В некоторых ситуациях закупка у единственного поставщика является самым выгодным методом определения поставщика. Но всегда нужно помнить про ряд нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы у ФАС не возникло вопросов. Кроме того, Оксана Шипунова прокомментирует некоторые особенности закупки у единственного поставщика с точки зрения эксперта и практика.

Если только одна заявка признана соответствующей Закону № 44-ФЗ и документации, то в этом случае контракт заключается с единственным поставщиком в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную участником закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком направляется в федеральный орган исполнительной власти в течение 10 дней с даты подписания протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика закрытым способом несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более 10 рабочих дней с даты поступления обращения. Контракт с единственным поставщиком заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком согласования.

Согласование заключения контракта и содержание обращения

Согласование проводится в следующих органах:

  1. В целях обеспечения федеральных нужд — в ФАС России.
  2. В целях обеспечения нужд субъекта РФ — в органе исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
  3. В целях обеспечения муниципальных нужд — в органе местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

Какие документы нужны для согласования?

  1. Дата и номер извещения об осуществлении закупок, размещенного в ЕИС.
  2. Копии протоколов, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие изменения или разъяснения были сделаны заказчиком).
  4. Копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.

Порядок согласования установлен в Приложении № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189. Для того чтобы согласовать заключение контракта, заказчику нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение.

Процедура обращения:

  1. Направление обращения (≤ 10 дней с даты протокола). Заказчик признал соответствующей одну заявку или подана только одна заявка. Здесь важно в течение 10 дней направить пакет документов в контролирующий орган.
  2. Прием обращения(возврат ≤ 5 рабочих дней). Если какой-то документ отсутствует или есть какие-то ошибки, то обращение возвращается не позднее 5 рабочих дней. Обращение направляется повторно после устранения ошибок.
  3. Рассмотрение обращения (≤ 10 рабочих дней с даты поступления). Если обращение соответствует требованиям закона, то ему присваивается номер, начинается рассмотрение.
  4. Заключение контракта (≤ 20 дней с даты согласования). Минимального срока нет, указан только максимальный. Согласование получено, контракт может быть подписан и заключен по факту быстрее, если в этом есть необходимость.

Возврат обращения осуществляется:

  • в случае непредставления документов и (или) информации, предусмотренных Приказом №189;
  • в случае направления обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа.

Обратите внимание: если все документы присутствуют, то комиссия не вправе возвращать обращение.

Решение о согласовании принимается, если нет ошибок в заявке и закупка проведена по требованиям закона. Могут быть незначительные нарушения: к примеру, не указаны сведения о контрактной службе заказчика. Такое нарушение не влияет на результат. Если нарушения повлияли на результат, то это влечет за собой отказ в заключении контракта и возбуждение дела об административном правонарушении. Иные основания не предусмотрены!

».

Сложности могут возникнуть с определением срока направления обращения. Закон № 44-ФЗ указывает на то, что обращение о согласовании единственного поставщика (тот самый комплект документов) направляется не позднее 10 рабочих дней с даты публикации протокола о подведении итогов процедуры. Возврат обращения возможен, если не предоставлен полный пакет документов. Отказ в согласовании возможен, если выявлены нарушения, повлиявшие на исход процедуры. Если обращение направлено по истечении 10 дней со дня публикации протокола, то возвратить заявку не могут, так как нарушений нет и предоставлен полный пакет.

Ввиду того, что электронный аукцион и запрос котировок предполагают выбор победителя только по одному критерию — цене, дополнительная проверка и согласование не требуются.

По итогам рассмотрения, если все в порядке, то в пределах 10 рабочих дней контролирующий орган может принять одно из трех решений:

  1. Решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (с указанием выявленных нарушений, которые не повлияли на результат).
  2. Решение об отказе о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения, которые повлияли на результат.
  3. Решение о согласовании, но могут быть зафиксированы факты нарушения в действиях заказчика и материалы будут передаваться на административное производство в отношении должностных лиц, которые эти нарушения допустили.

Основание для закупки у единственного поставщика

На данный момент оснований для упрощенных закупок предусматривается 49: они достаточно разнородны — от обычного приобретения товаров/работ/услуг (ТРУ), до заключения контракта на лечение граждан за пределами РФ или закупок для целей контрразведки/безопасности.

Чаще же всего на практике используются следующие пункты:

  • объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и услуг центрального депозитария;
  • закупка для государственных нужд, определенная указом (распоряжением) Президента РФ;
  • сумма закупки не превышает 100 тысяч (закупка малого объема). В этом случае годовой объем закупок не должен быть выше 2 млн. рублей, либо не должен быть выше 5% совокупного годового объема закупок, при этом не более 50 млн. рублей;
  • закупка, при которой исполнителем может быть только орган исполнительной власти или подведомственный ему орган;
  • закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств;
  • закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи;
  • закупка для осуществления управления многоквартирным домом;
  • принятие заказчиком решения о заключении контракта с ЕП, в том случае если определение поставщика закрытым способом было признано несостоявшимся;
  • оказание услуг для направления работника в служебную командировку.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Закупки у монополистов и центрального депозитария

Контракт заключают, используя п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Требуется размещение извещения в единой информационной системе (ЕИС).

Особенности:

  • Не требуется привлечение экспертов или каких-либо экспертных организаций, включение в контракт расчета и обоснования цены.
  • Нет необходимости уведомлять контрольный орган.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « ».

Для того чтобы найти нужный заказчику субъект, необходимо обратиться к Реестру субъектов естественных монополий, выбрать соответствующую заказчику область местонахождения и посмотреть какая организация на данной территории является субъектом естественной монополии. Важно понимать, что отсутствие информации о конкретном хозяйственном объекте в реестре, абсолютно ни о чем не говорит. Важно, чтобы данный субъект действительно работал на рынке, который признается монопольным (чтобы хозяйствующий субъект осуществлял те виды деятельности, которые указаны в Законе № 147-ФЗ). Учитывая, что реестр ведется не очень добросовестно и по заявительному принципу, мы рискуем столкнуться с ситуацией, когда субъект естественной монополии ведет свою деятельность, но не обратился, для включения в реестр, либо обратился, но информацию не успели обработать. Здесь важнее показатели финансово-хозяйственной деятельности потенциального единственного поставщика и можно ли эту деятельность отнести к естественно монопольной.

Пример закупки электроэнергии у субъекта естественной монополии

Закупки у субъектов естественных монополий, включая электроэнергию, регулируется Законом от 17.08.1998 № 147-ФЗ. К ним относятся:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, газа по трубопроводам;
  • ж/д перевозки;
  • услуги портов, аэропортов, транспортных терминалов, инфраструктуры внутренних водных путей;
  • общедоступные электро- и почтовая связь;
  • передача электроэнергии, тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение по централизованным коммунальным системам;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • ледокольная проводка судов (включая лоцманскую) на Североморском пути.

Отдельным пунктом в ст. 93 Закона № 44-ФЗ выделена покупка электроэнергии у гарантирующего поставщика. Таким образом, услуги по группе ОКПД2 35.14.10 «Услуги по торговле электроэнергией» необходимо покупать у единственного поставщика на основании п. 29 ч. 1 ст. 93, а услуги по группе 35.12.10.110 «Услуги по передаче электроэнергии» — п. 1 ч. 1 ст. 93. В обоих случаях заказчик обязан выкладывать на портал госзакупок отчёты об исполнении, если суммы контрактов будут превышать 100 тыс. рублей. Но по услугам энергоснабжения не надо будет выкладывать отчёт, если данные услуги закупаются для других лиц, пользующихся нежилыми помещениями, если эти помещения переданы заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (ч. 9 ст. 94, п. 23 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ).

Закупка у поставщика, которого определил Президент РФ

Контракт заключают на основании п. 2 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Особенности:

  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно (если этого не требует правовой акт).
  • Привлечение экспертов или экспертных организаций: не требуется.
  • Включать в контракт расчет и обоснование цены: не обязательно.

Заказчик вправе не проводить конкурентную закупку, если Президент или Правительство РФ своим правовым актом утвердили конкретного поставщика товара, работы, услуги. Например, Указ Президента РФ от 01.01.2016 № 1.

Закупки на сумму, не превышающие 100 000 рублей или «малые закупки»

Такой контракт заключают, пользуясь п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Особенности:

  • Размещать извещение в ЕИС: не нужно.
  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Сведения о расчете НМЦК: не обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком на сумму, которая не будет превышать 100 000 руб.

Закупка работ, услуг, которые оказывают органы исполнительной власти

Такой контракт заключают, пользуясь п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Особенности:

  • Размещать извещение в ЕИС: нужно.
  • Писать отчет-обоснование: нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Помощь специальных экспертов или подобных организаций: не требуется.
  • Сведения о расчете НМЦК: обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: нужно.

Заказчики могут проводить закупку у единственного поставщика только тех услуг или работ, которые оказывает государственный орган, а также подведомственное ему учреждение или унитарное предприятие.

Например, заказчик имеет право заключить контракт:

  • на обязательную охрану объектов правоохранительными органами в соответствии с перечнем, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р (п. 33 письма Минэкономразвития РФ от 30.09.2014 № Д28и-1889);
  • госохрану объектов в соответствии со списком, который утвержден постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (письма Минэкономразвития РФ от 11.03.2015 № Д28и-646, от 10.03.2015 № Д28и-617, от 06.03.2015 № Д28и-546);
  • проведение работ по экспертизе и оценке ценности документации различного рода. Контракты такого типа заключают с Госархивом России (письмо Минэкономразвития РФ от 01.06.2015 № Д28и-1729);
  • выдача уникальных регистрационных номеров в системе подвижной спутниковой связи «ИНМАРСАТ» (INMARSAT), учет используемых на территории Российской Федерации абонентских станций данной системы и сим-карт к ним. Контракты такого типа заключают с ФГУП «Морсвязьспутник» (письмо Минэкономразвития РФ от 12.10.2015 № Д28и-2934).

Также заказчик имеет право заключить контракт с Федеральным медико-биологическим агентством как с единственным поставщиком. Контракты такого типа заключают заказчики, руководствуясь перечнем организаций, которые обслуживает ФМБА России. Он утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р.

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Организация заключает контракт в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с единственным поставщиком - монополистом.
Было размещено извещение о заключении контракта 06.08.2018, но по некоторым причинам контракт получилось заключить только 30.08.2018. В день размещения информации (04.09.2018) о заключении контракта в единой информационной системе (далее - ЕИС) последняя выдала ошибку о нарушении п. 4 ст. 528 ГК РФ. В статье сказано, что двадцатидневный срок установлен только для конкурентных способов закупки.
Каковы предельные сроки заключения контракта с монополистом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не ограничивает срок заключения контракта (договора) с единственным контрагентом (в том числе монополистом) каким-либо пределом.

Обоснование вывода:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) в случаях, предусмотренных п.п. 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 ч. 1 указанной статьи, заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Как буквально следует из приведенной нормы, она ограничивает срок, в течение которого на официальном сайте должно быть размещено извещение об осуществлении закупки, лишь минимальным пределом. Положений, которые бы запрещали размещать такое извещение на официальном сайте более чем за пять дней до заключения контракта либо заключать контракт по истечении пяти дней с момента размещения извещения, N 44-ФЗ не содержит. Таким образом, по основанию, предусмотренному Закона N 44-ФЗ, контракт может быть заключен и позднее, чем через пять дней с момента размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки. Иных норм, регламентирующих (ограничивающих) сроки заключения контракта (договора) с единственным контрагентом, в том числе на основании Закона N 44-ФЗ, этот Закон не содержит.
Общий порядок заключения государственного и муниципального контракта предусмотрен ГК РФ. Поскольку специальные нормы о порядке заключения контракта с единственным контрагентом в N 44-ФЗ отсутствуют, к нему, как мы полагаем, могут применяться правила этой статьи. Это следует из Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ. В то же время, как буквально следует из ГК РФ, эта норма указывает на необходимость заключения государственного (муниципального) контракта в течение двадцатидневного срока лишь для тех случаев, когда контракт заключается по результатам торгов. Предельных же сроков заключения контракта (договора) с единственным контрагентом ни указанная статья, ни иные нормы не устанавливают.
В заключение отметим, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о контрактной системе нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, предусмотренных N 44-ФЗ. Вопросы же технического характера, в том числе затрагивающие порядок функционирования ЕИС, из сферы консультирования исключаются.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Нет, не обязан. Закупка общедоступных услуг связи у единственного исполнителя это право заказчика. Об этом прямо указано в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: заказчик МОЖЕТ осуществить закупку у единственного поставщика.

Как провести закупку у монополиста

Заказчик вправе закупать товары, работы или услуги по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, только если поставщик - субъект естественных монополий. При закупках у монополистов заказчику не нужно согласовывать процедуру с контролерами и уведомлять ФАС о контракте, а экспертизу достаточно провести своими силами. Главные признаки, по которым продукцию относят к деятельности субъектов естественных монополий, перечислены в статье 4 Закона № 147-ФЗ. Расскажу, кто такие монополисты и как заключить контракт с едпоставщиком без ошибок.

Что относят к деятельности субъектов естественных монополий

К сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся (ст. 4 Закона № 147-ФЗ):

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электроэнергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
  • ледокольная проводка судов и ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Регулированием и контролем деятельности субъектов естественных монополий занимается ФАС России. Она же формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий (далее - Реестр).

Реестр основан на информации, полученной:

  • от федеральных органов исполнительной власти;
  • от органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • от общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов;
  • по заявлению самих организаций о включении их в Реестр либо исключении их из Реестра.

Прямого указания на обязательное включение в Реестр сведений о каждом поставщике - субъекте естественных монополий Закон № 147-ФЗ не содержит. Иными словами, единственным поставщиком - субъектом естественных монополий может являться и поставщик, не указанный в Реестре.

Таким образом, заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика - субъекта естественных монополий на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, даже если сведения о таком поставщике не включены в Реестр.

Минэкономразвития России в своих письмах от 27 июля 2015 г. № Д28и-2165, от 12 марта 2015 г. № Д28и-658 также придерживается вышеизложенной позиции.

Внимание: в том случае, если заказчик осуществит закупку у единственного поставщика на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, не имея на то оснований, должностные лица такого заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

Как заключить контракт с монополистом

Чтобы заключить контракт с субъектом естественных монополий, заказчику необходимо подготовить обоснование цены контракта по правилам, которые определены частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ. При этом контракт может не содержать расчет и обоснование цены (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Поскольку государственные органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий, определяют и устанавливают цены (тарифы) или их предельный уровень, то для определения и обоснования цены заказчику следует применять тарифный метод (ст. 6 Закона № 147-ФЗ, ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, п. 5.1 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 (далее - Приказ № 567)).

Обоснование цены контракта заказчику следует произвести по форме, утвержденной Приказом № 567.

Прежде чем заключить контракт с субъектом естественных монополий на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик должен включить сведения о закупке в план-график, а затем за пять календарных дней до дня заключения контракта разместить в ЕИС извещение о такой закупке (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, заказчику необходимо разработать и утвердить проект контракта. В данном случае проект не нужно размещать в ЕИС. К тому же срок разработки и утверждения проекта контракта для данного случая Законом № 44-ФЗ не установлен.

Как показывает практика, составлением проекта контракта и его проверкой на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ занимается юрист или сотрудник контрактной службы заказчика.

Обязательные условия, которые необходимо включать в контракт, определены статьей 34 Закона № 44-ФЗ.

Также заказчику не следует забывать о дополнительных условиях, которые отражаются в контракте по решению Правительства РФ (ч. 17 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Если вам необходимо закупить товар или услугу, производством которых занимается лишь одна фирма, то есть, монополист, важно знать некоторые правила. Рассмотрим особенности таких закупок, а также разберем, что такое реестр естественных монополий и где его искать.

Что такое естественная монополия и ее субъект

Это состояние рынка, при котором он способен нормально функционировать только при отсутствии конкуренции. Это связано с технологическими особенностями производства. При этом товары, которые выпускает субъект естественной монополии, нельзя заменить другими. Субъект естественной монополии – это предприятие, занятое производством в таких условиях.

Проще говоря, у монополиста есть какие-то уникальные природные ресурсы (например, доступ к дешевому источнику электроэнергии), или же он вложил значительные средства в развитие производства в прошлом, и сейчас его преимущество на рынке основано на доступе к необходимой технологии, которого у других предприятий нет, они не способны сравнятся с монополистом в этой сфере.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В качестве примера субъектов естественных монополий можно привести железную дорогу – РЖД, а также Газпром. Их деятельность регулирует 147-ФЗ о естественных монополиях.

Реестр субъектов естественных монополий

Учет предприятий, работающих в условиях естественной монополии, ведут разные органы власти. Законодательно эта обязанность закреплена за Федеральной антимонопольной службой. Это необходимо для определения цен и тарифов. На сайте ФАС можно найти следующие типы реестров:

  • в области связи;
  • в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • в области захоронения радиоактивных отходов;
  • реестр естественных монополий в энергетике;
  • на транспорте.

В некоторых есть по нескольку разделов. Поиск пока работает в тестовом режиме. Искать можно по типу реестра, по названию предприятия, по территориальному принципу, по ИНН и т.д. К примеру, реестр субъектов естественных монополий на транспорте содержит 4 раздела, касающихся ж/д, воздушных, морских перевозок, а также ледокольной проводки судов.

Выбрав поиск по разделу, мы получаем список организаций. Из него можно получить информацию о названии предприятия, регионе, на территории которого оно функционирует, номере и дате приказа о включении в реестр.

Кроме того, список субъектов естественных монополий ведет Федеральная служба по тарифам.

Особенности закупок у субъектов естественных монополий

Логично предположить, что закупки естественных монополий ведутся способом «у единственного поставщика». Однако по закону государственные или муниципальные органы вправе осуществлять закупку у единственного игрока на рынке, только если он есть в реестре. Бывают случаи, когда фирма имеет все признаки субъекта естественной монополии, но в список естественных монополий почему-то не вошла.

В таком случае закупку у нее заказчик произвести не сможет.

Кроме того, планируя закупку у субъекта естественной монополии, важно удостовериться, что товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Эти области прописаны в законе. В их числе транспортировка нефти и газа, услуги в аэропортах, услуги общедоступной почтовой связи, услуги по передаче тепловой энергии и т.д.

Например, если вам необходимо закупить марки для конвертов. Вроде бы это имеет отношение к почте, однако в перечне услуг общедоступной почтовой связи госзнаков нет. Поэтому закупка у одного исполнителя будет здесь незаконной. А вот закупка междугородней связи у единственного поставщика соответствует всем нормам закона.

Рассмотрим теперь особенности заключения контракта, если закупка осуществляется у субъекта естественной монополии . По 44-ФЗ некоторые требования, которые предъявляют к контракту, здесь можно не соблюдать. Так, можно не включать в контракт:

  1. Условие об ответственности заказчика и подрядчика, если обязанности не будут выполнены или это будет сделано некачественно;
  2. Информацию о неустойках за просрочки;
  3. Условия о процедуре и сроках оплаты и приемки товара или работы;
  4. График исполнения договора, если его заключают на три года и больше, а цена выше ста миллионов. Контракт в этом случае можно заключать по форме для сделок, предусмотренной Гражданским кодексом.

Отметим также, что для закупок у единственного поставщика-монополиста не нужно обоснование целесообразности выбора такого исполнителя, цены договора или других его условий.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

В роли поставщика госзаказа могут выступать и естественные монополии по 44-ФЗ, статья 93 разрешает закупать их продукцию, как у единственного поставщика. Но как точно определить, кто к ним относится? Ответ вы найдете в этой статье.

Речь пойдет о списках с названиями организаций, являющихся законными монополистами в:

  • транспортных терминалах;
  • морских и речных портах;
  • аэропортах.

На сегодняшний день Приказом ФАС № 75/16 от 28.01.2016 утверждены три таких перечня субъектов, работу которых регулирует само ведомство.

Перечень и реестр: соотношение понятий

Реестр субъектов естественной монополии — это автоматизированная база данных, которая содержит сведения о таких компаниях, занятых в различных сферах. Сюда включают следующую информацию:

  • наименование;
  • адрес;
  • номер телефона;
  • № и дата приказа о включении в реестр;
  • статистические коды;
  • информацию о результатах деятельности;
  • сведения о лицензии на осуществление видов деятельности, которую регулирует государство;
  • данные об информационных источниках.

Обязанность по ведению массива после упразднения Федеральной службы по тарифам возложена на Федеральную антимонопольную службу (Указ Президента РФ от 21.07.2015 № 373). Она же регулирует и контролирует работу компаний, включенных в базу, с целью установления тарифов на их продукцию.

Важно отметить, что база содержит только субъекты, занятые в таких сферах как:

  • топливно-энергетический комплекс;
  • транспорт;
  • связь;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • захоронение радиоактивных отходов.

Доступ к данным открыт на сайте fas.gov.ru. Если перед заказчиком при планировании неконкурентной закупки будет стоять выбор из нескольких компаний, работающих в разных сферах, то ответ на вопрос: «Что из перечисленного относится к естественной монополии?» он сможет найти, перейдя по этой ссылке, либо скачав списки субъектов естесственных монополий по состоянию на 01.02.2018 ниже.

Важно, что ФАС вправе регулировать деятельность только тех организаций, информация о которых содержится в Перечне и в Реестре. Причем многие субъекты естественной монополии состоят в обеих группах.

Как проверить, относится ли организация к естественным монополиям

Однако по причине того, что первый затрагивает конкретные объекты транспортной инфраструктуры, а второй распространяется на целые отрасли экономики. Некоторые компании могут состоять только в одном из них. Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.

Кто входит в перечень субъектов естественных монополий РФ

Первый список состоит из 111 организаций в транспортных терминалах и морских портах. Второй — из 17 организаций в речных портах. Наконец, третий включает 94 субъекта в аэропортах. Все они имеют разные формы собственности (ООО, ФБУ, АО и т. д.).

Приказ ФАС

Реестр субъектов естественных монополий

Сферы деятельности субъектов естественных монополий

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 16-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

абзац исключен. — Федеральный закон от 26.03.2003 N 39-ФЗ;

(см. текст в предыдущей

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)

услуги по передаче тепловой энергии;

(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

захоронение радиоактивных отходов;

(абзац введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 190-ФЗ)

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 132-ФЗ)

2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

(п. 2 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 16-ФЗ)

3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка.

(п. 3 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 16-ФЗ)

Закупка у субъектов естественных монополий по 44-ФЗ

Пунктом 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

Согласно Реестру субъектов естественных монополий в области связи по состоянию на 01.02.2016 г. ФГУП «Почта России» является субъектом естественной монополии в части оказания услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей). Таким образом, заказчик вправе осуществить закупку по п.1 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ у ФГУП «Почта России» только вышеназванные услуги.

С уважением, Кравцова Любовь Сергеевна, специалист по государственным закупкам отдела организации и проведения закупок Балтийского тендерного центра.

Поскольку Вы не указали какой именно у Вас объект, даю общую информацию.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов, организуется и проводится:
1. в отношении объектов, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации — государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
2.в отношении объектов, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, — Министерством обороны Российской Федерации, в отношении иных объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, — федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий указами Президента Российской Федерации;
3.в отношении уникальных объектов, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории г.

Москвы, — органом исполнительной власти г. Москвы или подведомственным ему государственным учреждением до 1 января 2017 г.;
4.в отношении объектов капитального строительства федеральных ядерных организаций — Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";
5.в отношении объектов, указанных в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в отношении иных объектов в случае, если проведение экспертизы (государственной или негосударственной) является обязательным или если проведение экспертизы (государственной или негосударственной) в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу, — уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными учреждениями по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Вероятнее всего, ваш случай – это п.1.

Тогда следует иметь ввиду, что проведение обязательной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, по объектам, строительство которых предусмотрено на территории г. Москвы и Московской области, осуществляется непосредственно Федеральным автономным учреждением «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России»), которое является государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. (см. распоряжение Главгосэкспертизы от 5 апреля 2007 года N 34-р «О распределении полномочий по проведению государственной экспертизы проектной документации в Главгосэкспертизе России»).

В этом случае закупка осуществляется у ЕП по п.6.ч.1.ст.93.

Результаты экспертизы любой другой организации в этом случае будут недействительны.А ГАУ "Мособлгосэкспертиза" учредителем которого является Правительство Московской области может проводить экспертизу только по объектам, указанным в п.5.