Святая великомученица Евфимия всехвальная была дочерью христиан – сенатора Филофрона и Феодосии. Она пострадала за Христа в г. Халкидоне, расположенном на берегу Босфора, напротив Константинополя, около 304 года.

Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арен, угрожая великими муками тому, кто не исполнит приказания. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу.

Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. Вскоре о местопребывании христиан стало известно, и они были приведены к Приску для ответа. В течение 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, не зная, каким еще способом принудить христиан к отречению, послал их на суд к императору Диоклитиану, но отделил от них самую юную – девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.

Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге.

Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела.

Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.

Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Дерзновенно возгласив, что и они христиане, Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.

Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона. Впоследствии на могиле великомученицы Евфимии был возведен величественный храм. В этом храме происходили заседания IV Вселенского Собора в 451 году, во время которых святая великомученица чудесным образом подтвердила православное исповедание, положив предел ереси монофизитов, о чем подробно сказано в день воспоминания этого чуда .

По взятии Халкидона персами в 617 году мощи святой великомученицы Евфимии перенесены были в Константинополь (около 620 г.). В период иконоборческой ереси рака с мощами святой Евфимии оказалась брошенной в море. Благочестивые корабельщики извлекли их. Впоследствии они попали на остров Лемнос, а в 796 году были возвращены в Константинополь.

Почему к лику святых была причислена Евфимия Всехвальная? О чем просят ее? Помогают ли молитвы, обращенные к ней? Житие Евфимии Всехвальной будет поведано далее.

Эпоха мучеников

Город Халкидон основан в 680 году до н. э. в Малой Азии, на берегу Чёрного моря, вернее, Босфора. Был одним из городов Древней Греции, а позже некоторое время принадлежал персам. В Римской империи стал центром одной из провинций, Вифинии, под управлением проконсула. В начале III столетия нашей эры им был человек по имени Приск. Диоклетиан, правивший тогда в империи, известен своим добровольным отречением от престола. Но в истории христианства он прежде всего самый жестокий гонитель приверженцев истинной веры. В годы его владычества множество христиан прославились в лике святых. Мученичество во имя Христово воспринималось этими людьми как дар Божий. Одна из них – святая великомученица Евфимия Всехвальная. Подробнее всего о ней рассказывается в житии, составленном святителем Димитрием Ростовским.

Праздник в честь идола

Девушка была дочерью благочестивых сенатора Филофрона и его супруги Феодоросии. Быть христианином в те времена - значило подвергать свою жизнь опасности одним только тем фактом, что ты исповедуешь неугодную власти веру. В Халкидоне был языческий храм, посвящённый Аресу (Марсу). Для православных это означало поклонение не просто идолу, но обитавшему в нём бесу. В житии упоминается, что, гнушаясь богомерзким праздником, который хотел устроить проконсул в его честь, христиане скрывались и тайно, из опасения гнева властей, проводили службы истинному Богу, господу нашему Иисусу Христу. Но праздник в честь Ареса был, видимо, задуман и как своего рода провокация. Кто не пришёл к капищу и не принёс жертв, мог быть наказан только за это. Тем более что, скорее всего, этот человек был поклонником распятого, как это называли язычники.

Сорок девять христиан

Приск велел учинить строгий розыск тех, кто не пришёл на праздник. В некоем тайном месте и было обнаружено 49 приносивших молитвы христиан. Была среди них и Евфимия. Дом, где проходила служба, окружили, выломали двери, и всех находившихся там людей с насмешками приволокли к владыке Халкидона. Никто из них не стал скрывать своё вероисповедание. Ни угрозы страшными пытками, ни обещания славы и богатства за отречение от истинной веры не возымели действия. Всё, что он мог им предложить, эти люди уже давно отвергли во имя Христово. Поклониться твари вместо Творца для них было хуже смерти. Можно только предполагать, каким пыткам их подвергали целых 19 дней, но не совратился ни один человек. Во время последней встречи с ними, поняв бесполезность издевательств и уговоров, проконсул обратил внимание на Евфимию. Может быть, жалость закралась в сердце, а может, посчитал, что молодую девочку можно испугать и сломить, но Приск отделил её от остальных обречённых. Однако всесильный владыка провинции переоценил свои возможности.

На колесе

Пытаясь прельстить красавицу, он обещал ей такие дары, от которых, казалось, невозможно отказаться. Но девушка была тверда, сравнивая его со змием, сумевшим когда-то обольстить Еву. Разгневанный властитель велел приготовить «колесо». Наверное, ни один инквизитор позднейших времён не измыслил бы такого орудия пытки. Это было деревянное колесо с острыми ножами. К нему привязывали жертву и крутили. При этом с тела срезались целые куски плоти. Это и происходило с молодой христианкой. Но она не кричала от боли, а молилась Иисусу Христу. И чудовищное орудие остановилось. Никакие попытки прислужников не могли заставить его вращаться вновь. А святая великомученица Евфимия Всехвальная сошла с него совершенно невредимой, благодаря и хваля Бога.

И пламя не опалило

Что мог подумать язычник при виде такого чуда? Признать в этом действие Бога, которого молила о помощи и восхваляла девушка? К этому он был уже неспособен и, конечно, подумал о волшебстве. Даже всё, что произошло после этого, не убедило его в величии и благости Господа. Пламя в разожжённой по его приказу печи не устрашило отроковицу. Вспоминая в молитве, как Бог защитил от огня трёх отроков в Вавилоне, она без страха ждала, когда её бросят в пылающее жерло. Тех, кто должен был это сделать, звали Виктор и Сосфен. Намереваясь исполнить приказ, они сподобились увидеть в печи ангелов, которые «размётывали» огонь. После этого они не осмелились тронуть жертву гнева правителя. Даже после угроз в свой адрес не покорились, уверовав во Христа, и были заключены в темницу. Повеление исполнили другие, и тут же сгорели в вырвавшемся из печи пламени. А Евфимия стояла в огне невредимой и пела песнь во славу Господа.

Смерть во имя Господне

Много мучений придумал Приск для пленницы, которую считал волшебницей. Сломить её так и не удалось, а все пытки не причиняли ей вреда. Пила, которой её хотели перепилить, тупилась, змеи во рву, куда её бросили, не кусали, а выносили её на себе к берегу. Тогда повели мученицу в цирк, чтобы предать обычной для христиан казни, отдать на растерзание зверям. В молитве она просила Бога принять свою жертву и упокоить душу в селениях мучеников и святых. Львы и медведи, выпущенные на арену, лизали ноги той, которую должны были разорвать на части. Только одна небольшая рана кровоточила на её теле. Наконец Всевышний снизошёл к молитвам, и она умерла, доказав своей жизнью «немощь бесов и безумие мучителя». Тут же началось землетрясение. Языческие храмы и крепостные стены рушились, погребая под собой нечестивых. Все разбежались, а родители взяли дочь и похоронили неподалёку от города. Именно на том месте впоследствии возвели первый храм в честь святой.

На иконе – с крестом и свитком

Иконописных изображений Евфимии Всехвальной не так много. Самое раннее из известных датируется второй половиной XI века. Известен также диптих конца XI века, находящийся в монастыре великомученицы Екатерины. Ещё на одной синайской иконе Евфимия Всехвальная изображена вместе с великомученицей Мариной. Другие изображения святой находятся в храмах Каппадокии. Все они относятся ко времени ранней Византии. Древнейший текст с описанием её жизни и мученического подвига, чей автор известен, это «Слово на страдание вмц. Евфимии Всехвальной» митрополита Амасийского Астерия. Он упоминает об изображениях мучений святой. Их можно было увидеть в храме, который находился при её гробнице. Начиная с X века, её стали писать не только с крестом, но и со свитком в руке. Это связано с чудом, о котором пишет и святитель Димитрий Ростовский.

Посмертное чудо

В V веке по Рождестве Христовом в большую силу вошли монофизиты, отрицавшие человеческую природу Иисуса Христа. Для того чтобы точно сформулировать догмат, в Халкидоне был созван IV Вселенский собор. Ересь настолько утвердилась к тому времени, что существовала реальная опасность извращения истинной веры. Собралось 630 человек, которые представляли все поместные христианскиецеркви. Среди них были выдающиеся представители православия, впоследствии прославленные в лике святых. Но очень долгие прения так и не дали результата. Тогда Анатолий, патриарх Константинопольский, предложил, чтобы решение было предоставлено Духу Святому. Святая мученица, конечно, была его носительницей. Исповедание веры монофизитов и православных записали на двух свитках. Открыли гробницу святой, положили их на её груди, и в присутствии императора, которым был тогда Маркиан, закрыли, а рядом поставили стражу. Через три дня усиленного поста и молитв гробницу вскрыли. Монофизитское исповедание лежало в ногах святой, а истинное она держала в правой руке, которой и подала свиток патриарху. Таким образом еретики были посрамлены.

Почитание на Руси

Если говорить о Древней Руси, то предполагают, что изображение Евфимии Всехвальной было ещё в храме Святой Софии Киевской, а это первая половина XI века. Концом XV века датируется её образ в церкви Святого Симеона Богоприимца Звенигородского монастыря, что в Великом Новгороде. Со свитком – на иконе-таблетке начала XVI века, которая называется «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и св. Евфимия Всехвальная», она находится в том же городе на берегу озера Ильмень.

В изображении святой следовали византийской традиции. В Западной Европе она чаще предстаёт верующим юной девушкой, держащей в руках лилию, символизирующую непорочность, или пальмовую ветвь, которая является символом мученичества. Дополняют облик плащ и диадема на голове. Немало иконок святой сделал для паломников преподобный Паисий Святогорец. Он рассказывал о встрече с Евфимией одному своему гостю. Больше всего старец изумлялся, как такая хрупкая девчушка могла вытерпеть нечеловеческие муки. Она ответила. Сказала, что, если бы знала о славе, которая ожидает святых, молила бы о ещё больших мучениях.

Если просить с верой

Евфимия Всехвальная почиталась в Халкидоне, где и жила. Храм с её мощами стоял на том же месте, где святую похоронили родители после её смерти на арене римского цирка. В мраморной гробнице находился ковчег с мощами, а сбоку – небольшое отверстие. Каждый год в тот день, когда она пострадала за Христа, его открывали после Всенощной, и епископ вынимал оттуда сухую прежде губку, напитанную святой кровью. Она благоухала и исцеляла любые болезни. Известны многочисленные случаи, когда святая помогала больным, и в России. Почему-то принято считать, что у каждого святого своя «специализация». Но на самом-то деле они, живущие в славе Божией, могут вымолить у него для нас любую милость, если просить с верой. Чудотворная икона была обретена в одном из русских сёл в июле 1910 года. Люди, молившиеся ей, избавлялись от зубной боли, слепоты, она избавляла село и округу от дизентерии, которая в то время грозила смертью, а часто и была её причиной. Засуха стала причиной того, что местные жители стали требовать рытья колодца на месте обретения иконы. Сон о необходимости этого увидел один из крестьян. И только после того как требование было выполнено, погода наладилась.

Посмертные скитания Евфимии

Великомученицу не оставили в покое и после смерти. В VII веке Халкидон разграбили персы. После их ухода мощи из опасения, что это не последнее нападение, перевезли в Константинополь. Но и там они не обрели покоя. В эпоху иконоборчества в Византии (VII-начало IX веков) еретики боролись с почитанием не только самих икон, но и мощей святых. Мощи Евфимии Всехвальной были осквернены и выброшены в море. Чудесным образом ковчег подобрали проплывавшие мимо купцы, доставившие святыню на остров Лимнос. Они остались на этом клочке суши, построили на свои средства небольшую церковь и всю жизнь служили «своей» святой. Когда местный епископ хотел перенести святые останки в более подобающий для них храм, она сама воспротивилась этому, явившись ему во сне. Там они и находились, пока не закончилось владычество иконоборцев. Тогда мощи вернулись обратно в Константинополь. Сейчас это, как известно, Стамбул, а Халкидон стал частью мегаполиса. Но там и по сей день цел храм, который был выстроен неподалёку от места упокоения великомученицы. А люди, молящие о помощи, получают её, если действительно веруют в Иисуса Христа и мучеников, умерших во славу его.

Святая великомученица Евфимия всехвальная была дочерью христиан - сенатора Филофрона и Феодосии. Она пострадала за Христа в г. Халкидоне, расположенном на берегу Босфора, напротив Константинополя, около 304 года.

Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арея, угрожая великими муками тому, кто не исполнит приказания. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу. Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. Вскоре о местопребывании христиан стало известно, и они были приведены к Приску для ответа. В течение 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, не зная, каким еще способом принудить христиан к отречению, послал их на суд к императору Диоклетиану , но отделил от них самую юную - девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.

Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге. Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела. Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.

Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Дерзновенно возгласив, что и они христиане, Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.

Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона.

Впоследствии на могиле великомученицы Евфимии был возведен величественный храм. В этом храме происходили заседания IV Вселенского Собора в 451 году, во время которых святая великомученица чудесным образом подтвердила православное исповедание, положив предел ереси монофизитов, о чем подробно сказано в день воспоминания этого чуда II июля.

По взятии Халкидона персами в 617 году мощи святой великомученицы Евфимии перенесены были в Константинополь (около 620 г.). В период иконоборческой ереси рака с мощами святой Евфимии оказалась брошенной в море. Благочестивые корабельщики извлекли их. Впоследствии они попали на остров Лемнос, а в 796 году были возвращены в Константинополь.

Святая великомученица Евфимия всехвальная была дочерью христиан - сенатора Филофрона и Феодосии. Она пострадала за Христа в г. Халкидоне, расположенном на берегу Босфора, напротив Константинополя, около 304 года.

Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арен, угрожая великими муками тому, кто не исполнит приказания. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу.

Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. Вскоре о местопребывании христиан стало известно, и они были приведены к Приску для ответа. В течение 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, не зная, каким еще способом принудить христиан к отречению, послал их на суд к императору Диоклитиану, но отделил от них самую юную - девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.

Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге.

Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела.

Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.

Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Дерзновенно возгласив, что и они христиане, Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.

Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона. Впоследствии на могиле великомученицы Евфимии был возведен величественный храм. В этом храме происходили заседания IV Вселенского Собора в 451 году, во время которых святая великомученица чудесным образом подтвердила православное исповедание, положив предел ереси монофизитов, о чем подробно сказано в день воспоминания этого чуда .

По взятии Халкидона персами в 617 году мощи святой великомученицы Евфимии перенесены были в Константинополь (около 620 г.). В период иконоборческой ереси рака с мощами святой Евфимии оказалась брошенной в море. Благочестивые корабельщики извлекли их. Впоследствии они попали на остров Лемнос, а в 796 году были возвращены в Константинополь.

Иконописный подлинник

Греция. XVII.

Мцц. Ирина, Фекла, Евфимия. Икона. Греция. XVII в.

Хосиос Лукас. XI.

Вмц. Евфимия. Мозаика. Греция (Хосиос Лукас). Начало XI в.

Грачаница. Ок. 1318.

Вмц. Евфимия. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.

Несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины.

Родители святого долгое время оставались бездетными. Наконец их молитвы принесли добрый плод: Господь даровал им сына, который родился в 378 году в городе Мелитине в Малой Армении. Его рождение было предзнаменованием того радостного и мирного времени, которое вскоре наступило в Церкви после 40 лет страданий от арианской ереси и гонений .

Когда мальчику было 3 года, его отец умер, и мать привела сына к епископу Евтрию. Тот сразу распознал печать благодати Божией на этом ребенке, крестил его и вскоре сделал чтецом в своей церкви. Будущий святой воспитывался в доме епископа в духе добродетели, умеренности и почитания Священного Писания. Очень рано он был приучен со страхом Божиим совершать богослужение в урочные часы и непрестанно молиться в сердце. Мальчик выходил из дома только для того, чтобы посетить подвизавшихся в округе монахов.

Каждый год время от Богоявления до Пасхи преподобный Евфимий проводил в пустыне, живя в одиночестве и безмолвии, подобно пророку Илии и святому Иоанну Крестителю. Так он просиял во всех добродетелях и уже в 19 лет был рукоположен в священный сан и поставлен начальником над всеми монастырями епархии.

Около десяти лет преподобный Евфимий усердно исполнял эту должность. Но, видя, что почести препятствуют возрастанию в добродетели, он ушел в Иерусалим, желая подражать житию Господа нашего Иисуса Христа и тем испытаниям, которые Он претерпел в пустыне. Преподобный Евфимий поселился близ Фаранской лавры, основанной столетием раньше преподобным Харитоном (память 28 сентября). Живя в уединенной келье и свободный от всех забот, кроме угождения Богу постами и молитвами, преподобный Евфимий плел корзины из пальмовых листьев, чтобы никого не обременять заботой о себе. В это время между преподобным Евфимием и подвизавшимся поблизости другим отшельником, преподобным Феоктистом (память 3 сентября), возникла столь глубокая духовная близость, что у них все стало общим - мысли и образ жизни, словно они были одной душой в двух телах. Однако преподобный Евфимий превосходил преподобного Феоктиста кротостью и смирением, поэтому Господь сделал более явной Свою милость к нему и во всем даровал ему первенство.

Оба подвижника каждый год уходили на весь Великий пост в Кутилийскую пустыню близ Мертвого моря. Однажды Господь привел их к замечательной пещере, находившейся на склоне утеса. Они тотчас сделали ее своим жилищем и превратили в церковь Божию, освятив молитвами и песнопениями. Там они прожили некоторое время в полной безвестности, питаясь только произраставшими вокруг дикими травами.

Впоследствии подвижников нашли местные пастухи, и с тех пор жители близлежащей деревни почитали за честь заботиться о пропитании людей Божиих, а монахи Фаранской лавры стали посещать их и многие желали поселиться в этом месте. Преподобный Евфимий хотел оставаться свободным от каких-либо привязанностей, и, поскольку это место было слишком тесным для устройства лавры c отдельными кельями, он основал общежительный монастырь у подножия утеса и поставил игуменом преподобного Феоктиста. Сам же преподобный Евфимий всю неделю проводил один в пещере, превращенной в часовню, а в субботу и воскресенье, когда все братия собирались на всенощную и Божественную литургию, исполнял обязанности духовного отца и наставлял их. Так преподобный Евфимий непрерывно возрастал в близком общении c Богом, Который даровал ему способность творить чудеса.

Однажды, в 420 году, к святому явился предводитель некоего бедуинского племени, которого звали Аспевет, что значит «глава конницы». Во время преследований христиан в Персии он помогал им бежать в Римскую империю. Аспевету было видение, и он привел к преподобному Евфимию больного сына. Тот исцелил ребенка, осенив крестным знамением. Варвары, видевшие это чудо, были потрясены. Они бросились к ногам подвижника, умоляя наставить их в учении, которое дает человеку власть над смертью, и просветить их светом святого крещения. Некоторые из них тоже стали учениками преподобного Евфимия, а их предводитель, нареченный Петром, сделался пламенным проповедником христианства среди рассеянных по всей Палестине бедуинов.

Это чудесное исцеление принесло преподобному Евфимию всеобщую известность. Отовсюду к нему толпами стекались больные. Это мешало святому пребывать в уединении, и, невзирая на увещевания преподобного Феоктиста и других братий, он решил уйти в еще более далекую пустыню - Руву. Там находилась древняя еврейская крепость Массада. Он взял c собой только одного ученика, Дометиана , который тоже был родом из Мелитины. Так преподобный Евфимий провел несколько лет в разных местах, но каждый раз его чудеса привлекали к нему новых учеников, и он основывал новые монастыри. Затем он вернулся в те места, где подвизался преподобный Феоктист, и вместе c Дометианом поселился в пещере на небольшом холме посреди пустынной равнины Сахель.

Через некоторое время Аспевет-Петр привел к нему множество сарацин, желавших принять крещение. Эти волки пустыни превратились в духовных овец Христовых и не хотели более покидать святого. Они раскинули шатры поблизости, и впоследствии их стан превратился в городок, а его епископом стал Петр. Преподобный Евфимий продолжал отправлять всех приходивших к нему и желавших жить близ него в монастырь преподобного Феоктиста. Но затем Господь явился преподобному Евфимию в видении и повелел отныне самому принимать учеников и основать лавру, устроенную по образцу Фаранской.

В новой лавре отшельники пребывали в безмолвии в течение всей недели, живя уже не в пещерах, а в кельях, построенных Петром и сарацинами. На воскресной всенощной они собирались вокруг своего пастыря и духовного отца в церкви, которая была освящена в 428 году святым архиепископом Иувеналием (память 2 июля).

Однажды, когда преподобный Евфимий служил Божественную литургию вместе c диаконом Дометианом, c небес на алтарь сошел огонь, осенивший обоих, подобно покрову. Так Божественная благодать просветила духовные очи преподобного Евфимия - c этих пор он мог ясно различать, кто достоин подходить к святому причастию, а кто принимает его на душу, отягощенную грехами, себе в осуждение. Он также получил дар распознавать тайны сердца и предвидеть будущее.

Несмотря на постоянную нужду, преподобный Евфимий был гостеприимен и щедр ко всем приходившим в его лавру. Однажды по молитве святого пустая кладовка наполнилась хлебом, которого оказалось достаточно, чтобы накормить 400 паломников, прибывших из Армении посетить соотечественника. На протяжении трех месяцев запас не истощался. Человек Божий совершал многочисленные чудеса и всегда прибавлял к ним наставления о послушании, о смиренном пребывании в тех условиях, которые дал нам Господь, и о покаянии. Благодать, изливавшаяся на учеников преподобного Евфимия и на других людей, всегда служила для их укрепления и возрастания в добродетели.

Во всем преподобный Евфимий был совершенным образцом евангельского поведения. В беспокойные времена между Ефесским (431) и Халкидонским (451) соборами он был для христиан верным мерилом истины и столпом Православия. На оба собора он отправил учеников, и они сыграли видную роль в принятии решений. По окончании Халкидонского собора самозванец по имени Феодосий сумел на 20 месяцев захватить Иерусалимский патриарший престол. Он склонил к монофизитству большую часть палестинских монахов, для которых тонкая богословская терминология соборных постановлений была малопонятной. Только преподобный Евфимий и его ученики поддерживали Православие, невзирая на угрозы и выдвигавшиеся против них обвинения в несторианстве. Как некогда святость преподобного Антония, так и очевидная святость преподобного Евфимия была доказательством истинности его учения.

Императрица Евдокия (память 13 августа), вдова Феодосия II, поселившаяся в Палестине, тоже поначалу склонялась на сторону противников собора. Но потрясенная несчастьями, которые обрушились на ее семью во время взятия Рима, она осознала свое заблуждение. Желая снова вступить в евхаристическое общение c Церковью, она отправила посланцев к преподобному Симеону Столпнику, подвизавшемуся в окрестностях Антиохии (память 1 сентября). Тот призвал императрицу скорее вернуться к Православию и передал ей такие слова: «Зачем, имея источник вблизи, пренебрегаешь им и тщишься почерпнуть той же воды издалека: у тебя есть человек Божий Евфимий. Следуй его учению - и спасешься». Тогда Евдокия велела построить для себя башню близ лавры и поселилась в ней, внимая наставлениям преподобного Евфимия, как будто бы они исходили из уст Самого Господа. Впоследствии она стала стойкой защитницей веры и осыпала Палестину щедрыми дарами, строила церкви, монастыри и приюты.

Почтенный подвижник, обремененный летами, но весь воодушевленный тем внутренним горением, которое исходит от Святого Духа, вел к Царству Небесному многочисленных учеников. Среди них были такие выдающиеся представители монашества, как преподобный Савва (память 5 декабря), преподобный Кириак (память 29 сентября), преподобный Герасим (память 4 марта) и многие епископы. В возрасте 90 лет преподобный Евфимий покинул пещеру, чтобы навестить преподобного Феоктиста. Он успел застать последние минуты жизни друга, совершил погребение и назначил нового игумена.

Господь заранее открыл святому и время его собственной смерти. Однако он никому не говорил об этом до того дня, когда, по своему обыкновению и вопреки преклонному возрасту, должен был удалиться в пустыню на время Великого поста. На всенощной в день памяти преподобного Антония Великого святой собрал учеников и дал им последнее наставление: «Более всего храните, как основание и цель всякого доброго дела, чистую любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3: 14). Всякая добродетель укрепляется любовью и смирением c помощью опыта, времени и благодати. Но любовь выше смирения, ибо Слово Божие ради Своей любви к нам добровольно смирило Себя и стало человеком, как и мы». Преподобный Евфимий также заповедал своим чадам за все благодарить Бога во всякое время, прежде всего за то, что Он призвал их от суеты мира и дал им святую жизнь, уподобляющую их ангелам. Затем он попросил избрать ему преемника, возвестил о скорой смерти Дометиана и о том, что лавра станет общежительным монастырем (482). Преподобный Евфимий показал братиям место, где следовало построить церковь и братские корпуса, и заповедал не оставлять обычай странноприимства, утешать братий, которые претерпевают искушение, и помогать им, а также c усердием исполнять все положенные богослужения.

После этого преподобный Евфимий в течение трех дней пребывал один в алтаре церкви и почил в мире 20 января 473 года с лицом совершенно безмятежным и совсем светлым, более похожим на ангельский лик, чем на человеческий.

Через семь дней скончался и Дометиан, который был верным учеником преподобного Евфимия в течение 50 лет и дал обет оставить земную жизнь через неделю после старца. Великое множество монахов, священников и мирян собралось на погребение отца пустыни Евфимия. Тогда произошли многочисленные чудеса, которые еще долгое время совершались на могиле преподобного Евфимия, высеченной на месте его пещеры. Вся Церковь сразу стала почитать преподобного Евфимия как одного из величайших отцов. Проведя всю жизнь в уединении, он, тем не менее, всегда был опорой веры, проповедником, законодателем общежительного монашества и сосудом благодати Божией.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря