Текущая страница: 5 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Занятие 19. Лепка «Козлик» (По мотивам дымковской игрушки)

Программное содержание. Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов(так лепятся ноги). Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Показать детям дымковского козлика. Рассмотреть его, выделить характерные особенности: слитная, обтекаемая фигурка. Предложить детям слепить такого же. Объяснить, как можно сделать такую фигурку: сначала отделить от общего комочка небольшую часть глины для лепки головы козлика. Оставшийся комок глины раскатать прямыми движениями ладоней в столбик, согнуть его в дугу. Затем разрезать его с двух сторон стекой и, раздвинув разрезанные концы, вылепить ноги. Спросить у детей: «А как еще можно вылепить ноги?» После этого слепить голову. Прижать ее сверху столбика над передними ногами и, работая пальцами, сгладить места прикрепления головы, затем выполнить детали.

Дети приступают к лепке, а воспитатель наблюдает за их действиями, в случае необходимости помогает, направляет.

По окончании работы рассмотреть с детьми все фигурки, выбрать наиболее красивые. Выставить готовых козликов на подставке-доске для просмотра.

Материалы. Глина, доска для лепки, стеки (на каждого ребенка).

Рассматривать дымковские игрушки, выделять их характерные особенности: слитность, пластичность, изящество, красота.

Занятие 20. Рисование «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная композиция)

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Методика проведения занятия. Показать детям разные дымковские игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.). Спросить, как называются эти красивые изделия. Предложить расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают глиняные игрушки). Более сложные игрушки предложить для росписи детям, которые хорошо владеют дымковской росписью (2–3 дома, 3–4 барышни и более мелкие фигурки).

Дети приступают к рисованию. Воспитатель подходит к каждому ребенку, напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об использовании разных элементов, разнообразных цветов.

По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.

По окончании занятия полюбоваться всем вместе общей композицией. Сказать детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся интересные предложения.

Материалы. Силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка). Большой лист бумаги для оформления картины.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления детей о дымковских расписных изделиях. Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.

Занятие 21. Рисование «Девочка в нарядном платье»

Программное содержание. Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения.

Методика проведения занятия. Выбрать из числа детей девочку в простом красивом платье. Рассмотреть ее с ребятами. Уточнить, спрашивая детей, форму платья, головы, рук, ног; их расположение и величину. Предложить детям определить последовательность рисования (все части рисуются простым карандашом, начиная с головы или с платья, а затем раскрашиваются краской). В процессе занятия следить за правильной передачей величины и формы частей. Напоминать приемы рисования простым карандашом и акварелью; добиваться создания крупного изображения.

Материалы. Простой графитный карандаш, краски акварель, альбомные листы, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание девочек в разных платьицах. Организация игр с куклами. Во время игр, самостоятельной художественной деятельности предлагать детям составлять изображение человека из прямоугольников и узких полос, изменяя положение фигуры и отдельных ее частей. Дидактическая игра «Одень куклу».

Занятие 22. Рисование «Знакомство с городецкой росписью»

Программное содержание. Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора (в середине большой красивый цветок – розан, с боков – его бутоны и листья), мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.

Методика проведения занятия. Показать детям изделия городецких мастеров, спрашивая, как эти вещи украшены. Обратить внимание на красоту изделий: на золотистом фоне – яркие, нарядные цветы. Обратить внимание на цвета росписи (не яркие цвета, а мягкие оттенки), на элементы узора. Предложить показать их в воздухе пальчиком. Предложить детям прорисовать некоторые элементы, показав им последовательность создания цвета. Каждый ребенок рисует, используя элементы и цвета городецкой росписи. Вызвать нескольких детей к доске, предложив каждому показать, как он будет рисовать тот или иной элемент узора.

В конце занятия полюбоваться всеми рисунками.

Материалы. Листы белой бумаги формата А4, гуашь нужных для городецкой росписи цветов (впоследствии учить детей составлять нужные оттенки), кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание изделий городецкой росписи, использование их в интерьере групповой комнаты. Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве, рассматривание альбомов по народному искусству. При возможности совершить экскурсию в музей народного декоративно-прикладного искусства (краеведческий музей).

Занятие 23. Рисование «Городецкая роспись»

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок).

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми городецкие изделия. Спросить, на каком материале создается роспись (на дереве). Рассмотреть городецкий большой цветок. Он может быть любого светлого оттенка красного, синего, фиолетового цвета. Спросить, как можно приготовить такой оттенок. Уточнить ответы детей. Объяснить и показать, как нарисовать цветок. Если требуется дополнительный показ, осуществить его надо на отдельном листочке. Можно ограничиться частичным показом.

По окончании работы все рисунки собрать для просмотра. Предложить детям выбрать самые красивые цветы. Объяснить, почему цветы получились красивыми: дети старались точно передать форму цветка и его частей, не спешили; ждали, когда высохнут краски и т.п.

Материалы. Изделия городецких мастеров; краски гуашь разных цветов, в том числе и белая; банка с водой, салфетки, палитры, листы для рисования цвета светлого дерева размером 8х8 см, кисти №№ 6, 8 (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с народным декоративным искусством. Рассматривание изделий городецких мастеров, альбомов по декоративно-прикладному искусству.

Занятие 24. Рисование «Как мы играли в подвижную игру „Медведь и пчелы“»

Программное содержание. Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры. Упражнять в разнообразных приемах рисования, в использовании различных материалов (сангина, угольный карандаш, цветные восковые мелки). Вызывать радость от созданных образов игры.

Методика проведения занятия. Собрать детей перед началом занятия и спросить, любят ли они играть в подвижные игры, какие игры им особенно нравятся. Если среди названных ребятами подвижных игр нет игры «Медведь и пчелы», напомнить о ней, спросив: «А в какую игру мы играли вчера на прогулке (на физкультурном занятии)?» Предложить детям нарисовать картинки про эту игру; спросить, кто действует в игре и какое животное и каких насекомых нужно нарисовать; как нарисовать медведя, пчел. Показать иллюстрации с изображением животных.

Объяснить детям, что сегодня они будут рисовать сангиной. Сангина – это небольшая хрупкая палочка. Рисовать ей надо легко, чуть касаясь бумаги и совсем не нажимая, иначе она сломается. Держать палочку сангины нужно так же, как держат карандаш.

По окончании работы рассмотреть с детьми все готовые рисунки, обратить внимание ребят на то, как выразительно, красиво выглядит рисунок сангиной: пчелы кажутся пушистыми, мех медведя – настоящим.

Материалы. Альбомные листы, сангина, угольный карандаш, цветные восковые мелки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей. Чтение книг. Рассматривание иллюстраций.

«Подвижная игра „Кот и мыши“»

Ксюша Н., старшая группа

Занятие 25. Рисование «Создание дидактической игры „Что нам осень принесла“»

Программное содержание. Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. Учить детей создавать дидактическую игру. Развивать стремление создавать предметы для игр. Вызывать чувство радости от приобретенного умения создавать дидиктическую игру.

Методика проведения занятия. Сказать детям, что в группе много разных игрушек и игр, которые сделали взрослые на фабриках. Но дети и сами могут сделать игру «Что нам осень принесла». Для этого надо на карточках нарисовать разные дары осени. В настольной игре должны быть большие м маленькие карточки. Показать для примера какую-либо похожую игру. Затем спросить, какие дары осени дети знают, как их можно нарисовать.

На маленьких карточках дети рисуют по одному предмету. Большие карты, где надо нарисовать два предмета, лучше дать тем детям, которые более успешно овладели рисованием. Каждый ребенок может успеть нарисовать 2–3 маленькие карточки. Предмет надо нарисовать, легко нажимая простым карандашом, а потом закрасить красками.

По окончании похвалить детей за создание игры, в которую они могут играть сами, а если захотят – подарить такую игру младшим детям.

Материалы. Квадраты белой бумаги больше 20х20 см и маленькие 5х5 см (можно увеличить размер карточки – 24х24 и 6х6 см, простые (графитные) карандаши, краски гуашь, кисть №8, салфетка, банка с водой (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей в различные настольно-печатные игры. Рассматривание, как они сделаны. Создание изображений грибов, овощей, фруктов на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.

Занятие 26. Аппликация «Троллейбус»

Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности формы троллейбуса (закругление углов вагона). Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники-окна, срезать углы, вырезывать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями (штанги).

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми игрушку или картинку, изображающую троллейбус, уточнить его форму, ее особенности (скругленные углы), предложить обвести форму руками по контуру. Спросить о приемах вырезывания. Уточнить последовательность работы. В процессе выполнения изображения следить за правильными приемами работы ножницами. Добиваться более точной передачи формы и пропорций частей. Направлять внимание детей на передачу характерных деталей. Тем, кто раньше других закончит работу, предложить дополнить изображение (сделать дорогу, остановку и др.).

Материалы. Игрушка или картинка – троллейбус. Бумага размером 1/2 альбомного листа для фона, набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за транспортом на прогулках, рассматривание иллюстраций, использование игрушечного транспорта в играх.

Занятие 27. Рисование «Автобус, украшенный флажками, едет по улице»

Программное содержание. Учить детей изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. Учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно. Закреплять умение рисовать карандашами. Учить закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета. Продолжать развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других ребят.

Методика проведения занятия. Вместе с детьми обследовать игрушечный автобус с включением движения руки по контуру предмета. Предложить одному ребенку показать у доски, как он будет рисовать автобус. Уточнить последовательность создания изображения: вначале рисуют простым карандашом основные части (вагон, колеса), потом раскрашивают. Напомнить приемы закрашивания рисунков. Сказать, что закрашивать нужно аккуратно, чтобы автобусы были красивые.

Материалы. Простой графитный карандаш, цветные карандаши, альбомные листы (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках. Рассматривание иллюстраций, аппликаций, созданных детьми.

«Осень»

Андрей К., старшая группа

Занятие 28. Аппликация «Дома на нашей улице» (Коллективная работа)

Программное содержание. Учить детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, какие дома они видели на улице. Спросить об их форме, расположении в пространстве. Уточнить форму, величину и расположение частей (окна, двери, крыши, балконы). Предложить детям показать на фланелеграфе возможное расположение домов на улице. Затем предложить каждому ребенку выбрать прямоугольник для стены дома, наклеить крышу, окна, двери. Вместе с детьми найти место каждого дома в общей композиции (в верхней половине листа), предложить внести соответствующие дополнения. Сказать детям, что на следующем занятии по аппликации они вырежут машины, которые едут по улице, и наклеят их на этой картине.

Материалы. Половина большого листа бумаги (разрезанного по горизонтали), бумага цветная мягких тонов для домов, серая бумага для окон, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках, экскурсиях. Рассматривание иллюстраций, игрушек.

«Сказочный домик»

Лена С., старшая группа

Занятие 29. Рисование «Сказочные домики»

Программное содержание. Учить детей создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Упражнять в закрашивании рисунков, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цветов (при рисовании цветными карандашами). Формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения (в свободное время).

Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить, какие сказочные домики они знают. Дополнить, называя сказочные домики (теремок, рукавичка, кувшинчик, пряничный домик, избушка на курьих лапках). Уточнить форму домиков, части, их расположение. Предложить каждому ребенку подумать, кто какой домик хочет нарисовать и выбрать, чем он будет рисовать. Направлять внимание детей на передачу формы, частей выбранного домика, украшений. В случае необходимости напоминать приемы рисования и закрашивания.

В конце занятия рассмотреть все рисунки, выбрать те, где домик нарисован похожим на описанный в сказке.

Материалы. Фломастеры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, краски гуашь, альбомные листы (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулке. Рассматривание домов, украшенных к празднику.

«Теремок»

Женя Д., старшая группа

Вариант. Рисование «В селе (поселке) построены разные дома»

Программное содержание. Учить детей передавать разнообразие сельских домов: высоких и длинных, более низких и узких, одноэтажных. Закреплять умение передавать форму частей домов. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками (цветными карандашами).

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми наблюдения на прогулках, экскурсиях; показать иллюстрации с изображением сельских старых и новых домов. Уточнить, спрашивая детей, форму и конструкцию домов, их расположение в пространстве. В процессе рисования обращать внимание детей на изображение домов разной величины и разных пропорций. Напоминать приемы рисования цветными восковыми мелками. Если дети будут работать цветными карандашами, побуждать их использовать разные оттенки путем различного нажима на карандаш.

По окончании работы все рисунки рассмотреть, предложить ребятам выбрать те рисунки, где хорошо нарисованы разные дома.

Материалы. Цветные восковые мелки или цветные карандаши, бумага белая или любого мягкого тона формата А4 (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Экскурсия по улицам села (по возможности). Рассматривание иллюстраций, конструктивные игры.

Занятие 30. Лепка «Олешек»

Программное содержание. Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска глины, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми дымковскую глиняную игрушку – олешка, обвести ее рукой по контуру, обратить внимание на слитность основной формы и частей. Затем показать, как можно вылепить олешка из целого куска глины, предварительно спросив об этом детей (ранее дети таким способом лепили козлика).

В процессе занятия следить за тем, чтобы дети пользовались правильными приемами лепки. Рассмотреть все готовые работы.

Материалы. Глина, доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание дымковских расписных игрушек. Лепка козлика.

«Городец»

Катя Ш., старшая группа

Занятие 31. Рисование «Закладка для книги» («Городецкий цветок»)

Программное содержание. Продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь.

Методика проведения занятия. Показать детям предметы, оформленные городецкой росписью. Рассмотреть, из чего состоит узор, как он расположен, какие цвета использовали мастера. Объяснить, как можно нарисовать такие цветы, бутоны, листья. Рассмотреть образец узора на полосе. Показать детям приемы рисования. Напомнить приемы смешивания красок для получения разных оттенков.

Рассмотреть все готовые рисунки. Отметить удачно выполненные работы.

Материалы. Изделия с городецкой росписью. Образец узора на полосе. Гуашь красного, синего, зеленого, белого цветов; полоски бумаги размером 7х18 см светлого охристого тона, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Занятия по дымковской росписи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 47» Ладушки»

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по Образовательной Области «Художественно- эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дымковская слобода»

Программное содержание : 1. Закрепить с детьми технику росписи игрушек по мотивам дымковской росписи

2. Развивать творческое воображение, подбор цветовой гаммы, наблюдательность, пространственное мышление.

3. Воспитывать интерес к народным промыслам России, художественный вкус, эстетические чувства»

Материал: готовые изделия детских работ – игрушки из глины, краски, стаканчики с водой, кисточки 2 видов, салфетки.

Предварительная работа : рассматривание образцов дымковской росписи, изготовление кукол и игрушек по мотивам дымковской росписи. Оформление дымковской деревни с расписанными готовыми образцами.

Подготовка к занятию: влажная уборка, проветривание

Методика проведения:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам Создание

предлагаю отправиться в удивительное интереса

путешествие. Согласны?

Дети: Да

Воспитатель: В начале, я хочу вам

рассказать одну историю…

Давным-давно моя бабушка оставила Игровая ситуация

мне в наследство волшебный клубочек.

Куда клубочек покатится, туда мы

с вами и отправимся путешествовать.

Скажем волшебные слова: раз, два,

три – клубочек, катись. Давайте все

вместе скажем эти слова.

Дети: Раз, два, три-клубочек, катись.

Клубочек катиться, дети идут за ним.

Что это за чудеса, куда привел нас

клубочек? А привел нас он в чудесную

дымковскую деревню.

/Звучит народная музыка/

Дети подходят к выставке изделий

дымковской игрушки, перед ней

висит надпись «Веселая дымковская

деревня», сидит мальчик в русской

рубашке – мастер Вася, он продает Использование

игрушки . игрового

Воспитатель: Здравствуй, мастер – умелец. персонажа

Что же это у тебя за красота такая?

Вася: у меня дымковские игрушки.

Чтение стихотворения воспитателем.

В этой деревне живут, друзья, Художественное

дымковские игрушки. слово

Лошадки, собачки, козы, коровы

и другие зверушки.

Петушки, курочки и свинья,

Давайте познакомимся с ними, друзья!

Давайте рассмотрим чудесные Рассматривание

дымковские игрушки. декоративных игрушек

Дети совместно с воспитателем

рассматривают корову, козу,

лошадку, птицу, барыню и мужчину,

детей.

Воспитатель рассказывает детям о

дымковском промысле.

В селе Дымка Кировской области Рассказ воспитателя

давным – давно люди стали лепить

из глины игрушки для своих детей:

это были зверушки лесные, домашние

животные, люди, фигурки детей,

разные свистульки.

Игрушки сохли, затем их раскрашивали

в белый цвет, украшали полосками,

кругами, клеточками, точками.

Позднее их стали продавать в другие

деревни. Скоро и соседние деревни

стали лепить игрушки. И начался

промысел дымковской игрушки по

всей Кировской области. Вот сюда – то

нас и привел волшебный бабушкин

клубочек. А сама бабушка была

мастерицей по изготовлению таких

игрушек. Ну что дети, клубочек –

катиться. Давай, мастер Вася, с нами

пойдем. Ты научишь нас такие

игрушки раскрашивать.

стоят игрушки из глины, но не

раскрашенные. Сидит рядом мальчик Использование

в русской рубашке, очень грустный. игрового персонажа

Это мастер Матвей.

Воспитатель: Здравствуй, добрый

молодец. Что – то ты такой грустный

Матвей: Да вот игрушки из глины

налепил, а раскрасить не знаю как.

Воспитатель: Дети, может быть, мы Постановка цели

поможем Матвею раскрасить игрушки

по дымковским узорам.

Ответы детей: Конечно, поможем.

Воспитатель: Ребята, предлагаю Вопросы к детям

ещё раз вам вспомнить какие краски

нужно выбрать для этой росписи?

Дети: Фон будет белый. Узор нужно Хоровые ответы детей

выполнять яркими красками красными,

жёлтыми, зелёными, синими и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята. Лиза,

какие элементы присутствуют в дымковской Обращение к

росписи? Покажи пожалуйста ребятам. схемам

Лиза выходит к мольберту, показывает

схемы и рассказывает об элементах,

присутствующих в дымковской росписи.

Воспитатель: Молодец, Лиза! Ребята

теперь вы всё знаете. Выбирайте

игрушки по своему желанию, пойдем с Индивидуальный

нами, мальчик, мы научим тебя раскрашивать выбор

и поможем тебе выполнить красивые

работы по дымковской росписи.

Дети выбирают изделия из глины

и садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать

рисовать, разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика

Проводится пальчиковая гимнастика:

Разрисуем мы зверушки

Дымковские игрушки,

Всем потом покажем

И о них расскажем.

Дети садятся за столы, продумывают Самостоятельная

узор для раскрашивания, выполняют деятельность

работы по дымковской росписи. детей

Воспитатель следит за правильной

посадкой детей, напоминает о Напоминание

последовательности узора, использует Положительный

положительный пример товарища, пример товарища

обращает внимание детей на качество

выполнения работ, поощряет детей за Поощрение

проявленное творчество.

По окончанию работы выставляются

обратно на стол, детям предлагается

полюбоваться и порадоваться, как красиво

у них получилось. Мастера из дымковской

и глиняной деревни одобряют детей,

радуются вместе с ними.

Подводится итог занятия: обращается

внимание на подбор основных цветов,

узоров, характерных для дымковской

росписи, аккуратности в работе,

умение пользоваться кисточкой и

тряпочкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Анализ

какие у нас получились весёлые

игрушки. Илюша, какая игрушка тебе

кажется наиболее забавной?

Илья: Этот барашек кажется мне

наиболее весёлым. Колечки у него

ровные, но вот глазки как будто

подмигивают.

Воспитатель: Молодец, Илюша.

Ребята, как интересно подметил Илья!

Андрюша, как ты думаешь, сегодня

у тебя всё получилось отобразить

или были какие-то трудности?

Андрей: Сегодня я немного поспешил, Самостоятельный

колечки и волнистые линии получились анализ ребёнком

не такие ровные, как я хотел. Но в с

ледующий раз у меня обязательно всё

получится.

Воспитатель: Конечно всё получится. Анализ

Ребята, игрушки у вас получились воспитателем

просто замечательные, так и хочется

с ними поиграть. Я вам предлагаю

пригласить наших мастеров и поиграть

вместе с ними.

Мастера вместе с детьми покидают

групповую комнату.

Кузнецова Наталья Михайловна

МБДОУ «Детский сад №47 « Ладушки»

Воспитатель

Город Заволжье, Нижегородская область




История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски" В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.


Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого: 1. Подготовка красной глины к работе. 2. Лепка игрушки из отдельных частей. 3. Сушка изделия 4. Обжиг в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов).




Особенности росписи Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела. Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону. В основе росписи геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). Используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Используют колонковые или хорьковые кисти. Раньше для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика.


Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом знаки семян и зародышей.


Художественное слово Все игрушки не простые, А волшебно-расписные: Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой. Казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил! И за хвост не удержаться, Если гриву упустил! Уточка-Марфуточка бережком идет, Уточек-марфуточек купаться ведет.


Ели спят у большака В инее седом, Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок. Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски - Казалось бы, простой узор, Но отвести не в силах взор! И пошла о Дымке слава, Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду Мы поклонимся не раз. О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ.




Рассказ. На Руси всегда были мастера, которые занимались и занимаются разными ремеслами. Одни изготавливают большие, красивые самовары, другие лепят кувшины, посуду. А вот в селе Дымково живут замечательные умельцы, которые делают из глины забавные, очень яркие и радостные дымковские игрушки-свистульки. Они издавна украшают праздники, ярмарки. Их лепят в виде сказочных животных - птичек, петушков, коней, гусей, барашков. И все они свистят на разные голоса. Весной на Вятке проводится праздник «Свистунья», на котором собираются множество взрослых и детей, и они все разом свистят. Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и прилепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами. Шумно и весело на разные голоса свистят игрушки. Каждый мастер на свой вкус делает игрушку и разукрашивает ее. Один делает барышню в длинном сарафане, другой - гуся, петушка, третий - барашка. И мастера сами придумывают узоры. Для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.




Тема занятия: «Украшение платочка» - декоративное рисование по мотивам дымковских росписей. Программное содержание: 1.Познакомить детей с росписью дымковской игрушки. 2.Учить располагать элементы по всей поверхности платочка: мазки, точки. 3.Развивать чувство ритма, композиции, цвета. Предварительная работа: знакомство с дымковскими игрушками. Расширение представлений о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении. Рассматривание красивых платочков, их украшений. Ход занятия: см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, – с. 61. Материалы к занятию: дымковские барышни. Краски гуашь (на разные столы разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18 см, кисти 2-х размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).


Тема занятия: «Укрась коня» - декоративное рисование по мотивам дымковских игрушек. Программное содержание: 1.Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Вызывать желание рисовать дымковские узоры, передавать яркий колорит. 2.Развивать мелкую моторику, глазомер. 3.Воспитывать чувство ритма, цвета при составлении узора из нескольких элементов, использование в росписи колец и точек. Предварительная работа: знакомство с дымковскими изделиями, их росписью. Лепка игрушек. Ход занятия: см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, – с Материалы к занятию: силуэты коня, вырезанные из бумаги, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).


«Дымковская барышня». Программное содержание: Познакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы). Учить рассматривать дымковскую игрушку (барышня), выделять элементы украшения юбки в клетку; украшать кругами (круги рисовать неотрывным движением руки всем ворсом кисти, точки - концом кисти). Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Развивать чувство симметрии, ритма. Материал: дымковские игрушки - иллюстрации (для рассматривания), контуры дымковских барышень (на каждого ребёнка), гуашь; красная, жёлтая, зелёная, синяя, чёрная, юбки барышень из белой бумаги (на каждого ребёнка).


Использованная литература: hka.html Уткин П.И., Королёва Н.Л. «Народные художественные промыслы» Богуславская Н.Я. «Дымковская игрушка»



Конспект НОД по художественно­эстетическому
развитию в старшей группе на тему «Дымковская
слобода (деревня)»
(Коллективная работа)
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно­
эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание
элементов росписи; просмотр мультимедийной презентации о народных
промыслах «Дымковской слободе». Рисование дымковских узоров, роспись
бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.
Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Программное содержание: развивать эстетическое восприятие, обзорные
представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей
о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально
положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать
чувство прекрасного, творческие способности и эстетический вкус.
Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам. Продолжать
развивать навыки коллективной работы.
Методика проведения занятия: показать детям разные дымковские
игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.). Спросить, как называются
эти красивые изделия. Послушать стихи о Дымковской слободе, предложить
расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать
общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают
глиняные игрушки). Более сложные игрушки предложить для росписи детям,
которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3­4 барышни и
более мелкие фигурки).
Дети приступают к рисованию. Воспитатель подходит к каждому ребенку,
напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об
использовании разных элементов, разнообразных цветов.
По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают
фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.
По окончании занятия полюбоваться всем вместе обшей композицией. Сказать
детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся
интересные предложения.
Материалы. Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские
игрушки, дымковские игрушки вырезанные из белой бумаги, краски гуашь,

кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на
каждого ребенка). Большой лист бумаги для оформления картины. Бумбокс,
аудиозапись русских народных мелодий.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления
детей о дымковских расписных изделиях. Рассматривать альбомы
декоративно­прикладного искусства.
Ход занятия:
Дети входят в группу под русскую народную музыку и встают на полукруг.
Восп: Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек
сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за
игрушки?
Дети: Это уточки, кони, это дымковские игрушки.
Восп: Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной
игрушке.
(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)
(На мультимедийном проекторе)
­ Погляди­ка на картинку. Что за деревенька в дымке?
(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе)
1. И село родное люди «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны и лепили там из глины.
2. Все игрушки – непростые,
А волшебно – расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
3. Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
Восп: Молодцы, ребята!

Восп: А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и
украсить дымковским узором модели барашек,коней, барышень, уточек
которые я приготовила для вас.
Но что же это – мастерская закрыта!
Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 2 вопроса:
1. Почему этот народный промысел называют дымковским?
2. А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку?
Восп: Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.
Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.
Пальчиковая гимнастика:
Наши пальчики расскажут
Все умеют, все покажут
Пять их на моей руке
Все делать могут
Всегда помогут
Они умеют рисовать
Палочки, кружочки
Разноцветные овалы
Кольца или точки
Мы возьмемся все за дело
Эх, работа закипела!
(дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек (во
время рисования звучит народная музыка), по окончании работы сделать
общую картину «Дымковская слобода»(село, деревня, где создают
глиняные игрушки).
Восп: Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие
– дымковские игрушки!
Анализ детских работ:
Восп: Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель соответствие занимаемой должности
Место работы: МДОУ «Центр развития ребёнка — Детский сад № 4»
Месторасположение: Ивановская область город шуя

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская игрушка»

Цель : Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.
Познакомить с историей Дымковской игрушки.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Материалы и оборудование к занятию:

краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, фартуки, силуэты дымковских игрушек, изображение мастера Тихона, магнитная доска, ширма, игрушки, цветные магниты (красный, зеленый, синий), презентация «Дымковские игрушки», мультимедийная приставка, экран, компьютер, ковер. Фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Воспитатель: — Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).

Воспитатель:- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

Слайд с изображением села Дымково.

А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель: — В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация слайдов “Барышня”, “Индюк”, “Олень”, “Конь” и др.



Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

(Т.А. Маврина)

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Воспитатель: — Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.

Открывается ширма, на ватмане изображение старичка-мастера с одной игрушкой в руках.

— Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а дедушка Тихон из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Он опечален по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

— Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями.

— Кто такие подмастерья?

— Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

— Как называли молодых помощников мастера? (ответ детей: совместный, индивидуальные).

— Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.

— Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей . (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

— Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).

— У дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

— Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

Слайд с элементами дымковской росписи.


— Садитесь удобнее, начинаем работу.

Самостоятельная работа детей за столами.

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

По окончании работы дети закрепляют свои изделия на столе перед дедушкой Тихоном.

— Дедушка Тихон очень доволен, и благодарен вам, ребята, ему понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими игрушками.

— Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

— Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

— А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

— Теперь мастеру Тихону есть, что показать на весенней ярмарке народных мастеров. А заодно он и вас прославит.

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

— Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные магниты: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите магнитик, соответствующий вашему настроению, ниже ваших работ.

Дети отражают свое настроение при помощи магнитов.

— Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в изостудию. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка ). Ширма закрывает мастерскую дедушки Тихона.

Вот мы снова в детском саду. Наше путешествие закончилось, пора попрощаться. До свидания, ребята.