(санскр. - «одиннадцать») - одиннадцатый день после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца. Эти дни считаются особо благоприятными для совершения аскезы. Соблюдение экадаши является одной из установленных ведическими писаниями очищающих церемоний, созданных для того, чтобы человек мог духовно возвыситься. Наилучший пост в экадаши - это полное воздержание от еды и питья.

В нашем мире личность запутана то материальными наслаждениями, которые временны и ничтожны, то материальными страданиями, которые неизбежны для ограниченной и незнающей своих прав и обязанностей души, то туманными перспективами, которые маячат и мерцают на земле возможностей. Словно белка в колесе вращается душа в этом круговороте. Прервать этот порочный круг призван Йогини Экадаши.

Соблюдение Йогини Экадаши подразумевает три основных мотива. Во-первых, это пост ради очищения от всего порочащего (страсти и невежества, то есть от материальных желаний и таких недостатков, как зависть, гнев, жадность и т.п.). Во-вторых, это исполнение долга из чувства благодарности (альтруистичные поступки на благо живых существ без желания получить что-либо взамен). В-третьих, это стремление принести радость Божествам Защитникам и всем тем, кто нуждается в заботе и помощи.

В итоге соблюдение Йогини Экадаши – это прямой путь к тому совершенству, которое когда-то было нами забыто.

Йогини Экадаши, приходится на период убывающей луны в месяце июне/июле и описан в «Брахма Ваиварта Пуране» в беседе Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.

«Однажды Махарадж Юдхиштхира сказал, обращаясь к Кришне: «О, Верховный Господь, о, Мадхусудана! Я услышал о славе Нирджала Экадаши. Теперь я желаю услышать об экадаши, который выпадает на период убывающей луны в месяце июне/июле».
Господь Кришна сказал: «О, царь! Я расскажу тебе об экадаши, который приходится на месяц июнь/июль. Название этого экадаши – Йогини . Этот экадаши сразу же уничтожает все тяжкие следствия греховных поступков и вызволяет человека из океана материального существования. О, лучший из царей! Теперь я расскажу тебе историю из Пуран, чтобы проиллюстрировать эту истину.

Кубера, царь Алокапури, был великим преданным Господа Шивы. Он регулярно поклонялся Господу Шиве. У царя был садовник, якша по имени Хема. Жену Хемы звали Вишалакши. Красота Вишалакши не знала себе равных, и Хема был очень к ней привязан. Он регулярно собирал цветы на озере Манаса Саровара и отдавал их Кубере, владыке якшей, чтобы тот поклонялся ими Господу Шиве.

Однажды он, как обычно, собрал цветы, но вместо того, чтобы отнести цветы Кубере, остался дома, связанный любовью к жене. О, царь! В тот день Кубера остался без цветов. Он шесть часов тщетно прождал появления Хемы. Без цветов он не мог завершить поклонение Господу Шиве. Разгневанный царь немедленно послал к Хеме гонца, желая знать, что послужило причиной их отсутствия.

Спустя какое-то время гонец вернулся и сказал царю: «О, Владыка, Хема наслаждается обществом жены у себя дома». Когда Кубера услышал эти слова гонца, то гнев его не знал границ. Он немедленно приказал своим слугам доставить Хему к нему. Осознав, что он совершил ошибку, Хема Мали почувствовал стыд, и, трепеща, предстал перед Куберой. Вначале садовник почтительно ему поклонился.
Кубера, всё тело которого дрожало, а глаза были красны, сказал: «О, греховный! О, разрушитель религиозных принципов, ты пренебрёг моим Владыкой Шри Шанкарой, предпочтя ему своё собственное чувственное наслаждение, и потому я проклинаю тебя. Тебя поразит белая проказа, и ты навеки лишишься общества своей дорогой жены. О, низкий глупец! Ты немедленно уберёшься отсюда».

Проклятый Куберой, Хема Мали тут же покинул Алокапури и родился на земле. Его поразила белая проказа, и он испытывал ужасные страдания. В таком состоянии, испытывая крайнюю ментальную агонию, лишённый пищи и воды, он попал в какой-то густой страшный лес. В том лесу он страдал от голода и жажды. Днём он не испытывал никакого счастья, а ночью не мог уснуть. Он нестерпимо страдал как днём, так и ночью. Однако, поскольку он помогал в служении Господу Шиве, его память осталась цела. Хотя он и совершал всяческие грехи, он помнил свои прошлые поступки, а его сознание оставалось чистым и бдительным.

После того, как долгое время Хема блуждал в лесу, он, в конце концов, к счастью для себя, достиг Гималайских гор. Блуждая там, по воле провидения он обрёл благую удачу повстречать мудреца Маркандейю, лучшего из аскетов, жившего на протяжении семи калп. Хема Мали, чувствуя себя великим грешником, встал на некотором расстоянии от мудреца и предложил ему сиренные поклоны.
Добросердечный мудрец Маркандейя подозвал к себе прокажённого и спросил у него: «Как ты заболел этой ужасной болезнью? Какие грехи ты совершил, что оказался в таком жалком состоянии?» Хема Мали отвечал: «О, великий мудрец! Я – садовник Куберы, царя якшей. Меня зовут Хема Мали. Я регулярно собирал цветы на озере Манаса Саровара и предлагал их моему владыке Кубере. Этими цветами Кубера поклонялся Господу Шиве».

Далее, Хема Мали изложил мудрецу всю историю своих злоключений и заметил: «Но теперь я не знаю, почему эта несчастная душа внезапно обрела удачу встретить великую личность, подобную тебе. Я слышал, что сердца святых всегда сострадательны, и эти святые всегда заняты служением людям. О, великий мудрец! Желая обрести благо, эта падшая душа вручает себя тебе. Пожалуйста, будь добр и спаси её».
Великий мудрец Маркандейя сострадательно ответил: «О, садовник! Я дам тебе наставления о самом благоприятном и благотворном обете. Ты должен соблюдать обет экадаши, известный как Йогини, приходящийся на период убывающей луны в месяце июне/июле. Благодаря заслуге соблюдения подобного обета ты непременно избавишься от проклятия проказы».

Услышав это наставление великого мудреца, Хема Мали обрадовался и благодарно поклонился Маркандейе. После этого он должным образом соблюдал священный обет экадаши, следуя указаниям мудреца, благодаря чему восстановил свой божественный облик. Затем он вернулся домой и воссоединился со своей супругой. Результат, достижимый благодаря раздаче пищи 88 тысячам браминов, достижим посредством соблюдения этого Йогини Экадаши. Этот экадаши разрушает все следствия грехов и одаривает великим благочестием».

Чтобы понять почему мы постимся в Экадаши, мы должны вспомнить что Экадаши это не только 11-е Лунные сутки управляемые Господом Шивой – хранителем Вселенной и разрушителем невежества, Экадаши это также сутки которые почитаются Господом Вишну и всеми Богами как день которому был дан особый статус Самим Господом Вишну.Как это было, описанно в Брахма Ваиварта Пуране:
Когда-то в Сатья-югу жил необычайно страшный демон по имени Мура . Всегда очень гневный, он держал в страхе всех полубогов, побеждая даже Индру, царя небес; Вивасвана, Бога Солнца; восьмерых Васу; Господа Брахму; Вайю, бога ветра и Агни, бога огня. Своей ужасной силой он подчинил их себе. Тогда Господь Индра пришёл к Господу Шиве и сказал: «Мы все упали с наших планет и теперь в несчастье скитаемся по земле. О Господи, как найти нам избавление от этого бедствия? Что ждёт нас, полубогов?»
Господь Шива ответил: «О лучший из полубогов, иди к Господу Вишну, сидящему на Гаруде. Он — Джаганнатха, правитель всех вселенных, а также их убежище. Он защищает все души, предавшиеся Ему».
Господь Кришна продолжал: «О Арджуна, завоеватель богатства, выслушав эти слова Господа Шивы, Господь Индра вместе со всеми полубогами отправился туда, где отдыхал Господь Джаганнатха, Господь Вселенной, защитник всех душ. Глядя на Господа, спящего в воде, полубоги сложили ладони и вслед за Индрой вознесли такие молитвы: «О Верховная личность Бога, склоняемся пред Тобою. О Бог богов, о прославленный главными полубогами, о Враг демонов, о лотосоокий Господь, о Мадхусудана (убивший демона мадху), пожалуйста, защити нас. Напуганные демоном Муру, мы пришли найти убежище у тебя. О Джаганнатха, Ты, творящий всё и создатель всего. Ты мать и отец всей вселенной. Ты создаёшь, поддерживаешь и разрушаешь всё. Ты высший помощник всех полубогов, и только Ты можешь принести им мир. Только Ты являешься землёй, небом и всеобщим благодетелем.
Ты Шива, Брахма и Вишну, поддерживающий три мира. Ты – бог солнца, луны и огня. Ты очищенное масло, жертвоприношение, священный огонь, мантры, ритуалы, священник и тихое повторение джапы; Ты сама жертва, приносящий жертву и наслаждающийся её результатами, «Верховная Личность Бога. Ничто в этих трёх мирах, как движущееся, так и неподвижное, не может существовать независимо от Тебя. О Всевышний Господь, Бог богов. Ты защитник предавшихся Тебе. О Высший мистик, о убежище страшащихся, пожалуйста, спаси и защити нас. Нас, полубогов, победили демоны, и мы низвергнуты с райских сфер. О Господь, лишённые своего положения, мы теперь скитаемся по этой земной планете».
Господь Кришна продолжил: «Выслушав слова Индры и других полубогов, Шри Вишну ответил: «Какой демон обладает столь великой силой иллюзии, что смог победить всех полубогов? Каково его имя и где он живёт? Где он получил свою силу и защиту? Расскажи мне, Индра, обо всем и не бойся».
Господь Индра сказал: «О Бог богов, о побеждающий страх в сердцах Твоих чистых преданных, о милостивый к Своим преданным слугам, был когда-то в династии брахманов могущественный демон по имени Надиджанга . Он был необычайно грозен и полностью посвятил себя низвержению полубогов. Он породил сына, имеющего позорную известность, по имени Мура . Большим стольным градом Муры является Чандравати. Оттуда чрезвычайно злой и могущественный демон Мура завоевал весь мир и победил всех полубогов, выгнав их с небесного царства. Он взял себе роль Индры, царя небес; Агни, бога огня; Ямы, бога смерти; Вайю, бога ветра; Иши — Господа Шивы; Сомы, бога луны; Найррити, бога направлений и Паши-Варуны, бога воды. Также он стал излучать свет в роли бога солнца, а также превратил себя в облака. Полубоги не могут победить его. О Господь Вишну, пожалуйста, убей этого демона, даруй победу полубогам».
Слушая от Индры эти слова, Господь Джанардана очень разгневался и сказал: «О могущественные полубоги, вы все можете теперь отправиться в стольный град Муры Чандравати». Воодушевленные этим, все полубоги во главе с Господом Хари двинулись в Чандравати.
Увидев полубогов, Мура , главнейший из демонов, громогласно захохотал вместе с бесчисленными тысячами других демонов, держащих сияющее бриллиантами оружие. Мощно вооружённые демоны кололи полубогов, которые стали покидать поле битвы, убегая в десяти направлениях. Увидев на поле боя Всевышнего Господа Хришикешу, владыку чувств, свирепые демоны набросились на него с различным оружием в руках. Как только они атаковали Господа, державшего меч, диск и палицу, он пронзил все их члены Своими острыми ядовитыми стрелами. Много сотни демонов погибли от руки Господа.
В конце концов с Господом стал сражаться Мура , глава демонов. Мура пользовался магической силой, обезвреживая любое оружие, выпущенное Всевышним Господом Хришикешей. Демон воспринимал удары оружия как прикосновение цветов. Когда Господь не смог победить демона даже разными видами оружия — метательным и тем, которое держат — Он стал сражаться голыми руками, столь же твёрдыми, как обитые железом палицы.
Господь боролся с Мурой тысячу небесных лет, а затем, как бы устав, отправился в Бадарикашрам. Здесь Господь Йогешвара, величайший из всех Йогов. Господь Вселенной, вошёл для отдыха в очень красивую пещеру, называемую Химавати. О Дхананджая, завоеватель богатства, эта пещера имела размеры в девяносто шесть миль и только один вход. От страха, а также чтобы поспать, Я зашел туда. Великая битва, конечно же, очень утомила Меня. Демон последовал за мной в пещеру и, увидев Меня спящим, подумал в сердце своем: «Сегодня я уничтожу Хари, убийцу всех демонов».
Пока злонамеренный Мура строил эти планы, из Моего тела, ослепительно сияя, изошла юная девушка. Мура увидел, что она снаряжена различным сверкающим оружием и готова к сражению. Вызванный этой женщиной на бой, Мура приготовился и стал сражаться с ней, но очень удивился тому, что она не уступает ему в сражении. Царь демонов сказал: «Кто создал эту гневную, грозную девушку, так мощно, подобно удару молнии, сражающуюся со мной?» Сказав это, демон продолжил сражаться.
Внезапно эта лучезарная богиня вдребезги разбила всё оружие Муры и в одно мгновение лишила его колесницы. Он бросился на неё с голыми руками, но, увидев это, она гневно снесла ему голову. Поверженный демон упал на землю и отправился в обитель Ямараджи, Паталу, подземную область, где находят отдых от страха и несчастий враги Господа.
Когда Всевышний Господь проснулся, он увидел поверженного демона и девушку, склонившуюся пред ним со сложенными ладонями. Его лицо выражало изумление. Господь Вселенной сказал: «Кто убил этого злобного демона? Он легко победил всех полубогов, гандхарвов, даже самого Индру вместе с марутами, спутниками Индры, а также нагов (змиев), правителей низших планет. Он победил даже Меня, заставив спрятаться от сражения в этой пещере. Кто так милостиво защитил Меня, после того, как Я убежал с поля битвы, чтобы поспать в этой пещере?»
Девушка ответила: «Это я убила демона, явившись из Твоего трансцендентного тела. О Господь Хари, увидев Тебя спящим, он, конечно же, захотел убить Тебя. Понимая намерения этой занозы трёх миров, я убила злобного негодяя и избавила от страха всех полубогов. Я — Твоя великая маха-шанти. Твоя внутренняя энергия, порождающая страх в сердцах Твоих врагов. Чтобы защитить три мира, я убила этого демона, ужасающего всю вселенную. О Господь, пожалуйста, скажи, почему Ты удивился, увидев этого демона убитым?»
Всевышний Господь сказал: «О безгрешная, Я очень доволен, что ты убила этого царя демонов. Ты даровала полубогам счастье, процветание и все блага. Так как ты принесла наслаждение всем полубогам в трёх мирах, Я очень доволен тобой. О благая, проси у Меня, чего хочешь. Несомненно, Я дам тебе это».
Девушка сказала: «О Господь, если Ты доволен мной и хочешь меня наградить, дай мне силу освобождать от величайших грехов тех, кто постится в этот день.
Я хочу, чтобы половина блага от поста достигалась теми, кто ест один раз вечером (избегая зерна и бобов) или в полдень.
Также пускай тот, кто, контролируя свои чувства, строго соблюдает полный пост в день моего явления, на один миллиард кальп вернётся в обитель Господа Вишну, испытав в этом мире все виды наслаждений.
Такое благословение я хочу получить по Твоей милости, мой Господь. О Господь Джанардана, пожалуйста, даруй соблюдающему полный пост, а также принимающему пищу только раз вечером или в полдень, религиозное отношение, богатство и, наконец, освобождение».

Всевышний Господь сказал: «О самая достойная женщина, да будет так. В этом мире все Мои преданные будут поститься в твой день, прославившись этим в трёх мирах, и, в конце концов, придут ко мне и останутся в Моей обители.
Так как ты, Моя трансцендентная энергия, явилась на одиннадцатый день убывающей луны , тебя будут звать Экадаши . Если кто-то постится в Экадаши , Я сожгу все его грехи и дарую ему Свою трансцендентную обитель»

Цель астрологического вайшнавского календаря
Ведические писания говорят, что всё происходящее с нами, приходит либо по законам кармы (а значит мы сами это заслужили своими прошлыми поступками), либо по милости Любящего Господа (то есть является подарком, даже если мы в какой-то момент и не понимаем, в чём именно заключается подарок и милость). Если мы начинаем доверять Господу, то кармические последствия действуют гораздо слабее и какбыподталкивая наск Богу. Тогда жизнь превращается в удивительное приключение, где мы всегда рядом с нашим Любящим Отцом. И тогда все новые события, независимо от их окраски, помогут задействовать нашу энергию для духовного прогресса в жизни.

В каких же случаях соблюдение поста экадаши переносится на следующий день (двадаши)? Итак, экадаши соблюдают в соответствии с солнечными сутками, на которые выпадают определённые лунные сутки. Лунные сутки на всей нашей планете начинаются одновременно (так как угловое расстояние между луной и солнцем считается относительно всей земли), но по солнечному календарю - не обязательно везде в один и тот же день. Солнечные сутки определяются движением солнца, они протекают от рассвета одного дня до рассвета следующего дня. Но так как лунные сутки с солнечными чаще всего не совпадают и для разных регионов начинаются в разное время, то существует правило сопоставления этих суток. Лунные сутки, которые идут в момент восхода солнца, дают название данным солнечным суткам. Например, если сегодня в момент восхода солнца уже идёт 11 или 26 лунный день (экадаши), то эти солнечные сутки (от рассвета до рассвета) называются экадаши, даже если после восхода солнца этот 11 или 26 лунный день будет длиться всего лишь несколько минут. Но если определённые лунные сутки начались уже после восхода солнца, то соблюдение обетов переносится на следующий день.
Для соблюдения обетов экадаши считается благоприятным тот 11 или 26 лунный день, который начался до брахма-мухурты (арунодая), то есть минимум за 96 минут до восхода солнца. Если же 11 или 26 лунный день начинается во время брахма-мухурты или уже после восхода солнца, то пост рекомендуется соблюдать не в этот день, а на следующий, уже в двадаши (12 или 27 лунный день).
Существует ещё несколько причин, которые встречаются реже, и по которым пост переносится на двадаши, в этом случае такой 12 или 27 лунный день называется махадвадаши. Эти причины связаны с временем восхода солнца и луны, с особенными днями новолуния и полнолуния, и с нахождением луны в определённых созвездиях лунного зодиака. Всего таких вариантов махадвадаши восемь. В разных традициях эти дни иногда не совпадают, кто-то соблюдает пост именно в 11 или 26 лунные дни, не зависимо от того, перекрывает ли экадаши восход солнца в данном регионе или нет, и независимо от других астрологических причин.

Существует несколько официальных версий ведического календаря Гаурабда — GCal — официальной версии вайшнавского календаря GBC ISKCON, разработанной Гопалаприей дасом из города Братиславы в Словакии, и программа Vaisnava-Reminder, разработанной Олегом Демченко. Географические координаты городов и данные о часовых поясах для расчётов взяты из Википедии.
Наилучший пост в экадаши - это полное воздержание от еды и пить, для кого это непосильно, рекомендуется есть только пищу, не содержащую зерна или бобовых, и желательно - один раз после полудня. Эта пища называется накта (ужин). Она может состоять из любых корнеплодов
В экадаши нужно стараться пить и есть не больше одного раза. В одном из текстов Кришна говорит Арджуне , что тот, кто полностью постится в экадаши, получит награду полностью, а тот, кто ест накту - получит половину.
Чтобы получить полное духовное благо от соблюдения поста, следует избегать дневного сна, бритья, растирания маслом, принятия пищи из бронзовой посуды, прикосновения к женщине в период её менструации , и не болтать много. При употреблении пищи, помимо зерновых и бобовых, также следует избегать шпината , мёда , баклажанов , асафетиды и морской соли (другие виды соли, такие как поваренная соль , допустимы), а также принятия пищи в чужих домах.
Согласно ведическим писаниям, каждый старше пяти лет должен соблюдать пост в экадаши. Тот, кто не в состоянии поститься из-за серьёзной болезни или преклонного возраста, должен найти особо духовного человека и пожертвовать ему что-то. Также он может просто слушать или читать о значении каждого экадаши. Эта практика рекомендуется как один из методов достижения полного результата поста.
Время начала и конца экадаши имеет принципиальное значение и зависит от часового пояса конкретного региона. То есть время соблюдения экадаши в Дели, Нью-Йорке и в Москве может отличаться даже на сутки. Для того чтобы определить точное время входа и выхода из экадаши, астрологи рассчитывают календарь для конкретных регионов. После соблюдения экадаши, необходимо прервать пост в определённый период после восхода солнца на следующий день. Если экадаши прерывается после этого времени, он считается не соблюдённым. Если экадаши случайно не был соблюдён, можно провести его на следующий день - двадаши - и прервать пост на третий день - трайодаши. Для прерывания экадаши достаточно принять любое зерно.

Божества-управители Лунных дней
Лунные Сутки Божество-управитель
—————— ————————
Пратипад (1 и 16) Брахман
Двитйа (2 и 17) Видхатри
Тритйа (3 и 18) Вишну
Чатуртхи (4 и 19) Йама
Панчами (5 и 20) Чандра
Шаштхи (6 и 21) Субрахманйа (Картикейа)
Саптами (7 и 22) Индра
Аштами (8 и 23) Васу
Навами (9 и 24) Змея
Дашами (10 и 25) Дхарма
Экадаши (11 и 26) Рудра (Шива)
Двадаши (12 и 27) Адитйа (Сурйа)
Трайодаши (13 и 28) Манматха (купидон)
Чатурдаши (14 и 29) Кали
Пурнима (15) Вишвэ-Дэва
Амавасйа (30) Манес
Переход от одного Лунного дня к следующему происходит из-за изменения углового расстояния между Луною и Солнцем.

Номер
п/п
Фаза Лунные Сутки
Название / номер
Угол между
Луною и
Солнцем
в градусах
от до
1 Луна растет.
Шукла-Пакша
[яркая половина лунного месяца]
Угол между
Чандрой [Луной] и
Сурйей [Солнцем]
увеличивается
Пратипад 1 0 12
2 Двитйа 2 12 24
3 Тритйа 3 24 36
4 Чатуртхи 4 36 48
5 Панчами 5 48 60
6 Шаштхи 6 60 72
7 Саптами 7 72 84
8 Аштами 8 84 96
9 Навами 9 96 108
10 Дашами 10 108 120
11 Экадаши 11 120 132
12 Двадаши 12 132 144
13 Трайодаши 13 144 156
14 Чатурдаши 14 156 168
15 Пурнима Полнолуние 168 180
16 Луна убывает
Кришна-Пакша
[темная половина лунного месяца]
— Чандра
Угол между
Чандрой [Луной] и
Сурйей [Солнцем]
уменьшается
Пратипад 1 180 168
17 Двитйа 2 168 156
18 Тритйа 3 156 144
19 Чатуртхи 4 144 132
20 Панчами 5 132 120
21 Шаштхи 6 120 108
22 Саптами 7 108 96
23 Аштами 8 96 84
24 Навами 9 84 72
25 Дашами 10 72 60
26 Экадаши 11 60 48
27 Двадаши 12 48 36
28 Трайодаши 13 36 24
29 Чатурдаши 14 24 12
30 Амавашйа Новолуние 12 0

Все лунные сутки делятся на пять групп — Нанда, Бхадра, Джайа, Рикта, Пурна:
Они влияют и на рождение личности в этот день и на состояние ума в данный день…

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or to inform us.

,

Сегодня приведем повествование о славе Ашадха-Кришна экадаши, или Йогини экадаши, из Брахма-вайварта Пураны.

Юдхиштхира Махараджа сказал:

О Всевышний Господь, я выслушал славу Нирджала экадаши, который приходит в светлую половину месяца джйештха. Теперь я хочу услышать о экадаши темной части месяца ашадха (июнь-июль). Милостиво опиши мне его в деталях, о убийца демона Мадху.

Всевышний Господь Шри Кришна ответил:

О царь, я поведаю тебе о лучшем из всех дней поста, экадаши, приходящем в темной части месяца ашадха. Известный как Йогини экадаши . Он уничтожает последствия всех видов грехов и дарует высшее освобождение. О лучший из царей, этот экадаши освобождает людей, тонущих в бескрайнем океане материального существования, и доставляет его к берегу духовного мира. Во всех трех мирах он является главным из всех священных дней поста.

Я открою тебе эту истину, поведав историю, упомянутую в Пуранах.

Царь Алакапури — Кувера , казначей полубогов, — был непреклонным преданным Господа Шивы. Слуга по имени Хемамали был его личным садовником. Якша Хемамали был поглощен страстью к своей прекрасной жене Сварупавати, имевшей большие чарующие глаза. Хемамали должен был ежедневно ходить к озеру Маносароваре и срезать цветы для своего Господина Куверы, который использовал их в поклонении Господу Шиве. Однажды, срезав цветы, Хемамали вместо того, чтобы сразу пойти к своему Господину и выполнить свои обязанности, пошел к жене. Поглощенный любовными забавами с женой, он вернулся в обитель Куверы. О царь, пока Хемамали наслаждался с женой, во дворце Кувера начал поклоняться Господу Шиве и обнаружил, что к полуденной пудже не подготовлены цветы. Их отсутствие разгневало великого полубога, и он спросил посыльного якшу:

Почему порочный Хемамали не принес цветы для ежедневного поклонения? Узнай точную причину и сообщи лично мне.

Якша вернулся и сказал Кувере:

О Господин, Хемамали открыто наслаждается сексом со своей женой.

Услышав это, Кувера очень разгневался и мгновенно вызвал к себе низкого Хемамали. Зная, что он пренебрег своей обязанностью, Хемамали в великом страхе приблизился к Господину. Садовник выразил почтение и предстал перед Господином, чьи глаза от гнева налились кровью, а губы дрожали. В бешенстве Кувера крикнул Хемамали:

О греховный нечестивец! Нарушитель принципов религии! Ты оскорбил полубогов! Поэтому я проклинаю тебя: ты будешь страдать от белой проказы и разлуки с любимой женой! Ты достоин только великого страдания! О низкорожденный глупец, оставь сейчас же это место и ступай на низшие планеты!

Так Хемамали в мгновение ока пал из Адакапури и заболел ужасной белой проказой. Он очутился в дремучем и страшном лесу, без еды и питья. Хемамали проводил свои дни в страданиях и не мог спать ночью из-за боли. Он страдал и зимой и летом, но так как искренне продолжал поклоняться Господу Шиве, его сознание осталось чистым и твердым. Даже опутанный великим грехом и его последствиями, он помнил свою прошлую жизнь, так как был благочестивым.

Скитаясь по горам и степям, Хемамали в конце концов пришел к обширной Гималайской гряде. Там ему выпала большая удача предстать перед великим святым Маркандеей Риши — лучшим из аскетов, чья жизнь, как говорят, равна семи дням Брахмы (*).

Маркандея, спокойно сидящий в своем ашраме, сиял как второй Брахма. Хемамали, чувствуя себя очень греховным, остановился на расстоянии от величественного святого и выразил ему почтеннейшее смирение и вознес молитвы. Маркандея, всегда заботящийся о других, увидел прокаженного и сказал ему:

Какие греховные поступки ты совершил, что заслужил это ужасное страдание?

Услышав такие слова, Хемамали ответил:

Дорогой Господин, я — якша, слуга Господа Куверы, и зовут меня Хемамали; моим ежедневным служением было срезать цветы у озера Маносаровара для моего Господина, который поклонялся Господу Шиве, но однажды я не пришел с подношением, так как был поглощен страстью к своей прекрасной жене. Узнав почему я отсутствую, мой Господин проклял меня в великом гневе и теперь я лишен дома, жены и служения, но, к счастью, я стою перед тобой теперь и могу получить от тебя великое благословение, ибо знаю, что преданные Всевышнего Господа всегда заботятся о других в своем сердце. Это их великое естество. О лучший из святых, пожалуйста, помоги мне? (**).

Маркандея Риши ответил:

Так как ты сказал мне правду, я поведаю тебе о дне поста, который принесет великое благо. Если ты постишься в экадаши темной половины месяца ашадха, ты несомненно освободишься от ужасного проклятия.

Услышав это благословение от прославленного святого, исполненный благодарности Хемамали упал на землю и выразил ему свое смиренное почтение. Маркандея остановил и поднял Хемамали, наполнив того невыразимым счастьем. Хемамали строго провел пост в экадаши так , как его научил святой, и благодаря этому стал тем же самым якшей. Затем он вернулся домой, где жил со своей женой очень счастливо.

Господь Кришна завершил:

О Юдхиштхира, ты легко можешь видеть, что пост в Йогини экадаши очень могущественен и благоприятен. Благо, обретаемое накормившим восемьдесят восемь тысяч благочестивых брахманов, достигается простым соблюдением полного поста в Йогини экадаши. Тот, кто постится в этот священный экадаши, разрушит нагромождение последствий прошлых грехов и станет более благочестив. Итак, о царь, Я объяснил тебе чистоту Йогини экадаши .

Примечания

*. Говорится, что один день Брахмы (12 часов) длится 1000 циклов четырех юг: Сатья, Трета, Двапара и Кали. Так как эти четыре века длятся 4 320 000 лет полный двенадцатичасовый день Брахмы составляет 8 640 000 000 лет, и семь этих дней составляют 60 480 000 000 лет. Такова продолжительность жизни Маркандейи Риши, самая длинная на Земле.

**. Ведическая литература утверждает:

Так же, как реки не пьют свою воду, но несут ее на благо другим, так же, как плодовые деревья не едят своих плодов, но дают их другим, и так же, как тучи не пьют свой дождь, но проливают его для других, так и святые живут только для других.

Чанакья Пандита говорит:

Простое созерцание чистого преданного Кришны более очищающе, чем посещение святых мест паломничества, так как святое место может очистить спустя длительное время, а взгляд чистого преданного очищает мгновенно.

    Сегодня мы поведаем повествование о славе Бхадрапада-Кришна экадаши, или Аджа экадаши, из Брахма-вайварта Пураны....

В качестве введения на ум приходит одна история из Нарада Пураны1 про царя, который заставил всех своих подданных соблюдать экадаши2, а тех, кто не хотел этого делать, грозился выслать из благополучного царства. Ничему не нужно было особенно следовать, а только поститься на 11 лунный день, и следствием тому была непрерывная вереница межпланетных кораблей, которые увозили счастливчиков, оставивших тело, в Духовный мир. Некоторым даже в пробке приходилось стоять. Говорится, что в ад опустел, а ямадутыv3 сидели в одиночестве у тлеющих угольков, скучая. Ямарадж4 был в ужасе - его лишили служения! И он попросил Брахму5 «убрать» этого суперблагочестивого царя. Но Брахма ответил, что умывает руки, поскольку того защищает сам Вишну6.

Вкратце пересказывая эту историю, нужно упомянуть женщину, которая вмешалась в ситуацию, чтобы вынудить правителя отменить экадашное право. Тем не менее, царь был настоящим преданным Верховной Личности Господа, непреклонным в своих намерениях принести благо всем живым существам, поэтому во имя добра даже не поступился своим сыном. Кроме того, принц был очень благовоспитан и понимал, что его жизнь ничего не стоит по сравнению с судьбами тысяч и тысяч возвращавшихся домой к Богу.

В тот самый момент, когда царь уже занес меч над его головой, кто-то схватил его за руку. Это был Вишну, он проговорил: залезай на корабль и бери с собой своего сына и жену. Вместе они отправились в Духовное Царство, где нет ни болезней, ни старости со смертью и все пребывают в блаженном счастье. Судьба той самой женщины, препятствовавшей соблюдению экадашей, сложилась менее благополучно: она отправилась в ад, и даже ямадуты боялись оскверниться, коснувшись ее.

А теперь спустимся с небес к йоге. Нашей дружной йоговской компанией мы решили примерить на себя аскезу сухого поста в традиционный для этого день - Экадаши. Сейчас мы погрузимся в те реализации с точи зрения гимнастики йогов, которые преподнес этот праздничный день любителям потянуть свои жилы и побеседовать НЕ ЗА столом С чашкой чая, а НА коврике С ногой выступающей ИЗ-ЗА уха.

Утренняя тренировка получилась бесподобной. Хорошая динамика, гарцующие друг за дружкой сытные, удобовыполнимые асаны, изометрическая работа в классических позах и разминочные последовательности из боевых искусств. Казалось бы, каким чудом все это можно впихнуть в канонизированную практику? Спасибо матушке йоге за раскрытие творческого потенциала.

Раз за разом погружаясь в попытки удивительных ухищрений до границ своих возможностей, обозначить потенциал нераскрытых зон, все больше понимаешь ценность и необходимость улучшать общий энергетический потенциал, а также выносливость и силу мышечных жгутов и сухожилий, приспособить свежие разработки любителей физкультуры к асанам. Как объединить пестрящие своим разнообразием атлетические упражнения на турнике, желание подойти к исполнению сложных фигур в йоге, мотивирующую энергию, генерируемую на показательных выступлениях с медитативным прощупыванием себя во время практики?

На вечерней тренировке этот вопрос раскрылся, словно бутон лотоса, из рутины простых и скучных многократных подходов в проработке тазобедренных суставов на ротацию в эка-пада-ширшасане. Первым делом команда отъявленных искателей истин в необычных геометрических конструкциях своего собственного тела, погрузилась в пранаяму7 с задержками на вдохе и на выдохе, поднимаясь с уровня на уровень в восприятии своего трансцендентного я.

У каждого участника после первого блока упражнений в процессе обсуждения наметилась индивидуальная программа продвижения в данной области. Например, у дяди Жени едва ли хватало плавности выдуваемого воздуха после задержки на вдохе, но, приняв этот факт во внимание, ему удалось поставить задачу сохранить цельность линии параболы при переходе от выдоха к вдоху. У дяди Леши имелся практический интерес увеличить задержку дыхания на вдохе и выдохе не выходя из зоны комфорта. Мне виделись перспективы дойти до 36 счетов на вдохе, 144 на задержке, 72 на выдохе и 36 на задержке. Так и получилось: каждый двигался в своем направлении и после очередного 3-х минутного цикла капалабхати удалось достичь намеченных установок.

Спустя некоторое время мы встретились в позе под названием Пинча-Маюрасана. По словам дяди Жени она впервые так легко и ненавязчиво получилась сама собой. Именно ПРАНАЯМА стала той самой отмычкой, которая позволила уму осуществить неосуществимое.

Стоит признать, что механизм воздействия ПРАНАЯМЫ на организм весьма загадочен. Даже в институте Лесгафта, где проводятся бесконечные опыты над спортсменами и определяются современные физкультурные тенденции, не могут ясно и четко определить воздействие дыхания на организм занимающихся. В то же время в поздневедических трактатах значится:

Ятха симхо гайо вьягро бхаведвашьях шанайх шанайх

Татхайва севито вайюраньятха ханти садхакам.

Прану - как и льва слона или тигра - нужно приручать постепенно.

Иначе она разрушит человека.

(Хатха-Йога-Прадипика, II:15)

Представьте себе опасного дикого зверя. Он родился и вырос в лесу, он привык к свободе. И вот дрессировщик, собрав всю свою смелость, идет на риск и ловит зверя. Потом очень медленно и постепенно обучает и, в конце концов, подчиняет его себе. Так и с дыханием: учиться его контролировать нужно постепенно, шаг за шагом, с помощью длительной упорной практики. Это очень трудная, но достижимая задача.

Итак, вернемся к асанам. Благодаря хорошей пранаяме лично мне впервые удалось сложить ноги в лотос, находясь в перевернутом положении без помощи рук. Такое вкрапление изюма в практику не вызывает бурю эмоций, однако хочется поблагодарить Творца за чудный механизм мировосприятия - тело.

Далее шли различные упражнения для позвоночника и постепенно сформировалась некая цель: встать на одной ноге с другой ногой, зафиксированной за головой. Естественно, никто из нас в тот момент не считал себя способным ни морально, ни физически к таким гуттаперчевым позам.

Здесь целесообразными оказались подводящие упражнения на ротацию бедра с многогранными лотосными вариациями и йогодандасаной – позой отдыхающего странника, облокотившегося на посох в тени раскидистого дерева где-то на территории БхаратаВарши8. Как известно, 9 подходов подтягиваний на перекладине вряд ли могут стать непреодолимым препятствием на пути к телесному совершенству рядового уличного турникмена, так же, как и для нашего брата отведение ноги за голову и удержание ее там сходное количество раз.

Первые походы ознаменовались преодолением резкой ноющей боли в области прикрепления бедренной кости к тазу. Потом ощущения сменились на более приятные. Непроизвольную усмешку вызывало ощущение собственной деревянности. На заключительных подходах уже хотелось просто пережить затянувшийся эксперимент, чтобы остались силы на квинтессенцию всей тренировочной последовательности. Наконец мы дорвались до нее – получилось встать с ногой, заведенной за голову, опершись на товарищей с двух сторон. И тут мы разразились искренним смехом! 🙂 Один напоминал танкиста, высунувшего голову из бронемашины, другой - человека с ампутированной головой…

Зато шавасана была отменной! Кристальная ясность пространства ощущалась физически, теплый воздух окутывал все тело, кажущаяся иллюзорность окружающих нас объектов в парке провоцировала медитативный настрой с умиротворённым умом и чувствами. В такие моменты поднимаются на поверхность сознания удивительные строчки Высоцкого:

Хорошую религию придумали индусы,

Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.

1. Нарада-пурана – одна из восемнадцати Пуран, которые рассматриваются в качестве столпов индуизма. Она стоит на шестом месте в традиционном перечне Пуран. Автором Пураны является Махариши Вьяса; Сута Госвами рассказывал её в собрании 26 тысяч мудрецов под предводительством Шаунаки.

Согласно Брахма Пуране, первоначально Нарада Пурана содержала 25 000 шлок. В настоящем виде она делится на несколько частей. Первая часть включает 125 глав. 19-ая глава содержит описание всех Пуран. Вторая часть состоит из 62 глав. В целом, Нарада Пурана содержит подробные описания таких явлений, как мокша (освобождение), дхарма (религия), джйотиша (астрология), вьякарана (грамматика), мантра-сиддхи (успех в повторении мантр), варнашрама (социальное устройство) и т. д.

2. Экадаши - одиннадцатый день после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца в индуистском календаре. В индуизме и джайнизме дни экадаши считаются особо благоприятными для совершения аскезы или епитимьи. Индуисты в дни экадаши постятся либо полностью, либо воздерживаются только от зернобобовых продуктов.

Последователи индуизма полагают, что совершение духовных аскез в дни экадаши помогают душе достичь освобождения из цикла рождения и смерти. Помимо этого, экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане. Так, аюрведическая медицина советует поститься, чтобы сохранить и улучшить здоровье. Говорится, что пост в экадаши предупреждает и излечивает многие болезни, а также целесообразен с экономической точки зрения: свершение поста два раза в месяц способно сохранить огромное количество пищи.

Наилучший пост в экадаши - это полное воздержание от еды и питья. Тому, для кого это непосильно, рекомендуется есть только пищу, не содержащую зерна или бобовые.

Тот, кто хоть однажды совершенным образом постился в экадаши, заслуживает того же, что и кормящий 1 000 нищих каждый день в течение 60 000 лет. Человек, один раз правильно соблюдающий экадаши, обретает благо, в десять раз превышающее благо от раздачи 1 000 коров брахманам, превосходно знающих Веды. То есть благо от соблюдения полного поста в экадаши просто невозможно измерить или с чем-либо сравнить.

3. Ямадуты - слуги Ямараджа.

4. Ямарадж - "Владыка смерти и справедливости", будучи владыкой царств мёртвых, обязан судить живых существ, которые грешили. Он пребывает в Питрилоке со своими личными спутниками, ямадутами. Под его началом находится южная или нижняя часть вселенной, именуемая Паталой. Когда жизненный воздух покидает тело, сгусток материи, состоящий из пяти элементов – земли, воды, воздуха, огня и эфира – распадается на составляющие. Тогда живое существо оказывается на суде Ямараджы, и тот решает, какое тело оно должно получить в будущем.

5. Брахма – первое сотворенное живое существо во вселенной. Он является вторичным творцом материального мироздания. Живёт сто «собственных» лет, равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет. Жизнь Брахмы равна всему сроку существования данной вселенной.

6. Вишну – Верховный Господь. Творение, поддержание и разрушение бесчисленных миров -Его Божественная игра. Основные функции Вишну является поддержание дхармы и разрушение зла. Вишну изображается в четырёхрукой человеческой форме, в жёлтых одеждах, возлежащим на гигантском многоголовом змее Шеша в водах Причинного океана. В своих четырёх руках он держит четыре атрибута: цветок лотоса, булаву, раковину и чакру.

7. Пранаяма помогает контролировать ум, стать его хозяином. Чем беспокойней ум, тем мы больше думаем, тем больше испытываем надуманных стрессов, конфликтов, проблем и в результате устаем, попусту расходуя силы. Чтобы замедлить мысленный поток, необходимо научиться правильно дышать, практикуя IV ступень Аштанги йоги - пранаяму.

Прана - это вселенская энергия, или сила. Прана есть повсюду. Она может пребывать в статическом или динамическом состоянии. Ее можно обнаружить во всех формах жизни, от высших до низших, в муравьях и в слонах, в одноклеточных амебах и в человеке, в элементарных формах растительной и в сложных формах животной жизни. Именно благодаря энергии праны уши слышат, глаза видят, кожа ощущает прикосновения, язык чувствует вкус, нос слышит запахи, а мозг и интеллект выполняют свои функции. Прана с каждым вдохом наполняет человека по системе из более 72 000 нади, мельчайших каналов. Нади, переплетаясь, образуют многочисленные энергетические центры - чакры.

8. Бхарата-варша - Земля, лежащая к югу от Гималайских гор, - это Индия, которую в былые времена называли подобным образом. Считается, что живым существам, родившимся в Бхарата-варше, очень повезло. Сам Чайтанья Махапрабху говорил:

бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара

джанма сартхака кари" кара пара-упакара

(Чайтанья - Чаритамрита Ади-лила Том 1. Бхактиведанта Свами Прабхупада 9.41)

Каждый, кто родился в Бхарата-варше, получает все необходимое для жизни. Воспользовавшись этими возможностями, он может развиваться как в материальном, так и в духовном отношении в конце концов достичь цели человеческой жизни. А достигнув цели жизни, он должен служить человечеству, делясь своими знаниями и опытом со всем миром. Иными словами, тот, кто благодаря своим благочестивым поступкам рождается на земле Бхарата-варши, получает все возможности для дальнейшей эволюции в теле человека. Климатические условия Индии позволяют человеку жить мирной и счастливой жизнью в самых благоприятных материальных условиях.

Класснуть