АДАМ АДАМ

(евр. âdâm, «человек»), в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены - из его ребра: «...и не было человека для возделывания земли. И создал бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою... И сказал бог Яхве: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Бог Яхве образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навёл бог Яхве на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал бог Яхве из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (Быт. 2,5, ... 7..., 18-24). Другое сказание, жреческое, принадлежит к более позднему пласту библейских текстов, носит богословский характер и исходит из сложившегося у израильтян в первом вавилонском плену представления о боге как творце вселенной; в нём сотворением людей завершается шестидневное творение мира богом: «И сказал бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их бог, и сказал бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (1, 26-28). Содержание сказаний расходится по ряду мотивов. По одному сказанию, создатель человека - бог, именуемый Яхве; согласно другому, творец - тоже бог, но именуется он иначе. По одному, бог не представляется всесильным творцом вселенной, а скорее добрым садовником и умелым гончаром, по другому, бог - бесплотный, единый творец вселенной, частью которой является человек. Если, по одному сказанию, А. «создан», «образован» из «праха земного» и «дыхания жизни», природа человека двояка (плоть от праха, душа из дыхания божьего), человек мудр, он даёт всем имена, то по другому - всё мироздание и люди сотворены силой «слова божьего» из ничего, человек богоподобен (и однороден), мудр бог, и он даёт имя человеку (5, 2). Соответственно двум вариантам сказания в одном случае сначала создан А. - для возделывания земли, для труда, а затем, чтобы он не был одинок, - растительность и животные (женщина создана позднее), в другом - мужчина и женщина сотворены одинаково и одновременно «по образу и подобию божьему», в завершение его замысла, в последний день творения накануне субботы и благословлены богом на размножение и владычество над рыбами, птицами, скотом и всею землёй и гадами.
Оба сказания, предписывая поведение человека, дают объяснение этим предписаниям (связывают их с происхождением человека и др.), например объясняют причину привязанности мужа и жены, ритуал питания (объяснение запрета употреблять в пищу кровь содержится в Быт. 9, 3-7 - тексте, который может считаться продолжением жреческого варианта сказания об А.), т. е. носят этиологический характер.
По библейской традиции (в частности, по жреческому преданию), все люди восходят к А., которого сделал бог (А. не рождён, а сотворён, и этим отличается от всех будущих людей); отсюда выводится «рукотворность», «праховость» человека, но и божественность его как потомка А. (и его «право» обращаться к своему создателю и «отцу» за помощью). О последующей судьбе первой человеческой пары рассказывает другое сказание (первоначально не связанное с рассказом об А., но объединённое с ним в каноническом тексте Библии - Быт. 3) - сказание о том, как поддавшаяся искушению змеи «жена» (Ева), а за ней и «муж», «человек» (А.) вкушают в саду едемском (раю) запретный плод с древа познания добра и зла, нарушив предписание бога, что имело роковые последствия для А., Евы и всего рода человеческого: человек, наказанный богом, «в поте лица» должен добывать свой хлеб, он лишился бессмертия и (по одной из версий) изгнан с женой из рая, - сюжет, истолкованный в христианском богословии как «грехопадение», как «первородный грех», исказивший исконную натуру человека, его «богоподобие» (подробнее разработку этих сюжетов см. в ст. "Грехопадение "). По жреческому источнику, А. имел потомство, которое продолжало размножаться: «Адам жил сто тридцать лет, и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сыновей и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (5, 3-5). Далее продолжается родословие потомков Сифа: Енос (евр. ìnôð- «человек»; âdâm - не единственное обозначение слова «человек» по-еврейски), Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусаил, Ламех, Ной и его сыновья - Сим, Хам, Иафет (5, б-32). Это дало фиктивную хронологию человечества - «от Адама» (или «сотворения мира») (принята в еврейском календаре, в русском допетровском). Рассказ о Каине (как старшем сыне А.) и Авеле, имеющийся в каноническом тексте Библии, исконно не был связан со сказанием об А.
Библейским преданиям о сотворении человека предшествовали и сопутствовали им - у евреев и у их соседей - мифы о возникновении человека, так или иначе связанные с мотивами, а то и с текстами обоих сказаний.
Сотворение человека из земли, глины встречается в антропогонических мифах многих народов, например египетских, шумеро-аккадских; в частности, существует аккадское сказание о сотворении людей из глиняных статуэток, причём они были созданы парами, а жизнь в них вселена через пуповины (вопрос, имел ли пуповину А., не будучи рождён от женщины, веками обсуждался христианскими богословами, волнуя иконописцев; на французской миниатюре 11 в. изображено, как бог перстом делает углубление на животе глиняного А.). С «землёй» связано имя А. (женский род евр. âdâmâh означает «земля», первоначально, по-видимому, «краснозём»). Является ли эта связь действительной (как лат. homo, «человек» связано с humus, «земля» и т. п.) или же «народно-этимологической», не установлено. Несмотря на то, что имя А. означает «человек» (как таковой), он, подобно Еносу, не обязательно всегда рассматривался как первочеловек - он мог считаться предком только определённого племени или группы племён. Если âdâm означает буквально «красный» (в древнейшей афроазиатской традиции люди, во всяком случае мужчины, изображались красно-бурого цвета), то «красненьким» (уменьшительное "udam, как бы «маленький А.»; отсюда в Библии Эдом, «страна Иудемея») называется одно конкретное семитское племя, родственное израильтянам; предок этого племени Исав изображён в Библии «красным» (Быт. 25, 25).
Сотворение женщины из ребра мужчины (Быт. 2, 22) - тёмное место в тексте Библии. Может показаться, что здесь отразился имевшийся уже у виноградарей опыт размножения лозы от черенка. Однако вернее освещается мотив на основе шумерского мифологического текста (по интерпретации американского шумеролога С. Н. Крамера). Согласно этому тексту, для исцеления больного ребра (на шумер. языке - «ти») бога Энки была создана богиня-исцелительница ребра, предположительно, по имени Нин-ти. Но шумерское слово «ти» означало не только «ребро», но и «давать жизнь». Благодаря этому литературному каламбуру и могла возникнуть библейская версия о Еве не только как о «дающей жизнь» (этимология имени Ева в Быт. 3, 20), но и как «женщине от ребра».
Послебиблейские своды и толкования библейских текстов нередко обращают внимание на противоречия в преданиях об А., комментируют спорные положения. Буквальное толкование текста (Быт. 2, 18), допускающее чьё-то участие в сотворении человека богом (совет бога с кем-то), даёт толчок воображению талмудистов. Как утверждает талмудическая книга «Берешит рабба», небесный совет ангелов будто бы разошёлся во мнении по вопросу, стоит ли вообще создавать человека; одновременно делается попытка устранить противоречие в вопросе о создании А. единолично - волей одного бога-творца («ангелы» трактуются как ипостаси - аллегории божьих качеств, так что получается, что бог как бы совещался «сам с собой»). У некоторых толкователей вопрос о поле А. был решён в духе неоплатонизма, рассматривавшего первочеловека как существо двуполое (распространённое мифологическое представление, см. ст. Двуполые существа ) или бесполое. Появляются и другие подробности, связанные с сотворением и жизнью А. Адам и его жена были сотворены двадцатилетними («Берешит рабба» 14), т. е. в самом зрелом возрасте (предвосхищая подозрения о характере их сношений, комментаторы указывают, что изгнание их из рая последовало сразу же после того, как они увидели себя нагими, так что в раю не было совокупления). Впрочем, согласно некоторым толкователям, А. (до изгнания из рая или до появления жены?) рождал злых духов, что связано с преданием о том, что первой женой А. была Лилит (трактат «Эрубин» 186 и др.). А. исконно был великаном - его тело простиралось от земли до неба (трактат «Хагига» 12 а; в этом фольклористы видят влияние иранской мифологии); но впоследствии, после грехопадения, он стал ниже ростом («Берешит рабба» 12 и др.). А. представлялся провидцем, которому бог открыл будущее рода людского (трактат «Сангедрин» 37), мудрым мужем, владевшим «всеми 70 языками мира» (софистически обсуждается вопрос, у кого же он научился языкам, когда ему ещё не у кого было учиться?). По одному из преданий, которое должно было подтвердить мудрость А., сатана не мог справиться с наименованием животных, а А. смог; этим бог доказал превосходство земного человека над небесными ангелами; сатана был в отчаянии, так как человек оказался сильней (отсюда зависть и вражда сатаны к человеку). В соответствии с религиозно-этическими нормами в талмудической литературе обыгрывается вопрос о времени появления человека (противоречиво толкуемый в Библии): если человек достойный, ему могут сказать, что он предшествовал сотворению ангелов, если не достойный, ему могут указать: муха тебя опередила («Берешит рабба» 8; последнее утверждение строится на том, что, согласно библейскому мифу о шестидневном творении мироздания, мухи должны были быть сотворены до человека).
Представления об А. получили дальнейшее развитие в христианстве. В Евангелиях Иисус Христос называет себя «Сын человеческий» (арам. bar "enas, евр. ben "âdâm, «сын А.»). Библейские представления о богоподобности А., с одной стороны, о двойственности его природы, с другой - определили осмысление новозаветного «Сына человеческого» как типологического соответствия ветхозаветному А., что в значительной мере сказалось на понимании образа А. христианством. В генеалогии Иисуса (Лук. 3, 23-38) Христос - прямой потомок А., Авраама и царя Давида. Это само по себе лишь указывало на человеческое и еврейское, притом царское происхождение Иисуса Христа. Но одновременно в Евангелиях развивается учение о Христе (идущее от Павла), как о «втором А.», «новом А.». Жизнь А. как бы предопределяет то, что свершится с родом человеческим в будущие времена - времена грядущего «второго», или «нового». А.; А. трактуется как «образ будущего» (Рим. 5, 14). Общность судьбы А. и Иисуса усматривалась толкователями Библии, напр. в искушениях, которым подвергался и тот и другой со стороны сатаны-дьявола (ср. Быт. 3 и Мк. 1, 12-13), однако лишь «второй А.» преодолел их и тем самым явился спасителем рода человеческого от «первородного греха». Улавливалась аналогия и в отношениях А. (в раю) и Христа (в пустыне) к зверям, что символически толковалось как вечный мир в будущие времена. Как А. (в талмудической литературе), так и Христос питаются ангельскими подношениями; новая (духовная) пища, данная «вторым А.», возвращает райское блаженство, утраченное «первым А.».
Из типологического совмещения образов А. и Христа черпали христианские богословие и иконография. Так, место распятия Христа - Голгофа (букв. «место черепа») подчас изображалось и как могила А., у ног распятого часто рисовался череп (или весь скелет) - подразумевалось, что это череп (скелет) А. На мозаике византийской церкви 11 в. в Дафни (близ Афин) изображено, как кровь распятого проливается на череп А., который от этого пробуждается к жизни и молитвенно поднимает руки или собирает кровь христову в сосуд. В сюжете сошествия во ад воскресший Христос освобождает из преисподней в числе других праведников и прощённого А. В основе типологического отождествления А. и Христа лежало апокалиптическое восприятие и библейского А., родоначальника людей, и «нового А.» как спасителя рода человеческого, при этом Христос осмысляется как своего рода антитип А.: если А. впал в первородный грех и обрёк таким образом человечество на смерть, то «новый А.»
очистит людей от греха и даст человечеству «жизнь вечную» (Рим. 5, 12- 21; 1 Кор. 15, 22 - «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут»).
Большое место занял образ А. в средневековых мистических учениях и связанных с ними алхимии, магии и т. д. (см. Адам Кадмон ); ему была сообщена богом вся «мудрость» (т. е. искомый философами сокровенный смысл происхождения и назначения мироздания). Каббалистические и другие мистические учения средневековья (для которых вообще характерна идеализация «начала» и мудрости учителей, родоначальников) возводили (в конечном счёте) к А„ который уже в талмудической литературе представлен светочем, мудрецом, первым пророком, «тайную мудрость». В нём видели провидца судьбы каждого человека [в сочинении 10 в. «Разиэль» содержится рассказ о том, как А. после изгнания из рая стал молить бога явить ему будущее каждого потомка всех поколений до конца времён и как пришёл к нему ангел по имени Разиэль («божьи тайны») с книгой судеб людей]. Из распространённых пантеистических воззрений об отражении в человеке как микрокосме макрокосма и отождествлений А. с природой (где и заложена мудрость, которую надлежит познать любыми, в т. ч. и магическими, путями) родилось каббалистическое учение о взаимозависимости между частями «адамова тела» и небесными телами, которые в макрокосме выполняют телесные функции кожи, мяса, костей, жил и т. д. (ср. близкие представления в мифологии многих народов). Поскольку все люди восходят к А., то и душа каждого человека содержит в себе частицы («искры») божественной души А., представляющей собой огненное божье дыхание, отданное во временное пользование человеку. Материя, из которой создан А., и есть «философский камень», искомый астрологами (магическая книга «Великий секрет»). Чтобы постичь тайну мироздания, необходимо, по мнению каббалистов, вернуться в «адамово» (т. е. исходное, первобытное) состояние, для чего были испытаны разные пути - от попыток воссоздания А. из глины (ср., напр., предание о Големе) или сотворения Гомункулуса в реторте алхимиков до демонстративного отказа от «послеадамовой» культуры, преодоления стыдливости как чувства, которое было исконно чуждо А. (отсюда практика нудизма некоторых средневековых сект, в т. ч. и называвшихся адамитами).
Лит.: Лафарг П.. Миф об Адаме и Еве, [пер. с нем.], СПБ, 1906; Тренчени - Вальдапфель И., Общественный фон для двух мифов об Адаме, в кн.: Происхождение библии, М„ 1964; Gunkel Н., Die Urgeschichte und die Patriarchen, Gött., 1911; Hübner P., Vom ersten Menschen wird erzählt in Mythen, Wissenschaft und Kunst, Düsseldorf, ; Patai R., Adam we-Adamah, Jerusalem, 1942; Quispel G.. Der gnostische Anthropos und die jüdische Tradition, Eranos Jahrbuch 1953, Bd 22; Rohriсh L.. Adam und Eva, . 1968; Schöpfungsmуthen, Darmstadt, 1977; Strothmann F., Die Anschauungen von der Weltschöpfung in alten Testament, Münster, 1933; Westermann C., Der Mensch im Urgeschehen, «Kerygma und Dogma., 1967, Jg. 13, Н. 4.

В средние века в Европе были распространены переводы восточных (сирийских, коптских и др.) повествований о жизни прародителей человечества (восходящих к утерянным еврейским и арамейским оригиналам), «Жизнь А. и Евы» (лат. перевод греч. «Книги об А.», 4 в.), в которой повествовалось о судьбе первой человеческой пары после грехопадения, и др.; позднее наибольшей известностью пользовалась «Книга об А.» армянского епископа Аракела Сюнеци (около 1400). Первое произведение средневековой европейской драматургии, действие которого посвящено жизни А. и Евы, - англо-нормандское «Действо об А.» (середина 12 в.); эта тема входила составной частью во многие средневековые мистерии. Среди драматических произведений 16 в. - «Трагедия о сотворении А. и изгнании его из рая» Г. Сакса, «А. и Ева» Я. Руофа, «А.» Г. Макропедиуса, «Действо о начале и конце мира» Б. Крюгера. Наиболее значительные произведения 17 в. - трагедии «А.» Дж. Андреини и «А. в изгнании» И. ван ден Вондела, особенно поэма Дж. Мильтона «Потерянный рай» (где центральным персонажем становится, однако, не А., а сатана), оказавшая значительное влияние на последующих авторов, в числе которых Ф. Г. Клопшток (поэма «Мессиада», драма «Смерть А.») и И. Я. Водмер (драма «Смерть первого человека»); к поэме Мильтона восходит и литературная основа музыкально-драматических произведений - оратории И. Гайдна «Сотворение мира» и оперы А. Г. Рубинштейна «Потерянный рай». Среди литературных произведений 19 в. на этот сюжет - драматическая поэма И. Мадача «Трагедия человека».
Изображения А. и Евы встречаются в раннехристианском искусстве (фрески катакомб, рельефы саркофагов), в средневековье (книжная миниатюра, пластика, рельефы бронзовой двери церкви св. Михаила в Хильдесхейме, скульптурный декор соборов - портал «Врата А.» в бамбергском соборе и др.). Для средневековой живописи изображение прародителей человечества давало редкую возможность воплощения нагой натуры. Среди живописцев 15-17 вв., обращавшихся к образу А., - Г. и Я. ван Эйки, Мазаччо, Г. ван дер Гус, А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Рафаэль, Лука Лейденский, Я. Госсарт, Тинторетто, X. Голциус и др.; Микеланджело создаёт на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане фрески «Сотворение А.», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая». См. также «Грехопадение ».

(Adam), в мусульманской мифологии первый человек. Соответствует библейскому Адаму. По одной из версий Корана, аллах создал А. из глины (7:11), по другой - из праха земного (3:59), с тем чтобы он был его наместником на земле, научил именам всех вещей и приказал ангелам, которые этих имён не знали, пасть перед А. ниц. Отказался только Иблис, за что и был изгнан из райского сада, в котором жили А. и его жена (Хавва) (2:28-33; 7:11 и след.; 15:26-35; 17:63-66; 18:48-49; 20:116). А. и его жене было запрещено приближаться к некоему дереву и вкушать от него, «чтобы не оказаться из неправедных». Шайтан проник в райский сад и убедил их попробовать плодов запретного дерева, после чего «обнаружилась пред ними их скверна», А. ослушался аллаха и «сбился с пути» (20:119). Аллах изгнал первых людей на землю (2:34- 35; 7:19-23; 20:120 и след.), но обещал А. своё руководство и милость (2:36-37; 7:24-26; 20:115-125).
Коранические сюжеты, связанные с А., получили развитие в предании. Почти все мотивы мусульманского предания имеют параллели в послебиблейской мифологии иудеев и христиан. Оригинальны мусульманские мотивы, связывающие А. с Аравией. По некоторым версиям, глину или прах для тела А. брали из Мекки и Йемена; А. был низвергнут на землю в районе Адена (или Цейлона), а Хавва - около Джидды. Они встретились в Аравии, около мекканских святых мест - Муздалифы и Арафата. С неба А. был послан священный чёрный камень, для которого он построил Каабу. В раю А. говорил на арабском, а на земле - на многих языках, главным образом на сирийском. Он был похоронен вместе с Хаввой в «пещере сокровищ» около Мекки, а после потопа перенесён в Иерусалим.
Мусульманская традиция включает А. в число пророков, среди которых он был первым, а Мухаммад - последним. Представления о связи между А. и Мухаммадом, образ А. как идеального человека и воплощения истины занимают важное место в мусульманских теологических и мистических учениях.
Лит.: Beck Е, Iblie und Mensch, Satan und Adam: der Werdegang einer koranischen Erzählung, «Le Museon. 1976, v. 89, fasc. 1-2.
M. Б. Пиотровский.

И прародитель человеческого рода. Муж Евы , отец Каина , Авеля и Сифа . Был изгнан из рая после того, как, ослушавшись Бога, вкусил плод с Дерева познания добра и зла .

Сотворение (Быт. ; )

Согласно второму параллельному рассказу (Быт. ; ), Бог вылепил человека (адам ) из «праха земного» (адама ), вдохнул «дыхание жизни» в его ноздри и поместил в Сад Эдемский (Быт. ).

Жизнь в Эдеме (Быт. )

Затем Бог образовал из земли всех животных и птиц и привёл их к человеку, чтобы тот дал им названия (Быт. ), «но для человека не нашлось помощника, подобного ему » (Быт. ). Тогда Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину - Еву , которая стала женою для первого человека. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились » (Быт. ).

Грехопадение и изгнание из Эдема (Быт. )

Змей же, будучи «хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог » (Быт. ), уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла (Быт. ). Женщина же отказывалась, говоря, что Бог запретил есть плоды с этого дерева, так как съевший их умрёт. Змей убеждал Еву, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло » (Быт. ). Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму (Быт. ). В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога (Быт. ).

За проступком последовало наказание: змей был проклят и обречён ползать на животе и питаться прахом (Быт. ); женщине было определено «в болезни рождать детей » и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него » (Быт. ). Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям «одежды кожанные» и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят » (Быт. ). Чтобы люди не смогли вкусить плодов Дерева жизни , у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся » (Быт. ).

После изгнания из Эдема (Быт. - )

Существование Адама после изгнания из Эдемского сада в корне изменилось: он был обречён на полную страданий и тяжкой работы жизнь в поте лица. Теперь Адам жил в ожидании смерти и добывал себе пропитание на земле, которая больше не родила таких чудесных плодов, как в Эдемском саду (Быт. ).

Адам познал свою жену Еву, и та зачала и родила Каина . Затем Ева зачала снова и родила Адаму второго сына - Авеля (Быт. ). В возрасте 130 (230) лет Адам произвёл на свет третьего сына - Сифа (Шета), который, будучи предком Ноя , стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; род от других сынов Адама погиб во время Всемирного потопа (Быт. ).

В апокрифах ТаНаХа

Ещё одну версию о сотворении Адама можно прочитать во Второй книге Еноха, которую тоже можно рассматривать как славянский апокриф. Единственный доступный нам сербский список второй книги Еноха, попавший на славянскую территорию вероятно уже в XI-XII веке, в своей пространной редакции (датируемой концом XV века), включает в себя рассказ Господа Еноху о сотворении первого человека:

Дальше по тексту данный апокриф рассказывает о славе и величии Адама, и даже называет его «ангелом» - очевидно, лишь в символическом значении. В этом эпизоде апокриф явно восходит к более старому устному еврейскому преданию, в котором ангелы, обманутые видимым величием Адама, принимают его за Бога и поклоняются ему: «В час, когда Святой, да Благословен Он, сотворил человека, ошиблись в нём ангелы служения и собирались пропеть перед ним „Свят, свят, свят“» .

Легенды о грехопадении

Четвёртая книга Ездры (I в. до н. э.) подробно останавливается на эпизоде грехопадения, возлагая всю вину на Адама и обвиняя его в том, что у него «лукавое сердце» .

  • νατολή - восток
  • Δ ύσις - запад
  • ρκτος - север
  • Μ εσημβρία - юг

Следует отметить, что данный акроним имени первого человека базируется на греческой транскрипции слова «Адам» , и невозможен в оригинальном прочтении на иврите. Легенда о творении человека в этом апокрифе значительно напоминает аналогичную историю из Таргума Псевдо-Ионатана , рассмотренную ниже.

В еврейской традиции

История сотворения и жизни Адама подробно освещается в аггадическом мидраше на книгу Бытие «Берешит Раба» (около III в.), а также в различных трактатах Талмуда .

Сотворение

Мидраш объясняет, что у Всевышнего есть достаточно ангелов, пребывающих на небесах, а также достаточно животных и других творений внизу; и потому Ему нужен был человек, который соединял бы в себе эти два мира - верхний и нижний.

История о сотворении человека начинается словами Бога: «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему » (Быт. ) Экзегетика иудаизма предлагает несколько объяснений упоминанию Бога в множественном числе. Согласно наиболее распространённому объяснению , перед тем, как сотворить человека Бог совещается со своими ангелами . Классический комментатор Танаха , Раши (XII век) , делает из этого вывод о мягкости характера Бога, который совещается со своими ангелами в момент творения Адама, опасаясь их зависти к человеку. По словам мидраша , на недоумённый вопрос Моисея, зачем Господь даёт нечестивцам повод усомниться в том, что Бог един, Творец отвечает, что Он намеренно говорит о Себе во множественном числе. Поскольку «если понадобится великому спросить согласие у меньшего, то этот великий скажет: почему я должен спрашивать согласия того, кто меньше меня? На это ему скажут: поучись у своего Творца. Ведь Он сотворил верхних и нижних, а когда собрался сотворить человека, посоветовался с ангелами-служителями ».

Когда Творец задумал сотворить человека, ангелы разделились на несколько групп: одни говорили Ему: «Не твори», а другие говорили: «Сотвори». Милосердие сказало - создавай, потому что он творит милосердие. Истина сказала - не создавай, потому что весь он - ложь. Правда сказала - создавай, потому что он вершит справедливость. Мир сказал - не создавай, потому что он - сплошные раздоры. Что же сделал Творец? Взял и отправил Истину на землю, как сказано: «и повергнута была истина на землю » (Дан. ). Обратились тогда ангелы к Творцу: «Почему пренебрегаешь подобием Своим? Подними Истину с земли, как сказано: «истина возникнет из земли » (Пс. ).» Тем временем, пока ангелы спорили друг с другом, сотворил Всевышний человека и сказал им: Зачем вы спорите - человек уже создан

Берешит Раба, 8

Согласно другому варианту мидраша , Господь перед сотворением человека совещается со Своим качеством Милосердия, которое привело доводы в пользу сотворения человека. При этом Всевышний умышленно не обращается к Своему качеству Правосудия, чтобы оно не привело доводы против. Согласно версии Мидраш Танхума , Всевышний обращается к Торе , чьи заповеди заступаются за человека. По мнению Нахманида , Бог обращается к земле, из которой будет сделан человек. Рабби Саадия Гаон (X век) и р. Авраам ибн Эзра объясняют подобное обращение тем, что Всевышний, подобно земным царям, говорит о себе во множественном числе. Наконец, существует также мидраш , в котором с этими словами Господь обращается к самому человеку (или к душам будущих праведников) - тем самым, подчёркивается необходимость участия самого человека в этом процессе.

По одному из мнений, приведенных в Талмуде , прах для тела Адама был взят Творцом из Вавилона , для головы - из Земли Израиля , а для остальных органов - из прочих стран.

«Таргум псевдо-Ионатана» (перевод Священного Писания, написанный на западном диалекте арамейского языка , и датирующийся по составу входящих в него фрагментов от I века до н. э. до VII века н. э.) вводит ещё одну легендарную подробность о сотворении Адама: Бог создал в теле человека 248 членов и 365 жил. Эти цифры имеют символическое значение и указывают на 613 заповедей Торы (сумма из 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей). Дальше «Таргум Псевдо-Ионатанна» рассказывает о материале для сотворения Адама, которым являлся прах с места будущего Иерусалимского храма , смешанный с водами от четырёх сторон света. Из этой смеси Бог создал человека «красным, смуглым и белым» .

После изгнания из Эдема

Мидраш Берешит Раба, продолжая историю Адама после его сотворения, тщательным образом разбирает и комментирует каждый ключевой стих Торы, добавляя к ним множество высказываний и легендарных повествований. Мидраш изображает Адама в виде гиганта, заполняющего собою весь мир и сидящего на троне. Адам, превосходящий своим совершенством все другие божьи творения, окружён ангелами и серафимами, которые поют человеку хвалебные гимны. Но после грехопадения Адам утратил свои гигантские размеры - он стал ростом в 100 локтей, что позволило ему прятаться от Бога среди деревьев в Эдемском саду .

В еврейской философии и мировоззрении

Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества.

Влечение же к жене стало причиной телесного наслаждения, которое стало началом несправедливостей и преступлений. Символом наслаждения и является змей. Основные детали библейского рассказа не нужно понимать буквально:

Однако, как кажется, под садом подразумевается владычествующая способность души, которая исполнена, словно тысячами деревьев, множеством суждений, под деревом жизни - величайшая из добродетелей, богопочтение, благодаря которой душа приобретает бессмертие, а под деревом познания добра и зла - среднее разумение, посредством которого различается по природе противоположное

Маймонид

Фразу «Вы будете как боги (Элохим), знающие добро и зло » (Быт. ) Маймонид, вслед за Онкелосом , трактует как «И будете, как владыки…» . Это обусловлено тем, что слово Элохим на иврите может означать и Божество, и ангелов, и судей - правителей государств.

В «Шемона пераким» (гл. 8) Маймонид, вслед за Онкелосом и Саадией Гаоном , поясняет стих «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один (כאחד) из Нас (ממנו), зная добро и зло » (Быт. ) следующим образом: «…вот, человек стал единственным [в своем роде] (כאחד), от него (ממנו) [зависит] - познавать добро или зло» . Это прочтение отличается от обычного иной разбивкой фразы и иным пониманием слова - не «из нас» а «от него» . Таким образом, согласно Маймониду, этот стих говорит не об уподоблении человека Богу, а о свободе выбора между добром и злом, которая появилась у Адама после грехопадения .

По словам Маймонида, человек - единственное существо, творение которого разделено на два этапа: «И создал Господь Бог человека из праха земного» - наделение человека эмпирическим существованием; «и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» - завершение творения человека во встрече его с Богом (ср. Пс. ). Эта мысль перекликается с сюжетом знаменитой картины Микеланджело «Сотворение Адама».

Маймонид отвергает воззрение, согласно которому чувственное восприятие возникает в результате грехопадения. Подобное воззрение, рассматривающее первоначального Адама как чисто духовное существо и грех как падение в материальный мир, характерно для неоплатонических и гностических интерпретаций рассказа об Адаме.

К толкованию рассказа о грехопадении Маймонид возвращается во второй части Путеводителя растерянных(II, гл. 30). Предлагаемая там интерпретация опирается на Мидраш и носит более выраженный аллегорический характер. Изгнание Адама из рая, где он мог протянуть руку и вкусить от Древа жизни, на землю, которую он должен обрабатывать в поте лица своего, служит предметом ряда аллегорических толкований, развиваемых последователями Маймонида на основании данных им намёков.

Средневековая философия

Многие средневековые комментаторы рационалистического направления полагали, что право и обязанность Адама вкушать от Древа жизни остается в силе после грехопадения.

Так, например, философ XIV века, Герсонид (р. Леви бен Гершом) толкует Быт. следующим образом: «Неужели Адаму была дана способность, которая делала его подобным высшим субстанциям („одному из нас“, подразумеваются Бог и ангелы), для того, чтобы он постигал добро и зло? Теперь же, когда ослушался и упустил задуманное Мной, разве может он исполнить то, для чего предназначен, - простереть свою руку и взять от Древа жизни, и вкусить от Древа жизни и обрести вечную жизнь? » Следующий стих (Быт. ) Герсонид объясняет так: именно для того, чтобы дать человеку возможность вкусить от Древа жизни, несмотря на то, что он утратил способность непосредственно постигать интеллигибельное (обрабатывать сад Эдема), Бог высылает его из Эдема обрабатывать землю - чувственные восприятия, и помещает на пути к Древу жизни сияние меча обращающегося и херувимов - воображаемые формы и эманацию Активного Интеллекта.

В Каббале

Согласно учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам - это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.

В современной еврейской философии

Два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека начинаются с одного и того же момента - описания 1-го дня Творения. Из самого текста книги Бытие неясна длительность второго рассказа (то есть длительность пребывания Адама в Эдемском Саду). Согласно еврейской традиции, эти рассказы заканчиваются одновременно, и наступление Субботы соответствует изгнанию Адама из Сада. Иными словами, эти два библейских рассказа о Сотворении рассматриваются в качестве хронологически полностью параллельных и всё пребывание Адама в Саду, тем самым, происходило в 6-ой день Творения. Комментаторы объясняют, что два рассказа о Сотворении соответствуют двум сторонам мира и человека. Анализируя соотношения между двумя рассказами о Сотворении, р. Й.-Д. Соловейчик называет человека, описанного в Первом рассказе о Сотворении, «человеком природным» (ибо в Первом рассказе человек представлен как часть природы и как царь над природой), а человека, описанного во Втором рассказе о Сотворении - «человеком метафизическим», противопоставленным природе. Таким образом, каждый из этих рассказов даёт как бы свою «плоскую проекцию» сложного и многомерного человека.

Адам в христианстве

В христианской теологии Адам - символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но все это было утеряно им в грехопадении, и свою греховность он передал всем своим потомкам - всему роду человеческому; эта греховность искуплена «вторым Адамом» - Иисусом . В повествовании Корана об Адаме вместо змея фигурирует Сатана . Более поздние мусульманские толкователи и собиратели легенд дополнили это повествование данными из Библии и Аггады и собственным поэтическим творчеством.

Адам в искусстве

Библейский рассказ об Адаме и Еве послужил основой для многих выдающихся памятников мирового искусства («Изгнание из рая» Мазаччо, «Сотворение Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, «Адам и Ева» Лукаса Кранаха Старшего и многие другие) и литературы (поэма «Потерянный рай» Дж. Мильтона, трагедия «Смерть Адама» Ф. Г. Клопштока и другие).

  • Зогар , Быт. 55б
  • Талмуд , Санхедрин 38б
  • Мидраш Берешит Раба, 17:4; Мидраш Бамидбар Раба, 19:3; Мидраш Кохелет Раба, 7:1 и др.
  • Наверное, всем известна библейская история сотворения человека: Адама и Евы. Кем же на самом деле был Адам? Кем был его Творец? Все ли люди произошли от Адама и Евы? Многим эти вопросы покажутся кощунственными, ну тем, кто считает Библию книгой, отвечающей на все вопросы.

    Хотя информация о том, что до Адама тоже были люди, уже затронула многие умы.

    Сегодня мы поговорим о «сотворении» человека «Богом» из Библии. Информация об этом пришла через осознанное сновидение. И она приоткрыла завесу еще над многими белыми пятнами, а вернее черными дырами Библии. Например, о настоящей природе Лилит, о которой Библия стыдливо умалчивает для всеобщего стада и лишь слегка касается Каббала для «избранных», или о демоне Пацуцу, или о том, что Адам был… не один.

    Итак, обо всем по порядку.

    Яркая вспышка света мелькнула в непроглядной тьме и засияла во всю мощь. Не было ничего кроме этого света. Но постепенно я стала различать плывущие как на экране картинки. Там были какие-то храмы и пирамиды. Пирамиды Египта и зиккураты Месопотамии, храмовые пирамиды Америки и пирамидальные храмы Индии, все покрытые тысячами скульптур. И все это было в свете. Свет сиял все ярче и ярче. И он оказался Солнцем. И вот тысячи рук людских из древних храмов потянулись к нему с молитвами. Люди земли поклонялись Солнцу, как основному, главному Богу.

    Но вот свет стал меркнуть, и на его фоне показалась черная точка. Она все увеличивается и увеличивается. И вот приобретает странную форму шестиконечной звезды (звезды Давида). Она все ближе и ближе. И уже можно рассмотреть, что форму звезды образуют два треугольных объекта. Треугольными они кажутся из-за того что объекты в их вершинах усиленно втягивают свет. «Это две черные дыры одинаковой массы» - подсказал внутренний голос. Они находятся на определенном расстоянии друг от друга и поэтому не в силах проглотить друг друга и создают единый объект. Так было сказано. Черные точки дыр в вершинах двух треугольников вращаются в противоположные стороны и постоянно меняются местами, каким-то образом проскакивая друг через друга. Странная черная шестиконечная звезда при этом сама вращается вокруг себя и создает видимость сферы. Быстро вращающаяся эта структура напоминает темную массивную планету с двумя сиреневыми всполохами, чем-то напоминающими крылья. Эти всполохи – есть втягиваемый двумя черными дырами свет. Так было сказано. С Земли странный космический объект может показаться темным крылатым диском. Ну, это если не совсем вооруженным взглядом. При детальном рассмотрении это – звезда Давида.

    Зловещий черный диск черной звезды, как паук или гнусное насекомое, прополз по яркому лику Солнца.

    И тут я почувствовала, что Солнце живое. Оно запульсировало и …превратилось в лицо, как у нас его рисуют дети или как рисовали на лубочных картинках. Вот лицо изменилось, теперь его украшает древнеегипетская корона, вот снова изменилось – теперь оно в головном уборе индейцев, а вот оно же «примерило» славянский образ Ярилы.

    «Я есть Дух Солнца » - пронеслось где-то далеко и одновременно внутри меня. И огненные губы Ярилы зашевелились. «Меня звали вы по-разному. Одно из древних имен мое – Ра. Несущий энергию – так можно перевести этот звук, дав ему значение. Энергию жизни или – РАДОСТЬ.

    Но сейчас я в путах сосальщика. Если его сжечь я сгорю и превращусь в остов, как мой отец, известный вам как Раджа – Солнце или Мардук. Он превратился в камень. Испепелившись сам, он испепелил черные глыбы антимира и защитил Вселенную. Но, к сожалению, часть из них уничтожила планету Фаэтон, убила жизнь на Венере и Марсе, пропорола чрево Земли и стала источником черных сил в нашей с Отцем системе на границе галактики. (См. тему: «Фаэтон, Нибиру и истории золотых пластин Шамбалы» ).

    Отец – Раджа–Солнце погиб для плотного мира, и его труп теперь облюбовали демоны, населявшие те черные глыбы из антимира, которые вы называете камнями Тартара.

    Черные, сверхрадиоактивные глыбы из антимира с демонами «на борту» послужили «бомбами» и «снарядами» для вторжения черных цивилизаций из «подкладки» Вселенной или антимира в наш мир. После этих «бомб» вторглись черные рептоиды, с которыми тут же вступили в бой светлые драконы – защитники мира . (см. тему «От Лемурии до Гипербореи, или Битвы драконов» ). А после них пришли их «хозяева», спланировавшие всю эту «операцию» по захвату миров вместе со своим объектом из черных дыр. Этот объект вы знаете как Нибиру, он же крылатый диск шумеров и аккадцев, ассирийцев и вавилонян. Он же – звезда Давида евреев.

    Нибиру имеет свою систему из одной планеты, на которой и живут эти хозяева – нифилим или нибирийцы, для землян назвавшиеся анунаками, что значит избранные, великие.

    Я был здесь и всему я свидетель. Я видел, как творилось их беззаконие, как из разбитого Фаэтона они отловили один кусок и своими машинами обточили его и сделали планету, которую вы называете Глорией, но которую не видите. Они это сделали позже всех событий своего прилета, а именно, когда в моей системе появился ковчег расы атлантов – Луна, и когда он причалил к Земле. (См. тему: «Луна – ковчег атлантов» ). Тогда они смогли поставить Глорию на вашу орбиту и спрятали ее от вас за моим телом, которое есть ваше Солнце. Глория весит ровно столько, сколько Земля вместе с Луной. Но не об этом я сегодня хочу сказать.

    Они творят множество экспериментов по приручению «дикой» для них природы. А «дикой» они считают всю ту природу, которая не приносит лично им пользу. Они считают весь космос только лишь ресурсом своего процветания и не больше и подгоняют его под себя. Не правда ли знакомые на Земле идеи?

    И вот они прибыли в мою систему. И стали качать мои энергии. Но переработать их они не сумели, так как они для них обжигающе. И тогда у них появился план создать проводник. Проводник это масса живых существ, которые бы стали их скотиной или культурой, как у вас говорят ученые. Эта культура живых существ бы перерабатывала им энергии мои и космоса для их жизнедеятельности.

    На Земле уже были живые существа и высокие цивилизации спасшихся фаэтонцев и их потомков - лемурийцев, а также прибывших атлантов и гиперборейцев - жителей страны Сва, которые пришли на помощь гибнущей Лемурии, кстати, от рук нифилим и их рабов – черных рептоидов. Но эти люди не могли стать для нифилим проводником энергий. Они были слишком высокоразвитыми духовно.

    Нифилим-анунаки решили создать своих искусственных людей, а представителей высоких цивилизаций истребить. Но истребить их просто так у них не хватало сил и возможностей, так же как и у жителей Сва и лемурийцев нехватало возможностей убрать Нибиру из моей системы. Демоны и черные рептоиды осаждали государства Земли той эпохи, но гиперборейцам из Сва их удалось загнать в пустоты Земли, пробитые черными камнями Тартара.

    И тогда окончательно у нифилим созрел план по созданию нового послушного человека с последующим внедрением в древние расы Земли и смешение с ними. Как это было - ты сейчас увидишь и услышишь таинственные имена, которые сокрыты нифилим-анунаками даже в написанной ими для «скота», Библии .

    Что вы знаете о Лилит? О ней молчит Библия. Кое- что о ней говорит книга для избранных из нового создаваемого стада – Каббала. Что вы знаете о демоне Пацуцу? Информация о нем крайне сокрыта. Что Библия говорит об Адаме и Еве? То что его создал Бог (ну это сами нифилим-анунаки себя так назвали перед создаваемым стадом). Что этот «Бог» создал его из праха земного. Ну, это уже просто сказка для тупых баранов и овец стада. Не будут же ваши ученые-экспериментаторы рассказывать подопытным мышам или шимпанзе о том, как они и что с ними вытворяют в ходе своих экспериментов и для чего.

    Все, что творили и творят анунаки нельзя только рассказать это нужно еще и видеть ».

    И тут на фоне яркого света Солнца снова поплыли картинки, как кадры некого кино или кинохроники.

    Возле странной черной звезды Нибиру повис темно-стальной шарик некой планеты. «Это планета Нифилим » - прокомментировал дух Солнца Ра. Вот он все больше и больше. «Камера» приблизила эту планету. И вот уже поплыли странные жутковатые пейзажи с темно-серым свинцовым небом. Черные тучи проливаются здесь ртутным дождем. Ртуть блестит в озерах, с черных гор текут ртутные реки. Где то за горизонтом видны ядовито-желтые и ядовито-малиновые всполохи Нибиру – местного «солнышка» Нифилим. Планета пустынна и угольно-черна. Но кое-где поблескивают холодным металлом во всполохах Нибиру какие-то вышки и трубы, а также странные пирамиды наполовину металлические – наполовину черные как смоль. В темно-сером небе пролетают черные пирамидки – аппаратов нибирийцев подсвеченные темно-красными и желтыми огоньками.

    «Камера» последовала за одной из них. Вот «мы» опускаемся в металлическую шахту. Где-то внизу под поверхностью планеты – космодром. Тяжелый люк впускает аппарат. Здесь все из металла и каких-то искусственных материалов. Продвигаемся дальше…

    Высоченные колбы из прозрачных материалов поднимаются вверх метров на тридцать. Внутри них – полупрозрачные сущности жуткой наружности со страшными челюстями, ужасными глазницами, горящими красным огнем. Далее – более плотные монстры в виде полудраконов – полудинозавров, источающие сильнейшее зловоние тухлых яиц. К этим колбам подключен сероводород, как было сказано, ведь монстры им дышат.

    А вот и «ученые» появились. Двуногие большеголовые нибирийцы – анунаки в облегающих резиновоподобных одеждах. Их лица ничего не выражают. У них маленький рот – щель, большие черные глаза без зрачков. И они абсолютно лысые. Это рабочие.

    А вот пришли главные. Эти больше похожи на людей. Но у них мертвенно серая кожа, а глаза стальные и ужасно холодные жестокие и ничего не выражающие как у машины. Плоские светлые волосы. Лица у всех одинаковые как у роботов. Они подходят к огромному «застекленному» стенду, где мечется страшная черноволосая женская сущность монстра. Ужасные гримасы ее обнажают длинные клыки. Она брызжет огненной жидкостью, вместо слюны. Мертвенно-серые груди ее обвисли до колен. А вместо человеческих ступней – птичьи или драконьи лапы. За спиной сложены четыре крыла как у насекомого.

    «Это Лилит – низкая сущность с одной из планет антивселенной, привезенная на Нибиру анунаками. Она должна стать матерью первого человека . – прокомментировал дух Солнца. А вот и будущий отец. В соседней гигантской колбе закопошился подобный монстр с четырьмя крыльями и птичьими лапами вместо ног. Мужскую особь анунаки звали – Пацуцу. В Лилит и Пацуцу анунаки ввели некие вещества, добытые из самой Нибиру, что освещала ядовитым светом поверхность планеты Нифилим. При помощи этих веществ монстры стали физически бессмертными за счет энергий Нибиру. Кстати, как было сказано, Нибиру черпала эти энергии, поглощая энергии Солнца и его планет. Но, конечно не в том объеме, в котором хотелось анунакам и затеявшим всю свою «деятельность» как раз для продления существования Нибиру в мире естественного космоса, а не в анти мире, откуда она пришла.

    Лилит

    И вот Лилит и Пацуцу на мгновение запустили друг к другу. Оба они превратились в страшных пауков и впились друг в друга. Чтобы Лилит не съела «супруга» как черная вдова, его тут же вытащили. А Лилит отправили на «операционный стол». Из нее изъяли яйцо. Это яйцо отправили в «барокамеру» или нечто подобное. «Кадры» замелькали в убыстренном темпе. И вот уже маленький монстрик зашит в биомассу. И из нее образовался человечек, и имя ему нарекли – Адам. Но в Лилит и Пацуцу осталось много силы, поэтому анунаки не смогли их уничтожить, а только заковали в новые колбы и стали использовать как мощнейший источник энергии разрушения. Они создали множество фигурок изображавших демонов, для подпитки ими своих аппаратов. Настолько мощной была генерация отрицательных энергий в этих фигурках, заряженных от самой Лилит и Пацуцу.

    Пацуцу

    Вот Адам уже взрослый. Его семя берут и смешивают в пробирке с «материалом» самки обезьяноподобного существа из другой колбы. Но получившиеся существа больше животные, чем люди. Их периодически выпускают на Землю.

    Это знакомые нам питекантропы, австралопитеки и прочие. Анунакам не удается смешать эти виды с людьми развитых рас на Земле. Оставшихся они сами уничтожают за ненадобностью, как и более подходящего неандертальца, созданного из трупа лемурийца, а вернее из его клетки и клеток Адама.

    Сам Адам неоднократно погибал в этих колбах. Но его снова создавали из «материалов» Лилит и Пацуцу.

    Время шло а новый человек не был создан. И тогда к Адаму привели саму Лилит. Так она стала не только его матерью, но и женой на один миг, чтобы не успела его сожрать.

    Вот уже из нее вынимают новое яйцо. Рожденный монстрик в женском теле отправляется на Землю. И снова неудачи. Новые зверолюди опять нежизнеспособны.

    «Кадры» продолжают мелькать. Прошло много времени. Нибирийцы анунаки уже устроили колонию на Глории, но человек –раб так и не создан. Помесь атлантов и зверолюдей в атлантических масках пришла к власти в Атлантитде и ведет ее на войну с Гипербореей – Сва. Вот Земля в разорении. Там потоп и олединение. Атлантида уничтожена, Гиперборея в руинах. А вот и она под водой. Но ее люди живы и идут на юг, борясь с монстрами – детьми Лилит и Адама.

    Снова бегут «кадры». Вот уже анунаки внедряют золото-ртутное яйцо внутрь Земли в районе Красного моря. (См. тему «Какой мир был сотворен за семь дней» ).

    А вот уже развернулись новые лаборатории «в земных условиях» этого яйца. И уже новый Адам лежит на «операционном столе».

    Как я поняла его вырастили из прежнего, добавив клетки еще одного существа, привезенные с южной страны. Это были клетки йети.

    И вот из нового Адама анунаки вынимают ребро. Из клеток, что были у сердца под ребром, они что-то делают и опускают в пробирку. Туда же они добавляют что-то изъятое у свиньи. (Вот откуда пошло что «избранному» народу нельзя есть свинину)

    И вот, «наконец» появляется в пробирке маленькая Ева. Вот она выросла и ее вместе с Адамом выпускают в искусственный сад внутри яйца – лаборатории, названный Эдемом. Но откуда – ни возьмись появляется змей – один из сыновей Лилит. Он рассказывает Еве правду об анунаках и Лилит с Пацуцу. Конечно все это – «антураж» для подселения «первых людей» в мир земной.

    Анунаки больше «не могут» держать все знающую Еву и под этим предлогом изгоняют ее с Адамом из Эдема. Их высаживают с аппарата возле горы Сион. Здесь начинается история наблюдений. Вскоре пополнившаяся потомством семья Адама прибивается к каравану, идущему на Восток в город Ур. И далее потомки Адама и Евы начинают смешиваться с Шумерами – одним из племен гиперборейских, как было сказано. От смешения получились халдеи, которых Ева и ее потомки обучили черной магии, фаллическим культам, тайну которых в Эдеме ей раскрыл змей, знавший все это от самой Лилит и Пацуцу.

    И пошло дальше завертелось по плану анунаков. Падение нравов и уничтожение культуры. А потом анунаки решили сделать новый эксперимент – создать «избранный» народ, как свой инструмент управления людьми с пониженным сознанием и духовностью. Так в «Кадрах» замелькали вышедшая из Ура семья Ноя на ковчеге и далее по тексту Библии. «Кадры» завертелись в бешеном ритме. Вот уже «избранные» затевают войны и революции, создают ордена и ложи, за всем этим неустанно следит электронное "всевидящее око", а анунакам текут реки нужной энергии, работают их «заводы», вращаются черные дыры Нибиру, и мрачнеет и искрит солнечный лик.

    «Но скоро, скоро Земля скинет «избранных из избранных» новой Атлантиды и сожжет яйцо внутри себя. Так что не будет больше поступать энергий в клоаку Нибиру. Она не сможет здесь больше быть. Настают эти эпохи. Я чувствую это!» – мощно прогремел вдруг голос духа Солнца – Бога Ра. И снова вспыхнул свет и все остальное померкло…

    Записала Валерия Кольцова

    Реакции на статью

    Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

    Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

    По оценкам социологов в 2011 году на планете Земля проживало чуть больше 7 миллиардов человек. И с каждым годом эта цифра увеличивается (прогноз на 2050 год - 9 миллиардов). Чем больше людей живет на планете, тем чаще мы задаемся вопросом: "А с чего все началось?" Сколько людей жило на планете в стародавние времена, откуда они появились, и откуда берется индивидуальность в таком густо населенном мире? И самое главное - как остаться самим собой, не быть похожим ни на кого?

    Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что основной источник информации по этой теме - Библия. Именно в ней говорится, сколько было детей у Адама и Евы. Конечно, есть еще теория Дарвина и разного рода фантастические версии происхождения человечества. Но библейское объяснение нам как-то ближе и понятнее.

    Почему нам это интересно

    Сколько было детей у Адама и Евы? Этим вопросом в то или иное время задается каждый человек. И неважно, движет нами простое любопытство или мы сознательно ищем ответ, чтобы понять, чем в действительности так отличаются представители разных народов. А порой и в одной семье встречаются чуть ли не противоположные характеры, что изумляет еще больше. Все мы настолько разные, что сложно себе представить, что у всех людей на планете всего-то два прародителя: Адам и Ева.

    Что достоверно известно из Библии

    Эту книгу человечество изучает уже не одно тысячелетие. И можно ответственно заявлять, что в Библии нет четкого указания на то, сколько у Адама было детей. То есть все мы знаем, что после изгнания из рая и грехопадения Ева родила двоих сыновей. И еще через 800 лет Адам зачал третьего сына, Сифа. Этими тремя официальная версия и ограничивается. Во что сложно поверить современному человеку? Как Адаму и Еве удалось прожить столь длинную жизнь и ни разу больше не зачать ребенка? В такое "везение" не поверит даже глубоко верующий человек. Что уж говорить об атеистах!

    И еще у скептиков возникает вполне резонный вопрос: если все дети Евы мужского пола, то как им удалось размножиться? Способность к деторождению ведь есть только у женщин. Мужчины в этом случае могут всего лишь помочь зачать ребенка, а вот выносить и родить - только женщина. Некоторые специалисты ставят под сомнение само наличие только двух прародителей человечества и утверждают, что Бог создал больше людей. Просто они были первыми и "прославились" тем, что согрешили. Вот мы и знаем только их историю и то, как звали детей Адама и Евы.

    О чем еще можно прочесть в Библии

    Однако теологи все же настаивают на том, что в Библии есть ответы на все вопросы. Нужно искать смысл в каждой строчке. В этом случае получается, что подсчитать, сколько было детей у Адама и Евы, практически невозможно. Ведь, изгнав их на Землю, Бог дал повеление: "Плодитесь и размножайтесь". За 930 лет жизни на Земле, вероятно, Адам зачал не троих сыновей, а несколько больше.

    Возьмем, к примеру, факты современной истории. В книге рекордов Гиннеса зафиксировано рекордное количество детей, рожденных одной женщиной: 58. И это в начале XIX века! Поэтому сомневаться в том, что дети Адама и Евы в Библии "плохо посчитаны", не приходится. Один из историков, изучавший этот вопрос, пришел к выводу, что Адам зачал 33 сына и 23 дочери. Но и это недоказуемо.

    Сыновья Адама

    Имена детей Адама и Евы известны каждому мало-мальски просвещенному человеку. Библейская история о братоубийстве Авеля Каином учит нас не завидовать и не предавать самых близких и родных людей. Имя Каина стало нарицательным для обозначения злобного, завистливого и нечестного человека.

    Возвращаясь к вопросу, сколько детей было у Адама и Евы, необходимо признать, что если бы их было лишь двое, то после убийства Авеля все люди были бы потомками Каина. Библия не может допустить того, чтобы человечество происходило от грешного в самом плохом смысле этого слова человека. Поэтому Каин погибает от Всемирного потопа. И тогда остается только третий официальный сын Адама - Сиф, который считается прародителем Ноя, выжившего во

    Можно считать, что для определения истоков человечества все довольно просто. Дети Адама и Евы - это трое сыновей. Один (Авель) погиб от рук старшего брата. Поэтому предоставить ему, Каину, возможность плодиться дальше и сеять на Земле грех было бы неправильно. Поэтому в результате Потопа он не выживает. Но человечество все равно продолжает свою историю, а значит, был и третий сын. Именно он, Сиф, и стал продолжателем рода человеческого.

    Женщины в роду Адама

    Согласно древней традиции род ведется по мужской линии. Поэтому в Библии очень редко встречается упоминание чьих-то дочерей. Возможно, поэтому мы и не знаем ни одной дочери, которых зачали Адам и Ева. О них просто никто и никогда не писал, и не упоминал их имен.

    Но, как уже отмечалось выше, только три сына не могли расплодиться и дать жизнь всем народностям, населяющим современную Землю. Поэтому неоспорим тот факт, что у Адама были еще и дочери. Тем более что есть прямое указание на это: и родил он сынов и дочерей. Так что смело утверждаем, что дети Адама и Евы в Библии упоминаются далеко не все. Вероятно, для Библии представляли интерес только те личности, чья жизнь принципиально повлияла на развитие человечества.

    Ведь иначе опять возникает вопрос: "Откуда у Каина взялась жена?" В Библии четко говорится, что, когда он ушел в землю Нод, он был женат. Но поскольку нет никакого намека на происхождение жены Каина, остается только догадываться, кем она приходилась братоубийце: сестрой, племянницей или кем-то еще.

    Браки с близкими родственниками

    Если остановиться на версии, что первых людей было двое, то, без сомнения, приходит понимание того, что женились и создавали семьи с ближайшими родственниками. Буквально первые поколения людей, помимо того что были мужем и женой, приходились друг другу еще и братьями и сестрами.

    Это противоречит современной морали, когда во многих странах существует запрет на браки между близкими родственниками. Но мы-то говорим о событиях, происходивших более двух тысяч лет назад. Поэтому современные принципы морали и генетики нельзя переносить на поведение первых поколений людей.

    Генетические уродства

    Генетические уродства - это нарушения и ошибки в генах, которые ребенку передают отец и мать. Не первый день известно, что половину генов ребенок получает от отца, а половину - от матери. За тысячелетия существования человечества накопилось невероятное множество наборов генов, и почти в каждом наборе есть так называемые "ошибки".

    Современными исследователями доказано, что, чем меньше родство родителей, тем меньше вероятность передать ребенку одинаковый набор этих ошибок. В природе побеждает сильнейший, а значит, в каждой паре генов "ущербный" будет подавлен "сильным". И человек спокойно проживет жизнь, будучи красивым и здоровым. Так, если у папы в роду у всех кривой нос, а у мамы - асимметричные уши, то ребенку с большой долей вероятности достанутся нормальный нос и аккуратные уши. В крайнем случае, огрехи будут не очень заметны.

    Совершенно другое дело - родители, которые состоят в близком родстве между собой. Набор их генетических ошибок почти одинаковый, и потомству он передается с коэффициентом «2». Кривой нос папы плюс кривой нос мамы даст совершенно безобразное лицо ребенку.

    Запрет на браки близких родственников

    В древности никем не проводились доскональные исследования. Ученых и просвещенных людей было немного. Но и обычные "дети Адама и Евы" стали подмечать такие особенности рожденного от близких родственников потомства. Поэтому сначала возникли которые осуждали интимные взаимоотношения между близкими родственниками. Появилось даже утверждение, что каждому роду нужна "свежая кровь". Поэтому принято было жен и мужей выбирать даже не из своего поселка, чтобы наверняка избежать родства родителей.

    Со временем большинство стран ввело запрет на браки внутри одной семьи. На родословную и традиции стали закрывать глаза даже такие страны, как Англия, Франция и Испания. Ведь чистота крови у вельмож этих государств стояла превыше всего. Однако невероятное количество уродцев и умственно отсталых детей заставило пересмотреть свои каноны и их. Сейчас никого не удивляет, что принц женится на фотомодели, а принцесса выходит замуж за предпринимателя. А еще сто лет назад это было невозможно!

    Библейская мораль

    В продолжение темы запретов на близкородственные браки следует отметить, что в Библии впервые осуждение таких союзов возникает аж во времена Моисея. А это 2500 лет спустя после грехопадения Адама и Евы. Вполне понятно, что первые поколения были, что называется, "абсолютами". В генах Адама и Евы не было никаких ошибок, ведь их сотворил Бог по образу и подобию своему. Вероятно, и их дети получили чистейшие гены.

    Но за грех Бог проклял людей и послал им болезни, уродства и старость. Сколько поколений так продолжалось, и в какой момент появились те самые генетические ошибки, сказать практически невозможно. Однако осуждение браков между близкими родственниками пришло в человечество через закон Божий, который огласил Моисей. Как уже говорилось, он жил почти три тысячи лет спустя. Конечно, за такое время собралась весьма обширная база генетических ошибок. Учитывая разросшуюся численность населения планеты, вполне можно было отказаться от близкородственных браков в пользу здоровья наций.

    Заключение

    Несмотря на массу исследований, которые теологи, генетики, историки и прочие специалисты проводят не один десяток лет, у нас нет точного ответа на вопрос: "Сколько было детей у Адама и Евы?"

    Генетики, проводившие исследования сотен тысяч ДНК на протяжении 20 лет, пришли к выводу, что вполне вероятна ситуация, при которой все люди на планете могут считаться родственниками. По крайней мере, это не противоречит ни ни библейской версии появления рода человеческого.

    Хочется только отметить, что если все мы - одна семья, то почему же мы так часто не понимаем близких и обижаемся друг на друга? Давайте жить дружно, родственники!

    ), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы» , которое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч. 8, 31 ; Пс. 44, 3). Употребленное в единственном числе (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иез. 2, 1) или любого (Иер. 49, 18).

    Сотворение первых людей

    Адам создан «из праха земного» (Быт. 2, 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор. 15, 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Адам сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт. 1, 27). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт. 1, 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни.

    О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2, 20 -23).

    Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевp. sela - это не только «ребро» (как в cинодальном переводе), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр. issah) от слова «муж» (is) (Быт. 2, 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей . Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

    Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира (Быт. 1, 28). В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным (Быт. 2, 19 -20), он призван «возделывать... и хранить» окружающий мир (Быт. 2, 15). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» (Мф. 5, 48). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла (Быт 2, 17). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17, 25) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти (Быт. 2, 17).

    Первое грехопадение и его последствия

    Неизвестно, сколь долгое время Адам и Ева находились в блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились его. Наши прародители не выдержали искушения, которому они подверглись со стороны диавола , и совершили первый грех , захотев без Бога стать, как боги (Быт. 3, 1 -6). Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от него, и этим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам - на жену, а жена - на змея. Страшное наказание постигло всех причастных этому грехопадению, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первым обетованием (первоевангелием) о Спасителе мира , имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт. 3, 15), сказал Господь.

    Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно и имел потомство (Быт 4).

    О дальнейшей жизни прародителей известно немного: «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф . Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт 5, 3 -5).

    По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее , рядом с патриархами , по христианскому сказанию - на Голгофе .

    Общечеловеческое значение природы первого человека

    Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные (Быт. 5, 1 ; 1 Пар 1), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама (Лк 3, 23 -38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» (Деян. 17, 26).

    О двух Адамах вслед за ап. Павлом учит св. Ириней Лионский , отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили [Бога] неисполнением Его заповеди» и «примирились [с Ним] во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»» . В Искуплении , по мысли того же св. отца, Христос «возглавил (recapitulavit) все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме... мы опять получили во Христе Иисусе» .

    Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании правосл. Церкви. Св. Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам»... сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду» .

    Пытаясь понять всечеловеческий характер природы Адама, некоторые христианские мыслители (напр., Вл. С. Соловьёв , прот. С. Булгаков) уклонились в спекулятивные построения, в результате которых первый человек становился уже не одной (точнее, первой) ипостасью , обладающей общечеловеческой природой, а многоипостасной личностью, в которой каждый человек каким-то невероятным образом уже присутствовал своей ипостасью. Антропологическая ошибочность таких представлений неизбежно приводила к ошибке и в области сотериологии , к искажению учения о первородном грехе и о спасении , совершенном Вторым Адамом - Иисусом Христом .

    Предания об Адаме и Еве у разных народов

    История Адама и Евы, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения.

    С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зенд-авесты у персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни - Hôm, плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман в образе змия является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору.

    Согласно Брокгаузу, как евреи, так и персы, заимствовали свои предания о первых людях из древних ассиро-вавилонских источников, так как тождественные сказания находятся и в клинообразных надписях, составленных за 2000 лет до н.э., т. е. задолго до Моисея и Зороастра, и открытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии . На одной плитке из коллекции плиток, извлеченных из развалин Сарданапалова дворца, хранящихся в Британском музее, находится следующая фрагментарная надпись: "После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и гадов полевых... бог (Хао) создал двоих...". Здесь, очевидно, речь идет о сотворении первого человека, и ассирийское предание, таким образом, согласуется с Быт. 1, 26 -30. Подобное же совпадение между библейским и древневавилонским преданием находим и относительно сказания о грехопадении, которое в ассирийских источниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так, один барельеф на цилиндре, хранящемся также в British museum, изображает мужчину и женщину, сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам. Сзади женщины подымается змея. Другой барельеф представляет также покрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами. Очевидно, первый барельеф изображает факт вкушения запрещенного плода, а второй - изгнание из рая и охранение его херувимами.

    Более поздние учения наследовали представления о сотворении мира у иудеев и христиан, с той или иной степенью "творческой переработки". Так, в Коране сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где поселился Адам. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых людей, и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся Адамом и послал Древа познания добра и зла , вокруг которого обвился змей. На саркофаге Юния Басса рядом с Адамом сноп колосьев, около Евы овца, что указывает на их труды после изгнания из рая.

    Сюжеты из истории Адама и Евы подробно иллюстрируются в миниатюрах ранних рукописей.

    Святоотеческая традиция сопоставления Христа с Адамом и предание о том, что Голгофа , где был распят Спаситель, является местом погребения Адама, обусловили изображение Адама или главы Адама в композиции «Распятие». Мысль о том, что кровь Спасителя искупила грех Адама в иконографии выражается непосредственным образом - капли крови из ран Христа падают на главу Адама. Изображение главы Адама в пещере под Голгофой известно с в. . В византийском искусстве встречаются композиции, где в нижней части по сторонам от Голгофы представлены восстающие из гробов Адам и Ева . Эту деталь можно объяснить влиянием иконографии «Сошествия во ад», известной с IX в. . Адам предстает седовласым старцем, в хитоне и гиматии, Ева - в красном платье и мафории.

    Коленопреклоненные Адам и Ева по сторонам от Этимасии (престола уготованного) изображаются в композиции «Страшный Суд» . В образе старца Адам изображается в числе ветхозаветных праотцев и пророков в храмовых росписях .

    В западной иконографии получил распространение тип «Распятия» с полуфигурой Адама в основании креста .

    Литература

    • Малов Е., прот. Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Каз., 1885
    • Филарет (Дроздов), архим. [митр. Московский]. Записки на книгу Бытия.
    • Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Каз., 1902
    • Thielicke H. How the World Began: Man in the First Chapters of the Bible. Phil., 1961
    • Резная пластина с изображением «Распятия», XI в. (ГЭ)

      Хлудовская Псалтирь. ГИМ. Греч. № 129

      Собор Санта-Мария-Ассунта в Торчелло, кон. XI в.

      Монастырь Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг.; ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; Благовещенский собор Московского Кремля, XVI в.

      Оклад Евангелия, XII в., Дармштадт (Hessisches Landesmuseum); Переносной алтарь св. Маурициуса, XII в. (cокровищница ц. св. Серватия, Зигбург