Тема 9. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Важнейшими составляющими человеческой сущности являются, как известно, труд и мысль. При этом было бы серьезной ошибкой считать сознание менее реальным, чем труд. Оно не есть лишь механический отзвук материальных событий, его сила настолько велика, что создается иллюзия - будто бы в нем и заключен истинный смысл человеческой жизни. К такому пониманию смысла жизни в последние годы часто склоняются многие деятели культуры. В действительности активность общественного (и индивидуального) сознания вторична, производна от общественного бытия, глубины его отражения. Сознание вообще, те или иные идеи, принципы в частности всегда есть осознание объективного мира и жизненного процесса человечества, их приблизительно верное отражение.

Как сознание общества, общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний, т.е. имеет исходным уровнем сознание индивидов, которые суть его непосредственные носители. В общественном сознании поэтому есть всеобщее, родовое, свойственное духовному процессу жизни всей массыиндивидови собственно индивидуальное, присущее сознанию отдельных индивидов. В каждую историческую эпоху общественное сознание представляет собой единство родового и индивидуального, но в предыстории общества, особенно в докапиталистических формациях, доля собственно индивидуального в нем была незначительной вследствие слабой обособленности человека как индивида, слитности его с той или иной общностью (родом, общиной, кастой и т.д.). С ростом индивидуализации материального труда усиливается и индивидуализация общественного сознания, которое все больше наполняется собственно индивидуальным, т.е. обогащается главным образом за счет не массового, обезличенного сознания, а уникального, неповторимого. Развитие, усложнение общественного сознания не сводится, следовательно, к развитию в нем родового, оно есть также аккумуляция им собственно индивидуального во всем его богатстве и многообразии. Рост основательности исторического процесса был бы невозможен без усиления индивидуализации труда и мысли. Усложнение родового в его единстве с индивидуальным образует главный, магистральный путь развития общества как коллектива индивидов, ибо родовое, общественное развивается через развитие индивидуального.

В отечественной психологии существует точка зрения, согласно которой собственно человеческая психика целиком является прижизненным и индивидуальным новообразованием. У человека имеются задатки (врожденные анатомо-физиологические особенности, предпосылки) только к естественным, биологическим способностям143. Таким образом, все специфически человеческое рассматривается как ненаследственное, все врожденное - как биологическое.



Основная концепция о законченности, в пределах общего биологического типа, биологической эволюции человека, о ненаследуемости результатов культурного развития человеческого общества является бесспорной. Однако из нее не следует, что в специфически человеческих способностях и функциях нет наследуемых компонентов, которые имеют не биологическую, а специфически человеческую психологическую природу. Способности мышления и трудовой деятельности не даны человеку от рождения, они формируются в процессе индивидуального развития под влиянием воспитания в широком смысле этого слова. Но человек от рождения не является животным, он рождается как человеческое дитя, которое от рождения несет в себе человеческие задатки, предпосылки к специфически человеческой трудовой деятельности и мышлению.

Формирование человека в процессе антропогенеза не было только биологическим процессом. Возникновение человека современного типа означает прежде всего формирование его социальной природы, которое в подчиненном виде включает в себя процесс складывания нового биологического типа. Когда процесс формирования человека, как социального существа, заканчивается, люди из поколения в поколение передают определенные элементарные предпосылки, задатки специфически человеческих психических свойств, но не получают их каждый раз заново. Отрицание специфически человеческих наследуемых задатков было бы равносильно отрицанию устойчивости человеческой физической и психологической организации, отличающей человека от животных. Такой взгляд искажает понятие о коренном различии между человеком и животным, рассматривает природу человека как нечто наносное, не имеющее корней во врожденной организации человека. Анатомо-физиологические условия существуют и для задатков, и для способностей, но задатки, или “данные”, представляют относительно элементарные свойства. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, преломляющий содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов. Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов общества, а осознание индивидом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детерминации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, “игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие.

В классовом обществе общественное сознание имеет классовый характер, представляет собой совокупное сознание господствующего и подчиненных классов. Определяющим в нем являются идеи, взгляды, иллюзии и т.д. экономически и политически господствующего класса. Индивиды, составляющие его, господствуют и как творцы мыслей: регулируют производство и распределение, а это значит, что их мысли являются господствующими мыслями эпохи.

Оценивая существующую историографию, Маркс и Энгельс отмечали, что в объяснении общественной жизни она не достигла даже уровня, который был присущ обыденному сознанию. В то время как в обыденной жизни любой лавочник легко различит, за что выдает себя тот или иной человек и что он собой представляет в действительности, историография верит на слово каждой эпохе, что бы та о себе ни говорила и ни воображала. Идеалистическое понимание истории не предполагает действительного процесса жизни людей и определение из него всех форм сознания. Отсюда - при описании той или иной эпохи идеологи господствующего класса вынуждены были разделять иллюзию абсолютной самостоятельности идей, довольствоваться утверждениями, что в эпоху аристократии господствуют понятия “честь”, “верность” и т.д., в эпоху буржуазии - понятия “свобода”, “равенство” и другие. Такое общественное сознание является иллюзорным, превратным, ставящим все в истории “с ног на голову”. Иллюзии могут сильно влиять на общественное и индивидуальное сознание. Так, возникшие под влиянием происходящих в мире процессов социализации и гуманизации иллюзии - отсутствие коренных различий между капитализмом и социализмом, способность капитализма обезвредить порожденные собственной природой “мины”, отмирание политических революций в условиях сохранения антагонизма между классами - стали распространенными в современном сознании. Между тем иллюзии - это всегда тупиковые направления развития общественного и индивидуального сознания. Они могут быть порождены также общественным бытием, которое по своей сути не является необходимым бытием. Не следует думать, что всякое бытие необходимо лишь потому, что оно есть. Необходимым является лишь такое бытие, которое способствует прогрессу общества и в большей мере соответствует природе человека, деформация которой ведет к деформации общественного бытия и, соответственно, к иллюзорности общественного сознания.

В данном пункте мы рассмотрим только такую форму сознания, как "индивидуальное сознание", индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с сознанием общественным. При этом они образуют противоречивое единство. Действительно, источником формирования как общественного, так и индивидуального сознания является бытие людей. Основой их проявления и функционирования выступает практика. Да и способ выражения - язык - тоже один. Однако это единство предполагает существенные различия. Во-первых, индивидуальное сознание имеет "границы" жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может "охватывать" жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т.д. А общественное сознание в каком-то смысле надличностно. Оно может включать в себя, то общее, что характерно для индивидуального сознания людей, определенную сумму знаний и оценок, передающихся из поколения в поколение и изменяющихся в процессе развития общественного бытия. Другими словами, общественное сознание свойственно обществу в целом или входящим в него различным социальным общностям, но оно не может быть суммой индивидуальных сознаний, между которыми имеются существенные различия. И в это же время общественное сознание проявляется только через сознание отдельных индивидов. Поэтому общественное и индивидуальное сознание взаимодействуют между собой, взаимно обогащают друг друга. Индивидуальное сознание, в ряде отношений, богаче общественного, в нем всегда присутствует нечто индивидуально-личное, не объективируемое во внеличностных формах культуры, неотчуждаемое от живой личности, только индивидуальное сознание является источником новообразований в общественном сознании, источником его развития. Сложность структуры сознания проявляется в том, что оно включает в себя всю гамму разнообразных психических реакций человека на внешний мир, взаимодействующих и влияющих друг на друга. Любая структура сознания "обедняет" его палитру, делает акцент на значимости одних элементов и оставляет "в тени" другие. Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему мы выделяем три компоненты индивидуального сознания, необходимо описать функции и свойства трех сфер психики.

  • 1. Экзопсихика. Это внешний слой психического акта. Он управляет взаимодействием с окружающей средой. Экзопсихику составляют ощущения, восприятие, представление, воображение, словообразование.
  • 2. Эндопсихика. Это ядро любого психического акта взаимодействия субъекта с объектом. Основная функция этой сферы - самозащита. Здесь формируются эмоции, состояния, чувства и мотивы, система, которая совмещает эндопсихику и экзопсихику является мезопсихика.
  • 3. Мезопсихика. Ее основная функция - совмещение возможностей организма с требованиями окружающей среды. Здесь происходит наложение "фигуры", сформированной экзопсихикой, на эмоциональный фон, который создается эндопсихикой. Главный способ действия мезопсихики - совмещение.

Высшим продуктом эндопсихики является "чувство Я", самость, ощущение самобытия. Его субстратом являются все анатомо-физиологические атрибуты человеческого организма, в первую очередь его регуляторные системы. Элементами выступает множество состояний, эмоциональных реакций, мотивов и чувств. Функциональную структуру образуют типичные для данного индивида элементы. Психическая функция "чувства Я" состоит в осознании факта своего существования. Оно членит мир на две категории "Я" и "не Я", позволяет видеть окружающую среду независимой от факта своего существования, дает критерий для иерархизации предметов и явлений среды обитания, задает ее мерность и масштаб, дает начало координат для ее; отражения. Инвариантом этой функциональной структуры является общая часть множества собственных реакций на события в окружающей среде. "Чувство Я" - это знание о том, что вопреки тому, что разные события вызывают разные реакции, тем не менее за всеми за ними стоит нечто общее, которое и есть "Я" Психическое явление, связанное с осознанием самого себя, означает сведение своих ощущений и реакций в целостную картину. "Чувство Я" позволяет отделить себя среды и противопоставить себя ей. Наличие "чувства Я" означает, субъект уже отделил свои реакции от самого себя и смог посмотреть на себя как бы со стороны (это хорошо показано Ж. Пиаже: ситуация, когда ребенок говорит о себе в третьем лице; на наш взгляд, это свидетельствует о появлении "чувства Я"). Если при формировании миросознания происходит усвоение окружающей среды, то при формировании "чувства Я" происходит отчуждение своих реакций от себя, то есть мы имеем два процесса, идущих навстречу друг другу. Они совмещаются на уровне мезопсихики.

Высшим продуктом экзопсихики является миросознание. Его субстратом являются все органы и системы, обеспечивающие взаимодействие с окружающей средой. Элементами выступает множество актов ощущения, восприятия, представления, словообразования, мышления, внимания. Функциональную структуру образуют типичные в данной среде элементы. Психическая функция миросознания состоит в продуцировании некоего интегративного образования из множественных потоков информации, что позволяет субъекту быть уверенным в том, что окружающая среда константна. Инвариантом, таким образом, здесь выступает общая, наиболее стабильная часть информации, поступающей в нервную систему по всем сенсорным каналам и "обрабатываемой" с участием всех психических процессов. Главная цель этого явления - "стабилизация" окружающей среды. Такое психическое явление, как миросознание, есть знание о том, что окружающий мир константен. Миросознание интегрирует полученную информацию об окружающем мире. Это означает, что такой мир субъективизирован и "обозначен" (через ощущения и "словообразование"), он предметен (восприятие), события воспринимаются в динамике (представление).

Высшим продуктом мезопсихики является самосознание. Это инвариантная часть двух компонентов индивидуального сознания, "чувства Я" и миросознания. Субстрат - регулятивные и сенсорные системы. Элементы - множество актов осознания среды и осознания фактов своего существования. Функциональную структуру образуют типичные соотношения в конкретной ситуации значений миросознания и "чувства Я". Психическая функция состоит в получении адекватной информации о своей роли и месте в объективном физическом и социальном пространстве. Это приводит также к коррекции своего психологического пространства. Инвариант - совмещенная часть миросознания и "чувства Я". Это знание о том, что в известном диапазоне условий "мое" место в среде и "моя" роль постоянны. Психическое явление - самосознание - это создание индивидуального психологического пространства с указанием в нем места для самого себя. Для этого совмещаются два отображения среды, созданные эндо- и экзопсихикой. Дифференцированность такой обобщенной картины становится меньшей, она делается более искаженной, нежели та, которую дает экзопсихика, но она становится акцентированной, иерархизованной, в ней можно выявить доминанты. Этот акцентированный образ окружающе 2й среды приобретает свойства регулятора поведения, получая регулирующую функцию именно благодаря своей субъективности, "искаженности", акцентированности.

Таким образом, мы предлагаем трехчленную индивидуального сознания. При этом два его компонента - "чувство Я" и "миросознание" - являются рядоположенными. Самосознание - это более сложная форма индивидуального сознания, она формируется на базе двух первых и в известном смысле является их совмещенной, инвариантной частью.

Такую линию рассуждений можно распространить и на другие психические явления. Например, личность можно рассматривать как инвариантную часть множества ролей, в которых выступает человек. Здесь требуются некоторые пояснения. Данное выше определение самосознания относится к некоторой идеальной ситуации. В большинстве же случаев человеку не дано знать свое истинное положение в окружающем его мире. Он и окружающие его люди довольствуются только знаниями о ролях, которые "играет" этот человек. "Обобщенная" роль и называется личностью (Гинецинский В.И.,1997).

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов. Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов общества; а осознание индивидом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детерминации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, к игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие. Индивидуальное сознание - сознание человеческого индивида (первичное). Оно определяется в философии как субъективное сознание, так как оно ограничено во времени и пространстве.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Между первым и вторым уровнями существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания - память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомнения.

Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.

Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.

Дифференциация общественного сознания в современном виде - результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное, недифферинциированное сознание. Умственный труд не был отделен от физического и умственный труд был непосредственно вплетен в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем, по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.

Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:

· политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

· правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

· мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;

· искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

· религия и философия - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит меж индивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

2. Индивидуальное сознание

2.1 Проблема индивидуального сознания

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностями сознаний отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные "прочтения" идеального и материального в различных философских школах11.

Философская интерпретация идеального эволюционирует от вопроса о соотношении сознания, идеи и материи, предметов реального мира. Идеалистическая традиция рассматривает идеальное как конструктивно-преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мир материальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального. Как справедливо отмечает Э.В. Ильенков, "объективность "идеальной формы" не ошибка Платона и Гегеля, а бесспорный факт трезвой констатации независимого от воли и сознания индивидов существования идеального в пространстве человеческой культуры"12.

"Идеальное" обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является "идеальной формой бытия предмета в голове человека". Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.

Идеальное, будучи миром образов и понятий, обладает собственной логикой, относительной самостоятельностью собственного функционирования, определенным уровнем свободы, выражающейся в способности идеального порождать новое или вообще нечто, непосредственно в действительности не встречающееся и являющееся результатом духовной деятельности.

Идеальное всегда остается тождественным индивидуальному сознанию, определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное. Только в процессе актуализации, распредмечивания форм общественного сознания сознанием конкретных индивидов общественное сознание становится идеальным, субъективной реальностью сознания этих индивидов.

В философской литературе встречается и точка зрения на идеальное как творчество в широком смысле слова, т.е. его активность, конструктивность, направленность мысли на новое, избирательную интенциональность, опережающий характер отражения действительности и т.п.13 В этом смысле идеальное как креативность сознания представляет собой целенаправленное, контролируемое и управляемое личностью отражение внешнего и внутреннего мира. Именно поэтому идеальное включает в свое содержание эмоционально-волевые компоненты, интуицию, ценностные структуры, определяющие оценку явлений действительности и соответственно выбор желаемого будущего. Идеальное становится мысленным "проигрыванием" будущих вариантов действия, постоянно опережает в своих идеальных структурах структуры будущей практики.

Итак, идеальное многозначно в своих сущностных характеристиках, что обусловливает и многообразие философских классификаций идеального содержания сознания.

Нередко в литературе различаются три уровня функционирования идеального: а) идеальное в психической деятельности животных; б) идеальное человеческой психики; в) идеальное в ценностях культуры.

Особые сложности возникают при анализе специфического характера функционирования идеального в сфере культуры. Действительно, тексты, символы и предметы культуры представляют собой нечто в глазах индивида и общества только потому, что несут в себе идеальные смыслы, ценности и значения. Они обладают идеальным содержанием в той мере, в какой являются общезначимыми элементами общественной культуры и воспроизводятся ее носителями. При этом в процессе восприятия и "расшифровки" идеального содержания предметов культуры осуществляется диалог каждого индивида с автором культурных ценностей и значений, их "присвоение" и понимание. Некоторые авторы, такие как К. Поппер, вообще приходят к выводу, что функционирование общественно-культурных ценностей нельзя отнести ни к материальной, ни к идеальной сфере, что это - нечто третье, хранящееся в предметах культуры14.


2.2 Сознание, язык, общение

Язык так же древен, как и сознание: "Один только человек из всех живых существ одарен речью"15. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, о чем животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Многие животные ведут стадный и стайный образ жизни, обладают голосовыми органами, например шимпанзе могут произносить 32 звука. Сложная система сигнализации наблюдается у дельфинов. Животные располагают и мимико-жестикуляторными средствами взаимной сигнализации. Так, считается установленным, что пчелы обладают особой сигнальной системой, состоящей из различных пространственных фигур. С помощью комбинирования различных фигур в целый танец (т.е. благодаря особому "синтаксису") пчела "рассказывает" всему рою о местоположении найденного ею источника пищи и о пути к нему.

Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д. (частичный аналог этому - междометия в человеческом языке), либо простым указанием (частичный аналог - указательный жест человека), либо призывом к совместным действиям, либо предупреждением об опасности и т.п. (частичный аналог - восклицания, оклики, вскрики и т.д.). Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоего абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь "оторвалась" вместе с сознанием от своей ситуативности. У людей существует потребность что-то сказать друг другу. Эта потребность реализуется благодаря соответствующему строению мозга и периферического речевого аппарата. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Содержание сознания, вырабатываемое в процессе совместной деятельности людей и выражающее их социокультурный опыт, должно быть проявлено, воплощено в объективированной предметно-вещественной форме, существующей независимо от отдельных индивидов. Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы освоения мира неразрывно связано, прежде всего, с возникновением и развитием разговорного языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность.

Наряду со словесным разговорным языком содержание коллективных представлений сознания может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае, так же как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. Отдельные знаки входят в некоторые знаковые (или семиотические) системы, подчиняющиеся определенным правилам построения и развития. Говоря о знаке, надо, таким образом, четко различать его информационно-смысловой аспект, воплощенную в знаке социокультурную информацию, его смысл и значение и материальную форму, "оболочку", "плоть" знака, которая является носителем определенной социокультурной информации, смысла, значения. Так, определенными смыслами или значениями обладают выражения разговорной речи, которые как материальные предметы представляют собой сочетание звуков или черточек на бумаге. Определенный смысл заключает в себе кусок ткани, когда он является флагом или знаменем. Все эти смыслы существуют постольку, поскольку в них выражается определенная идея национального, государственного, религиозного и т.д. сознания.

Человек может выражать свои мысли самыми разнообразными средствами. Мысли и чувства, например, музыканта, выражаются в музыкальных звуках, художника - в рисунках и красках, скульптора - в формах, конструктора - в чертежах, математика - в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и чувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как человек делает. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счете так или иначе переводятся на словесный язык - универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпретатора. Так, невозможно, минуя язык, "перевести" музыкальное произведение, скажем, в математическую форму. Это особое положение языка среди всех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим содержание всех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. "Кто ясно думает, тот ясно и говорит", - гласит народная мудрость. По словам Вольтера, прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку.

Обращаясь к другим людям, говорящий не просто сообщает им свои мысли и чувства, он побуждает их к тем или иным поступкам, убеждает их в чем-либо, приказывает, советует, отговаривает их от каких-нибудь действий и т.д. Слово - великая сила. Острое слово - единственное режущее оружие, которое от постоянного употребления становится еще острее. И мы порой не знаем, какие роковые последствия скрываются в наших словах. Вспомним слова знаменитого Эзопа: язык - это самое хорошее и самое плохое на свете - с помощью языка мы думаем, общаемся, делимся горем и радостью, несем людям добро, но с его помощью мы приносим людям зло. Он есть орудие, которым можно ранить и даже убить. По образному выражению Г. Гейне, подобно тому, как пущенная стрела, расставшись с тетивой, выходит из-под власти стрелка, так и слово, слетевшее с уст, уже не принадлежит сказавшему его.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли. "Образ мира, в слове явленный". Эти слова Б. Пастернака емко характеризуют суть единства мысли и слова. Когда мы прониклись идеей, когда ум, говорит Вольтер, хорошо овладел своей мыслью, она выходит из головы вполне вооруженной подходящими выражениями, облаченными в подходящие слова, как Минерва, вышедшая из головы Юпитера в доспехах. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Недаром говорится: если возникла мысль, надо изложить ее, тогда она станет яснее, а глупость, заключенная в ней, - очевидней. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно "лепит" формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в конечном счете, отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе, как заметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями16.

Его решения, философия, если она не является догматической, апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные уси­лия. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Последовательно проводимый философский материализм отри­цает...

Знание, а другой - знание об именах вещей. Источник этого второго опыта - ум, который сводится, таким образом, к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильною употребления слов. Предметом философии Гоббс считает тело, возникновение которого мы можем постичь с помощью научных: понятии. Что же касается духовных субстанции, то, даже если бы они и существовали, они были бы...

Индивидуальное сознание представляет собой сознание личности, формирование которого происходит за счет ее социализации. Общественное сознание представляет собой высшую форму отражения действительности, которая не существует без общественного взаимодействия.

Общественное и индивидуальное сознание

Общественное и индивидуальное сознание имеют свои сходства и различия. Так к сходствам принадлежат следующие факторы:

Отражение общественного бытия;

Общественно-историческая практика как основа;

Общий вид существования в образах, понятиях и нормах;

Общая цель в виде удовлетворения потребностей человека;

Выражаются при помощи языка.

Вместе с этим, индивидуальное и общественное сознание имеют ряд отличий. Так общественное знание более объемно, нежели индивидуальное. Оно включает в себя преемственные знания и нормы.

Общественное и индивидуальное сознание могут содержать противоречия и создавать конфликт с друг другом. Обогащение общественного сознания часто происходит благодаря индивидуальному сознанию некоторых личности, например: Н. Тесла, Ч. Дарвин.

Индивидуальное сознание обладает большей подвижностью, чем общественное. Вместе с тем, индивидуальное сознание исчезает в момент смерти своего носителя, в отличие от общественного сознания, которое обладает особенностью перехода из поколения в поколения.

Социализация индивида

Процесс усвоения и развития отдельным индивидом социального опыта и культурных норм называется социализацией. Социализация необходима для того, чтобы человек комфортно чувствовал себя в обществе.

Процесс социализации начинается трехмесячного возраста, и длиться всю жизнь. За это время человек может «примерить» на себя большое количество социальных ролей.

Социализация происходит в три этапа. Первый этап – социализация ребенка дошкольного возраста, второй – период обучения ребенка в школе, третий - социализация взрослого индивида (студент, родитель, работник, дедушка).

Зачастую социализацию делят на три основных категории:

1. Социализация в сфере общения. Включает в себя развитие навыков общения в обществе, создание круга друзей и знакомых, выбор окружения.

2. Социализация в сфере деятельности. Подразумевает расширение видов деятельности индивида, приобретение новых навыков, выделение из них главного для себя.

3. Социализация в сфере сознания. Процесс, в результате которого происходит осмысление собственного «Я», а также выбор наиболее приемлемой социальной роли.