Теория всего. Остановка либо стоянка в местах, где это запрещено Статья 12.16 1

(в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 378-ФЗ)

1. Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, -
влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере десяти тысяч рублей.
Примечания:
1. Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, при въезде на территорию Российской Федерации, освобождается от административной ответственности, если на момент рассмотрения дела об указанном административном правонарушении протяженность фактически пройденного транспортным средством без внесения платы расстояния составила не более пятидесяти километров после пересечения Государственной границы Российской Федерации и если плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, внесена в установленном порядке.
2. Собственник (владелец) транспортного средства, указанного в части 1 настоящей статьи, в случае, если административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 175-ФЗ)

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, -

(в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 05.04.2013 N 43-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

3.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 25.12.2012 N 252-ФЗ)

4. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

(часть 4 введена Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)

6. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, -

(в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 143-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ)

7. Нарушение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи и совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

3.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

4. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

6. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

7. Нарушение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи и совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Положения статьи 12.16 КоАП РФ используются в следующих статьях:
  • Лишение специального права
    3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 КоАП РФ.
  • Нарушение правил маневрирования
    2. Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 и частью 2 статьи 12.16 КоАП РФ, -
  • Судьи
  • Органы внутренних дел (полиция)
  • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
    1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 12.16 КоАП РФ, в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
тогда в помощь

Решение по административному делу

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

О возвращении материалов об административном правонарушении

24 июня 2014 года сл. Родионово-Несветайская
Мировой судья судебного участка № 7 Новошахтинского судебного района Ростовской области Ермаков С.Н., рассмотрев при подготовке к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.15 ч.4 КРФоАП в отношении Федотенко Сергея Васильевича, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС> области, проживающего по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, г. <АДРЕС>, пр. <АДРЕС>, 52 кв. 2,

У С Т А Н О В И Л:

Мировому судье судебного участка № 7 Новошахтинского судебного района Ростовской области из Полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области поступил протокол об административном правонарушении от <ДАТА3> в отношении Федотенко С.В. о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.15 ч. 4 КРФоАП. Изучив данный протокол и приложенные к нему материалы, мировой судья, считает, что они подлежат возвращению по следующим основаниям: Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.15 ч. 4 КРФоАП составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции), включенных в Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КРФоАП. Согласно ч. 2 ст. 23.3 КРФоАП рассматривать такие дела об админист*ративных правонарушениях от имени органов внутренних дел полиции вправе: начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и прирав*ненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители; начальники линейных от*делов (управлений) полиции на транспорте, их заместители; начальники дежур*ных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции; старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции. Вместе с тем частью 2 статьи 23.1 КРФоАП установлена альтернативная подведомственность дел судьям - в названной норме перечислены категории дел об административных правонарушениях, которые по общему правилу подведом*ственны иным органам, должностным лицам, но которые могут быть переданы уполномоченными их рассматривать по существу органами, должностными ли*цами на рассмотрение судье, в том случае, если управомоченный орган, должностное лицо признает необходимым применение к лицу, привлекаемому к адми*нистративной ответственности, видов административного наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей. Так, санкцией ст. 12.15 ч. 4 КРФоАП наряду с применением административного штрафа предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, которое в силу ст. 3.8 КРФоАП назначается только судьей. Таким образом, рассмотрение указанных дел становится подведомственно судье только при наличии определения уполномоченного должностного лица о передаче дела судье, правомочному назначить административное наказание ино*го вида или размера в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КРФоАП. Поскольку дан*ные дела становятся подведомственными судье по инициативе органа или долж*ностного лица, рассмотревшего дело и пришедшего к выводу о необходимости применения меры наказания в виде административного ареста, судьи не могут принимать такие дела к производству по собственной инициативе. Исходя из смысла п. 1 ч. 2 ст. 29.9, ст. 29.12 КРФоАП РФ, управомоченным лицом органом, должностным лицом по результатам рассмотрения дела должно выноситься мотивированное определение, наличие которого является необходимым условием для принятия к рассмотрению судьей дела по существу. В поступившем материале об административном правонарушении в отношении Федотенко С.В. о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.15 ч. 4 КРФоАП имеется определение о передаче материалов дела по подведомственности, содержание которого сводится к тому, что рассмотрение данного дела не относится к компетенции инспектора ДПС ПДПС ГИБДД ГУ МВД РФ по РО. Однако, не мотивированы причины, послужившие основанием для передачи дела на рассмотрение судье, и отсутствует мнение должностного лица о причинах необходимости назначения привлекаемому к ответственности лицу более строгого наказания, чем административный штраф, назначить который должностное лицо административного органа вправе самостоятельно. Само по себе приведение в определении ссылки на то, что рассмотрение данного дела не относится к компетенции должностного лица, не является достаточным основанием для направления дела на рассмотрение мировому судье. Мировой судья не может согласиться с позицией заместителя командира В.А. Ветлицына, изложенной в сопроводительном письме <НОМЕР> от <ДАТА4> о том, что в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КРФоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1-3, ч. 5 ст. 12.15 настоящего Кодекса вправе рассматривать начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, так как она основана на неправильном толковании закона. Данное разъяснение применимо только к ч. 5 ст. 12.15 КРФоАП. Допущенные нарушения процессуальных требований являются существенными, и не могут быть восполнены при рассмотрении дела. По смыслу статей 28.2, 29.4 КРФоАП в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, протокол об административном правонарушении должен быть возвращен составившему его лицу. На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.4 ч. 1 КРФоАП мировой судья О П Р Е Д Е Л И Л: Материалы дела об административном правонарушении в отношении Федотенко Сергея Васильевича по ст. 12.15 ч. 4 КРФоАП возвратить в Полк ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области для устранения недостатков. Мировой судья Ермаков С.Н.

Кодекс об административных правонарушениях содержит в себе немалое количество статей, которые в качестве меры ответственности за совершение того или иного противоправного деяния предусматривают альтернативные варианты наказания лица, допустившего их совершение.

Чаще всего, выбор происходит между наложением на правонарушителя штрафных санкций или лишением его пава управлять автотранспортными средствами.

Такая альтернатива в выборе меры ответственности предусмотрена за допущенный гражданином выезд на полосу встречного движения.

Мера ответственности за данное правонарушение устанавливается в четвертой части статьи 12.15. КоАП РФ. Часть третья статьи 12.16. КоАП РФ так же устанавливает альтернативные меры наказания за проезд по дороге с односторонним движением в направлении, которое ему противоположно.

Можно привести еще огромное количество статей, которые устанавливают альтернативные меры наказания за совершение различных противоправных деяний.

Но как происходит выбор между наложением штрафа и лишением права управлять автотранспортом? Давайте попробуем разобраться.

КоАП РФ устанавливает не только меру ответственности, к которой может быть привлечен гражданин за совершение того или иного противоправного деяния, но и правила привлечения гражданина к ответственности, а также порядок выбора ее меры.

В тексте второй части статьи 4.1 КоАП РФ четко определяется, чем следует руководствоваться судье или иному должностному лицу, которое уполномочено определить, какое конкретно наказание назначить гражданину за совершение определенного неправомерного деяния.

Исходя из текста этой части вышеупомянутой статьи, при определении меры ответственности необходимо учитывать то, как характеризуется гражданин, совершивший противоправное деяние, в каком материальном положении на момент его совершения он находился, обстоятельства, при которых рассматриваемое деяние было совершено.

Кроме этого, во внимание должны быть приняты как отягчающие, так и смягчающие вину гражданина обстоятельства.

Из текста статьи 3.8 становится понятно, что прибегать к лишению гражданина права управлять автотранспортными средствами необходимо лишь в том случае, если он допустил грубейшие нарушения правил дорожного движения, либо совершает их на систематической основе.

В этой же статье подчеркивается, что привлечь человека к ответственности в виде лишения права управления автотранспортным средством может только судья по итогам рассмотрения дела о совершении административного правонарушения.

Исходя из всего вышесказанного, становится очевидным, что наказание в виде лишения гражданина права управлять автотранспортными средствами является более суровым видом наказания.

Если гражданин привлекается к административной ответственности по статье КоАП РФ, которая предусматривает альтернативу между штрафом и лишением права управления автотранспортом, то на гражданина должны быть наложены штрафные санкции в таких случаях, как:

  • Он не привлекался к ответственности за совершение данного противоправного деяния, либо с последнего его привлечения к ответственности за его совершение прошло более года;
  • Совершенное гражданином противоправное деяние не привело к грубому нарушению ПДД.

Но стоит отметить, что в КоАП РФ не содержится каких-либо конкретных критериев, по которым определяется грубость нарушения ПДД. Поэтому то, насколько грубо вы нарушили ПДД, определяет лицо, зафиксировавшее факт совершения вами противоправного деяния.

Чаще всего, этим лицом является сотрудник ГИБДД. Именно в его власти находится вопрос о том, к какой ответственности вас привлечь.

Если он сочтет, что совершенное вами нарушение ПДД не являлось грубым, то выпишет вам штраф, а если решит, что совершенное вами противоправное деяние привело к грубому нарушению ПДД, то составит протокол о совершении вами административного правонарушения и направит его в суд для дальнейшего рассмотрения дела по существу.

В этом случае, уже судья, в ходе судебных разбирательств будет решать, к какой конкретно мере ответственности вас надлежит привлечь.

Зато с систематичностью совершения вами правонарушений все обстоит несколько иначе. Анализируя сложившуюся практику, можно с уверенностью сказать, что как сотрудники ГИБДД, так и судьи принимают во внимание не только то, привлекались ли вы раньше к ответственности за совершение конкретного противоправного деяния, но и то, привлекались ли вы к административной ответственности вообще.

Таким образом, даже если вас привлеки к ответственности за свершение иного административного правонарушения, никак не связанного с нарушением ПДД, факт этого привлечения может быть истолкован как систематическое нарушение вами административного законодательства.

Еще раз подчеркнем, что лишить гражданина права управлять автотранспортным средством правомочен только судья по итогам рассмотрения дела о совершенном этим гражданином административном правонарушении.

Сотрудник ГИБДД не вправе принимать решение о лишении гражданина права управления автотранспортом. Однако именно во власти инспектора ГИБДД находится то, привлечь ли вас к штрафу или направить дело на рассмотрение в судебные инстанции.

Может показаться, что решение о том, к какой именно мере ответственности привлечь гражданина, полностью отдано на откуп должностных лиц либо судей.

На самом деле, это не совсем так. К примеру, статья 4.2 КоАП РФ содержит в себе значительный список обстоятельств, которые должны смягчить вину гражданина, совершившего противоправное деяние, и они должны быть обязательно учтены при определении наказания, которое будет назначено гражданину.

К обстоятельствам, которые могут смягчить административную ответственность принято относить:

  • деятельное раскаяние лица, совершившего противоправное деяние;
  • прекращенное гражданином, совершившим административное правонарушение, в добровольном порядке неправомерное поведение;
  • явка с повинной, то есть добровольный приход гражданина в соответствующий орган и сообщение о совершенном им противоправном деянии, за которое действующим законодательством РФ предусмотрена административная ответственность;
  • добровольная помощь, оказанная гражданином, обвиняемым в совершении административного правонарушения, органам, проводящим изучение обстоятельств данного дела в его расследовании и установлении всех фактов и обстоятельств;
  • принятие гражданином, совершившим противоправное деяние, мер по недопущению наступления негативных последствий, которые могут быть вызваны совершенным им административным правонарушением;
  • осуществленное в добровольном порядке устранение ущерба, которое было нанесено в результате совершения противоправного деяния или финансовая компенсация такого ущерба;
  • добровольное устранение гражданином всех совершенных им нарушений до того, как соответствующим органом или судом будет вынесено решение об их устранении;
  • если противоправное деяние совершалось в состоянии аффекта, либо под воздействием исключительных тяжелых жизненных обстоятельств, вина гражданина за его совершение должна быть смягчена;
  • несовершеннолетний возраст гражданина, допустившего совершение противоправного деяния;
  • для женщин смягчающими вину обстоятельствами послужит беременность и наличие малолетних детей.

Судья, либо иное должностное лицо, проводящее разбирательство по делу о совершении гражданином административного правонарушения, помимо вышеперечисленных обстоятельств, которые смягчают вину гражданина, совершившего противоправное деяние, вправе признать в качестве смягчающих его вину и иные обстоятельства.

Такое право закреплено за ними КоАП РФ, в котором указывается, что при совершении ряда административных правонарушений, в качестве обстоятельств, смягчающих вину совершившего их гражданина, могут быть признаны и иные, не указанные выше обстоятельства.

Обстоятельства, которые усугубят вину гражданина, совершившего административное правонарушение, подробно изложены в статье 4.3 КоАП РФ.

К таким обстоятельствам относят:

  • продолжившееся, несмотря на требование соответствующих лиц, противоправное поведение гражданина;
  • рецидив административного правонарушения. Здесь принято понимать совершение гражданином противоправного деяния в период, когда он считается наказанным за ранее совершенное такое же деяние;
  • привлечение малолетних граждан к процессу совершения противоправного деяния, которое является составом административного правонарушения;
  • совершение противоправного деяния организованной группой по предварительному сговору;
  • совершение противоправного деяния во время режима чрезвычайной ситуации, бедствий природного или техногенного характера;
  • состояние алкогольного или наркотического опьянения, в котором находился гражданин, совершивший противоправное деяние, также усугубит его вину. Кроме того, отказ гражданина от прохождения медицинского освидетельствования, при наличии достаточных оснований считать, что гражданин пребывает в состоянии опьянения, также будет являться обстоятельством, отягчающим его вину.

Судья, либо иное должностное лицо, в полномочия которого входит определение конкретного административного наказания, вправе признать и иные обстоятельства, при которых произошло административное правонарушение, в качестве обстоятельств, отягчающих вину гражданина, совершившего его.

Однако следует отметить, что продолжение гражданином противоправного поведения после того, как уполномоченные лица потребовали прекратить его, не может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства, в случае, если оно является квалифицирующим признаком административного правонарушения, за совершение которого действующим законодательством РФ предусмотрена отдельная ответственность.

Какое наказание по части 3 статьи 12.16 КоАП РФ

Если вы собрались проехать по трассе, на которой предусмотрено движение только в одну сторону, в направлении противоположном этому движению, вы должны четко понимать, что за это противоправное деяние вас привлекут к административной ответственности.

В качестве наказания за данное административное правонарушение вас могут оштрафовать или лишить права управлять автотранспортным средством.

В случае если на вас наложат штраф, то вам придется пополнить бюджет государства на 5 000 руб. А вот права управления автотранспортными средами вас могут лишить на срок от четырех до шести месяцев.

Если вы совершите рецидив данного противоправного деяния, то рискуете расстаться с правом управлять автотранспортом уже на целый год.

Здесь все будет зависеть от того, кто зафиксировал совершение вами данного рецидива. Если это противоправное деяние было зафиксировано средствам автоматической фото- и видеофиксации правонарушений, то наказание, которое вы понесете, будет штрафом в размере 5 000 руб.

Но ситуация в корне изменится, если оно было зафиксировано сотрудниками ГИБДД. В это случае, штрафы не предусмотрены, и вам придется стать пешеходом на ближайший год.