В ранний период для Лермонтова характерно продолжение и развитие жанра романтической, преимущественно байронической, поэмы, преломленной через творчество А.С. Пушкина и декабристов (К.Ф. Рылеев), а также В.А. Жуковского, И.И. Козлова, А.А. Бестужева-Марлинского. Это сказывается не только в прямом подражании Пушкину («Кавказский пленник») и Дж. Байрону («Корсар»), но и прежде всего в характерного для романтической поэмы героя - непонятного, одинокого, гибнущего, в борьбе за свободу своей отчизны, за право свободно мыслить, любить. Романтический герой Лермонтова наделен бурными страстями, одержим неукротимым стремлением к свободе, безграничной любовью к родине и всегда обречен.

Одним из первых стихотворений Михаила Юрьевича, в котором мы можем оценивать его отношение к родине, является стихотворение написанное в 1828 году «Жалобы турка».

«…Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!

Друг! Этот край … моя отчизна! ...»

Неприветливое описание «отчизны», учитывая тот факт, что на тот момент поэту всего пятнадцать лет. Уже в таком возрасте автором были осознаны некоторые социально-политические аспекты быта его родины. «… Рано жизнь тяжка бывает для людей…». Звучит как приговор, неминуемое обстоятельство, которое преследует человека с ранних лет жизни. Вовсе не радует такая картина. Возникает ощущение, которое трудно испытать человеку-космополиту. Это ощущение обиды и горечи. Лишь только у высокоморального человека найдутся душевные силы, которые помогут назвать такой край своей Отчизной.

«…Где хитрость и беспечность злобе дань несут?

Где сердце жителей волнуемо страстями? -

И где являются порой

Умы и хладные и твердые как камень? ...»

Людская злоба, хитрость, беспечность не дают покоя душе поэта. Он поражен. Его сознание не в силах смириться с тем, что сердца людей вместо того, чтобы любить, испытывать искренние порывы прекрасных чувств, «волнуемы страстями». Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди, усвоив "поздний ум" отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Это было не в стиле Лермонтова. Его лирический герой настолько патриотичен, что готов тратить без остатка свои душевные порывы на служение отечеству. Ему только необходимо быть уверенным в том, что все это не зря. Пусть в раннем творчестве поэт увлечен романтизмом, всеми его прелестями, сложностями. Лермонтов видит и чувствует многое и с огромным энтузиазмом пытается отразить с помощью лиры все то, что не дает покоя. Но это не убивает в нем глубокого философа, который способен задуматься не только о себе, не только о народе, а том, что он может принести этому народу.

Крик души чувствуется в словах: «Друг! Этот край … моя отчизна! ...». Это родина. Она как мать, ее не выбирают. Ее искренне любят, какой бы она ни была. Ее готовы защищать от нападок тех, кто осмелиться осквернить то, что с таким трепетом мы храним у себя в душе и то, что мы ассоциируем со своей родиной.

«… Ах! если ты меня поймешь,

Прости свободные намеки; -

Пусть истину скрывает ложь:

Что ж делать? - все мы человеки! ...»

Надеждой наполнены последние строки произведения. «Что ж делать? - все мы человеки! ...». Лермонтов осознает, что все мы люди, все не идеальны, и от пороков собственной души так сложно порой очиститься. Только из таких порочных жителей различных сел, городов формируется общество, в котором мы живем в с которым в дальнейшем соотносим свое понятие родины. В стихотворении «Я видел тень блаженства; но вполне…» уже можно отметить то, что отношение к родине у Лермонтова уже другое. Он помнит и знает родину как место, где «…горесть начал знать…».

«…, я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я горесть начал знать;

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшися с землей,

Навеки прежний вид оставит свой…»

Но родина для него сохраняется не только в настоящем, он планирует связывать с ней свою жизнь, и даже, смерть («… Когда мой прах, смешавшися с землей, навеки прежний вид оставит свой…»). Лирический герой привязан к родной земле, она ему близка. Она не только его место жительства. И родина у Лермонтова особая, своя. Ее основные черты не ассоциируются у него с властью, великим государством. Родина Лермонтова - это широкие поля, бескрайние просторы, плодородные нивы, мужички, которые из года в год не покладая рук жнут эти нивы, трудятся. И труд их не ради славы, а ради процветания собственной отчизны.

Удручен Лермонтов-поэт тем, обстоятельством, что молодое поколение равнодушно и невоспитанно. Молодым безразлична страна, ее будущее, они не пытаются брать пример у старших, а порой старшие и не могут подать этого примера. В стихотворении «Два сокола» это явно видно:

«Братец, братец, что ты видел?

Расскажи мне поскорей".

Ах! я свет возненавидел

И безжалостных людей. -

"Что ж ты видел там худого?"

Кучу каменных сердец:

Деве смех тоска милого,

Для детей тиран отец.

Девы мукой слез правдивых

Веселятся как игрой;

И у ног самолюбивых

Гибнут юноши толпой! ...

Братец, братец! ты что ж видел?

Расскажи мне поскорей! -

"Свет и я возненавидел

И изменчивых людей.

Ношею обманов скрытых

Юность там удручена;

Вспоминаний ядовитых

Старость мрачная полна.

Гордость, верь ты мне, прекрасной

Забывается порой;

Но измена девы страстной

Нож для сердца вековой!"....

Глубокое разочарование так и льётся со строк стихотворения. «Я свет возненавидел…». Любые собственные стремления и порывы блекнут, смотря на такую обстановку в обществе. Так и хочется стать тем самым соколом, взвиться и больше не видеть всего этого безобразия. В этом произведении тесно слились темы морального воспитания общества и понимания родины, как то, что видно в обществе, какие ценности там царят и есть ли они там вообще. Но следует отметить, что если так все мрачно и беспомощно в обществе, то невольно ставится вопрос: а нужна ли тебе такая жизнь, где «куча каменных сердец»? Но Лермонтову нужна потому что, это его место, его родина. И если он здесь рожден, значит так надо. И лишь одно может заставить сияющую душу поэта подумать о том, что родина ему скучна:

Не могу на родине томиться,

Прочь отсель, туда, в кровавый бой.

Там, быть может, перестанет биться

Это сердце, полное тобой.

Любовь к родине способна уместиться в сердце творца с чувствами к противоположному полу. Но тут сразу возникают какие-то особые мысли. Скрыться от любви к девушке именно там, где он сможет отдать долг родине, на поле боя. Тем более когда эта тема так актуальна. Война с Наполеоном была еще одним поводом для того, чтобы убедиться в силе и мощи государства Россия. Лермонтов не мог остаться равнодушным и в очередной раз высказал свое особое мнение:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Эти строки живут по сей день, и каждый, услышав их, вспоминает о тех временах, когда военная мощь и мудрость полководцев русских была непоколебима. Чувство патриотизма охватывает любого, хоть мало-мальски патриотичного гражданина государства русского.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Но неизбежна и здесь тема разочарования в молодом поколении: «… богатыри - не вы! ...». Белинский отметил это, раскрыв еще одну мысль, заложенную в стихотворении: «Эта мысль -- жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». Тоскует душа поэта по действенным, активным современникам:

«…Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя…»

Именно за такими людьми видит поэт будущее собственной отчизны, которые могут совершать великие поступки, вершить судьбоносные дела не по наказу верхов, а по собственной доброй воле, которая дает силы строить светлое будущее себе и своему народу. Хотя в светлом будущем страны Лермонтов не был уверен. Свидетельство тому является стихотворение «Предсказание»:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь - и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож:

И горе для тебя! - твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

Не добрым веет от этих строк. Чума, смрад, мрачность - нелицеприятно, но это те мысли, которые возникли и их не избежать. На пустом месте их бы не возникло. Суровая действительность будней общества в перспективе дает не радужные предсказания.

Фактом было то обстоятельство, что неравнодушен Лермонтов был к Кавказу. Целый цикл стихотворений был посвящен этому краю родины.

Кавказ! далекая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной! ...

Ужель пещеры и скалы

Под дикой пеленою мглы

Услышат также крик страстей,

Звон славы, злата и цепей? ....

Нет! прошлых лет не ожидай,

Черкес, в отечество своё:

Свободе прежде милый край

Приметно гибнет для неё.

Образ Кавказа в сознании Лермонтова горяч, пылок, как его собственное сердце. Впитанные еще в детском возрасте ощущения от Кавказа, послужили Лермонтову той основой, которая дала начало его творчества, направленное на раскрытие многогранного образа Кавказа.

Любит Михаил Юрьевич в Кавказе все: непокорность горцев, красоту горянок, величественные горные цепи, морскую стихию. Все это, несомненно, входило в сознание поэта, как часть его родины. Образ природы, а в частности образ Кавказа связан у Лермонтова с пониманием родины, ее глубины и особенностей. Иннокентий Анненский в своей статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» пишет о том, что много причин способствовало развитию в Лермонтове чувства природы. Природа Кавказа подействовала на него в годы самого раннего детства, когда духовный мир его еще складывался; над ней выучился он мечтать и думать, так что позже, в следующие свои поездки на Кавказ, он останавливался не на новом, а как бы углублял свои ранние впечатления.

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Облака, змеи, пляску, локон, отделившийся от братьев в вихре вальса. Лермонтов в своих описаниях не был ни ботаником, он играл чувствами, образами, которые возникали в сознании. Нам так легко понять его, потому что образы, нарисованные им способны адаптироваться под любое воображение, на любой лад могут играть на струнах человеческой души.

Еще один образ, связанный с темой родины, который называет Лермонтов. Это образ странствия. Здесь автор показывает, что свобода и безмятежность - это хорошо, но где же привязанность к родному.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

В продолжении стихотворения видно, что Лермонтову с одной стороны жаль, что вот такая участь у туч, но с другой стороны он выражает своеобразную зависть:

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Вечные странники, которые не могут быть изгнаны, так как нет у них родины. «…Вечно холодные, вечно свободные, …». Им не о чем волноваться и беспокоиться. Они странники.

И все-таки какие бы мысли не истолковывал Михаил Юрьевич Лермонтов, все же любит он родину, любит Россию-матушку:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Непоколебимо в нем чувство любви к родине. Она свята для него. «…Не победит ее рассудок мой…». Не разумом ощущает поэт любовь к отчизне, а душой. Именно так нужно любить Отечество: сердцем прикипеть к нему, и не давать возможности никому испортить светлый образ родины. Вопреки всему любить, и верить в то, что она, как мать родная, никогда о тебе не забудет. Могут забыть властители, народ, но родина не забудет. Ее любовь ты будешь ощущать и после смерти.

Но я люблю -- за что, не знаю сам --

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

В этом отрывке и заключается основная мысль того, какой именно любовью горел Лермонтов к родной стране: «…Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее подобные морям; …». Вот что никогда не смениться другим, вот что непоколебимо в образе родины, и вот то, за что при любых обстоятельствах нужно любить то место, где ты родился. Вот такая странная, на первый взгляд, любовь. Но проникнувшись мыслью дальше, стоит понимать, что в идеале такой и должна быть настоящая, искренняя любовь.

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова - неисчерпаемый кладезь мудрости, философии и мыслей о том, как необходимо понимать окружающий мир. Благодаря ему мы смогли определить особое значение родины, изучить разные стороны этого вопроса и осознать для себя, что необходимо представлять, когда приходят мысли о родине.

Тема родины в лирике А. А. Блока. Образ России у А. А. Блока сложен и многогранен. Он вобрал в себя все: и радость, и горе, двойственность и противоречивость. Родина имеет важное значение в жизни народа и каждой отдельной личности. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее.

Любовь к своей стране дает поэту мощный творческий толчек, она вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе…». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока. Тема родины звучит уже в ранних стихотворениях поэта. В «Осенней воле» (1905) образ родины неотделим от родной русской природы. И пусть этот осенний пейзаж невзрачен, поэт восклицает:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Стихотворение «Русь» вышло в свет в 1906 году, оно посвящено России. В нем Русь представляется как нечто святое, священное. Она древняя, заколдованная, языческая:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна…

Молитвенная тональность стихотворения завораживает читателя:

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

Лирический герой благодарит

Русь за спасение души:

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот - она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Поэт говорит о постижении тайны духа русского народа, духа Руси, которым она жива.

Образ России поэт отождествляет с женщиной. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» он восклицает:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли Нам ясен долгий путь!

Никто из поэтов до А.. А.. Блока так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь. «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны - «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает исключительное значение Куликовской битве как историческому событию. Он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди.

Ряд символов передает нам переживания лирического героя, полные тревоги, внутренней силы и энергии:

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси отождествляется и с образом Богоматери.

Образы у Блока имеют глубокую внутреннюю наполненность, а символы обретают новые смыслы:

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Много тревоги, тяжелых предчувствий. Неоднократно встречаются словосочетания «вековая тоска», «тоска могучая». Как бы ни описывал поэт настоящее своей отчизны, он всегда верил в ее будущее. В пятом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой предвидит «начало высоких и мятежных дней». Тревога, беспокойство подчеркнуто словами «как бывало». Последняя строфа звучит как предостережение:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

Любовь к Родине, к народу А. А. Блок выразил в стихотворении «Россия», датированным 1908 годом. Это произведение сочетает в себе реалистическое начало и романтическую приподнятость: Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Реальный образ России лишен ярких красок:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи…

(Но поэт верит в родину, он восхищается ей:

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

И вновь Блок сравнивает Россию с женским образом:

Ну что ж? одной заботой боле -

Одной слезой река шумней,

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Несколькими словами поэт рисует яркий, знакомый образ.

В судьбе и творчестве А. А. Блока Россия - совершенно особенная тема. Именно Россия стала счастьем и болью поэта, надеждой и утешением. По словам В. М. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью». Россия в творчестве А. А. Блока предстает как стихия, как страна еще непознанной энергии и силы. Она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.

Каждый поэт по-своему изображал Родину. Кто-то в образе матери, кто-то утверждал, что родной край - это мать или возлюбленная. Иные персонифицировали ее, пытались показать как отдельного человека, который тоже переживает, страдает, любит и терпит.

Александру Александровичу удалось совместить несколько вариантов образов. При этом, с каждым новым стихотворением открывается новый образ Родины в лирике Блока. Но это не значит, что восприятие родного края у него рассеивается, отношение к нему меняется. Поэт понимает и принимает Родину во всей ее многогранности, величии и бедности, благодати и страданиях.

Понятие Родины для Блока

Тема Родины в не присутствовала изначально. Она стала подытоживающим этапом его жизни. Но именно он и стал одним из самых важных в судьбе поэта.

К такой теме Блок пришел не сразу. Она появилась после долгих скитаний поэта и многих пережитых страданий. Это способствовало полному погружению А. Блока в тему. И именно поэтому он не ограничился шаблонным изображением Родины, как некой абстрактной величины. Или же, наоборот, как определенной территории, существование которой ограничено в пространственно-темпоральном континууме.

То есть, Россия не существует для него только сейчас, и только от одного пограничного столба до другого по поверхности. Она проникает в вещи и судьбы, рассеивается в воздухе, впитывается в землю.

Закономерно, что при таком понимании и переживании темы, образ Родины в творчестве Блока не может иметь одно лицо и такое же отображение в зеркале поэтичного мастерства.

Варианты изображения Родины Блоком

Чтобы максимально точно отобразить свои переживания по поводу родного края, Блок использовал его поэтическое изображение в нескольких вариантах. Литературоведы выделяют такие варианты, в каких отображена Родина в лирике Блока:

  • сказочность - не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
  • романтичность - Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
  • историзм - край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
  • бедность и страдание - не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
  • обобщенный образ живого существа - Родина - это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
  • оптимистичность - в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.

Сказочные мотивы в изображении

Изображение России, как земли сказочной, мифической находим в стихотворении «Русь». Не только описанный пейзаж напоминает фольклорные характеристики придуманной местности, но и упоминание нереальных существ, таких как ведьмы, ведуны, ворожеи, черты и прочие. Элементы окружающего - дебри, болота - тоже часто употребляются в мифологических рассказах.

Цвета, которые всплывают в воображении при этом описании, преимущественно черные, серые, грязно-зеленые, коричневые.

Но резкий переход к спокойному, умиротворенному созерцанию природы не только дает понять, что первое впечатление было ошибочным. Такой резкий контраст подчеркивает загадочность Руси - то темнота и страхи, то тишина и леность (море лениво омывает берега, желтый обрыв, поля).

Романтизация образа Родины

Но мифологизация образа Родины не является нововведением Блока. Многие его предшественники обращались к этому приему. Другое дело, что он подавал сказку и реальность в резком контрасте.

Как известно, мифичные образы присущи эпохе романтизма. Но Блок не был романтиком, потому возвышенные образы в его поэзии приобретают иной характер, чем у предшественников. Так, к судьбе Родины поэт подходил не со стороны философской, отвлеченной. Он любил Россию, как любят женщину - самоотверженно, горячо.

Но, как говорил сам Александр Александрович, это происходит потому, что в мире поэзии, в котором он стремится пребывать повсеместно, нет разделения на свое и общее. Все общее, что касается самого сердца поэта, становится автоматически личным. Интимное в поэзии выносится на всеобщее обозрение, с целью быть услышанным и понятым.

Родина - это женщина. Возлюбленная, молодая красавица, жена, но не мать, как ее представляли в своем творчестве предшественники Блока. Это необузданная, сильная, манящая дива, но при этом нежная, смирная, красивая. Поэт поддает образ интимизации, наделяя его теми чертами, которые присущи и воспетой им же Прекрасной Даме.

Как декадент, он утверждает, что любить стоит только прекрасное. Страдания - тоже возвышенные чувства, которые должен принять и пропустить через себя каждый, но при этом не потерять себя. Потому, для того чтобы полюбить Россию, к ней сначала нужно почувствовать сострадание, постичь глубину ее горестей.

Россия в диахроническом срезе

Тема Родины в творчестве Блока не ограничивается только современностью автора. Для того чтобы лучше постичь природу такого явления, он прибегнул к историческим экскурсам.

Понятия Россия, Родина Блок отождествляет, и потому история страны неразделима с жизнью каждого человека, населяющего ее. Это если рассматривать понятия в романтическом контексте тоже. Так, нас интересует прошлое возлюбленной, ее судьба, как патриота - манит история.

Цикл стихов «На поле Куликовом» посвящен истории России. Он подает панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига и до современности. Кроме того, поэт высказывает надежды на светлое будущее России, потому что она стремится вперед, многое одолела, перестрадала, а после такого неизменно наступает благоденствие.

Россия - бедная и многострадальная

Как и в контрасте пейзажей, Россия выступает неоднородной страной и в общем благосостоянии. Речь идет и о нищете отдельных граждан, которая соседствует с невероятным богатством других, и о судьбе страны в целом. Тяжело переживая за долю своего родного края в сложных политических и экономических условиях, поэт все же выражает глубокую уверенность, что все изменится.

Даже в «золотые годы» в России трепались «три стертых шлеи», а расписные спицы ввязываются в расхлябанные колеи. То есть, каждый старается приобрести личное материальное благополучие, забывая про общественное. В этом и состоит одна из ключевых, по мнению автора, проблем российского общества.

При этом всем внешнем нищенстве, Блок акцентирует внимание на благодатной почве, богатстве земли. Чувство любви к Родине поэт описывает чистым, наивным, девственным. Именно тема Родины в поэзии Блока перекликается с мотивами переживаний по поводу первой любви и ее слез. Такие же страдания, кристальные, незапятнанные, он переносит, когда задумывается о судьбе страны.

Персонифицированный образ без привязки к конкретике

Новое видение образа родного края дает нам анализ стихотворения «Родина». Блок в своем цикле дарит нам понимание образа России также как существа персонифицированного. Но при этом нет привязки к конкретной личности или собирательному образу.

Родина выступает чем-то, вернее, кем-то обобщенным. Живым, но при этом эфемерным. Она стоит за душой автора в качестве его главного богатства и самого большого страдания.

Страна отрывается от земного, материального и появляется в качестве высшей материи. Скорее, это не сам образ Родины, а именно любви к ней. Это наводит на мысль о частичном отходе Блока от декадентства. Он живет в мире не материальном, а в возвышенном, отрешенном от земных забот. Но тут же признается в привязанности к реальному существу - Родине.

Оптимизм в изображении России

При всем пессимистичном, на первый взгляд, изображении России, тема Родины в поэзии Блока все-таки высветлена в оптимистичном ключе. Автор надеется на скорую перемену положения. Объясняет он это простым законом справедливости, которая обязательно воссторжествует. Россия, которая претерпела множество революций, войн, разрух, нищеты, просто не может не стать сверхсильной богатой державой.

Он сравнивает ее с тройкой, что запряжена лихими скакунами, не знающими отдыха. Таким не страшна ни «расхлябанная колея», ни метель.

Так и родился цикл стихотворений, которые мог написать в то время только Блок - «Родина». Анализ стихов из цикла дарит уверенность в светлом будущем и надежду в лучшие времена.

Средства для создания образа Родины

Одним из самых распространенных средств, которые использует поэт, является персонификация. Тема Родины в творчестве Блока приобретает близкое звучание, сама Россия превращается то в молодую девушку, то в дикую и необузданную женщину, то становится сказочным местом.

Тема Родины в поэзии Блока также раскрывается при помощи развития образа. На этом построены практически все варианты подачи образа, в большей или меньшей мере, чему подтверждением служит анализ стихотворения. «Родина», Блок не зря выбрал такое простое название для цикла. Это итог творчества поэта, выражение на бумаге всех его мыслей и тревог, которые накапливались на протяжении жизни.

Новаторство Блока в изображении Родины

Предшественники поэта при изображении Родины также использовали такое средство, как олицетворение. И многие из них оживляли образ, вселяя его в женское обличие. Но тема Родины в творчестве Блока приобрела новое звучание - это не мать, как описывали ее другие, а подруга, невеста, жена. То есть она и в горе, и радости идет плечом к плечу с лирическим героем. И не покровительствует, а сама нуждается в защите.

Также непривычна и подача образа в виде чего-то живого, но в то же время абстрактного. Россия - не картинка, изображение, а ассоциирующийся у каждого со своими вещами объект.

Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, —
сильно, пламенно и нежно.
И.Ю. Лермонтов

Тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве . Родина – положительный идеал поэта, поэтому так велико желание поэта воспеть ее, какой бы она ни была. В стихотворениях поэта Родина предстает разной: с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в .

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

Природа дарит поэту душевное спокойствие, сердечное тепло.

Свою «странную любовь» к Родине поэт продолжает выражать в стихотворении «Родина». Рабски покорная Россия – это еще не Родина. Родина для Лермонтова – это «степей холодное молчанье», «ее лесов безбрежных колыханье», это – народ, простые русские люди с их радостями и горестями.

С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Неразгаданной осталась и любовь поэта. Свою любовь поэт называет странной, еще и потому, что любя, страдает, мучается и скорбит вместе с Родиной и народом. Поэтому Россия Лермонтова – это не только пейзажные зарисовки, милые сердцу родные края. Родина у Лермонтова «… немытая Россия, страна рабов, страна господ,…мундиры голубые, и…им преданный народ». Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Россию – страну «рабов и господ» поэт не хочет видеть, не принимает, поэтому и говорит: « »

Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал Михаил Юрьевич. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Таким патриотическим настроением проникнуто знаменитое .

Поэт любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:

Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общий патриотический настрой и общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. Но, к сожалению, не видит их продолжения в нынешнем для него поколении. Поколение современников Лермонтова ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Их волнует лишь личное благо, а улучшение жизни России их мало интересует. Поэтому в стихотворении противопоставлено «нынешнее время» и прошлое. Старый солдат говорит: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…» В этих словах укор поэта своему поколению, которое и ненавидит, и любит «случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви», Современное поколение неспособно на подвиги, утратило связь с народом. Простые и естественные взаимоотношения между русскими солдатами на войне противостоят безнравственным законам, по которым живет «нынешнее племя».

Судьба его поколения — один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова. Это поколение живет в эпоху «безвременья», основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов. Гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, описывает поэт и в . В стране одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:

И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко и душа тоскует…,
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Двойственное отношение поэта к отчизне сквозит в каждой строке его произведений. Это «убогая и обильная» Россия - его любимая родина, но временами прорываются боль и гнев на людское долготерпение, рабское смирение, которых поэт не может и не хочет ни принять, ни понять, ни объяснить.

Тема Родины в лирике Лермонтова

В лирике Пушкина отражены чувства и настроения поэта в период с 1814 по 1837 год. Творческий путь поэта длился 23 года. Многообразие взглядов на жизнь, любовь и на поэта и поэзию претерпевало изменения. Даже в “Онегине” много изменено. Пушкинские взгляды эволюционизировались. В лирике Лермонтова такой эволюции нет. Лермонтов пишет с 1828 до 1841-й - 11 лет. При жизни его было опубликовано не более 30 стихотворений. Лермонтов был очень требователен и строг к себе. Тематика лирики его очень разнообразна, а настроение устойчиво. И Пушкин, и Лермонтов - выразители идей своей эпохи.

“Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”. И. Андроников.

Творчество Лермонтова приходится на переходный период в развитии русского общества - от дворянской революционности к разночинно-демократическому мышлению. Лермонтов - продолжатель идейно-художественных традиций Пушкина. Они оба представители того направления литературы, в котором отразились размышления, сомнения, отрицания. Эти поэты - создатели героя своего времени, лишнего человека (Онегин и Печорин).

Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, - это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были разрушены. Отсюда и своеобразие его лирики - безотрадность поэзии, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в лирике его утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы; многие его произведения - горькая дума о судьбах молодого поколения эпохи.

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени - Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. Мотивы любви к родине встречаются уже в ранних стихотворениях поэта. Боль за любимую родину звучит в стихотворении “Жалобы турка”:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за успехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! этот край... моя отчизна!

В 1831 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение - первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Написанное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений читателей. Стихотворение написано в связи с двадцатилетней годовщиной Бородинской битвы. Написано оно в форме разговора молодого солдата с ветераном - участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” - рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, так как только первые 7 строк принадлежат его собеседнику. Рассказ ведется эпически, спокойным тоном человека, гордого за свое героическое поколение, но в то же время не склонного к хвастовству и ложным фразам. Лишь изредка речь героя-бойца звучит торжественно:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства отражен в стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках.

Ворчали старики:

Что ж мы? на зимние квартиры!

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки!

Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали.

Симпатию вызывает и образ самого рассказчика: в его рассказе отражены те качества, которые мы до сих пор ценим в русском солдате: готовность умереть за родину, храбрость, вера в победу, гордость русским военным искусством, гордость за свое поколение. Однако подлинный герой Бородина - это русский народ, “могучее, лихое племя”, это одержавшие победы в войне с французами простые солдаты. Именно народу поет славу в своем стихотворении Лермонтов, выступающий как народный поэт.

Своеобразен стих “Бородина”, он звучит, как разговорная речь, написан четырехстопным ямбом. Это первое стихотворение, которое Лермонтов хотел показать Пушкину и напечатать в “Современнике”.

Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто юношеское стихотворение Лермонтова “Два великана”, в котором также нашли художественное отражение события 1812 года. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” - “старый русский великан” - спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” - воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” - проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.

Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучат гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых. Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть поэта”, первая часть его напоминает элегию, где автор скорбит о гибели дивного гения, который был славой и гордостью России. Лермонтов хорошо знал не только творчество Пушкина, но и последние, трагические несколько лет его жизни. Потому он пишет и о его неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, знавшими “его свободный смелый дар”, потворствовавшими убийству великого гения русской поэзии. Боль, горечь и ненависть к свету выразил автор во второй части стихотворения.

Высший свет, по мнению Лермонтова, - это “приличьем стянутые маски”, и часто мечтой поэт уходит от них в прекрасное прошлое. “Как часто, пестрою толпою окружен”, - вспоминает Лермонтов о дорогих, родных тархановских местах:

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

Когда-то здесь поэт плакал и любил, но он знает, что невозможно жить только привязанностью к “недавней старине”! Как бы ни была она прекрасна. Автор-борец, он не может быть пассивным в жизни, улетать мечтой в прошлое. Его оружие - поэтическое слово, и, пользуясь им, он написал одно из самых сильных политических стихотворений “Прощай, немытая Россия”. Оно проникнуто ненавистью к царю, жандармам - “голубым мундирам”, и горечью патриота, упрекающего народ за послушание. Итак, Лермонтов в конце своей жизни воспринимал Россию “страной рабов, страной господ”. В лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечеству противопоставляется казенному патриотизму. Он осуждает официальную Россию. Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Если в стихотворении “Прощай, немытая Россия” звучит ненависть, сарказм, сатирическое обличение господствующих классов, то в ряде других стихотворений поэт выразил свою любовь к подлинной России, к России-Отчизне. Одним из лучших образцов патриотической лирики поэта является стихотворение “Родина”.

18 марта 1841 года Белинский писал Боткину: “Если будет напечатана его “Родина” - то, Аллах-Керим, - что за вещь - пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”.

Тема стихотворения определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия в “голубых мундирах”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”.

Люблю Отчизну я, но странною любовью.

Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной русской природе. Стихотворение воссоздает картины родной природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.

Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает образ жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Поэту близка и понятна жизнь простого русского народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:

С отрадой многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник.

И в праздник, вечером росистым

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная (“рассудок”, “слава, купленная кровью”), в последней части сменяется простой разговорной речью (“скакать в телеге”, “дымок жнивы”, “говор пьяных мужичков”). Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом предстает в трогательном образе “четы белеющих берез”. Шестистопный и пятистопный ямб сменяется в стихотворении четырехстопным. Разнообразна и рифмовка - чередующаяся, охватывающая и парная рифма.

Образ поэта в “Родине” - образ глубоко любящего родину русского передового человека 40-го. Белинский назвал “Родину” пушкинским стихотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в “Родине” - поэт-реалист. Стихотворение это высоко оценил Добролюбов: “Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение “Родина”, в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно. Стихотворение “Родина” говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии.