, что счастье мы продуцируем сами, впрочем, как и проблемы. Количество работы - одинаково по модулю, только знаки разные. А соответственно, создать счастья можно сколько угодно! Люблю работать и с убеждениями "психологии бедности", переформировывать их.

На мой взгляд, ограничивающие убеждения - это установки и ценности, которые мы приобретаем на протяжении Жизни. Некоторые из них начинают очень мешать жить в согласии с собой.

Например, некоторые женщины считают, что если узнают об измене муже, немедленно выкинут его из своей Жизни на том основании, что он предатель по их убеждению. Но когда это происходит на самом деле, она никуда его не выкидывает, не разводится, а находит причины остаться с ним, с "предателем".

И внутренняя установка, ценности начинают её глодать изнутри, не прощая такой выбор.
И женщина уходит в депрессию или в соматику.
И это далеко не единственный пример ограничивающих убеждений- установок.

Целью терапии является изменение этих ценностей и установок, которые мешают качественно жить и быть более свободным человеком в своих выборах: кем быть и как жить.

На мой взгляд, ограничивающее убеждения бывают как положительные, так и отрицательные.

Давайте разберемся в понимании ОУ:
- если женщине нужно выплатить кредит для того, чтобы уйти спокойно в декрет - это стратегия реальности;
- если кто-то говорит, что женщины чересчур эмоциональны - это пресуппозиция;
- если мужчина, стесняется подойти и познакомится с понравившейся ему женщиной (думая быть недостойным или отвергнутым) - это "не положительное" ограничивающее убеждение;
- если человек думает о суициде, стоя на краю высотного дома, и боится спрыгнуть - это "положительное" ограничивающее убеждение, так как сохраняет жизнь человеку.

Ограничивающее убеждение - это убеждение контекста: или "да", или "нет".

А мне бы хотелось поговорить о пользе ограничивающих убеждений .

Безусловно, я согласна со всеми, кто говорит о тех препятствиях в достижении успеха, которые возникают из-за неправильной формулировки поставленной цели. Однако мне бы хотелось обратить ваше внимание на те ограничивающие убеждения, которые изложены в самой мудрой книге - Библии. Думаю, все помнят заповеди, в которых прописаны, на мой взгляд, ограничивающие убеждения.

Т. е. в данном случае эти ограничения служат теми поведенческими границами, без соблюдения которых любое сообщество обречено. Закладываются эти границы в самом раннем детстве, когда очень важно показать ребенку все грани и тонкости жизни среди сообщества. Правильное использование ограничения (иногда даже в целях безопасности самого ребенка), заложенное с помощью убеждения - это гарантия того, что ребенок в своей взрослой жизни будет правильно ориентироваться в морально-этических сложностях человеческих взаимоотношений.

Мудрость родителей в данном вопросе состоит в том, чтобы не просто рассказать, а и показать, как работают ограничения, через которые ни в коем случае нельзя переступать.

Самая распространенное ограничивающее убеждение, по моему опыту, это "я недостаточно хорош для... " или "это еще не то... ".

И, конечно, очень часто люди ставят себе ограничивающие условия: "Я никому не понравлюсь, пока не похудею", " Стану счастливой, когда изменю нос, уши, губы...", "Пока не заработаю, я не могу расслабиться" и т. д.

Иногда люди их даже не осознают и считают полезными, потому что это их мотивирует. Когда происходит осознание их негативного влияния на жизнь клиента, становится возможна коррекция этих убеждений и замена на более экологичные.

Ограничивающие убеждения - это убеждения, которые перекрывают путь к тому, что задумал человек.

Например: молодой человек хочет жениться, но боится женщин. Боится женщин, потому что мама плохо относилась к нему в детстве, и оттуда у него в подсознании залегла мысль, что женщина - это зло. Теперь, когда у него есть желание жениться и продолжать род, внутри залег страх : а вдруг она такая же, как мама. Конечно же, это все происходит неосознанно.

Все эти убеждения находятся в бессознательном человека. Речь идет о здоровых желаниях, а не таких как полететь в другую галактику, найти волшебную палочку, убить человека и т.д.В процессе терапии выявляется убеждение, мешающее осуществлению желанию, и находится выход.

Любое субъективное убеждение является ограничивающим . Ведь по сути ранее полученный человеком опыт (свой или полученный им по наследству от родных и близких людей) становится "клеткой" для человека.

А ведь именно об этой ситуации на примере притч рассказал Носрат Пезешкиан в своей книге "Если хочешь получить то, чего никогда не имел, сделай то,чего никогда не делал".
Этому посвящена моя публикация на сайте

Особенно же неприятен выбор в отсутствии выбора. Многие из нас помнят сатирический монолог персонажа Романа Карцева про то, как он выбирал раков то по три рубля, то по пять рублей, а потом выясняется, что у него и рубля нет. Зачастую человек создает для себя иллюзорные цели и иллюзорные замки, практически пронизанные догмами с ограничивающими убеждениями, вместо того, чтобы активно использовать свои актуальные способности для качественного улучшения своей жизни.

Чтобы понять, что такое ограничивающие убеждения, для начала определим, что такое убеждения вообще и откуда они берутся. Убеждения - это некие "правила жизни", в которые мы верим и действуем соответственно им. Их много у каждого человека. Убеждения могут передаваться нам от родителей или значащих для нас людей, и мы им следуем, не подвергая анализу и осознанию. Также мы можем создавать и свои собственные убеждения, исходя из нашего опыта, и следовать им осознанно.

В каком же случае мы говорим об "ограничивающем убеждении"? Дело в том, что любое убеждение описывает некий опыт человека и служит ориентиром в жизни. В какой-то момент времени конкретное убеждение может быть очень полезно для человека, но время проходит, обстоятельства жизни и среда меняются, и это же убеждение начинает ограничивать дальнейшее развитие и благополучие человека.

Например, посмотрим на такое убеждение как "деньги - зло".
Предположим, что оно возникло у человека в революционные годы нашего непростого исторического прошлого, когда в классовой борьбе перемалывались судьбы, и следование ему могло спасти человеку жизнь.

Далее это убеждение могли передавать из поколения в поколение в этой семье на протяжении советского периода, и оно совпадало со стратегией выживания в обществе. Но потом наступил другой период - рыночная экономика, и это убеждение стало мешать выживанию человека, так как наличие денег стало означать возможность получать хорошее образование, платные медицинские услуги и пр.

В этот момент оно и стало "ограничивающим " в силу того, что пришло в противоречие с изменившейся реальностью и стало ограничивать возможности человека достигать благополучия.

Или посмотрим на такое убеждение как "все мужчины хотят секса , и им нельзя доверять".
Возможно, в какой-то исторический момент времени женщина сформировала это убеждение, и оно помогло ей избежать внебрачных связей и беременностей . Но для ее внучки, которая живет в век контрацепции и сексуальной свободы, оно может стать ограничивающим, так как будет мешать создавать отношения с мужчинами и обрекать на одиночество, мешать быть счастливой.

"Ограничивающие убеждения" часто являются мишенью психотерапевтичеакой работы. В каждой из модальностей психотерапии, в которых я работаю, существуют свои методы и техники для работы с ограничивающими убеждениями. Замена ограничивающих убеждений на позитивные развивающие убеждения позволяют человеку стать более счастливым и успешным

Нашей жизнью управляют убеждения, и большинство из них - ошибочные и ограничивающие.

К примеру, если вы считаете, что в какой-то области не соответствуете принятым нормам, то принимаете сказанное слишком близко к сердцу, чувствуете дискомфорт и стремитесь избежать критики. Ваши эмоции порождаются убеждением в собственной неполноценности.

Если вы знаете, что с вами всё в порядке, то, даже испытывая недовольство от критики, осознаёте, что критика эта исходит из ложных убеждений и глубокой боли говорящего, а потому ваши чувства и реакция окажутся совершенно иными.

Возможно, вы не понимаете, как именно убеждения порождают страхи , оказывающие влияние на ваше поведение.
В принципе, вы даже можете не верить, что они вообще на что то влияют.
Однако это правда, и мы снова и снова будем возвращаться к этой мысли.

По моему мнению, ограничивающие убеждения - это страхи и установки, пришедшие чаще всего к нам из детства от родителей или появившиеся на основании нашего опыта. Часто они не осознаются, а иногда человек понимает, что страх мешает, но сам ничего не может с ним поделать.

Самые распространённые ограничивающие убеждения в моей практике:

  • "Меня никто не любит",
  • "Что обо мне скажут люди",
  • хорошая девочка (мальчик)",
  • "Быть конфликтным плохо".

Человек несёт свои убеждения и страхи по жизни, подсознательно используя их в разных ситуациях, пока не осознает, что они ему мешают. Осознав, что многие годы жил рука об руку со страхом, человек удивляется и задаёт вопрос: "Что же делать?". И тогда приходит время договариваться со страхом и менять ограничивающие убеждения на конструктивные, позитивные, созидающие.

На мой взгляд, ограничивающими убеждениями можно назвать те, которые держат человека в рамках его представлений о жизни (мире), не давая заглянуть, и уж тем более выйти за пределы этих рамок.

И для определения сути этих убеждений не столь важно, откуда они взялись. Важно, что они присутствуют в жизни человека как незыблемый каркас , на котором строится его представление не только о мире, но и о самом себе. Поэтому расставание с такими убеждениями расценивается человеком практически как собственная смерть .

Именно в этом состоит основная трудность при изменении подобных убеждений. Однако когда человеку удается осознать, что проблемы в реальном мире не существует, и вся проблема находится в области его представлений и убеждений (его "карты мира"), многое для него становится возможным. И особенно приятно осознавать, что человек при этом совсем не теряет, а напротив, приобретает себя: как человека творческого, движущегося, обретающего гармонию в себе самом.

Я перейду сразу к тому, что можно делать с убеждениями, которые перестали быть эффективными.

С любыми ограничивающими убеждениями можно работать с помощью ответов на следующие вопросы:

  1. Если бы было все возможно, каким бы я был (хотел быть) человеком?
  2. В чем мои убеждения (или одно убеждение) мне раньше помогали?
  3. В чем мои убеждения начали мне мешать?
  4. Что во мне изменилось, что они начали мне мешать?
  5. Что будет, если убеждения останутся?
  6. Что будет, если ограничивающие убеждения изменятся на новые?
  7. Какое новое убеждение я хотел бы иметь вместо старого и ограничивающего?

Знаете, как приручают слонов? Маленького слоненка привязывают за ногу к дереву. Несколько неудачных попыток освободиться формируют у слоненка уверенность в своей неспособности стать свободным Слоненок вырастает в сильного большого слона, покорно стоящего у любого деревца или хлипкой ограды, чувствуя на своей ноге лишь тонкий поясок.

Действительно убеждения могут сильно ограничивать наше видение ситуации, наши возможности, нашу свободу. К счастью, человек (в отличие от животных) может распознавать и осознавать такие убеждения, может анализировать и корректировать эффективность своих убеждений. Таким образом человек управляет своей свободой, а значит - выходит на качественно иной уровень жизни.

В действительности, есть установки, часто связанные с системой ценностей личности - и сами по себе ограничивающие установки.

Первая ограничивающая установка, которая имеет отношение не к клиентам, а к психологам - это то, что "если я повышу стоимость своих услуг, то у меня станет меньше клиентов или они вообще не придут". Это неправда.

Ограничивающие установки часто связаны со страхами , семейными сценариями, семейными играми. Один мой знакомый говорил, что когда он начинает что-либо делать руками (к примеру, забивать гвоздь), то он обязательно "должен" поранить руку. Мне показалось, что эта ограничивающая установка дает возможность ему как можно меньше что-либо делать руками.

Другая ограничивающая установка не позволяет человеку создать нормальные отношения и семью (к примеру, та, где все мужчины козлы).

Для работы психолога и психотерапевта очень важно самому освобождаться от ограничивающих установок. "Правильно" или "хорошо" можно сделать большим количеством способов. Но это почему-то все не помнят или не знают. Возможно, это потому, что в школе нас пытались убедить, что большинство математических задач решается одним единственным способом. Хотя таких задач, которые решаются только одним способом, практически не бывает.

Или, к примеру, ограничивающая установка, распространенная в нашей культуре: когда родители не показывают свою любовь к детям, чтобы они "не баловались". Что из этого получается, знают все психологи.

Исследуемое направление ограничивающих убеждений нередко встречается в приватной практике. Поделюсь одной из сторон явления, такой, как стереотипы поведения, а также их возможным влиянием на качество жизни.

Из рассказанного пациентами, стереотипам и подражанию иногда намеренно учили в семье , неоднократно предлагая ребенку или взрослеющему человеку похожие установки. Например: "Смотри, что делают другие: дяди, тети, сестры, знакомые, соседи и..." - отягощая личную инициативу определять свою жизнь

Одной из распространенных категорий ограничивающих убеждений являются стереотипы(большинство), буквально "слепое" подражание другим людям без осознанного понимания, что стоит за тем или иным личностным выбором. Пожалуй, самое неблагоприятное, что они приносят - непрожитую человеком собственную жизнь. Мысли об упущенных возможностях, горькое сожаление о потерях и ошибках.

Бывает, выросшие с полученными убеждениями женщина или мужчина пришли к осознанию, что многое упущено, растеряно в бесконечных поисках себя. И способны обнаружить, что заблудились в стереотипах, среди чужих установок, чужой воли.

Когда-то может прийти инсайт осознания, что скорее они не жили, а гнались за чей-то удачей, бросали начатое, начинали что-то, что-то накапливали "просто-так", "как у других", теряя себя.

Хорошо, если что-то проснется внутри, с помощью собственных усилий и/или в личной терапии, скорректируется, приведет к самому себе, к ответственности, к жизни.

Мне понравился один интересный тест... на мой взгляд, как раз подходит к данной теме.

На самом деле, та сумма денег, о которой Вы подумали - и есть тот максимум, который Вы себе разрешаете, который считаете "реальным", которого, по Вашему мнению, Вы достойны. Вот оно - Ваше ограничивающее убеждение...

Если Вы столько зарабатываете - значит, считаете, что не сможете заработать больше. Можно находить кучу причин - маленький город, нет образования и т. д и т. п. НО суть остается одна - это не ФАКТ, это всего лишь Ваше мнение. А любое мнение может быть ошибочно, как и любое убеждение.

Если Ваш заработок больше заявленной в Вашей голове суммы - что ж, судьба дарит Вам подарок, аванс, так сказать. Меняйте убеждения, расширяйте границы.

Все это равносильно и применимо не только к материальной части, но и к духовной.
Считаете, что недостойны любви - Вас никто не полюбит.
Считаете, что не справитесь с какой-то жизненной трудностью - Вы не справитесь, или это будет сделать очень сложно.

Почему? Потому что Вы изначально лишаете себя сил, ресурсов, надежды и веры, а без всего этого никакой способ решения проблемы в голову не придет! Мозг будет с самого начала запрограммирован на провал.

Ограничивающие убеждения – это сидящие в нас убеждения и отношение к окружающему миру и себе, которые определяют наши действия, поступки, поведение и мировоззрение. Они как правило выборочны и ограничивают наши действия и наше мировосприятие.

Что такое ограничивающие убеждения? И почему так важно нам это знать? И что они вообще ограничивают и для чего они нам нужны?

Ограничивающие убеждения – это сидящие в нас убеждения и отношение к окружающему миру и себе, которые определяют наши действия, поступки, поведение и мировоззрение. Они как правило выборочны и ограничивают наши действия и наше мировосприятие.

Ограничивающие убеждения потому и называет ограничивающими, что они нас ограничивают и загоняют в определенные рамки.

Ограничивающие убеждения складываются в целую систему, которая включает в себя: накопленный опыт как личный так и других людей, мнения, смысл, мотивы и другое.

Ограничивающие убеждения – это набор некоторых программ, которые действуют по строго определенным алгоритмам и выполняют возложенную на них функцию.

Функции ограничивающих убеждений

1. Информационный фильтр. Фильтруют, поступаемую в мозг информацию, выбирают только ту информацию, которая соответствует имеющимся убеждениям.

2. Демотивация. Демотивируют нас, подсовывают нам аргументы, которые убеждают нас ничего не делать, ничего не менять или делать в соответствии со своими убеждениями.

3. Формируют личность. Определяют наши действия, влияют на наш характер, систему ценностей, поведение.

4. Определяют выбор. Оказывают решающее действие на выбор в различных жизненных ситуациях.


Откуда берутся ограничивающие убеждения

1. Личный опыт.

2. Убеждения ваших родителей.

3. Убеждения ближайшего окружения: других членов семьи, друзей, коллег, единомышленников.

4. Убеждения социума, той среды, того ментального пространства в котором вы живете: город, регион, страна.


Механизм работы ограничивающих убеждений

1. Наличие убеждения. Есть убеждение. Например: «счастье – это вымысел», «человек не может быть счастлив», «я не счастлив, потому что у меня нет денег», «мое счастье зависит от чего-то или от кого-то, но не от меня самого».

2. Фильтр. Ваше сознание начинает фильтровать вашу реальность в соответствии с вашими убеждениями. Вы начинаете видеть все в сером цвете, вы видите не тех людей, которые счастливы, а которым также плохо, как и вам. Даже если вы видите счастливого улыбающегося человека, вас он либо начинает раздражать, либо вы начинаете недоумевать: «тут жить не на что, а он улыбается». Вы видите вокруг только бедных людей и стараетесь быть в обществе таких же как и вы.

3. Подстройка. Ваше подсознание начинает подстраивать вашу реальность под это убеждение. Оно простраивает границы вашей реальности в соответствии с вашими убеждениями. И за эти границы вы выйти не можете. Вам также плохо, как и всем, кого вы видите. Все бедные и я бедный. Богатые живут в другом мире, не моем мире. Мир начинает отражать ваше внутренне состояние, построенное согласно вашим убеждениям.

4. Вторичные выгоды. Вам не выгодно что-то менять в себе, потому что придется менять и свои убеждения. Выгодно оставаться в той зоне комфорта, которую вы уже создали. Вы не идете туда, где лучше, вам важно, чтобы не стало хуже.

5. Действия. Ваши действия становятся бездействием. У вас нет мотивации что-то менять в себе и в своей жизни.

6. Медленное разрушение. В итоге, ваше подавленное состояние начинает угнетать ваш организм. У вас нет денег на качественное питание, на лечебные процедуры для своего организма и он медленно стареет и приходит в негодность. У вас нет денег на достойный отдых и ваша нервная система постепенно истощается. Вы устали так жить, но убеждения заставляют вас жить именно так, как вы живете. Вы хотите что-то изменить, но не можете, потому что ваши убеждения содержат в себе программу «человек не может быть счастлив».


Ограничивающие убеждения и деньги

Ограничивающие убеждения в контексте денег мешают нам иметь столько денег, сколько мы хотим иметь. Примеры: «я не могу быть богатым», «деньги – это зло», «большие деньги – большие проблемы» и т.д.


Ограничивающие убеждения и партнерские отношения

В партнерских отношениях ограничивающие убеждения не дают нам возможности построения гармоничных отношений. Примеры: «я выбираю не тех мужчин/женщин», «мне не везет в отношениях», «я не могу быть счастливой» и др.

Ограничивающие убеждения и здоровье

В отношении здоровья, ограничивающие убеждения мешают нам иметь то тело, которые мы хотим. Примеры: «я толстая, потому что в нашем роду все толстые», «у меня нет силы воли», «это не излечимо» и др.


Ограничивающие убеждения и цели

Ограничивающие убеждения мешают нам ставить цели и их достигать. Например: «я не ставлю себе больших целей, потому что они все равно не достижимы», «это нереально», «я не смогу» и др.

Одной из основных причин наших жизненных неудач являются именно ограничивающие убеждения, с которыми мы отождествляемся и делаем их своей собственной реальностью.

Что делать?

Найти в себе ограничивающие убеждения и заменить их на ресурсные, которые помогут вам сделать жизнь такой, какой вы хотите. Ресурсные убеждения – помогают, а ограничивающие убеждения – ограничивают и мешают.опубликовано

© Олег Астапенков


Мало в чем человек преуспевает так, как в придумывании себе десятков или даже сотен ограничивающих убеждений и оправданий. Нежелание выходить из зоны комфорта, менять что-либо, служит поводом для их создания. Например:

  • Относительно денег («Ты никогда не станешь богатым, для этого надо было родиться им»).
  • Относительно успеха («Мало кто добивается успеха, да и то по большей части из-за удачи»).
  • Относительно отношений («Я такой, какой есть, поздно меняться ради кого-то»).

Если у вас возникли проблемы в определенной области вашей жизни, спросите себя, что вы говорите себе о ней ежедневно. Какие мысли у вас при этом возникают? Именно они и удерживают вас от того, чтобы достичь успеха.

Причина, по которой ограничивающие убеждения настолько распространены - это то, что они кажутся вам реальными. Кроме того, очень вероятно, что вы сможете найти доказательства в поддержку своих ограничивающих убеждений (это называется ошибкой подтверждения).

Если в вашей жизни есть определенные области, в которых вы не получаете то, что хотите, вам нужно определить убеждения, которые удерживают вас, и заменить их на положительные. Вот четыре стратегии, которые для этого можно использовать.

Ведение дневника

Вы не можете преодолеть свои ограничивающие убеждения, если не знаете, что они собой представляют. Поэтому первый шаг, который вам нужно предпринять - выявить их. Вы можете сделать это при помощи ведения дневника.

Выберите область своей жизни, в которой у вас есть большие затруднения. Спросите себя, что стало их причиной.

В качестве примера: если вы сейчас переживаете сложную ситуацию с , задайте себе следующие вопросы и запишите ответы на них:

  • Почему я верю в то, что никогда не стану богатым?
  • Как я себя веду, когда речь заходит о деньгах?
  • Почему я так поступаю?
  • Как я отношусь к деньгам?
  • Как я отношусь к своему финансовому положению?
  • Как бы я описал себя в отношении денег? Щедрым, скупым, бережливым, беспечным.

Сила наблюдения

Отличным способом преодоления негативных убеждений является наблюдение за поведением других людей. Оно может служить двум целям. Во-первых, это может помочь вам раскрыть собственные убеждения, о которых вы не догадывались. Иногда трудно заметить определенное поведение или реакцию в себе. Однако когда мы видим, что кто-то другой это делает, мы можем сказать: «Да, я поступаю точно так же».

Во-вторых, наблюдая за тем, кто в настоящее время преуспевает в той области жизни, в которой вы плохи, вы можете начать раскрывать убеждения, которые приводят к успеху в ней.

Быть своим наставником

Представьте, что вы сидите напротив своего будущего себя. Он добрый и мудрый, достиг всего, чего вы хотели в жизни. Так вот, ваш будущий вы будет действовать как ваш наставник.

Расскажите ему об области жизни, в которой вы в настоящее время испытываете проблемы. Попросите помочь вам со всеми перечисленными проблемами:

  • Раскрыть ограничивающие убеждения, которые удерживают вас в этой ситуации. Например, будущий вы может рассказать вам о том, что на самом деле вы ненавидите свою работу и нужно срочно менять профессию.
  • Определить, как именно вы создали это убеждение. Например, вы решили, что эта работа - единственное, что может приносить вам хорошие деньги.
  • Найти другую интерпретацию ситуации. Например, лучше всего заниматься тем, что любишь, и сделать это своей работой.
  • Основываясь на новых интерпретациях, придумать новый набор убеждений.

Действуйте «Как будто»

Когда вы обнаружите положительное убеждение, которое вы хотели бы принять, наблюдая за теми, кто преуспевает в тех областях, в которых вы в настоящее время терпите неудачу, нужно начать действовать «как будто».

Ответьте на следующие вопросы:

  • Если бы вы считали, что достаточно умны, чтобы заработать много денег, что бы вы сделали?
  • Если бы вы верили, что возможности повсюду (даже в неудачах), что бы вы делали иначе?
  • Если бы вы верили в то, что обладаете невероятным энтузиазмом и даром убеждения, чем бы вы занялись?

А теперь действуйте так, как будто новые положительные убеждения реальны.

Желаем вам удачи!

Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП Дилтс Роберт

Ограничивающие убеждения

Ограничивающие убеждения

Три наиболее распространенных вида ограничивающих убеждений так или иначе сводятся к безнадежности, беспомощности и никчемности. Эти три типа убеждений способны оказывать огромное влияние на психическое и физическое здоровье человека.

1. Безнадежность : убежденность в том, что желаемая цель не достижима, вне зависимости от ваших возможностей.

2. Беспомощность : убежденность в том что желаемая цель достижима, но вы не способны достичь ее.

3. Никчемность : убежденность в том, что вы не заслуживаете желаемой цели из-за собственных качеств или поведения.

Безнадежность означает, что человек не верит в то, что желаемая цель в принципе возможна. Ее характеризуют следующие высказывания: «Что бы я ни делал, все равно. Я хочу невозможного. Это не в моей власти. Я жертва ».

Беспомощность означает, что даже если человек верит в существование и достижимость желаемого результата, он не верит в то, что способен достичь его. Этому состоянию присуще такое ощущение: «Кто угодно, кроме меня, может достичь этой цели. Я слишком плох или немощен для того, чтобы добиться желаемого ».

Никчемность характерна для ситуаций, когда человек может поверить в то, что желаемая цель реальна и у него есть возможность добиться ее, но убежден, что не заслуживает того, о чем мечтает. Часто ее сопровождает ощущение, которое можно выразить так: «Я пустышка. Я никому не нужен. Яне достоин счастья или здоровья. Со мной что-то в корне неправильно, и я заслуживаю и боль, и муки, которые испытываю ».

Для того чтобы достичь успеха, необходимо изменить подобные ограничивающие убеждения, превратив их в надежду на будущее, уверенность в своих силах и ответственность, а также чувство собственной необходимости и значимости.

Очевидно, что наиболее глубокие убеждения касаются нашей идентификации. Вот примеры таких убеждений: «Я беспомощен (недостоин, жертва )», «Я не заслуживаю успеха », «Если я получу то, чего хочу, я что-то потеряю », «Я не имею права на успех ».

Ограничивающие убеждения нередко выполняют функции «мыслей-вирусов», обладающих той же разрушительной способностью, что и компьютерные или биологические вирусы. «Мысль-вирус» представляет собой ограничивающее убеждение, которое может превратиться в «самоисполняющееся пророчество» и свести на нет любые попытки исцеления или самосовершенствования (структура и воздействие мыслей-вирусов более подробно будут рассматриваться в главе 8). Мысли-вирусы содержат невысказанные предположения и допущения, затрудняющие их идентификацию и борьбу с ними. Нередко наиболее могущественные убеждения так и остаются за пределами нашего сознания.

Ограничивающие убеждения и мысли-вирусы нередко создают неразрешимую, тупиковую ситуацию при попытках что-либо изменить. Человек в такой ситуации чувствует, что «приложил все усилия и ничего не вышло». Успешное преодоление тупиков требует идентификации лежащего в их основе ограничивающего убеждения.

Преобразование ограничивающих убеждений

В конечном итоге мы преобразовываем ограничивающие убеждения и приобретаем иммунитет против мыслей-вирусов за счет расширения и обогащения наших моделей мира, а также четкого осознания нашей идентичности и миссии. Ограничивающие убеждения, в частности, нередко ориентированы на какую-либо позитивную цель – на защиту, установление границ, ощущение собственного могущества и т. д. Если мы осознаем эти глубинные намерения и отредактируем свои ментальные карты, включая в них другие, более эффективные пути осуществления намерений, то убеждения можно будет изменить ценой минимальных усилий и мучений.

Многие ограничивающие убеждения появляются в результате того, что на вопрос со словом «как» не нашлось подходящего ответа. То есть если человек не знает, как изменить собственное поведение, легко создать убеждение «Это поведение невозможно изменить». Если человек не знает, как выполнить определенную задачу, может возникнуть убеждение: «Я не способен достичь успеха в этом деле». Таким образом, нередко для преобразования ограничивающих убеждений необходимо найти ответы на множество вопросов «как это сделать» (рис. 20). К примеру, прежде чем воздействовать на убеждение: «Мне опасно проявлять свои эмоции», мы должны ответить на вопрос: «Как проявить эмоции, оставаясь в безопасности?»

Рис. 20. Ограничивающие убеждения могут быть преобразованы или отредактированы за счет определения их позитивных намерений и предположений, а также создания альтернатив и новых ответов на вопросы со словом «как»

Убеждения, как наделяющие нас силой, так и ограничивающие, нередко строятся на основе обратной связи и подкрепления, поступающих со стороны значимых для нас людей. Например, наше чувство идентификации и собственной миссии обычно определяется относительно значимых для нас людей, наших «менторов», служащих точками отсчета в более крупных системах, членами которых мы себя ощущаем. Поскольку идентификация и миссия формируют каркас для наших убеждений и ценностей, установление или изменение важных взаимоотношений способно оказать огромное влияние на убеждения. Таким образом, нередко прояснение или изменение важных взаимоотношений, а также послания, полученные в контексте этих отношений, спонтанно упрощают процесс изменения убеждений. Установление новых отношений часто является важной составляющей длительного процесса изменения убеждений, особенно если эти отношения дают позитивную поддержку на уровне идентификации. (Этот принцип является основополагающим для такого метода изменения убеждений, как реимпринтинг.)

Таким образом, к обновлению и изменению ограничивающих убеждений могут привести следующие процедуры:

– определение и осознание скрытых позитивных намерений;

– определение любого невысказанного или неосознанного допущения или предположения, лежащего в основе убеждения;

– расширение восприятия связанных с убеждением причинно-следственных связей, или «комплексных эквивалентов»;

– предоставление информации о том, «как это сделать», и создание альтернативных вариантов осуществления позитивного намерения или цели ограничивающего убеждения;

– прояснение или обновление важных взаимоотношений, которые формируют наше чувство собственной миссии и значимости, и получение позитивной поддержки на уровне идентификации.

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Как найти свою половинку автора Громская Оксана

Глава 4 Ограничивающие убеждения. Мы - то, что о себе

Из книги Мастер словесной атаки автора Бредемайер Карстен

Из книги Руководство начинающего счастливчика, или Вакцина против лени автора Иголкина Инна Николаевна

Из книги Пробуждение сознания. 4 шага к жизни, о которой вы мечтаете автора Витале Джо

Тест на ограничивающие представления в отношении денег Питер: Теперь я хочу перейти к «Секрету притяжения», самой успешной из твоих книг. В ней ты говоришь об ином образе жизни. Речь идет о существующих представлениях, связанных с деньгами, и о том, как они должны

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Динамика: силы, поддерживающие и ограничивающие личное развитие Джеймс был убежден, что основное качество, заложенное в человеке, - это стремление к повышению своего благосостояния. В своих лекциях и статьях Джеймс проводит мысль о том, что осознанность может привести к

Из книги Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! автора Ковпак Дмитрий

Убеждения Зоны влияния наших убеждений Наши убеждения могут не влиять на детали каждого из тех решений, которые мы принимаем в течение дня, но обязательно влияют на характер этих решений и на динамику развития всей ситуации. Это фундамент, на котором выстраивается вся

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

Убеждения-барьеры и убеждения-мосты Можно выявить, удерживать и трансформировать ограничивающие убеждения и «вирусы мышления» точно так же, как мы удерживаем трудные чувства. Вот несколько способов это сделать. Центрироваться и удерживать такие убеждения в более

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Вы можете преодолеть любые ограничивающие убеждения Мы убеждены не только в том, что неспособны на любовь или не заслуживаем ее, но часто страдаем и от других ограничивающих убеждений. Вот некоторые из них. Звучит знакомо, не правда ли?Я недостаточно (умен, привлекателен,

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Как преодолеть ограничивающие убеждения Вот простой, но эффективный 4-этапный способ, которым вы можете воспользоваться, чтобы преобразовать любые свои ограничивающие убеждения во вдохновляющие.1. Определите убеждение, которое хотите изменить. Начните с перечня всех

Из книги Открой свой денежный поток. Практическое руководство автора Андреев Александр

Измените свои ограничивающие взгляды на деньги. Три этапа Вам необходимо понять, что нынешнее состояние вашего банковского счета и здоровья, уровень продаж и положение в обществе и на работе – все это и еще очень многое является не чем иным, как физическим проявлением

Из книги Не бери в голову автора Пэйли Крис

Ограничивающие установки Это ошибочные установки о себе и мире. Это ошибочные заключения, которые мы сделали на основе прошлых событий и прошлого опыта. Например, кто-нибудь может иметь ограничивающую установку – не верить в возможность успеха из-за предыдущего провала.

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Создавая ограничивающие установки Мы создали фильм о ТЭС. Я стал открыт новым возможностям. Я отпустил весь старый опыт, и у меня появились новые вдохновляющие установки, которые давали мне уверенность двигаться в позитивном направлении.Если бы я все еще боялся

Из книги автора

Часть 2 Ограничивающие денежные убеждения

Из книги автора

Мы воспринимаем собственные убеждения таким же способом, что и убеждения других людей Описывая людей с аутизмом, профессор Кембриджского университета Барон-Коэн отмечает, что они отличаются «психической слепотой». У них есть трудности с интерпретацией

Из книги автора

Отбросьте ограничивающие убеждения, мешающие вашей самореализации Проверьте, нет ли у вас ограничивающих убеждений – таких как «я бездарен», «мне поздно меняться», «любимым делом денег не заработаешь» и т. д.Вспомните, что у души нет возраста, и ей никогда ничего не