НВОС в части нормирования оказания воздействия на окружающую среду и необходимости оформления разрешительной экологической документации законодательством РФне предусматривается каких-либо привилегий.
Таким образом, вне зависимости от категории, присвоенной объекту, оказывающему НВОС, в настоящее время лица, эксплуатирующие соответствующие объекты (в том числе объекты IV категории), обязаны:
1) разрабатывать получать документ об утверждении НООЛР (разумеется, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства);
2) разрабатывать , обеспечивать их утверждение, получать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
3) разрабатывать нормативы допустимых сбросов, обеспечивать их утверждение, получать разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект.

Ответ на вопрос: освобождены ли хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, оказывающие НВОС, IV категории от обязанности представлять экологическую отчетность? - нет, порядок сейчас одинаков для всех видов экологической отчетности.

Указанное в равной мере касается следующей экологической отчетности:
1) статистическая отчетность (по формам №№), 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз));
2) ;
3) отчетность в области использования и охраны водных объектов (по формам 6.1, 6.2, 6.3, утв. Приказом МПР России от 06.02.2008 г. № 30, по формам 3.1, 3.2, 3.3, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 г. № 205).

При этом действующее законодательство не содержит положений, ставящих в зависимость возникновение той или ной обязанности по представлению экологической отчетности от категории, присвоенной объекту, оказывающему НВОС.
Иными словами, само по себе присвоение объекту IV категории не освобождает его владельца от обязанности подготовки и представления соответствующей отчетности.

Разумеется, при этом необходимо учитывать, что экологическая отчетность, связанная с осуществлением сбросов сточных вод в водный объект, по умолчанию не имеет никакого отношения к объектам IV категории, учитывая, что неотъемлемым критерием отнесения объектов к указанной категории является отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

С обязанностью по внесению платы за НВОС дело обстоит совсем иначе.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 16.1 ФЗ "Об охране окружающей среды":
плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату),за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории .

Итак, лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от обязанности внесения платы за НВОС.
Причем действует указанное положение, начиная с 01.01.2016 г.; полноценному применению данной нормы мешал лишь затянувшийся процесс постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет (а точнее - отсутствие в принципе долгое время процесса в этом направлении в течение 2016 г.).

Здесь следует обратить внимание на то, что обязательным условием освобождения от обязанности по внесению платы за НВОС является осуществление лицом деятельностиисключительно на объектах IV категории.

Иными словами, в случае если лицо осуществляет деятельность не только на объектах IV категории (но и еще хотя бы на одном объекте, относящемся к категориям с I по III), на него возложена обязанность по внесению платы за НВОС.

Нельзя не отметить существующее мнение о том, что коль скоро лица, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от обязанности по внесению платы за НВОС, то и разработка, установление нормативов допустимого воздействия и получение разрешительной природоохранной документации "не имеет никакого смысла" (в значении "не требуется").
Такая позиция является ошибочной, не имеет правового обоснования.

Следует обратить внимание, что обязанности:
- по нормированию воздействия на окружающую среду
и
- по
являются различными (хотя и связанными между собой в определенном смысле) экологическими обязанностями.

Однако предусмотренная законодателем экономическая "льгота" для лиц, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории, не освобождает таких лиц от обязанности нормирования (пусть и минимального) негативного воздействия на окружающую среду и получения разрешительной документации на оказание соответствующего НВОС.

Действующее законодательство обязывает юридических и физических лиц ставить на государственный учет объекты, которые наносят вред окружающей среде. Что относится к данным объектам?Какие категории объектов, оказывающих негативное воздействие, утверждены законодательством? Как поставить их на учет? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Что относится к объектам негативного воздействия?

Определение данного термина приведено в законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В соответствии с ним, объект негативного воздействия – это объект капитального строительства (или иной объект), а также группа объектов, расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков и имеющих единое назначение. Под негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) подразумевается осуществление деятельности, в результате которой происходят негативные изменения в окружающей среде.

Категории объектов

Деление на категории объектов, оказывающих негативное воздействие, позволяет ужесточить контроль за опасными производствами и ослабить контроль за предприятиями, которые оказывают минимальное НВОС. За отнесение хозяйствующего субъекта к той или иной категории отвечает Росприроднадзор. Окончательное решение принимается после тщательного анализа сведений об исследуемой организации и сопоставления их с критериями, утвержденными Правительственным постановлением от 28.09.2015 № 1029.

В ст. 4.2 закона № 7-ФЗ перечислены следующие категории объектов:

  • I категория (сильное воздействие). Сюда относятся химические и металлургические предприятия, мясокомбинаты, объекты обезвреживания и захоронения отходов и пр.
  • II категория (умеренное воздействие). К данной категории относятся атомные электростанции, заводы по производству силикатного кирпича, фермы по разведению крупного рогатого скота, птицы и пр.
  • III категория (незначительное воздействие). В эту категорию входят субъекты, не относящиеся к I и II категории, а также те, которые попадают в вышеперечисленные категории, но их производственные мощности меньше критериев, определенных для двух предыдущих категорий.
  • IV категория (минимальное воздействие). Объекты 4 категории оказывают негативное воздействие в незначительных масштабах. К ним относятся офисы, образовательные и социальные учреждения, торговые объекты и пр. Как правило, данные организации освобождаются от платы за НВОС, но окончательное решение принимает Росприроднадзор.

При отнесении хозяйствующего субъекта к конкретной категории принимаются во внимание критерии, установленные Правительством РФ в постановлении № 1029. К основным критериям относятся:

  • масштабы деятельности;
  • уровень загрязнения;
  • опасность отходов, выбрасываемых объектом;
  • сфера, загрязняемая в ходе осуществления деятельности.

Постановка на учет

Юридические лица и ИП должны самостоятельно подавать заявки на постановку на учет объектов, загрязняющих окружающую среду. Если заявка была подана несвоевременно или владелец бизнеса вовсе проигнорировал данное требование – ИП и юрлицам придется уплатить крупный штраф в размере от 30 до 100 тыс. рублей, а должностным лицам от 5 до 20 тыс. руб. (ст. 8.46 КоАП РФ). Основные правила постановки объектов на учет приведены в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2016 № 572.

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие, должна быть произведена в течение 6 месяцев со дня введения их в эксплуатацию. На учет не ставят непроизводственные объекты, которые подключены к городской канализации и не имеют собственных котельных. К ним относятся офисы, торговые здания, школы, детские сады и др.

В обязательном порядке должны быть поставлены на учет предприятия, которые загрязняют атмосферу выбросом вредных веществ или сбрасывают загрязняющие вещества в системы канализации или водные объекты.

Как происходит процедура постановки на государственный учет? Прежде всего, владелец бизнеса должен составить заявление по форме, утвержденной Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554. Заявление следует подать в территориальный орган Росприроднадзора или в Минприроды региона. В Росприроднадзоре регистрируют предприятия, которые подлежат государственному экологическому надзору.

Государственные ведомства имеют право отказать в регистрации, если в заявлении не указана вся необходимая информация. Решение об отказе с указанием причин будет направлено владельцу объекта в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки. Если сотрудники ведомства установят, что объект должен быть поставлен на учет – они известят об этом лицо, подававшее заявление.

Плата за НВОС

Организации и ИП обязаны вносить плату за причинение вреда окружающей среде . Это указано в ст. 16.1 закона № 7-ФЗ. Исключение составляют предприниматели и фирмы, которые осуществляют деятельность только на объектах, относящихся к IV категории. Присвоение данной категории должно быть подтверждено соответствующим свидетельством.

Размер платы рассчитывается ответственными лицами самостоятельно. Для исчисления платы необходимо умножить платежную базу по каждому загрязняющему веществу на соответствующую ставку указанной платы с учетом коэффициентов. Затем эти показатели суммируются. Платежной базой для расчета размера платы является масса или объем выбросов вредных веществ.

Владельцы загрязняющих производств обязаны ежегодно подавать в территориальное управление Росприроднадзора годовую декларацию , в которой они произвели расчет суммы платы по объекту негативного воздействия. Декларацию необходимо сдать до 10 марта следующего за отчетным года.

Ставки платы по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913. Размеры ставок указаны из расчета на 1 тонну конкретного загрязняющего вещества.

Предприятия по производству молочной продукции отнесли к объектам 1-2 категориям опасности. Опрос Milknews показал, что не все наши читатели знают что это такое. Впрочем, неудивительно, потому что это относительно новое понятие. Поэтому мы решили написать об этом в очередном выпуске нашей рубрики «Простыми словами».

Что случилось?

Правительство отнесло предприятия молочной промышленности к 1-2 категории опасности, а Минприроды недавно в ответ на запрос Минсельхоза написало, что считает это обоснованным. Ранее молокоперерабатывающие предприятия относились к 3 классу опасности по санитарно-защитным зонам вокруг предприятий, а категорий опасности не было как таковых - это нововведение.

Что такое категории опасности вкратце?

Это дифференциация на четыре категории всех предприятий по силе воздействия на окружающую среду. Чем выше номер категории, тем слабее воздействие. Отсюда отнесение к I-II категории опасности ставит переработку молока в один ряд с химическими производствами, металлургией и мусоропереработкой. Минсельхоз и специалисты с этим не согласны, тем более, что ранее, судя по требованиям к этой отрасли, молокопереработка опасной не считалась. Но об этом .

Кстати, если заметили, мы не используем слово «экология». Некоторые специалисты считают, что правильно говорить «загрязнение окружающей среды». В документах тоже применяется только такое словосочетание.

Как определить к какой категории опасности относится мое предприятие?

Определить в какой именно категории находится ваше предприятия можно (смотрите текст, выделеных желтым).

Зачем нужны категории опасности?

Чтобы лучше регулировать разные по степени загрязнения окружающей среды отрасли. В постановление об этом написано прямо: «Принятые решения позволят дифференцировать предприятия по значимости воздействия на окружающую среду в целях применения к ним в дальнейшем пропорциональных мер государственного регулирования».

Хорошо, а теперь расскажите подробно про каждую категорию опасности

Итак, в постановлении правительства есть четыре категории опасности. Предприятия разделяются как по отраслям, так и мощностям производства, что логично, ведь крупный завод может навредить гораздо больше, чем небольшой.

А теперь пройдемся по каждой категории от меньшего «зла» к большому и определим куда относится переработка молока:

II категория
В нее тоже включили предприятия, которые оказывают «умеренное негативное воздействие на окружающую среду», но в этот раз это не услуги и лаборатории, а уже реальные производства. В данном случае перечисляются ядерные установки, добыча и обогащение урановой руды, транспортировка газа про трубопроводом и другое. Молокоперерабатывающие предприятия мощностью менее 200 т в сутки (в среднем за год) отнесли сюда.

I категория
Это самые "грязные" производства. Выбросы этих предприятий содержат опасные для людей вещества и соединения. В этой категории будут химические, нефтеперерабатывающие, металлургические и другие подобные предприятия. Если ваш завод перерабатывает 200 и более т молока в сутки, то вы в этой категории.

Почему переработка молока попала в самые опасные категории?

Теперь, когда мы знаем что означает каждая категория, понять логику чиновников гораздо проще. Заключается она, судя по структуре категорий, в том, что любое производство опасно. Так как переработка молока - это не услуга и не что-то имеющее социальное значение и даже не лаборатория, то поместить его в IV или III категорию не получается. Отсюда и определение любого производства в две самые опасные категории.

Но мы не опасные! Правда!

Тогда можно действительно поместить вас в IV или III категорию. Вот только для этого в постановлении определены критерии, которые, мы уверены, выполнить смогут только самые изобретательные бизнесмены.

Например, для IV категории нужно, чтобы масса загрязняющих веществ в выбросах в воздух вашего предприятия не была выше 10 тонн в год. При этом в выбросах не должно быть веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ. В воду вообще никакие загрязняющие вещества сбрасывать нельзя.

Если достигнуть этого невозможно, то надо производить электроэнергию из газа или пара на вашем предприятии или использовать оборудование исключительно для испытаний или исследований.

Попасть в третью категорию переработчикам молока будет еще сложнее. В документе написано дословно следующее: «Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа». Но молочные предприятия уже указаны в первых двух категориях, поэтому этот пункт выполнить невозможно. Однако для особо изощренных есть такая лазейка: можно приобрести и начать эксплуатировать исследовательскую ядерную установку нулевой мощности. Вот тогда у вас будет третья категория. Но вряд ли кто-то на это пойдет, к тому же мы не проверяли можно ли такое покупать частным лицам.

Если вас это успокоит, то вы находитесь в одной компании с садоводами, овощеводами и картофелеводами. Они тоже теперь опасны.

Что-нибудь может поменяться?

Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) борется за включение отрасли в IV или III категорию. Аргументы у него в том, что отрасль социально значимая (чиновники Минприроды, которые писали поставновление, судя по всему, так не считают, иначе бы молочники уже находились в IV категории), среди выбросов есть только умеренно опасные вещества из 3 класса опасности. Выбросы 1 класса дают только котельные и их 0,00003% от общего объема.

Кроме того, до сих пор для молокоперерабатывающих предприятий установлен минимальный размер нормативной санитарно-защитной зоны - 100 м (это согласно СанПину), а плата за негативное воздействие на окружающую среду сейчас минимальная (20-30 тыс. рублей).

Вас также обяжют получать комплексное экологическое разрешение, установить «автоматические средства измерения и учета объема и массы выбросов вредных веществ», а также иметь технику для отсылки информации о загрязнении в фонд госмониторинга окружающей среды.

Вы вообще что-нибудь хорошее сказать можете?

Да! Например, мы знаем, что предусмотрено экономическое стимулирование объектов I категории опасности согласно закону №7-ФЗ. На него могут рассчитывать производства, использующие НДТ. Им к ставке платы за негативное воздействие данного предприятия на окружающую среду «будет применяться коэффициент 0», что означает отсутствие платы.

Комментарий к Письму Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591: об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

    выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

    сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

    размещение отходов.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

– наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
– отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 , по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории .

Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

Между тем вышеупомянутые законодательные нормы подобного условия не содержат. Освобождение, которое предусмотрено в п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, является безусловным. Поэтому вывод, сделанный чиновниками Росприроднадзора в комментируемом письме, явно противоречит букве закона. На наш взгляд, при наличии у хозяйствующего субъекта нескольких объектов загрязнения, один из которых относится к категории «офисные здания», вносить плату он должен за все, кроме последнего. Однако такой подход к решению данного вопроса может привести к спорам с чиновниками территориального отделения Росприроднадзора, которые обязаны учитывать позицию центрального ведомства. Не зря же в конце комментируемого письма содержится указание на то, что разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, подлежат удалению с официальных сайтов территориальных органов в сети Интернет.

И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории . Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы , но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется . Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.