В свое время Альберт Эйнштейн заявил на весь мир, что воображение - сильнее знания!

«Воображение гораздо важнее знаний. Знания опираются лишь на то, что мы сейчас знаем и понимаем, в то время как воображение включает в себя целый мир и все то, что мы когда-либо поймем и узнаем.»

Альберт Эйнштейн. Статья «What Life Means to Einstein» в Saturday Evening Post, 26 октября 1929.

Что это значит? Почему воображение сильнее знания? Зачем развивать воображение? И как это сделать?

Получив много знаний и опыта в какой-то сфере деятельности, вы отключаете воображение и перестаёте мечтать. И ваше развитие останавливается. Остаётся только рутина и обывательство, в котором легко и просто жить, но ничего интересного уже не остаётся.

Главное в этой жизни не переставать что-то придумывать. Даже если вас все будут считать чудаком, мечтателем и даже просто дураком. Ведь если вспомнить историю, то все открытия совершали именно такие люди "не от мира сего".

Так что никогда не отключайте воображение.

Воображение нельзя включить с помощью кнопки,но развивать его можно и нужно. Трудно это представить?

Ты знаешь,что способность к выдумке делает реальный мир интереснее. Но когда тебе говорят: «Вообрази это!», у тебя не получается. Конечно,воображение нельзя включить с помощью кнопки, но развивать его можно и нужно. Трудно это представить? А ты попробуй. С нашей помощью.

Обязанности левого полушария

Оно в ответе за логическое мышление,образование и анализ. Еще за обработку вербальной информации и языковые способности. Контролирует речевые функции,а также чтение и письмо плюс запоминает факты,имена,даты и их написание(и способно связать их,произведя анализ).

Левое полушарие помогает нам понимать буквальный смысл слов. Что же до обработки информации,то оно выполняет эту задачу последовательно, по этапам. Числа и символы также распознаются им, оно в ответе и за математические способности. Помимо этого левое полушарие контролирует движения правой половины тела.

Обязанности правого полушария

Во-первых , оно отвечает за интуицию и образное мышление.

Во-вторых , за обработку невербальной информации (выражаемой не в словах, а в символах и образах). Причем в отличие от левого полушария (которое анализирует информацию только в четкой последовательности) правое способно одновременно обрабатывать разные данные.

В-третьих , помогает человеку рассмотреть проблему в целом. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того,что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.

Также правое полушарие распознает лица, и мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое. С его помощью мы понимаем метафоры и результат труда чужого воображения. Оно же отвечает за пространственную ориентацию, дает нам возможность мечтать и фантазировать. Сочинять и строить планы, вопрос«а что если?» - задает именно оно.

Отдельно отметим творческие способности (музыкальные и художественные). Сюда же запишем и эмоции,и религиозность, и веру во что-то.

А еще правое полушарие контролирует движения левой половины тела.

Если сравнить все кусочки информации, хранимые в нашем мозге, с элементами конструктора, то человек с развитым воображением может сложить из тех же элементов больше фигур, чем тот,кто воображения лишен.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Ну что,приступим к упражнениям на развитие воображения?

Все задания просты в исполнении. Кстати, можешь подключить к «тренировкам» своих партнеров - и повеселитесь, и время проведете с пользой.

Запечатление Посмотри внимательно на любой предмет. Теперь закрой глаза и постарайся удержать его в памяти как можно дольше. Представляй предмет в целом и по частям. Теперь открой глаза и вновь взгляни на предмет. Может, ты упустил какие-то детали? Повторяй эти действия несколько раз,пока предмет не будет всплывать в памяти во всех подробностях. Добивайся максимального тождества физического и воображаемого. По мере продвижения в занятиях выбирай для анализа все более сложные предметы. Кино без звука Это забавное упражнение. Выбери по ТВ незнакомый фильм. Посмотри его начало, а затем выключи звук. Попытайся вникнуть в смысл происходящего на экране без слов. Предупреждаю сразу: будет некомфортно, захочется включить звук. Потерпи! Через некоторое время ты с удивлением осознаешь,что многое понятно.

Нереальные вещи

Попробуй вообразить вещи,которых нет (и никогда не было) в действительности. Как бы они выглядели? Какие звуки издавали? Представь бабочку размером самолет, книгу,в которой 50 тысяч страниц,жителя далекой планеты,говорящего муравья…

Знакомые мелодии

Подбери(вернее,напой!) несколько известных тебе разных мелодий:

  • изклассической музыки;
  • киномузыки;
  • поп-музыки;
  • рок-музыки;
  • какую-нибудь народную песню.

Фрукты-овощи

Используя все органы чувств,нарисуй ввоображении апельсин,банан,виноград,грушу,дыню,ежевику,капусту,лимон,морковь,перец,помидор,редис,сливу,финик,яблоко. Старайся представить ихсебе четко иреалистично,чтобы можно было рассмотреть(иразнюхать!) все нюансы.

МАСТЕР ИГРЫ

Эти упражнения потребуют оттебя больше времени иусилий,чем предыдущие. Норезультат того стоит. Все они способствуют развитию концентрации внимания,расширению объема восприятия,улучшению памяти и,конечноже,стимулируют воображение!

Думаю ивижу

Выбери предмет науровне глаз нарасстоянии 1−3 метра. Предмет дляначала должен быть простым: книга,ручка,папка. Закрой глаза ипредставь белое,пустое светящееся пространство. Мысленно удерживай этот образ 3−5 минут. Открой глаза и3−5 минут созерцай выбранный предмет. Приэтом недумай онем,смотри сквозь него(будто смотришь вдаль). Теперь закрой глаза ипредставь предмет,поместив его вбелое светящееся пространство на3−5 минут.Упражнение нужно проделать 5 раз,выполняй его спокойно,без усилий.

Радужный мир

Представь себе небольшой красный квадрат,зафиксируй его ввоображении. Теперь представь,что квадрат увеличивается вразмерах,расходится гранями вбесконечность. Теперь передтобой лишь красное пространство,созерцай его.Наследующий день проделай такойже опыт соранжевым пространством. Затем сжелтым,зеленым,голубым,синим ифиолетовым. Научившись этому,перейди кболее сложным вещам. Представь себе сначала красный цвет,плавно переходящий воранжевый,оранжевый переходит вжелтый итак дофиолетового. Затем отфиолетового нужно вернуться назад.Третий уровень сложности: представь себе краснокожих людей,идущих позеленому лесу. Кожа людей постепенно становится оранжевой,желтой- итак дофиолетового. Затем пролистай цветовую гамму вобратном порядке(кожа снова должна стать красной).

1Эх,яблочко!

Сядь вкресло или ляг накровать. Закрой глаза. Представь яблоко. Начни вращать его впространстве почасовой стрелке. Атеперь пусть оно«вылетит» изтвоей головы. Размести яблоко напротив переносицы,посмотри нанего. Осторожно мысленно войди внего,почувствуй себя внутри фрукта(незабудь проего форму иразмеры!).Затем представь,что часть тебя остается вяблоке,подними плод наодин метр надсобой. Попробуй увидеть себя сверху. Осмотри заодно истены комнаты,мебель,близкий потолок.P. S. ТВОЯ КНОПКАИздавна люди полагали,что творческое вдохновение снисходит свыше. Его приравнивали токдару,токнаказанию. Идаже сейчас талант нередко стараются объяснить генетически или мистически. Ноблагодаря научным исследованиям,работам попсихоанализу ипсихологии,тренингам поразвитию креативности уже можно говорить,что творческий потенциал человека далеко невсегда зависит ответреной музы. Зато нередко связан свозможностями правого полушария мозга. Непорали перестать игнорировать дремлющие силы своего воображения иузнать,начто оно способно?!

ОТСЛОВ КДЕЛУ!

Наверняка скоро укого-то изтвоих близких будет праздник. Неограничивайся наэтот раз стандартной поздравительной открыткой,спропечатанным шаблонным стихотворением внутри,асама придумай рифму(пусть даже самую простенькую!) инапиши послание собственноручно. Или нарисуй(склей,укрась) поздравительную открытку. Получатель,поверь,оценит твои старания!ЧИТАЕМ САМИ

  • Мэрили Зденек«Развитие правого полушария»
  • Андрей Родионов«Развитие интеллекта»
  • Анна Вайз«Вдохновение позаказу»
  • И.А.Бескова«Как возможно творческое мышление?»
  • Клег Брайан«Интенсивный курс поразвитию творческого мышления»
  • И.Ю.Матюгин«Методы развития памяти,образного мышления,воображения»
  • Алексей Турчин«Учебник поактивному воображению»

Некоторые книги из этого списка доступны к скачиванию в Интернете

Ессе по знаменитому высказыванию Альберта Эйнштейна " Воображение важнее, чем знания.

Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию. "

Немецкий физик Альберт Эйнштейн прославился на весь мир не только теорией относительности и иными научными открытиями, но и продуманными высказываниями, которые будут актуальны всегда. Мне близко множество его высказываний, включая и то, о котором сейчас пойдёт речь.

Отличительной чертой человека как живого существа является способность к грамотной членораздельной речи и мышлению. В данном случае разбору требуется подвергнуть второй пункт. Процессы, происходящие в мозгу человека, сами по себе окончательно не изучены, но уже на данный момент невозможно усомниться в поистине безграничных возможностях человеческого разума. Особого внимания заслуживает способность индивида визуально моделировать желаемое и рассматривать его с разнообразных сторон. В этом и заключается основа всех современных достижений человечества в различных областях - безграничное воображение человека, способное мысленно воссоздать практически всё. Окружающая нас действительность, представленная современными технологичными устройствами, такими как мобильная техника (телефоны, стационарные и планшетные компьютеры), бытовое оборудование (стиральные машины, холодильники или пылесосы) или иными цифровыми технологиями (Wi-Fi сети, передающие разнообразную информацию по беспроводным каналам, трёхмерные проекторы, а также фото - и видеокамеры и т. д.) - всё это составляет результат человеческой мысли. Таким образом, воображение, как это банально не звучит, составляет основу прогресса, и уровень его важности заметно превалирует над знаниями (что заметил Эйнштейн) по причине того, что знания ограничены лишь имеющимися и доказанными фактами, а воображение продолжает двигаться вперёд. Новейшие технологии активно разрабатываются и внедряются в жизнь уже сегодня, некоторые существуют в виде концептов, но велика вероятность их скорого появления в повседневной жизни. Ещё одну важную сторону прогресса характеризует Н. Казинс: «Прогресс начинается с веры в то, что необходимое всегда возможно».

Итогом действия человеческой мысли стала значительная компьютеризация мира. В этом процессе есть положительные и отрицательные стороны, однако ценность прогресса для человечества действительно неоспорима.

Количество символов: 2334 символа.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Воображение важнее, чем знания.. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию уже в твоих закладках.
> Воображение важнее, чем знания.. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию
Дополнительные сочинения по данной теме

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей « Морской технический» Г. Новороссийск Конспект урока для 2 класса «Закрепление знания таблицы умножения и деления» Возраст детей: 8 - 9 лет. Автор – составитель Топилина Елена Николаевна учитель начальных классов МАОУ лицея «Морской технический» г. Новороссийск 2014 г. «Закрепление знания таблицы умножения и деления» Автор разработки: Топилина Елена Николаевна ОУ: МАОУ лицей «Морской технический» г. Новороссийск Должность: учитель начальных классов Предмет: математика Класс: 2 Тема урока: Закрепление знания таблицы умножения и деления. Цель урока: Закрепить знание табличных случаев умножения
    Мудр не тот, кто знает, а тот, чьи знания полезны. Эсхил Каждый из нас мечтает стать образованным человеком. Мы хотим закончить высшее учебное заведение, устроиться на хорошую работу, чтобы применить полученные знания на практике. В наш век компьютеризации, век научно-технического прогресса знания необходимы каждому из нас. Разум человека творит чудеса. Еще в семнадцатом веке английский философ Ф. Бэкон утверждал: «Знание – сила». Для чего же нужны знания человеку? Конечно, чтобы
    Упражнение "Прогулка по лесу" Цель: развитие воображения, и познания своих внутренних уголков души. Материалы: бумага, краски, карандаши, кисточки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи. Время: 30-40 мин. Процедура: 1. Представьте, что вы в лесу. Небольшим словесным рассказом оживить воображение участников: "Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы - стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие
    Для чего человеку знания, какова их роль в жизни человека? Вроде и простые вопросы, но иногда нужно отвечать на такие простенькие вопросы, чтобы лучше понимать некоторые вещи. Знания играют огромную роль в нашей жизни! Без них невозможно построить дом, вылечить человека, сесть за руль автомобиля, сыграть на клавесине - ничего нельзя сделать без определённого багажа знаний в голове! Можно только существовать как самое отсталое и неразвитое животное. Даже для самых простейших разумных
    Повесть - среднее по объему прозаическое художественное произведение, в котором раскрывается несколько эпизодов из жизни литературного героя на фоне изображения судеб других персонажей. Повесть представляет собой эпический жанр, занимающий среднее - между рассказом и романом - положение. Повесть больше рассказа, но меньше романа. Причем это не столько количественная разница, сколько качественная, содержательная. В повести больше действующих лиц, история развития характеров которых образует более сложную конструкцию. Здесь несколько сюжетных линий, ряд эпизодов,
    Основным заданием внеклассной работы по математике в основной школе Есть формирование у детей целостного восприятия роли и места математики В жизни современного человека, развитие математического мышления, углубление уровня знания учеников по математике, организация разумного досуга. Зачем мы изучаем в школе математику? У каждого человека свои мотивы и Цели изучения, я же воспринимаю Математику как философию, которая развивает мышление, речь, внимание, память, воображение. Большое внимание уделяю построению и изучению математических моделей, Овладению учащимися математическими методами поиска решений. Примерами таких методов
    Профессия учителя – очень трудная и ответственная. Как это благородно, давать другим знания, быть помощником в жизни. Конечно, далеко не каждый может стать настоящим учителем. Я считаю, что им нужно родиться. Но и обязательно много работать, постоянно заниматься самообразованием, чтобы уроки были полезными и интересными. Проверка тетрадей, подготовка к урокам - все это отнимает много времени и сил. Кроме того, учитель не забывает вести работу с неуспевающими учениками. Учителю надо не только

Гасымова Фарида

«Воображение важнее знания, ибо знание ограниченно.

Воображение же охватывает все на свете,

стимулирует прогресс и является источником эволюции».

Альберт Эенштейн

Введение.

Актуальность темы. Воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и ниши дни. Мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния, на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Цель. Рассмотреть мнение великого ученого Альберта Эйнштейна о важности воображения через призму взглядов на данную проблему учащихся 9,11 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

XIX - Ставропольская открытая научная конференция школьников

Секция: психология

Название работы: «Воображение важнее знания?»

Место выполнения работы: г. Ставрополь,

МОУ СОШ № 6, 11 класс.

Научный рук.: Мостакова Наталья Владимировна,

Учитель биологии.

Ставрополь, 2008

Введение…………………………………………………………………………………

Глава I. Понятие, виды и функции воображения……………………………………..

. …………………...

Глава III. Воображение важнее знания?

(Изучение мнения учащихся 9-11-х классов)…………………………………………

Вывод…………………………………………………………………………………….

Список использованной литературы и источников………………………………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………………………...

Введение.

Актуальность темы. Воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и ниши дни. Мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния, на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей . Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Цель. Рассмотреть мнение великого ученого Альберта Эйнштейна о важности воображения через призму взглядов на данную проблему учащихся 9,11 классов.

Задачи:

1 . Рассмотреть воображение, как творческий процесс.

2. Рассмотреть понятие, виды и функции воображения .

3. Рассмотреть процесс воображения в качестве основы изобретательства и творчества.

4. Изучить и проанализировать мнение учащихся 11 классов.

5. Показать важную роль воображения в жизни человека.

Объект исследования - воображение как психический процесс.

Предметам исследования - виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека.

Методы исследования: метод актуализации, метод социальной психологии, опрос, ретроспективный метод, статистический метод, междисциплинарный.

Практическая значимость . Материал данной работы может быть использован на уроках биологии, технологии, на факультативных занятиях, при изучении элективного курса «Ценности и смыслы профессиональной карьеры», на классных часах и конференциях, в рефератах.

Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

Глава I. Понятие, виды и функции воображения.

1.Понятие воображения.

Творческой деятельностью называется всякая такая деятельность человека, которая создаёт нечто новое. Всю человеческую деятельность можно подразделить на два основных вида поступков.
1. Первый вид деятельности можно назвать воспроизводящим, сущность его заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создававшиеся и выработанные приёмы поведения, или воскрешает следы от прежних впечатлений.
2. Другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Всякая деятельность человека, результатом которой является создание новых образов или действий, будет принадлежать ко второму роду творческого или комбинирующего поведения. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращённым только к прошлому, и умел бы приспосабливаться к будущему. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Эту творческую деятельность, психология называет воображением или фантазией. Обычно под воображением, или фантазией, имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют всё то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьёзного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное научное и техническое творчество.

В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Отличительной особенностью воображения является своеобразный "отлёт от действительности", когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ. Воображение-это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда . Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе.

Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания, интересен феномен возникновения стигматов. Воображение, фантазия - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта.

Л.С.Выготский говорил: "Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение".

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.
2. Виды воображения .

1. Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность интуитивна.

2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.
3.
Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, 4. Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности.

3.Функции воображения.

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного и технического творчества.

Глава II. Воображение - основа творчества и изобретательства.

Эйнштейн , Александр Грейам Белл, Эдисон, Галилео Галилей, Марко Поло, Ньютон и многие другие.… Все эти люди терпели насмешки, тюремное заключение, их обвиняли в сумасшествии, но им принадлежат величайшие открытия, которые перевернули весь мир. У всех исследователей, изобретателей и первооткрывателей прежде, чем они предпринимали какие-либо действия и становились благодаря этому знаменитыми, сначала в воображении зарождались идеи и возникали определенные представления. Представления и образы, которые сложились в их воображении. Их мечты были для них важнее, чем только однообразная работа, которую о них требовали другие. Если бы не было таких людей, мы бы все еще жили в пещерах и питались сырым мясом. За каждым шагом вперед, каждым достижением стоит человек, обладающий воображением, в голове которого сложилось представление о том, каким мог бы быть мир, о том, как можно его усовершенствовать.

Галилео Галилей - первый человек, взглянувший на небо в увеличительную трубу. Он оставил занятия медициной и занялся физикой и астрономией. Стал профессором физики и математики. Его открытия буквально потрясли современников. Церковники под страхом смерти заставили престарелого ученого отречься от своих взглядов.

Жюль Верн - знаменитый писатель, автор 65 интереснейших романов, повестей и рассказов. Где только не побывали герои Жюля Верна. Об их приключениях красноречиво говорят сами названия книг: «Пять недель на воздушном шаре», «Вокруг света за 80 дней», «20000 лье под водой», «С Земли на Луну», «Путешествие к центру Земли». Неудивительно, что об авторе этих романов ходили самые причудливые и противоречивые легенды. На самом деле он не был ни знаменитым ученым-географом, ни великим путешественником. Просто он любил мечтать и был страстно влюблен в науку.

Циолковский - основоположник космонавтики. Школьный учитель физики и математики в Калуге, был глухим. Его труды посвящены космическим ракетам и полетам в космос. Он предсказал возможность межпланетных перелетов еще в1903 г.

Предложил создать крупные орбитальные станции в космосе, чтобы человек смог длительное время жить и работать.

Эйнштейн имел способности к математике. Овладел атомной энергией. Открыл, что скорость света всегда постоянна (300 тыс. км/сек), и не подчиняется законам Ньютона. Механика Ньютона здесь стала бессильна.

Колумб мечтал побывать в Индии и открыл Америку.

Марко Поло мечтал о путешествии в Китай и добрался туда пешком.

Александр Грейам Белл мечтал, что люди будут разговаривать друг с другом на далеком расстоянии, и изобрел телефон.

Эдисон мечтал об источнике света, который не был бы открытым огнем, не требовал заправку газом и керосином.

Галилео Галилей доказал, что Земля круглая, а не плоская.

Братья Райт мечтали летать и сконструировали самолет.

Очевидно, что воображение особенно проявляется в научном, техническом видах творчества. Важнейшим условием является умение по-новому представить себе картину протекания изучаемых явлений. Творческое воображение - необходимый компонент умственной деятельности на всех этапах научного творчества.
При рассмотрении истории какой-либо науки, достигшей высокого уровня развития, можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь была пронизана фантастическими допущениями, так как слишком много тогда ещё оставалось неизвестным и дополнялось догадками.
- Творческое воображение необходимо в период разработки экспериментальной ситуации - определения условий намечающейся серии опытов, которые должны подтвердить или опровергнуть исходные гипотезы.
- При конструировании новой экспериментальной установки или нового прибора также приходится прибегать к экспериментальному моделированию.
- На следующем этапе исследования - этапе накопления исходных данных, необходимых для решения проблемы, - воображение имеет не менее существенное значение. На этом этапе очень важно по мере накопления фактов представить себе, что кроется за малозаметными на первый взгляд случайными отклонениями в изучаемых явлениях. Не менее важно также увидеть, какие изменения необходимо внести в экспериментальную ситуацию, которые позволят подтвердить или уточнить полученные данные, довести их до степени неоспоримо доказанных фактов и показать их причинную обусловленность. На этом этапе исследования образы воображения - важные средства познания того нового, что ещё только в самой зачаточной форме начинает выступать в полученных исследователем фактах.
- На заключительном этапе научного исследования роль творческого воображения сводится к тому, что завершается преобразование ранее имеющихся у исследователя представлений об изучаемом объекте, формируются новые представления - образы,
существует связь между воображением и действительностью.

Глава III. Воображение важнее знания?

(Изучение мнения учащихся 9-11-х классов)

Мной был проведен опрос, целью которого было узнать, что по мнению учащихся 9, 11 классов важнее, воображение или знание? В опросе приняло участие 118 человек.

Результаты опроса.

1.Для 10 % участников исследования решили, что для них важнее воображение.

Вот как они обосновали свою точку зрения:

Золотухина Алиса убеждена в том, что «знание ограничено, воображение охватывает весь мир. Рожденный мечтать, способен и летать».

Палишкин Игорь решил, что «если бы у художников и поэтов не было воображения, не было бы тех произведений искусства, которые существуют сейчас».

2.Для 30% важнее оказалось знание.

Вот как некоторые из них объясняют это:

Кобзенко Сергей до некоторых пор думал, что «важнее, конечно, знания. Воображение нужно только для того, чтобы представить себе сейчас то, чего нет рядом». Но позже он изменил свое мнение в пользу воображения.

Ярош Станислав считает что «можно коснуться любой сферы жизни и понять, что на одном воображении далеко не уедешь. Даже один из литературных героев Робинзон Крузо подтвердил собственным примером, что знания могут спасти жизнь!»

Да, безусловно, без каких-либо знаний человек вряд ли способен сделать научное открытие да и вообще нормально функционировать в жизни общества, но, по-моему, одни лишь только знания могут дать «сухой материал». Другое дело, свобода смысли, способность вообразить невообразимое, объять необъятное, быть смелым в гипотезах и высказываниях. И подтверждений тому не перечесть. Циолковский, Эйнштейн, Ньютон и многие другие - люди, которые не боялись мечтать и воображать. Недаром в различных учебных заведениях часто имеет место проблема «зашоренности» мышления неразвитости воображения учащихся, особенно у отличников.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что знание - это прочный фундамент, а воображение - движущая сила.

3. Для 60 % участников опроса воображение и знание одинаково важны. Вот как трактовали свою точку зрения некоторые из опрошенных:

Мокшина Кристина говорит, что «можно привести измененную известную фразу: «Знания - это голова, а воображение - это шея, куда захочет, туда и повернет».

Ольга Юрченко считает, что «знания и воображение должны развиваться параллельно, чтобы человек превратился в полноценно развитую личность».

Я думаю, что не случайно большинство опрошенных пришли к этому мнению. Мне и самой эта позиция наиболее близка, потому что, на мой взгляд, знания и воображение представляют собой бесценный симбиоз человеческого интеллекта, циркулирующую систему, в которой каждый элемент детерминирует (обуславливает) другой.

Далеко не все, даже великие люди нашего мира могут похвастаться школьными успехами. По мнению психологов, больших результатов в жизни можно ожидать от тех, кто в школе учился на «удовлетворительно». Подтверждением служит факт того, что половина современных политиков, актеров и других знаменитостей были троечниками в школе, но оказались «отличниками» в жизни. Лев Толстой провалил вступительные экзамены в университет, и его не допустили из-за «совершенной безуспешности в истории». Так, Толстой навсегда распрощался с университетом. Эйнштейну один репортер как-то задал вопрос о том, сколько километров от Луны до Земли. На что он ответил, что не знает. Журналист воскликнул: «Да это же знает любой школьник!» Эйнштейн спокойно ответил: «Если мне потребуется узнать такую мелочь, я знаю, где ее найти. Я должен направлять свою умственную энергию на более важные предметы».

Роль воображения, несомненно, велика, оно безгранично и охватывает весь мир. Но одно лишь воображение не заменит необходимые человеку знания. Великие открытия появились в результате не только одного лишь воображения, в и их основе лежит тяжелый кропотливый труд.

Во время урока, который был проведен мной для своих сверстников, я попыталась задействовать их воображение. Были представлены интереснейшие задания, тесты, двойственные изображения, картинки, вопросы, предназначенные для выявления способности воображать, фантазировать, создавать различные образы. И оказалось, что воображение есть у каждого, несмотря на то, что некоторым роль воображения представляется второстепенной. Именно после этого урока многие их тех, что считали знание важнее воображения, изменили свою точку зрения. Я поняла, что для того, чтобы осознать важность воображения, необходимо и достаточно задействовать его в работе.

Вывод.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно

Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение

В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы...) можно увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.

Проведя исследование по теме, я задалась вопросом: «Почему в столь юном возрасте для моих сверстников важнее знание, а не воображение? Быть может это признак того, что растет прагматичное поколение или люди просто разучились мечтать?» Очевидно, что в мире научно-технического прогресса такие понятия стоят на заднем плане, хотя именно они и способствовали его появлению. Но важно знать, что, расширяя горизонты своих познаний мечтами, фантазией, воображением, мы можем дать толчок к саморазвитию, самопознанию, прогрессу. Интерес и внимание к самому себе, к своему внутреннему миру - обязательное качество современного, самостоятельно мыслящего, развивающегося человека, важное условие для того, чтобы стать хозяином своей судьбы.

Вопрос о важности воображения и знания остается открытым.

Список литературы:

  1. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Аминов И.И. Психология. М.: Омегша-Л, 2005.
  3. Леви В.Л. Искусство быть собой. - М.: Знание, 1991.
  4. Психологические тесты. /Сост. СтепановС.С./ - М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  5. Энциклопедия для детей. Т 18. Человек. Ч.2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия /Глав. Ред. Володин/ - М.: Аванта+, 2003.

Альберт Эйнштейн (1879-1955) — физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926). Автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др. Ниже приведена подборка высказываний Эйнштейна о науке, впервые опубликованная в 1931 году: On Science. Cosmic Religion, with Other Opinions and Aphorisms. New York» 1931, 97-103. Здесь цит. по изданию: Эйнштейн А. Собрание научных трудов в 4 т. Т. 4. Статьи, рецензии, письма. - М.: Наука, 1967.

Я верю в интуицию и вдохновение. ... Иногда я чувствую, что стою на правильном пути, но не могу объяснить свою уверенность. Когда в 1919 году солнечное затмение подтвердило мою догадку, я не был ничуть удивлен. Я был бы изумлен, если бы этого не случилось. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником ее эволюции. Строго говоря, воображение —[это реальный фактор в научном исследовании.

Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность. Это убеждение зиждется на религиозном чувстве. Мое религиозное чувство — это почтительное восхищение тем порядком, который царит в небольшой части реальности, доступной нашему слабому разуму.

Развивая логическое мышление и рациональный подход к изучению реальности, наука сумеет в значительной степени ослабить суеверие, господствующее в мире. Нет сомнения в том, что любая научная работа, за исключением работы, совершенно не требующей вмешательства разума, исходит из твердого убеждения (сродни религиозному чувству) в рациональности и познаваемости мира.

Музыка и исследовательская работа в области физики различны по происхождению, но связаны между собой единством цели—стремлением выразить неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга. Что же касается творчества в искусстве и науке, то тут я полностью согласен с Шопенгауэром, что наиболее сильным их мотивом является желание оторваться от серости и монотонности будней и найти убежище в мире, заполненном нами же созданными образами. Этот мир может состоять из музыкальных нот так же, как и из математических формул. Мы пытаемся создать разумную картину мира, в котором мы могли бы чувствовать себя как дома, и обрести ту устойчивость, которая недостижима для нас в обыденной жизни.

Наука существует для науки так же, как искусство для искусства, и не занимается ни самооправданиями, ни доказательством нелепостей.

Закон не может быть точным хотя бы потому, что понятия, с помощью которых мы его формулируем, могут развиваться и в будущем оказаться недостаточными. На дне любого тезиса и любого доказательства остаются следы догмата непогрешимости.

Каждый естествоиспытатель должен обладать своеобразным религиозным чувством, ибо он не может представить, что те взаимосвязи, которые он постигает, впервые придуманы именно им. Он ощущает себя ребенком, которым руководит кто-то из взрослых. Мы можем познавать Вселенную лишь посредством наших органов чувств, косвенно отражающих объекты реального мира.

Ученые в поисках истины не считаются с войнами.

Нет иной Вселенной, кроме Вселенной для нас. Она не является частью наших представлений. Разумеется, сравнение с глобусом не следует понимать буквально. Я воспользовался этим сравнением как символом. Большинство ошибок в философии и в логике происходят из-за того, что человеческий разум склонен воспринимать символ как нечто реальное.

Я смотрю на картину, но мое воображение не может воссоздать внешность ее творца. Я смотрю на часы, но не могу представить себе, как выглядит создавший их часовой мастер. Человеческий разум не способен воспринимать четыре измерения. Как же он может постичь бога, для которого тысяча лет и тысяча измерений предстают как одно?

Представьте себе совершенно сплющенного клопа, живущего на поверхности шара. Этот клоп может быть наделен аналитическим умом, может изучать физику и даже писать книги. Его мир будет двумерным. Мысленно или математически он даже сможет понять, что такое третье измерение, но представить себе это измерение наглядно он не сможет.Человек находится точно в таком же положении, как и этот несчастный клоп, с той лишь разницей, что человек трехмерен. Математически человек может вообразить себе четвертое измерение, но увидеть его, представить себе наглядно, физически человек не может. Для него четвертое измерение существует лишь математически. Разум его не может постичь четырехмерия.

___________________________________

РАЗНОЕ

Каждый человек заключен в темницу своих идей, и каждый в юности должен взорвать ее, чтобы попытаться сравнить свои идеи с реальностью. Но через несколько веков другой человек, быть может, отвергнет его идеи. С художником в его неповторимости такого произойти не может. Так происходит только в поисках истины, и это вовсе не печально.

Юность всегда одна и та же, бесконечно одна и та же.

Я не верю, что отдельные личности обладают какими-то неповторимыми дарованиями. Я верю лишь в то, что, с одной стороны, существует талант, а с другой — высокая квалификация.

Перед богом мы все одинаково умны, точнее — одинаково глупы.

Работать — значит думать. Поэтому точно учесть рабочий день не всегда легко. Обычно я работаю от четырех до шести часов в день. Я не слишком прилежен.

Интеллектуал всегда рассматривает действительность в микроскоп.

Никогда не забывайте, что сам по себе продукт нашего труда не является конечной целью. Материальное производство должно сделать нашу жизнь возможно прекрасной и благородной. Мы не должны опускаться до положения рабов производства.

Гитлер не в большей степени характеризует Германию этого десятилетия, чем антисемитские беспорядки меньших масштабов. Гитлер живет (может быть, лучше сказать «сидит») на пустом желудке Германии. Как только экономическое положение улучшится, Гитлер канет в забвение. Он любительски играет на немыслимых крайностях. Если говорить краткими формулами, то можно просто сказать, что пустой желудок в политике плохой советчик. К сожалению, верно и следствие из этого утверждения: до тех пор, покуда есть надежда набить желудок, тех, кто лучше разбирается в политической обстановке, не слушают. Лично я чувствую, что в мире в настоящее время уже накоплено достаточно технических знаний, чтобы ситуация, подобная той, которая наблюдается сейчас в Германии, была невозможна. Можно было бы производить достаточно предметов первой необходимости, чтобы обеспечить каждого, и в то же время каждому можно было бы предоставить работу. Разумеется, это означало бы короткий рабочий день и высокую заработную плату, а отнюдь не продолжительный рабочий день и низкую заработную плату, как это часто предлагают.

Психология масс — вещь, трудная для понимания. Боюсь, что историки при написании истории никогда не принимали в расчет психологию масс. На события они глядят ретроспективно, исходя из идеи, будто они могут точно определить причины, повлекшие за собой то или иное выдающееся событие. На самом же деле, помимо этих очевидных причин, существуют не поддающиеся определению факторы психологии масс, о которых мы знаем мало или даже ничего не знаем. Иллюстрацией, увы, может служить моя теория. Почему всеобщее любопытство избрало своим объектом меня, ученого, который занимается абстрактными вещами и счастлив, когда его оставляют в покое? Это одно из проявлений психологии масс, недоступных моему разумению. Ужасно, что так случилось. Я страдаю от этого больше, чем можно себе представить.

Я не люблю подходить с мерной линейкой к таким тонким материям, как гений. Шоу, несомненно, является одной из величайших фигур в мире и как писатель, и как человек. Я как-то сказал о нем, что его пьесы напоминают мне произведения Моцарта. В прозе Шоу нет ни одного лишнего слова, так же как в музыке Моцарта нет ни одной лишней ноты. То, что один делал в сфере мелодий, другой делает в области языка: безупречно, почти с нечеловеческой точностью передает свое искусство и свою душу.

Альберт Эйнштейн известен не только своими блестящими идеями, но и оригинальным стилем мышления. Он был противником школьной зубрежки и ценил воображение выше, чем эрудицию. Сегодня, в эпоху междисциплинарности, его подходы к решению задач становятся только актуальнее.

Думайте образами, а не словами

Хотя Эйнштейн использовал язык математики и физики, чтобы упорядочить свои идеи, его творческая мысль изначально не была вербальной. «Я очень редко думаю при помощи слов, - заявил он однажды. - Мысль приходит сама по себе, а уж потом я могу попытаться выразить ее словами».

Биографы Эйнштейна предполагают, что на развитие этой способности повлияло обучение в швейцарской авангардной школе в городе Аарау, в основе которой лежала философия Песталоцци.

«Визуальное понимание является необходимым и единственно верным средством обучения правильному суждению о вещах, - писал Песталоцци. - Изучение чисел и языка однозначно должно быть на втором месте».

Сейчас умение визуализировать идеи - с помощью метафор, картинок, схем - становится как никогда актуальным. Смайлики и стрелочки понятны всем, независимо от языка и профессиональной области. «Чем больше мы рисуем, тем более видимыми становятся наши цели, - пишет Дэн Роэм в книге „Бла-бла-бла, или Что делать, когда слова не работают“. - Когда они становятся видимыми, они становятся ясными».

Ставьте мысленные эксперименты

Будучи 16 лет от роду, Эйнштейн вдруг задался вопросом: что произойдет, если оседлать луч света? В реальности это невозможно, но если представить - что произойдет с лучом? Он замрет на месте - и в то же время будет лететь дальше. Эти рассуждения в конце концов привели его к мысли, что время течет неодинаково для разных наблюдателей, что заложило основу специальной теории относительности.

Все открытия Эйнштейна выросли из таких опытов, для которых не нужны были лаборатории - только воображение, знание законов физики и кропотливое размышление.

Мысленный эксперимент чем-то похож на компьютерную игру-«песочницу». Вы создаете альтернативную реальность, в которой параметры настроены по вашему вкусу. Меняя гравитацию или силу света, можно наблюдать, что изменится в мире в целом.

Мысленные эксперименты традиционно используются в философии и различных областях науки. Но сегодня они применяются и в бизнесе, где реальные шаги связаны с огромными рисками. К тому же мысленный эксперимент дает больше свободы. Например, в планировании и оценке рисков, где этот прием позволяет находить неожиданные и неочевидные связи.

Будьте немного художником

Эйнштейн верил, что озарение приходит не через логику или математику, а через интуицию и вдохновение. Он был убежден, что некоторые процессы, связанные с открытием нового, нельзя отследить. Иногда это просто происходит само, в обход сознания. Но мозг можно подготовить к озарениям - с помощью творчества.

Эйнштейн придерживался оригинального взгляда на науку и искусство: они вообще не противоречат друг другу, а стараются выразить одно - только разными средствами.

«Если то, что мы видим и переживаем, подается в терминах логики, то это наука, - писал он. - Если то же самое передается через формы, чье устройство недоступно для сознающего разума, но распознается интуитивно, то это искусство».

В этом смысле неважно, чем вы занимаетесь - музыкой, живописью или каллиграфией, как Стив Джобс, - искусство может дать импульс бессознательному, которое пытается разрешить трудную задачу.

«Музыка помогает ему, когда он размышляет о своих теориях, - замечала вторая жена Эйнштейна Эльза. - Он идет в свой кабинет, возвращается, берет несколько аккордов на пианино, что-то записывает и снова возвращается к работе».