Почитание православными христианами образа Богородицы является давней и славной традицией верующих. Трогательные чувства преклонения перед ней реализовались в создании семисот различных икон, воспроизводящих Святую Марию одну и вместе с Сыном. Ей посвящено множество храмов, названных в ее честь, ее воспевают в гимнах и славословят в молитвах, преисполняющих души православных верой и нежностью. Каждый образ приносит помощь и облегчение по-своему, но все подают исцеление и добро. Одной из таких славных икон является Грузинская икона Божией Матери, сила которой не только врачует душу и тело, но и помогает женщинам, потерявшим надежду на рождение ребенка, обрести долгожданное счастье материнства.

Описание иконы

С позиции христианства живописания святых на иконах считаются посредниками между небесным и земным миром, а основной смысл преклонения перед ними состоит в обращении молений не к картине, а к тому образу, который он являет. Понимание иконописи доступно исключительно всерьез набожному человеку, который не сомневается в неисповедимости Бога. Воображение помогает людям видеть мысленным взором чудесное могущество Божественных сил, однако в процессе обращения к святым проще это делать, видя их образы перед собой.

Иконы Богородицы, написанные за многие века существования христианства, композиционно делятся на различные типы. Грузинская икона Божией Матери представляет собой изображение, написанное в манере иконописи Одигитрия, что означает Путеводительница. Построение православных икон должно соблюдать строгие каноны. По преданию, именно в таком стиле апостол Лука создал первую икону.


Композиционной особенностью иконографии иконы является то, что скомпонованные во впадине в центре доски образы занимают почти весь участок и размещены в форме треугольника, самая продолжительная сторона которого совпадает с наклоном головы Богородицы к Сыну. На иконе Грузинская Богородица держит на коленях подросшего Младенца, одной рукой поддерживая Сына, а другой, направленной ладонью вверх, она указывает на Христа, словно повествует о дороге, предназначенной пройти роду человеческому, чтобы очиститься от грехов. Этот указующий жест также подтверждает, что Иисус является спасителем человечества.

Дева Мария на этом образе показана в качестве провожатой христиан к Богу. Данный тип иконы обычно изображает Богородицу по пояс. Голова Девы Марии слегка повернута и наклонена к Богомладенцу, сидящему на ее левой руке. Характерная особенность этой иконы заключается в способе рисунка длинного покрывала, струящегося с головы Божией Матери складками, оставляющего треугольник синего хитона и отвороты накидки.

Правую руку Христос обычно держит таким образом, будто благословляет всех приходящих к нему. В другой руке у него – свиток, являющийся символом Ветхого Завета, позже дополненного Спасителем. Отличительная черта иконы – изображение правой ножки Иисуса, повернутой оголенной ступней вовне.

Лучше всего рассмотреть Грузинскую Божию Мать можно в церкви – там она обычно бывает большого размера.

История обретения

Икона эта является по происхождению грузинской, однако в 1622 году, после захвата Грузии шахом Аббасом, попала в Персию. Спустя 3 года ее купил купеческий приказчик Стефан Лазарев. Вернувшийся на родину в Ярославль, он передал образ хозяину, а сам купец, видевший в свое время вещий сон, отправил образ в Красногорский монастырь, находящийся в окрестностях Архангельска на реке Пинеге, где на его средства был возведен и обустроен храм. Почти сразу здесь начали происходить многочисленные чудеса: прозрел и обрел слух монах Питирим. Чудодейственное изображение перемещали с крестными ходами по многим районам страны.


В Москву Грузинскую Божию мать отправили в 1654 году: требовалось обновить и сделать для нее новый оклад. Во время распространения повальной болезни с появлением иконы сопоставили чудесные выздоровления. Признательный за излечение сына, ремесленник Гавриил Евдокимов поручил написать копию иконы, переданную в церковь на Глинищах, расположенную в Никитниковом переулке. Дубликат иконы также стал совершать необычные чудеса и помогать горожанам в излечении различных заболеваний.

В 1650 году митрополитом Никоном установлена дата почитания Грузинской иконы Богоматери – 4 сентября (22 августа по старому стилю). После революции монастырь был закрыт, чудотворную икону Грузинской Богоматери в последний раз видели в 1946 году после возрождения монастыря. Позже образ пропал и больше нигде не появлялся.

Создание списков с иконы

В начале ХVIII столетия кремлевским иконописцем Кириллом Улановым был создан тщательно вымеренный список изображения Грузинской Божией Матери. В наши дни с этого образа сделаны копии, хранящиеся в различных храмах нашей страны, большинство считаются чудотворными. Списки древнего образа встречаются во многих московских церквах, к примеру, им обладает Алексеевский женский монастырь на Пречистенке. Изображение появилось в ХVII столетии при весьма любопытных обстоятельствах. Больная монахиня тщетно просила принести ей икону из другой церкви, и ей во сне было сообщено, что список образа скрытно хранится в их монастыре. Непродолжительный поиск привел к спрятанной в стене ризнице с чудотворным образом.


В Раифскую Богородицкую пустынь древнее изображение попало уже в 1661 году, будучи перенесенным из Казани, и митрополит Лаврентий поручил прославленному художнику-иконописцу создать копию чудесного образа. В Раифском монастыре для Грузинской иконы Божией Матери возвели специально предназначенную для нее церковь, где она сразу начала совершать чудеса – стала помогать исцелению незрячих, хромых и умалишенных. В наши дни в Раифский монастырь приезжает масса паломников, чтобы поклониться чудотворному образу.

Еще одно высоко чтимое изображение Богоматери обретается в церкви Мартина Исповедника. Для него Параскева Федоровна в ХVIII веке заказала изготовление драгоценного киота.

Останкинская церковь Живоначальной Троицы, освященная в наше время, также обладает подобным изображением, имеющим весьма любопытную историю, повествующую о явлении владельцу Девы Марии, которая сама определила место нахождения иконы. История реставрации иконы также связана с чудесным самопроизвольным ее восстановлением. Здесь систематически читается славословие Грузинской Божией Матери.

Действующие храмы

Масса церквей посвящена изображению Грузинской Богоматери, они располагаются во множестве городов и сел нашего государства и за границей. Раифский храм возведен в пределах Богородицкой обители в середине ХIХ столетия специально для почитания данного изображения. Красота церкви, умиротворенная обстановка и уникальная энергетика древних икон восхищают верующих и привлекает в храм множество туристов.


Функционирующий храм Грузинской иконы Божией Матери расположен в селе Якшино. Сооруженный в ХVIII столетии и обладающий чудотворным образом, он был разрушен в советское время. Церковь восстанавливали всем миром, и службы были возобновлены в 2004 году.
Церкви и часовни в честь замечательного изображения существуют во многих российских регионах:

  • в Чувашской республике;
  • в республике Татарстан;
  • в Тверской области;
  • в Рязанской и Калужской областях.

Село Васильевское (Шуйский район) славилось старинным храмом, пришедшим в запустение. Сейчас древний иконостас этой церкви хранится в Третьяковке и Русском музее.

Что просят в молитвах, обращенных к Богородице

Икона и в наши дни не прекращает удивлять своими чудесами исцеления. Обращение к почитаемым спискам Пресвятой Богоматери Грузинской помогает излечиваться истинно верующим. Ей молятся о врачевании самых сложных недугов. Она может помочь:

  • при различных эпидемиях;
  • при заболеваниях желудка, в том числе язве;
  • при глухоте и слепоте;
  • при зубных недугах;
  • при бесплодии;
  • при душевных болезнях и одержимости;
  • способствует лечению онкологии.

Особый благоговейный трепет испытывают женщины, потерявшие надежду стать матерью, и их молитвы, если идут от чистого сердца, нередко помогают им найти долгожданное счастье.

Молитвенно обратиться к иконе можно своими словами, важно, чтобы они были искренними. В просьбе ниспослать возможность зачать ребенка славословят Деву Марию, перечисляют чудеса, даруемые Царицей Небесной своим чадам на земле, испрашивают:

  • избавления от скорбей и бед;
  • излечения болезни;
  • очищения от грехов;
  • разрешения от неплодия.

Большинство молитв Божией Матери Грузинской особо упоминает значение Иисуса Христа, прошение Матери к которому может совершить чудо. Истинная вера в то, что Господь услышит проникновенную молитву, позволяет христианину соблюдать каноны православной церкви. Признательность прихожан за множество чудес, случившихся благодаря замечательному образу, выражается в подарках в виде крестиков, висящих перед образом.

Православные верующие, знакомые с христианскими святынями, прекрасно осведомлены, каким святым изображениям необходимо приносить молитвы в той или иной ситуации, куда совершить паломничество, испрашивая помощь Девы Марии. Чудодейственные списки образа Грузинской Божией Матери в наши дни есть во многих церквах. Они привлекают массу прихожан, надеющихся на помощь в решении различных сложностей со здоровьем и других проблем. В церковных документах зафиксировано множество чудесных случаев исцеления, а также обретения счастья материнства.

Православные христиане издавна почитают не только Иисуса Христа, но и Богородицу. Трепетное отношение к ней нашло свое воплощение в семи сотнях икон, изображающих Царицу Небесную как одну, так и с Божественным Сыном. Даже самый первый храм на Руси, освященный в 996 году, был назван в честь Богородицы. Множество гимнов и молитв, обращающихся к Пресвятой Деве Марии, наполняют сердца верующих любовью и надеждой, и уже второе тысячелетие дарит людям спасение, исцеление и счастье не одна чудотворная икона Божьей Матери. Грузинская икона Божией Матери не является исключением. О ее удивительных свойствах и будет рассказано далее.

Особенности написания грузинской иконы Божией Матери

Когда у нас перед глазами находится поясная икона грузинской Божьей Матери, мы можем определить характерные особенности ее написания. Все образы, расположенные в ковчеге иконы (углубление в центре доски), занимают большую его часть и построены как треугольник, более длинная сторона которого приходится на наклон головы Богородицы в сторону Богомладенца. Младенец высоко поднимает десницу, благословляя Мать и всех людей. Свиток, который Божий Сын держит в левой руке, символизирует Ветхий Завет, который будет дополнен Спасителем. Правая ножка Христа расположена под левой, и видна ее обнаженная подошва.

Богородица, изображенная фронтально, слегка повернула голову к сидящему Сыну и склонилась к Нему, поддерживая левой рукой. Лик Младенца также обращен к Матери, чья правая рука, указующая на Иисуса, обозначает для верующих путь к Спасению. Особым признаком данной иконы является характерный способ изображения мафория, ниспадающего с головы Богоматери так, что складки его оставляют в поле зрения на груди треугольный участок хитона синего цвета и симметричные отвороты накидки другого цвета. Те, кто постоянно ходит в церковь, иконы грузинской Божьей Матери видели в основном в больших размерах. Храмовые образа дают возможность рассмотреть их в подробностях. –

Когда и кем была пленена икона

Аббас Мирза, более известный в мировой истории как Шах Аббас, вступил на иранский престол в конце 16 века. Существует предание, что в день, когда родился великий деспот, в Грузии вследствие сильного землетрясения разрушилась обитель Святого Георгия, что символизировало огромные потери, которые в будущем страна понесла от действий владыки Персии. Аббас, видя в упрочении связей Грузии и России угрозу персидскому царству, организовал в 1622 году разрушительный поход на горную страну.

Он подверг ее разграблению и захватил множество ценностей и святынь для дальнейшей продажи их иностранным купцам. Попала к нему и икона грузинской Божьей Матери. Спустя три года ее на персидском базаре увидел приказчик русского ярославского купца Стефан Лазарев. Конечно, истинный христианин не смог пройти мимо чудесного образа и приобрел икону, несмотря на ее высокую цену. Святыня сразу же проявила себя, когда хозяину приказчика Егору (в некоторых источниках – Георгию, Григорию) Лыткину во сне явилось божественное указание о передаче иконы в один из монастырей Архангельской губернии. Не зная об иконе, купец не придал сну значения и вспомнил о нем лишь в 1629 году, когда вернулся приказчик и показал Егору купленный у персов образ.

Судьба творения грузинских иконописцев на Руси

Как и было велено во сне, Лыткин отправил икону на реку Пинегу в Красногорский монастырь, стоявший в гористой лесной местности и ранее называвшийся Черногорским (образован в 1603 году). Грузинский образ Божьей Матери сразу проявил чудодейственную природу, исцелив от глухоты и слепоты монаха Питирима. За дальнейшие непостижимые явления икона царевым указом и благословением патриарха Никона в 1650 году удостоилась собственного дня почитания – 4 сентября. Чудотворное произведение грузинских иконописцев долгое время путешествовало по стране, побывав даже в сибирских городах. И всюду Богородица исцеляла истинно верующих, о чем свидетельствуют церковные документы тех лет. К сожалению, оригинал иконы был утрачен, когда в 20-е годы 20 века Красногорский монастырь закрыли. После его открытия в 1946 году икона использовалась в шествии Крестного хода, о чем московскому патриарху докладывал епископ архангельский, но с тех пор образ пропал и нигде более обнаружен не был.

Самый первый список иконы

Прихожане, хорошо знающие историю христианства и православных святынь, всегда знают, к какой иконе следует обращаться с той или иной просьбой, какой посетить храм. Иконы Грузинской Божьей матери сегодня в виде списков хранятся в различных церквях нашей страны. Многие из них, как и оригинал, являются чудотворными. Впервые копия образа Богородицы из Грузии была написана в 1654 году в Москве по заказу ремесленника Гавриила Евдокимова, проявившего так свою благодарность за исцеление тяжелобольного сына. Этот список был передан в церковь на Глинищах, которая ныне известна как церковь Святой Троицы (Никитников переулок). Икона оказалась чудодейственной и помогала жителям столицы избежать страшной болезни, когда Москву накрыла эпидемия чумы.

Какие еще известны списки с оригинального грузинского образа

Невероятно славна раифская Грузинская икона Божией матери. Она появилась в Казанской епархии в 1661 году. Тогда митрополит Лаврентий заказал икону знаменитому иконописцу. Для образа в Раифской Богородицкой пустыни построили отдельную церковь, и после принесения святыни от художника она стала творить настоящие чудеса, неся исцеление слепым, хромым и психически больным.

Другой список образа Богоматери с грузинского оригинала появился в 17 веке в Алексеевском женском монастыре, который находился на Пречистенском бульваре. Одна из заболевших инокинь хотела обратиться к образу, находившемся в храме у Варварских ворот, но принести его никто не смог. Тогда монах, явившийся ей во сне, сообщил, что где-то в глубинах храма хранится список грузинской иконы. После недолгих поисков в одной из стен была обнаружена ризница с образом, который тут же исцелил монахиню. Икона была заключена в драгоценную ризу повелением императора Алексея Михайловича с благословения патриарха Никона. В 19 веке храм перенесли в Красное село, а список иконы, найденный в монастыре, почитают в храме Воскресения Христова на Сокольнической площади.

Действующие храмы , посвященные чудотворной иконе

Церкви, носящие имя грузинской святыни, можно встретить во многих городах нашей страны и даже за рубежом. Раифский собор является наиболее известным. Он был построен при мужском Богородицком монастыре в 1842 году специально в честь чудесной иконы. Прихожане отмечают необычайную красоту храма, благодатную атмосферу и неповторимую энергетику, идущую от старинных икон. Грузинская икона Божией Матери в Раифском монастыре очень известна, и собор посещает множество туристов. Поэтому, если есть желание побыть со святыней почти наедине, рекомендуется приходить туда рано с утра.

Еще одна действующая церковь Грузинской иконы Божьей Матери находится в селе Якшино Московской области. Храм очень красивый, построен был в 18 веке, но при советской власти его взорвали. Восстановление началось в 90-е годы, богослужения возобновились с 2004 года. До революции церковь располагала чудотворной иконой грузинской богородицы, сегодня такая икона там тоже есть. Множество храмов, приделов, часовен, посвященных чудесному образу, есть в Чувашии, республике Татарстан, Тверской, Рязанской, Калужской и других областях Российской Федерации.

Где еще были церкви, посвященные Грузинской иконе Богородицы

В Тверской области с 1714 года действовала Горбасьевская (село Горбасьево) церковь, построенная во имя описываемой нами иконы. Говорят, что храм был построен богатым купцом из Грузии, заблудившимся в окрестных лесах. Молитвы к Божьей Матери помогли ему выбраться к селу, благодаря этому чуду и появилась церковь. В 1860 году ее старое деревянное здание было решено заменить каменным. Перестал действовать храм в 30-х годах прошлого века. Старинная церковь иконы Грузинской Божьей Матери есть в селе Васильевское Шуйского района. Правда, сейчас храмовый комплекс, в который входит церковь, находится в запущенном состоянии, а древние иконы, составлявшие иконостас, хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее.

О чем молятся иконе

В Евангелии не зря сказано, что люди получают от Бога «по вере своей». Давно замечено, что среди тысяч прихожан и паломников, из чьих уст льется молитва иконе грузинской Божьей Матери, счастье исцеления обретают далеко не все, а лишь те, чьи души истинно чисты и готовы к Милости. Считается, что прекрасный образ способен подарить выздоровление тем, кто страдает от заболеваний желудочно-кишечного тракта, различных опухолей, недугов, поражающих глаза, зубы и уши, от одержимости нечистой силой. С особым благоговением устремляются к образу женщины, которым поставлен диагноз «бесплодие». Очень сильной считается молитва, произносимая человеком в день своего рождения, который совпадает или находится близко от дня чествования определенного образа. Многим помогает и уже помогла грузинская икона Божией Матери, о чем молятся верующие, уже написано. В завершении идет рассказ о том, как это обычно делают.

Что нужно говорить в молитве

Молитва может звучать по-разному, самое главное, чтобы слова шли от сердца. С просьбой даровать способность к зачатию упоминают то, что Царица Небесная, внимающая мольбам детей ее земных, обладающая чудотворными силами, исцеляет от недугов и засилья бесов, облегчает скорби, избавляет от обид, спасает от несчастий и очищает от грехов. Просят Деву Марию о том, чтобы она разрешила от бесплодия неплодные пары, заступилась за них перед Божественным Своим Сыном и молилась за поклоняющихся ей, надеющихся на нее и неустанно воспевающих Славу Ее. В некоторых молитвах особо выделяют роль Иисуса, ходатайство Богоматери перед которым может исцелить или избавить от бед. Просящий говорит о том, что сам он, возможно, и не достоин быть услышанным Господом, но Матерь Его, никогда не отворачивающаяся от человека простого, может донести до Сына даже самую тихую, но искреннюю молитву. Просят, чтобы Бог через Деву Марию помог молящемуся прожить в благочестии и свете Господних заповедей. Свидетельствами благодарности множества людей за чудеса, дарованные через неповторимый образ, являются крестики, коими увешаны в храмах иконы Богородицы. О чем бы и где бы ни молил христианин Пречистую Деву, нерушимая вера его и чистая душа всенепременно приведут к настоящему чуду.

В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом.
Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.
В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Наименование "Красногорский монастырь" обитель эта получила только впоследствии.
Уже к середине 17 века Грузинская икона почиталась как Чудотворная. Так, при самом внесении её в обитель, получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший. В 1658 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю). Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России например в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие, крестные ходы с ней доходили даже до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что "Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою". В 1698 году было постановлено каждый год этот образ приносить в г. Архангельск "ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости". Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Фёдором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Божией Матери.

Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу Чудотворной. Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. И вот с тех пор икона Грузинской Божией Матери 31 июля стала подниматься с места и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход на реку Щуку и обносили образ вокруг всего города. Затем жителям Свияжска дозволялось брать Чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь . Но бывали случаи, когда жители отдельных деревень обращались к настоятелю обители с просьбой отпустить к ним образ Грузинской Божией Матери для молебствования и в неурочное время. Так случилось в деревне Васильево 24 июня 1830 года. Вот что повествует предание, дошедшее до наших дней.

"В тот самый день, когда икона была носима из дома в дом и происходило молебство о дожде, внезапно нашла ужасная туча. Пролил сильный дождь с градом, и к удивлению всех жителей, без малейшего вреда на их полях посеянному хлебу, между тем, как крупный град в необыкновенном количестве и величине падал близ полей в лесу, так что отламывались древесные ветви."

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит…

М. Лермонтов, «Мцыри»

Такая картина, описанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в поэме «Мцыри», вполне передает состояние Грузии после сокрушительных персидских набегов. Страна с чудным названием Иверия, первой принявшая христианство, не раз подвергалась нападкам мусульман. В XVII веке она пережила 30 лет страшных персидских вторжений, была выжжена наполовину. Персидский шах Аббас изо всех сил пытался покорить горный народ. Несмотря на его кажущееся великодушие к христианам, во время набегов были разрушены монастыри и похищены многие христианские святыни. Их отвозили в Персию, оценивали на местных рынках и частенько продавали находившимся в стране русским купцам.

История умалчивает о том, кто написал Грузинскую икону Божией Матери. Известно лишь, что в 20-х годах XVII века на одном из иранских рынков ее приобрел купец из Ярославля Стефан. Торговцем он был мелким, всё больше представлял интересы зажиточного купца Георгия Лыткина. Но вот чудный образ Богородицы, украшенный серебром и золотом, решил оставить себе. В это же время в Ярославле тот самый купец Георгий Лыткин увидел во сне откровение об иконе. Когда в 1629 году длинные караваны русских купцов вернулись на родину, Стефан рассказал о своем дивном приобретении Георгию и показал его. Увидев необычайный образ Богородицы, купец вспомнил свой сон о том, что икону необходимо отправить в Архангельскую епархию, в Черногорский монастырь.

Обитель была построена в 1603 году неподалеку от поселка Пинега. Холмистую местность, носившую название Черная Гора, пинежцы суеверно считали мрачным, злым местом. Купец отправился на берега Северной Двины и передал икону инокам. Там после молитв стали происходить чудеса, и слава о чудотворной иконе пошла по всей России. Со временем монастырь из Черногорского стал именоваться Красногорским.

Когда в 1654 году Москву захлестнула чума, Грузинскую икону Божией Матери принесли в Белокаменную. Усиленная молитва верующих перед ней приносила спасение от смертоносной болезни, и в 1658 году Патриарх Московский и всея Руси Никон благословил праздновать день памяти Грузинской иконы ежегодно 22 августа (4 сентября по новому стилю). Службу ей составил Феодор Поликарпов, смотритель Московской типографии, спустя 40 лет.

Икона осталась в российской столице, в храме Живоначальной Троицы в Никитниках. Она стала главной святыней, и ей был посвящен особый придел. Даже Никитников переулок до 1926 года называли Грузинским.

Списки с чудотворной иконы разошлись по многим храмам Руси. В 7-м кондаке акафиста Пресвятой Богородице перед иконой «Грузинская» читаем: «хотя дати благословение новоустроенней обители иноков, Раифскою нареченней, архипастырь казанский Лаврентий лик Твой, Владычице, от чудотворнаго Твоего Красногорскаго образа тождественно списав, торжественно с молебным пением во обитель Раифскую внесе».

«Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих// и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского».

Богородицу часто называют Заступницей всего рода христианского, а еще — Путеводительницей. Это два из пяти основных типов изображения Богоматери на иконах. Именно к типу Путеводительницы, Одигитрии (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь) относится Грузинская икона Божией Матери. В этой иконографии как нельзя лучше отражается суть Богородицы. Как на браке в Кане Галилейской Пресвятая Богородица говорит всем: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2: 5) — в этом всё Ее служение, — так и на Грузинской иконе Она предстает Путеводительницей к Богу и вечному спасению. Держит у сердца, на левой руке младенца Иисуса, а правой рукой указывает на Него. Богомладенец держит в левой руке свиток, а правой благословляет. Голова Божией Матери склоняется к Сыну. Всем Своим видом Дева Мария показывает образ жизни христианина: держать в сердце Бога, всеми помышлениями стремиться к Нему и творить заповеди Божии.

Грузинская икона Божией Матери воистину легендарна: помнит она и налеты черемисов-язычников на только что рожденный монастырь, и страшный пожар 1689 года, уничтоживший все монастырские строения, и жестокие гонения эпохи революции.

Первоначально этот образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями. Через 3 года после этих событий к русскому приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву, бывшему в Персии по торговым делам, местный житель принес Грузинскую икону Божией Матери и предложил её купить. Лазарев не смог упустить возможности выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенную серебром и золотом, приобрел её.

В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь, что на реке Пинеге, близ Архангельска. Первоначально обитель была названа Черногорской, потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Об этом откровении купец вскоре забыл, но когда через 4 года его приказчик вернулся на родину и показал приобретённую икону, благочестивый купец вспомнил о видении и тут же отправился в поездку в Архангельскую губернию. Он передал святыню монахам Красногорской обители, где специально для нее строит церковь и снабжает её необходимой утварью и книгами.

Икона оказалась чудотворной. Монах обители — слепой и глухой Питирим после молитв перед этим образом обретает зрение и начинает слышать. В 1658 году патриарх Никон, в свою бытность митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от образа Грузинской Божией Матери и установил ему празднование 22 августа.

Слава о Грузинской иконе доходила до самых дальних уделов Русской земли. В царствование Алексея Михайловича крестные ходы с чудотворным образом проходили не только по главным городам России — Москве, Устюгу, Вологде, Переяславлю-Залесскому и др., но доходили даже до реки Лены в Сибири. Сохранилось свидетельство, что в 1698 году было постановлено каждый год приносить святую икону в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же был написан и канон иконе смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.

В селе Ключареве, Корчевского уезда, Тверской епархии Грузинская икона Божьей матери удивительным образом помогла избавиться от червя, напавшего на засеянные поля. Во время крестного хода с образом пошел сильнейший дождь, вызвавший червя из земли, а налетевшие откуда ни возьмись в огромном количестве птицы склевали его.

Подлинник Грузинской иконы Божьей Матери до наших дней, к сожалению, не сохранился .

Руины Красногорского монастыря на реке Пинеге, Архангельская область

В 20-х годах прошлого века с закрытием Красногорского монастыря икона исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь вновь открылся. Тогда архангельский епископ Леонтий сообщил в Московскую патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. Есть сведения, что до конца 50-х годов она находилась в Третьяковской галерее. Однако ревизия 1964 года, проведенная в фондах галереи, не обнаружила образа. Либо он был похищен, либо продан советским правительством за границу. Факты такой продажи музейных ценностей имели место в советской истории.

В Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный список иконы 1707 г., выполненный Кириллом Улановым — изографом кремлевской Оружейной палаты совместно с сыном Иваном. Надпись на нижнем поле образа гласит: «написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския ». В иконе находятся 4 мощевика.

Точный мерный список иконы, 1707 год

С иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными. Три из них находятся в Москве.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (Церковь Грузинской Богоматери) (Никитников переулок, 3)

В Храме Троицы Живоначальной в Никитниках находится список 1654 года, сделанный предположительно Симоном Ушаковым — «первоклассным изографом царской школы». В тот год в Москве свирепствовала эпидемия моровой язвы и как раз в это время из Красногорского монастыря была привезена Грузинская икона Божьей Матери для «поновления живописи и наложения новой ризы». Икона была поставлена в Троицкой церкви в Никитниках. Список с нее заказал серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов после того, как после молебствования с этой иконой перед тяжело больным сыном тот исцелился.

Другой чудотворный список ранее принадлежал Алексеевскому женскому монастырю, расположенному на месте нынешнего храма Христа Спасителя.

Алексеевский женский монастырь на месте нынешнего Храма Христа Спасителя

Его обретение датируется также 1654 годом и связано все с той же эпидемией язвы. Монахиня монастыря, вспомнив о чудотворной Грузинской иконе, находившейся в это время в Москве, хотела попросить ее об исцелении. И вот в ночь ей было видение неизвестного монаха, сказавшего: «Зачем вы печалитесь о том, что не можете принести к себе Грузинскую икону Божией Матери? У вас в монастыре, в пещере, есть точно такая же икона, отыщите ее — и увидите на себе милость Божию. Через эту икону будет исцеление не только вам, но и многим другим людям». Сестры монашки после долгих поисков увидели в церковной ризнице встроенный в стену шкаф, похожий на пещеру, где и обнаружился святой образ. После молебна перед ним болящая выздоровела, а вскоре чума в Москве сошла на нет. По повелению царя Алексея Михайловича удивительную икону украсили драгоценным окладом. Ныне список находится в Храме Воскресения Христова в Сокольниках .

Церковь Воскресения Христова (в Сокольниках)
Икона Грузинской Божией Матери в Храме Воскресения Христова в Сокольниках

В память избавления от чумы в 1654 г. было дополнительно установлено празднование иконе 15 августа.

Третий список находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Чудеса от этой иконы снискали ей благочестивое почитание как в простом народе, так и среди высочайших особ. Так Государыня Императрица Анна Иоанновна вызывала икону в Санкт-Петербург, где она по Высочайшему распоряжению была украшена дорогим окладом с изобилием драгоценных камней. Также икона пользовалась почитанием у Государя Императора Александра Первого, который, посещая Москву, неоднократно молился перед ней, и, однажды узнав о том, что икона была ограблена, приказал поставить для охраны святого образа солдата-ветерана.

Во время гонений начала XX века храм Покрова Божией Матери на Воронцовом поле был разрушен, с иконы были сняты все драгоценности, а сам образ был перенесен в храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла на Яузе. В настоящее время этот святой образ находится в храме святителя Мартина Исповедника, что на ул. Солженицина , в приделе Грузинской иконы Божией Матери.

Вид на Храм святителя Мартина Исповедника
Храм святого Мартина исповедника в Москве
(ул. Александра Солженицына,бывшая Б.Коммунистическая, д.15., м.»Таганская» или «Марксистская»)
В храме
Образ Грузинской иконы Божией Матери в Храме святителя Мартина исповедника приобрел новую ризу в престольный праздник 4 сентября 2009 года

Еще один очень чтимый список с Грузинского образа хранится в Раифском Богородицком мужском монастыре Казанской епархии . Здесь еще до 1670 года была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери, в которую митрополит Лаврентий заказал одному из лучших казанских иконописцев точную копию с чудотворной иконы. Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление.

Раифский Богородицкий монастырь
Раифский монастырь

В 1689 году в Раифской обители произошло огромное несчастье — пожар. Не все священные предметы и вещи удалось вынести из храмов и келий. К великому счастью, чудотворная Грузинская икона Божией Матери была спасена. Лишившись пристанища, некоторые из иноков ушли в другие монастыри, а некоторые остались жить на пепелище. Увидев такую преданность вере в Промысл Божий, митрополит Казанский Адриан решил восстановить обитель, но сделать уже в камне — наподобие московского Воскресенского монастыря (Нового Иерусалима).

В храме
Чудотворная Грузинская икона Божией Матери в Раифском монастыре
Список второй половины XVII в. (Раифский Богородицкий монастырь)

Список, находящийся ныне в Раифском монастыре, — самый древний из известных.

По иконографическому типу Грузинская икона Божьей Матери относится к типу Одигитрия («Путеводительница»).

Иконографически Грузинский образ схож с ИЕРУСАЛИМСКОЙ иконой Божией Матери и относится к типу Одигитрия . Особенностью изображения Иисуса Христа является правая нога, повёрнутая обнажённой подошвой наружу. Иконография Грузинской иконы имеет аналоги среди других Грузинских иконописных памятников X-XVI веков и особо была распространена в Кахети.

Народная молва приписывает чудотворному образу Грузинской Пресвятой Богородицы особую благодать исцелять от многих неизлечимых болезней, например, от болезней желудка, опухолей тела, различных глазных и зубных заболеваний, освобождать одержимых нечистыми духами, а также помогать женщинам, страдающим бесплодием.

Тропарь, глас 4-й
Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пусьтыня, яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: избави обительнашу и вся страны Христианския от всех навет вражиих, и спаси душа наши, яко милосердная заступница рода Христианского.

Кондак, глас 8
Тебе, избранней от всех родов Божией Матери, / благодарственная пения приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твоя, // да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.