В нашей стране две беды: дураки и дороги. Этот стереотип известен далеко за пределами России. Если заходит речь про основные не стереотипные проблемы в РФ, то это будут: низкие зарплаты и неудовлетворительное качество жилья. Если с дорогами всё понятно – это неразрешимый вопрос, то с обеспечением достойных условий проживания людей и содержания домов – вполне выполнимый. Важно только понять, кто контролирует управляющие компании ЖКХ. Проблемы, связанные с непрофессиональным менеджментом организаций, призванных обеспечивать порядок и стабильность в работе инфраструктур – проистекают из ряда существенных недоработок.

Важно! Эти недоработки влекут ряд серьёзных последствий, которые не исправляются из года в год и становятся только опаснее. За деятельность, по обслуживанию жилых домов управляющая организация получает средства от населения. На эти деньги она должна содержать в исправном состоянии фасады домов, придомовую территорию, помещения общественного пользования, организовывать вывоз мусора и предоставлять коммунальные услуги.


На практике это выглядит иначе: на содержание домов и ремонт коммуникаций выделяется только часть полученных средств. ТСЖ просто начинают воровать деньги населения. Естественно, это никому не нравится. Люди отдают заработанные деньги чужим людям, они ещё и не получают за это должный уровень обслуживания. Сейчас деятельность осуществляется таким образом, что работы товариществ, проводимые на объектах, не являются прозрачными для потребителей: нет графика работ, нет сметы. Чтобы не давать ТСЖ наживаться за счёт абонентов, в России есть контролирующие органы, ведущие надзор за УК и контроль ЖКХ.

Контролирующие органы

Если изучить какие права имеют собственники квартир и знать кто, осуществляет контроль за управляющими организациями, то можно проверить работу своей УК. На сегодняшний день есть три позиции, с которых осуществляется контроль: федеральный, локальный и краевой. Каждый уровень по-своему выполняет контроль.

Федеральный уровень

Надзор на государственном уровне не является главным уровнем контроля за ТСЖ. Главные федеральные органы управления предписывают лишь общие принципы руководства жилищным хозяйством и создают дополнительные методики.

Кто контролирует деятельность управляющих компаний на государственном уровне:

  • Министерство Строительства – задаёт порядок согласования основных норм коммунальных услуг, порядок получения соответствующих услуг потребителями и задаёт параметры качества. Оно поясняет «Правила оказания услуг снабжения коммунальными ресурсами » Постановления Правительства РФ и даёт рекомендации в его реализации на деле. Минстрой задаёт экономические нормативы контроля энергоносителей тепла и воды.
  • Министерство Энергетики – задаёт национальный норматив по обеспечению жилых и нежилых построек энергоносителями, в том числе газа, воды, электричества и тепла, согласно общественного графика;
  • ФАС – задаёт основы формирования цен потребления энергии населением, определяет верхние и нижние границы уровней тарифов, помогает контролировать поступление оплат потребителями услуг на счета коммунальных служб.

Региональный уровень

Прямой контроль выполнения утверждённых нормативов и дополнительных указаний, поступивших из национальных федеральных ведомств, осуществляется муниципальными или региональными органами власти.


На региональном уровне компании, осуществляющие обслуживание и содержание жилых домов подчиняются следующим службам:

  • Жилищной инспекции – осуществляет проверки, контролирующие исполнение Управляющими компаниями и жильцами требований областного и государственного законодательства:
  • функциональность жилых помещений;
  • контроль за перепланировками в квартирах;
  • эксплуатацию и содержание общественного имущества в многоквартирном доме;
  • сумму платы за содержание квартир;
  • смена статуса помещений и их назначений;
  • обеспечение дома поставками энергоресурсов, установка размера оплаты их потребления и способов произведения оплаты;
  • организация фондов на проведение ремонта.

Компании, владеющие лицензией на управление объектами недвижимости, не подчиняется напрямую органам местного надзора – жилищная инспекция не осуществляет конкретный контроль. Зато она контролирует выдачу лицензий этим компаниям и осуществляет проверку их деятельности, чтобы установить соответствуют ли они требованиям.


Итог проверки закрепляется протоколом и отправляется с предписание в управляющую компанию с назначением сроков устранения нарушений.

Контроль собственниками жилья

Не стоит забывать, что сами собственники жилья имеют весомую силу. От них в бюджет поступают средства. Поэтому их удовлетворение в первую очередь должно интересовать управляющую компанию. Жильцы многоквартирного дома имеют отношения с УК согласно двустороннему договору, в котором прописаны права и обязанности обеих сторон, а значит, собственники жилья вправе требовать от второй стороны добросовестного исполнения условий договора. Как проверить управляющую компанию ЖКХ самостоятельно? При наличии нарушений, они вправе потребовать проведение внеплановой проверки. Для этого, необходимо направить заявку в ГЖИ с соответственным требованиям. Стоит отметить, что заявки, поданные коллективно, рассматриваются и исполняются быстрее. В своём обращении жильцы обозначают контактную информацию и могут запросить у управляющей компании перечень согласованных тарифов. Заявление необходимо написать в двух экземплярах.


Информация, полученная от представителей Упр. Компании подвергается анализу и сравнивается с фактическим качеством оказываем услуг. Для более профессионального анализа можно прибегнуть к помощи специалистов. Они помогут решить именно вашу проблему. После этого проходит проверка УК на соответствии указанных данных и фактически выполненных работ. Проверяющие могут попросить предоставить смету расходов бухгалтерию УК. Отчёты по финансовым документам вправе потребоваться не только за настоящий финансовый год, но и за предыдущие несколько лет из архивов организации.

При обнаружении завышенных тарифов или раздут смет на проведение работ, жильцы дома могут обратиться в прокуратуру. Они получают достаточные основания, чтобы составить иск и довести дело до суда. Получить бесплатную консультацию, можно обратившись в центр помощи потребителей услуг. Там помогут составить коллективную жалобу на виновника и довести её контролирующей организации сверху. Неважно, какой будет выбран путь действий: УК будет проверена, нарушения устранены, а жильцам компенсируются их потери и прекратятся неправомерные изъятия средств.

Проведение аудиторских проверок

Аудиторская проверка происходит по нескольким параметрам. Чтобы сделать схему работы УК более открытой, можно прибегнуть к проведению аудита в сфере ЖКХ. Будут проверены:

  • фактические понесённые затраты организации к выставленным по ним счетам:
  • соответствие составленных финансовых документов установленным правилам документооборота и оценка правдивости приведённой в них информации;
  • просмотр оснований на трату бюджета (подтверждение эффективности и рациональности выбранного способа ведения дел).

Важно! Подводя итоги, аудитор осуществляющий проверку, может, как пример, предоставить собственные профессиональные рекомендации по оптимизации и налаживанию технологических, финансовых и экономических процессов, внутри компании. Так же могут быть представлены советы по работе с налоговыми органами.

Аудит проходит согласно установленному регламенту. Он позволяет определить, куда тратится каждый рубль вложенных жильцами средств, и какой процент расходов действительно расходовался эффективно, а какой уходит «мимо кассы» или тратится необдуманно.


Проверка обязательно берёт во внимание следующие документы:

  • отчёты по трате средств на коммунальное обеспечение дома;
  • сметы, с предоставленными данными о расходах на проведение необходимых работ по содержанию и эксплуатации многоквартирного дома;
  • отчёты о расходах, понесённых при найме для выполнения работ, сторонних подрядных компаний.

Как правильно составить и подать жалобу?

Если управляющая компания не исполняет в полной мере свои обязательства, нарушает условия договора и не предоставляет соответствующие отчёты о проделанной работе, то жители дома имеют полное право подать жалобу в вышестоящие органы. Это делается быстро и бесплатно если знать алгоритм и свои права.

Достаточные основания для подачи заявления:

  • помещения общего пользования нуждаются в текущем ремонте, но он длительное время не выполняется, пример – испорченные перила, разбитые лампочки освещения.;
  • должным образом не обслуживаются лифты и мусоропроводы;
  • отопление в помещениях слабое.

Вид жалобы выбирается по желанию: написать вручную или набрать на компьютере и распечатать – контролирующий орган обязан принять её в любом виде. В заявлении необходимо обозначить государственный орган, по адресу которого будет отправлено обращение. Кроме собственной контактной информации, не забудьте указать в нём обратный адрес, по которому можно отправить ответ. Перечислите все замеченные нарушения, укажите точный адрес дома, если нужно, то и конкретную локацию поломки: подъезд и этаж. Для полноты картины используйте ссылки на Жилищный Кодекс, указывающие, что этих нарушений быть не должно. Не забудьте чётко обозначить, какого результата вы хотите добиться по итогам проверки и вынесения решения. Если заявление подаётся коллективно: указывайте в нём контактные данные каждого заявителя.

Жалобу составьте в двух копиях и обе передайте человеку в центр, принимающему жалобы от населения. Они должны присвоить номер входящего обращения и поставить дату приёмки и вернуть одну копию жалобщику. Выставленная дата назначается датой подачи заявления и с этого момента начинается тридцатидневный отсчёт по предоставлению обязательно ответа просителю.

Вывод

УК подчиняются и контролируются органами центральной власти, а так же самими собственниками помещений. Федеральные органы лишь регламентируют их деятельность. Они не осуществляют непосредственный контроль. Кто контролирует работу управляющих компаний? Проконтролировать управляющую компанию может надзорный орган: Роспотребнадзор, прокуратура и жилищная инспекция.

Куда обратиться с жалобой на качество ЖКУ?

Куда обратиться с жалобой на качество жилищно-коммунальных услуг. На эти вопросы ответит специалист Региональной энергетической комиссии Свердловской области.

Какие обращения поступают в РЭК Свердловской области?

Количество писем и телефонных звонков о работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства, поступающих в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области за год, исчисляется тысячами. Значительная часть из них - обращения граждан. Одни вопросы имеют самое непосредственное отношение к деятельности Комиссии, другие, по сути, должны быть направлены в иные ведомства, как не входящие в компетенцию РЭК Свердловской области.

Чаще всего жителей волнуют проблемы, связанные с качеством предоставляемых коммунальных услуг, с санитарно-эпидемиологическим состоянием жилого фонда, обоснованностью начисления размера платы за квартиру.

Однако нельзя согласиться с утверждением, что предоставление ответов исполнителями «затягивается».

Действующее законодательство обязывает органы государственной власти предоставлять ответ на любое обращение гражданина в месячный срок. В РЭК Свердловской области это требование соблюдается неукоснительно. Вместе с тем, ни одно министерство и ведомство не наделено правом предоставления официальных разъяснений по вопросам, не входящим в его компетенцию.

Поясните, пожалуйста, по каким же признакам простой гражданин может понять, туда он обратился со своим вопросом или нет?

За официальными разъяснениями правовых актов надлежит обращаться непосредственно в тот орган государственной или муниципальной власти, которым интересующий правовой акт был издан. Так, например, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области может комментировать лишь постановления, принятые Комиссией. По вопросам, не относящимся к ведению Комиссии, мы можем высказать лишь свое частное мнение, но оно не может расцениваться как официальное толкование норм права.

К сожалению, обращения, поступившие в РЭК Свердловской области, часто приходится направлять в адрес инстанций, непосредственно уполномоченных решать тот или иной вопрос. Как вы понимаете, на изучение обозначенной проблемы и все пересылки по ведомственной принадлежности требуется определённое время. Теряется минимум три-четыре дня в результате граждане ждут. С нашей точки зрения, причина заключается в том, что, задавая вопросы органам государственной власти, заявители не всегда четко для себя представляют, куда именно следует обратиться.

Для многих жилищно-коммунальные услуги – понятия неразделимые, и, стало быть, отвечать за них должен кто-то один…

В действительности это не так. Когда речь идёт о предоставляемых предприятиями ЖКХ услугах, нужно понимать, что условно их можно разделить на две категории – жилищные и коммунальные. Что включают в себя коммунальные услуги? Электроснабжение, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отоплении. Жилищные услуги – это содержание и ремонт жилья и общего имущества.

:
[продолжение]
Теперь попробуем определить, в чьём ведении находится решение той или иной проблемы.

Куда обратиться, если речь идёт, например, о плохом техническом состоянии жилищного фонда либо нарушении правил пользования жилыми помещениям? Данные вопросы относятся к компетенции государственной жилищной инспекции.

Одним из наиболее частых вопросов со стороны граждан является вопрос о структуре и правильности начисления платы за содержание жилья.

В соответствии с действующим законодательством утверждение размеров платы гражданам за жилое помещение находится в компетенции собственников жилья (ТСЖ, ЖСК…) либо органов местного самоуправления. Поэтому по вопросам, связанным с оплатой жилищных услуг, гражданам целесообразно обращаться в органы управления ТСЖ, ЖСК, либо в администрацию муниципалитета по месту жительства и т.д.

Вы сомневаетесь в правильности перерасчёта, произведённого, например, за перерывы в подаче горячей воды? Обращайтесь к исполнителю услуг в лице управляющей компании, ТСЖ, жилищного кооператива и т. д.

За какие вопросы отвечает Региональная энергетическая комиссия Свердловской области?

Мы отвечаем за тарифы и нормативы. Сегодня многие путают понятия «тариф» и «плата за коммунальные услуги». Между тем, разница между ними существенна. Что такое тариф? Это стоимость одной единицы коммунальной услуги – 1 кВтч. электроэнергии, 1 Гкал. тепловой энергии, 1 кубического метра природного газа или воды, 1 килограмма сжиженного газа. Устанавливая эти величины для предприятий ЖКХ, РЭК Свердловской области несёт полную ответственность за экономическую обоснованность каждой из них. Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются, как правило, один раз в год, и не подлежат изменению за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законодательством.

Что касается платы за коммунальные услуги, она складывается из двух составляющих – тарифа, умноженного на объём потреблённой услуги, и может меняться каждый месяц.

Таким образом, когда есть претензии к правильности начисления платы за коммунальные услуги за определённый период времени – следует обращаться в органы Роспотребнадзора, так как это опять же вопрос защиты прав потребителей. А вот если предъявляемые к оплате тарифы, не соответствуют величинам, утверждённым в установленном порядке – обращайтесь в РЭК Свердловской области.

Кроме того, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области устанавливает предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В случае если на территории муниципалитета этот индекс нарушается, граждане вправе обратиться именно к нам.

А если ответы вышеперечисленных ведомств гражданина всё-таки не устраивают?

Возникшую проблему можно разрешить по усмотрению граждан в органах прокуратуры или суде. После изучения дела и подтверждения фактов нарушения закона прокуратура вправе выдать протест или направить представление в адрес лиц, допустивших то или иное нарушение.

Что касается суда, то по итогам судебного разбирательства с ответчика (например, управляющей компании, ТСЖ, ЖСК и пр.) может быть взыскана денежная сумма, неправомерно начисленная к оплате за жилищно-коммунальные услуги.

Жители многоквартирных домов должны знать, кто контролирует работу управляющих компаний. Данный орган обязан компетентно выполнять работу, чтобы граждане не испытывали неудобств. Учитывая широкий спектр задач, который должна выполнять управляющая компания ЖКХ, требуется контроль. Организация может не соблюдать все требования или предоставлять услуги ненадлежащего качества. В этом случае гражданам следует знать, кто обязан контролировать этот орган, кому подать жалобу в случае неудовлетворительной работы.

Федеральный уровень

Рассматривая вопрос, кому подчиняются управляющие организации, можно выделить три уровня контроля – федеральный, региональный и местный. У каждого из них свои задачи, касающиеся надзора над работой компаний ЖКХ. Жильцы многоквартирных домов должны знать, какие государственные органы относятся к каждому уровню.

В первую очередь рассмотрим федеральный. Он не является основным способом надзора, однако отвечает за формирование общих принципов и издание методических указаний.

К нему можно отнести следующие органы.

  1. Минстрой Российской Федерации. Министерство обязано определять порядок принятия нормативов жилищно-коммунальных услуг, порядок их предоставления и стандарты качества. Также оно занимается регулированием экономической части учета воды и теплоэнергии.
  2. ФАС России (Федеральная антимонопольная служба). Отвечает за принципы ценообразования по части водоснабжения и теплоснабжения. Определяет уровни тарифов, устанавливает правила мониторинга оплаты коммуналки.
  3. Минэнерго РФ. В его компетенции – определять нормативы теплоснабжения домов, а также действующие схемы.

Вышеописанные инстанции отвечают за принципы деятельности управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Непосредственно контролем над деятельностью занимаются органы на других уровнях. Рассмотрим, кому подчиняется УК.

Региональный уровень

Контроль за деятельностью управляющих компаний входит в задачи региональных органов и муниципалитета. Непосредственно Госжилнадзор, который также известен как жилищная инспекция, должен наблюдать за выполнением положенных мероприятий и за их качеством. Опираясь на законодательство, установленный порядок и нормативы, вышестоящая инстанция обязана проводить проверку.

Госжилнадзор интересуют следующие параметры:

  • надлежащий уход и содержание жилых зон;
  • осуществление перепланировок жителями многоквартирных домов;
  • установленная сумма оплаты за содержание помещений, положенных для проживания;
  • подача коммунальных услуг, их оплата и способы перечисления средств;
  • создание фондов текущего и капитального ремонтов;
  • уход за общим имуществом многоэтажки и ремонтные работы.

Контролирующие инстанции (в частности, жилищная инспекция) должны не только проводить надзор, но и исправлять нарушения. При наличии у организации лицензии на управление домами Госжилнадзор должен убедиться, что деятельность компании соответствует условиям получения и сохранения разрешения.

Читайте также Управляющие компании: лицензионные требования

Также за некоторыми аспектами следит Роспотребнадзор, который в соответствии с санитарными правилами и нормами должен наблюдать за качеством жилищно-коммунальных услуг. Понадобится проверять радиологический, химический и биологический состав поставляемой воды, следить за уровнем шума, который идет от вентиляции, лифта и иных приспособлений. Нужно убедиться, что дезинсекционные и дезинфекционные меры своевременно предпринимаются. В задачи Роспотребнадзора входит наблюдение за влажностью, вентилированием и освещением в жилых зонах.

Если выясняется, что управляющими компаниями не соблюдаются нормы, не выполняются необходимые мероприятия, то их привлекают к ответственности. Они обязуются выполнять все, что от них по закону требуется. Сами граждане имеют право обратиться к тем, кто контролирует управляющие компании, с жалобой на недобросовестную работу УК. Тогда региональный орган осуществляет проверку и при обнаружении проблем предпринимает меры.

Местный уровень

Органы местного уровня могут выполнять отдельные задачи, которые также имеются у региональной власти. Например, надзор может проводиться следующим образом. Проверяют помещения, предназначенные для проживания, на соответствие стандартам содержания и использования. Наблюдают за тем, как обращаются с общим имуществом в МКД.

На местном уровне может быть проверка поставляемых коммунальных услуг на предмет соответствия стандартам. Требуется следить за тем, чтобы платежи за коммуналку и ремонт вносились своевременно. У органов местного самоуправления есть право осуществлять лицензионный контроль над компаниями. Нередко вышеописанными задачами занимается Управление ЖКХ, которое находится при городской администрации.

Что касается проверок, то порядок их осуществления должен быть установлен муниципальными актами. В норме плановый надзор выполняется один раз в год. Однако возможны и внеплановые инспекции, которые назначаются в определенных ситуациях. К таким случаям можно отнести поступление жалобы от жителей дома, нарушение потребительских прав в коммунальных услугах, причинение вреда экологии или здоровью граждан. Проверку могут осуществить, если возникает риск угрозы для людей или окружающей среды. Когда инспекция окончена, специалисты составляют акт с заключениями.

Как проверить управляющую компанию

Жильцы многоквартирного дома могут обнаружить, что управляющая компания не выполняет свои задачи на достаточном уровне. Не стоит мириться с подобным поведением, ведь игнорирование проблемы затронет самих жильцов. Владельцы квартир подписывают договор со своей управляющей компанией, поэтому имеют полное право требовать, чтобы все его условия соблюдались. Если возникают сомнения по поводу УК, следует написать заявление в вышестоящий орган. В Москве и в любом другом городе коллективные жалобы рассматривают быстрее, поскольку они обладают большей силой.

Читайте также Нюансы отказа управляющей компании от управления домом

Когда выявляется факт нарушения условий договора, компания должна понести ответственность. К примеру, правильный денежный расчет и хорошее качество коммунальных услуг входят в обязанности УК. Важно грамотно затребовать проверку, причем рекомендуется действовать сообща. Чем больше людей подпишутся под жалобой, тем скорее ее рассмотрят и предпримут меры.

Важно! Первым этапом станет изучение обязательных платежей за коммуналку. Для этого нужно потребовать бумаги, где прописаны тарифы и их величина.

Стоит направить запрос в управляющую компанию – она должна дать ответ по первому требованию. Заявитель обязан написать о себе точную информацию – место жительства, ФИО, сведения из паспорта. Понадобятся два экземпляра: один будет у гражданина, а другой направляется на адрес компании. Рекомендуется лично вручить бланк, явившись в управляющую организацию. Если такой возможности нет, допускается отправить заказное письмо. Следует убедиться, что на двух экземплярах стоят входящий номер, срок получения и подпись адресата.

Второй этап – проверка правильности расчетов и их обоснованности. Когда появляются сомнения по поводу начисления, стоит потребовать у организации объяснить ситуацию в письменном виде. Что касается проверки, то ее можно осуществить самостоятельно или обратиться к экспертам. Во втором случае придется потратить деньги на услуги специалиста. Когда анализ существующих тарифов проведен, можно двигаться дальше.

На третьем этапе нужно проверить, все ли положенные по договору работы выполняются. Для этого нужно подать заявку с требованием предоставить отчет об осуществленных мероприятиях. Удобнее направлять заявление вместе с прошением по поводу коммунальных тарифов – удастся сэкономить время и сразу получить необходимые бумаги.

Кроме отчетов, понадобится убедиться, что к ним есть приложения, сметы расходов. Тогда получится понять, куда потратили деньги. Анализировать можно как самостоятельно, так и с помощью эксперта. Если люди обратились к специалисту, то можно получить письменный отчет. В нем будет указано, где управленцы нарушили условия договора. Речь идет о тех ситуациях, когда компания действительно не соблюдала права людей.

Четвертый этап заключительный, и к нему следует перейти, если УК допустила нарушения. Ими могут оказаться завышенные тарифы, невыполненные обязательства, неполный объем работ. Рекомендуется обратиться к юристу, чтобы удалось добиться справедливости. Правильно составленный иск и знание подводных камней позволяют выиграть дело в суде. Тогда управленцы должны будут возместить незаконные поборы гражданам, причем не придется долго ждать подчинения судебному решению.

Тарифы на постоянно растут, хотя качество этих услуг оставляет желать лучшего. Вам кажется, что на вас и ваших соседях наживается управляющая компания. Не секрет, что многие дома, которые находятся под контролем управляющих организаций, на самом деле обслуживаются компаниями типа «Рога и Копыта», где работают мертвые души.

Собственникам жилья приходится оплачивать за свой счет несуществующие работы и услуги несуществующим сотрудникам. В отчетных документах, представленных руководителям управляющих компаний, этих услуг значится на порядок больше, чем оказано действительно.

Деятельность управляющей компании можно проверить. Как это сделать, читаем ниже.

Шаг первый.

Правильность указанных тарифов на оплату коммунальных услуг можно проверить. Если вы сделаете запрос, управляющая компания обязана выдать документ о размере и перечне обязательных платежей. На все вопросы, возникающие по поводу расчетов и сумм на оплату, вам обязаны дать понятный и развёрнутый ответ. Контролировать обоснованность тарифов обязана управляющая компания.

На практике, безусловно, все несколько сложнее, чем об этом написано в Жилищном кодексе. Собственникам жилья свои права надо отстаивать. По статистике, в российских судах были рассмотрены около полутора тысяч споров о правильности выставленных тарифов. Эти цифры подтверждают то, что собственники готовы отстаивать свои интересы в судах, хоть это и крайняя мера, но достаточно действенная.

Шаг второй.

Требуйте от управляющей компании отчет о проделанной работе. Если делаете запрос, указывайте за какой период деятельности. Отчет может быть предоставлен в различных формах. Выдача копии отчета каждому жильцу на руки, размещение на интернет сайте, или в подъезде на доске объявлений.

Если вы ознакомились с отчетом, и у вас возникли вопросы, их можно обсудить на собрании собственников. Порядок предоставления отчета должен быть прописан в договоре управления. Договор должен отражать вопросы расхода средств, технического обслуживания, ремонта инженерного оборудования, благоустройства придомовой территории и помещений, санитарного содержания имущества.

Шаг третий.

Информация, содержащаяся в отчете, должна быть обоснована. Требуйте представления документов, о выполненных работах по дому, о найме сотрудников и расходах. Это могут быть платежные поручения, акты выполненных работ и так далее.

В России за последний год рассмотрено около 12 000 судебных дел, в которых собственники требовали признать незаконными расходы управляющих компаний за якобы предоставленные услуги. Из них более половины решено в пользу собственников.

Шаг четвертый.

Анализируйте имеющуюся информацию. Организуйте из числа жильцов инициативную группу. Хорошо, если в ней будут люди, разбирающиеся в юриспруденции и бухгалтерии. Если нет такой возможности, обратитесь за помощью в специализированную организацию, за определенную плату там проведут необходимый анализ.

Если проверку осуществляют сами жильцы, необходимо записать какие работы и когда проводились. Например, согласно документам, на ремонт крыши потрачена крупная сумма, а во время дождя квартиру заливает, возможно, таких работ и не проводили, а ваши деньги оказались в чужом кармане. Ведите контроль всех документов, по которым выплачивали зарплату работникам, соответствие заявленного количества воды, тому которое израсходовано.

Шаг пятый.

Если в результате проверки выяснилось, что неверно произведен расчет тарифов, либо управляющей компанией осуществлялись иные какие-либо незаконные действия, можно обратиться с жалобой в Государственную Жилищную Инспекцию, в Роспотребнадзор, в суд или прокуратуру. Эти органы государственной власти уполномочены проверять деятельность управляющих компаний и стоять на защите прав собственников жилья. При обнаружении нарушений к недобросовестным управляющим компаниям применяются соответствующие санкции.