Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа.

Недавно я пересматривал свой дневник тихого времени, проведенного наедине с Богом. Начал я его еще в 1996 году. И там был специальный раздел для молитв о друзьях, родственниках, верующих и неверующих и, конечно, за личные нужды.

Я увидел, что молился о восстановлении одного верующего, который тогда отошел от церкви. Но, насколько я знаю, этот человек так и не вернулся ни в церковь, ни к Богу. Я молился о духовном возрастании одной женщины, семью которой посещал, рассказывая им о Христе. Но они так и не захотели полностью доверить свои жизни Богу. Я молился о своих родственниках, но результата так и не увидел. Я молился об определенных обстоятельствах и теперь вижу, что те молитвы остались без ответа. И подумалось, что это лишь те молитвы, которые я записал. А сколько их, незаписанных, так и остались безответными?

Думаю, в вашей жизни тоже есть много молитв, которые остались без ответа. Если вы когда-то вели молитвенные дневники, найдите их, посмотрите и увидите, что это действительно так.

Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа. Предполагаю, что в своей жизни вы не раз слышали проповеди на эту тему или присутствовали во время ее обсуждения, будь то в формальной или неформальной обстановке. Поэтому надеюсь, что то, о чем пишу, отчасти оживит, отчасти дополнит ту информацию, которая у вас уже есть, и послужит импульсом к дальнейшему размышлению.

Это важная тема, поскольку она касается личных отношений с Богом. И, если мы хотим развивать наши отношения, рано или поздно мы столкнемся с вопросом, почему иногда Бог молчит.

Итак, каковы причины безответных молитв? Я нашел семь объяснений этому.

Грех

Первая причина - грех. Грех - это "универсальный разделитель" человека и Бога. Если внешнее давление, болезни, страх и другие подобные испытания могут отдалить человека от Бога, а могут и приблизить, то грех производит полное разделение и будет преследовать нас в течение всей жизни. Пророк Исаия по этому поводу говорит: "Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать" (Ис.59:1-2).

Здесь речь идет не о каких-то единичных грехах, грехах по неведению, но о грехах, показывающих, что человек любит что-то или кого-то больше, чем Бога. Именно о таких грешниках говорил исцеленный Иисусом слепорожденный: "Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает" (Инн. 9:31).

В нашей жизни может иметь место жестокая борьба с грехом, и это - правда. Но жизнь во грехе несовместима с жизнью в Боге. Поэтому, если мы соглашаемся с присутствием греха в своей жизни, не боремся с ним, Бог, скорее всего, не будет отвечать на наши молитвы, за исключением молитв покаяния. Если же Бог молчит, не отвечает, то вскоре нашему христианству может прийти конец.

Конечно, мы можем стать людьми просто религиозными. Это несложно. Мы можем думать: "Не отвечает Бог? Ну и ладно! Я все равно буду молиться. Так... Для души". Но каждому из нас не надо забывать о том, что, как верно подмечено в одном библейском словаре, "молитва не является чем-то механическим или магическим. Она является обращением к бесконечно мудрому, любящему и могущественному небесному Отцу" (International Standard Bible Encyclopedia, 3:938).

Если христианин не будет искать причин молчания Бога, тем более будет игнорировать этот факт, то он вскоре потеряет живые отношения с Отцом, Его Сыном Иисусом и Святым Духом. Он просто станем религиозным человеком, удовлетворяющим свои религиозные потребности, которые есть у всех людей: будем ходить в церковь, будем вести себя, как христиане, по крайней мере, пока мы в помещении церкви, и даже будем думать о себе, что мы на самом деле христиане. Это несложно. Спросите любого человека, который считает, что Троица - это Иисус, Мария и Николай Угодник, христианин ли он? "Конечно, христианин!" - ответит вам такой человек. Мы можем стать людьми религиозными, но у нас не будет спасительных личных взаимоотношений с Богом. И самое страшное - так можно прожить всю свою жизнь.

А можно уйти в мир и, как говорят, "пуститься во все тяжкие". Ведь между теми, кто не имеет ничего против этого мира, и теми, кто этот мир полностью поддерживает, не такая уж большая разница, если она вообще существует. Ведь и те, и другие являются друзьями миру, а значит врагами Богу. Апостол Иаков по этому вопросу высказался недвусмысленно: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак. 4:4).

Знаете, как Бог ведет Себя со своими врагами? Думаете, Он их преследует и уничтожает? Может, с кем-то Он так и поступает, но чаще Он просто молчит. И это намного страшнее, чем если бы Он обличал и причинял скорбь.

Саул стал врагом Богу. И, когда Бог ему не отвечал, он прибегнул к помощи волшебницы, чтобы та вызвала ему душу Самуила. Когда "Самуил" появился, причем не без помощи магии, между ними состоялся такой разговор: "И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне, [ни в видении]; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать. И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?" (1 Цар. 28:15,16). Затем выяснилось, что Бог и дальше не будет говорить с Саулом, что он обречен. Саул долго шел к тому, чтобы стать врагом Богу, и, наконец, он им стал. Бог же ничего ему не говорил - Он просто молчал.

Неправильный мотив

Вторая причина может заключаться в неправильном мотиве наших молитв. Апостол Иаков выразил это так: "Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" (Иак. 4:3).

Действительно, мотив наших прошений может быть связан не с тем, что угодно Богу, не с пользой для ближних, даже не с пользой для нас самих. Он может быть связан с "похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской" (1Инн. 2:16).

Господь может не отвечать на такие молитвы. И это даже лучше, чем если бы Он ответил. Бывают случаи, когда Господь отвечал на настойчивую просьбу, которая противоречила Его воле, но была очень желаема теми, кого Он любил. Так, израильтяне не захотели довольствоваться теократией в своем обществе, то есть Божьим правлением через судей и пророков. Они очень захотели, чтобы у них, как и у других народов, был свой царь. И Бог дал им царя, но сказал при этом, что, когда они поймут, что они себе выпросили, то глубоко пожалеют о своей просьбе. Вот Его слова, сказанные через пророка Самуила: "И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам…" (1 Цар. 8:18).

Итак, если мотивом просьбы является удовлетворение наших амбиций, то Бог, скорее всего, не ответит на эту молитву. Если же Он ответит на настойчивое человеческое хотение, то мы можем пожалеть о том, о чем просили Его.

Молитва без веры

Третьей причиной может быть просьба без веры. Это может быть сомнение в правильности молитвы, либо сомнение в том, как дальше будут использованы ответы. Вот как об этом сказано у апостола Иакова: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1:5-7).

Апостол говорит о людях, которым не хватает мудрости правильно вести себя во время сложных жизненных ситуаций. Он предлагает им просить мудрости у Господа, но они при этом не должны сомневаться в том, что получат эту мудрость, чтобы затем руководствоваться ею. Если же они начнут колебаться и думать, "а нужно ли мне это?" или "действительно ли я буду действовать так, как мне подскажет Господь?", то они этой мудрости от Господа не получат. Именно таков смысл слов апостола. Иаков говорит, что такой человек вообще не может рассчитывать что-нибудь получить от Бога.

Господь отвечает на наши просьбы, если мы внутренне готовы получить просимое и готовы им правильно распоряжаться. Но если мы сомневаемся в том, что нам действительно нужно то, о чем мы просим, то Бог может нам и не дать. И, скорее всего, Он не даст просимого.

Испытание

Четвертая причина может заключаться в испытании человека для того, чтобы он лучше познал Бога. Первый пример этого я нахожу в книге Иова.

Иов - человек благочестивый и праведный, о чем засвидетельствовал Сам Бог. Он становится объектом дьявольских напастей, в результате которых теряет детей, все свое большое имущество, положение в обществе, уважение и здоровье. И все это с ним происходит с позволения Бога.

Иов считает себя невинной жертвой произошедшего. Единственным его желанием является обращение к Богу, чтобы Он выступил судьей в его деле. Но и здесь Иова постигает неудача, поскольку Бог не отвечает Ему. Иов говорит Богу: "Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда" (Иов 19:7). "Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, - стою, а Ты только смотришь на меня" (Иов 30:20).

Он не получает утешения ни со стороны своей жены, которая желает его скорой смерти, ни со стороны друзей, которые считают его грешником и призывают покаяться.

Когда же в дело вступает Бог, Он объясняет Иову Свое суверенное право действовать на этой земле так, как Он считает нужным. В результате Иов приходит к новому пониманию Бога и говорит: "Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал... Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов 42:3-4, 6). Он не просто сидит у себя дома и философствует об этом, но он понимает это настолько глубоко, что его сердце становится другим. Причина, по которой Иов страдал, заключалась в его испытании, чтобы он лучше познал Бога.

Еще один пример, который я нахожу в Священном Писании, - это история о пророке Иеремии. Этому пророку в личной жизни многим пришлось пожертвовать. Еще в юности он получил призвание стать пророком и говорить людям Слово Божье, причем тем людям, которые будут раздражены сказанным и будут стараться причинить ему зло. Ему было запрещено иметь жену и детей, то есть иметь полноценную семью. Он должен был проповедовать Слово Божье, хотя за сорок лет его проповеднической деятельности так никто и не покаялся.

Либо от себя, либо от лица народа Иеремия говорит о том, что Бог стал его врагом. Среди ужасов, которые, по представлению Иеремии, Бог сделал с ним, он упоминает в своей жалобной песне и такое: "И когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою" (Плач Иер. 3:8). Однако тогда, когда казалось, что надежды больше нет и смерть близка, Иеремия приходит к новому пониманию Бога и Его милости: "Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!" (Плач Иер. 3:21-23). И дальше пророк говорит, что то, что с ним произошло, было ему во благо.

Я уверен, что, когда мы читаем подобные примеры, мы не хотим оказаться на месте этих людей. Мы боимся того, что произошло с ними, и не желаем, себе этого.

Но, во-первых, Бог не действует по отношению ко всем одинаково, но действует с рассмотрением сердца каждого. Он не дает такое испытание, которое мы не вынесли бы, но дает и облегчение в испытании, чтобы мы могли это испытание перенести.

Во-вторых, Бог не поступает так по отношению ко всем подряд, но только по отношению к избранным. Он может действовать так только по отношению к тем, в чьем сердце есть непреодолимое желание познавать Его больше. Он действует так в жизни тех людей, кто не остановится ни перед чем, чтобы познать Бога лучше. Среди этих людей, например, апостол Павел, который считал все свои страдания и невзгоды сором по сравнению с познанием Иисуса Христа. Он знал, что познание Христа - это то, за что можно заплатить самую большую цену: жизнь.

Не хватает настойчивости

Пятая причина может заключаться в том, что нашей молитве не хватает настойчивости. Евангелист Лука делает в своем Евангелии особое ударение на молитве. Он сохранил для нас два примера того, как Иисус учил в притчах о настойчивости в молитве.

Первая притча повествует о настойчивом человеке, который пришел поздно вечером к своему другу и попросил взаймы хлеба, чтобы накормить пришедшего к нему человека. Но хозяин дома стал отказываться, ссылаясь на то, что уже поздно и что он не хочет будить членов своей семьи. Иисус говорит об этой ситуации так: "Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его , встав, даст ему, сколько просит" (Лк. 11:8). И при этом добавляет: "И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Лук. 11:9-10).

Вторая притча рассказывает о неправедном судье и настойчивой вдове. У вдовы был соперник. И, поскольку она не могла нанять себе адвоката, то обратилась за помощью к судье. Но судья был взяточником и бесплатно помогать не хотел. Однако у вдовы не было другого выхода. Она стала постоянно приходить и настойчиво просить судью о защите. И тогда судья решил: помогу, лишь бы она отвязалась. Иисус говорит, что если неправедный судья так решил поступить, то Бог тем более готов отозваться на настойчивую молитву своих детей.

Наша настойчивость в молитве показывает, насколько нам действительно важно и необходимо то, о чем мы просим. Однако, как говорится в одном библейском словаре, "даже настойчивая молитва плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его молитва не может произноситься во имя Иисуса" (Библейская Энциклопедия Брокгауза, 596). Мы не должны даже пытаться манипулировать волей Божьей и при этом говорить "во имя Иисуса Христа!" Мы должны думать, согласуется ли наша молитва с волей Отца.

Не входит в планы Бога

Шестая причина может заключаться в том, что в Божьем плане относительно нашей жизни или в планах для этого мира нет места тому, о чем мы просим. Вот два примера из Писания, которые подтверждают это.

Первый из них касается Моисея. Моисей вызвал гнев Божий своим непослушанием, и Господь в наказание сказал Моисею, что он не войдет в Обетованную землю, куда он вел израильский народ. Несмотря на раскаяние Моисея и его просьбу изменить решение, Бог отказал Моисею. Вот как сам Моисей поведал об этом израильтянам у самых границ Ханаана, куда он так и не вошел: "И молился я Господу в то время, говоря... дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан. Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом; взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей" (Втор. 3:23, 25-27).

Это очень трагичная ситуация, в которой Моисей вызывает жалость и сочувствие. Но в планах Божьих не было того, чтобы именно Моисей ввел народ в эту землю. Возможно, причиной тому был его преклонный возраст, и на завоевание Ханаана ушло бы много времени. Может быть, Моисей был хорошим лидером в мирное время, но недостаточно хорошим воином, каким Господь видел Иисуса Навина. Поэтому Господь сказал Моисею, чтобы он готовил Иисуса Навина, который и ввел народ в Обетованную землю.

Второй пример об апостоле Павле, который был поражен каким-то недугом, о котором богословы и медики до сих пор спорят. Вот как говорит об этом сам Павел: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "… довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2 Кор. 12:7-9).

Мы видим, что болезнь, каковой бы она ни была, дана была Павлу во благо, чтобы сбалансировать его характер и сдерживать от согрешения. Господь не просто послал Своему апостолу болезнь, но и пообещал, что неудобство, причиненное болезнью, Он восполнит Своей благодатью: там, где болезнь Павла была помехой для его служения, в дело вступал Сам Господь. Поэтому Павел, когда сравнивал себя с другими апостолами, говорил так: "Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15:10).

Познав преимущество того, что Господь не ответил на эту его молитву, апостол мог сказать: "Я буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2Кор.12:9). И не исключено, что это знание побудило его написать хорошо знакомые и любимые нами слова: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8:28).

В этих двух примерах мы видим, что Господь каждый раз давал понять, какова Его воля. Поэтому и мы можем рассчитывать, что если просим что-то не по воле Божьей, то Он даст нам об этом знать, чтобы наши молитвы не превратились в "вечное" прошение.

Если же мы верим в Сына Божьего Иисуса Христа, если наше сердце не осуждает нас, то есть в нашей жизни нет неисповеданных грехов, и если мы просим по воле Божьей, то нет ничего, что помешало бы нам получить просимое. Апостол Иоанн сказал об этом так: "И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него" (1 Инн. 5:14,15).

Не понимая своей зависимости

И, наконец, седьмая причина. Она может заключаться в том, что просящий человек не осознает своей зависимости от Бога. Надо помнить, что молитва - это выражение зависимости от Того, к Кому обращаешься. Ведь когда мы умоляем кого-то сделать что-то, подразумевается, что сами мы этого сделать не можем. Именно поэтому человек умоляет другого человека сделать что-либо. То же самое справедливо и в отношениях с Богом.

Когда мы просим Бога о спасении, то это значит, что мы понимаем, что сами не можем себя спасти. Когда мы просим Его о прощении наших грехов, то это значит, что мы понимаем, что сами не можем решить проблемы своей греховности перед Богом. Когда мы просим Его дать нам вечную жизнь, то это значит, что мы понимаем, что сами не можем достичь этой жизни.

Поэтому, если мы считаем себя достаточно независимыми от Бога, способными самостоятельно идти по жизненному пути и при этом угождать Богу, Бог может не отвечать на наши молитвы, чтобы мы раскаялись, осознали свою полную зависимость от Него и научились полагаться на Него во всем. "Без Меня не можете делать ничего", - сказал Иисус (Ин. 15:5).

Покаяние побуждает Бога изменить решение

Итак, причины безответных молитв - это грех, неправильные мотивы, сомнения, испытание, недостаток настойчивости, несогласованность с Божьей волей и, наконец, непризнание своей полной зависимости от Бога.

Что же делать, если в своей жизни мы видим молитвы без ответа?

Нам не нужно проходить мимо и закрывать на это глаза. Давайте попробуем вместе с Господом, в молитве, на основании Священного Писания, разобраться, почему Господь не ответил на них.

Но что делать, если мы не видим ответа на все наши молитвы? Если мы считаем, что Господь перестал с нами разговаривать?

Прежде всего нужно понять, что Господь не подобен обидчивым людям. И поэтому, как пророк Иеремия, нужно надеяться на Его милосердие: "По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!".

Если мы считаем, что Господь молчит на наши молитвы, то, скорее всего, Он ждет от нас покаяния. Сын царя Езекии, иудейский царь Манассия, был самым нечестивым царем из всех, кто царствовал в Иерусалиме. Он был идолопоклонником, во всем нарушал Божий Закон. Поэтому Бог сделал так, что ассирийцы захватили Иерусалим и увели Манассию в плен. Там "И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог" (2 Пар. 33:12-13). Если нужно в чем-то покаяться, то не откладывайте это, покайтесь, как сделал это царь Манассия.

Будем же помнить, что мы всегда можем рассчитывать на милость Божью к нам во Христе, поскольку, как говорит Павел: "Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его" (Рим. 5:10).

Будем внимательны к своим отношениям с Богом.

Будем благодарить Его за эти отношения и, конечно, за те молитвы, ответ на которые мы уже получили.

Аудиозапись можно прослушать и скачать.

Ваши комментарии - наша награда!

К этому материалу их могут оставить только зарегистрированные пользователи на этой странице сразу после текста.

Примеры страданий

Пример апостола Павла:

Второе послание к Коринфянам 12:7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть , ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

Другой пример - страдания Господа Иисуса. Его истерзанное тело было выставлено на всеобщее обозрение.

Когда нам тяжело, хочется облегчения, мы начинаем просить Бога: "Открой нам Лицо Свое! Что нам нужно сделать? Дай нам правила! Покажи нам, в чем мы ошиблись? Тогда я буду уверен, что у меня все будет хорошо."

Но все это уже было - во времена Ветхого Завета. Бог уже давал Израилю Закон после исхода из Египта. Перед этим Он сделал явные чудеса: разделил море, сыпал с неба манну, давал воду из скалы. Но все это привело только к жалобам, ропоту и бунту. У евреев было четкое руководство и явные чудеса, но любить Господа они от этого не стали.

Бог ограничил Себя

Когда Бог создавал людей, Он пошел на риск, давая свободную волю: захотят ли они любить Его? не отвернутся ли? будут ли слушать? Бог дал свободу и может научить каждого, что делать. Но выбор остается за людьми. Адам и Ева использовали свободу для мятежа, и с тех пор страдания и зло вошли в жизнь человечества.

Страдания Иова

Есть мнение, что вся эта книга посвящена страданиям и обсуждению этих страданий. Но, думаю, она на самом деле о Самом Боге.

С самого начала говорится о человеке по имени Иов, который был непорочен перед Богом, которого не за что было наказывать.

В книге Иова 1:6-12 начинает происходить что-то из ряда вон выходящее: Господь заключает с сатаной пари! Они хотят проверить, благословит ли Иов Бога, если забрать у него все, что у него было? С сатаной понятно, это его природа. Но как же может наш человеколюбивый и милостивый Бог так поступать с человеком, который столько времени был Ему послушен?!

Здесь мы видим то, что происходит за кулисами скрытого для нас духовного мира.

Духовная война

В Книге Даниила 10:1-13 описывается еще одно событие на земле, и то, что происходило в это время в духе: по молитве Даниила ему был послан ангел. Но он не мог прийти сразу, потому что князь царства Персидского (имеется в виду бесовский дух) двадцать один день стоял против него. И только после того, как с небес был послан архангел Михаил на помощь, ангел смог прорваться к Даниилу.

Часто мы молимся, но не слышим ответа. Тоже самое было у Даниила. На самом деле его молитва была услышана сразу, но из-за того сражения ответ задержался. Где-то по нашим молитвам происходят духовные сражения. Духовный и физический мир тесно связаны. Иногда Бог показывает, что происходит, иногда нет.

Испытания в жизни Иова

В результате того пари сатана получил доступ сначала к имуществу и семье, а потом и к телу Иова: его детей убили, его стада украли, он сам заболел проказой. Тот не мог понять, в чем же дело. Он начал делать то же, что делаем в похожих ситуациях мы: начал вопить к Богу. К нему пришли его друзья и пытались его "утешить": не жалуйся, наверное, ты согрешил, и поэтому Бог тебя так жестоко наказывает. Иов не соглашался.

Бог Творец

Тогда вступил в разговор Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, только он не рассуждал, виновен Иов или нет. Он говорил о Боге как Творце, Вседержителе. С ним уже никто не спорил, но Сам Бог вступил в разговор:

Иов 38:1,2 Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?

Господь никак не ответил на все вопросы и стоны Иова, но описывает творение Вселенной, как бы спрашивая его: кто ты, что подвергаешь Мои действия суду, как ты можешь это делать? Неужели ты, заключенный в свое ограниченное тело, своим разумом можешь охватить Мой грандиозный замысел?!

Этот ответ полностью удовлетворил Иова, он больше ничего не спрашивал:

Иов 42:3-6 ...Так, я говорил о том, чего не разумел , о делах чудных для меня, которых я не знал... Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле .

Раньше Иов знал о Господе, теперь он увидел и узнал Его . Теперь он уверен: все, что делает Бог - правильно . От этого может быть больно, но все подчинено Божьему замыслу.

Почему Бог допускает страдания

И все таки, зачем все это было нужно? Была ведь какая-то цель и результат. Мы знаем, что Иова Бог благословил потом еще больше, чем раньше.

Наказание за грехи?

Когда с нами происходит подобное, мы не знаем, какой будет результат. Мы страдаем за наши грехи? Если да, зачем тогда умирал Иисус? Он принял на Себя все последствия наших грехов - прошлых, настоящих и будущих. Наша ответственность - как можно быстрее покаяться.

Восстановление Царства Божьего на Земле

С самого грехопадения идет война за восстановление Царства Божьего на земле. Вся жизнь Иова до его страданий была подготовкой к решающей битве. А потом его бросили на самый трудный участок, как самого верного, самого храброго, самого стойкого.

Мы тоже являемся Божьими солдатами. Наша цель - восстановление задуманного Богом Царства . После, казалось бы, незначительного поступка Адама и Евы на земле происходит столько зла: войны, эпидемии, голод и пр. Как положить этому конец? Каждый из нас может что-то сделать для этого. Кому-то достается трудный участок, как Иову, и это - только доказательство нашей верности.

Господь ожидает от нас верности в любой ситуации. Мы можем искать обходных путей и начинаем просить: "Господи отмени". И часто Господь отменяет. Но, бывает, что нет. А на наши жалобы отвечает: "Посмотри на все творение. Неужели ты думаешь, что сможешь управлять им лучше Меня?" Нам нужно быть послушными, независимо от того, согласны мы или нет.

Условная и безусловная любовь

Когда мы только приходим к Богу, обычно все для нас легко: Бога слышишь, ответы на молитвы получаешь, чудеса происходят. Но потом наступает момент, когда вдруг перестаем слышать. Тогда проверяется наша вера и любовь.

Любить Господа можно по-разному. Дети, например, любят своих родителей условно: подарили что-то хорошее - любят, наказали - не любят. Такая любовь нормальна до определенного возраста.

Господь называет нас Своей Невестой. Она уже должны любить без условий. Это значит, что мы уже достаточно знаем нашего Жениха, видели много Его дел, уже можем делать что-то сами.

Теперь уже мы достаточно обучены для ведения войны. Он дал нам для этого оружие: вера, Слово, молитва, любовь, свидетельство, прощение, милость. Противник наш, дьявол, бессилен против этого оружия. Его способы: ложь, страх, депрессия.

Соработники Бога

Господь говорит каждому: радуйтесь! Вашим терпением и послушанием, верой отвоевывается еще один участок Царства Божьего. Мы - соработники у Бога, не Он Один будет исправлять этот мир.

В испытаниях наш характер закаляется, тогда нам можно доверить самые ответственные участки.

Победители

Иов стал в конце концов победителем в своем сражении. И Сам Бог сказал, чтобы друзья его покаялись и просили Иова молиться за них, потому что они неправильно свидетельствовали. Они представляли Господа не любящим Отцом, а экзекутором, который только и ищет, за что бы наказать. Бог - прежде всего Отец, а потом Судья.

Возлюбить Бога все сердцем - заповедь, которая звучит так: "Даже если ты болен, поднимись! Пусть ты томишься от жажды, пой от радости! Иди вперед на сломанных ногах!" Мы должны Его любить всегда и везде, даже посреди пустыни! В особенности в пустыне! В этом наша победа. Господь с нами и за нас. Он проведет нас через испытания победителями!

Евангелие от Луки начинается повествованием об обстоятельствах зачатия и . «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» (Лк. 1: 5–7), – читаем в благовестии апостола Луки. Однако в сравнении с этим гимном праведности родителей Предтечи несколько странными для нас могут показаться слова Ангела, явившегося отцу Пророка: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1: 13). Почему молитва праведника услышана только сейчас, когда он достиг уже пределов земной жизни? Неужели всю жизнь Бог не слышал голоса святых родителей ?..

Это вопрос, близкий для каждого христианина. Слышит ли нас Бог? И почему Он так часто молчит в ответ на наши просьбы? А если отвечает, то почему мы не слышим этот ответ? Одни сомнения неизбежно рождают другие, и жизнь наполняется нерешительностью, колебаниями и бесплодными поисками.

Это великая честь – услышать в своей жизни молчание Бога и ответить на него благодарностью!

Трудно оправдать . Однако в этом и смысл жизни христианина: оправдать даже молчание Спасителя – как ответ, исполненный истинной любви. Ведь любовь Бога не слепа, она совершенна, а значит, может отказать в просьбе, которая не принесет человеку пользы. Наша вера должна непрестанно разрушать сомнения разума одним аргументом: если Бог молчит, значит, у Него есть на это причины! Это мысль, с которой мы должны нести весть о Благом Спасителе всему миру. Мы призваны своим терпением, своей верой оправдать молчание Бога перед безумным миром, требующим от Творца непременно заявить о Себе явно и однозначно. На самом же деле Бог не молчит, Он говорит на языке совершенной любви, который понять может лишь тот, кто готов ответить на эту любовь! И на этом языке даже молчание исполнено трепетного признания отеческого благоволения к Своему созданию. Это очень важно принять и хранить в своем сердце, чтобы ответить сомнениям в момент, когда жестокость внешних обстоятельств или другие причины будут побуждать усомниться в том, слышит ли нас Бог. Именно в этот момент должна сказать свое слово наша вера: значит, пришло время, когда мне мой Спаситель поручил засвидетельствовать о Его любви, оправдать перед всем миром Его молчание… Это великая честь – услышать в своей жизни молчание Бога и ответить на него благодарностью!..

Есть и нечто другое. Спрашивать у Бога решаются немногие. Для кого-то слишком обременительна ответственность, а кто-то просто боится, что Бог не ответит. Однако спрашивать нужно. Это здоровая потребность человеческой души – наполнять жизнь Божиим ответом. Отсутствие ее свидетельствует о духовной болезни – неверии. Это путь смертельно опасный, поскольку такому человеку Бог не нужен, Он чужд для него. Не Спасителем, а собственным «Я» наполнена его жизнь. Следовательно, рано или поздно придется пережить горечь разочарований и в себе, и в мире вокруг.

Есть только один путь, которым можно избежать гибельности разочарования, – жить по Божиему совету, в Его присутствии. Однако для нас часто этот образ жизни, вопрошание Бога оказывается недоступным из-за того, что слишком много собственных ожиданий и надежд наполняют наше обращение к Богу, не оставляя места для голоса Творца.

Незаметно для нас самих вопрос перерастает в требование. Оно кажется нам совершенно невинным, кажется естественным развитием наших чувств и переживаний. Однако первый шаг в сторону уже сделан – мы требуем… Конечно, зачастую это требование звучит не столь самоуверенно. Звучит в форме благочестивого исповедания всемогущества Творца, подобно тому, как некогда в пустыне приступал к Спасителю искуситель: «если Ты Сын Божий…» (Мф. 4: 3, 6). Так же и наше требование к Богу начинается с мысли о всемогуществе Творца, с тайного упрека: «Ведь Ты, Господи, всё можешь, можешь обстоятельства повернуть таким образом, чтобы ответ стал однозначным и очевидным». Да и Сам Спаситель, лукаво подсказывает разум, некогда сказал совершенно определенно: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» (Мф. 7: 7).

И человек ждет ответа. Но ответ не приходит, Бог молчит. К сожалению, такое случается в нашей жизни достаточно часто. Мы разговариваем с Творцом на разных языках, не понимая, что и как нам отвечают. Мы ожидаем услышать громоподобный глас Бога Вседержителя, требуем явного ответа на наши молитвы, умоляем разрешить недоумения, а в ответ встречаем обычных людей, погружаемся в обычные обстоятельства, наблюдаем тот же мир, ту же жизнь вокруг. Мир не изменился, кажется нам, в нем не случилось никакого переворота, даже в нашей маленькой скромной жизни ничего не изменилось. Неужели Богу так трудно ответить… прийти… показать?

Наверное, с подобными чувствами ожидал явление Бога, провозвещенное ему Ангелом, пророк Илия в Синайской пустыне. говорит об этом без лишних подробностей, но с достаточной определенностью: «И сказал [Ангел]: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (3 Цар. 19: 11–12), – и там Господь. Оказывается, в реальной жизни действительно проще увидеть Бога в чем-то чрезвычайном, чудесном, необычном, ярком, чем признать Его Промысл в обыденном… Эти ожидания встретиться со Всемогущим Творцом мира слишком соблазнительны, чтобы так просто от них отказаться и услышать любящий глас Спасителя в совете близкого человека… Мы ожидаем и требуем ответа явного и определенного, не оставляющего места для колебаний и сомнений, а Бог оставляет место для терпения, любви, кротости, смирения…

Подобно нам, отнюдь не на такой ответ от Бога надеялись иудеи, когда ожидали своего мессию, покоряющего народы и восстанавливающего могущество Израиля. Однако с этой позиции Евангелие оказывается совершенно непонятным: неужели не мог Господь Вседержитель явно засвидетельствовать миру о Своем пришествии? Почему всё так сложно? Почему с Елеонской горы прозвучал не голос Владыки, Творца, хотя бы великого полководца, царя, но кроткий, тихий глас Иисуса из Назарета? Почему Господь скрыл Себя от многих людей, разве Он не мог…?

Божий Промысл о нас непрестанен, его не нужно особо искать, стоит лишь прислушаться, остановиться. Это удел нашей веры, ее живое и здоровое проявление – чувство постоянства в уповании на Бога, уверенность в том, что Он отвечает всегда, каждый миг, непрестанно.

Человек призван к поискам . Это единственное, на поиски чего действительно стоит потратить всю жизнь. Ничто иное не может принести ни счастья, ни вечности. Все жизненные проблемы начинаются там, где рядом с Богом появляется еще что-то, чем человек пытается заполнить недостаточность своих усилий в стремлении к Истине.

В жизни нужно дать место Богу. Он насильно не врывается, но стоит у двери и стучит: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). И это самый важный факт жизни христианина: Бог отвечает лишь тем, кто ищет Его, кто готов найти для Него место в своей жизни. « Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам…» (Иак. 4: 8).

В 1-м Послании апостола Иоанна представлено одно из самых важных утверждений Библии: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Это главная весть, которую Господь Бог провозгласил о Себе. Однако, вглядываясь в окружающий мир со всем его злом и страданиями, человек не может удержаться от вопроса: «Есть ли в этом мире место Богу любви?»

Бунтарь и богоборец Иван Карамазов в романе Достоевского «Братья Карамазовы» рассказывает брату Алексею историю о генерале, который запер на всю ночь в чулане дворового мальчика, а потом натравил на него свору борзых и собаки загрызли ребенка на глазах у матери. Вина мальчика состояла в том, что он, играя камнем, зашиб ногу любимой генеральской гончей. И Господь не вмешался, не прекратил несправедливость. Иван заявил, что не хочет быть с таким Всевышним, а потому «возвращает Богу билет в Царствие Небесное».

«Я не Бога не принимаю… я мира, Им созданного, мира то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять… Я взял одних деток, для того чтобы вышло очевиднее. Об остальных слезах человеческих, которыми пропитана вся земля от коры до центра – я уж ни слова не говорю… Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулаченком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «боженьке»!.. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно… Это и делаю».

В нашем мире трагедии происходят непрерывно. У каждого из нас бывали моменты, когда жизнь теряет смысл из-за каких-то нелепых, несправедливых вещей, будь то развод, болезни, потеря работы, смерть близких людей.

Мы стараемся понять, почему Господь не помог нам или нашим близким в трудной ситуации?! Если Бог есть любовь, почему Он тогда ничего не сделал, чтоб предотвратить террористические акты, уносящие жизни ни в чем неповинных людей, почему допускает, что ураганы, землетрясения, цунами стирают с лица земли целые города?! Какой нам прок в том, что Бог всесилен, если Он все равно не употребляет Свое могущество, когда мы больше всего нуждаемся в Его защите? Или мы безразличны Богу?

Однажды библейский пророк Аввакум задал подобный вопрос: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?» (Авв. 1:2). Псалмопевец Давид взывает:

«Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?» (Пс. 9:22). Мы рассчитываем на Бога, Который готов в нужный момент «закатать рукава» и решительно вмешаться в мою жизнь. Если же вмешательства не происходит, нам кажется, что нас предали, обманули и бросили на произвол судьбы. Человека постигает разочарование, а затем сомнение в Боге, Его любви и доброте, и, наконец, утрата веры.

Можем ли мы дать разумное объяснение тому, что происходит в нашем мире? Многие люди, разочаровавшиеся в Боге, не желают читать Библию. Но как же узнать, что говорит Бог, если не предоставить слово Ему Самому? Именно в Библии Господь открывается нам в истинном свете. Из Священного Писания мы сможем лучше понять, почему порой Бог допускает страдания и кто несет ответственность за зло на планете Земля.

Зло пришло в совершенный мир

Господь – Творец всего, от небесных светил до бабочки. Однако часто можно слышать вопрос: «Если Бог мудрый и добрый, почему Он создал такой несовершенный мир?»

Как выглядела Вселенная в день сотворения мира? Первые страницы Библии повествуют о том, что Господь создал совершенный мир. Окончив шестидневный труд творения, Господь посмотрел на Свое произведение, «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Господь не создавал зла! В самом начале не было ни греха, ни его разрушительных последствий. Жизнь первых людей не омрачали страх, страдания, болезни, Адам и Ева не ведали смерти. У них был совершенный характер и идеальные отношения.

Как же случилось, что наш мир коренным образом изменился, став местом раздоров, страданий и несчастий? Вторая и третья главы книги Бытие повествуют о том, как зло и грех вошли в наш мир. Спустя некоторое время после того, как Бог сотворил совершенный мир, сатана пришел в Эдемский сад, чтобы склонить Адама и Еву к непослушанию Творцу. Господь ограничил сферу влияния дьявола, позволив ему находиться только в месте, где росло дерево познания добра и зла, чьи плоды Адаму и Еве было запрещено употреблять в пищу.

Однажды Ева, прогуливаясь по саду, подошла к этому дереву. Дьявол под видом змея незамедлительно завел с ней разговор: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:1-6).

Адам и Ева знали прежде только добро и были совершенно счастливы. Однако им захотелось узнать и зло, что, по словам дьявола, сулило большие преимущества. Первые люди ослушались Бога, пренебрегли Его настоятельным предупреждением относительно запретных плодов и позволили дьяволу обмануть себя. Человек захотел узнать, что такое зло, и вот мы познали зло во всей его полноте.

Господь сказал Адаму: «…за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19). Проклятие грехопадения распространилось на всё творение. Труд стал для человека тяжелым бременем, появились болезни, зависть, злоба, вражда. Самым трагичным последствием греха стало то, что вместе с ним в наш мир вошла смерть.

Итак, откуда в прекрасном Божьем мире взялись боль и страдания? Всё зло – результат неправильного выбора человека, непослушание воле Бога. Вот что говорит Священное Писание о возможных причинах наших бед: «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28:15).

Сделав выбор жить без Бога, не желая быть послушным Его воле, человек выбирает и последствия своего выбора. Вот как об этом говорил Господь через пророка Исаию: «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3:9).

Не Бог, а мы сами порой навлекаем на себя зло. Именно по вине человека происходят многие беды. Мы часто сетуем на Бога: «Почему Бог, если Он благ, не остановит всех ужасов нашего столетия?» Герой романа Герберта Уэллса «Джоан и Питер» спрашивает Бога:
– Почему в мире так много зла?
– А что? Вам, людям, это не нравится? – спросил Бог.
– Конечно, нет.
– Тогда измените все это, – был ответ.
Истинная свобода выбора подразумевает возможность совершать зло и от нас самих зависит, чтобы этого зла стало меньше.

Кто такой дьявол?

Если дьявол довел человека до грехопадения и вверг мир в пучину страдания и боли, спрашивают многие, то откуда взялся дьявол? Если Бог создал весь мир, может быть, сотворил и дьявола?

Бог не творил дьявола. Он сотворил совершенного ангела, о котором сказано: «…ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Иез. 28:12). Дьявол первоначально носил имя Люцифер, что означает «светоносный». Именно так он назван в книге пророка Исаии – «денница, сын зари» (Ис. 14:12). Библия говорит нам о том, что Люцифер занимал самое высокое положение на небе и предстоял перед троном Вседержителя: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:14,15). Как указывает Библия, когда в Люцифере обнаружилось беззаконие, то ангел света и добра стал противником Бога, сатаной.

«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8). В этом тексте названо имя первого грешника и время, когда он совершил первоначальный грех. В книге Откровение противник Бога фигурирует как «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12:9).

Почему Люцифер согрешил?

В Священном Писании сказано: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:12-14). Как говорит Библия, в сердце Люцифера стали развиваться честолюбивые планы. Семя тщеславия породило в нем мысль стать подобным Творцу. Гордость превратила ангела, занимавшего самое высокое положение на небе, в противника Бога – сатану. Об этом сказано в Библии так: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю» (Иез. 28:17).

Сотворенные Богом существа наделены свободой выбора – любить Бога и доверять Ему, либо отвернуться от Него. Бог знал, что когда-нибудь Его творения могут избрать путь противления. И дьявол был первым во Вселенной, кто сделал этот ужасный выбор. Трагедия греха берет свое начало с него.

Для того чтобы занять престол Бога, дьявол должен был опорочить характер и волю Бога и настроить ангелов против Него. Люцифер убеждал небожителей, что Бог что-то скрывает от них, Закон Божий слишком ограничивает их свободу, а Сам Творец – жесткий и несправедливый правитель. Сатана открыто клеветал на Бога, характер Которого выражен одним словом – «любовь». Вот почему люди обвиняют Бога в несправедливости: дьявол и сегодня внушает людям сомнения в доброте и сострадании Бога.

Каким же образом разрешился конфликт на небе? «И произошла на небе война: Михаил (с древнеевр. – «кто как Бог?» – одно из имен Иисуса Христа) и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).

Чтобы сохранить мир и гармонию на небесах, дьявол и третья часть ангелов, которые присоединились к нему в восстании против Бога, были низвержены с неба. Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук.10:18). Попав на землю, дьявол обманул Адама и Еву и стал смертельным врагом человека.

Почему Бог не уничтожил сатану?

Почему же Бог не уничтожил дьявола в самом начале, чтобы исключить в будущем возможность его разрушительной деятельности?

Если бы Господь уничтожил сатану, это не упростило бы проблему и не остановило бы распространение греха, а наоборот, усложнило бы дело. Люцифер поставил под сомнение премудрость, любовь и справедливость Божественного правления. И если бы Господь подавил восстание и незамедлительно уничтожил зачинщика, то даже верные поклонники Бога задумались бы: может быть, сатана прав? Все небожители стали бы поклоняться Богу скорее из страха, нежели из любви. Неверие и сомнение распространились бы до самых отдаленных пределов Вселенной. Сотворенные существа жили бы, сомневаясь, действительно ли Бог есть любовь, а его Закон справедлив. Кто прав? Кому теперь можно доверять? Зло стало бы вечным, было бы поставлено на карту само существование Вселенной.

Каким же образом небожители и все сотворенные существа могли узнать, каков Бог на самом деле? На этот случай у Бога был план: предоставить сатане возможность продемонстрировать свои принципы правления, чтобы всем стало ясно, кем он на самом деле является. Более короткого пути не было. Дьявол настолько искусно маскировал свои истинные намерения, что потребовалось время, пока вся Вселенная ни убедилась, насколько разрушительна его деятельность.

Подлинная сущность дьявола и подлинный характер Бога

По словам Христа, дьявол является родоначальником греха во Вселенной, отцом лжи и убийцей: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он - лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Основная цель его деятельности на земле заключается в том, чтобы «украсть, убить и погубить» (Ин. 10:10). Сегодня «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). Таким образом ответственность за все зло и страдания лежит не на Боге, а на зачинщике восстания против Бога.

Люди часто обвиняют Бога в своих потерях, сомневаются в Его любви. В такие моменты мы поддаемся обману «отца лжи». Но по-настоящему разглядеть любовь Бога можно только на Голгофском кресте: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Это самый поразительный акт смирения и любви, когда-либо проявленный в истории человечества.

Когда Иисус был распят на кресте, все ангелы и обитатели других миров увидели подлинное лицо сатаны, который побуждал людей убить невинного Сына Божьего. Смерть Христа на кресте полностью раскрыла намерения сатаны перед всей Вселенной. Именно на кресте Христос решительным образом победил врага. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Крест раскрыл подлинный характер сатаны, но также и явил подлинный характер Бога.

Крест – это откровение для наших измученных сердец о том, как сильно Господь возлюбил нас. Из того, что Божья любовь побудила Всевышнего отдать Своего Сына на смерть ради нашего спасения, следует, что Богу не безразличны наши нужды, Он глубоко страдает вместе с нами, переживает вместе с нами нашу скорбь.

Господь заверяет нас в Своей любви: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих…» (Ис. 49:15,16). Весь мир может забыть нас, дожди и ветры могут стереть наше имя с могильного камня, но ничто не в силах стереть это имя со скрижалей сердца Бога. «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3), – говорит Господь. Когда нас охватывает щемящее чувство растерянности и смущения, существует только одно прибежище, где мы можем обрести покой и утешение, – сердце Господа.

Бог обеспокоен решением проблемы греха и страданий, возможно, даже больше, чем мы можем себе представить. Бог обещал однажды и навсегда уничтожить грех и дьявола через очищение земли огнем. В пророческом откровении апостолу Иоанну была показана сцена уничтожения дьявола и его слуг: «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное…» (Откр. 20:9,10).

Почему Господь допускает страдания?

Почему Господь все же допускает в нашей жизни суровые испытания и, несмотря на Свое всемогущество, порой не ограждает нас от козней дьявола?

В 4 главе книги Бытие повествуется о том, как сын Адама и Евы, Каин, убил своего брата. Несмотря на обличения Бога, Каин так и не раскаялся в содеянном грехе. После чего сказано: «И пошел Каин от лица Господня…» (Быт. 4:16). Печальные слова. Сколько «каинов» ходят сегодня по нашей истерзанной грехом земле!

Цель человека, который ушел «от лица Бога», – сделать жизнь за пределами Эдемского сада похожей на рай, но при этом обойтись без Всевышнего. Одна из самых больших проблем греховного человека заключается в том, что он не испытывает нужду в Боге, хотя, на самом деле, отчаянно в Нем нуждается. Человек ждет даров Бога, но не ищет Самого Бога. Господь говорит: «Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» (Ос. 13:6).

Мы порой относимся к Богу, как авиатор к своему парашюту: берет его с собой в полет на случай аварии, но надеется никогда не воспользоваться. Бог, сотворивший нас, знает, что наше счастье без Него невозможно. Какие средства использует Господь, чтоб достучаться до своенравного и строптивого сердца человека? В Священном Писании сказано: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз… Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих… Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых» (Иов. 33:14,19,29,30).

Клайв Люис заметил: «До тех пор, пока то, что мы именуем «нашей собственной жизнью», остается сносным, мы не хотим предавать себя Богу. Что же тогда остается Ему предпринять в наших интересах, как ни сделать «нашу собственную жизнь» менее сносной и отнять у нас возможные источники ложного счастья?»

И далее автор ссылается на собственный жизненный опыт: «Ужасная необходимость испытаний совершенно очевидна… Стоит Богу на мгновение вложить этот меч в ножны, и я веду себя, как щенок, когда с ненавистным купанием покончено, – я, как могу, отряхиваюсь насухо и мчусь прочь, чтобы вновь обрести свою привычную чумазость, если и не в ближайшей куче навоза, то, по крайней мере, в ближайшей клумбе. И поэтому испытания не могут прекратиться до тех пор, пока Бог не увидит, что мы либо переродились, либо ожидать от нас перерождения уже бесполезно».

Скорби этого мира, состояние беспокойства – это вечный зов Господа, колокол, набат, посредством которого Он обращается к сознанию человека и побуждает человека искать Бога. В известной притче Христа о блудном сыне, который оскорбил отца и с принадлежащей долей наследства ушел из дома, рассказывается, что юноша осознал свою вину по отношению к отцу и свою нужду в отце только после того, как всё потерял и оказался на дне жизни. Только тогда, сказано: «Придя же в себя, сказал: “…встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою”» (Лк. 15:17,18).

К сожалению, переоценка ценностей, здравый смысл, осознание нужды в Боге и зависимости от Него порой приходят только в кризисные моменты жизни. Именно боль и страдания зачастую отрезвляют человека и побуждают его оставить гордыню, грех, искать нечто более ценное – искать Господа. Скорби и страдания могут стать бесценным опытом, если взглянуть на них глазами Бога с точки зрения неба и вечности. Пророк Исаия говорил о Боге: «…ибо, когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде» (Ис. 26:9). «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов. 5:17,18).

Об этом же говорит и автор Послания к Евреям: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает... Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:6,11). Вот почему Священное Писание сравнивает жизненные трудности с плавильней, в которой под воздействием высокой температуры очищается золото. В книге пророка Исайи Господь говорит: «Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания» (Ис. 48:10).

Итак, мы видим, что Небесный Отец допускает страдания не потому, что Ему нет дела до нас, а наоборот, потому что Богу крайне небезразлично состояние нашей души, потому что Он любит нас. В Священном Писании сказано: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Бог под судом

Тема страданий особенно раскрыта в библейской книге Иова. На русский язык ее переводил Ломоносов, а Пушкин специально изучал древнееврейский язык, намереваясь читать этот текст в подлиннике. Во многих произведениях Достоевского есть рассуждения о проблеме страдания, которая поднимается в книге Иова.

В этой книге описано, как Иов в одночасье потерял почти все свое имение, несколько тысяч голов скота. Погибло множество слуг, затем дети – семь сыновей и три дочери. Последним ударом для Иова была потеря здоровья: он покрылся струпьями проказы с головы до пят. Книга Иова повествует о самом худшем, что могло произойти с самым лучшим человеком.

Иов сетует: «Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: «обида!», - и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму… Кругом разорил меня… Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими. Полки Его пришли вместе, и направили путь свой ко мне, и расположились вокруг шатра моего» (Иов. 19:6-8,10-12). Слова Иова - это скорее его первая реакция, то же самое испытывает человек, пораженный нежданным ударом судьбы. Так же, как этот библейский герой, мы склонны роптать и видеть в Боге ополчившегося врага.

Иов использует военные термины: «Господь сделался как неприятель». Это агрессивное вторжение и осада произведены несправедливо и без каких-либо оснований. Иов говорит: «Я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного… сердцу вдовы доставлял я радость… Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно» (Иов. 29:12-16). «Кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою?» (Иов. 24:25).

Иов настаивает на своей непорочности. Он скоблит себя черепицей и спрашивает: «Почему это случилось со мной? За что? Что я сделал не так?»

Иов приходит к выводу: Господь несправедлив. И тогда обращается за разъяснением непосредственно к Всемогущему, чтоб Он объяснил причину его страданий.

Иов вызывает Бога на суд, но Небо молчит. Более всего Иова терзает, что его плач остается без ответа. Бог ничего не объясняет. Перед твоим носом захлопывается дверь, ты слышишь, как дважды поворачивается ключ в замке, гремит засов – и потом тишина. Иов слышит лишь горькие упреки друзей и пустоту в сердце.

Почти каждый из нас однажды сталкивается с «сокрытостью» Бога. Облако «неведения» способно окутать нас внезапно, без предупреждения, в тот момент, когда мы острее всего нуждаемся в Божьем присутствии. Не понимая, что происходит, нахо¬дясь в тисках отчаяния и разочарования, Господь иногда кажется несправедливым.

Вопрос страдания поднимает проблему теодицеи, то есть богооправдания. Этот термин был введен в оборот в XVIII веке философом Лейбницем. Но сама проблема теодицеи так же стара, как человечество. В конце XVIII века немецкий философ Эммануил Кант следующим образом определил смысл теодицеи: «Под теодицеей обычно подразумевается защита высшей мудрости Создателя от иска, который представляет ей разум, исходя из того, что не всё в мире целесообразно».

Греческому философу Эпикуру приписывается следующая формулировка этого противоречия: Бог или хочет устранить зло и не может, или может, но не хочет, или не может и не хочет, или хочет и может. Если хочет, но не может, Он бессилен, что не совместимо с Богом. Если может, но не хочет, Он зол, что также чуждо Богу. Если не может и не хочет, Он бессилен и зол, и значит не Бог. Если хочет и может, что единственно подобает Богу, откуда тогда страдания и зло? Или почему Он их не устраняет? Проблема теодицеи и сводилась к тому, чтобы найти выход из этого логического тупика. Каков же дан ответ на эту проблему в книге Иова?

В первых стихах этой библейской книги представлен образ Иова как богобоязненного и праведного человека. Затем неожиданно перед читателем раскрывается другое измерение – совет на небе и разговор Бога и дьявола. Эта сцена приоткрывает причину страданий Иова. Об этом сказано так: «Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа» (Иов. 2:1).

В речи сатаны звучит обличение, он упрекает Бога в том, что Иов служит Богу небескорыстно, а из-за материальной выгоды. «И отвечал сатана Господу, и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов. 2:4-7).

В этой сцене показана причина страданий – именно сатана, а не Бог поразил Иова. И даже если это показывает причину страданий Иова, снова возникает трудный вопрос: «Как может Бог делать человека «ставкой в споре с врагом»? И все же Бог позволил сатане наслать на Иова болезнь и страдания. Однако основная проблема заключалась в том, что участники драмы не знают, почему все эти беды обрушились на Иова. Не найдя объяснения молчанию Бога, Иов пытается постигнуть тайну страданий и спрашивает: «Почему?» Содержание книги – три речи друзей Иова, три речи самого Иова и две речи Бога. После того, как умолкают друзья, умолкает Иов и из бури раздается глас Господень. Происходит явление Бога: «Господь отвечал Иову из бури…» (Иов. 38:1).

В первой речи Господь представляет Иову картины творения. «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?» (Иов. 38:2-5).

Затем Господь говорит о земле и небесах, дне и ночи, о снеге, граде, свете, дожде, о львах, ланях, о конях, рвущихся в бой, о павлинах, ястребах, китах, слонах и т.д. Этим самым Господь желает сказать: «Можешь ли ты, Иов, создать все существующее так же, как сделал это Я?»

За первой речью следует вторая, Господь продолжает спрашивать Иова: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он?.. Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя… Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? Вденешь ли кольцо в ноздри его? Проколешь ли иглою челюсть его?.. Сделает ли он договор с тобою и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? Станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?» (Иов. 40:3,4,10,19-21,23,24).

Во второй речи Господь образно указывает на то, что Он не только создал этот мир, но и управляет им. Как видим, явившись Иову, Бог не снимает покрова с тайны и не объясняет, почему Иова постигли страдания. Бог так и не открыл Иову сцену, которая происходила на небе. Господь дает ответ только на основной вопрос, который поднимает Иов: достаточно ли справедлив и соответственно достаточно ли мудр и добр Господь Бог? Можно ли Ему доверять и уповать на Него?

Для этого Он разворачивает перед человеком картины мироздания и задает ему встречные вопросы. В двух речах Бог указывает, что Его безграничная и непостижимая мудрость заключена в способности не только сотворить столь сложную и гармонично устроенную Вселенную, но и управлять этим сложным и многообразным миром природы. Из этого следует, что все пути Творца истинны и праведны, сколь бы загадочны и неисповедимы они ни казались.

После того, как Господь задал все Свои вопросы, Иов смиренно сказал: «Что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (Иов. 39:34). Он признался, что не может ответить на вопросы Бога и признает Его правоту, справедливость и мудрость. Иов склоняется пред Богом в смирении и благоговении со словами: «Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено... Я слышал о тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:2,5,6). С какими словами сегодня Господь обращается к озадаченному, смущенному человеку, на которого хлынули потоки горя?

Господь и сегодня не объясняет причины наших страданий. Мы не в состоянии многое понять. Тайна останется тайной. Вопрос «Почему?» имеет только один ответ: Господь в Своей мудрости никогда не ошибается, Его пути всегда правдивы и истинны. Все находится под контролем и попечительством Бога. Он всегда ведет нас лучшим путем, все, что происходит в нашей жизни, «содействует нам ко благу» (Рим. 8:28).

Когда нет явного свидетельства присутствия Бога, Господь желает научить человека вопреки всему в смирении довериться Ему. Лев Толстой написал: «Если я верю в Бога, то мне нечего спрашивать о том, что выйдет из моего послушания Богу и веры в Него, потому что я знаю, что Бог – любовь, а из любви ничего, кроме добра, выйти не может». Даже когда Господь ведет нас по тернистому пути и допускает трудности в нашей жизни, вера придерживается убеждения, что невидимый Бог – добрый и любящий, что на самом деле все обстоит не так, как нам видится, что Всевышний не таков, как нам это кажется.

Когда плотная пелена скрывает от наших глаз Божий лик, Господь не оставляет нас, хотя и может так показаться. Он присутствует в жизни страдающего праведника более чем когда-либо. О страдающих Божьих последователях Исаия говорит: «Во всякой скорби их Он не оставлял их… взял и носил их во все дни древние» (Ис. 63:9).

Библия говорит, что однажды на небесном суде Господь прольет свет на все тайны нашей многострадальной земли, откроет причины невзгод, которые так нелепо врывались в нашу жизнь. Тогда мы поймем, как «всё устроено к лучшему». Придет день, когда вся Вселенная признает: «…велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3).

Христос – пример доверия Небесному Отцу

Христос знает, что значит быть человеком. Он пришел однажды на нашу землю и нет в нашей жизни ничего такого, чего не пережил бы Иисус. «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…» (Ис. 53:3). Иисус изведал одиночество, предательство, богооставленность. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Ни с кем не поступали так несправедливо, как с Иисусом Христом, никто не страдал так тяжело как Сын Божий. Поэтому именно Он способен утешить тех, кого терзают сомнения, кто усомнился в Божьей доброте.

Испуская дух на кресте, Иисус возгласил: «Боже мой, Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Мф. 27:46).

Христос испытал богооставленность – гнев Отца пал на Него, взявшего на Себя грехи всего мира. Христос сошел в бездну смерти, во тьму покинутости, беззащитный и безоружный. Однако тогда Отец не пришел Ему на помощь. Иисус получил в ответ молчание, подобно тому, что пережил Иов.

В тот момент ничего не говорило, что Отец принимает жертву Христа, не было никаких доказательств благоволения Бога. Однако ничто не могло поколебать веру Иисуса в любовь Отца. Вот что сказал Христос в момент, когда небо молчало: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). Это были слова веры. У Христа не было никаких доказательств, что Отец Его слышит, но Он хорошо знал доброту и милосердие Отца. Это была победа чистой веры.

Возможно, долгие годы мы не получаем ответ на свои молитвы, возможно, стоим перед неразрешимыми проблемами. Пусть наша молитва сегодня будет исполнена веры: «Господи, в руки Твои предаю своих детей, свои проблемы, свое здоровье! Господи, в руки Твои предаю свой дух!»

«…где обетование пришествия Его?..»

«Куда смотрит Бог? Почему не наведет порядок на Земле? Почему Бог молчит?».Эти вопросымногократнорассматривались. Ответы на них имеются. И все равновозникают они снова и снова.

Людям хотелось бы, чтобы зло с Земли было убрано, как можно скорее. Люди осознают, что кроме Бога справиться со злом никто не сможет. Но Бог молчит, ничего не предпринимает. Почему?

Принципиальная ошибка людей.

Рассуждения о том, что Бог, якобы, молчит, не вмешивается в земные дела,базируютсяна непонимании Духа Священного Писания.

Как думает обычный, не просвещенный Свыше человек? Как он видит себе вмешательство Господа в дела земные? Очень даже просто: По его представлению Бог придет, или явится, и, каким-то способом уберет с Земли все зло, создаст хорошую жизнь.Люди ожидают от Бога действий положительных, направленных на искоренение проблем и трудностей жизни.

В общем - такие рассуждения и ожидания верны. Бог действительно имеет целью устранение зла и создание на Земле прекрасных условий жизни, без горя и проблем. Замысел Бога люди понимают правильно, пусть и подсознательно.

Не понимают люди другого. Не понимают они порядка, или очередности действий Бога.

Горе желающимявления Бога…

Если бы Господь, как этого страстно многие желают, сейчас пришел на Землю и уничтожил с нее все зло, то сие означало бы смерть, гибель многих-многих людей, и, по всей вероятности, также и самих этих «желающих».

Как так? Очень просто.

Уничтожить зло, в действительности подразумевает и уничтожение, или нейтрализацию всех людей, которые тем или иным способом способствуют существованию зла. Ибо невозможно полностью избавиться, например, от вируса, пока существует его носитель и распространитель.

Посмотритевокруг себя. Многих ли вы знаете людей, свободных от всякого зла, греха, несправедливости? Вероятно, чторешив их считать по пальцам,вы обнаружите, что не мало ваших пальцевдолгое время остаются «не задействованными».

Исследуя Священное Писание, и немного поняв дела Бога, можно с дерзновением предположить, что, если бы Господь сегодня восстановилна ЗемлеСвое Царство, то сие означало бы, что миллиарды людей должны были бы немедленно погибнуть, быть уничтоженными, как нераскаявшиеся в своих грехах, и, следовательно,недостойные Божьего Царства.

Сокровенный смысл, или оборотная сторона вопросазаключается в том, что желать прихода Бога, де-факто значит желать гибели многочисленных народов. Грешникам появление Богапринесет неминуемую смерть. Еще древние пророки говорили, что появление Бога, или, по-пророчески – «День Господень», будет страшным горем и бедствием для жителей земли. Вдохновенные пророки предупреждали, например, так: «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он – тьма, а не свет,- то же, как если бы кто убежал от льва – и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену – и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он – тьма, и нет в нем сияния». (Амос 5:18-20).

Бог Спасающий.

Богне губитель. Бог – Отец Небесный. Он – дает жизнь, Он - источник всякой жизни. Его цель не погубить, а спасти людей.Плохих, грешных, подданных злу, несправедливостям- именно таких людей Бог желает спасти. Поэтому Бог пока еще не приходит, и буквально не восстанавливает на Земле Свое Царство мира, добра и справедливости.

Предельно четко и понятно этот вопрос пояснилеще Апостол Петр.Как видно, претензии по поводу того, «почему Бог молчит», люди высказывали от начала. И Апостол ответил: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. …Долготерпение Господа нашего почитайте спасением…». (2 Петра 3:9-15).

Бог не молчит!

Представление о том, что Бог не принимает участия в делах земных,происходят от невежества. Бог действует! И Его действия направлены четко на спасение людей. Бог придет, чтобы убрать с земли все зло. Бог непременно это совершит. Однако прежде Бог сделает все, чтобы спасти грешников, чтобы призвать их к покаянию. Все пророчества Священного содержат сию краеугольную мысль.

Бог давно и активно вмешивается в дела земные.Божье вмешательство представляет собой побуждение и даже принуждение грешников к покаянию.

Как можно подтолкнуть грешника к покаянию? Раскается ли он в своих неправдах, если создать ему хорошую, радостную жизнь? Едва ли! Напротив, такая жизнь лишь утвердит его в грехах. На примере некоторых «сытых» территорий и государств, хорошо видно, чтобезбедственная жизнь привела их к Содому и Гоморре.

Единственным действенным способом принудить кого-то к покаянию, является создание для него трудностей, проблем, чтобы, увидев их, грешник понял бы ошибочность своего мышления, подумал бы о покаянии, о пересмотре своих жизненных приоритетов.

Священное Писание показывает, что земные, человеческие проблемы и трудности, которых с каждым днем становится все больше, приходят от Бога. Бог принуждает людей к покаянию. Бог не желает гибели грешников, но, чтобы грешник покаялся и жил.Вот этого не понимают люди, жалующиеся на«молчание Бога». Не понимают они, что на первом этапе вмешательство Бога в дела земные будет означать не уменьшение бедствий, а, напротив, колоссальные бедствия и проблемы для землян.

Уничтожение зла и восстановление на земле рая будет последнимштрихом, завершающей стадией Божественного вмешательства. А перед этим Бог призовет все народы к покаянию. И для этого на землю свалятся громадные проблемы, трудности, бедствия, чтобы люди, увидев их, покаялись в своих грехах, и получили возможность войти в то благословенное будущее, которое Бог приведет на землю.

Мировые события со всей очевидностью показывают, что Бог еще никогда не был так активен в Своем вмешательстве в дела земные, как сейчас. Только, простите, недалекий и бессмысленный не видит этого.

Спасающее Царство Божье.

Господь Иисус Христос научил нас молиться Богу: «Отче наш, сущий на небесах!…Да приидет Царствие Твое». Мы ждем Божье Царство. И молимся, чтобы Оно пришло на землю.

Одновременно ученики Христа, любящие ближнего, как самого себя, и желающие грешникам спасения, благодарны Богу за Его великое долготерпение. Оно ведь приносит спасение многим людям. Каждый верующий, и ожидающий Божьего Царства, может порассуждать на примере собственной жизни. Брат во Христе, что было бы с тобой лично, если бы Господь пришел давно, или, хотя бы десять лет назад? Разве не долготерпение Богаподарило нам возможность раскаяться в своих грехах и получить надежду на спасение?

Быть недовольным «промедлением» Бога, означает, к сожалению,не понимать волю, дела и мысли доброго и милосердного Спасителя-Бога.

Когда мы молимся«Да приидет Царствие Твое, и да будет воля Твоя и на земле, как на небе» , - тогда мы молим Бога не о гибели людей, а о их спасении. Царство Бога придет, чтобы спасти, а не чтобы сгубить.По примеру своего Учителя, ученики Христа любят людей, и желают им жизни. Это религии предрекают людям гибель имучения. Это религии пишут и рисуют, как грешники будут мучиться в аду, как им тяжко там будет. А другие, более «истинные», ад не проповедуют, но зато пишут и рисуют, как в Армагеддоне люди будут живыми проваливаться в бездну, как заживо будут гореть вместе со своими детьми и стариками… А ученики Христа проповедуют Евангелие, мир, добро и спасение Христово.