October 16th, 2014 , 01:48 pm

Вчера была в гостях у подруги и мы поспорили с ней немного на тему пешеходного перехода. А после - еще начался спор и с мужем…В общем, я уже сама склоняюсь к тому, что скорее всего я все таки не права, и все же решила разъяснить этот вопрос для себя окончательно.
А вопрос такой: где переходить дорогу пешеходу, если есть зебра и есть зона пешеходного перехода?

Счас вы скажете, что я ПДД не учила что ли?
Нет, - учила и даже экзамен на права сдала без единственной ошибки, и знаки знаю лучше мужа, а вот в вопросах зоны пешеходного перехода видимо не до разобралась.

Потому, очень хочу услышать ваше мнение на следующую ситуацию.

Перед вами - нерегулируемый перекресток неравнозначных дорог (своими словами - это когда нет светофора и регулировщика и одна дорога главная, а примыкают к ней - не главные дороги). С обоих сторон дороги - остановки.

Одна сторона дороги (выше перекрестка) - разметка зебра прямо напротив остановки по главной дороге. На другой стороне этой же главной дороги - знак «пешеходный переход».

Другая сторона дороги (ниже перекрестка) - никакой разметки на главной нет, но стоят 2 знака перехода и нанесена зебра на боковой дороге (которая пересекается с главной) - один с одной стороны зебры, другой - с другой. Но один знак пешеходного перехода, который стоит напротив остановки, развернут в сторону главной дороги, так что если выходишь с остановки сразу видишь его. Зебры там нету, но увидев этот знак, многие начинают сразу переходить дорогу по нему.

Получается, что развернутый знак возле «зебры» с правой стороны дороги и знак «пешеходный переход» с левой стороны дороги образуют Зону пешеходного перехода , на участке которой можно переходить дорогу...Или же все таки нет никакой Зоны перехода если есть Зебра и переход возможен только по ней ?

В общем вот такая ситуация. Описать словами тяжелова-то, не знаю поняли ли вы расстановку знаков до конца, надо было сфоткать дорогу...

Но тут главное наверное не в расстановке даже знаков, а в том, переход дороги пешеходами должен быть по зебре или в зоне пешеходного перехода ? Но надо учесть еще тот факт, что разметка и знаки расставлены не так:

А с каждой стороны перекрестка...

По гуглила - получила на форумах разные ответы, кто-что пишет:

Кто-то пишет, что ГАИ обязывают водителя останавливаться вплоть до 15 метров до самой зебры, и пропуская пешеходов в этих местах строго лишают прав, а кто-то пишет, что за 5 метров до знака пешеходного перехода надо останавливаться…
Хотя в правилах я не того, ни другого не нашла…

Вот что гласят ПДД на эту тему:

Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

5.19.1. - 5.19.2. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

При отсутствии пешеходных переходов разрешается переходить проезжую часть на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Пешеход в этом случае имеет преимущество перед выезжающими с перекрестка транспортными средствами, завершающими правый или левый поворот.

Согласно официальной статистике МВД, главной причиной большинства дорожно-транспортных происшествий в стране является полное игнорирование гражданами ПДД на пешеходных переходах.

Отчасти это можно объяснить тем, что люди обладают преимущественным правом движения на подобных отрезках автомагистралей. Однако это правило не всегда и не в отношении всех пешеходных переходов действует.

По действующим ПДД, места, где разрешен наземный переход проезжей части, должны быть оборудования соответствующей разметкой («зебра») и знаками. Отсутствие таких обозначений свидетельствует о том, что в данном месте пересечение дороги людьми запрещено.

Выделяют два вида пешеходных переходов, для каждого из которых предусмотрены отдельные правила проезда:

  1. Регулируемый.

Такие переходы помимо нанесенной на дорожном полотне разметки имеют светофор. Последний регулирует движение на данном участке. В то же время, согласно новым правилам проезда пешеходных переходов, водители в случае включения зеленого сигнала должны пропустить людей, не перешедших на другую сторону. В ином случае автомобилисту полагает штраф.

  1. Нерегулируемый.

Как и в первом случае, о наличии пешеходного перехода свидетельствует разметка, нанесенная на дорожное покрытие. По правилам, водитель обязан остановиться перед «зеброй», если:

  • пешеход ступил на нее;
  • не завершил пересечение проезжей части.

Более того, водитель не имеет права подавать звуковой сигнал, подгоняя тем самым людей. Это, а также движение через переход в момент, когда на нем находятся люди, караются достаточно высокими штрафами.

Всегда ли виноват водитель?

К сожалению, сегодня многие граждане уверены, что если они ступили на пешеходный переход, все автомобилисты обязаны их пропускать. Это верно в том случае, когда пересечение проезжей части не регулируется светофором. Более того, часть людей полагают, что их в принципе должны пропускать, когда они переходят дорогу, вне зависимости от того, в каком месте совершается движение.

По ПДД люди имеют право пересекать автомагистрали только в местах, оборудованными соответствующими дорожными знаками и разметкой, или на перекрестках вдоль тротуарной линии.

В иных случаях граждане должны руководствоваться следующими правилами:

  1. Совершая переход в местах, не предназначенных для этого, они могут двигаться только после того, как оценят расстояние для приближающихся автомобилей и убедятся в том, что дальнейшие действия не связаны с опасностью.
  2. Совершая движение через автомагистраль в непредназначенных для этого местах, граждане не должны мешать автомобильному потоку.
  3. Выходя на автомагистраль, пешеходы имеют право останавливаться только ради обеспечения безопасности. В иных случаях они обязаны перейти магистраль.

Все пешеходы должны выполнять требования ПДД. Они, как и водители, также являются участниками дорожного движения. Это означает, что пешеходы несут ответственность за несоблюдение правил.

Последние изменения в ПДД

В 2014 году вышла новая редакция ПДД с изменениями, которые непосредственно затронули пешеходов:

  1. «Зебра» на трамвайных путях.

Ранее в ПДД под понятием «пешеходный переход» понимался отрезок дорожной магистрали со специальной разметкой. Сейчас оно распространяется также на трамвайные пути.

Если люди пересекают последние на участках, оборудованных соответствующими знаками, то водитель трамвая, как и автомобилист, обязан пропускать пешеходов.

  1. Перед стоп-линией обязаны остановиться все.

Все водители вне зависимости от того, в какой полосе они двигались ранее, обязаны остановиться, если на «зебру» вышел человек.

Более того, автомобилистам запрещается совершать обгоны на таких участках автомагистрали.

  1. Новый термин «уступить дорогу».

В текущую редакцию ПДД внесен термин «уступить дорогу». Он означает следующее: водители обязаны пропускать людей в том случае, если они ступили на проезжую часть на специально оборудованном участке, где граждане обладают преимущественным правом движения.

Проблема с затором

В мегаполисах заторы на дорогах — это довольно частое явление. Поэтому нередки случаи, когда водителям приходится останавливаться прямо на «зебре», хотя это и запрещено текущей редакцией ПДД.

Согласно правилам дорожного движения, если существует вероятность того, что автомобилисту придется затормозить непосредственно на дорожной разметке, он обязан заранее предупредить такую ситуацию.

Иными словами, даже если машина встала на «зебре» из-за затора, водитель в любом случае понесет наказание в соответствии с нормами КоАП.

Такое требование обусловлено следующим:

  • оставаясь на «зебре», машина мешает нормальному движению людей;
  • автомобиль снижает видимость на дороге, в связи с чем другой водитель может поехать вперед в тот момент, когда по «зебре» идут люди.

В обоих случаях высок риск возникновения ДТП и нанесения травм.

Также следует отметить, что на пешеходном переходе водителям:

  • разворачиваться;
  • двигаться назад;
  • оставлять свои автомобили (не только останавливаться).

Пешеходный переход относится к числу особых участков дороги, поэтому в отношении него действуют отдельные нормы.

Штрафные санкции

Сегодня пешеходные зоны в целях повышения безопасности на них оборудованы дополнительными знаками, разметкой и иными последними изобретениями. В частности, это могут быть устройства, создающие специальную анимацию, отдельный кант с отражающими свойствами. Кроме того, прямо над «зеброй» стали вывешивать дополнительный знак. Также к числу нововведений, повышающих уровень безопасности, следует отнести повсеместное внедрение «лежачих» полицейских, установленных за несколько метров до пешеходного перехода.

Если водитель не пропускает людей на участках дороги, на которых те обладают преимущественным правом движения, то на автомобилиста накладывается штраф в размере:

  • 1,5 тысячи рублей, если действия были совершены на нерегулируемом переходе;
  • 1 тысяч рублей – на регулируемом и 5 тысяч рублей при повторном нарушении.

Минтранс рекомендовал властям в регионах, в том числе Москве и Петербурге, приподнять над уровнем остальной проезжей части пешеходные переходы. Они станут похожи на «лежачих полицейских», но будут гораздо шире. Это поможет повысить безопасность, согласны с чиновниками эксперты. Только в 2018 году на пешеходных переходах страны были ранены 12 тыс. граждан и погибли 600.

Предложение Минтранса содержится в направленных региональным властям методических рекомендациях к нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». «Известия» ознакомились с документом. Он приложен к письму за подписью замглавы Минтранса Иннокентия Алафинова.

Пункт о приподнятых переходах включен в рекомендации по предложению главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России «в целях повышения безопасности на дорогах, и является не обязательным требованием, а рекомендацией», сказали «Известиям» в Минтрансе.

Использование приподнятых зебр допускает ГОСТ «Искусственные неровности». По нему, такие пешеходные переходы целесообразно использовать во дворах - рядом с жилыми домами и детскими площадками.

По данным за январь-сентябрь, каждый третий (36,4%) наезд на пешеходов в стране совершался на зебрах, указано в оперативном обзоре Научного центра безопасности дорожного движения при МВД. В результате погибло 597 человек, ранены 11,8 тыс. граждан. Примерно в 60% случаев авария произошла из-за несоблюдения правил движения водителями и лишь в остальных случаях - по вине самих пешеходов.

Воплотить в жизнь рекомендацию по обновлению переходов пока готовы не везде. В пресс-службе министерства транспорта Московской области заявили, что не планируют переобустраивать дорожную инфраструктуру предложенным Минтрансом образом.

Рельефный пешеходный переход более заметен издалека, люди охотнее им пользуются, чем обычным, считает член совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации Евгений Корчаго. Он напоминает, что такие конструкции установлены на дорогах в разных странах мира, например в США, Швейцарии. При виде неровностей водители вынуждены сбавлять скорость заранее, чтобы не повредить автомобиль.

Выделение пешеходных переходов или искусственных неровностей - правильная практика, уверен председатель межрегиональной общественной организации «Движение автомобилистов» Армен Оганесян. Эти конструкции можно даже подсветить различными цветами или установить вблизи фонарь, который будет сигналить моргающим желтым светом.

Приподнятые пешеходные переходы не везде применимы, спорит эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин. В больших городах, например, из-за таких зебр увеличатся пробки. В некоторых районах почти через каждые 100 м есть школы, больницы, рядом с которыми расположены переходы. Автомобилистам придется постоянно тормозить, даже если пешеходов нет, соответственно, будет снижаться скорость потока, а это может привести к заторам. Есть смысл устанавливать такие конструкции только просчитав реальную необходимость в них, считает специалист.

Дороги за чертой города также нуждаются в реконструкции, полагает директор по перевозкам и эксплуатации транспорта компании Intertransavto (ITA) Виктория Роговенко. В таких местах необходимо установить надземные пешеходные переходы, считает она.

«Безопасные и качественные дороги» - один из 12 нацпроектов, разработанных во исполнение новых майских указов президента. Он призван снизить смертность в ДТП в 3,5 раза, до 4 случаев на 100 тыс. населения к 2024 году. Нацпроект предлагает, например, довести до нормативного состояния половину региональных дорог и 85% трасс в крупных городах и установить 10 тыс. новых камер для фиксации нарушений. Сейчас документ представлен на согласование в правительство.

Каждый год, несмотря на догмы и правила, изученные с малых лет, количество водителей и пешеходов, ставших участниками различных происшествий на дорогах, растет не по дням, а по часам, и основная причина – полное игнорирование ПДД, связанных с пешеходными переходами.

Где пешеход может перейти дорогу?

С развитием автотранспорта происходила эволюция дорог, и получилось так, что их большая часть была отдана средствам передвижения. Почти сразу возникли проблемы: нужны были места, где любители пеших прогулок могли бы пересекать улицы без риска для жизни и здоровья. Первыми «ласточками» были наземные переходы. Одно время для их обозначения не нашли ничего лучше установки металлических кружков прямо под ногами, после появилась дорожная разметка типа «зебра».

Такой способ пересечения улицы используется чаще, чем другие разновидности (надземные и подземные переходы), потому что дешевле и выгоднее: не надо задействовать специальную землеройную или мостостроительную технику, разоряться на зарплаты подсобным рабочим и проектировщикам. Виадуки или тоннели строят, когда проезд согласно ПДД после установки светофоров и нанесения разметки через пешеходный переход может создать проблемы при движении по скоростным автотрассам.

Правила дорожного движения для наземных переходов

Наземные пешеходные переходы могут регулироваться светофором (регулируемый) или всего лишь обозначаться разметкой и (нерегулируемый), которые знакомы всем, кто хоть раз заглянул в ПДД. Для каждого из них существует определенный порядок проезда транспортных средств. Начнем с особенностей, а затем обсудим нововведения в ПДД 2015 года, связанные с пешеходными переходами.

Регулируемый

С этим видом все понятно: имеется светофор для автомобилей и световая секция для пешеходов. Красный свет – стоим, зеленый – идем. Несмотря на хрестоматийную простоту, водителям автомашин правилами дорожного движения вменяются и дополнительные обязанности при проезде пешеходного перехода. Так, при включении разрешающего сигнала они должны дать возможность закончить пересечение проезжей части. Так что смотрите внимательней и запомните: если кто-либо переходит дорогу, то трогаться вы сможете исключительно в том случае, когда пешеход ступит на покрытие тротуара.

Бывают светофоры с кнопками, позволяющими тем, кто пересекает улицу, включать зеленый свет по требованию. Обычно для установки такого оборудования отводят переходы через проезжую часть, где интенсивность проезда автомашин периодически изменяется, или пешеходы появляются очень редко.

Нерегулируемый

Тут поток регулируется за счет установки дорожных знаков и нанесения разметки «зебра». Водителем согласно ПДД фиксируется остановка за пару метров перед пешеходным переходом, если пересекающий улицу человек еще продолжает идти по зебре или только сделал шаг на проезжую часть, намереваясь отправиться к противоположной стороне улицы. Нельзя пугать или подгонять пешеходов «прогазовкой» или звуковым сигналом.

Или предположим, что в одном направлении движения с вашим автомобилем идет грузовик. При подъезде к пешеходному переходу им совершается не всегда сразу понятная остановка. Вам в этом случае нужно снизить скорость и внимательно смотреть за маневрами водителя большегруза, а также за ситуацией на дороге. Если по «зебре» идут пешеходы, вы имеете право ехать только в том случае, когда они закончили переход. Пренебрежение этим правилом может привести к непоправимым последствиям, так как реакция у всех шоферов разная. Вполне может случиться, что кто-то из них заметит пешехода на разметке раньше, чем вы.

Новое

Помимо перечисленных особенностей, есть общие правила проезда наземных переходов. Например, ПДД запрещают въезжать на эту часть дороги, если впереди затор, и у вас будет вынужденная остановка на разметке . Также обязательно надо пропускать незрячих пешеходов с белой тростью, даже если они идут не по разметке. А в 2015 году добавилось еще несколько запретов. Нельзя обгонять на нерегулируемом переходе, даже если на нем и даже на подходе к нему нет ни одной живой души.

Также в ПДД 2015 года для пересечения дороги пешеходами отводится и область перекрестка трамвайных линий, а велосипедисты и скутеристы не имеют права использовать для себя привилегии пешей категории граждан и проезжать по переходу «верхом» на своих ТС.

Обозначения переходов и наказания за нарушение их проезда

В 2010 году в Правила дорожного движения внесли изменения, разрешающие использовать достижения современных технологий, а также дополнительные знаки и разметку. Знаки стали оборудовать световой анимацией, желто-зеленым кантом с отражающими свойствами, а над проезжей частью стал вывешиваться дублирующий знак. Также рисунок «зебры» помимо белых дополнен желтыми полосами. С тех пор возле пешеходных переходов возможна установка стробоскопов желтого цвета, а на проезжей части правила допускают «лежачих полицейских» или шумовые полосы.

В сентябре 2013 года были введены дополнения, «карающие» шоферов за неуважение к пешеходам. Так, водитель, которым не была совершена остановка, когда любитель пеших прогулок или велосипедист пересекали дорогу по нерегулируемому переходу, рискует быть оштрафованным на 1500 рублей. За тот же проступок, но уже на регулируемой «зебре» начальный штраф составит 1000 руб., а если правила нарушены повторно – 5000 руб., да еще с «сюрпризом» в виде конфискации прав на срок от 4 месяцев до полугода. Пересечение водителем стоп-линии перед переходом также перешло в разряд «грехов» (800 руб.).

И это еще не все! Как и во многих старых сводах Правил дорожного движения, парковка автомобиля ближе 5 м до разметки пешеходного перехода и на ней самой чревата квитанцией аж на 1000 рублей, если это было в первый раз, а при повторе – 3000 руб. Однако остановка не запрещается сразу после «зебры», и нарушением это считаться уже не будет.

Как видим, наказание водителя за нарушение правил проезда и парковки возле перехода может быть суровым, а что сам пешеход? Он точно так же несет ответственность, если ему вдруг взбрело в голову, что он может , когда горит красный свет. Доказать вину нерадивого бегуна, конечно, будет затруднительно, но, учитывая стремительное развитие средств видеофиксации в последние годы, вполне реально. Если такое случится, кошелек нарушителя может облегчиться на 500 рублей.

И самое неприятное: в ближайшее время законодательство может пополниться положениями, когда штрафоваться будут велосипедисты, поленившиеся слезть с велосипеда во время перехода улицы, а также любители набивать SMS-сообщения, забывающие про бдительность на проезжей части. Также дисциплина дорожного движения и корректная остановка в районе «зебры» будет совершенствоваться за счет западного опыта. Там уже много лет переходы защищаются от любителей очень близкой парковки вопреки ПДД за счет установки «камней» или бордюра на требуемое расстояние в обе стороны. А те, кому все равно нужна была остановка именно вблизи «зебры», и это получилось за счет высокого дорожного просвета авто, фиксируются камерами и очень скоро получают квитанцию за нарушение по почте.

Пешеходный переход, который в народе зовут ласково «зеброй». Он выглядит, как широкие полосы желтого или белого цвета, которые нарисованы параллельно друг к другу и границе проезжей части с тротуаром. Именно благодаря нему множество граждан могут безопасно переходить большинство дорог у нас в России. Его странное народное название легко объяснить тем, что своими полосками он напоминает животное.

В некоторых странах европейского континента применяются несколько вариантов его изображения (к примеру, в Америке), но в нашей стране вид всего один и различается только по цвету.

Это очень важный участок проезжей части, как для пешеходов, так и для водителей. Ведь именно он информирует о безопасном переходе и предупреждает об опасном участке. Таким образом, автомобилисты всегда крайне внимательны в этих местах, ведь они могут сбить людей. Психологи утверждают, что черно-белые полосы являются раздражителем для человека, и именно поэтому была выбрана такая форма.

С применением такой разметки безопасность на дорогах резко повысилась, а дорожно-транспортных происшествий стало заметно меньше. Также она иногда применяется и в совокупности со знаками, которые обозначает границы действия пешехода.

Многие задаются вопросом - а сколько же лет переход помогает цивилизации не гибнуть постоянно под колесами? Недавно он отметил свой юбилей - шестьдесят лет прошло с тех пор, как впервые такая разновидность дорожных знаков была введена в небольшом городке Слоу, в Великобритании 31 октября 1951 года. Хотя и до этого момента она существовала, только вот обозначалась совершенно по-другому. Это были небольшие стальные круги, которые размещались на асфальте. У такого способа был один-единственный недостаток - водители замечали его уже перед бампером своего автомобиля. В результате чего было огромное количество наездов: пешеходы-то были уверены, что знают, где «безопасный» переход.

Вот по этой причине и была разработана нынешняя форма, которую невооруженным взглядом заметно за сотни метров, что и помогло ей распространиться на всю Западную, а потом и Восточную Европу. На сегодняшний день вы сможете встретить зебру в любой провинции.

Возможно, вас заинтересует тот удивительный факт, что в Германии существует даже день рождения пешеходного перехода. Ну а в нашу страну такая была введена в эксплуатацию лишь в конце шестидесятых годов.