Вы получили уведомление Ростехнадзора, уведомление от ГИТ или Роспотребнадзора о предстоящей проверке. Даже если это у вас уже не в первый раз - всегда лучше подстраховаться и заранее подготовиться к предстоящей проверке.
Основные вопросы и ключевые моменты при любой проверке перечисленных надзорно-контролирующих органов таковы: правомерность проверки, какие документы подготовить, как себя вести и как правильно оформить результат проверки. Менее ключевой вопрос - оспаривать или нет результаты.
Итак…

Основной закон при проведении любой проверки - это федеральный закон № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ». Здесь и далее (если не указано иное) ссылки на пункты и статьи относятся именно к нему.
Прежде всего тщательно изучите уведомление о проведении проверки.
Зафиксируйте дату отправки и дату получения. Уведомление должно прийти не позднее, чем за три дня до начала проверки. С практической точки зрения это означает, что вам будет необходимо перенести срок проведения проверки, если уведомление пришло позднее, чем за три дня (кстати, на этом основании возможно и оспаривание результатов проверки - как несоблюдение ее процедуры, следовательно, она не является законной).
Проверьте, чтобы все приложения были на месте (при их наличии).
Удостоверьтесь, что проверка проводится на законном основании - включена в план проведения проверок (легко найти на сайте контролирующего органа и региональной Прокуратуры) либо имеется соответствующее согласование Прокурора. Плановая проверка не должна проводиться чаще, чем один раз в три года.
ВАЖНО! В соответствии со ст. 13.1 объекты, в отношении которых установлен постоянный надзор, могут посещаться представителями контролирующих органов неоднократно и беспрепятственно, для таких объектов устанавливается особая периодичность проверок. Также иная периодичность проверки устанавливается пунктом 9 ст. 9 федерального закона № 294-ФЗ, а пунктом 1.1 ст. 9 этого закона устанавливается возможность осуществления контроля без проведения плановых проверок.
Если проверка внеплановая - уточните ее основания.
Цитата из ст. 10.:
2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
N 365-ФЗ)
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
(п. 3 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Иными словами - удостоверьтесь, что и внеплановая проверка имеет законные основания. Внимательно ознакомьтесь с жалобой (заявлением). Запросите ее, если она не приложена к уведомлению - вам не могут отказать.
Определите объем проверки и объект. Очень важно понимать, что проверка может проводиться исключительно в рамках уведомления - т.е. проверяется только тот объект и только в том объеме, какой указан в уведомлении. Определите, полномочен ли данный орган проводить такую проверку.
Свяжитесь непосредственно с исполнителем от контролирующего органа. Срок проведения проверки указывается в уведомлении - и бывает так, что конкретная дата посещения предприятия (объекта) отсутствует. Уточните точную дату, при необходимости решите вопрос с СИЗ и вводным инструктажем (особенно на производственных объектах). Возможно, инспектор будет иметь какие-либо еще пожелания или вопросы - никто лучше вас не определит хороший маршрут для посещения объектов (особенно если их несколько), не решит вопрос с транспортом.
ВАЖНО. Не стоит упрямствовать при организации транспорта для инспекции при посещении производственных объектов или перемещении по ним. Во-первых, вопрос транспорта очень спорный (и вас вполне могут попытаться привлечь к ответственности за воспрепятствование проведению проверки). Во-вторых, вы несомненно получаете некоторое преимущество, имея свой транспорт. Ведь и маршрут тоже можете определить вы - конечно, согласовывая его с проверяющими.
И еще… заведите журнал проверок. Подробнее о нем можно узнать в пп 8-10 ст. 16 закона, форму журнала можно найти по этой ссылке.

Еще раз напомним: основной закон при проведении любой проверки - это федеральный закон № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ». Обратите внимание на пункт 4 ст. 1 закона - в вашем случае будут применимы и еще какие-нибудь нормативные документы касательно проведения проверок (исходя из названий контролирующих органов и приведенного в п. 4 ст. 1 перечня - только ГИТ не может иметь дополнительного нормативного документа).
ВАЖНО! Проверки, проводимые в рамках соблюдения требований законодательства о террористической защищенности, не подпадают под действие закона № 294- ФЗ.
Обязательно назначьте ответственное лицо для проверки, выдайте ему доверенность от предприятия на право осуществления всех необходимых дейтствий (в т.ч. подписание акта).
Подготовьте все требуемые документы для проверки и заверенные копии. Заверять документы можно печатью, надписью «Копия верна» и указанием ФИО и должности ответственного специалиста. Лучше - если обязанность заверить документ будет зафиксирована на вашем предприятии официально (приказ, положение о делопроизводстве, и т.п.).
Поясняйте проверяющему только то, что он спрашивает. В случае затруднений - попросите «отсрочку». Вы не можете знать все и сразу, всегда будут моменты, которые потребуют какое-то время.
Нет смысла доказывать проверяющему его «неправоту» - единственным заслуживающим внимания результатом проверки будет являться акт проверки. И только он. Если пункт окажется неправомерен - скорее всего, его придется оспаривать. Но никакие устные заявления инспектора не следует оспаривать, оставьте все как есть, не тратьте свое время и нервы.
Обращайте внимание на сроки устранения нарушений. Нередко проверяющий сам согласовывает их с вами (уточняет, исходя из ваших возможностей) тот или иной срок устранения. Если не хотите в дальнейшем нарваться на ответственность за неисполнение законного требования (в т.ч. неисполнения предписания по результатам проверки) - из-за того, что срок оказался маловат - примите участие в установке сроков еще на стадии проверки.
Практический совет: будьте благоразумны - не увиливайте, не скрывайтесь, не хамите. Функция проверяющего как сотрудника надзорно-контролирующего органа вообще в случае проверки вполне очевидна - проверить. Но функция его как сотрудника этим не ограничивается. Вы имеете полное право обратиться за консультацией в надзорно-контролирующий орган - и вы имеете полное право ее получить. Иногда это будет тот же самый сотрудник, что проводит проверку…

Результатом любой проверки является акт проверки.
Практически сразу же вам выдадут предписание - с требованием устранить найденные нарушения в определенные сроки.
Внимательно изучите акт проверки, соответствует ли он ст. 16 федерального закона № 294-ФЗ.
Если вы не согласны с результатами проверки (фактами, выводами, предложениями), вы имеете право в течение 15 дней с даты получения акта представить письменные возражения, приложив к ним обосновывающие их документы (или их копии).

Что делать потом?
Исполнять предписания.
Если вы не собираетесь их оспаривать.
Если на ваши возражения не получен устраивающий вас ответ, но вы считаете, что вы правы - вы имеете полное право обжаловать акт. Наиболее разумный способ обжалования - суд. Взвесьте все «за» и «против». Суд - крайне серьезный шаг. Нередко судебные расходы (пошлина, юристы, командировочные) могут значительно превысить сумму штрафа.
Что делать, если вы не успеваете устранить «в срок»? Пишите обращение в надзорно-контролирующий орган с просьбой перенести срок исполнения. Приложите все обоснования, покажите, что часть предписания уже исправлена. Как правило, надзорным органом проводится проверка с целью установить выполнение законного предписания. Таким образом, вам могут грозить повторные штрафы, повторное предписания, в некоторых случаях и кое-что посерьезней (дисквалификация, уголовная ответственность, и т.п.).
Если вы выполнили предписание «досрочно» — уточните, имеется ли необходимость уведомить об этом контролирующий орган заранее. Бывает так, что проверка устранения предписания на практике будет проводиться «в кабинете» — а акт будет составлен как раз на основании вашего уведомления об исполнении. Но это относится далеко не ко всем нарушениям.

Не следует чересчур волноваться по поводу проверок. Относитесь к этому спокойно. На любом нормальном предприятии всегда найдется какое-нибудь нарушение - так пусть его найдут инспекторы, а вы исправите.
Устранимых вам предписаний!
Область на островах

Устав образовательного учреждения. Свидетельство о постановке на налоговый учет. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Свидетельства о праве собственности на объекты, копии договоров аренды. Полные реквизиты образовательного учреждения. Приказ о назначении законного представителя юридического лица (руководителя). Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов. Разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта. Проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и изменения к ней. Лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта, заключения экспертизы промышленной безопасности, декларации промышленной безопасности. Договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Документы по укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями. Документы по допуску к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе. Документы по проведению подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. Нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте. Документы по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Эксплуатационная документация: паспорта, журналы, акты, графики, сертификаты, разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, в том числе приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями. Документы, подтверждающие наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями. Документы по проведению диагностики, испытаниям, освидетельствованию сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте. Распоряжения и предписания Ростехнадзора и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, документы по их выполнению. Мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательным службами или формированиями или документы об аттестации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников. Документы по учету, техническому расследованию, анализу и профилактике причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте. Приказ о назначении ответственных за электрохозяйство, протоколы проверок знаний норм и правил работы в электроустановках; штатное расписание. Распоряжения (приказы) о проведении стажировки, дублирования и допуска к самостоятельной работе электротехнического персонала. Программы стажировки электротехнического персонала. Журналы проведения вводных инструктажей по ОТ и ТБ и инструктажей на рабочем месте, карточки учета проведения инструктажей. Генплан предприятия с нанесенными на него зданиями, сооружениями и электротехническими коммуникациями. Однолинейные схемы электроснабжения и схемы по отдельным участкам предприятия. Договор на электроснабжение с энергоснабжающей организацией. Акты допуска в эксплуатацию энергоустановок. Проекты энергоустановок и изменения к проектам, согласованные в установленном порядке. Акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки электрооборудования. Исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений. Технические паспорта основного электрооборудования, зданий и сооружений энергообъектов. Сертификаты на оборудование и материалы. Список квалифицированного электротехнического персонала по обслуживанию энергоустановок или договор на эксплуатацию и техническое обслуживание со специализированной организацией. (

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 6th Февраль, 2015
Вы находитесь:

Большинство объектов, которые контролирует Ростехнадзор, относится к промышленности, строительству, энергетике. Однако существует много причин, по которым проверяющие могут прийти в учебное заведение. И к этому надо быть готовым.

Когда в учебное заведение могут прийти проверяющие

В настоящее время Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) действует на основании Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401. Помимо этого Положения проверяющие используют в работе и другие нормативные документы, в числе которых особое место занимает Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Итак, если исходить из этих документов, то образовательное учреждение может быть проверено на предмет того, как оно соблюдает требования по эксплуатации и обслуживанию:
- электроустановок и электрических сетей (за исключением бытовых);
- тепловых установок и сетей (например, школьных котельных);
- отдельных видов оборудования, в том числе учебного, представляющего повышенную опасность (это касается в первую очередь учреждений среднего и высшего профессионального образования).

Кроме того, в ведении проверяющих находится и строительный надзор (постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54). Так что если учебное заведение ведет строительство или реконструкцию, например, учебных корпусов, то появление контролеров из Ростехнадзора вполне возможно.

Проверяющим также позволено оценивать техническое состояние различного рода подъемных устройств (в первую очередь лифтового оборудования). Кроме того, Ростехнадзор осуществляет ряд специальных функций, в частности, по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Какие виды проверок существуют

Особенности проверок Ростехнадзора в зависимости от вида надзора определяются различными правовыми актами. Так, например, строительный надзор помимо Градостроительного кодекса РФ осуществляется на основании специального Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54.

Ростехнадзор, как и все прочие контролирующие ведомства, при проверках обязан руководствоваться Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Сами проверки могут быть плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Предстоящую проверку Ростехнадзор должен согласовать с прокуратурой. При этом особо оговорен случай, когда предметом проверки является соблюдение учреждением требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В этом случае плановая проверка может проводиться чаще, чем раз в три года (ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Основания для внеплановой проверки перечислены в статье 10 Закона № 294-ФЗ. Так, поводом для нее может послужить информация об угрозе или причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде и т. д. Также Ростехнадзор внепланово может проверить то, как учреждение исправило нарушения, выявленные в ходе плановой проверки.

Проводить внеплановую проверку можно только с разрешения прокуратуры. Правда, в отдельных случаях (например, если причинен вред жизни или здоровью граждан) контролеры могут самостоятельно приступить к проверке, лишь известив об этом прокуратуру.

Ход проверки

Назначать проверку может руководитель территориального органа Ростехнадзора либо его заместитель. В распоряжении о проверке оговариваются основания, сроки, цели предстоящей проверки, виды и объем контрольных мероприятий, список привлекаемых экспертов. Перед началом проверки контролеры обязаны ознакомить руководителя или иное должностное лицо учреждения с этим распоряжением. Также проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения. Если у контролеров отсутствует хотя бы один из этих документов, то их можно не пускать не территорию учреждения.

Также стоит учесть, что сотрудники Ростехнадзора не имеют права проводить проверку, если при этом отсутствуют руководитель учебного заведения или иные должностные лица.

Руководителю учреждения не обязательно присутствовать при проведении проверки. Это можно поручить любому должностному лицу или уполномоченному представителю учреждения.


В свою очередь руководство учебного заведения обязано представить контролерам все необходимые документы, связанные с целями проверки, обеспечить доступ на свою территорию и к используемому оборудованию.

Выездная проверка проводится по местонахождению учебного заведения и (или) по месту фактического осуществления деятельности. К примеру, многие вузы имеют несколько учебных корпусов, зачастую расположенных по различным адресам. В подобном случае проверка проводится как по местонахождению самого вуза, указанному в его уставе, так и по местонахождению его обособленных кафедр.

В первую очередь контролеры займутся проверкой затребованных документов. Так, к примеру, если речь идет об энергоустановках, то контролеры могут проверить, как ведется техническая документация (например, специальные журналы, в которых фиксируются параметры работы конкретной установки), а также наличие у обслуживающего персонала соответствующих допусков и т. п. Далее оценивается состояние зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования транспортных средств и т. д.

Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. Продлить проверку контролеры вправе, если, например, требуется сложное длительное исследование или экспертиза.

Отметим, что органы Ростехнадзора вправе привлекать к проведению выездной проверки экспертов, которые не состоят с учебным заведением в гражданско-правовых и трудовых отношениях. Также к проверке могут привлекаться различные экспертные организации.

Результаты проверки

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть немало статей, производство по которым находится в компетенции Ростехнадзора. Так, к примеру, статья 9.11 предусматривает ответственность за нарушение правил пользования топливом и энергией и неправильное использование соответствующего оборудования и установок.

Поэтому если будет выявлено нарушение, подпадающее под административную ответственность, то контролеры вправе составить об этом протокол, который в дальнейшем может стать основанием для привлечения учебного заведения и его руководства к ответственности. Также Ростехнадзор вправе приостановить деятельность учебного заведения, если, например, выявлена реальная угроза здоровью и жизни граждан.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю учебного заведения или иному должностному лицу под роспись (ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Если по каким-то причинам должностное лицо не подписывает акт, то он высылается по почте с уведомлением о вручении. Сведения о проведенной проверке должны быть внесены должностными лицами Ростехнадзора в специальный журнал учета проверок, вести который - обязанность учебного заведения. Учебное заведение, привлеченное к административной ответственности, вправе обжаловать соответствующее постановление в арбитражном суде.

Важно запомнить

Итак, контролеры должны вручить руководителю учебного заведения или иному должностному лицу распоряжение о проверке и предъявить свои удостоверения. Без этого их можно не пускать на территорию. Срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен еще на 20 рабочих дней. Плановую проверку Ростехнадзор обязан согласовать с прокуратурой и не имеет права проводить ее чаще, чем раз в три года. Внеплановая проверка также должна проходить с разрешения прокуратуры, но в исключительных случаях этого не требуется. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю учебного заведения или иному должностному лицу под роспись. Если по каким-то причинам должностное лицо не подписывает акт, то он высылается по почте с уведомлением о вручении.


«К нам едет ревизор… ЧТО ДЕЛАТЬ?» - с такой почти классической фразы начал телефонный разговор один из наших клиентов. Он рассказал, что через неделю к нему должны прибыть инспекторы Ростехнадзора с выездной плановой проверкой, и попросил разъяснить ряд важных для каждого владельца ОПО моментов. Когда и на каком основании может проводиться проверка опасного производственного объекта? Какие документы будет проверять Ростехнадзор? Что грозит организации при выявлении нарушений норм и правил промышленной безопасности? На эти вопросы мы постараемся дать развернутые ответы в рамках этой статьи.

Итак, если ваша организация осуществляет:

  • проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию ОПО;
  • изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО;
  • транспортировку опасных веществ на ОПО;
то, согласно нормам Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…», Ростехнадзор может периодически проводить на вашем предприятии плановую (для ОПО 1-3 кл. опасности) и внеплановую (для всех классов ОПО) проверку. Надзорные мероприятия направлены на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством РФ в области промышленной безопасности.

Предметом проверок Ростехнадзора является (п. 4 статьи 16 ФЗ №116):

  • соблюдение обязательных требований промышленной безопасности;
  • соответствие установленным требованиям промбезопасности используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов;
  • соблюдение требований обоснования безопасности (если деятельность на ОПО осуществляется с применением обоснования безопасности).
Плановые проверки ФСЭТАН проводятся на основании ежегодных планов, которые утверждаются руководителем территориального управления Ростехнадзора и размещаются на официальном сайте ведомства в сети Интернет (как правило, это файл в формате Excel, который можно скачать в любое удобное время).

Основанием для проведения внеплановых проверок могут выступать (п. 7 статьи 16 ФЗ №116):

  • Истечение срока исполнения поднадзорной организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований промышленной безопасности.
  • Поступление в Ростехнадзор обращений и заявлений от граждан, юридических лиц или ИП; информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и СМИ о возникновении: 1) угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства; 2) угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства.
  • Приказ (распоряжение) руководителя Ростехнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе Ростехнадзора (его территориального органа) о проведении проверки. В документе указываются основания для проверки, срок и цель, объем мероприятий по проверке, а также указания для инспекторов. После завершения проверки инспекторы Ростехнадзора обязаны составить Акт проверки в двух экземплярах. Акт составляется по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Полномочия проверяющего органа, порядок и сроки проведения проверки, обязанности контролеров и другие детали изложены в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исполнение Ростехнадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности подробно описано в Административном регламенте, который утвержден Приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280.

Когда ожидать проверку Ростехнадзора

Согласно п. 5 статьи 16 ФЗ №116 основанием для включения организации в реестр ежегодных плановых проверок является истечение 1 года (для ОПО I-II кл. опасности) и 3-х лет (для ОПО III кл. опасности) со дня:

  • принятия решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта ОПО, в том числе используемых при эксплуатации ОПО зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;
  • регистрации ОПО в реестре Ростехнадзора;
  • окончания проведения последней плановой проверки.
Предприятие уведомляется о проведении в отношении него плановой проверки не менее чем за 3 дня до начала контрольных мероприятий. В адрес поднадзорной организации направляется копия распоряжения или приказа руководителя (зам. руководителя) Ростехнадзора заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

С внеплановой проверкой все иначе. Ростехнадзор может инициировать ее в любое время, имея на то достаточные основания (см. п. 7 статьи 16 ФЗ №116). Поднадзорная организация (юр. лицо или ИП) уведомляется о такой проверке не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. При этом если в Ростехнадзор поступило заявление (обращение) о фактах нарушения обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, оборудования, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным и т.д., предварительное уведомление поднадзорной организации не допускается (п. 9 статьи 16 ФЗ №116).

Срок проведения плановой и внеплановой проверки составляет не более чем 30 рабочих дней. В исключительных случаях срок проведения надзорных мероприятий может быть продлен руководством Ростехнадзора, но не более чем на 20 рабочих дней (п. 10 статьи 16 ФЗ №116).

Какие документы будет проверять Ростехнадзор

Скачайте Перечень основных документов , которые проверят инспекторы Ростехнадзора в ходе проведения плановой/внеплановой проверки (в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…» и иных нормативных актов в сфере промышленной безопасности, включая технические регламенты, федеральные нормы и правила).

Ростехнадзор также может проверить иные специализированные документы, приказы, журналы, графики, которые определяются спецификой ОПО и указаны в ФНП по типам объектов, технических регламентах, других нормативно-правовых актах. При выездной проверке специалисты ведомства проведут осмотр, визуальный анализ оборудования и его частей на предмет исправности, надежности и эксплуатационной безопасности.

По результатам проверки инспекторы Ростехнадзора делают вывод (составляют акт) о наличии/отсутствии на ОПО поднадзорной организации нарушений норм и правил промышленной безопасности.

Ростехнадзор выявил нарушения: что грозит организации?

Если в ходе проверки Ростехнадзор выявил на ОПО нарушения требований промышленной безопасности, он выдает поднадзорной организации предписание об устранении этих нарушений с указанием конкретных сроков.

Кроме того, предприятие, его руководитель и иные должностные лица привлекаются к административной ответственности согласно статьям 9.1, 9.19 главы 9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде следующих штрафов и иных наказаний:

1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензирования деятельности на ОПО влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан (физических лиц) - от 2000 до 3000 рублей;
  • на должностных лиц (например, генеральный директор, главный инженер) - от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан - от 4000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц - от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
  • на юридических лиц - от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности (нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей) или грубое нарушение условий лицензирования деятельности на ОПО (например, отсутствие или ненадлежащее оформление Лицензии - неверное наименование, неправильно указаны виды деятельности) влечет наложение административного штрафа:
  • на должностных лиц (например, генеральный директор, главный инженер) - от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
4. Эксплуатация ОПО, за исключением стадии ввода в эксплуатацию, без договора на обязательное страхование ОПО влечет наложение административного штрафа:
  • на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.
Предупрежден - значит вооружен

Помните, проверка Ростехнадзора - это не тяжкое бремя, которое выпадает на долю владельца ОПО. Это индикатор безопасности опасного производственного объекта. Пусть вы эксплуатируете ОПО уже 20 лет. И ни разу за этот период не было даже намека на серьезную аварию. Но жизнь переменчива, и всегда есть человеческий фактор.

Поэтому, чтобы избежать санкций со стороны Ростехнадзора и сохранить надежность вашего объекта:

1. Своевременно и в полном объеме получайте, разрабатывайте, бережно храните разрешительные, нормативно-технические документы для ОПО, инструкции и регламенты, графики и журналы, приказы и акты. И доводите каждое положение каждого документа до всех сотрудников вашей организации.

2. Поддерживайте в исправном состоянии технические устройства (их составные части), здания и сооружения на ОПО, своевременно проводите их осмотр и диагностику, техническое освидетельствование и экспертизу.

3. Следите за изменениями в законодательстве по промышленной безопасности, своевременно вносите коррективы в документы, переоформляйте разрешения, лицензии.

4. Следите за качеством работы персонала, своевременно проводите его обучение и аттестацию.

Эксплуатируя ваш ОПО в рамках закона, вы вносите вклад не только в промышленную, но и в нашу общую безопасность.