Летопись храма Трех Святителей на Кулишках впитала в себя многие страницы истории города Москвы с древних времен и по сегодняшний день.

В городе есть всего три храма, находящихся «на кулишках», и стоят они недалеко друг от друга.

Этимология такого странного слова - «кулишки» - восходит к понятию «кулига» - это вырубленная под пашню площадка леса.

Нынешний район столицы был тогда очень красивым местом: рядом - река Рачка, пересекавшая холм; на склонах холма - великокняжеские сады; рядом - государевы конюшни. На конном дворе стояла деревянная церковь в честь святых мучеников Флора и Лавра, являющихся покровителями лошадей.

В начале пятнадцатого столетия именно здесь появилась загородная великокняжеская резиденция, на территории которой подняли храм во имя Святого Владимира. Рядом с царскими конюшнями построили метрополичий двор, домовой храм которого возвели как пристройку к уже стоявшей Флоролаврской церкви.

В шестнадцатом веке Белый город, его юго-восточная часть, начал активно заселяться и Великокняжескую усадьбу в связи с этим пришлось перенести в селение Покровское. Бывшие домовые церкви стали приходскими.

Среди прихожан церкви Троицы Живоначальной на Кулишках в XVII столетии были не только местные ремесленники и подьячие, но и представители знатных семей: Акинфовы, Глебовы, а также Шуйские.

В период с 1670 по 1674 годы был выстроен новый Троицкий храм. Средства предоставили состоятельные прихожане.

Новая святыня в два этажа теперь стояла в камне, колокольню установили с угла строения, что по тем временам было редким приемом в зодчестве Москвы. В нижнем этаже разместили так называемые теплые приделы с отдельными входами - Трехсвятительский и Флоролаврский. Верхние помещения занял летний, или холодный, храм во имя Троицы Живоначальной. Фасады декорировали узорными наличниками, на верхний этаж вели высокие крыльца, алтари теплых пределов оригинально завершались главами, покрытых лемехом.

Со временем придел во имя Флора и Лавра стал больше домовым храмом семьи Глебовых, проживавшие в Малом Трехсвятительском переулке и предки которых продолжали заботиться о церкви даже после упразднения ее, как родового храма.

Прихожанами храма Трех Святителей на Кулишкам были такие известные люди, как графы Толстые, князья Волконские, семьи Мельгуновых и Лопухиных, граф Остерман. Именно на их пожертвования в 70-х годах восемнадцатого века святыню перестраивают.

Строители разобрали стоявшую шатровую колокольню, а новою подняли уже с западной стороны. Убранство фасадов, относящееся к XVII столетию, сбили, в четверике протесали место под дополнительный ряд оконных проемов. После всех преобразований культовое здание приобрело новый облик - классицистический.

К сожалению, трагические события 1812 года не прошли стороной Трехсвятительский храм. И если после пожара пострадала сильно только кровля, то французские солдаты напрочь поглумились во внутренних помещениях: ценности, а также святые антиминсы, украли, престолы разрушили. Вновь освятили святыню только в 1813 году.

Война нанесла и демографический вред - приход церкви Трех Святителей стал малочисленным и здание приписали к Иоаннопредтеченскому храму.

В 1815 году оставшиеся прихожане, наконец, собрали средства, на которые смогли восстановить оба придела - Флоролаврский и Троицкий, которые были освящены в 1817 и 1818 годах, соответственно. В это же время несколько перестроили и само здание, получившее теперь ампирный декор. Двор обнесли металлической оградой, которая крепилась на каменные столбы.

Некоторые изменения во внешний вид культового здания внесли в 1858 и в 1884 годах.

В 1927 году администрация тюрьмы, организованной на месте бывшей Мясницкой полицейской части, потребовала закрыть святыню для устройства в ней складов этой организации. Собранные на тот момент подписи в защиту церкви не помогли - ее закрыли. Иконостасы быстро разобрали, иконы и утварь немедленно вывезли из здания. Саму церковь Трех Святителей обезглавили, шатер колокольни снесли.

В 30-е годы прошлого века на территории храма в Кулишках построили больницу. В культовом здании планировали обустроить общежитие для персонала. Однако, врачам нашлось другое место, а храм превратили в коммуналку.

В 50-е годы приступают к восстановительным работам. Реставратор А.И. Окунев решает по возможности полностью вернуть первоначальный облик святыне: восстанавливается колокольня, стоявшая изначально на углу святого здания, возобновляется декор 17 века. Правда, уже в 1987 году в церкви разместилась мультипликационная студия.

Храм во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу. Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра - святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские). В начале XV века "в садех" была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских. В XVI веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму - Ивановская горка. Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы.

В 1670-1674 гг. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами. На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный входе улицы. Здесь находился домовый храм М.И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л.М. и П.Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х гг. церковь перестраивалась. Разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 г. холерном году упразднили приходское кладбище. 1812-й г. принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 г. придел Трех Святителей, но из-за малочисленности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 г. упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня - икона Божией Матери "Прозрение очес". В 1815 г. прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 гг. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах.

В приходе храма жил известный московский архитектор Ф. К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А.Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Староста же церковный в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.

В 1858 г. по проекту архитектора Д.А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 г. крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).

На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 гг., а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами.

Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик "хитрованцев". Известны имена большинства священнослужителей и псаломщиков Трехсвятительского храма от XVII века до 1920-х гг.: это и бесфамильный причт древности, и церковники конца XVIII-XIX веков, биографии которых более или менее известны, и последние клирики храма с длинными послужными списками.

Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 г., был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 г. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 г. Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 г. администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери "Прозрение очес".

Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е гг. церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом. В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку. В 1950-е гг. разрушили ограду. В середине 1960-х гг. здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных контор. Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 г. здание заняла мультипликационная студия "Пилот".

В 1991 г. сформировалась православная община во главе с протоиереем Владиславом Свешниковым, желающая вновь открыть храм. 30 июня 1992 г. вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. Но еще четыре года прихожане вымаливали свой храм, одновременно подыскивая мультипликаторам новое пристанище. И только 6 июля 1996 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия.

За прошедшие с этого времени годы поруганный храм преобразился, но работы по его благоукрашению, проводящиеся в основном силами самой общины, длятся до сих пор. В 1997 г. в верхнем Троицком храме побелены стены, устроена солея, из ступеней белокаменной лестницы московского дома. В 1998 г. сделан новый пол из керамической плитки. В 1999 г. на колокольню подняты колокола, поставлены филенчатые двери, лестница украшена резным парапетом, возведена ограда. К 2006 г. храм был перекрашен, заменена часть крыши, поставлены резные окна, готовятся к освящению нижние приделы. Заканчивается устройство иконостаса верхнего Троицкого храма (мастерская иконописца А.А. Лавданского), решенного в византийском стиле. 2 мая 2003 г. была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, в возрождаемом приделе Трёх Святителей Вселенских.

Информация с сайта храма http://www.trisvyat.orthodoxy.ru/hist1.php



Церковь Трех Святителей, что на Кулишках

В Ружной книге 1681 г. эта церковь названа по другому престолу: Святых мучеников Флора и Лавра, что у старых конюшен. При пожаре 1547 г. значится погоревшим «Фрол Святый у конюшен». В переписи 1620 г. упоминается в этой местности «Трехсвятцкий переулок». В Строельной книге 1657 г. церковь показана деревянной.

Сооружение каменной церкви относится к 70-м гг. XVII в., придел Флора и Лавра построен 21 августа 1670 г., а главная верхняя церковь Живоначальной Троицы одновременно с приделом Трех Святителей построена 1 мая 1674 г., а освящена 3 сентября этого же года.

Во внутреннем убранстве почти ничего не осталось древнего, а снаружи обновления были незначительны. Более всего заметны новая форма главы и новый вход в верхнюю церковь.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 146-148

Церковь Трех Святителей (т.е. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) на Кулишках, близ Хитрова рынка

М. Трехсвятительский, ныне М. Вузовский пер., 4-6, угол Хитровского, ныне пер. Максима Горького, 5

"Прежнее название Б. и М. Вузовских переулков - Б. и Т. Трехсвятительские - было дано по стоявшей перед ними с запада церкви Трех Святителей "что на Кулишках".

Кулишки - расчищенные поляны среди леса; местность под таким названием известна в Москве с XIV в. (правильнее произносить "кулижки"). После того, как весь лес здесь постепенно исчез, наименование "на Кулишках" сохранилось у стоявших с древности храмов: Петра и Павла, Трех Святителей, Рождества Богородицы и Всех Святых и церкви Троицы. О "Кулижках" подробнее в кн. .

"Вероятно, церковь, называвшаяся тогда во имя Флора и Лавра, существовала с 1367 г. под именем "Трех Святителей". Известна с 1406 г.".

Нынешнее здание "построено в 1674 г. Внизу, кроме главного престола 1674 г., еще придел Флора и Лавра 1670 г.

В верхнем ярусе престол св. Троицы, освящен в 1674 г.".

"Построена в 1674 г. на месте прежней церкви, известной со второй половины XIV в. Возникла подле царских конюшен. Здесь же, вблизи церкви, находился загородный двор митрополитов (его хоромы "с церковной земли" были сломаны в 1656 г.). Предполагают, что по первоначальной Флоровской церкви были названы главные ворота Кремля (Флоровские, затем Спасские). В 1677 г. храм значится как "церковь Флора Святого в Сады" - по приделу (главный престол - Троицкий), а в 1699 г. - по другому приделу - церковь Трех Святителей, что на Кулишках. Каменный храм с нижней и верхней церквами, трапезной и шатровой колокольней был поставлен над склоном, усиливавшим вертикализм здания. Нижняя приземистая зимняя церковь с обширной трапезной служит подклетом для летнего Троицкого храма, сдвинутого на запад так, что верхняя тройная абсида оказалась над главным помещением церкви. Две абсиды зимнего храма (самого храма и придела) значительно выступают вперед. Пластическая выразительность ступенчатой восточной части здания подчеркивает стройность высокого четверика, завершенного кирпичной главой на глухом барабане. Крытая паперть-гульбище примыкает к четверику с севера; с гульбища попадали в летний храм и на колокольню, замыкающую галерею с запада. Нарядный и чрезвычайно характерный для того времени кирпичный декор здания, стесанный в 1770-х гг., ныне восстановлен; воссоздана и северная галерея (переделывалась в 1770-х гг. и 1861 г.) с колокольней. Сохранились притвор и нижний ярус колокольни, в 1770-х гг. пристроенные по оси церкви, с запада, после разборки первоначальной колокольни".

"Церковь перестраивалась в 1770-е гг.".

"Значительно перестраивалась в XIX в., когда была устроена вновь трапезная".

"Обновление было в 1901 г.". "В верхней церкви было несколько икон XVI-XVII вв. поступивших путем пожертвования, но в общем вверху и внизу обстановка новая. Главный верхний иконостас освящен 17 мая 1859 г.

Закрыта в 1927 г.", после чего заселена.

Главы были сломаны, шатер колокольни снесен, ограда уничтожена. В 1966 г. М. Л. Богоявленский застал храм в "неряшливом, грязном, облезлом виде, с полуотвалившейся штукатуркой - будто куча кирпичей". Использовался он учреждением без вывески.

С 1970-х гг. началась медленная реставрация. При этом колокольню восстановили не там, где она была в XIX в. - с запада, - а на более "древнем" месте, у северо-западного угла, выстроив ее заново целиком. На главе водружен фигурный крест. Здание стоит на государственной охране под № 116.

В 1990 г. здание принадлежало объединению "Видеофильм" Госкино СССР. Ремонт окончен. В стенах с юга и востока сохранились резные белокаменные надгробные доски.

Александровский, № 103.

Рукопись Александровского, № 22.

Материалы. С. 490.

Синодальный справочник.

Альбом зданий, принадлежащих моск. городскому общественному управлению. М., б.г. (1910-е гг.) - фото храма от Хитрова рынка.

Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 97.

Максимов С. В. Избранное. М., 1981. С. 393-397.

Москва. Энциклопедия. М., 1980. С. 350.

Миллер П. Н. "Кулишки" // Старая Москва. М., 1914. Вып. 2.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 29.

Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 329.

Каталог архивов. Вып. 3. С. 584.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

В 1740 году прихожане соборной Андреевской церкви, в то время ещё деревянной и неотапливаемой, обстоятельно описав неудобства проведения богослужений в холодное время года, обратились к императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрешении построить рядом с церковью, на её участке, тёплый каменный храм. Последовал Высочайший указ по которому 2 июля 1740 года и был заложен храм во имя Трёх Святителей Вселенских Василия Великого, Григоря Богослова и Иоанна Златоуста.
Начавшееся по проекту Карло-Джузеппе Трезини строительство из-за недостаточности средств затянулось. В 1743 году по челобитью священника Андреевской церкви Иакова Тихонова императрица Елизавета Петровна издала указ Сенату о том, что бы денег за материалы на строительство нового храма с прихода не требовать, т.к. при Андреевской церкви не имелось вкладных сумм.

В 1745 году церковь была построена, и в ней начались богослужения. Освящена Трёхсвятительская церковь с Благовещенским приделом на хорах лишь 17 сентября 1760 года. Иконостас и церковную утварь перенесли из сгоревшего Андреевского собора, в который она была передана из домовой Благовещенской церкви Меншиковского дворца.

В 1761-1780 гг. во время строительства нового здания собора андреевский причт совершал богослужения в Трёхсвятительском храме.

В 1845 году в церковной жизни храма произошли большие изменения. Указом Святейшего Синода от 3 апреля 1845 года приходская Благовещенская церковь на углу 7-й линии и Малого проспекта передана под Новодевичий монастырь, а благовещенскому причту для совершения богослужений отдана Трёхсвятительская. Так было до 1 июня 1854 года, когда Благовещенская церковь вновь была возвращена прежним прихожанам.

19 ноября 1916 года храм Трёх Святителей временно, до постройки своей церкви, передан грузинскому православному приходу, который в марте 1918 года из-за революционных событий и отъезда прихожан закрылся.


По мнению известного искусствоведа академика И.Э.Грабаря Трёхсвятительская церковь обладала к началу XX века одним из самых значительных в С.-Петербурге собранием древнерусских икон.

Со средины 20-х годов богослужения в церкви не совершались. В 1929 году хранившийся в храме архив Андреевского собора вывезен, часть икон и царские врата переданы в Русский музей, а церковная утварь и металлическая решётка солеи изъяты. В 1931 году с храма сняли кресты и разобрали иконостас. В январе 1932 года здание передали трикотажной фабрике, чем окончательно уничтожили уникальное внутреннее убранство.

После Великой Отечественной войны в храме разместилась гидротехническая лаборатория, а с 70-х годов производство Ленбытхима.
Здание Трёхсвятительской церкви, охраняемое государством как памятник архитектуры, полностью изуродованное многочисленными переделками под производственные нужды, 15 июля 1991 года передано в ужасающем состоянии его законному владельцу — приходу Андреевского собора.

На пожертвования прихожан отремонтирован купол и восстановлены главки храма, а затем на них были воздвигнуты кресты. Воссоздан и установлен над центральным входом козырёк. Произведён реставрационный ремонт внутренних помещений, заново устроена система теплоснабжения, настелены полы, установлен иконостас со старинными и новописанными образами, приобретены большая четырёхярусная люстра и многочисленная церковная утварь.

12 февраля 1999 года, в день Трех Святителей Вселенских, возобновлены богослужения. 12 февраля 2001 года, в престольный праздник, храм освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
Выстроенная в стиле петровского барокко, Трёхсвятительская церковь является одной из первых каменных церквей города. Особенно ценно то, что вид храма за четверть тысячелетия не изменился. Однокупольное, украшенное строгими пилястрами и наличниками здание, с востока завершается большой трёхгранной апсидой и имеет два входа: западный и южный. Внутри храм поражает обширным алтарём, необычным сомкнутым центральным сводом, мощными столпами несущими крестовые своды, на которых устроены вместительные хоры. Уникальное здание церкви Трёх Святителей Вселенских не имеет аналогов в русской церковной архитектуре и в ансамбле с Андреевским собором является украшением С.-Петербурга.

В настоящее время в Трёхсвятительском храме совершаются по двунадесятым и великим праздникам ранняя литургия, нач. в 7.00; и еженедельно по четвергам литургия, нач. в 10.00, и вечерня с чтением акафиста попеременно Трём Святителям и Святителю Николаю, нач. в 17.00.

Престольный праздник в 2013 году.

Одним из уникальных образцов древнерусского церковного зодчества является памятник XVII века ─ храм Трех Святителей на Кулишках (фото приводятся в статье), воздвигнутый в честь выдающихся богословов и проповедников христианства святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Его приход, расположенный в Басманном административном округе столицы, входит в состав Богоявленского благочиния Московской епархии.

Княжеские палаты на Кулишках

Для любителей старины представляет интерес не только храмовый комплекс, но и территория в районе слияния Москвы-реки и Яузы, на которой он расположен. Из истории столицы известно, что некогда данный район и находящийся на нём холм именовались Кулишами или Кулишками. Объясняя происхождение этого названия, лингвисты обычно ссылаются на созвучное ему древнерусское слово, обозначавшее участок леса после порубки.

Поскольку этот район находился вблизи центральной части города, его застройка началась довольно рано. Известно, что уже в XV веке там появились летняя резиденция великого князя Московского Василия I и воздвигнутая при ней домовая церковь, освящённая в честь крестителя Руси святого князя Владимира. Она стала предшественницей ныне действующего храма Святого Владимира в Старосадском переулке. Поскольку там же размещались и государевы конюшни, то вскоре была воздвигнута и церковь во имя святых Флора и Лавра, считавшихся в народе покровителями лошадей.

Первая церковь Трёх Святителей

Согласно традиции, сложившейся ещё со времён крещения Руси, церковные иерархи всегда держались вблизи земных владык. Вот и в те давние времена московский митрополит счёл за благо построить возле княжеского дворца свою резиденцию с церковью, воздвигнутой на месте нынешнего храма Трех Святителей на Кулишках и получившей то же название. Разумеется, в те годы двери княжеского и митрополичьего домового храма были открыты лишь для высших духовных и светских лиц государства.

на Ивановской горке

В XVI веке картина изменилась. Великий князь Василий III переехал в новые хоромы, выстроенные для него в селе Рубцово-Покровском, туда же поспешил и правивший в Оставленные ими домовые церкви стали приходскими, доступными для богомольцев всех социальных слоёв, приток которых в тот период постоянно увеличивался за счёт активного заселения территории, которая после учреждения на ней монастыря в честь Иоанна Предтечи стала именоваться Ивановской горкой.

Дошедшие до нас документы свидетельствуют о том, что строился храм Трех Святителей на Кулишках при государе Алексее Михайловиче в период между 1670 и 1674 годом. Необходимые средства для этого были собраны благодаря добровольным пожертвованиям прихожан, в число которых входило немало состоятельных людей, таких, например, как представители высшей знати - князья Шуйские, Глебовы и Акинфиевы.

Творение неизвестного зодчего

История не сохранила для потомков имя зодчего, ставшего автором проекта этого замечательного и новаторского для своего времени сооружения, но остались чертежи и рисунки ─ свидетельства его творческой мысли. В нижнем этаже просторного двухэтажного храма были устроены тёплые (отапливаемые зимой) приделы ─ Флоролаврский и Трёхсвятительский. Над ними помещалась летняя, неотапливаемая церковь Святой Живоначальной Троицы.

Вопреки бытовавшей традиции, колокольню зодчий воздвиг не на осевой линии здания, а сместил её к углу. Высокий и стройный храм Трех Святителей на Кулишках, фасады которого были искусно декорированы порталами и наличниками, выглядел гармоничным завершением всего комплекса сооружений, расположенных на Ивановской горке.

Перестройка храма в последующем веке

Во второй половине XVIII века территория Ивановской горки вошла в число наиболее престижных районов Москвы и заселялась главным образом представителями высшей знати, немало способствовавшей благополучию и процветанию воздвигнутых там храмов. Достаточно сказать, что среди прихожан Трёхсвятительской церкви (так стал именоваться в народе храм Трёх Святителей) были князья Волконские, Лопухины, Мельгуновы, графы Толстые, Остерман и многие другие царедворцы.

Благодаря щедрости этих именитых сановников, в 1770-х годах здание храма было перестроено и обрело классический вид. Однако, чтобы достичь желаемого эффекта, строителям пришлось пожертвовать многим из того, что составляло оригинальность его прежнего облика. В частности, была разобрана прежняя, помещавшаяся в угловой части здания шатровая колокольня, и с западной стороны сооружена новая, в большей степени отвечавшая духу времени. Кроме того, уничтожили лепной декор фасадов и прорубили в них новые окна.

Разорение храма в 1812 году

Неимоверные бедствия принесли храму Трех Святителей на Кулишках события 1812 года. В огне пожара, охватившего Москву, были уничтожены многие окружавшие его дворцы, особняки, а также жилища простых людей. И хотя ущерб зданию оказался незначительным ─ обгорела лишь небольшая часть крыши, всё находившееся в нём было безжалостно разграблено, а что не удалось вынести ─ разрушено. Так, безвозвратно утерянными оказались престолы и находившиеся на них старинные антиминсы ─ шёлковые платы со вшитыми в них частицами мощей православных святых.

Облик храма в XIX столетии

После изгнания захватчиков Трёхсвятительскую церковь освятили заново, а через несколько лет, объявив среди прихожан подписку, полностью восстановили её внутреннее убранство. Параллельно с этим произвели реконструкцию фасадов, придав им черты модного в то время стиля ампир. На протяжении последующих десятилетий XIX века здание храма неоднократно перестраивалось и подновлялось, что накладывало отпечаток на его облик.

К середине столетия облик всей Ивановской горки значительно изменился. Из уединённого аристократического района она превратилась в густонаселённую часть города. Соответственно изменились и жители близлежащих улиц. Если прежде в их число входили исключительно представители обеспеченных слоёв общества, то теперь соседями Трёхсвятительской церкви стали рядовые обыватели, среди которых особо выделялись завсегдатаи печально известного Хитрова рынка с его бесчисленными притонами и ночлежками (фото приводится выше).

Закрытие и разорение храма

Государственный переворот 1917 года стал началом многочисленных бед, постигших храм Трех Святителей на Кулишках в Москве. В течение первых десяти лет нового режима он продолжал действовать, но оказался в весьма мрачном окружении. Находившаяся рядом с ним Мясницкая полицейская часть была превращена в тюрьму, а в стенах Иоанновского монастыря устроен концлагерь.

Наконец, в 1927 году тюремная администрация потребовала закрытия храма, и, несмотря на протесты прихожан, он прекратил свою деятельность. Всё внутреннее убранство и представлявшая собой историческую и художественную ценность, были вывезены и бесследно исчезли. В их числе оказалась и уникальная богородичная икона XVI века «Прозрение очес», весьма почитавшаяся и уцелевшая во время наполеоновского нашествия.

В советский период лишённое купола и колокольни здание храма использовалось для различных городских нужд. Одно время в нём располагалась больница НКВД, затем её сменило общежитие, уступившее место складу, вытесненному впоследствии различными конторами. Наконец в 1987 году его арендатором стала мультипликационная студия «Пилот».

Возрождение поруганной святыни

Храм Трех Святителей на Кулишках (адрес: Москва, Малый Трёхсвятительский пер., д. 4/6) был возвращён в собственность Русской православной церкви в июне 1992 года, но ещё в течение четырёх лет в нём по-прежнему размещались мультипликаторы, не имевшие на тот момент иного помещения. Таким образом, первую литургию удалось отслужить лишь в 1996 году. Произошло это знаменательное событие в верхнем храме и было приурочено к 6 июля ─ дню празднования Владимирской иконы Божьей Матери.

Для возобновления регулярных богослужений храм, долгие годы использовавшийся в хозяйственных нуждах и обезображенный многочисленными перестройками, следовало привести в надлежащий вид. Для этого потребовалось много времени и большие капиталовложений, обеспечить которые удалось благодаря помощи ряда государственных структур и частных организаций. Немалую роль в этом сыграли и добровольные пожертвования москвичей, желавших помочь восстановлению храма Трех Святителей на Кулишках.

Расписание богослужений

В 2003 году удалось наконец совершить первое богослужение в нижнем помещении храма, но и после этого потребовалось ещё 7 лет реставрационно-восстановительных работ, прежде чем в феврале 2010 года было совершено великое освящение, и среди прочих святынь столицы своё достойное место занял храм Трех Святителей на Кулишках.

Расписание церковных служб, появившееся на его дверях и свидетельствующее о возрождении этой некогда попранной святыни, в общих чертах сходно с графиком работ большинства столичных храмов. В зависимости от дней недели, а также тех или иных праздников, утренние богослужения начинаются в 8:00 или в 9:00, вечерние же проводятся с 17:00.

Это лишь общие сведения, поскольку годичный круг богослужений весьма обширен, и расписание может меняться. Для получения информации, касающейся какой-либо конкретной даты, следует зайти на приходской интернет-сайт или обратиться непосредственно в храм.

Новая жизнь древнего храма

Сегодня возрождённый из небытия храм, носящий имя трёх величайших столпов христианской веры Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, как и в давние годы, входит в число ведущих духовных центров Москвы. Распространение знаний, необходимых каждому православному христианину, является приоритетным направлением деятельности всего клира храма Трех Святителей на Кулишках. Воскресная школа, занятия в которой рассчитаны не только на детей, но и на взрослых прихожан, помогает восполнить пробел религиозной культуры, который возник у населения за годы господства тотального атеизма.

В то же время большое внимание уделяется историческому и культурному значению, которое имеет храм Трех Святителей на Кулишках. Экскурсии, регулярно организуемые различными туристическими агентствами при содействии настоятеля храма протоиерея отца Владислава (Свешникова), помогают не только увидеть эту жемчужину церковного зодчества, но и подробно ознакомиться с её историей.