ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

1 ТУР (2013-2014 гг.)

9 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 2 урока (90 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 52 задания.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. На процессы жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они
а) поглощают из воздуха, б) всасывают из почвы, в) получают от других организмов,

г) создают сами в процессе фотосинтеза.

2. В чем проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром?

а) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу,

б) цветут весной, до распускания листьев,

в) имеют яркую окраску лепестков и крупные одиночные цветки,

3. Генеративный орган – цветок – имеется у:

4. Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они:

а) аккумулируют солнечную энергию, б) выделяют кислород,

в) поглощают из окружающей среды минеральные вещества,

г) поглощают из окружающей среды углекислый газ.

5. Непостоянную температуру тела имеет:

а) прыткая ящерица, б) заяц-беляк, в) пестрый дятел, г) синий кит.

6. Сигналом к осеннему отлету насекомоядных птиц служит уменьшение:

а) количества пищи, б) длины светового дня, в) влажности воздуха,

г) температуры воздуха.

7. Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных - :

а) наличие шейного отдела позвоночника, б) два круга кровообращения,

в) выкармливание детенышей молоком,

г) теплокровность и четырехкамерное сердце.

8. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет:

а) губчатое вещество, б) желтый костный мозг,

г) надкостница, г) красный костный мозг.

9. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости:

а) плечевая и локтевая, б) грудного отдела позвоночника,

в) мозгового отдела черепа, г) ребер и грудины.

10. Сколько типов тканей выделяют у человек а:

а) два б) четыре в) шесть

11. Какие кости черепа подвижны:

а) теменная б) нижняя челюсть

в) верхняя челюсть г) затылочная

12. Вакцина- это:

а) культура микробов, б) культура ослабленных микробов,

в) плазма крови от переболевших людей.

13. Сколько групп крови выделяют у человека:

а) две, б) четыре, в) шесть.

14. В организме кислород транспортируется к тканям :

а) плазмой крови, б) лейкоцитами и тромбоцитами, в) эритроцитами.

15. Поперечно-полосатая мышечная ткань образует :

а) скелетные мышцы, б) стенки полостей тела, в) стенки органов пищеварения.

16. С кем можно обнаружить наибольшее сходство в строении человека :

а) с пресмыкающими, б) с приматами, в) с земноводными.

17. Из чего состоит ткань :

а) только из клеток, б) только из межклеточного вещества, в) из клеток и межклеточного вещества.

18. Соединительная ткань образует

а) слизистую оболочку органов дыхания б) кровь в) стенки сердца.

19. Для эпителиальной ткани характерны:

а) плотно прилегающие друг к другу клетки и малое количество межклеточного вещества

б) длинные клетки с большим числом ядер

в) рыхло расположенные клетки с большим количеством межклеточного вещества

20. Какое заболевание приводит к потере человеком иммунитета?

а) ангина, б) корь, в) СПИД, г) коклюш.

21. Клетки, сходные по происхождению и выполняемым функциям, образуют:

а) ткани, б) органы, в) системы органов, г) единый организм.

22. Клетки прокариот, в отличие от эукариот,:

а) не имеют плазматической мембраны, б) не имеют оформленного ядра,

в) состоят из более простых органических веществ, г) содержат цитоплазму.

23. Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой расположены органоиды и ядро,-:

а) вакуоль, б) цитоплазма, в) аппарат Гольджи, г) митохондрии.

24. К какому виду тканей относится костная ткань

а)эпителиальной, б) соединительной, в) мышечной, г) нервной.

25. Отличительным признаком живого от неживого является:

а) изменение свойств объекта под воздействием окружающей среды,

б) участие в круговороте веществ, в) воспроизведение себе подобных,

г) изменение размеров объекта под воздействием среды.

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Вегетативные органы цветкового растения:

I. корень
II. стебель
III. листья
IV. цветок
V. плод

а) I, II, III; б) I, IV, V; в) I, II, III, V; г) II, III, IV, V.

2. Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:

I. испарение воды
II. привлечение опылителей
III. образование нектара

IV. образование семян

V. запасание органических веществ
а) II, IV; б) III, IV; в) II, III, V; г) II, III, IV.

3. Приспособлениями птиц к полету можно считать:

I. видоизмененные конечности
II. хорошее обоняние
III. один круг кровообращения и легочное дыхание
IV. полые кости скелета
V. перьевой покров
а) I, II, V; б) I, III; в) I, III, V; г) I, IV, V.

4. К пресмыкающимся относятся:

I. серый варан
II. аллигатор
III. среднеазиатская черепаха
IV. серая жаба
V. саламандра
а) I, II, V; б) I, II, III; в) II, IV, V; г) II, III, IV.

5. Какие признаки характерны для человека и других млекопитающих?

I. теплокровность
II. трехкамерное сердце
III. диафрагма
IV. выкармливание детенышей молоком
V. один круг кровообращения
а) II, V; б) II, IV; в) I, II, III, IV; г) I, III, IV.

6. Выберите признаки, характерные для соединительной ткани:

I. межклеточное вещество хорошо выражено
II. способна сокращаться
III. бывает жидкой, хрящевой, костной
IV. межклеточное вещество слабо выражено
V. одна из функций - транспортная
а) II, V; б) II, IV; в) I, III, V; г) II, III, IV.

7. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?

I. искривлению позвоночника
II. нарушению строения суставов верхних конечностей
III. смещению внутренних органов
IV. нарушению функций костного мозга
V. нарушению кровоснабжения органов
а) I, II, V; б) II, IV; в) I, III, V; г) II, III, IV.

8. Внутренняя среда организма человека образована:

I. цитоплазмой клетки
II. кровью
III. лимфой
IV. межклеточной жидкостью
V. водой

а) II, V; б) I, II, IV; в) I, III, V; г) II, III, IV.

9. Много белков содержится в продуктах питания:

I. сахар
II. мясо
III. хлеб
IV. рыба

V. сыр

а) I, II, V; б) II, IV, V; в) I, III, V; г) II, III, IV.

10. Какие свойства живого характерны для всех живых организмов?

I. обмен веществ
II. способность к фотосинтезу
III. наследственность
IV. раздражимость
V. теплокровность
а) I, II, V; б) II, IV; в) I, III, IV; г) II, III, IV.

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за правильный ответ).

    Дышат растения только днем, на свету.

    В клетках бактерий нет ядра.

    Рыбы – раздельнополые животные.

    Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

    Птицы и млекопитающие – теплокровные животные.

    Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.

    Сердце крокодила – это трехкамерный мышечный орган.

    Анатомия - это наука о функциях организма и его органов.

    Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.

    Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.

    Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.

    Эпителиальная ткань образует покровы тела.

    Цитоплазма – это внутренняя полужидкая среда клетки.

    Экология – это наука о клетке.

Часть IV.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом:

Вид иммунитета Способ приобретения иммунитета

А. Естественный 1. Передается по наследству

Б. Искусственный 2. Вырабатывается под действием вакцины

3. Возникает после введения в организм лечебной

сыворотки

4. Формируется после перенесенного заболевания

Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике млекопитающего, начиная от черепа:

А) поясничный, Б) грудной, В) хвостовой, Г) крестцовый, Д) шейный

Фамилия ________________________

Имя ________________________

Класс ________________________

Школа ________________________

Матрица ответов
на задания Школьного этапа олимпиады по биологии. 2013-14 уч. год. 9 класс

Часть 1. 25 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Часть 2 . 20 баллов (по 2 балла за каждое задание).

Часть 3. 15 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

"ДА" или «НЕТ»

Часть 4 . 4 балла (по 2 за каждое задание).

Задание на установление соответствия.

Способ приобретения

Вид иммунитета

Задание на установление последовательности.

В данном разделе собрана информация о различных биологических олимпиадах, проходящих как в России, так и за рубежом. Данная информация может быть полезна как школьникам, так и их наставникам.

Информация об олимпиадах представлена в двух вариантах:
Кратком - дано только краткое описание олимпиады и ссылка на официальный сайт
Подробном - представлены описание, задания олимпиады за разные года и списки победителей (только для Всероссийской, Международной олимпиад и олимпиад Кировской ЛМШ)

Для того, чтобы оперативно получать на адрес своей электронной почты информацию об обновлении данного раздела сайта

Олимпиада проводится Министерством образования и местными органами управления образованием по всей территории России. В настоящее время олимпиада включает 4 этапа: школьный, муниципальный (городской), региональный (областной) и заключительный. Победители и призеры заключительного этапа в 11 классе получают право зачисления без экзаменов в любой ВУЗ страны на факультет по профилю "биология". Из победителей заключительного этапа так же формируется сборная команда России на Международную биологическую олимпиаду. Олимпиада является одним из самых старых и массовых биологических соревнований в России.

Международная Биологическая олимпиада (IBO) является высшим соревнованием среди учащихся средних школ разных стран. Каждая из стран-участниц присылает четырех учащихся из числа победителей соответствующих национальных соревнований (для РФ это Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии).

Традиционно в начале и в конце каждой смены ЛМШ проводятся Вступительная и Заключительная Олимпиады, состоящие из тестовых и практических заданий. Тестовые задания данных олимпиад достаточно высокого уровня сложности и могут быть полезны для подготовки к региональному и заключительному этапам Всероссийской биологической олимпиады.

Летняя биологическая олимпиада проходит в начале июля, участвовать в ней могут школьники 7-11 классов, а так же студенты ВУЗов России и стран СНГ. Олимпиада проводится через Интернет в один тестовый тур. Задания олимпиады довольно высокого уровня, т.к. они формируются на основе заданий Вступительной олимпиады Кировской Летней многопредметной школы (где проходят обучение многие призеры и победители Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии). Участие в олимпиаде будет полезно в качестве тренировки перед предстоящими выступлениями на Всероссийской олимпиаде. Регистрация на Летнюю олимпиаду начинается ежегодно в середине апреля.

Всесибирская физико-математическая олимпиада школьников была организована в 1962 году по инициативе академика М.А. Лаврентьева. По Решению Российского совета олимпиад школьников Всесибирская открытая олимпиада школьников включена в Перечень олимпиад школьников на 2009/2010 год по математике (2 уровень), физике(2 уровень), химии(3 уровень), биологии (3 уровень) и информатике (2 уровень). Особенностью олимпиады является также то, что призеры олимпиады приглашаются в Летнюю физико-математическую школу, проводимую в Академгородке (г.Новосибирск), по результатам обучения в которой старшеклассники принимаются в физико-математическую школу, ныне Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета.

Биомедицинская олимпиада проходит с 2005 года на факультете Фундаментальной медицины МГУ. Задачи представлены в виде вопросов открытого типа, связанных с медицинской биологией и исследованиями здоровья человека. При решений задач требуется знание как медицинских аспектов и приложений биологии, так и наличие биологического мышления и творческий подход.

Олимпиады в Москве:

Старейшая биологическая олимпиада России (и СССР) - проводиться с 1951 года. Проходит в несколько туров на Биологическом факультете МГУ. Отличительной особенностью является то, что олимпиадные задания представлены в виде открытых задач, требующих для успешного решения не только знаний определенных фактов, но и развитого биологического мышления и творческого подхода.

Олимпиады для поступающих в МГУ:

National Biology Competition, University of Toronto, Canada (in English)

Достаточно интересная олимпиада высокого уровня, организуемая одним из крупнейших университетов Канады. Проводиться в виде тестирования. Отличительной особенностью является открытость соревнования - поучаствовать в ней могут не только граждане Канады, но и других стран. Для этого необходимо совсем немного: зарегистрировать координатора и учреждение на сайте олимпиады, ну и естественно знание английского языка на уровне чтения-понимания.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сортавальского муниципального района Республики Карелия

Средняя общеобразовательная школа № 3

Задания Всероссийской олимпиады школьников

по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл.

(школьный тур)

подготовила

учитель биологии высшей категории

Лаппо Валентина Михайловна

Сортавала 2011

Блоки содержания, подлежащие проверке

Обращаем внимание, что в содержание теоретического тура включаются тестовые задания, охватывающие не только указанные темы школьного предмета «Биология», но и блоки содержания предыдущих из классов.

Признаки живых организмов

Царство бактерий

Царство грибов

Царство растений

Царство животных

Система органического мира

Организм и окружающая среда. Экология

Цитология

Биология как наука. Методы научного познания

Многообразие и эволюция живой природы

Микробиология и биотехнология

Биология клетки. Молекулярная биология. Биохимия

Генетика

Примерное количество заданий для школьного этапа представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).

Комплект

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1. http://www.rosolymp.ru/

Задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии

школьный тур 2011/2012 г. 11 класс

Максимальное количество баллов – 87,5

Часть I . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Наука, изучающая клетку:
    а) гистология;
    б) морфология;
    в) цитология; +
    г) эмбриология.

    Функции носителей наследственной информации выполняют:
    а) белки;
    б) углеводы;
    в) жиры;
    г) нуклеиновые кислоты. +

    Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:
    а) интерфаза; +
    б) профаза;
    в) метафаза;
    г) телофаза.

    Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:
    а) профаза;
    б) метафаза;
    в) анафаза; +
    г) телофаза.

    Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией:
    а) белки и жиры;
    б) жиры и углеводы; +
    в) углеводы и нуклеиновые кислоты;
    г) вода и углеводы.

    Не является обязательным структурным компонентом клетки:
    а) клеточная мембрана;
    б) ядро; +
    в) генетический аппарат;
    г) цитоплазма.

    Из перечисленных способов размножения к половому относится:
    а) семенное размножение; +
    б) почкование;
    в) черенкование;
    г) спорообразование.

    Становление систематики как науки связывают с именем:
    а) Роберта Гука;
    б) Антони ван Левенгука;
    в) Карла Линнея; +
    г) Чарльза Дарвина.

9. Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:

а) зеленых;

б) красных;

в) бурых;

г) сине-зеленых.

10. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызыва­ют брожение:

а) молочнокислое;

б) маслянокислое;

в) спиртовое;

г) уксуснокислое.

11. Мицелий гриба рода Пеницилл:

а) неклеточного строения;

б) одноклеточный одноядерный;

в) одноклеточный многоядерный;

г) многоклеточный.

12.Клеточная оболочка отсутствует у:

а) корненожек;

б) жгутиконосцев;

в) инфузорий;

г) всех простейших.

13. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:

а) сморщиваются;

б) набухают и лопаются;

в) слипаются друг с другом;

г) остаются без внешних изменений.

14. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

а) жиры и нуклеиновые кислоты;

б) углеводы и аммиак;

в) жиры и углеводы;

г) углекислый газ и воду.

15. Поверхностный комплекс клетки не включает:

а) плазмалемму;

б) гликокаликс;

в) кортикальный слой цитоплазмы;

г) матрикс.

16. В клетке транспорт веществ осуществляет:

а) аппарат Гольджи;

б) клеточный центр;

в) эндоплазматическая сеть;

г) ядрышко.

17. Расхождение хроматид в процессе митоза происходит в:

а) профазу;

б) метафазу;

в) анафазу;

г) телофазу.

а) вирус гриппа;

б) вирус оспы;

г) вирус герпеса.

19. При созревании яйцеклеток в процессе мейоза из одной исходной клетки образуется количество гамет:

20. Доминантный ген подавляет рецессивный:

а) всегда

б) иногда

г) никогда

21. Ген-участок:

22. Сцепленное с полом наследование определяется расположением гена:

а) в определенном локусе хромосом

б) половой хромосоме

в) аутосоме

г) любой из гомологичных хромосом

23. Мейоз происходит на стадии гаметогенеза в период:

б) размножения

в) подготовительной

г) созревания

24. Дигибридным называется скрещивание, при котором родительские организмы:

а) различаются по одному признаку

б) различаются по нескольким признакам

в) не различаются

г) различаются по двум признакам

25. Фенотип- совокупность признаков:

а) доминантных

б) внешних и внутренних

в) рецессивных

г) закодированных в генотипе

26. Закон сцепленного наследования признаков справедлив, если гены, их определяющие, располагаются:

а) в гомологичных хромосомах

б) одной хромосоме

в) разных хромосомах

г) половой хромосоме

27. Ген, вызывающий развитие дальтонизма, локализован …

а) в Х-хромосоме

б)в Y — хромосоме

в) в аутосоме

г) такого гена нет

28. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных потомками от родителей, называется …

а) генотип

б) фенотип

в) кариотип

г) генофонд

29.Какая часть гибридов от скрещивания Аа х Аа является гетерозиготной?

30. Генотип человека, имеющего II группу крови:

б) АО или АА

в) ВО или ВВ

31. Какую функцию в клетке выполняет АТФ?

а) защитную

б) транспортную

в) энергетическую

г) опорную

32. Какое из свойств воды обусловлено её полярностью?

а) теплопроводность

б)теплоёмкость

в) способность растворять неполярные соединения

г) способность растворять полярные соединения

33. Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?

б) фосфор

в) кальций

34. Какое из названных химических соединений не является биополимером?

б) глюкоза

в) дезоксирибонуклеиновая кислота

г) целлюлоза

35. В клетках животных запасным углеводом является:

а) целлюлоза

б) крахмал

в) глюкоза

г) гликоген

Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Из названных полимеров к неразветвленным относятся :
    I . хитин .
    II . амилоза .
    III . гликоген.
    IV . целлюлоза .
    V . амилопектин.
    а) I , II , IV ;
    б) I , II , III , IV ;
    в) II , IV , V ;
    г) III , IV , V .

    В организме человека гормональные функции выполняют соединения :
    I . белки и пептиды .
    II . производные нуклеотидов.
    III . производные холестерина .
    IV . производные аминокислот .
    V . производные жирных кисл от.
    а) III , IV , V ;
    б) I , III , IV , V ;
    в) III , V ;
    г) II .

    Каковы функции белков в клетках?

I . каталитическая

II . строительная

III . транспортная

IV . регуляторная

V . защитная

VI . сократительная

VII . рецепторная

а) I ,II ,III ,IV

б) I ,II ,III ,IV ,V

в) I,II,III,IV,V,VI

г) I,II,III,IV,V,VI,VII

4. В молекулу хлорофилла входят

I . Ca

II. Na,K,CL

а) I.II

б) I,III

в) II

г) IV

5. По участку Ц-Т-Г-А молекулы ДНК синтезирован участок молекулы и-РНК

6. Наиболее часто встречающиеся способы деления клеток:

I . митоз

II . амитоз

III . мейоз

а) I,II

б) I,III

в) II,III

г)I,II,III

7. В какой из фаз митоза происходит утолщение(спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и формируется веретено деления?

I .анафазе

II .телофазе

III .профазе

IV. метафазе

а)I

б)II

в)III

г)IV

8. Биологическое значение мейоза состоит в:

а) увеличении числа клеток

б) уменьшение вдвое числа хромосом в половых клетках и спорах высших растений

в) обеспечение новых комбинаций генетического материала гамет

9. Прямое развитие характерно для:

1. Гидры

2. Планарии

3. Аскариды

4. Дождевого червя

5. Беззубки

6. Кузнечика

7. Речного рака

8. Ящерицы

9. Слона

10. Какие генотипы возможны у гибридов F 1 при скрещивании особей с генотипами

Аа х Аа в случае полного доминирования:

I . АА

II .Аа

III .аа

а) I,II,III

б) II ,III

в) I ,III

г) I,II

Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.

    Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.

    После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

    У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

    Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

    Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

    Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

    В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

    В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

    Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.

    Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.

    С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

    Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.

    Суккуленты легко переносят обезвоживание.

    Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.

    Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +

    Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

    Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

    У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.

    Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.

    Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


Обозначение

Структура

      Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.

Последовательность

Процессы

      Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

Соединение

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл.

Фамилия ________________________ Имя ________________________

Класс ________________________ Шифр _____________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл

Задание 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

21-30

31-35

Задание 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

Задание 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

16

17

18

19

20

ответ

Задание 4.

    [мах. 2,5 балла]

    Красящие реактивы

    Эффект применения

  1. Ответ:

  2. Обозначение

    Структура

  3. Последовательность

    Процессы

Функции

Соединение

Ключи ответов

Ключ к заданиям 1 части(35 баллов)

Ключи ответов к 2 части(20 баллов)

Ключи ответов к Заданию 3.

ответ

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

да

нет

да

да

ответ

нет

нет

да

да

нет

Ключи ответов к заданию 4

Красящие реактивы

Эффект применения

Ответ:

01, 02, 03, 05, 08.


Обозначение

Структура

Последовательность

Процессы

Функции

Соединение

Использованные ресурсы

1. Методические материалы школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года http://www.rosolymp.ru/

Задания I школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Биология 10 класс.

Уважаемые участники олимпиады, теоретическая часть включает 4 части. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения заданий.

Часть 1.

Вам предлагаются 30 тестовых заданий, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Главное отличие бактериальной клетки от клеток других организмов

а) наличие одного или нескольких жгутиков

б) отсутствие оформленного ядра

в) наличие клеточной мембраны (стенки)

г) постоянная форма.

2. На рисунке изображен мох кукушкин лен. Структура, обозначенная цифрой 3, представляет собой

а) плод б) слоевище в) гаметофит г) спорофит.

3. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась

а) пищеварительная система б) выделительная система

в) кровеносная система г) нервная система.

4. Наружный скелет членистоногих представлен

а) кожно-мускульным мешком б) хитиновым покровом

в) известковой раковиной г) поперечно-полосатой мускулатурой.

5. Среди растений исключительно на суше встречаются

а) зеленые водоросли б) красные водоросли

6. Изучением работоспособности и утомления мышц занимался

а) И. П. Павлов б) А. А. Ухтомский в) И. М. Сеченов г) И. И. Мечников.

7. Кости крыши черепа относятся к костям

а) воздухоносным б) губчатым в) плоским г) трубчатым.

8. В сердце самая толстая мышечная стенка у

а) левого предсердия б) правого предсердия

в) левого желудочка г) правого желудочка.

9. Наиболее древним из названных ископаемых предков человека является

а) неандерталец б) питекантроп в) австралопитек г) кроманьонец.

10. Из перечисленных веществ полимером является

а) цитозин б) глюкоза в) АТФ г) ДНК.

11. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных

а) жаба - кролик - крокодил - акула б) акула - лягушка - крокодил - кролик

в) акула - крокодил - лягушка - кролик г) крокодил - акула - жаба - собака.

12. В основе нервной регуляции функций лежит

а) выделение гормонов б) рефлекс в) возбуждение г) торможение.

13. Основная роль гемоглобина состоит в

а) переносе кислорода и двуокиси углерода б) связывании чужеродных частиц

в) свертывании крови г) переносе питательных веществ.

14. Пищеварение у человека завершается в

а) желудке б) тонком кишечнике в) толстом кишечнике г) прямой кишке.

15. Аппендикс человека является примером

а) атавизма б) рудимента в) адаптации г) дегенерации.

16. Плацента млекопитающих – это

а) орган, в котором развивается зародыш

б) орган дыхания зародыша

в) участок стенки матки, в который врастают ворсинки оболочки зародыша

г) участок стенки брюшной полости, в котором развивается зародыш.

17. ДНК содержится

а) в ядре б) митохондриях в) лизосомах г) ядре, митохондриях, пластидах.

18. Неклеточные формы жизни это:

а) черви б) человек в) вирусы г) бактерии.

19. Какую железу называют «дирижером оркестра гормонов»?

а) гипофиз б) надпочечники в) щитовидную железу г) поджелудочную железу.

20. Сколько пар ребер прикреплено к грудине непосредственно?

а) 7 б) 10 в) 12 г) 18.

21. Одинаковое число хромосом в ядре присуще

а) всем эукариотическим клеткам б) соматическим клеткам одного организма

в) фотосинтезирующим тканям растениям г) покровным тканям животных.

22. Значение оплодотворения состоит в том, что в зиготе

а) увеличивается запас питательных веществ и воды

б) увеличивается масса цитоплазмы

в) вдвое увеличивается число митохондрий и хлоропластов

г) объединяется генетическая информация родительских организмов.

23. Какие вещества синтезируются в клетках человека из аминокислот

а) фосфолипиды б) углеводы в) витамины г) белки.

24. В клубнях картофеля запасы крахмала накапливаются в

а) митохондриях б) хлоропластах в) лейкопластах г) хромопластах.

25. Рибоза входит в состав молекул

а) гемоглобина б) ДНК в) РНК г) хлорофилла.

26. Что входит в состав желудочного сока?

а) трипсин, желчь б) ферменты, слизь, соляная кислота

в) тироксин, витамины г) гормоны, антитела.

27. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они

а) питаются сходной пищей б) имеют примерно одинаковые параметры тела

в) имеют немногочисленное потомство г) относятся к классу млекопитающих.

28. К продуцентам в экосистемах относятся

29. Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука

а) систематика б) экология в) физиология г) палеонтология.

30. Разделение органоидов клетки на основе их различной плотности составляет сущность метода.

а) микроскопирования б) центрифугирования
в) окрашивания г) сканирования.

Часть 2.

Вам предлагаются тестовые задания, имеющие несколько правильных ответов. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам

а) цветок четырехчленного типа

б) соцветие кисть

в) цветок пятичленного типа

г) соцветие корзинка

д) плод стручок или стручочек

е) плод боб

2. Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для грибов и животных

а) отсутствие хлорофилла в клетках

б) хитинизированная клеточная стенка

в) запасное вещество - крахмал

г) запасное вещество - гликоген

д) способность к вегетативному размножению участками тела.

3. Два круга кровообращения имеют

а) хрящевые рыбы б) лучеперые рыбы

в) двоякодышащие рыбы г) земноводные

д) пресмыкающиеся.

4. К трубчатым костям относятся

а) лучевая б) грудина в) пяточная г) большая берцовая д) лобная.

5. К отряду чешуекрылых относятся

а) тля б) божья коровка в) комнатная моль

г) капустная белянка д) азиатская саранча е) березовая пяденица.

6. Гермафродитами являются

а) бычий цепень б) медицинская пиявка в) дождевой червь

г) нереида д) пескожил е) человеческая аскарида

7. К светопреломляющим структурам глаза относится

а) роговица б) зрачок в) хрусталик

г) стекловидное тело д) сетчатка е) желтое пятно

8. Условные рефлексы

а) наследуются

б) устойчивы, то есть сохраняются в течение всей жизни

в) индивидуальны

г) способствуют выживанию в изменяющихся условиях среды

д) не вырабатываются при повреждении коры больших полушарий

е) видоспецифичны.

9. Человек в отличие от животных

а) имеет кору больших полушарий

б) образует различные природные популяции

в) обладает второй сигнальной системой

г) может создавать искусственную среду обитания

д) имеет первую сигнальную систему

е) может создавать и использовать орудия труда.

10. В состав среднего уха входит

а) молоточек б) слуховая (евстахиева) труба

в) полукружные каналы г) наружный слуховой проход

д) стремя.

Часть 3.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

2. Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью корней.

3. У водных растений устьица расположены на верхней стороне листа.

4. Половой процесс у инфузорий не ведет к увеличению числа особей.

5. Регенерация у полипов происходит благодаря делению кожно-мускульных клеток.

6. Кровеносная система кольчатых червей замкнутая.

7. Источником заражения человека бычьим цепнем служат его яйца.

8. Болезненные изменения стопы, при которых уплощается свод, называют вывихом.

9. Молекула сахарозы состоит из двух остатков глюкозы.

10. Внутренняя среда организма образована ядром, цитоплазмой, органоидами клетки.

11. Из правого желудочка сердца вытекает венозная кровь.

12. Наиболее напряженной формой борьбы за существование считают внутривидовую борьбу.

13. Под воздействием биологических факторов эволюции у людей сформировались трудовая деятельность и общество.

14. Вторичная структура белка образована пептидными связями.

15. Митохондрии участвуют в образовании АТФ в процессе дыхания.

Часть 4.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 9. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Установите соответствие между наличием названных органоидов у бактериальной и животной клеток

ОРГАНОИДЫ ТИПЫ КЛЕТОК

А) митохондрии 1) клетка печени животного

Б) клеточная стенка 2) бактериальная клетка

В) ядро

Г) аппарат Гольджи

Д) нуклеоид

Е) жгутики

2. Найдите соответствие между заболеванием и дисфункцией железы

А) акромегалия 1) гипофиз

Б) кретинизм 2) щитовидная железа

В) микседема 3) поджелудочная железа

Г) гигантизм

Д) сахарный диабет

Е) Базедова болезнь

3. Установите соответствие между признаком рыб и классом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РЫБ КЛАСС

A) жаберные щели открываются наружу 1) Хрящевые рыбы

Б) рот смещён на брюшную сторону тела 2) Костные рыбы

B) большинство представителей имеют плавательный пузырь

Г) костный скелет

Д) жабры прикрыты жаберными крышками

МАТРИЦА ОТВЕТОВ
на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

10 класс

Фамилия ____________________________________________________

Имя ____________________________________________________

Класс ____________________________________________________

Школа _____________________________________________________

Часть 1 . 30 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Ответ

Ответ

Ответ

Часть 2 . 20 баллов (по 2 балла за каждое задание).

Вопрос

Вопрос

Олимпиадные задания, олимпиады по биологии

Задание 1.
Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный.

1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:

а – Орган;б – Клетка; в – Ткань.

2. Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой науке?

а - Жан Батист Ламарк; б - Чарлз Дарвин;

в - Эрнст Геккель; г - Климент Аркадьевич Тимирязев.

3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:

а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;

в – Членистых конечностей;г – Отделов тела.

4. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:

а – АТФ;б – ДНК; в – Белков.

5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?

а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;

б – Служат пищей для растений;

в – Создают органические вещества из неорганических;

г – Обогащают атмосферу кислородом.

6. Взаимоотношения «тля – муравей» - это:

а – Хищничество; б – Симбиоз; в – Амменсализм.

7. Главный признак царства грибов:

а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;

в – Питание готовыми органическими веществами;

г – Клеточное строение организмов.

8. Транспортную функцию в организме выполняет:

а – Кровь; б – Жировая ткань; в – Хрящевая ткань.

9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:

в – Папаротниковидные; г – Моховидные.

10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:

а – Белков; б – Жиров; в – Углеводов и жиров.

11. Микориза:

а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;

в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.

12. К теплокровным животным относятся:

а – Птицы; б – Насекомые;в – Пресмыкающиеся.

13. Растения класса однодольных имеют:

а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;

б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;

в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;

г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.

14. Скопление тел нейронов за пределами центральной нервной системы называется:

а – Нервные узлы;б – Нервы; в – Рецепторы.

15. О единстве органического мира свидетельствует:

а – Связь организмов со средой;

б – Приспособленность организмов к среде обитания;

в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств живой природы;

г – Взаимосвязь клеток в организме.

16. Только для живых организмов характерно:

а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски;

в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой.

17. Грибы питаются:

а – Образуя на свету органические вещества;

б – Готовыми органическими веществами;

в – Только органическими веществами живых организмов;

г – Поселяясь на продуктах питания.

18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:

а – С помощью спор; б – Путем деления клеток;

в – С помощью семян; г – С помощью черенков.

19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

а – Владимир Николаевич Сукачев;б – Владимир Иванович Вернадский;

в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов.

20. Раздел ботаники, изучающий мхи:

а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология;г – Альгология.

21 . Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

а – Бактерии; б – Растению;в – Грибу; г – Животному.

22. Мышцы крепятся к костям при помощи:

а – Надкостницы; б – Сухожилий;в – Хрящей.

23 . Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:

а – Дыхания; б – Передвижения веществ;

в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы.

24. Основная функция митохондрий:

а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов.

25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:

а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра;

в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора.

26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, - это:

а – Животные;б – Грибы;в – Растения; г – Лишайники.

27. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:

а – Кислород, углерод, азот, водород; б – Азот, водород, кислород, сера;

в – Углерод, фосфор, водород, кислород.

28. Факторы неживой природы:

а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии;

в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные.

29. Клеточная мембрана:

а – Обладает избирательной проницательностью для различных веществ;

б – Непроницаема;в – Полностью проницаема для любых веществ.

30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны.

31. Какая клетка изображена на рисунке?

а – Грибная; б – Животная; в – Растительная;г – Бактериальная.

32. Лес и водоем имеют много общего, так как они:

а – Представляют собой природные сообщества;

б – Представляют собой искусственные сообщества;

в – Заселены сходными видами растений и животных;

г – Расположены недалеко друг от друга.

33. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:

а – Папоротниками; б – Грибами;

в – Водорослями; г – Лишайниками.

Вставьте пропущенное слово:

34. Хромосомы состоят из ДНК и хорошо видны в период...................... клетки.

35. Организмы, питающиеся растительной пищей, называют ……………первого порядка.

36. Одной из отличительных черт человека как биологического вида является членораздельная……....

37. Укажите название объекта экологии по составляющим его компонентам: Биотоп + биоценоз = ……….

38. Большинство клеток состоит из ядра и цитоплазмы, покрытых снаружи……….

39. В любом сообществе существует ограниченное число трофических уровней, берущих начало от растительных организмов, которые называются…….…...

40 …..……. – наука о строении человеческого тела.

Задание 2.

1 . Какова структура и функции ядра клетки?

2. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды?
По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?

3. Перечислите существующие царства живого.

4. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»?

5. В чем различия между понятиями: «сообщество» и «экосистема»?

6. В чем проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми?

7. Перечислите основные признаки живых существ.

8. Какими свойствами обладает водная среда обитания?

9. Какова организация (структура) любой экосистемы?

10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

Задание 3.

1. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?

2. Почему чем сложнее система, тем выше ее устойчивость? Почему в обедненных сообществах (например, в сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей, сорняков и болезней?

3. Какой тип растительного сообщества (фитоценоза) в ряду: лес лиственный – кустарники – луг – степь характеризуется наибольшим разнообразием экологических ниш? Объясните ваш выбор.

4. Перечислите уровни организации живого вещества. Изучением какого уровня занимается наука – экология?

5. Какие признаки свидетельствуют о том, что лишайник – симбиотический организм?

6. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?

7. Почему человек разводит, в основном, растительноядных животных? Приведите примеры разведения плотоядных.

8. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.

9. Почему биологическое разнообразие играет большую роль в сохранении биосферы?

10. На рисунке показаны два проростка одного возраста. Опишите условия, в которых развивался проросток (А) по сравнению с условиями развития проростка (Б).

11. Что произойдет, если в природном сообществе уничтожить всех производителей органического вещества?

12. С какой целью человек создает заповедники и заказники?

14. Чем объясняются различия в строении скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих?

15. В чем основные особенности строения вирусов? Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой?

Задание 4.

1. Каковы последствия уничтожения хищников ради спасения популяции жертвы (например, массовый отстрел волков для сохранения поголовья оленей)? Что происходит с популяцией жертвы, освобожденной от пресса хищников (на примере оленей)? Почему желаемый результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и на короткое время? Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников?

2. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми на планете в настоящее время? Приведите примеры. Какие проблемы наиболее актуальны в Калининградской области? Предложите возможные способы решения экологических проблем в вашем регионе.

3. Некоторые виды грибов имеют зеленую окраску таллома. Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет? Обоснуйте ответ.

Ответы:

Задание 1

Правильные ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – а;

10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – б; 14 – а; 15 – в; 16 – в; 17 – б; 18 – а; 19 – б; 20 – а;

21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – а; 30 – в; 31 – б; 32 – а; 33 – а.

Правильные ответы: 34 – интерфаза; 35 – консументы; 36 – речь;

37 – экосистема; 38 – мембраной; 39 – продуцентами; 40 – анатомия.

Задание 2

  1. Ответ. Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков. Снаружи – ядерная мембрана, внутри – хроматин с уплотнениями – ядрышками.
  2. Ответ. На биотические, абиотические и антропогенные. Они объединены в группы по способу воздействия на организмы.
  3. Ответ Животные, растения, бактерии и грибы. Благодаря наличию в строении клетки клеточной стенки, сходству во внешнем строении, в размножении (наличие спор) и т. д. растения раньше объединялись с грибами и бактериями в одно царство.
  4. Ответ. Экологическая ниша - место, занимаемое видом (точнее - его популяцией) в сообществе (биоценозе), комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды. Местообитанием называют условия обитания популяции, включающие экотоп, биоценоз. Экологическая ниша же представляет собой сумму факторов существования данного вида, основным из которых является его место в пищевой цепочке.
  5. Ответ. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность или тип местности, где они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество. Таким образом, сообщество - комплекс взаимосвязанных популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования. Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой.
  6. Опыление растений - этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика у покрытосеменных. Среди приспособлений цветковых растений можно выделить: Яркая окраска венчика, аромат, а также особенности в расположении тычинок и рыльца пестика.
  7. Ответ. Клеточное строение, наличие в составе живых организмов органических веществ (сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей), обмен веществ, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, способность к движению. Обмен веществ – главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности.
  8. Ответ. Характерными свойствами водной среды, отличными от суши, являются высокая плотность, подвижность, кислотность, способность растворения газов и солей. Для всех этих условий у гидробионтов исторически выработаны соответствующие приспособления-адаптации.
  9. Ответ. Экосистемы состоят из живого и неживого компонентов, называемых соответственно биотическим и абиотическим. Совокупность живых организмов биотического компонента называется сообществом (биоценозом). Биотический делится на фитоценоз, микробоценоз и зооценоз. Неживой, или абиотический, компонент экосистемы в основном включает 1) почву или воду и 2) климат. В понятие климата входят такие параметры, как освещенность температура и влажность. Все составляющие компоненты экосистемы находятся во взаимодействии.
  10. Ответ. Через клеточные мембраны, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество. Через гиалоплазму.

Задание 3.

Задание 4.

  • Ответ. Вследствие уничтожения волков в популяции произойдет всплеск численности популяции оленя, поскольку естественный регулятор численности будет уничтожен. Это может привести к катастрофическим последствиям, так как пищевые ресурсы оленей будут уничтожены (съедены), что приведет затем к вымиранию оленей. Увеличение численности вначале идет лавинообразно, пока не исчерпаются ресурсы среды (емкость среды) Таким образом, экологическая роль хищников в регуляции численности жертв и сохранении баланса в экосистеме.
  • Ответ. Человечество, особенно в последние десятилетия, оказывает сильное воздействие на окружающую природную среду, нарушая процессы в ней. В связи с этим возникают различные глобальные проблемы в биосфере. Основные из них: нарушение биохимических циклов веществ, эррозия почв, загрязнение всех сфер планеты: атмосферы, гидросферы, литосферы, парниковый эффект, вырубка лесов, сокращение местообитаний, опустынивание, истребление видов, истощение ресурсов. В Калининградской области в настоящее время остро стоят проблемы сокращения лесного фонда, уменьшения естественных местообитаний, адвентивизации флоры и фауны, загрязнения окружающей среды. Можно предложить следующие меры: решение проблем загрязнения воздуха улучшением дорог, строительством мостов; сокращение количества котельных и перевод их на газообразное топливо; утилизация отходов; принятие штрафных мер за загрязнение окружающей среды; принятие лесного кодекса и т. д.
  • Ответ. Основной характерный признак растительной клетки – наличие хлоропластов и хлорофилла. Этот пигмент придает телу растения зеленую окраску. Благодаря ему осуществляется фотосинтез – важнейший процесс на Земле. Зеленая окраска таллома некоторых грибов и лишайников обуславливается наличием других пигментов, а, следовательно, не является поводом для отнесения их к царству растений.