С 01.03.2018 будут обновлены правила подачи валютными резидентами РФ сведений о валютных операциях. Изложена в новой редакции Инструкция о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления (далее – Инструкция). Прежняя Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И утратит силу.

Регистрация договоров с нерезидентами

По новым правилам валютным резидентам РФ придется ставить на учет в уполномоченном банке экспортные, импортные контракты, кредитные договоры, заключенные с нерезидентами, в том числе (п. 4.1 Инструкции):

если сумма обязательств составляет:

    для импортных контрактов или кредитных договоров - 3 млн рублей;

    для экспортных контрактов - 6 млн рублей.

Сумму обязательств определяют по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора) либо на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору) (п. 4.2 Инструкции).

Отмена паспорта сделки

Регистрация договоров введена вместо оформления паспорта сделки. В соответствии с переходными положениями, действующий по состоянию на 01.03.2018 паспорт сделки банк самостоятельно закроет и поставит на учет договор с тем же номером (п. 18.1 Инструкции). Если к 1 марта документы на оформление паспорта сделки поданы, но паспорт еще не оформлен, то уполномоченный банк поставит на учет контракт (кредитный договор) по новым правилам (п. 18.3 Инструкции).

Сроки регистрации договоров

Зарегистрировать договор с нерезидентом в уполномоченном банке следует:

    при списании со счета резидента в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей в пользу нерезидента - не позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств (п. 5.7.1 Инструкции);

    при получении средств от нерезидента на счет резидента в уполномоченном банке - не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления средств (п. 5.7.2 Инструкции);

    при списании средств со счета в банке-нерезиденте в пользу нерезидента или при зачислении на счет в банке-нерезиденте средств, полученных от нерезидента - не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором проведена такая операция (п. 5.7.3 Инструкции);

    если контрактом (кредитным договором) не определена сумма обязательств – в сроки, указанные в пункте 5.7.4 Инструкции;

    при ввозе в Россию (вывозе из России) товаров, подлежащих таможенному декларированию - не позднее даты подачи декларации на товары или иного аналогичного документа (п. 5.7.5 Инструкции);

    при ввозе в Россию (вывозе из России) недекларируемых товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них - 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором оформлены подтверждающие документы (п. п. 5.7.6, 5.7.7 Инструкции).

Уполномоченный банк принимает на учет импортный контракт (кредитный договор), заключенный с нерезидентом, не позднее следующего рабочего дня после получения от резидента подтверждающих документов, и присваивает контракту (договору) уникальный номер. Не позднее следующего рабочего дня банк сообщает уникальный номер резиденту (п. 5.8 Инструкции).

Упрощенная регистрация договора

Для резидентов-экспортеров установлен упрощенный порядок постановки на учет договоров (контрактов), который изначально не требует представления самого контракта.

Кроме того, упрощенная регистрация разрешена при получении, списании средств по контракту, сумма которого не превышает в эквиваленте 200 тысяч рублей (на дату заключения договора либо на дату заключения последних изменений (дополнений) к договору). В этом случае резиденту достаточно сообщить уполномоченному банку код вида операции из приложения 1 к Инструкции.

В новой редакции кодов операций:

    уточнены наименования отдельных операций;

    появились коды для возврата переплаты при уступке требования и переводе долга.

Эксперт "НА" И.С.Сергеева

Инструкция Центрального банка РФ
№181-И от 16.08.2017

О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, О ЕДИНЫХ ФОРМАХ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ПО ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ, ПОРЯДКЕ И СРОКАХ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

На основании части 4 статьи 5, части 1.2 статьи 19, пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 31, ст. 3430; 2007, N 1, ст. 30; N 22, ст. 2563; N 29, ст. 3480; N 45, ст. 5419; 2008, N 30, ст. 3606; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4584; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7348, ст. 7351; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3447; N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098; N 19, ст. 2317; N 30, ст. 4219; N 45, ст. 6154; 2015, N 27, ст. 3972, ст. 4001; N 48, ст. 6716; 2016, N 1, ст. 50; N 27, ст. 4218; 2017, N 30, ст. 4456) (далее - Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"), пунктов 4, 5 и 12 статьи 4, статей 54 и 57 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5318; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; N 29, ст. 4348, ст. 4357; N 41, ст. 5639; N 48, ст. 6699; 2016, N 1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 4295; 2017, N 1, ст. 46; N 14, ст. 1997; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 27, ст. 3950; N 30, ст. 4456), статей 5, 31 и 40.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2317, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 40, ст. 5036; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, N 6, ст. 563; N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3379, ст. 3395; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5317, ст. 5320; N 45, ст. 6144, ст. 6154; N 49, ст. 6912; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 37; N 17, ст. 2473; N 27, ст. 3947, ст. 3950; N 29, ст. 4355, ст. 4357, ст. 4385; N 51, ст. 7243; 2016, N 1, ст. 23; N 15, ст. 2050; N 26, ст. 3860; N 27, ст. 4294, ст. 4295; 2017, N 14, ст. 2000; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 25, ст. 3596; N 30, ст. 4456; N 31, ст. 4754) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 9 августа 2017 года N 18) Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Отмена паспорта сделки в 2018 году - что взамен?

Отмена паспорта сделки в 2018 году произведена Центральным банком России (ЦБ) путем принятия новой инструкции «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов…» от 16.08.2017 № 181-И (далее - инструкция № 181-И) взамен ранее действовавшей. В новой инструкции отсутствует такой до недавнего времени важный документ, как паспорт сделки. О том, что пришло ему на смену, читайте далее.

ЦБ отменил паспорт сделки с декабря 2017 года?

В соответствии с п. 19.1 инструкции № 181-И она начинает свое действие с 01.03.2018 (см. указание Банка России от 29.11.2017 № 4629), поэтому информация об отмене паспорта сделки в 2017 году не является верной. Более того, согласно п. 19.3 инструкции № 181-И действовавшая ранее инструкция ЦБ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов…» от 04.06.2012 № 138-И, которой был закреплен порядок оформления паспорта сделки, прекращает свое действие также с 1 марта, следовательно, и отмена паспорта сделки произошла с этого момента.

Учет внешнеторговых договоров

В соответствии с п. 5.1 инструкции № 181-И постановка внешнеторговых договоров на учет в полномочном банке производится в том случае, когда такой договор:

  • оформляется между сторонами, которые являются резидентом и нерезидентом;
  • имеет предмет, входящий в перечень, приведенный в пп. 4.1.1-4.1.5 инструкции № 181-И;
  • имеет цену свыше 3 млн руб. (для импортных и кредитных договоров) либо более 6 млн руб. (для экспортных договоров).

Внешнеторговый договор снимается с учета:

  • при переводе обслуживания договора в другой банк;
  • уступке права требования, так, что обе стороны договора становятся резидентами либо нерезидентами;
  • выполнении договора;
  • прекращении действия договора по другим основаниям.

Таким образом, утверждение о том, что паспорт сделки отменяют с декабря 2017 года, не соответствует действительности. ЦБ отменил паспорт сделки с 01.03.2018. С указанного момента внешнеторговые договоры ставятся на учет в банках. Следует отметить, что эта процедура не очень отличается от существовавшей ранее.

С 1 января 2018 года отменен паспорт сделки. Вместо этого вводится порядок постановки контрактов, связанных с валютными операциями, на учет в банках с присвоением им уникальных номеров.

Данные изменения внес Банк России инструкцией от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке и сроках представления единых форм учета и отчетности по валютным операциям, правилах проведения отдельных банковских операций и составления статистической отчетности по ним» (далее – Инструкция). Пройдемся по ее основным положениям.

Теперь будут создаваться следующие документы (п. 1.3):

  • справка о подтверждающих документах – является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов;
  • ведомость банковского контроля – является единой формой учета и отчетности по валютным операциям банков.

Банк должен формировать в электронном виде данные по операциям, проводимым резидентами в иностранной валюте и в валюте РФ и нерезидентами в валюте РФ через их счета, открытые в этом банке (п. 3.1). Перечень видов операций и их кодов приведен в приложении 1 к Инструкции.

Данные по операциям должны храниться уполномоченным банком в электронном виде не менее 3 лет после даты проведения соответствующей операции. Данные по операциям, проведенным по принятому на учет банком договору, должны храниться в электронном виде не менее 3 лет после даты снятия с учета этого договора (п. 3.4).

Для постановки экспортного контракта на учет в банк резидентом-экспортером должны быть представлены (п. 5.4):

  • сведения об экспортном контракте: его вид, дата, номер (при наличии), валюта, сумма, дата завершения исполнения обязательств;
  • реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту: наименование, страна.

Банк должен принять на учет экспортный контракт с присвоением ему уникального номера не позднее следующего рабочего дня после дня представления резидентом-экспортером сведений или экспортного контракта (п. 5.5). Одновременно банк должен сформировать в электронном виде ведомость банковского контроля – она ведется индивидуально по каждому контракту / кредитному договору (п. 9.1).

Уникальный номер принятого на учет экспортного контракта банк должен сообщить резиденту-экспортеру.

При исполнении, прекращении, перемене лица, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), поставленному на учет, резидент одновременно со справкой о подтверждающих документах (приложение 6 к Инструкции) должен представить в банк и сами документы (п. 8.1).

Документы представляются резидентом в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенных копий. Порядок заверения копий документов, способ их представления в бумажном или электронном виде согласуется с банком (п. 15.1–15.3).

В Инструкции оговаривается, кто должен подписывать бумажные документы и какая печать – проставляться:

  • со стороны банка – ответственное лицо и печать (штамп), используемая для целей валютного контроля, должны утверждаться распорядительным документом банка (п. 15.4);
  • резиденты-организации – их документы подписываются лицами и заверяются оттиском печати (при ее наличии), заявленными в карточке с их образцами, которая хранится в банке. При этом организация может наделить правом подписи своего сотрудника путем издания распорядительного акта и доверенности (п. 15.6);
  • резиденты – физические лица подписывают документы самостоятельно или через представителя и проставляют печать (при ее наличии), образец которой присутствует в карточке с образцами подписей и оттиска печати (п. 15.5).

Документы, направляемые в банк в электронном виде, подписываются электронной подписью резидента (п. 15.7).

Документы, которые направляются банком резиденту, должны иметь (п. 15.9):

В случае обмена между банком и резидентом документами / информацией в электронном виде они должны заранее согласовать (п. 15.10):

  • порядок обмена, способы передачи;
  • процедуры признания аналога собственноручной подписи, в т.ч. электронной подписи отправителя;
  • порядок осуществления контроля целостности и полноты электронного сообщения;
  • ответственность за достоверность информации.

В электронном виде могут передаваться не только электронные оригиналы, но и скан-копии бумажных документов (п. 15.11).

Банк должен вести и хранить досье валютного контроля, регламентировав это внутренними документами; в досье помещаются (п. 17.1 и 17.2):

  • документы, связанные с проведением операций;
  • контракты (кредитные договоры), ведомости банковского контроля;
  • заявления о внесении изменений в принятый на учет контракт (кредитный договор), о снятии с учета контракта (кредитного договора);
  • подтверждающие документы, справки о подтверждающих документах;
  • иные документы и информация, представляемые в соответствии с Инструкцией.

При помещении документов в досье валютного контроля в электронном виде банк должен обеспечить их последующее при необходимости воспроизведение на бумажном носителе с сохранением целостности всех данных в том виде, в котором они были представлены в банк (п. 17.3).

Паспорта сделок по контракту (кредитному договору), которые на дату вступления в силу Инструкции не закрыты и находятся в досье валютного контроля, признаются закрытыми без проставления банком отметок об их закрытии и хранятся в досье валютного контроля (п. 18.1).

Номер такого паспорта сделки по контракту (кредитному договору) считается уникальным номером контракта (кредитного договора), принятого на учет банком. Его дальнейшее обслуживание осуществляется по правилам уже новой Инструкции (там же).

Напомним, что паспорт сделки стал одним из камней преткновения при разработке и согласовании нового «Перечня документов, образующихся в деятельности кредитных организаций».

Сейчас компании-экспортеры при заключении внешнеэкономических сделок на сумму выше 50 тыс. долларов обязаны иметь паспорт сделки. С 2018 года это требование отменено. Вместо оформления паспорта нужно зарегистрировать сделку в уполномоченном банке.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

Паспорт сделки входит в комплект документов, которые компания-экспортер должна оформить при заключении сделки с иностранным контрагентом . Это требование распространяется на сделки на сумму выше 50 тысяч долларов. Такой паспорт открывают в уполномоченном банке, где компания регистрируется для получения расчетного обслуживания. В рамках валютного контроля паспорт сделки держат открытым до тех пор, пока ФТС не получит сведения, что на счет компании поступил платеж.

Банк России принял решение об изменении схемы валютного контроля и отмене паспорта сделки. Разработали альтернативный способ. Теперь внешнеэкономическую сделку нужно зарегистрировать в уполномоченном банке. Правила, как это сделать, присутствуют в Инструкции 181-И от 16.08 2017. Данная инструкция вступила в силу с 1 января 2018 года. Минюст зарегистрировал инструкцию ЦБ РФ 181-И 31 октября 2017 года.

42 полезных документа для юриста компании

Отмена паспорта сделки: что в правилах валютного контроля изменится с 1 января

По прежним правилам подготовка и проведение сделки по поставке с иностранным контрагентом включали в себя оформление паспорта сделки. Ведение этого документа являлось составляющей частью системы валютного контроля. Комплекс контролирующих мероприятий был необходим для того, чтобы отслеживать поступление валютных платежей российским поставщикам.

Перед сделкой паспорт открывали в уполномоченном банке. При регистрации товаров на экспорт компания должна была представить документ в таможенную службу. Когда контрагент экспортера выполнял свои обязательства, компания уведомляла об этом банк. Уполномоченный банк извещал ФТС, что на счет экспортера поступил валютный платеж. После того, как выполнялись все необходимые процедуры, паспорт закрывали.

По Инструкции Банка России 181-И внешнеторговую сделку нужно зарегистрировать

Современное развитие коммуникаций, в том числе в банковском секторе, позволяет контролировать российских поставщиков менее затратными способами. С учетом этого, а также в целях поддержки несырьевого экспорта Центробанк РФ принял меры, чтобы изменить способ контроля. Паспорта сделок отменят. Ведомство посчитало необходимым облегчить ситуацию для компаний-экспортеров.

Центробанк разработал новые правила, которые изложил в Инструкция 181-И . Документ вступил в юридическую силу с 1 января 2018 года. С 2018 года при подготовке к внешнеторговой сделке компании-экспортеру нужно:

  1. Обратиться в уполномоченный банк.
  2. Зарегистрировать в данном банке внешнеэкономический контракт.

По новым правилам регистрация сделки в банке потребуется, если сумма контракта с иностранным покупателем превышает 6 млн рублей.

После того, как компания обратится в банк и предоставит информацию о сделке, контракту присвоят уникальный номер. Сделку поставят на учет в течение одного рабочего дня. Уполномоченный банк не вправе отказать компании в регистрации контракта. Кроме того, теперь именно банки ведут документооборот в рамках валютного контроля. Об этом сказано в Инструкция Банка России 181-И.

Паспорт сделки: в каких случаях оформляется до 1 января 2018 года

Инструкция 181-И от 16.08 2017 вступила в силу с 2018 года. Сделки, которые компания-экспортер совершила до этого момента, нужно оформлять по прежним правилам. В том числе, необходимо наличие паспорта. Если российский поставщик договорился с иностранным контрагентом о сделке на сумму 50 тыс. долларов и выше, необходимо наличие паспорта сделки.

14.11.2017

2 ноября 2017 года была опубликована Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (вступает в силу с 1 марта 2018 г. ; одновременно прекращает свое действие действовавшая ранее Инструкция № 138-И от 4 июня 2012 г.).

Новая Инструкция несколько упрощает порядок оформления в российских уполномоченных банках документов, связанных с проведение валютных операций по внешнеэкономическим сделкам. Она распространяется на резидентов - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов, не являющихся физическими лицами.

Согласно указанной Инструкции:

  1. Произошла отмена требования по оформлению паспортов сделок. Предыдущая Инструкция № 138-И устанавливала порог суммы обязательств по контракту, превышение которого требовало оформления паспорта сделки, в размере 50 000 долларов США. Новая Инструкция 181-И не предусматривает требование составления паспорта сделки.
  2. Отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях и ведомостей валютного контроля , являвшихся формами учета. При этом требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, сохраняется.
  3. Устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами в банк подтверждающих документов и информации в связи с осуществлением валютных операций.

В частности, резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении банка о ее зачислении.

При списании иностранной валюты с расчетного счета резидента, резидент должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, одновременно с распоряжением о списании.

Требования по представлению подтверждающих документов распространяются на договоры, (заключенные между резидентами и нерезидентами, и предусматривающие расчеты через счета резидентов (открытые как в российских, так и в иностранных банках)), сумма обязательств по которым равна или превышает эквивалент:

  • для импортных контрактов или кредитных договоров – 3 миллионов рублей ;
  • для экспортных контрактов – 6 миллионов рублей.

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору), определяется на дату его заключения либо в случае изменения суммы обязательств – на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такое изменение суммы, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.

Если сумма обязательств по договору с нерезидентом равна или не превышает в эквиваленте 200 000 рублей, представление документов, связанных с проведением валютных операций по такому договору, не требуется.

  1. Вводится новый порядок учета контрактов в банках с присвоением им уникальных номеров (а также снятия их с учета и изменения сведений в них), которые заменяет собой существующий порядок оформления паспортов сделок.

Резидент, являющийся стороной по экспортному или импортному контракту, либо по кредитному договору, должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке и проводить расчеты по такому контракту только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, принявшем на учет контракт. Банк принимает контракт на учет и присваивает ему уникальный номер (о чем информирует резидента).

Для постановки контракта на учет требуются практически те же сведения, что и сейчас для заполнения паспорта сделки:

  • общие сведения о контракте: вид контракта, дата, номер (при наличии), валюта контракта, сумма обязательств, предусмотренная контрактом, дата завершения исполнения обязательств по контракту;
  • реквизиты нерезидента, являющегося стороной по контракту: наименование, страна.
  1. Паспорта сделки, оформленные, но не закрытые до 1 марта 2018, будут считаться закрытыми с указанной даты. При этом отметка об их закрытии в паспорте сделки проставляться не будет, а его уникальный номер будет перенесен банком в реестр в качестве номера поставленного на учет контракта.

Отметим, что банки не вправе отказать в постановке контракта на учет. При этом максимальный срок для такой операции не может составить более 1 рабочего дня. Действовавшей ранее Инструкцией 138-И был установлен срок для оформления паспорта сделки в 3 рабочих дня.

В дополнение к этому необходимо упомянуть, что помимо изменений правил оформления сделок для целей валютного контроля в сторону их упрощения (уменьшение количества требуемых документов; увеличение пороговых значений сумм сделки, при которых требуется их постановка на учет; уменьшение сроков постановки сделки на учет), появились и другие особенности регулирования внешнеэкономических сделок, предусмотренные Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» . К ним относятся следующие:

  1. Устанавливается обязательное требование указания срока исполнения обязательств сторонами по внешнеэкономическому договору.

Исходя из формулировки новой редакции пункта 1.1 статьи 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , необходимо будет не только указывать срок исполнения обязательств в договоре, заключенном между резидентом РФ и нерезидентом, но и сообщать банкам точные сроки зачисления денежных средств в иностранной валюте на счет резидента, а также точные сроки исполнения обязательств нерезидентом.

Формулировка предшествующей редакции позволяла указывать в банковских формах учета ожидаемые сроки исполнения обязательств и зачислений денежных средств в иностранной валюте. Новая редакция вступит в силу с 14 мая 2018 г.

Таким образом, на практике может возникнуть ситуация, когда внешнеэкономический договор без указания сроков исполнений обязательств будет признан недействительным вследствие несоответствия законодательным требованиям, либо банк откажет в проведении валютной операции по такому договору.

  1. Расширение перечня оснований для отказа в проведении валютной операции.

Помимо предусмотренных ранее оснований для отказа в проведении операции из-за непредставления сторонами сделки требуемых банками документов по валютной сделке или недостоверности указанных в таких документах сведений, после вступления в силу положений новой редакции ФЗ-173 банки смогут отказывать и по иным основаниям. В частности, такими основаниями могут быть осуществление запрещенных операции по зачислению средств на счет резидента РФ в иностранном банке, осуществление запрещенных валютных операций между резидентами РФ, а также несоответствие представляемых в связи с проведением сделки документов законодательным требованиям.

  1. Вводится административная ответственность за осуществление запрещенных валютных операций для должностных лиц в дополнение к имеющейся ответственности для физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

Ответственность заключается в уплате штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей нарушившим валютное законодательство должностным лицом. За повторное совершение незаконной валютной операции должностное лицо может быть подвержено дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Обобщение

Инструкцией ЦБ РФ несколько упрощается порядок и процедура валютного контроля внешнеэкономических сделок резидентов РФ. В основном это касается отмены паспортов сделок с их заменой на постановку договоров на учет в банке, а также отмены требования представлять документы по сделкам менее чем на 200 000 рублей. Вместе с тем новыми поправками в валютное законодательство были введены требования обязательного указания точного срока исполнения обязательств во внешнеэкономическом договоре (невыполнение которого может привести к отказу в проведении валютных операций по нему, а возможно и к признанию сделки недействительной), уточнен список оснований для отказа банка в проведении валютной операции и расширен список лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства (была введена ответственность для должностных лиц).