Все мы порой сталкиваемся с неблагодарными людьми в нашей жизни. Это те, кто думает, что окружающие созданы для того, чтобы им прислуживать и исправлять их ошибки. Они думают, что остальные будут мириться с любым их поведением, всегда будут поддерживать и помогать, ничего не получая взамен. Они всегда недовольны тем, как складывается их жизнь и как ведут себя окружающие люди. Какие черты отличают таких людей? Следует это изучить, чтобы поступать противоположным образом. Итак, давайте разберемся с этим вопросом!

Люди, которые не умеют испытывать благодарность, всегда в чем-то нуждаются

Неблагодарные люди все время нуждаются в чьей-либо помощи. Им нужно оплатить счета, посидеть с детьми или поехать куда-нибудь - и во всем этом требуется помощь другого человека. Кажется, что у них постоянно экстренная ситуация, причем они создают ее себе сами из-за собственных ошибок или намеренно, чтобы организовать драму, в которой им так комфортно. Если вы постоянно сталкиваетесь с проблемами и нуждаетесь в помощи, определитесь, что приводит к сложностям, и постарайтесь изменить ситуацию. Вместо того чтобы постоянно кого-то просить, постарайтесь найти постоянное решение проблемы. К примеру, если вы вынуждены постоянно занимать деньги у друзей и родственников, постарайтесь найти более стабильную работу или начать лучше контролировать финансы. Если же вы не можете обойтись без помощи, обязательно поблагодарите за нее. Люди выручат вас в самых сложных ситуациях, а вам в ответ достаточно хотя бы сказать несколько слов - это не так уж и сложно!

Неблагодарные люди не находят для вас времени, если им ничего не нужно

Если они не нуждаются в вашей помощи, вы никогда о них ничего не слышите. Они вспоминают о вашей дружбе только тогда, когда им что-то нужно. Вы никогда не получите приглашения в кафе или предложения помощи. Если все в полном порядке, вы просто не существуете для такого человека. Постарайтесь не вести себя таким образом. Не обращайтесь к друзьям или родственникам только в случае нужды. Будьте открыты, предлагайте свою помощь, делайте что-то приятное для своих родных, просто разговаривайте! Отношения, построенные на сотрудничестве, оказываются более крепкими и длятся всю жизнь.

Люди, не испытывающие благодарности, ожидают помощи

Им кажется, что вы обязаны им помогать, потому что вы родственники или друзья. Они не испытывают благодарности, потому что уверены: они заслужили эту помощь, и вы просто делаете то, что должны сделать. Возможно, они как-то раз сделали для вас что-то хорошее и теперь могут припоминать вам это годами, считая, что теперь вы обязаны отплачивать за это. Чаще всего так ведут себя родственники. Откажитесь от подобного отношения, не ждите, что кто-то будет вас спасать. Вы сильный и независимый человек, который вполне в состоянии самостоятельно справиться с проблемой. Здорово, когда люди помогают, тем не менее вы должны всегда помнить о благодарности. Не думайте, что кто-то вам что-то должен, заботьтесь о себе сами.

Мир вращается вокруг них и их потребностей

Вы должны бросать все свои дела и сразу же отправляться на помощь к такому человеку. Было бы еще понятно, если бы это действительно была экстренная ситуация, тем не менее у таких людей проблемы обычно возникают только из-за плохого планирования, неудачного выбора времени или безответственного отношения. Они поступают неправильно, а потом ждут, что кто-то сразу же все бросит, чтобы их спасти. Если кто-то готов помочь вам, меньшее, что вы можете сделать, - уважительно относиться к его времени и предложить момент, который будет удобен для вас обоих. Благодарность за помощь означает понимание, что время другого человека такое же ценное для него, как ваше - для вас. Если вы будете об этом помнить, вы никогда не будете вести себя неблагодарно.

Неблагодарные люди нередко грубы с теми, кто им помогает

Вопреки всем вашим усилиям неблагодарные люди все равно будут недовольны. Они будут осуждать вас за вашей спиной. Они скажут, что вы никогда им не помогаете, что они делают за вас всю работу, а вы их только используете. Вопреки всему, они будут рассказывать друзьям или родственникам о том, какой вы ужасный человек, чтобы получить сочувствие окружающих. Если вам кто-то помогает, постарайтесь поблагодарить этого человека и относиться к нему тепло. Порой это все, что от вас требуется, так не забывайте об этом!

Неблагодарные люди всегда припомнят вам момент, когда вы не смогли помочь

Неблагодарный человек никогда не забудет о том моменте, когда вы не смогли предоставить помощь. Возможно, у вас просто не было времени или денег, их это не волнует. Они будут винить вас до скончания времен. Если кто-то не может вам помочь, проявите понимание. Поблагодарите за желание помочь, пусть возможности и нет. Помните, что все мы заслуживаем помощи и просить о ней не стыдно, тем не менее вы не должны ничего ожидать от окружающих и обвинять их в том, что они ведут себя не так, как вам бы хотелось.

Лагодарность - это не моральный или духовный десерт, который мы можем оттолкнуть без каких-либо последствий. Благодарность - это насущное питание для обеспечения духовного и морального здоровья как в личном, так и в коллективном плане.

Благодарность - это не общая добродетель, витающая где-то на периферии личности человека. Благодарность - это центральная, основная, решающая добродетель. Успех, развитие и кульминация личностей и народов определяются суверенностью Бога, а их благодарность является решающим фактором в этом независимом Божьем решении.

Что было семенем распада, разложившего душу древнего мира и толкнувшего людей за пределы Божественного исцеления в область, где Бог предоставил их валяться в собственной грязи, где мужчины и женщины осквернялись неестественными страстями и извращениями, где в атмосфере их удушающего морального зловония полностью отсутствовало даже самое легкое дуновение чистого воздуха? Что было этим семенем? Неблагодарность!

«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце... то и предал их Бог...»
(Римлянам 1:21,24).

Что «ослепило» юношу, названного в Евангельской притче «блудным», в те отдалённые от нас времена? Что свергло его с места авторитета и достоинства и повело от богатства и комфорта отцовского дома прямо к свиному корыту?

Что это было, что погнало его от ласковых голосов отца и матери в грубую, холодную, голую почву далекой страны, где слышалось только хрюканье свиней и заунывный вой чужого ветра?

Что сорвало с его спины тканую одежду и с ног мягкую обувь свободы? Что стянуло с его пальцев драгоценный родовой перстень любви и предало его дрожащее тело произволу случайно найденного где-то тряпья?

Что это было, если не черствая неблагодарность? Он не прославил и не возблагодарил отца, а потребовал своего и ушел куда глаза глядят с гордо поднятой головою, не оглядываясь назад.

Неблагодарность - это основной грех мира. Это основной грех молодежи. Это основной грех людей среднего возраста. Старость же, за малыми и редкими прекрасными исключениями, находит мало причин для благодарности.

Как резко отличаются от этого состояния небесные воинства!

«И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев, и четырех животных и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила, и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь»
(Откровение 7:11-12).

Небо - это место хвалы и благодарения, а ад - место обвинения и неблагодарности.

Почти по-свински

Глубокое и искреннее чувство благодарности настолько же чуждо нам в нашей ежедневной рутине, как и свиньям, лениво роющим своим рылом корни в огороде. У нас почти такое же чувство признательности за хлеб на столе, как у них за яблоки, упавшие им под ноги в саду. Как вол в хлеву и осел у хозяйских яслей, мы принимаем всё без чувства удивления, признательности и благодарности, не задумываясь над причиной и источником всего и над тем, что Бог не только разбросал созвездия и галактики в бесконечном пространстве и знает поименно все звезды, но Он же дает вовремя пищу ворону и с милосердием замечает падение на землю каждого воробья.

Отличаясь от четвероногих и крылатых тварей тем, что обладаем самосознанием и сознанием Бога, мы смотрим без признательности на Его неограниченный разум и на наше происхождение от Его любви и воли, и на данный нам самый Его образ.

Благодарность, которую большинство мужей оказывает своей жене, выражается в подарке раз в год или по особым случаям. Когда-то их отношения окутывала, как утренняя дымка на горах, чудесная тайна взаимной любви. Её любовь к нему возбуждала в нем все самое хорошее, чистое и доброе. Всё прекрасное, что он видел и слышал, напоминало ему его любимую. Каждый вдох и выдох были благодарностью Богу за то, что Он создал и подарил её ему. В те юные и свежие дни он был таким неописуемо счастливым!

Теперь же, когда она стала его женой, её место оказалось где-то между электрической печкой и холодильником, радио, телевизором и другими предметами бытовых услуг.

И от многих жен их тяжело трудящийся, честный, верный, трезвый муж, приходящий под вечер с работы, получает столько же благодарности, сколько выгружающий уголь или дрова в её подвал грузчик. Нужен уголь и нужен муж, и у нее есть то и другое, ставшее рутиной, чем-то обыденным, за что не стоит как-то особо благодарить.

Таким следует посетить своих соседок с опухшими от слез глазами. Их мужья приходят домой пьяные и избивают их и детей. Таких женщин очень много, как и тех, чьи зятья приходят домой пьяные и грубые и бьют их дочерей, а они вынуждены молчать.

Неблагодарность детей

Дети тоже нередко непочтительны и неблагодарны по отношению к родителям. Родственная неблагодарность? Это еще одна тема в нашей общей драме.

Помню, как я однажды сидел поздно вечером погруженный в размышления. Моя рука потянулась к пожелтевшему конверту на столе, полному старых фотографий. Я начал рассматривать их и долго не мог выпустить из рук снимок моего отца. Мысленно я представил себе далекое прошлое в штате Теннесси, где делался этот снимок, и вспомнил случай, по которому он делался.

Глаза отца на фотографии были подёрнуты грустью и смотрели куда-то вдаль. Лицо простое и доброе, как бы смирившееся с любыми ветрами судьбы. Он был простой и неутонченный человек. Он верил в «Благого Учителя» и «Вечную Книгу». Он никогда не слыхал ничего о «диспенсациях» (периодах), но с благоговением посещал Божий дом и говорил в нем приглушенным голосом, так же, как и при посещении своего больного соседа.

Однажды, перейдя положенный человеку срок жизни, он пришел к своей сестре (матери уже давно не было в живых) и позволил ей уложить себя в постель. Она подложила две большие, старомодные подушки ему под голову и села возле кровати. Ночью его дыхание становилось все тяжелее. Она позвала меня. Он ни на что не жаловался и ничего не просил. Утром, когда солнце поднялось высоко над горами Теннесси, он посмотрел мне прямо в глаза, последний раз глубоко вздохнул и расстался со своим земным, бренным телом...

Я смотрел на фотографию. Она безмолвно звала меня к родственной благодарности, которой я в свое время не проявил к отцу. Я не был положительно неблагодарным и никогда не причинял ему неприятностей. Я просто принимал его как нечто обычное, должное. Он был моим отцом, а я был ему сыном. Чему же здесь радоваться? Зачем из этого что-то строить? Ведь это было естественно, не так ли? Не было ли это обычным, рядовым, как у всех, явлением?

О, этот странный, безмолвный зов отцовского взгляда на давно заброшенной фотографии! Он заставил меня задуматься и переоценить многое в моей жизни...

Однако есть и обратное. Многие дети, особенно в наши дни, жалуются на родителей, которые заботятся о них, питают и греют, обеспечивают электроникой, но дальше этого - ничего! На этом их забота кончается.

Стоило бы и родителям оценить Божий дар в детях и окружить их нежным теплом и любовью, дабы они стали их друзьями, а в старости помогли бы с достоинством завершить их жизнь. Дети ищут, кому бы довериться, но, не находя этого самого важного элемента дома, идут к друзьям, на улицу, что чревато иногда самыми ужасными последствиями.

Основная причина

Главная причина, почему мы такие холодные и неблагодарные, состоит в том, что нам не хватает разума и понимания. Мы знаем Писание, но мы его плохо понимаем. Мы многое понимаем в общих чертах, но мало что в частности.

Вот, например, горы и холмы под вечер охвачены пламенем царственно великолепного заката. Мы это видим, говорим о природе, но не так, как о ней говорил Давид. Когда он говорил о природе, поток хвалы Богу лился из его души. «Благослови, душа моя, Господа!» - этими словами он начинает 103-й псалом. Давид был умным. Он знал, что природа - дело рук Бога, бесценное произведение искусства Великого Художника. Он знал, что за каждым оттенком красок, за каждым пламенным закатом, тугим бутоном и распустившейся фиалкой кроется замысел и цель Бога. Ничто не «случилось по законам природы», всё было задумано и разработано Богом. Ручьи и источники вод были в долинах между холмов, потому что Бог поместил их там. Он поместил их для утоления жажды зверей полевых и диких ослов. Холмы не орошались «согласно законам природы», но из источников неба. Они текли из-под рук Творца. Травы, овощи и пряности не были плодом «природы», но «Ты (Бог) произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека». Так видел всё Давид. А мы?..

Солнце и Луна были созданы, чтобы служить человеку и зверю. Когда солнце светило, человек знал, что его день начинается и шел на свою работу, а когда оно закатывалось и наступала тьма, звери полевые могли выходить и заниматься своим делом, пока человек спал.

«Левиафан» - это крупное морское животное, разновидность кита - не «случайность природы». Он был создан, чтобы играть в глубоких водах морей и океанов (Псалом 103:28). Фарисеям и неулыбчивым богословам следует понять, что киты созданы Всемогущим Богом, чтобы играть и веселиться в воде. А одного Бог создал специально для того, чтобы он проглотил нерадивого проповедника, и этот «кит» был рад, когда он исполнил свое назначение.

Что такое природа? Она есть дело рук Божиих в каждом ее движении, а её жизнь есть Его дыхание.

Как может человек, живя в таком мире, не прославлять и не благодарить Бога уже за то только, что он дышит?

Давид был не только умным, но и посвященным Богу. Потому он и был умным. Глядя на природу, он говорил: «Буду петь Господу во всю жизнь мою, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе» .

Если правильно понимать природу, она вызывает желание прославлять и благодарить Бога, петь Ему хвалу. Это на самом деле так!

Личность нашего Бога

Наш Господь был самой привлекательной Личностью на земле. Я имею в виду в данном случае Его воплощение, когда Он для нас стал Человеком, или Сыном Человеческим.

В возрасте лет тридцати Он привлек к Себе двенадцать зрелых и независимо мыслящих мужчин. Всех, кроме предателя, Он привязал к Себе узами любви сильнее стали. Все, кроме одного, в дальнейшем подтвердили свою верность Ему мученической смертью. Только Иоанн, по преданию, дожил до старости и естественной кончины.

Когда Иисус излагал Писание, сердца Его учеников горели. Когда Он возблагодарил Отца и преломил хлеб, Его слова, выражение лица и манера были настолько знакомы им, что они моментально узнали Его.

В Нем не было ничего искусственного, натянутого и «выжатого». Он был теплым и приветливым, человечным и естественным настолько, что матери доверчиво приносили к Нему своих детей.

Что же, говоря по-человечески, делало Его такой сияющей, притягательной и вдохновляющей Личностью? Не что иное, как только Его отношение к Отцу, отношение, которое приправляло каждое Его дыхание благодарностью и хвалой.

Одежда лилии не была соткана «природой»; одежда лилии была «соткана» рукою Отца. Его ласковый взгляд был на каждом выпавшем из гнезда воробушке. Все волосы на каждой голове были у Него «сосчитаны» со всей Его Отцовской, Божественной заботой.

В жизни нашего Господа Иисуса все: от облаков в славе до падающей птички, до сосчитаных волос, пяти хлебцев и двух рыбок - было нераздельно связано с Его Отцом. Ничто не существовало без заботы Небесного Отца.

Как низко, стыдно и грешно жить в этом мире, не воздавая хвалы и благодарности Богу за Его нежную заботу!

Известный американский писатель и юморист Марк Твэн сказал о человеке: «Это единственное существо, которое способно краснеть и имеющее для этого причину».

«Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его. Воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его. Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа"
(Псалом 104:1-3).

Во время совершения таинства Брака, перед апостольским чтением, поется прокимен:

«Положил еси на главах их венцы, от каменей честных живота просиша у Тебе, и дал еси им. Яко даси им благословение в век века, возвеселиши я радостию с лицем Твоим».

Мужчина - это венец для женщины, а женщина - для мужчины, но не как терновый венец Христа, а венец радости, славы, чести, благословения. Супруг или супруга - это венец, украшенный множеством драгоценных камней, то есть добродетелей. Раньше люди носили венцы, сегодня они носят бижутерию, и радуются, и хвалятся ею - так и муж радуется и гордится своей женой.

Поэтому ему не следует стыдиться представлять свою жену людям и не говорить ей:

Как я покажу тебя людям?

Или чтобы она не говорила ему:

Таким, каким ты стал, как я представлю тебя людям?

К сожалению, мы слышим и такие слова. Если ты скажешь своей жене:

Ты растолстела, как я покажу тебя людям?

Ты понимаешь, что таким образом ты можешь сильно оскорбить свою жену. Это нехорошо делать.

Бог дает людям гораздо больше того, чего они хотят, потому что Господь очень милостивый. Он не жадный, как мы, Он не злочестивый. Если ты что-то попросишь у Него, то Он даст тебе гораздо больше. Ты просишь у Него одно, а Он дает тебе в тысячу раз больше. Мы видим это в жизни, что Бог дает нам гораздо больше. Почему? Потому что мы не знали, не могли понять того, что может дать нам Господь, не знали о Его богатстве, которое Он дал нам.

Апостольское чтение начинается следующими словами:

Благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа (Кол. 3, 15-17).

Сегодня мы редко благодарим, и когда мы такие неблагодарные и недовольные люди, то утомляем окружающих нас людей. Лично я убежден в том, что человека, который недоволен жизнью, трудно понять, потому что, что бы он ни получил, что бы он ни имел, все равно найдет повод быть недовольным. Он всегда произнесет словечко «но», чтобы выразить свое недовольство. Ты спрашиваешь его:

Хороший дом?

Да, хороший, но... в углу есть дыра. Дом хороший, но сосед нехороший. Дом хороший, но одна кошка мяукает днем ​​и ночью.

К нам приходят люди, недовольные своей жизнью, и говорят:

Мы отдалились друг от друга, нам страшно, мы устали.

И ты спрашиваешь его:

Ну, хорошо, что ты делаешь целый день, что называешь себя уставшим? Ты же преподаватель и возвращаешься домой в 14:00-15:00 часов.

Ну, я хожу в бассейн, на фитнес...

Ну, тогда сократи немного свою ежедневную программу. Чего ты ждешь? Можешь ли ты все сделать, и чтобы у тебя еще осталось свободное время? Разумеется, если ты заполняешь свое время многими делами, то у тебя нет свободного времени. И затем ты жалуешься, что вы отдалились, стали чужими и не общаетесь друг с другом. Иди домой, сядь и пересмотри свои планы. Не ходи несколько дней на фитнес и в бассейн... Невозможно все сделать сразу. Хочешь общения? Сядь дома, как это раньше делали люди, выключи телевизор, отложи на потом свои прогулки, постоянные разговоры по телефону, чтобы осталось время пообщаться со своим мужем. Если весь день будешь разговаривать по телефону, стирать, мыть посуду, убираться в квартире и так далее, то у тебя точно не останется времени. Даже Господь говорит: Остановитесь и познайте, что Я Бог (Пс. 45, 11).

Сядьте, - говорит Господь, - успокойтесь, не делайте ненужных дел, остановитесь, узнайте, что Я Бог.

Если будешь бегать, не останавливаясь, ты не узнаешь ни Бога, ни себя, ни другого человека

Если ты будешь целый день бегать, не останавливаясь, заниматься своими делами, ты не узнаешь ни Бога, ни себя, ни другого человека.

А затем жалуетесь на свою жизнь. Сегодня трудно найти молодых людей, которые бы сказали:

Слава Богу, у нас все хорошо!

Вы, наверное, помните Марулу, ее дом был рядом с митрополией. Она умерла 5 лет тому назад. Эта женщина 30 лет была прикована к постели, она была парализована. Одна, без мужа, без детей, и к ней даже не приходили соседи. Я спросил ее:

Как дела, госпожа Марула?

Слава Богу, хорошо!

Она была очень счастлива - парализованная женщина, прикованная к постели.

Нечто великое, когда человек благодарен и говорит: «Слава Богу!» Даже люди, страдающие депрессией, я это слышал от одного благочестивого психиатра, очень серьезного человека, и от старца Паисия, который рассказывал об одном случае из своей жизни. А еще я был свидетелем того, что когда человек живет в постоянном славословии и говорит: «Слава Тебе, Боже! У меня все хорошо!», то его психика меняется, и он чувствует себя лучше. говорил, что когда он стал отшельником в пустыне, он был обескуражен, и, возможно, его охватила депрессия и отчаяние, что является обычным делом для отшельников.

Потому что он видел свою человеческую немощь, предчувствовал огромную борьбу, которую ему предстояло вести. Во время работы бросал инструменты на землю, поломал машину, поранил свою руку, злился, и чем больше он это делал, тем хуже ему становилось. А когда монахи спрашивали его:

Как дела, отче Паисий?

Ну, как, как - плохо!

И он заметил, что когда он так говорил, становилось еще хуже. Затем он изменил свою тактику и сказал себе: «Я не буду так говорить». И когда кто-то спрашивал его:

Как дела, отче Паисий?

Он отвечал:

Отлично! Чудесно! Замечательно! Благодарю Тебя, Боже! Очень хорошо! Вашими молитвами, у меня все хорошо!

Он хотел забить гвоздь в стену, ударял молотком по пальцу и говорил:

Слава Богу!

А его палец опух.

Когда ты что-то делаешь с ропотом, то становишься еще несчастнее, чем был раньше

Я замечал в своей жизни и в жизни других людей, что когда человек так делает, его дела идут в гору, и он чувствует себя лучше. А когда ты что-то делаешь с ропотом, то становишься еще несчастнее, чем был раньше, и постепенно погружаешься в злочестие.

К тебе приходит человек в депрессивном состоянии, и твое сердце сжимается. Спрашиваешь его:

Ну, как я могу быть, батюшка? Горе, муки, проблемы.

Ты говоришь:

Ах, Пресвятая Богородица!

Как после таких слов у твоего товарища будет желание сесть и пообщаться с тобой? Если ты «излучаешь» усталость, депрессию, злочестие, человек не может с тобой общаться.

Я могу часами исповедовать прихожан. Есть люди, которые, как только зайдут в исповедальню, от их энергии (я использую современный термин) сразу же становится легко и спокойно, особенно когда приходят маленькие дети. Ребенок сразу же «снимает» с тебя усталость. Но приходят и такие люди, которые могут за две минуты убить душевно, превратить тебя в желе. Затем тебе хочется пойти погулять в парке, чтобы прийти в себя. И потом мы говорим, что у нас проблемы в браке.

Поэтому мы должны научиться всегда благодарить за все и говорить:

Слава Богу, у нас все хорошо.

Быть приятными людьми, иметь лучезарное выражение лица, подбадривать другого человека, чтобы он с радостью хотел встретиться с нами, чтобы не утомлялся при мысли о нас. Папа Ефрем Катунакит писал в письме нашему старцу об одном послушнике: «Когда вспоминаю о нем, то, хочу я этого или нет, я всегда смеюсь. Потому что этот послушник был очень забавным и приятным человеком. Но есть люди, о которых только подумаешь, и у тебя возникает неприятное чувство».

Это искусство. Ты должен научиться этому искусству, заставить себя говорить: «Слава Богу!», всегда быть лучезарным, улыбающимся при общении с другим человеком. Ты видишь других людей, иногда даже церковных людей, и говоришь себе:

Улыбнись немножко, дитя мое! Растяни свои губы и улыбнись! Пообщайся с другими людьми. Как долго ты будешь стоять как истукан? Как мумия, как льдина, излучающая холод? Пресвятая Богородица! Тебе надо будет одеть 100 пальто, чтобы растопить в себе этот лед.

Все святые были очень приятными людьми

Как бы тебе ни хотелось никогда не улыбаться и не общаться с другими людьми, ты должен научиться этому искусству. Все святые были очень приятными людьми. Мы приходили к старцам не только потому, что нам было это необходимо: они были святыми, приятными, лучезарными людьми, рядом с ними мы становились бодрее. Они так умело общались с каждым человеком. Они не говорили:

Ну, я такой и этакий!

Христос стал Человеком ради нас и не ослепил Своей Божественной славой, но Он скрыл все Божественное величие в Своей человеческой плоти и родился смиренно, тихо, и не утомил, не умертвил и не ослепил никого. И мы должны быть такими друг для друга. В монастыре, если игумен угрюм, в депрессивном состоянии и подавлен, то это передается всему братству. А если он радостный, улыбающийся и спокойный, и это передается всему братству. Так же и в семье - когда родители лучезарные люди, это передается детям. Когда они угрюмые, неприятные и беспокойные, то дети становятся похожи на них.

Мама, расслабься немного, успокойся!

Ты идешь к кому-то в гости, и тебя охватывает тревога из-за беспокойства людей, которые тебя пригласили. Они спрашивают тебя:

Чего тебе хочется?

Ничего, я просто посмотрел.

Тебе холодно?

Нет, мне не холодно.

Тебе жарко?

Нет, не жарко.

Чем тебя угостись?

Угости меня, чем хочешь!

Тебе удобно в кресле?

Да, удобно.

Наверное, ты устал?

Нет, я не устал.

Столько вопросов! Почему ты беспокоишься? Позволь мне сесть, выпить стакан воды, если мне будет холодно, я скажу, чтобы ты закрыл форточку! Необходима ли вся эта тревога? Затем приходят мысли: мы, наверное, что-то сказали ему, расстроили его! Мы видим, что на мгновение изменилось его выражение лица - он что-то увидел, что-то услышал! И ты говоришь:

Ах, Пресвятая Дева, как выдерживает этот человек?

Ты можешь это увидеть и среди церковных людей. Мы носим какие-то маски, и время от времени эти маски становятся очень опасными. Мы должны быть лучезарными, спокойными людьми, и эта лучезарность исходит от смирения. Старец Паисий рассказывал, что однажды он ездил в Афины, знакомые подвезли его на машине. Однако они очень беспокоились о нем в дороге. Это было для них благословением и радостью, но он очень устал от этой поездки, потому что они постоянно спрашивали его:

Вам не холодно, батюшка?

Нет, я в порядке

Если хотите, я открою окно.

Не хочу.

Вы, наверное, хотите, чтобы я открыл окно?

Ну, но если хотите, то откройте окно.

Нет, если вы хотите, батюшка!

Нет, я не хочу!

Они полчаса обсуждали, открывать ли окно в машине. Если хочешь, то открой окно, а если не хочешь, оставь его закрытым... Необходимо ли столько времени докучать другому человеку?

Включить аудиокассету?

Включите.

Она не будет вам мешать?

Нет, не будет мешать.

Если будет мешать, то скажите нам!

Нет, не будет мне мешать, можете, включите кассету.

На самом деле?

Да, на самом деле...

Пока мы приехали в Афины, - продолжил свой рассказ старец,- они утомили меня. - И он сказал:

В следующий раз я поеду на поезде. Пусть моими попутчиками будут анархисты. С ними я скорее разберусь, чем с благочестивыми людьми, которые, со своим большим благочестием, изматывают меня.

У нас нет душевности, исходящей от смирения, а смирение порождает благодарность

Это так происходит потому, что мы сложные люди, у нас нет простоты, нет душевности, исходящей от смирения, а смирение порождает благодарность. Смиренный - это благодарный и довольный человек. Он благодарен за все и всем. Он говорит:

Слава Богу!

Он не мешает и не затрудняет других людей.

Один старец говорит об угрюмых людях:

Мне хочется взять булавку, уколоть их и посмотреть, потечет у них кровь или уксус? А затем спросить, что течет в их венах? Человеческая, красная, горячая, сладкая кровь - или уксус?

Подходишь к такому человеку и прикасаешься к нему, а он становится унылым. Жалкое зрелище. Но, как я уже сказал, это искусство, и ему необходимо научиться, сесть и поработать над собой, стать более добрыми, лучезарными, радостными, славословящими людьми, а не ропщущими, отягчительными и кислыми особами.

Прежде всего люди спешат проявить неблагодарность. Виктор Гюго

Так тяжело и горько, когда тебе в лицо швыряют твои же лучшие намерения и доброту! Энн Бронте

Благодарность - малейшая из добродетелей, неблагодарность - худший из пороков. Томас Фулле

Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков. Необходимость отблагодарить за и отомстить за кажется им рабством, которому они не желают покоряться. Франсуа де Ларошфуко

Вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте к ней готовы. Единственный способ обрести счастье - это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого. Дейл Карнеги

Неблагодарных гораздо меньше, чем полагают, ибо щедрых значительно меньше, чем думают. Шарль де Сент-Эвремон

Тонкой душе тягостно сознавать, что кто-нибудь обязан ей благодарностью; грубой душе - сознавать себя обязанной кому-либо. Фридрих Ницше

Есть ли что нибудь чудовищнее неблагодарного человека? Уильям Шекспир

Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди, спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все, что оказывали тебе одолжения. Луций Анней Сенека (Младший)

Первая причина неблагодарности - в том, что не может отблагодарить в должной мере. Нет ненависти пагубнее той, что рождена стыдом за неотплаченное благодеяние.
Луций Анней Сенека (Младший)

Благодарность - это то немногое, что нельзя купить… Негодяю и мошеннику ничего не стоит изобразить благодарность, но с истинным чувством благодарности рождаются. Джордж Галифакс

Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Петр I Великий

Неблагодарность как качество личности – склонность не проявлять в вербальной, невербальной либо мысленной форме удовольствие, сердечное благоволение за оказанное благодеяние и за уже имеющиеся жизненные блага.

Бизнесмен едет на важную встречу, опаздывает, нервничает, не может найти место припарковаться. Поднимает лицо к небу и говорит: — Господи, помоги мне найти место для парковки! Я тогда перечислю большие деньги в детдом, брошу пить и буду каждое воскресенье ходить в церковь! Вдруг чудесным образом появляется свободное местечко. Он снова обращается к небу: — А, всё, не надо. Нашел!

Любителя аквариумных рыбок спросили: «Что Вы получаете от своего увлечения? Как можно общаться с рыбками? Ведь это бессловесные существа, не способные даже выразить Вам благодарность за уход за ними. Собака любит своего хозяина и выражает ему свою благодарность множеством доступных ей способов. Кошка трется об ноги и благодарно мурлычет… А рыбки? Вы же не получаете от них никакой благодарности!» Аквариумист на секунду задумался и сказал: «Когда я вижу, что рыбки и водные растения великолепно себя чувствуют в аквариуме, и поэтому интенсивно размножаются и вообще благоденствуют и процветают, то я понимаю, что тем самым они говорят мне «спасибо». В процветании и заключается их благодарность!»

Благое дело не требует благодарности. Мать испытывает безусловную любовь к младенцу. Заботясь о нём, ей даже в голову не придёт думать о благодарности. Улыбнулся, спит, доволен, не болеет, не кричит, что ещё нужно для счастья? У благодетеля отсутствуют права на получение благодарности. Если он страдает от неблагодарности других людей, это верный признак корысти, и его благое дело можно смело классифицировать как корыстное деяние в режиме «ты – мне, я – тебе». Не зря народная мудрость гласит: «От добра добро не ищут». Если делая так называемое благое дело, «благодел» ошибся в расчётах и не получил, как говорили в старину, «отдарок» — это его проблема. В эгоистичном мире, где то и дело сталкиваются интересы, обычное дело не суметь востребовать кредиторскую задолженность за оказанные «благодеяния».

«Благодетель-банкрот» возмущается, осуждает и обвиняет людскую неблагодарность. Его не устраивает понимание, что должник процветает благодаря его воспитанию, помощи или советам. Ему нужны ощутимые знаки благодарности. Карнеги пишет: «Вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте к ней готовы. Единственный способ обрести счастье - это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого. Если вы хотите найти счастье, перестаньте думать о благодарности и неблагодарности и предавайтесь внутренней радости, которую приносит сама самоотдача».

Лжеблагодетели обожают шумное проявление благодарности, так, чтобы об этом знала самая последняя ворона. Они должны насытиться тщеславием, представляясь в глазах окружающих добродием и благоделом. Но главный мотив их действий, зачастую, объясняется просто и банально – поставить другого человека в зависимость. Под покрывалом благодеяния корыстолюбие, подлость, коварство, лицемерие, словом, какая-либо группа пороков прячет своё намерение манипулировать человеком, вмешиваться в его личную жизнь, направлять, указывать и требовать исполнения своих желаний. Манипуляторы знают о всеобщем человеческом качестве – быть в меру последовательным, отвечать услугой на услугу. Человек попадает в психологическую ловушку – ему неприятно вмешательство в его жизнь, но и не хочется быть неблагодарным. Осознавая, что последует за его бунтом неповиновения, он, зачастую, идёт на компромисс. А последуют громогласные обвинения: «Неблагодарный сын! Мы тебя вырастили-выкормили, последние жилы тянули, а ты…», «Кем бы ты сейчас был? Я тебя нашёл на помойке. Отмыл, обогрел, поставил на шикарную должность, а ты…», «Я отдала тебе лучшие годы жизни, а ты…»

С благодетелем всё понятно, а как должен реагировать на благое дело облагодетельствованный? Быть неблагодарным небезопасно. Что должен знать каждый человек, встав на путь неблагодарности? Неблагодарность – один из самых страшных грехов, который невозможно искупить ничем. Если бы люди обладали знанием, какие тяжелые последствия следуют за их неблагодарностью, они б выстраивались в очередь, лишь бы в какой-то приемлемой форме отблагодарить благодетеля. Данте поместил неблагодарных друзей в самые жуткие условия Ада, в самый последний круг. Так Данте выказывает свое отношение к тем, кто забыл или преступил через чувство благодарности. В Риме вольноотпущенного раба наказывали повторным обращением в рабство за проявление неблагодарности к своему патрону – опекуну, за причинение смерти опекуну наказание было как за отцеубийство.

От неблагодарного человека в первую очередь отворачивается удача, теперь постоянная спутница его жизни – невезение. Мало того, в жизнь приходят несчастье и страдания. С завидным постоянством все обстоятельства жизни складываются против него, человек теряет то, за что проявил неблагодарность. В наказание за неблагодарность он может потерять память. Например, человек несчастлив в семье из-за неблагодарности к Богу, давшему эту семью.

Неблагодарный человек не знает, как правильно воспользоваться тем, что получил. Только благодарность даёт понимание и осознание масштаба и размера благого дела. Полученные на халяву блага, не ценятся. Неблагодарность, к примеру, получила прекрасную работу, но не понимает или не хочет понимать, какое доброе дело для неё сделано. Результат предугадать не сложно – вылетит с работы, как пробка из новогодней бутылки шампанского.

Неблагодарность – проявление гордыни, отсюда и строгость наказания. Внутренне оно считает: «Мне все должны…», воспринимая благодеяние как само собой разумеющееся, как выполнение человеком прямых обязанностей. Такая иждивенческая позиция распространяется не только на близких, но и на незнакомых людей. Воспринимая всё как должное, неблагодарность, будучи запредельно эгоистичной, сама не способна на благие дела. Мало того, она систематически производит уценку благодеяний. Благодарность требует душевных усилий и самоуважения. Неблагодарность не уверена в себе, она испытывает беспокойство от одной мысли о благодарности. Поэтому начинает заниматься самообманом, уговаривая себя: «Это ему ничего не стоило», «На её месте так поступила бы каждая», «Он сам получил это в подарок».

Неблагодарность не хочет быть в долгу, благие дела в отношении себя она, зачастую, воспринимает как собственную слабость и несостоятельность. Гете писал: «Когда мы встречаем обязанного нам человека, то сейчас же вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. А как часто мы сами встречаем людей, которых должны благодарить, и об этом нисколько не думаем. Неблагодарность – род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными».

Помимо обычной, существует ещё черная неблагодарность, проявляющаяся примерно так, как в этой притче: ««Странник нашел замерзающую змею и, пожалев ее, сунул себе за пазуху, чтобы обогреть. Змея отогрелась на груди путника и ужалила его». Помните, Иисус излечил от проказы десять человек, и только один пришел, чтобы поблагодарить его. Вот несколько примеров черной неблагодарности.

В 2007 году Опра Уинфри известная американская телеведущая на своем шоу подарила каждому зрителю в зале по автомобилю. Но вместо благодарностей, получила несколько судебных исков от «благодарных» людей за то, что им пришлось заплатить налоги за её подарок.

Один обруселый немец рассказывал: «Жалко мне стало худой и бледной детворы моего русского соседа. «Присылай, – говорю ему, – твоих ребят поутру, буду давать им две бутылки молока, пусть пьют на здоровье». И вот целое лето все шло хорошо. Но под осень, когда корова сократила удой, я решил давать по одной бутылке в день. Когда же корова перестала доиться вовсе, дети вернулись домой с пустой бутылкой. Сосед не поверил, что у меня нет больше молока и перестал со мной здороваться. Своим участием я повредил себе: не поил бы детей молоком, и ссоры не было бы. “За мой же грош да я же и нехорош».

Рассказывают про одного кучера, которого холостяк барин любил приглашать к пасхальному столу «разговляться». Однажды барину донесли, что кучер, привезший его от заутрени, не успев распрячь тройку, изрядно «хватанул» у дворовых на кухне. Барин возмутился и на этот раз не пригласил кучера. Говорят, что кучер так разобиделся, что «с пьяных глаз» поджег барский дом и был зол на всю дворню, вовремя загасившую огонь и спасшую барина. Вот вам и «пригрел змею за пазухой», или, как принято в таких случаях говорить: «За мое же добро да мне же переломили ребро».

Простой английский гомосексуалист дружил с простой английской лесбиянкой. И вот однажды лесбиянка захотела детей. Друг, в силу своей ориентации, не мог помочь ей в этом вопросе непосредственным образом, но зато поделился своей спермой. И девушка родила двух дочерей. И ей бы быть благодарной! Но она затаила неблагодарность. И спустя десять лет подала на донора в суд, истребовав с него, вы не поверите, алименты! И суд таки обязал несчастного гомосексуалиста платить алименты детям, к которым он, признаемся честно, никакого отношения кроме как генетического не имеет. И даже никогда их не видел.

Петр Ковалев