П.В. Гулидов ,
юрист, консультант информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), а также Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (далее – Типовое положение) предусматривают лишь одну меру дисциплинарного взыскания для учащихся – исключение из общеобразовательного учреждения (далее – учреждение).

Согласно п. 7 ст. 19 Закона об образовании и п. 58 Типового положения по решению органа управления учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава учреждения допускается исключение из данного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Исключение в данном случае применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников учреждения, а также нормальное функционирование учреждения.

Напомним, что решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

При этом учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления, которые совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство исключенного несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

Между тем на практике нередко встречаются случаи, когда со стороны учащегося допускаются дисциплинарные нарушения, однако об исключении говорить еще рано. Здесь лишь само учреждение вправе решать, каким образом будет осуществляться наказание по отношению к виновным учащимся и какими могут быть виды таких наказаний.

Согласно подп. 15 п. 2 ст. 32 Закона об образовании любое образовательное учреждение вправе самостоятельно осуществлять образовательный процесс в соответствии с уставом учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. Исходя из данной нормы, а также общих основ ст. 32 Закона об образовании, можно сделать вывод о том, что установление дополнительных наказаний, не предусмотренных действующим законодательством, находится в компетенции самого учреждения, но лишь при условии соблюдения обязательных требований закона о защите прав и свобод учащихся. Это означает, что любые наказания, установленные учреждением, не могут быть связаны с физическим или психическим насилием над личностью учащегося, поскольку это прямо запрещено Конвенцией о правах ребенка и иными нормативно-правовыми актами в области защиты прав детей (как международными, так и российскими).

Как следует из указанного выше подп. 15 п. 2 ст. 32 Закона об образовании, дополнительные виды наказаний для учащихся (правильнее всего их назвать дисциплинарными взысканиями, поскольку все они, так или иначе, связаны с нарушением внутришкольной дисциплины) должны быть предусмотрены в уставе учреждения. Там же должен быть оговорен и порядок их применения.

Хотя, по нашему мнению, во избежание излишней "перегрузки" устава лучше всего оформить все, что касается дисциплинарных взысканий в отношении учащихся (далее – дисциплинарные взыскания), отдельным локальным актом учреждения (например, Положением о дисциплинарных взысканиях) и зарегистрировать данный акт в качестве дополнения к уставу, что предусмотрено п. 3 ст. 13 Закона об образовании.

В этом случае указанный локальный акт можно будет постоянно совершенствовать (путем внесения изменений и дополнений), а также, за ненадобностью, отменить, не затрагивая при этом устав учреждения. Кроме того, знакомить учащихся и их родителей (законных представителей) с таким локальным актом будет гораздо проще и эффективней, поскольку документ, посвященный каким-либо одним правоотношениям (в отличие от устава, где, как правило, написано обо всем, но понемногу), всегда воспринимается легче и лучше запоминается.

Впрочем, каким бы локальным актом не были урегулированы вопросы дисциплинарных взысканий, документ этот, в силу своего новаторства, должен быть достаточно подробным и проработанным. С нашей точки зрения, при установлении системы дисциплинарных взысканий целесообразней ориентироваться на то, что уже установлено для лиц, работающих по трудовому договору (работников) Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ).

Это, по меньшей мере, позволит решить сразу две задачи:

  • во-первых, за основу будет взята уже апробированная система дисциплинарных взысканий, что априори уже будет свидетельствовать об ее законности и правомерности;
  • во-вторых, система дисциплинарных взысканий, предусмотренная в ТК РФ, построена по принципу постепенного ужесточения мер до наказания, связанного с прекращением трудового договора по инициативе работодателя (увольнением с работы), что в нашем случае соответствует исключению из школы. Таким образом, систему наказаний в учреждении можно будет построить аналогичным образом: от незначительного до исключения.

Кстати, в этом случае гораздо легче будет разобраться с такими категориями, как "неоднократность" и "грубость" нарушений устава учреждения, если, например, привязать их к какому-либо из видов дисциплинарного взыскания. К примеру, когда уставом или локальным актом учреждения будет предусмотрено, что за грубые нарушения устава на виновного учащегося налагается дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора или просто выговора, то в дальнейшем будет еще проще: получил в течение года два (или более) строгих выговора (просто выговора) – будь готов к отчислению и т. д.

А поскольку дисциплинарные взыскания не могут быть связаны не только с насилием над личностью учащегося, но и с какими-бы то ни было штрафами (денег за допущенные нарушения дисциплины, не связанные с причинением вреда имуществу школы, с учащихся брать категорически запрещено), систему дисциплинарных взысканий необходимо строить по принципу "от простого к сложному", делая упор на усилении воспитательных мер. Вот, например, как может выглядеть такая система:

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • исключение из учреждения.

Для того чтобы данная система была максимально демократичной и не позволяла администрации учреждения "гнобить" неудобных им учеников, необходимо как можно тщательнее прописать в уставе (локальном акте) принципы наложения того или иного взыскания. К примеру:

  • за шумное поведение на уроке и за срыв урока – замечание;
  • за опоздание на урок – выговор;
  • за драку – строгий выговор и т. д.

При этом, естественно, не нужно забывать и принцип рецидива, когда за один и тот же проступок, совершенный в течение определенного времени (установленного уставом или локальным актом), наказание ужесточается. Например, от одного до пяти прогулов за четверть – выговор, более пяти – строгий выговор и т. д.

Для того чтобы, как указано выше, подвести грубые нарушения устава учреждения учеником под его исключение, необходимо в самом уставе перечислить, какие нарушения признаются грубыми. Затем в том же уставе (либо в специальном локальном акте) установить, что за грубые нарушения устава учащемуся объявляется строгий выговор или применяется иная мера дисциплинарного взыскания. Главное, чтобы эта мера применялась только за грубые нарушения. Тогда учащийся и его родители (законные представители) будут знать, что, получив два и более таких взыскания (в этом и заключается принцип неоднократности) в течение определенного времени (учебного года, четверти и т. д.), такой учащийся (естественно, достигший 15-летнего возраста) рискует быть исключенным из учреждения.

Поскольку в учреждении дисциплинарные взыскания применяются к несовершеннолетним, а воспитательный процесс происходит в коллективе под контролем взрослых, достаточно эффективным будет использование при наложении взысканий и элементов общественного порицания. Причем в отдельных случаях это может превратиться в самостоятельное наказание. Например, поведение учащихся, получивших дисциплинарные взыскания, можно рассмотреть на классном или общешкольном собрании, на совете школы и т. д. Только при этом нельзя допустить нарушения прав ребенка на неприкосновенность частной жизни, т. е. выносить на общественное рассмотрение можно лишь сам проступок, не затрагивая ничего, что не относится к делу.

Кроме того, любая мера дисциплинарного взыскания, связанная с общественным порицанием, может рассматриваться как более строгая. К примеру, между выговором и строгим выговором может располагаться такое наказание, как объявление выговора с вынесением рассмотрения поведения учащегося на классном (общешкольном) собрании и т. д.

Не следует игнорировать и иные – дополнительные – наказания, например: исключение из органов школьного самоуправления, лишение внутришкольного (внутриклассного) звания (староста класса, председатель дружины, лучший ученик и т. д.), лишение права нахождения фотографии провинившегося учащегося на доске почета учреждения и др.

Такие наказания могут применяться как в качестве самостоятельных (тогда круг дисциплинарных взысканий будет гораздо шире), так и в качестве второстепенных (в совокупности с основными): например, объявление выговора с одновременным исключением из совета школы и т. д.

Думается, что такой порядок позволит усилить воспитательное воздействие дисциплинарных взысканий, поскольку для многих учащихся их общественный статус в классе и в школе значит не мало. Тем более обидно, когда не ты добровольно отказываешься от специального положения, а тебя его лишают за совершенный проступок. Для многих подростков это достаточно серьезное наказание.

Принцип дисциплинарной ответственности, предусмотренный ТК РФ, предполагает полное освобождение от нее по прошествии определенного времени (в настоящее время – одного года). Поскольку дисциплинарные взыскания для учащихся должны служить исключительно воспитательным целям, а не применяться для подавления личности обучающегося, уставом (локальным актом) учреждения также должна быть предусмотрена возможность полного освобождения учащегося от наложенного взыскания.

Проще всего для этого установить определенный временной отрезок: например, ученик, получивший выговор и в течение четверти ни разу не нарушивший дисциплину, полностью освобождается от наказания и считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Немаловажной является и общественная составляющая: можно, например, по аналогии с ТК РФ предусмотреть возможность освобождения от дисциплинарного взыскания по ходатайству класса (совета школы, совета старшеклассников и т. д.), естественно, при условии, что после наложения этого взыскания ученик ни разу не нарушил дисциплину и активно участвовал в жизни класса и школы.

Дисциплинарные взыскания (еще один элемент демократии) должны налагаться на учащихся в том же порядке, что и аналогичные взыскания для работников учреждения, предусмотренные ТК РФ. То есть до применения взыскания от ученика необходимо затребовать письменное (либо устное с одновременным занесением в акт опроса) объяснение. Непосредственное наложение взыскания производится приказом по учреждению. Несправедливость представителей администрации учреждения (иных уполномоченных лиц) в данном вопросе может навсегда породить у ребенка недоверие к лицам, вершащим правосудие. А поскольку речь в данном случае идет о несовершеннолетних, применение дисциплинарного взыскания по отношению к учащемуся требует от работников учреждения большого педагогического такта и выдержки. Процесс этот ни в коем случае не должен носить "инквизиционный" характер, поскольку главная его цель – не наказание, а предупреждение подобных нарушений в будущем.

Конечно, рассматриваемые в данной статье дисциплинарные взыскания не подлежат обжалованию в судебном порядке, однако если в учреждении будут созданы условия для пересмотра несправедливо наложенного взыскания, это окажет хорошее воспитательное действие. И ничего что приказ директора о наложении взыскания будет отменен решением совета школы, ведь директор принимал его на основании данных, предоставленных ему педагогическими работниками, которые не всегда могут поступать объективно и справедливо. Однако для реализации этого необходима хорошо развитая система внутришкольного самоуправления, что на сегодняшний день, к сожалению, встречается не так часто, как хотелось бы.

Последнее, о чем бы хотелось упомянуть, касается круга лиц, уполномоченных налагать дисциплинарные взыскания. По общему правилу данное право в силу закона принадлежит руководителю учреждения. Однако в целях развития внутришкольного демократизма неплохо было бы предусмотреть случаи, когда право принимать решение о наложении дисциплинарных взысканий передается органам внутришкольного самоуправления (совету школы, совету старшеклассников и т. д.). В этом случае руководитель учреждения своим приказом просто утверждает решение уполномоченного органа о наложении дисциплинарного взыскания. Единственное, что при этом необходимо, это, как уже отмечалось выше, развитая система внутришкольного самоуправления: жизнеспособная и эффективная.

Вообще же, любые дисциплинарные взыскания – не самоцель. Тем более что до достижения 15-летнего возраста учащийся (за исключением несовершеннолетних с девиантным поведением или отклонениями в развитии) имеет прочную позицию, подкрепленную положениями Конституции РФ об обязательном общем образовании. И это не позволяет администрации учреждения в течение многих лет прибегать к крайней мере, т. е. к исключению, а потому несправедливые дисциплинарные взыскания могут привести сначала к отчуждению, а впоследствии – и к затяжному конфликту между педагогическим коллективом и учеником, от которого в большей степени будут страдать сами педагоги.

Поэтому любое дисциплинарное взыскание должно иметь в первую очередь воспитательный характер. Наличие таких взысканий в учреждении уже само по себе дисциплинирует поведение учащихся, однако от педагогических работников требуется умение сделать так, чтобы учащиеся не испытывали страха перед возможным наказанием, а рассматривали его в качестве серьезного повода для пересмотра своего негативного поведения в прошлом.

Для того, чтобы получить доступ к дополнительным материалам , вы должны авторизоваться или


Если вас заинтересовал конкретный номер журнала "Справочник классного руководителя" из , напишите нам на электронную почту [email protected] . В случае наличия номера на складе, мы поможем вам оформить заказ.

«Методы и приемы под- держания дисциплины в группе детского сада»

Швецова И.П.

5 проблемных ситуаций, связанных с организацией дисциплины в группе детского сада. Например:

  • дети не хотят убирать игрушки;
  • ребенок кричит и бегает по группе;
  • дети играют, когда нужно начинать занятие, и т. д.

Затем выберите из данного списка самую трудную, на ваш взгляд, проблему, которую вы бы хотели разрешить.

Вам необходимо заполнить таблицу с учетом заявленной проблемы и вписать ее в первую колонку таблицы. Далее вы за- полняете следующие колонки таблицы, тем самым осуществляя анализ проблемной ситуации».

Анализ проводится по следующим показателям: физиологи- ческие и психологические особенности проблемы; в чем нужда- ется ребенок (его желания, потребности); как взрослые прово- цируют нарушение дисциплины; что вы можете рекомендовать для разрешения данной проблемы, связанной с дисциплиной, в группе детского сада. По окончании выполнения упражнения педагоги зачитывают свои рекомендации по разрешению конкретной проблемы, свя- занной с организацией дисциплины. Остальные могут дополнять и высказывать свои мнения. Ведущий обращает внимание педа- гогов на возможность осуществления предложенных рекомен- даций в практической деятельности. 3. Практический инструментарий. Рекомендации для воспитателей «Живем по правилам». Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти пра- вила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситу- аций в группе.

При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов:

коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;

организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;

. коммуникативно-организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.

Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги» «Поиграл - убери» и т. п.

Существуют определенные требования к правилу:

Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).

При формулировании правил следует избегать части-цы «не».

Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.

Не должно быть много правил одновременно (не боль- ше 3-5).

Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.

Правила не должны вступать в противоречие с важней-шими потребностями ребенка: в движении, познании, упражне- нии. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи мож- но только в высоких сапогах.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него

был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои спо- собности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

Тон, в котором сообщаются требование или запрет, дол-жен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повели-тельным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с дет- ским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопро- тивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.

Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хо-рошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успоко- иться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.

Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и ду- шевным состоянием ребенка.

Технология ведения и соблюдения правил:

правила вводятся постепенно, поэтапно;

предпочтительно их введение в начале учебного года;

правила вводятся в специально отведенное для этого время;

правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);

правила периодически повторяются;

Для иллюстраций правил используются плакаты с изо- бражением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;

если правила выполняются, плакаты убираются.

Зачем нужны правила?

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожидан- ным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрос- лые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

Помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;

помогают воспитателю экономить время, предвидеть и пре- дотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведе- ние детей, обеспечивают безопасность ребенка;

регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.

Что делать, если правила нарушаются?

Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.

Похвалить тех, кто выполнил правило.

Оценивать поведение, а не личность.

Стараться не наказывать, дать детям возможность оце-нить последствия своего поведения.

Проверять, не препятствует ли окружающая среда вы- полнению правил.

Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педа- гогом: может быть, поведение воспитателя было непоследова- тельным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало воз-можностей для смены разных видов деятельности?

Советы педагогам:

1 . Формулируйте требования конкретно.
Например:

- В помещении группы ходи медленно.

- Поиграл - убери на место.

- Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.

2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:

- Не бегай! (Ходи медленно.)

- Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)

- Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»

3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.

Например:

- Нельзя кричать в группе, но можно:

а) говорить спокойно;

б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче
и т. д.

- Нельзя бегать, но можно:

а) ходить в помещении группы медленно;

б) бегать на открытой площадке;

в) бегать на занятиях по физкультуре;

г) бегать в специально отведенном месте.

4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

Например:

- В помещении группы ходи медленно!

Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора). -- Кукла бегает и падает (травма).

5. Создавайте проблемные ситуации.

Например:

Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его на-звание. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.

Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназван- ное правило. В силу возрастных особенностей детям для следо-вания правилу недостаточно только его произнесения. Они нуж- даются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоми- нающих о необходимости соблюдать правило.

Например: если в группе мало игрушек и из-за этого мо-гут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:

  1. Сережа - 10 минут.
  2. Дима - 10 минут и т. д.

А время интересно отслеживать по песочным или механиче- ским часам!

Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо по- стоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.

Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредст- венно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спо-койно».

Сначала правило будет нарушаться очень часто, но посте-пенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.

Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цвет-ных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет - нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило).

Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою при-щепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Мож- но поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».

Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом ката- логе могут быть перечислены ситуации, например, когда че-го-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены пра-вила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуж-дают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.

Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному, то к другому ребенку.

- А как тебе удалось выполнить все правила?

- Ты затратил много усилий?

- Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?

- Что нужно для того, чтобы исправить положение?

Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспи- татель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем воз- расте это может быть «инспектор правил» (один из видов де- журства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил» может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда пра- вило было нарушено.

Одно и то же правило может действовать в группе на протя-жении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от ме-ры волевых усилий, необходимых для его выполнения.

Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно ин- тересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиг- рал —. убери на место» оказалось менее доступным. Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи-свое место».

Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста. Де- ти с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюде- нием. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а на- казания применяются в крайних случаях и только непосредст- венно после нарушений.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективны-ми, если ругать ребенка постоянно независимо оттого, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нель- зя угодить.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положи-тельного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследова- ния показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспи- тателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально прием-лемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

  • Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрос- лого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство ме- жду разными людьми.
  • Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходи-мо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совмест-ную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые луч- ше играть нескольким детям, и т. п.).
  • Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, кото-рые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.
  • Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники выска- зываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите но- тации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести

себя таким образом. Расскажите детям ситуации из вашей жиз-ни, в которых содействие и помощь других людей помогли ре- шить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких слу- чаях из жизни их самих или их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или живот- ных. Поощряйте стремление детей договориться при возника-ющих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувст- ва, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.

  • Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфлик- тов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.
  • Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите вни- мание на ребенка, который ведет себя хорошо.
  • Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с ка- кой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.
  • Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюде-ния очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказа-ния. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, поче- му следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и для окру- жающих.
  • Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совме- стную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополни- тельный игровой материал или пространство в группе.
  • Помните, что улыбка или доброе слово также является по- ощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изо-лированных детей в совместную деятельность вначале под ва- шим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.
  • Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыб- ку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисова-ние, лепку, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привя- занности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
  • Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пре-делы группы и территории дошкольного учреждения, посеще- ние музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.

В любом случае педагогические методы и приемы не долж- ны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Детское поведение, черты характера - показатели педагоги- ческих усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «вла- ствовать собой» (в меру детских возможностей).

Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликат- ностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направля- ющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравст- венному становлению.

Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно прин-цип- требовать, уважая - должен быть в основе отношений взрослого и ребенка.

От взрослого требуется взгляд на происходящее не со сторо- ны, а глазами самого ребенка. В этом случае говорят о децен трации - поставить себя на место другого, взглянуть на происхо-дящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.

Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток лично- стных качеств взрослого.

Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувст- вом ответственности возникает как естественное следствие их контакта.

Счастливость человека зависит от психологического кли- мата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмо- ционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрос-лого с ребенком.

Наказание

Оно реализуется в наложении определенного взыскания и должно вызывать у воспитанника сожаление о своем проступке, намерение не повторять подобного. Применяется при совершении аморальных поступков, различных нарушениях дисциплины, невыполнении учащимися своих учебных и общественных обязанностей.

Наказание содействует преодолению нежелательных форм поведения, воспитанию выдержанности ученика, побуждает к выполнению определенных обязанностей: выучить урок, провести дежурство. Наказывая ученика, воспитатель предполагает вызвать у него определенные переживания: стыд, неловкость, желание исправиться. Наказанию, как правило, предшествует анализ поступка, его обсуждение и осуждение. При этом только справедливое наказание достигает цели. Воспитатель, зная ученика, понимая его душевное состояние и мотив, побудивший к злополучному поступку, может определить необходимость и меру наказания. Выявить мотив поступка помогает откровенность провинившегося.

Иногда ребенок настолько переживает вину, что отпадает надобность в наказании.

Различается несколько видов наказания.

  • Наказание-упражнение. Такое наказание способствует организации правильного поведения. Например, плохое дежурство наказывается дополнительным дежурством. Виновный понимает, что от своих обязанностей ему не уклониться и лучше их выполнить своевременно, честно.
  • Наказание-ограничение. Ученика лишают какого-то удовольствия: возможности участвовать в интересном для него мероприятии, например в экскурсии; временно исключают из спортивной команды; родители запрещают идти в кино и т. п. Такое наказание не стоит применять к нерадивому ученику в тех случаях, когда любимое дело или интересное мероприятие является опорой в борьбе за его перевоспитание.
  • Наказание-условность. Оно доставляет виновнику неприятные переживания лишь потому, что он считается наказанным и это снижает его авторитет в коллективе. Таким наказанием был арест в кабинете заведующего, применявшийся А. С. Макаренко. Примером может служить арест Фильки Шария, описанный в "Флагах на башнях" (См.: Макаренко А. С. Соч. М., 1957, т. 3, с. 197-199). Такого рода наказание дает положительный эффект только тогда, когда воспитанник в целом дисциплинирован и дорожит честью коллектива.
  • Наказание изменением отношения. Взаимоотношения с воспитателем вызывают у учащихся многообразные чувства. Ученики обычно уважают учителя, дорожат его мнением, радуются его сердечному обращению. Для многих детей особо строгий тон учителя при оценке проступка, суровый взгляд уже являются наказанием, подобно тому как одобряющая улыбка, веселая шутка или приветливый жест могут служить поощрением.

Наказание должно быть своевременным и применяться только как вспомогательный прием воздействия. Опытные учителя довольно редко прибегают к нему. Обилие наказаний, их суровость - зачастую признак беспомощности учителя.

Наказание, как правило, служит уроком не только для виновного, но и для всего коллектива. Поэтому очень важно, чтобы коллектив считал наказание справедливым и был на стороне воспитателя. Необходимо подчеркнуть, что наказание ни в коей мере не является возмездием за причиненные воспитателю неприятности.

Глава 7. Служебная дисциплина в органах внутренних дел


Статья 47 . Служебная дисциплина

1. Служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

2. В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные и настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;

8) неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;

9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;

14) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;

15) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

Статья 50 . Дисциплинарные взыскания

1. На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

2. В образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);

2) лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации;

3) отчисление из образовательной организации.

3. За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

4. Фамилия сотрудника органов внутренних дел, на которого наложено дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 4 , или 6 части 1 настоящей статьи, исключается из книги почета или с доски почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.

5. Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.

Статья 50.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

За несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона.


Статья 51 . Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий