Фольклор в «Кому на Руси жить хорошо» - это и объект, и средство художественного изображения: объект как воплощение народного миросозерцания, его развития.

Помимо обобщенного образа семи мужиков, в поэме имеется и множество других фольклорных элементов. В строении сюжета главный из них - сказочный зачин. Мужики находят в лесу птенчика говорящей пеночки, и та в награду за спасение птенца дает мужикам скатерть самобраную, чтобы та «кормила» мужиков во время их пути за ответом, «кому живется весело, вольготно на Руси». Чудесная скатерть-самобранка и не менее чудесное число семь будут играть очень важную роль в сюжете всей эпопеи. Эти и другие сказочные эпизоды сюжета, на первый взгляд, не согласуются с серьезным содержанием поэмы и изображением в ней горестного состояния народа. Но на самом деле эти разнородные элементы содержания совершенно спокойно уживаются друг с другом. Семь филинов на семи деревах, молящийся черту ворон, птичка пеночка и скатерть самобранная могли бы восприниматься как наивный вымысел, какчто-то контрастирующее величию и значительности спора, если бы они не несли в себе глубокого содержания народного эпоса. Сам по себе образ сказочной скатерти самобранной - поэтический символ мечты народа о счастье, о довольстве, выражающий ту же извечную думу народную, которая «из домов повыжила, отбила от еды» героев поэмы Некрасова. Фантастический элемент, так смело и свободно включенный в пролог поэмы, ни в малой мере не уводит читателя от реального мира, фантастика в прологе сильно ослабляется авторской шуткой, своеобразным совмещением фантастических образов с миром обычных реально-бытовых, «низких» в своей будничной реальности предметов: мужики просят пеночку заворожить «старую одежу», «чтоб армяки мужицкие носились не сносилися», чтобы долго служили липовые лапти, «чтоб вошь - блоха паскудная в рубахах не плодилася» и т. д. Ответ пеночки на эти наиреальнейшие просьбы мужиков еще более утверждает реально-предметную основу повествования: «все скатерть самобранная чинить, стирать, просушивать вам будет». В дальнейшем ходе поэмы фантастический элемент исчезнет совсем, даже представление о самобранной скатерти сильно изменяется, в действие вступают «две дюжие руки», подающие хлеб, квас, огурцы и т. д. Все это не выходит за пределы мужицкого быта, и самая скатерть воспринимается как поэтическая условность, как необходимая предпосылка для того, чтобы столь долгое путешествие могло бы состояться.

Как мы уже говорили, поэма была рассчитана на самый широкий круг читателей, в том числе и на простых мужиков. Сказочным зачином Некрасов, несомненно, думал завлечь их внимание, ибо форма народной волшебной сказки была для них занимательна и хорошо знакома. Зачин должен был настроить читателей на легкое и веселое содержание, а затем, когда они бы уже «втянулись» в чтение, поэт хотел пересказать им свои сокровенные и подчас печальные мысли и наблюдения, как нельзя более реалистичные. На тот же эффект первого читательского восприятия рассчитан и внешний вид заглавия, сформулированного в виде вопроса на манер народных философских сказок-притч (типа «Где жить веселее»). Заглавие звучит интригующе и подстегивает читательское любопытство.

Тот же принцип выдерживает Некрасов и по отношению к языку поэмы: он не употребляет ни одного слова из поэтического литературного языка, пользуясь исключительно крестьянской народной лексикой, чтобы поэму мог понять даже малограмотный крестьянин. Речь изобилует фольклоризмами: словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами («коровушка», «деревнúшка», «млада-младёшенька», «целковенькой», «бревёшко», «любёхонько») просторечиями («с залúшком», «с-полá-горя», «дворянское с побранкою, с толчком да с зуботычиной», «сонливая, дремливая, неурядливая»), диалектизмами («Гнилой товар показывать с хазового конца»). Метафоры в подавляющем большинстве случаев разворачиваются в сравнения (предположим «Брань господская, что жало комариное, мужицкая - обух»). Он уснастил речь своих героев вставкой огромного количества подлинных народных песен, шуток, прибауток и поговорок («За погудку правую смычком по роже бьют», «Рабочий конь солому ест, а пустопляс- овес!»).

Искатели счастливого, как и многие другие крестьяне, хранят в памяти большое количество фольклорных текстов, умеют вставить «слово меткое» в рассказы попа и помещика. Их не удивляет то, что Матрена Тимофеевна говорит часто пословицами, поговорками, легендами, что она поет песни о долюшке женской. Некоторые песни странники поют даже вместе со «счастливицей».

Названия деревень «Заплатово», «Дырявино», «Горелово», «Неелово», «Голодухино» и т.д. могли быть подсказаны Некрасову поговоркой, взятой из сборника Даля: «Обыватель Голодалкиной волости, села Обнищухина».

Огромное количество народных песен помещено Некрасовым в свою поэму, особенно в главах «Крестьянка» и «Пир на весь мир» - двух последних частях поэмы. Большинство из них непосредственно взято из сборников подлинного народного фольклора, которые уже с начала ХIХ века стали появляться в различных вариантах.

Из множества свадебных обычаев, детально описанных в фольклористических сборниках, он ввел в свою поэму такие, в которых обнаруживается самой светлой своей стороной внутренняя, духовная жизнь крестьян. Таков, например, тот обычай, который открывается нам в одной из записанных Рыбниковым песен невесты. Невеста выходит за «чужанина», то есть за почти незнакомого ей крестьянина из далекой деревни. После венчания она покинет родительский дом навсегда и будет увезена своим мужем

Во великую злодейну во неволюшку,

На ознобную чужу дальную сторону.

Что ждет ее там, неизвестно, а между тем через несколько дней она должна будет навеки покориться и мужу, и его недоброжелательной суровой родне. И пот накануне венчания она обращается к нему с наивной и беспомощной просьбой, чтобы он дал ей торжественное слово, что не будет ее обижать.

Становись же, млад отецкий сын,

На одну со мной мостиночку,

На едину перекладинку.

Гляди вточь да во ясны очи,

Гляди впрямь да во бело лицо.

Мне-ка жить бы, да не плакаться.

Просьба эта, так ярко характеризующая женскую долю, не могла не привлечь Некрасова своим трогательным пафосом, и он воспроизвел ее полностью в своей поэме, в обращении Матрены Тимофеевны к своему жениху:

Ты стань-ка, добрый молодец,

Против меня прямехонько,

Стань на одной доске!

Гляди мне в очи ясные,

Гляди в лицо румяное,

Подумывай, смекай:

Чтоб жить со мной - не каяться,

А мне с тобой не плакаться...

Я вся тут такова!

При поверхностном взгляде может показаться, что это точная копия фольклорного текста, но если вглядеться внимательнее, видишь планомерную обработку подлинника. Во-первых, устранено все узко диалектное и заменено общерусским. «Мостиночка», «перекладинка» стала доской. Во-вторых, введены интонации живой человеческой речи: «Против меня прямехонько», «Подумывай, смекай», «Я вся тут такова». Это уже собственный душевный порыв изображаемой Некрасовым девушки.

И, уже совсем нарушая фольклорный канон, Некрасов заставил жениха ответить на обращение к нему:

Небось, не буду каяться,

Небось, не будешь плакаться! -

Филиппушка сказал.

Этой мужской реплики нет ни в одной фольклористической записи. В свадебный ритуал она не входит. Некрасов ввел ее в свое описание свадьбы как живой ответ на задушевную просьбу невесты.

Некрасов не мог пройти мимо этой женской печали и выразил ее в своей «Крестьянке» устами Матрены:

Да как я их ни бегала,

А выискался суженый,

На горе - чужанин! -

Причина же ее печали в том, что

Чужая-то сторонушка

Не сахаром посыпана,

Не медом полита!

Там холодно, там голодно,

Там холеную доченьку

Обвеют ветры буйные,

Обграют черны вороны,

Облают псы косматые,

И люди засмеют.

Эти строки несомненно основаны на одной из свадебных заплачек, опубликованных Рыбниковым:

Как чужа дальна ознобна сторонушка

Не садами она испосажена,

Не медами она наполивана,

Не сахаром, злодейка, пересыпана:

Испосажена люта ознобна сторонушка

Лютой неволей великою,

Наполивана чужая ознобна сторонушка

Горькими слезами горючими,

Пересыпана она кручинушкой великою.

Большинство песен поэмы замечательны своей мелодикой, в разнообразии которой Некрасов поистине неистощим. Вот, например, жалоба причитание Матрены Тимофеевны после того, как ее высекли розгами за вину ее сына:

Громко кликала я матушку.

Отзывались ветры буйные,

Откликались горы дальние,

А родная не пришла!

День денна моя печальница,

В ночь - ночная богомолица!

Никогда тебя, желанная,

Не увижу я теперь!

Ты ушла в бесповоротную,

Незнакомую дороженьку,

Куда ветер не доносится,

Не дорыскивает зверь...

Когда же Матрена возвращается от губернаторши с тожеством, выручив своего мужа из рекрутчины, ее чувства выражаются в песне праздничной, ликующей:

Хорошо, светло

В мире Божием,

Хорошо, легко,

Ясно на сердце.

По водам плыву

Белым лебедем,

По степям бегу

Перепелочкой.

Прилетела в дом

Сизым голубем...

Поклонился мне

Свекор-батюшка,

Поклонилася

Мать-свекровушка,

Деверья, зятья

Поклонилися,

Повинилися!

В главе «Пир на весь мир» в песнях проходят перед нами все былые тяготы и лишения крепостного права, а также судьбы многих крестьян. Но, несмотря на трагичность содержания, песни сохраняют захватывающую, берущую за душу напевность и уникальный ритмический рисунок, как, предположим, в «Барщинной»:

Беден, нечесан Калинушка,

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый,

Еле Калина бредет.

Сковывающим душу ужасом веет от скупых и лаконичных строчек двухстопного ямба «Соленой» и «Голодной» песен, повествующих о смертном голоде в неурожайные годы:

ГОЛОДНАЯ

Стоит мужик -

Колышется,

Идет мужик -

Не дышится!

С коры его

Распучило,

Тоска-беда

Измучила.

Баллада «О двух великих грешниках» стала впоследствии настоящей народной песней, с ее распевом под церковные песнопения:

Господу богу помолимся,

Древнюю быль возвестим,

Мне в Соловках ее сказывал

Инок, отец Питирим.

Было двенадцать разбойников,

Был Кудеяр-атаман,

Много разбойники пролили

Крови честных христиан,

Совсем иным ритмом - декламационным речитативом - звучит песня о крестьянском грехе, написанная фольклорным дольником с цезурой (интонационной паузой) в середине строки:

Аммирал-вдовец / по морям ходил,

По морям ходил,/ корабли водил,

Под Ачаковым / бился с туркою,

Наносил ему / поражение,

И дала ему / государыня

Восемь тысяч душ / в награждение.

Наконец, итоговая, завершающая всю поэму песня, которую сочиняет Григорий Добросклонов, итог всех размышлений автора о России и завет народу на будущее, звучит гимном, написанном в очень редком размере - энергичном двухстопном дактиле, с двумя сильными, словно молотом бьющими ударениями: на первом слоге и в середине стиха. При этом благодаря дактилическим окончаниям (каждая строка заканчивается двумя безударными слогами) стих сохраняет певучесть и «раскатистость»:

Сила народная,

Сила могучая -

Совесть спокойная,

Правда живучая!

В рабстве спасенное

Сердце свободное -

Золото, золото

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа» с.Черёмуховка

Исследовательская работа

«Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

Исполнитель - Табакова Валентина,

учащаяся 10 класса.

Учитель - Емельяненкова Н.М.

Республика Коми, с.Черёмуховка

2015

Тема: Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Цель - исследование видов фольклора в поэме Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо».

Проблема : Какую цель преследовал поэт Н.А. Некрасов, обращаясь к

устному народному творчеству?

Источник информации : Публикации авторов Н.А. Некрасова, Ю.В. Лебедева, К.И. Чуковского.

Обработка информации : анализ литературы, обобщение, аргументированные выводы.

Результаты: Презентация в рамках Декады русской словесности.

Доклад на уроке литературы.

Художественные особенности поэмы Н.А. Некрасова состоят в том, что она глубоко народна, герой в ней - народ, и автор, правдиво отображая жизнь народную, использует его речь – живую, яркую, образную. Вот пример народной речи: «любуюсь цветиком», «белка … лапочкой, как кошка, умывалася», « третьеводни прицелился», «средь горенки дубовый стол стоял, на нем гробочек крохотный», «У нас народ все голь да пьянь…» (Из главы «Крестьянка») Речь героини Матрены Тимофеевны - яркий образец чистой природной крестьянской речи. Она рассказывает о своем первенце Демушке как о былинном герое:

Как писаный был Демушка!

Краса взята у солнышка,

У снегу белизна,

У маку губы алые,

Бровь черная у соболя,

У соболя сибирского,

У сокола глаза!..

Песни.

В поэме широко используются художественные принципы народного творчества. Четко прослеживается песенный ритм всей поэмы, имеются многочисленные включения песен, как переработанных, фольклорных, так и принадлежащих самому Некрасову. Можно сопоставить хотя бы две песни. В главе («Горькое время-горькие песни») есть песня («Барщинная») как образец фольклорной песни:

Беден, нечесан Калинушка,

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать...

Песня же Гриши Добросклонова « В минуту унынья, о родина -мать!» является образцом гражданской лирики самого автора.

В минуты унынья, о родина- мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю...

Фольклорный материал Некрасов особенно широко использует в части «Крестьянка». Широко использованы здесь, во-первых, похоронные причитания, во-вторых, свадебные причитания невесты, в-третьих - лирические семейно-бытовые песни. Некрасов берет главным образом произведения лирического характера, потому что именно в них наиболее ярко и эффективно отразились настроения, чувства и думы крестьянства. Так, глава I («До замужества») построена почти целиком на свадебных причитаниях из сборника Рыбникова:

Велел родимый батюшка.

Благословила матушка,

Поставили родители

К дубовому столу,

С краями чары налили:

«Бери поднос, гостей – чужак

С поклоном обноси!»

В первой я поклонилася -

Вздрогнули ноги резвые;

Второй я поклонилася -

Поблекло бело личико;

Я в третий поклонилася,

И волюшка скатилася

С девичьей головы…

В этом четко проявляется стремление Некрасова к показу именно тяжелого положения крестьянства и, в частности, крестьянской женщины. Глава «Крестьянка» построена на основе 9 похоронных причитаний Ирины Федосовой, одной из исполнительниц песен (из сборника Барсова). Выделенное Некрасовым особым размером (хореическим) причитание Матрены Тимофеевны («Я пошла на речку быструю») перекликается с похоронными причитаниями по родителям.

Я пошла на речку быструю,

Избрала я место тихое

У ракитова куста

Села я на серый камушек,

Подперла рукой головушку,

Зарыдала, сирота!

Громко звала я родителя:

Ты приди, заступник батюшка!

Посмотри на дочь любимую…

Понапрасну я звала.

Нет великой оборонушки!

Рано гостья бесподсудная

Бесплемянная, безродная,

Смерть родного унесла!..

Песня – причитание Матрены Тимофеевны подчинена одной основной задаче - показать тяжесть положения женщины при крепостном праве. Кроме того, эти песни позволяют развернуть картину крестьянского быта: труд, праздники, родины, именины, похороны и так далее.

В других главах («Последыш» и «Пир на весь мир») песням Некрасов придает особенно острый социальный характер, и их можно назвать пропагандистскими. Таковы песни «Веселая» («Кушай тюрю, Яша!Молочка-то нет»), «Барщинная» («Беден, нечесан Калинушка»), «Голодная»(«Стоит - мужик, колышется»), «Солдатская» («Тошен свет, правды нет»),«Соленая («Никто как бог!»). Отчасти, пожалуй, сюда же может быть отнесена одна из песен Гриши - «Русь» («Ты и убогая, ты и обильная»).Ни для одной из этих песен невозможно указать непосредственного источника в фольклоре; нет даже сравнительно близких аналогий. Песни Некрасова отличаются от фольклорных большей остротой изображения. Задача Некрасова заключалась не в том, чтобы следовать за фольклором, а в том, чтобы воздействовать на крестьянское сознание, будить и прояснять его, создавать новые произведения, которые могли бы войти в песенный обиход и таким образом сделаться средством пропаганды революционных идей (недаром эти песни подвергались прямому запрещению).

Песни «Веселая», «Барщинная» и «Пахомушка» посвящены изображению крепостничества. С этими песнями можно сопоставить такую, например,фольклорную песню:

Что пропали наши головы

За боярами, за ворами!

Гонят старого, гонят малого

На работушку ранешенько,

А с работушки позднешенько...

Песни «Голодная» и «Соленая» чрезвычайно резкими чертами изображают крайнюю бедность и голод крестьянства. Наконец, «Солдатская» зло изображает положение отставного солдата, ходящего «по-миру, по-миру». Солдатчина часто рисуется в фольклорных песнях самыми мрачными красками (в частности, в рекрутских причитаниях).

Из-за леса, леса темного,

Из-за садика зеленого

Выкатилось ясное солнышко.

Что за солнышком - белый царь.

Ведет силушку не малую,

Он не малую, не великую -

Полтораста полков тысячных.

Они шли-прошли, заплакали,

На коленочки попадали:

«Уж ты, батюшка, наш белый царь!

Поморил нас смертью голодною.

Голодною, холодною!..»

Таким образом, темы и настроения песен Некрасова были близки и понятны крестьянству.

Малые виды фольклора.

Достаточно б огато представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества загадки , пословицы, приметы и поговорки . Насыщенность этими произведениями придает поэме особенно четкий фольклорный колорит. Все загадки у Некрасова даны, однако, не в виде собственно загадок, а в виде метафор или сравнений, с называнием разгадок («замок - собачка верная» и т.п.).

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела - а живет оно,

Без языка - кричит! … (эхо)

……………………………………………….

Летит - молчит,

Лежит - молчит,

Когда умрет - тогда ревет! (снег)

…………………………………………..

Не лает, не кусает,

А не пускает в дом! (Замок)

……………………………………….

А по лугу… Стоят «князья Волконские»

И детки их, что ранее

Родятся, чем отцы. (Стог и копны)

Пословицы и поговорки , как правило, имеют ярко окрашенный социальный характер.

«Хвали траву в стогу, а барина в гробу»

«Они (господа) в котле кипеть, а мы дрова подкладывать»

«Толпа без красных девушек, что рожь без васильков»

«А силой тот не хвастайся, кто сна не поборол»

«Что на роду написано, того не миновать»

«Рассыпался горох на семьдесят дорог»

Обращает также внимание обилие в тексте народных примет, поверий и обычаев.

Матрена Тимофеевна рассказывает, как ее сватали:

В первой я поклонилася –

Вздрогнули ноги резвые;

Второй я поклонилася –

Поблекло бело личико;

Я в третий поклонилася,

И волюшка скатилася

С девичьей головы…

Во время последней вечеринки, или порученья, с невесты снимают волю, то есть ленту, которую носят девицы до замужества.(Примечание Н.А.Некрасова)

« В день Симеона батюшка

Сажал меня на бурушку

И вывел из младенчества

По пятому годку…»

Обычай: День Симеона - 1 сентября по старому стилю. У крестьянского дитяти детство кончалось рано. В пять лет он начинал работать.

Примета «Молюсь о нем (об умершем Демушке) , в рот яблока до Спаса не беру!»

Спас - церковный праздник. В Спас поспевают яблоки. Есть яблоки до Спаса,до освящения их, считалось грехом. Если мать умершего ребенка попробует их раньше, считалось, что на том свете не дадут ее умершему младенцу «яблочка поиграть». Матрена Тимофеевна, трагически потерявшая своего первенца, строго придерживалась приметы.

«Свекровушка…соседкам наплела, Что я беду накликала. А чем? Рубаху чистую надела в Рождество…» (Примета: не надевай чистую рубаху в Рождество: Не то жди неурожая.(Есть в словаре В.И.Даля) - примечание Н.А.Некрасова) Матрена рассказывает: «За мужем, за заступником, Я дёшево отделалась; А женщину одну Никак за то же самое Убили насмерть кольями…»

«За всех, про всех работаю…С золовушки бракованной снимаю сапоги…» (Золовка - сестра мужа. Если младшая сестра выйдет замуж ранее старшей, то последняя называлась бракованной.(Примечание автора) В данном случае, старшая сестра Филиппа, мужа Тимофеевны, не была замужем и оттого была злобна и сварлива).

Крестьянин, по словам Матрены, и встает и ложится с приметою. «Приметы есть хорошие, А есть и бедокурные. Случилось так: свекровь Надула в уши свекору, что рожь добрее родится Из краденых семян. Поехал ночью Тихоныч, Поймали, - полумертвого подкинули в сарай…»

Весна, когда семь временнообязанных мужиков, отправились искать « кому живется весело, вольготно на Руси», выдалась поздняя. «Давно бы сеять надобно, А на полях - вода! Умилосердись, господи! Пошли крутую радугу На наши небеса!» (Примета: крутая радуга - к вёдру (к солнечной погоде), пологая - к дождю (Примечание автора).

Еще одна примета «Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом - не будешь куковать!» (Кукушка перестает куковать, когда заколосится хлеб на полях (Примечание автора)

В целом, «Кому на Руси жить хорошо» действительно приобретает характер «народной книги», как хотел того Некрасов по свидетельству ГлебаУспенского. Это - поэма о «народе» и для «народа», поэма, в которой автор выступает защитником «народных (крестьянских) интересов».

Некрасов включает в поэму легенду «О двух великих грешниках». Разбойник Кудеяр, сам великий грешник, в праведном гневе убивает пана Глуховского, истязавшего своих крестьян. И сразу рухнуло дерево, которое Кудеяр, во искупление своих грехов, подтачивал много лет. Так поэт подтверждает, что высшая народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.

Вывод.

Использование разных видов фольклорного творчества (загадки, пословицы и поговорки, приметы, песни, легенды) придает поэме особый народный колорит. Вся работа поэта Некрасова по использованию фольклорного материала подчинена задаче - создать яркое изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье.

Литература.

1.Н.А.Некрасов. Избранные сочинения, М., Художественная литература, 1987.

2.Ю.В.Лебедев. Литература, ч.2, М., Просвещение, 2006.

3.К.И.Чуковский. Мастерство Некрасова, М., 1971.

Фольклорные традиции в «Прологе» поэмы Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо?»

Григорьева Наталья Андреевна,

учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №12 «Центр образования»,

Московская область, г.Серпухов, ул.Пушкина, д.40-А

Нигде эта органическая связь

В.Е. Евгеньев-Максимов.

Цели:

  • раскрыть своеобразие таланта Н.А. Некрасова, духовные основы личности поэта; рассмотреть соответствие формы и стиля содержанию поэмы, помочь учащимся понять и почувствовать художественное мастерство автора в раскрытии необычайно богатого духовного мира простого крестьянина;
  • научить видеть и анализировать художественное своеобразие и языковые особенности поэмы;
  • способствовать развитию памяти, мышления, речи, умения выделять главное, обобщать, систематизировать материал, логически мыслить, рассуждать;
  • способствовать воспитанию интереса к изучению творчества Некрасова (пробудить интерес к поэме), создать необходимый эмоциональный настрой; воспитать чуткое бережное отношение к слову, к народным истокам, фольклорным традициям русского народа.

Оборудование:

портрет Н.А. Некрасова, тема и эпиграф к уроку, выставка книг,литературоведческие и исторические понятия, схемы: «Фольклорные основы поэмы», «Особенности языка и стиха поэмы», аудиозапись классической музыки.

Методические приёмы: фронтальный опрос, сообщения учащихся, анализ текста с элементами беседы, работа с опорными схемами, самостоятельная исследовальская работа по группам.

Нигде эта органическая связь

поэзии Некрасова с фольклором

не проявляется так явственно,

как в поэме «Кому на Руси жить хорошо?».

В.Е. Евгеньев-Максимов.

1. Орг. момент. Здравстувйте, ребята, садитесь.

Звучит тихая музыка. Учащиеся читают строки из поэм Н.А. Некрасова.

2.Слово учителя.

Итак, мы попали с вами в мир поэзии Н.А. Некрасова. Сейчас прозвучали отрывки из поэм «Дедушка», «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», «Саша». Если у вас появилось желание перечитать поэмы, вспомнить любимые строки, то я советую обратиться к книгам, которые представлены на выставке: сборники поэзии Некрасова, критические статьи, монографические исследования, ими вы сможете пользоваться в дальнейшем при подготовке к урокам.(Выставка книг)

А сегодня на уроке мы с вами приступаем к изучению итогового произведения в творчестве Некрасова, посвященного народу, - поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».

“Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привилось услыхать из уст его, и я затеял поэму «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни ”, - рассказывал Некрасов журналисту П.Безобразову.

  • О чём вам говорят даты 1863 – 1877гг.? (Это даты написания поэмы, Некрасов работал около 14 лет (с перерывами в работе), т. к замысел, всестороннее изобразить русскую жизнь, требовал много сил и времени, кроме того, такой замысе л подразумевает незавершённость, ведь рассказывать о жизни можно бесконечно; задумано было около 7-8 глав, но поэт успел написать лишь 4 главы.)

1863 год – год, кода была начата работа над поэмой. Для России это очень сложный период, т. к. в 1861г. вышел указ об отмене крепостного права, однако крестьяне всё ещё оставались зависимыми (их называли временнообязанные).

В тексте мы находим такие строки:

На столбвой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных…

Семь временнообязанных. – Согласно положению 19 февраля 1861 года бывшие крепостные обязаны были в течении ряда лет нести определённые повинности в пользу помещика. Лишь с момента полного выкупа крестьяне переводились из разряда временных в разряд полных земельных собственников.

(Понятия вывешиваются на доску: исторические понятия, ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЙ ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ)

  • О чём вам говорит название поэмы?

Как уже было сказано, произведение писалось после отмены крепостного права, основной вопрос, который волновал тогда передовые умы России – это вопрос о положении крестьян: народ освобождён, но счастлив ли народ? Некрасов, которого прежде всего волновала судьба простого крестьянина, пытается ответить на этот злободневный вопрос в своём произведени; каковы же пути народа к счастью, есть ли счастливые на Руси? Однако уже первые строки говорят о тяжёлом положении крестьян. Например, названия деревень.(Зачитать)

Названия деревень Дырявина, Разутова, Запл атова символизируют нужду и бедность крестьян, трудное, бедственное положение; подчёркивают как горькую бедность, так и крайнюю забитость крестьянства; Неелова – голод, который постоянно испытывали крестьяне, потому что были неурожаи, пожары (Неурожайка, Горелова); единственное, что оставалось крестьянам – затянуть потуже пояса и терпеть.

Названия деревень были подсказаны самим фольклором. В то время была распространена, например, поговорка «Обыватель Голодалкиной волости села Обнищухина», зафиксированная прозаиком В.А.Слепцовым в «Списке пословиц и поговорок» и В.И. Далем в сборнике пословиц.

Работа над поэмой стала делом всей его жизни. Писать о народе, для народа и народным языком было целью поэта, и этой цели он подчиняет весь художественный строй поэмы. Он создал свой особенный «некрасовский» художественный стиль. Задумав изобразить живую душу народа, желая, чтобы его поэма стала «народной книгой»,от начала и до конца была понятна народу, Некрасов решительнее пользуется народно-бытовым языком и народно-поэтическим стилем.

«Русские песни, предания, пословицы, суеверные страхи, наконец, русские сказки без сомнения заслуживают большего внимания: они – память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности», - писал он в одной из своих рецензий в 1841 году.

  • Каковы же истоки народности Некрасова?

Сообщение, подготовленное учеником:

Некрасов был близок к народу. Сам он постоянно бывал в русских избах, благодаря чему и солдатская, и крестьянская речь стала с детства досконально известна ему: не только по книгам, но и на практике изучил он простонародный язык и смололду стал большим знатоком народно-поэтических образов, народных форм мышления, народной эстетики. Всё это он усвоил ещё в Грешнёве, в детские годы, находясь в непрерывном общении с крестьянами (мальчиком он очень любил играть с крестьянскими мальчишками) и постоянно слыша мудрую народную речь. В зрелые годы поэт тоже много времени проводил в деревне – летом приезжал в Ярославскую и Владимирскую губернии, гулял, много охотился (надо сказать, что Некрасов был страстным охотником), во время охоты нередко останавливался в крестьянских избах. Странствуя с ружьём из деревни в деревню, Некрасов попадал и на сельские ярмарки, и на крестьянские праздники, и на сходки, знакомился со множеством деревенских людей, наблюдал их нравы и обычаи, жадно вслушивался в каждое слово их непринуждённых речей.

Очевидно, что народная речь, поговорки, пословицы, присказки были у него на слуху.

Всё это богатство впечатлений, накопленное годами наблюдений над жизнью народа, народу же и возвратил поэт в своём творчестве.

Народные пословицы, поговорки, загадки, плачи и заклинания частью вошли в поэзию Некрасова без изменения, частью вернулись к народу в литературной форме, не утратив ни формы, ни звучания, свойственного фольклору.

3. Сообщение темы, целей урока.

Широко использованы фольклорные образы и мотивы в стихотворениях и поэмах Некрасова.

Однако (учитель читает эпиграф к уроку):«Нигде эта органическая связь поэзии Некрасова с фольклором не проявляется так явственно, как в поэме «Кому на Руси жить хорошо?».

И урок у нас сегодня необычный – урок – исследование, а исследуем мы народные фольклорные основы поэмы «Кому …». В центре же нашего внимания будет «Пролог» к поэме.

4. Работа над понятиями.

Вспомним, что такое поэма?

Что такое пролог? (Термины вывешиваются на доску)

5. Работа над “Прологом”.

  • “Пролог” к поэме в основном соответствует традиционному представлению о введении к литературному произведению. Но разве он включает в себя только экспозиционные элементы? О чём мы узнаём из “Пролога”?
  • Какие же фольклорные мотивы отразились уже в “Прологе”?
  • Для этого вспомним, что такое фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий; включает в себя сказки, былины, песни, загадки, пословицы и поговорки и т. д.(Термин выносится на доску)

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

ПОЭМА, ПРОЛОГ, ФОЛЬКЛОР

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОСНОВЫ ПОЭМЫ

СКАЗОЧНЫЕ МОТИВЫ МАЛЫЕ ЖАНРЫ УНТ ОСОБЕННОСТИ

(пословицы, поговорки, загадки, поверья) ЯЗЫКА И СТИХА

Сказочные мотивы: зачин, сказочные герои, волшебные вещи, помогающие героям, животные разговаривают с человеком.

6. Исследование текста.

Беседа.

  • Итак, обратимся к тексту.
  • Что напоминают первые строки «Пролога»? (Сказочный зачин. Зачин – традиционное начало сказки : В каком году – рассчитывай…)

Многие русские народные сказки начинались похожим образом: В некотором царстве, в некотром государстве. Жили- были. Давным – давно…)

Таким образом, с самого начала мы ощущаем сказочный тон повествования.

Какие ещё сказочные мотивы вы бы отметили в «Прологе»?(Почти все герои названы по именам, а фамилии не указываются (зачитать); магическое число 7(мужиков, филинов, деревьев.)

Действительно, фольклорный колорит усиливается с помощью сокральных чисел. Приведите примеры из сказок? («Сказка о спящей царевне и семи богатырях», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и 7 гномов».)

Сказочным кажется сюжет, когда Пахом подбирает птенчика и беседует с ним, а затем и с пеночкой, которая в качестве выкупа за птенца даёт скатерь-самобранку, тайное место с «волшебной коробкой»; условная форма обращения к скатерти похожа на формулу обращения Емели к щуке в сказке «По щучьему веленью»; «две дюжие руки»; запрет пеночки, запрет и его нарушение – основа многих русских народных сказок. Примеры?(Выпил Иванушка водицы – стал козлёнком; сжёг царевич шкуру царевны-лягушки – отправился искать её за тридевять земель…)

Однако запрет пеночки так никогда и не нарушится, что лишний раз свидетельствует, по видимости, о незавершённости поэмы.

Как вы объясните выражение: «А всё ж ты пташка малая сильнее мужика…»?

Постепенно к мужикам приходит осознание социальной несправедливости, попранных человеческих прав.

Кроме сказочных мотивов, в «Прологе» огромное количество примет, поговорок, загадок, которые не только отражают ум, красоту, мудрость речи русского народа, но и придают поэме чрезвычайную фольклорную насыщенность.

Маленькие по форме, они раскрывают образный мир человека.

Самостоятельная исследовательская работа по группам .

Какие же пословицы, поговорки и загадки поместил в «Прологе» Некрасов?

Предлагаю провести самостоятельную исследовательскую работу по группам (1 вариант пословицы и поговорки, 2 вариант – загадки, 3 – поверья).

Пословицы.

« Мужик, что бык…» Пословица характеризует качество характера простого мужика, его упрямство, упорство, настойчивость. В современной речи можно встретить выражение: упрям, как бык) « Пташка малая, а коготок востёр». («Маленький, да удаленький»)и т. д.

Загадки:

В словаре Даля мы находим такую загадку, подслушанную у народа У Некрасова:

«Живёт без тела, говорит без языка, «Никто его не видывал,

плачет без души, смеётся без радости; А слышать всякий слыхивал,

никто его не видит, а всяк слышит» Без тела – а живёт оно,

(эхо)

«Ой тени, тени чёрные…»

(тени)

Особенностью загадок Некрасова является то, что сразу же в тексте дана и отгадка.

Всё это свидетельствует, что Некрасов был очень внимателен к народному языку.

Приметы, поверья.

Поверье – идущее из старины, живущее в народе убеждение, вера в примету. Примета – явление, случай, которые в народе являются предвестием чего-нибудь.

« Ну, леший шутку славную над нами подшутил». Леший – в славянской мифологии: человекообразное, сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный человеку. Раньше крестьяне искренне верили в существование нечистой силы и мифологических существ, поэтому такие поверья бытовали везде.

В настоящее время можно услышать такие выражения: леший попутал, иди ты к лешему (уходи), какого лешего? (выражение досады), леший его знает (кто его знает) – все они используются в просторечном стиле.

« Кукуй, кукуй, кукушечка!

Заколосится хлеб,

Подавишься ты колосом –

Не будешь куковать.»

Сам Некрасов даёт объяснение этой народной примете: кукушка перестаёт куковать, когда заколосится хлеб («подавившись колосом», говорит народ).

Какие из приведённых пословиц, загадок бытуют и сейчас?

Работа над особенностями языка и стиха поэмы.

Показывая духовное богатство простого русского человека, Некрасов использует всё разнообразие речевых форм и интонаций устной разговорной народной речи.

Проведём исследование языка поэмы (работа по группам).

Язык и стих поэмы.

РЕЧЕВЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО- ОСОБЕННОСТИ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СТИХА

СРЕДСТВА

Разнообразие речевых форм:

  • повторы часто использовались в былинах для создания напевности, плавности речи, особого ритма, а также усиливают эмоциональное впечатление с этой же целью использованы и у Некрасова (гулять-погуливать, кричать-покрикивать, сошлись 7 мужиков//7 временнообязанных);
  • просторечные обороты Некрасов не идеализирует народный быт, рисуя порой подлинно грубые сцены соответствующим «грубым» языком (зачитать сцену драки: ругательски ругаются, забрало пуще прежнего, вцепятся друг другу в волоса, тузит) но удельный вес таких вульгаризмов в общем тексте поэмы невелик, отмечает в своей исследовательской работе критик А.А. Озерова, и они всегда соответствуют требованиям художественной выразительности.;
  • устаревшие формы слов с целью передать колорит эпохи, чтобы читатель ясно услышал настоящую крестьянскую речь (покудова – пока, перелетаючи), а постоянное повторение постфикса служит средством раскрытия степени угнетения и забитости крестьян (переглянулися, сложилися);
  • уменьшительно-ласкательные суффиксы (чаще всего это слова, обращенные к природе) говорят о любви к природе, предают ту нежность, те добрые чувства, которые испытывает сам поэт (пеночка, зайка, птенчик, гнёздышко).

Изобразительно-выразительные средства:

  • постоянные эпитеты, (эпитет – образное определение предмета столь частые в народном языке и в народной поэзии (солнце красное, тени чёрные, зайка серенький, лисица хитрая);
  • олицетворение разновидность эпитета, когда неживому приписываются свойства живого; («а эхо вторит всем», ворон «сидит да чёрту молится», «сама лисица хитрая, по любопытству бабьему, подкралась к мужикам, послушала, послушала…», пеночка «человечьим голосом Пахому говорит», «проснулось эхо гулкое», «весь лес переполошился», « потом кукушка старая проснулась и надумала кому-то куковать»);эти приемы (эпитеты и олицетворения) были распространены в неродной поэзии, т. к. в народе ещё бытовали отголоски язычества, когда люди поклонялись солнцу, ветру, дождю, священным животным;
  • сравнение и гиперболизация (« А их глазищи желтые// Горят, как воску ярого// Четырнадцать свечей», часто такие сравнения с сильным преувеличением использовались в былинах (а глазищи, словно чашищи)

Особенности стиха:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай…

Стих напевный, ритмичный, чему способствуют повторы, восходит к былине; можно наблюдать использование форм песенного языка. Размер мы определили: трёхстопный ямб с мужскими и дактилическими окончаниями (показать на доске).

Итак, своими исследованиями вы показали насколько самобытен и национален, поистине народен язык поэмы.

7. Итог.

  • Какова роль «Пролога»? Его значение?
  • В чём вы увидели своеобразие художественного мастерства Некрасова, читая «Пролог»? Какие фольклорные традиции мы наблюдали? Каковы языковые особенности?

Каково ваше первое впечатление от знакомства с поэмой?

Заключительное слово учителя.

Поэма Некрасова – кладезь народной мудрости.

Как могучая река, то спокойно и медленно, то бурно и стремительно, текут свободные стихи некрасовской музы:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

Этот сверкающий поток слов захватывает и увлекает… Секрет вечной силы и молодости музы Некрасова в приобщении её к неиссякающему источнику русской народной поэзии. Да и мог ли Некрасов писать иначе книгу, по его словам «полезную, понятную народу и правдивую»? Бойкое, размашистое народное слово, меткое и остроумное, «какого не придумаешь, хоть проглоти перо», - основа основ всей поэзии Некрасова.

Итак, наш урок – исследование подошёл к концу. Большое спасибо вам за работу.

Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Выучить отрывок наизусть, написать эссе на тему «Фольклорные традиции в «Прологе» поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

(Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.)


Фольклор в поэме – это былины, пословицы, сказки и сказочные персонажи, песни, басни. В Прологе Некрасов использовал фольклорные мотивы и образы: пеночка, скатерть-самобранка, корявая Дурандиха, леший, корова с колокольчиком – персонажи сказок; зайка серенький, лисица хитрая, ворон – герои басен; а черт – это одновременно и сказочный, и инфернальный персонаж. Сами мужики-богатыри являются героями былин и сказок. Также в Прологе присутствуют магические, сакральные числа – семь, три, четырнадцать: семеро мужиков, семь филинов, четырнадцать свечей.

Здесь она названа стоном, выражающим народную скорбь. 3 повествование Матрены Тимофеевны Корчагиной органично вплетается множество песен. Они показывают, что судьба героини типична. Бесспорно, это яркая личность, недаром ее прозвали счастливицей. Но доля крестьянки везде и всегда одинакова, поэтому-то у Матрены Тимофеевны на каждый случай в ее жизни находится песня. Есть в этой части и отдельная глава Песни, которая отведена автором под рассказ о жизни героини после замужества. Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками, и это говорит о том, что везде поются одни и те же песни, везде жизнь народа одинакова. В Пире на весь мир мужики справляют поминки по крепям. Здесь звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном. Так, в главе Горькое время – горькие песни мы видим песни народа о своей жизни. Название первой песни Веселая звучит явно иронически. Здесь же в конце каждого куплета рефреном звучат слова: Славно жить народу На Руси святой! Если в начале поэмы песни поясняют рассказы, которые слушают странники, то к концу поэмы их роль возрастает и они начинают нести основную смысловую нагрузку. Помимо песен крестьяне рассказывают несколько легенд, в которых вводится противоречивый образ народа. В легенде Про холопа примерного – Якова верного речь идет о людях холопского звания, потерявших человеческое достоинство в условиях крепостного права. А в легенде О двух великих грешниках проводится иная идея – идея возмездия помещикам за их злодеяния. В разноречивый хор народных голосов органично вливаются песни Гриши Доброеклонова, разночинца-революционера, знающего о том, что счастье может быть достигнуто в результате борьбы за общие интересы. Мужики прислушиваются к Грише, иногда согласно кивают головами, но последнюю песню Русь он еще не успел пропеть вахлакам, потому и финал поэмы открыт в будущее. Песня Гриши проникнута оптимизмом, верой в силу народа: Рать подымается – Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая! В этой песне как бы звучит ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастье народное придет в результате решительной и упорной борьбы. Но странники не услышали песню Русь и не поняли, в чем заключается воплощение счастья народного. Поэму Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо называли энциклопедией русской народной жизни. Песни и легенды раскрывают народное мировосприятие, помогают автору показать типичность судеб русских крестьян.

Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени. Поэма Кому на Руси жить хорошо – это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества.

Образы крестьян передают многообразие ситуаций, судеб. В конце главы Пьяная ночь упоминаются популярные в народе лубочные издания – Шут Балакирев и Английский милорд. Постепенно, с развитием сюжета поэмы, перед нами возникают картины народной жизни. Часто в повествование вводятся различные вставные элементы в виде песен и легенд, рассказываемых и исполняемых самими действующими лицами. Так, начиная с третьей части поэмы, Крестьянка, Некрасов вводит различные песни, причем некоторые из них были взяты из народной жизни, а некоторые принадлежат перу самого автора. Основными фольклорными источниками для Некрасова явились народные песни, собранные Рыбниковым, Шейном, а также причитания Ирины Федосовой и записи Барсова.

Песня является неотъемлемой частью поэмы, а также устного народного творчества. Она сопровождает крестьянина всю его жизнь: с самого рождения младенца мать поет ему колыбельные песни. Песня помогает в работе, утешает в несчастье, сопровождает все праздники и гулянья, провожает в последний путь. В ней выражает человек свои чувства, мысли. В одной из глав поэмы упоминается песня бурлаков.

Четырнадцать свечей!.. …У самого костра, Сидит и черту молится. Свеча – это христианский, священный мотив, а костер – языческий мотив. Эти два мотива тесно связаны с народом, с народной жизнью и творчеством. Крестьяне по вере христиане (в поэме есть песня, которую поет ангел – средь мира), но в их праздниках присутствуют языческие мотивы. Семеро мужиков – традиционные герои русских сказок – отправляются в путь-дорожку на поиски счастливого человека. Каждая реплика встреченных ими людей говорит об определенном характере, каждый герой говорит народным языком, у каждого яркая и индивидуальная речь.


Почему поэма насыщена песнями, пословицами, сказочными элементами и просторечными выражениями? Не мешают ли они восприятию идеи? Не придают ли произведению громоздкость? Поэтому необходимо выяснить это в процессе исследования. Почему поэма насыщена песнями, пословицами, сказочными элементами и просторечными выражениями? Не мешают ли они восприятию идеи? Не придают ли произведению громоздкость? Поэтому необходимо выяснить это в процессе исследования. Проблемные вопросы






Исследование и анализ Сравните: Сравните: Исследование и анализ Сравните: Сравните: Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим. А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим,- Нам рано предаваться ей! Мужик что бык: втемяшится В башку какая блажь- Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит!


Сравните: Строчки Н.А. Некрасова: В каком году – рассчитывай, В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Сошлись семь мужиков… Народные пословицы: Народные пословицы: Служил семь лет, выслужил семь реп Служил семь лет, выслужил семь реп Семь пятниц на неделе Семь пятниц на неделе У семи нянек – дитя без глазу У семи нянек – дитя без глазу Сравните: Строчки Н.А. Некрасова: В каком году – рассчитывай, В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Сошлись семь мужиков… Народные пословицы: Народные пословицы: Служил семь лет, выслужил семь реп Служил семь лет, выслужил семь реп Семь пятниц на неделе Семь пятниц на неделе У семи нянек – дитя без глазу У семи нянек – дитя без глазу


Горький рассказ Матрёны Тимофеевны о жизни и о своей горькой крестьянской судьбе: Я личиком разгарчива, А матушка догадлива… Чужая-то сторонушка Не сахаром посыпана, Не медом полита! Там холодно, там голодно, Там холеную доченьку Обвеют ветры буйные, Обграют черны вороны, Облают псы косматые И люди засмеют!.. Горький рассказ Матрёны Тимофеевны о жизни и о своей горькой крестьянской судьбе: Я личиком разгарчива, А матушка догадлива… Чужая-то сторонушка Не сахаром посыпана, Не медом полита! Там холодно, там голодно, Там холеную доченьку Обвеют ветры буйные, Обграют черны вороны, Облают псы косматые И люди засмеют!.. Народная песня- плач: Кто плач мой, и воздыхание мое приимет. Услыши стенание мое и вопль сердца моего! Услыши, услышитттт, услышитттт… Народная песня- плач: Кто плач мой, и воздыхание мое приимет. Услыши стенание мое и вопль сердца моего! Услыши, услышитттт, услышитттт… Сравните:Сравните:


Стиль поэмы должен быть близок и понятен крестьянину из-за обилия просторечных выражений: « - А где возьмешь косушечку?» « - А вы же дать сулилися!» «Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку. А два братана Губины Утюжат Прова дюжего…» Стиль поэмы должен быть близок и понятен крестьянину из-за обилия просторечных выражений: « - А где возьмешь косушечку?» « - А вы же дать сулилися!» «Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку. А два братана Губины Утюжат Прова дюжего…»


Сравните: Пролог в поэме «В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай…» Начало в сказках «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве…» Сравните: Пролог в поэме «В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай…» Начало в сказках «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве…»





Песни: Песни:«Весёлая», «Барщинная», «Барщинная», Аммирал-вдовец по морям ходил», «Голодная»,«Солдатская», «Доля народа», «Доля народа», «Солёная», «Солёная», «Средь мира дольного», «Средь мира дольного», «Бурлак», «Бурлак», «Русь» и песни из главы «Крестьянка». Притчи: «Про холопа примерного – Якова верного», Легенды: «Про холопа примерного – Якова верного», Легенды: «О двух великих грешниках» «О двух великих грешниках» Песни: Песни:«Весёлая», «Барщинная», «Барщинная», Аммирал-вдовец по морям ходил», «Голодная»,«Солдатская», «Доля народа», «Доля народа», «Солёная», «Солёная», «Средь мира дольного», «Средь мира дольного», «Бурлак», «Бурлак», «Русь» и песни из главы «Крестьянка». Притчи: «Про холопа примерного – Якова верного», Легенды: «Про холопа примерного – Якова верного», Легенды: «О двух великих грешниках» «О двух великих грешниках»