С 1992 года в России действует порядок приватизации, позволяющий получить в собственность жилье из госфонда. Периодически в нормативы вносятся поправки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как в 2019 году работает закон о приватизации квартиры? Завершение бесплатной приватизации планировалось в 2019 году.

Предполагалось, что после 1.03.2017 приватизировать жилье можно будет только на платной основе.

Однако после многочисленных обсуждений было принято решение продлить действующую программу. Как в 2019 году действует закон о приватизации, и каковы его перспективы?

Что нужно знать

Согласно федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» () под приватизацией подразумевается переход права собственности на объекты недвижимости от государства или муниципальных органов к физическим и юридическим лицам.

Основное условие это нахождение приватизируемого имущества в государственной или муниципальной собственности.

Еще одно важное правило касается однократности права на . То есть бесплатно приватизировать имущество можно только раз в жизни.

Гражданин, претендующий на приватизацию, должен соответствовать следующим требованиям:

Участвовать в приватизации могут как совершеннолетние, так и несовершеннолетние граждане. Интересы детей представляют родители или законные .

По достижению совершеннолетия граждане могут повторно воспользоваться правом на приватизацию.

Участие в приватизации допускается и для лиц недееспособных. От их имени действуют законные представители на основании официальных документов об опеке.

Не смогут участвовать в приватизации граждане, проживающие на приватизируемой жилплощади по , или . Временная регистрация также не дает права приватизировать жилье.

Основные понятия

Приватизация это, по сути своей, отчуждение государственного имущества в пользу частного лица.

При этом должен соблюдаться утвержденный порядок передачи и обеспечиваться регистрация .

Все основные условия и требования подробно расписаны в федеральных нормативах. Основной принцип это равенство всех приобретателей госимущества и открытость сделки.

В качестве субъектов правоотношений выступают физлица и организации с одной стороны и госорганы или местные органы управления с другой стороны.

Объекты госимущества разделяются на:

  • имущество, не подлежащее приватизации;
  • объекты с ограниченным сроком приватизации;
  • имущество, приватизируемое в конкретном порядке.

Нельзя приватизировать объекты, на которые уже оформлено право частной собственности. Кроме того запрещена приватизация для:

  • жилья, обладающего статусом общежития;
  • имущества, принадлежащего воинской части;
  • жилья, признанного ветхим или аварийным, то есть непригодным для проживания.

Действие нормативной базы

Начало приватизации положил «О приватизации жилищного фонда в РФ». Здесь определены основные правила и условия приватизации.

Некоторые изменения были внесены . Изначально предполагался ограниченный срок бесплатной приватизации.

Впоследствии срок окончания несколько раз изменялся. В последний раз завершить приватизацию планировалось 1.03.2017.

После этой даты возможность получить в собственность госимущество должна была стать платной.
Но, несмотря на достаточно долгий срок применения, приватизацией воспользовались далеко не все россияне.

Немалое количество жилья продолжало находиться в государственной собственности. Большую роль сыграло и присоединение Крыма, жители которого попросту не успели бы воспользоваться приватизацией.

В итоге было принято решение об окончательном продлении приватизации, теперь уже бессрочно.

Гражданам сначала нужно получить иное жилье от государства при наличии оснований и только потом претендовать на приватизацию жилища.

Не получится приватизировать служебную квартиру, поскольку собственником ее является не государство, а конкретная организация.

Хотя в этом случае допускается возможность приватизации. Для этого потребуется получить от работодателя письменное на недвижимости и перевод жилья в частную собственность.

На практике процент подобных сделок крайне мал. Не допускается участие в приватизации временно прописанных граждан по той причине, что срок временной регистрации ограничен.

Кроме того, следует знать, что приватизация это не обязанность, а право граждан. Если в приватизируемом жилье проживает несколько человек, то некоторые из них могут .

При этом право собственности на квартиру распределяется меж остальными участниками в равных долях.

Отказавшийся от участия в приватизационном процессе гражданин сохраняет право бессрочного пользования жилплощадью.

Порядок проведения процедуры

Установленный приватизационный порядок предусматривает следующую последовательность действий:

Приведение квартиры в надлежащее состояние Жилье должно соответствовать утвержденным санитарным и противопожарным нормам
Соблюдение технических норм Если имеется неузаконенная перепланировка, то необходимо узаконить изменения или вернуть квартиру в первоначальное состояние согласно
Сбор необходимого пакета документов
Подача документов в уполномоченный орган
Получение положительного решения Приватизационной комиссии или мотивированного отказа
Регистрация права собственности на квартиру При положительном ответе комиссии

К необходимым для приватизации документам относятся:

  • ордер на квартиру или договор социального найма;
  • из о составе прописанных лиц;
  • паспорта всех зарегистрированных граждан;
  • документы, указывающие на отсутствие иной жилой недвижимости.

Заявление на приватизацию пишется по обычному для таких документов стандарту:

  • сведения о заявителе (Ф.И.О., данные паспорта);
  • изложение сути заявления (просьба о разрешении приватизации);
  • перечисление остальных участников приватизации;
  • описание объекта (адрес, характеристики);
  • всех участвующих лиц.

Если кто-то из жильцов отказывается от участия в приватизации, составляется нотариальный отказ.
Собранные документы вместе с заявлением подаются в жилищный отдел при местной администрации.

Принятие документации сопровождается выдачей расписки с указанием даты обращения и перечня принятых документов.

На проверку подлинности документов и правомерности обращения отводится два месяца. При положительном решении все участники приватизации приглашаются для заключения соответствующего договора.

Продлена ли до 2019

Завершиться бесплатная приватизация должна была 1.03.2017. При этом рассматривался , предполагающий продление проекта до 1.01.2020.

ФЗ № 14 от 22.02.2017 продлил приватизацию в очередной раз, но теперь уже сделав ее бессрочной для всех граждан.

Какие есть возникающие нюансы

Приватизированная квартира переходит в полную собственность частных лиц. Но в отдельных случаях процедура может быть оспорена заинтересованными лицами.

Приватизация признается незаконной, если:

В приватизационном процессе не участвовало лицо Имевшее право на приватизацию и не отказавшееся от участия в официальном порядке
Совершеннолетний гражданин Воспользовался правом на приватизацию повторно
Участником приватизации стал гражданин, не имевший права На приватизацию
Оформлением приватизации занималось лицо, не уполномоченное На свершение таких действий
Использовались недействительные Или поддельные документы
Из списка участников были исключены Несовершеннолетние жильцы
На момент приватизации Один из участников пребывал в недееспособном состоянии

Если основания для признания недействительности процедуры подтверждаются в суде, приватизация аннулируется. Квартира возвращается в исходное состояние.

Ее можно приватизировать повторно. Зарегистрированные жильцы сохраняют право на приватизацию.

Важно! Действующий закон о приватизации квартиры без согласия всех без исключения собственников не позволяет начать процедуру.

Должно иметься согласие всех жильцов или письменные .

С несовершеннолетними детьми

Если в приватизируемой квартире проживают несовершеннолетние дети, то категорически запрещается исключать их из состава участников.

Исключение возможно только в случае получения соответствующего разрешения от органов опеки. Например, планируется приватизация иного жилья с лучшими условиями.

Видео: приватизация навеки

Если ребенок намеренно выписан из квартиры до приватизации, то право на участие за ним сохраняется.

Причем после передачи квартиры в собственность ребенок получает долю, равную долям прочих собственников.

Процесс приватизации квартиры с несовершеннолетним ребенком ничем не отличается от обычного порядка.

В заявление, а потом и в договор, включается участвующий ребенок как полноценный участник. Допускается приватизация квартиры исключительно на несовершеннолетнего ребенка.

Такое возможно в случае отказа родителей от участия в приватизации или при единоличном проживание (при утере родителей).

В последнем случае от имени ребенка выступают органы опеки или законные опекуны, а все расходы по передаче квартиры в собственность берет на себя государство.

При проведении в Москве

Оформить приватизацию квартиры в Москве можно через МФЦ или Департамент жилищной политики.

Подробно узнать об условиях приватизации для проверки своего соответствия можно на официальном городском портале города Москвы.

Условия в принципе не отличаются от общепринятых, но предусматривается возможность подачи заявления онлайн.

Подать документы на приватизацию квартиры в электронной форме вправе:

Онлайн обращение требует заполнения онлайн формы и прикрепления сканов всех необходимых документов. В течение двух месяцев обращение рассматривается, затем заявитель должен обратиться в

Центр госуслуг «Мои документы» для получения положительного решения. Отказ можно получить там же, а также обычной или электронной почтой.

При подписании договора приватизации потребуется представить оригиналы всех предоставленных документов.

В 2019 году порядок приватизации квартир практически не изменился. Единственно, что теперь гражданам можно не торопиться.

Бессрочность приватизации позволяет тщательно подготовить необходимые документы и устранить имеющиеся препятствия.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Каждый россиянин, проживающий в муниципальном жилье, может воспользоваться предоставленным ему законным правом и приватизировать квартиру. Данное право закреплено специально разработанным и принятым законом о приватизации. О том, что такая возможность предусмотрена в отношении жилищного фонда, принадлежащего государству, и в 2017 году имеют представление не все граждане.

Изучим данный вопрос всестороннее и познакомим читателей с тем, как регулируется процедура приватизации имущества в РФ и каким законодательным актом руководствуются при этом участники процедуры.

К сожалению, в России очень плохо поставлено информирование населения, поэтому многие граждане, зная о предоставленной возможности, совершенно не имеют представления о процедуре, через которую придется пройти, чтобы получить жилье в собственность.

Кроме того, россияне не знают, к какому законодательному акту обратиться в этом случае. Чтобы получить хотя бы общие сведения по вопросу, стоит заранее ознакомиться с последней редакцией ФЗ о приватизации.

Данный акт был разработан специально для урегулирования вопросов, связанных с переводом имущества в собственность граждан еще 04.07.1991 года. Согласно отдельным положениям этого акта, любой гражданин, удовлетворяющий требованиями закона, может обратиться с заявлением о приватизации имущества, которое подпадает под действие документа.

Изначально, еще до принятия закона, процедура приватизации не имела особых ограничений за исключением того, что в ней не могли принять участие иностранные граждане. Приватизировать можно было только имущество государственных или муниципальных ведомств. Сегодня закон продолжает действовать, но в несколько ином формате. Граждане могут принять участие в приватизации, если отвечают установленным требованиям.

Изменения в последней редакции закона

В текущем году ФЗ №54 претерпел некоторые изменения, которые коснулись в основном процедуры приватизации жилища. Речь идет о том, что теперь будут заранее обговариваться порядок доступа к имуществу в многоэтажках для жильцов с ограничениями по здоровью.

Начиная с января, вводятся ограничения по увеличению размеров сумм, которые должны вносить жильцы как оплату за коммунальные услуги. Статья 12 была дополнена положением о том, что лицам, которые выполнили приватизацию, предоставляет право оформления льготного кредита для проведения капитального ремонта строения.

Особые поправки были внесены в порядок проведения приватизации. Теперь лица, которые обращаются за услугой, должны будут подтвердить свой доход, а также заработок всех членов семьи. Это необходимо для того, чтобы семьи, особенно нуждающиеся в помощи, могли получить документы на собственность в первую очередь.

Существеннее моменты ФЗ «О приватизации»

Закон определяет те моменты, которые имеют большое значение в процессе приватизации госимущества.

Следует отметить, что процедура имеет следующие правовые признаки:

  1. Добровольная, поскольку проводится только по согласию гражданина.
  2. Разовая, так как для каждого человека такая возможность дается только раз в жизни.
  3. Бесплатная, потому что за услугу не требуется вносить плату.
Если кратко, то приватизацию можно назвать ответственной и непростой процедурой, которую гражданин может провести один раз в жизни. Чтобы принять в ней участие, потребуется соблюсти все условия и придерживаться существующих рекомендаций.

Актуальные статьи федерального закона

Сегодня процедура проводится строго в соответствие с действующим ФЗ №54, однако некоторые статьи акта сегодня уже не действуют. В частности, актуальными остаются следующие положения:

Ст. 4 Запрещала приватизацию аварийного жилья или служебных помещений, но ранее разрешала переводить в собственность имущество, расположенное в сельской местности.
Ст. 6 В ней указывается о предоставлении полномочий МУП и иным госпредприятиям по праву хозведения передавать в частную собственность государственное или муниципальное имущество.
Ст. 11 Гарантируется право несовершеннолетних детей на повторное участие в бесплатной приватизации, если они делали это ранее и становились собственником квартиры.
Ст. 16 Статья говорит о том, что приватизация в домах, которые требуют капитального ремонта, допускается, а собственник сохранит за собой обязанности по регулярному проведению ремонтных работ.
Ст. 17 Органы госвласти и муниципалитета могут выкупать жилье, находящееся у них на балансе, чтобы далее распределять их более рационально.
Ст. 18

При изменении формы муниципального или госведомства жилой фонд передается преемнику с сохранением прав на жилое имущество за каждым гражданином.

Все остальные пункты закона утратили свою силу в 2014 году и сегодня не имеют никакой юридической значимости.

Заключение

Федеральный закон «О приватизации» представляет собой основополагающий документ для проведения процедуры перевода госимущества в частную собственность. Законодательный акт регулирует все основные моменты и позволяет исключить ошибки и нарушения во время проведения мероприятия. Периодически в закон вносятся поправки, и сегодня актуальными остались всего лишь несколько положений.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ
ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 - 15. Утратили силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статьи 19 - 20. Утратили силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (СТАТЬИ 21 - 26)

Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.ЕЛЬЦИН

с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда от 15.06.2006 № 6-П

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П)

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 1 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 1 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 1. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 2 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 2 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 19.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 2 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 2. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ, от 28.03.1998 N 50-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

(часть третья в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 3. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

(статья 3.1 введена Федеральным законом от 26.11.2002 N 153-ФЗ)

Положение части первой статьи 4, в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, признано не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Статья 4 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 4 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 4 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Положение статьи 4, запрещающее приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, - в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения, - как аналогичное положениям, ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 316-О).

Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности статьи 4 в части запрета на приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, см. Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2000 N 220-О; в части запрета на приватизацию аварийного жилого помещения см. Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 N 350-О; в части запрета на приватизацию служебных жилых помещений см. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 441-О.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ)

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 5. Исключена. - Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 6 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 6 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

(статья 6 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 7 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 7 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 7 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

(в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Статья 8 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 8 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 8 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 9. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании неконституционными положений статьи 9.1 см. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 425-О.

Статья 9.1 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 9.1 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 9.1 утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

(статья 9.1 введена Федеральным законом от 20.05.2002 N 55-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 10. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым раздел II утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым раздел II утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.06.2006 N 6-П).

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

По вопросу, касающемуся бесплатной приватизации жилья гражданами, занимающими жилые помещения по договору найма или аренды, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8.

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ)

Статья 12. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 13. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 14. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 15. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

О применении судами законодательства о праве граждан на бесплатную приватизацию жилья, находящегося в ведомственном жилищном фонде, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 19. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 20. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Председатель

Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР


http://сайт/zakon/Privatization/Privatization_76.html Р-акон Р Р¤ РѕС‚ 4 июля 1991 Рі. N 1541-1 "Рћ приватизации жилищного фонда РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" %C7%E0%EA%EE%ED+%D0%D4+%EE%F2+4+%E8%FE%EB%FF+1991+%E3..html

Каждый человек, проживающий на территории муниципального помещения, со временем может получить право оформить это жилье в частную собственность.

При этом многие люди, радуясь подобному событию, совершенно не знают о том, как проводится приватизация по Жилищному кодексу в 2019 году и какие изменения в действующем законодательстве могут произойти в ближайшем будущем, а ведь от правильности оформления всех документов будет зависеть не только результат проведения всей процедуры, но еще и дальнейшее пользование этим жильем.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому лучше заранее понять, как должна проводиться приватизация по Жилищному кодексу РФ и какие особенности нужно учитывать при проведении этой процедуры.

Общие положения

Приватизировать жилье в России имеет право только человек, который является гражданином РФ, что указано в Федеральном законе №54-ФЗ. Таким образом, оформить какой-нибудь дом или квартиру в частную собственность может только тот человек, который находится в этом жилье в соответствии с договором социального найма, а также является гражданином РФ.

Стоит отметить, что изначально до выхода этого закона проведение процедуры приватизации никоим образом не относилось к наличию гражданства на территории России, но в соответствии с указанным законом был введен запрет на оформление жилья для иностранцев.

Приватизировать при этом можно исключительно ту недвижимость, которая находится в распоряжении государственных и муниципальных органов. В зависимости от того, какой вид собственности распространяется на определенную компанию, заведение или жилищный фонд, жилье, принадлежащее данной организации, входит в число государственной или муниципальной собственности.

Если осуществляется приватизация компании, имеющей в своем распоряжении полноценный жилищный фонд, который не был включен в уставной капитал и должен быть передан муниципальным учреждениям, до этого времени он рассматривается в качестве федеральной собственности или субъекта России, и все здесь зависит от того, как именно функционировала компания до проведения ее приватизации.

На сегодняшний день закон никоим образом не затрагивает предоставление физическим лицам жилья, которое предоставляется им от различных хозяйственных обществ, потому что предоставление какого-либо жилья в собственность физического лица безвозмездно не представляет собой сделку приватизации, а является полноценной процедурой дарения, нормы проведения которой устанавливаются в соответствии с требованиями Гражданского кодекса.

Если предприятия, финансируемые за счет государства, переходят в другую форму собственности или проходят процедуру ликвидации, то жилищный фонд, находящийся в их распоряжении, должен в обязательном порядке передаваться в оперативное управление или хозяйственное ведение тем лицам, которые становятся правопреемниками руководства.

Отдельное внимание стоит уделить тому, что приватизировать жилье можно исключительно в том случае, если ранее оно занималось человеком в соответствии с договором социального найма. При этом незаселенные помещения можно приватизировать, используя способ безвозмездной передачи. Для того, чтобы человек приобрел права на приватизацию определенного жилья, он должен письменно подтвердить свое волеизъявление.

Другими словами, оформить приватизацию того или иного имущества можно только при наличии добровольного согласия на это со стороны лица, а также всех проживающих вместе с ним членов семьи. Таким образом, при проведении приватизации участие в данной процедуре должен принимать каждый человек, который проживает на территории указанного имущества.

В частности, нужно учитывать жилищные права тех лиц, которые на момент приватизации не находятся в квартире, но при этом не потеряли свое законное право на проживание в ней. В соответствии со статьей 71 действующего Жилищного кодекса в случае временного отсутствия одного из жильцов муниципального помещения, предоставленного по договору социального найма, права и обязанности сторон по договору социального найма никоим образом не меняются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 71 СК РФ несовершеннолетние дети, в отношении которых родители теряют родительские права, сохраняют свое право собственности на жилье или же возможность его использования на законных основаниях. Также у ребенка полностью сохраняются его имущественные права, если они основываются на факте родства с родителями или какими-либо другими родственниками. Помимо этого, право на оформление приватизации закрепляется за несовершеннолетними детьми, которые снимаются с регистрационного учета по тем или иным причинам.

Также стоит сказать, что если жилье приобретается одним из супругов, оно не будет относиться к их общей собственности, так как если недвижимость приобретается супругом на безвозмездной основе, она является его личной собственностью

Стоит отметить, что в большинстве субъектов РФ для того, чтобы предотвратить какие-либо злоупотребления процедурой приватизации, ввели специальное правило, в соответствии с которым в случае смены места жительства граждане, желающие приватизировать жилье, должны приложить документ о том, что все занимаемые ими ранее помещения не были оформлены ими как частная собственность.

Сама процедура приватизации при этом является абсолютно бесплатной. Начиная с 1992 года из законодательства полностью убрали слово «Продажа» во всех нормах, которые относятся к этому вопросу, вследствие чего процедура приватизации по сегодняшний день рассматривается как абсолютно бесплатная передача недвижимости в личную собственность гражданина.

Помимо всего прочего, не стоит забывать о том, что каждый человек имеет право только один раз в своей жизни получить в собственность жилое помещение, которое находится в домах муниципального или государственного фонда.

При этом данное правило не распространяется на несовершеннолетних лиц, которые становятся собственниками занимаемого жилья в порядке приватизации. Таким образом, даже имея определенную часть недвижимости, они не теряют своего права на бесплатную приватизацию после достижения совершеннолетнего возраста.

Главные моменты

Главные моменты, которые нужно учитывать в процессе приватизации муниципального или государственного жилья, заключаются в том, что сама по себе процедура является:

Добровольная Оформление приватизации осуществляется только в том случае, если согласие на это дают все проживающие в ней лица, и принудительной приватизации на сегодняшний день не предусмотрено. Единственным исключением из этого правила являются органы опеки и попечительства, которые должны оформить жилое помещение, где после смерти родителей проживают только несовершеннолетние дети.
Однократная Каждый человек имеет право за всю свою жизнь только один раз получить какое-либо жилье в частную собственность от государства. При этом, если в дальнейшем человек решит передать обратно данное имущество в собственность государства, это не вернет ему право на то, чтобы в дальнейшем приватизировать это или какое-либо другое жилье.
Безвозмездная Человек, в частную собственность которого переходит указанное жилье, полностью освобождается от необходимости оплачивать рыночную стоимость этого жилища, но при этом от него может потребоваться оплата оформления документов и других расходов, которые сопутствуют процедуре приватизации.

Юридическая сторона вопроса

Таким образом, можно сказать, что приватизация представляет собой достаточно ответственную и сложную процедуру, которую каждый человек может провести только один раз в своей жизни, а потому должен сделать все правильно.

Упоминания в статьях закона

На сегодняшний день приватизация имущества осуществляется в соответствии со специальным Законом «О приватизации жилищного фонда».

При этом стоит отметить, что некоторые статьи данного закона с течением времени потеряли свою актуальность, и на сегодняшний день уже не используются:

Статья 4 Не предусматривается возможность приватизации какого-либо жилья, которое находится в аварийном состоянии, а также оформлять в частную собственность какие-либо служебные жилые помещения, если они не входят в жилищный фонд совхозов или каких-либо других сельскохозяйственных предприятий, имеющих аналогичные права и располагающихся в сельской местности. При этом собственники жилищного фонда или органы, имеющие соответствующие полномочия, имеют право с согласия собственников самостоятельно принимать решения о том, чтобы приватизировать служебное имущество, расположенное в сельской местности.
Статья 6 В ней говорится о том, что передавать в частную собственность государственное имущество должны соответствующие органы власти или местного самоуправления. Также данное право распространяется на муниципальные и государственные унитарные предприятия, за которыми жилищный фонд закрепляется на правах хозяйственного ведения.
Статья 11 Говорит о том, что у каждого гражданина есть право на то, чтобы оформить на себя государственное или муниципальное жилье, но сделать он это может только один раз. При этом, если собственниками жилого помещения в процессе приватизации становятся несовершеннолетние граждане, то в таком случае они не теряют своего права на дальнейшее оформление государственного жилья в частную собственность.
Статья 16 Регулирует проведение приватизации в тех жилых домах, которым требуется проведение капитального ремонта. В данной ситуации процедура должна проводиться в полном соответствии с указанным законом, но при этом бывший наймодатель сохранят за собой обязанность регулярно проводить капитальный ремонт здания для того, чтобы оно соответствовало нормам содержания и эксплуатации.
Статья 17 Органы государственной власти и местного самоуправления сохраняют за собой право осуществлять выкуп жилых помещений, которые находятся у них на правах собственности, для дальнейшего их перераспределения в более рациональном ключе.
Статья 18 Говорит о том, что если муниципальные или государственные предприятия меняют свою основную форму собственности или ликвидируются, то в таком случае весь жилищный фонд, который находился в их хозяйственном ведении, должен передаваться правопреемникам с сохранением жилищных прав за каждым гражданином.

Все остальные статьи этого закона полностью утратили свою силу, начиная с 2019 года.

Последняя редакция

В 2019 году предусматривается внесение некоторых изменений в действующее законодательство, которые, в частности, затронут также процедуру приватизации жилья. В частности, последняя редакция с комментариями говорит о том, что теперь будет предусматриваться обеспечение условий для доступа к использованию общего имущества в многоквартирных домах для людей, имеющих разную степень инвалидности. Также с 1 января предусматривается ограничение увеличения размеров сумм, которые должны вноситься гражданами в качестве оплаты предоставляемых им коммунальных услуг.

Статья 12 действующего закона была дополнена правилами того, в каком порядке должны обеспечиваться условия доступа к жилью тем людям, которые имеют разные степени инвалидности. В частности, приведены основания и порядок того, как должно предоставляться жилье в соответствии с договором найма, а также определен порядок, в котором оформляются ссуды, кредиты или займы со стороны совета собственников многоквартирного жилья, если это потребуется для проведения капитального ремонта.

Помимо всего прочего, установлен также порядок, в соответствии с которым определяется и рассчитывается доход каждого гражданина и всех членов семьи, которые проживают вместе с ним на территории указанного жилья. Это сделано для того, чтобы определить, каким семьям обеспечение жилплощади наиболее необходимо.

Правила приватизации помещения по Жилищному кодексу

В соответствии с правовыми нормами сделки по приватизации какой-либо публичной собственности подчиняются специальному законодательству, которым регулируется также порядок проведения данной процедуры. При этом к любым таким сделкам с ограничениями используются принципа свободы договора и автономии воли, так как государственный или муниципальный орган, который действует в качестве публичного собственника, не имеет права самостоятельно отчуждать имущество как частный владелец.

Сама же процедура регистрации в соответствии с правилами должна осуществляться следующими органами:

  • органы государственной власти, имеющие право на передачу жилых помещений;
  • государственные или муниципальные предприятия, в хозяйственном ведении которых закреплен отдельный жилищный фонд;
  • казенными предприятиями, имеющими собственный жилищный фонд на правах оперативного управления.

Стоит отметить, что при проведении приватизации уполномоченные лица обязательно должны проверить соответствие вышеуказанных условий, а также то, что желающие приватизировать жилье находятся в нем по договору социального найма, и для приватизации жилья обратились все лица, которые зарегистрированы по указанному адресу

Вариации оформления

В зависимости от того, какое жилье и кем приватизируется, могут изменяться и особенности проведения данной процедуры.

В частности, многие люди стараются понять, в чем заключается отличие приватизации квартиры от какого-нибудь служебного помещения:

Условия для квартиры
  • Наиболее важным условием оформления квартиры является то, что все люди, которые совместно проживают вместе с нанимателем данного жилья, должны оформить письменный отказ от участия в процедуре приватизации, причем все эти документы должны быть заверены у нотариуса. При этом стоит отметить тот факт, что за всеми лицами, которые согласились на приватизацию в пользу других людей, поживающих вместе с ними, сохраняется в дальнейшем право бессрочного использования этого жилья.
  • Действующий порядок приватизации предусматривает оформление права собственности на жилые помещения для ответственного нанимателя, а также всех членов его семьи, которые живут на территории жилого помещения в соответствии с договором социального найма. К членам семьи в данном случае относятся дети нанимателя, а также его родители и супруги.
  • Все остальные родственники могут быть признаны членами семьи только в том случае, если они вселены вместе с ним на соответствующих правах, а также ведут с ним общее хозяйство. В остальных ситуациях в качестве членов семьи людей могут признать также в судебном порядке.
Служебное жилье Приватизация служебных квартир представляет собой достаточно сложную процедуру, так как в соответствии с действующим законодательством такое жилье не может переводиться в частную собственность на общих основаниях. На практике же можно оформить подобную недвижимость в частную собственность, но только в том случае, если на это оформит письменное согласие работодатель.

Сама процедура приватизации в данном случае осуществляется следующим образом:

  1. Жилье переводится из статуса служебного жилого фонда. Для этого компания, имеющая данную недвижимость на своем балансе, должна передать ее в распоряжение местному муниципалитету.
  2. Наниматель подает заявление в муниципальное учреждение с целью приватизировать жилье, предоставляя вместе с ним также нужные документы.
  3. Заявление рассматривается в установленные законами сроки.
  4. Администрация выносит решение о приватизации имущества или отказе в проведении этой процедуры (отказ чаще всего выносится только в том случае, если документы, предоставленные заинтересованным лицом, содержат в себе недостоверную информацию).

Если администрация принимает положительное решение, то в таком случае жилищный отдел администрации и наниматель составляют между собой письменное соглашение, которое регистрируется в Росреестре.

Плюсы и минусы

Главным преимуществом приватизации является то, что человек получает право на свободное распоряжение указанным жильем, то есть он может его продавать, дарить, передавать по наследству или выполнять какие-либо другие процедуры или заключать сделки на его основе.

Если супруги, проживающие вместе в государственном жилье, разводятся, за ними сохраняется идентичное право на использование жилого помещения, но если один из них провел процедуру приватизации этого имущества, оно остается закрепленным за ним на правах единственного собственника.

При этом приватизация может иметь и минусы. В частности, это касается ситуации со сносом дома, когда каждому жильцу предоставляется новое жилое помещение в соответствии с его предыдущим жильем. При этом, если имущество у семьи превышает установленные государством жилищные нормы, то в процессе переселения они получат аналогичную недвижимость, если квартира была приватизирована.

Если жилищные нормы, наоборот, не достигались, то в случае приватизации жилья семья не сможет их улучшить, в то время как при отсутствии регистрации могла бы рассчитывать на получение более объемной квартиры.

Может происходить в том случае, если прописанный уже был участников приватизации иного муниципального жилья в прошлом.

Детально о возможности продления приватизации до 2019 года можно прочитать .