По правилам Кодекса административного судопроизводства РФ рассматривают дела по оспариванию кадастровой стоимости, решений и действий госорганов, нормативных правовых актов и т. д. В 2019 году вступят в силу нормы, которые связаны с судебной реформой, а также иные изменения.

В чем особенности КАС

С 15 сентября 2015 года в Российской Федерации действует особый процессуальный кодекс об административном производстве. Делами, которые рассматривают по правилам этого кодекса, занимаются суды общей юрисдикции.

42 полезных документа для юриста компании

В рамках Кодекса административного судопроизводства () рассматривают споры из административных и других публичных правоотношений о действиях органов власти РФ различных уровней и их должностных лиц. Одним участником спора является орган с публичными полномочиями либо его должностное лицо, другим – компания или гражданин. В частности, по правилам кодекса ведут дела:

  1. О защите прав и законных интересов физических и юридических лиц (гл. 21 – 26 КАС РФ). В том числе о пересмотре кадастровой стоимости, об оспаривании нормативных актов, решений госорганов или органов местного самоуправления.
  2. В связи с судебным контролем законности и обоснованности государственных или иных публичных полномочий (гл. 27 – 32 КАС РФ). Например, по поводу взыскания с граждан обязательных платежей, наложения на них санкций (гл. 32 КАС РФ).

Данный административный процессуальный кодекс не применяют к делам:

  • из публичных правоотношений, которые находятся в ведении арбитражных судов (раздел III АПК РФ);
  • о правонарушениях, в отношении которых действует КоАП РФ;
  • об обращении взыскания на средства из бюджета государства (ч. 5 ст. 1 КАС РФ).

В кодексе об административном судопроизводстве закрепили, что представителем в суде может быть только дипломированный юрист, это правило есть и в действующей редакции (ч. 1 ст. 55 КАС РФ). Наличие образования нужно подтвердить. Поэтому в комплект документов к иску входят оригинал и копия диплома представителя (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС). При этом есть исключения. Без высшего юридического образования в процессе может участвовать:

  • руководитель компании, который выполняет функции единоличного исполнительного органа;
  • законный представитель гражданина с ограниченной дееспособностью или недееспособного, а также лица в возрасте до 18 лет;
  • глава госоргана или органа местного самоуправления (п. 19 );
  • представитель, который состоит в группе лиц, в интересах которой ведет спор (п. 16 постановления № 36).

Для самостоятельной защиты (без представителя) высшее профильное образование по общему правилу не требуется. Но есть исключение для дел, которые касаются оспаривания нормативных актов и которые будут рассматривать в областных и равных им судах либо в ВС РФ. Граждане могут лично вести такие дела, только если у них есть высшее юридическое. Иначе им понадобится дипломированный юрист-представитель (ч. 9 ст. 208 КАС РФ).

Какие правила процессуального кодекса учесть, если предстоит административный спор по КАС РФ

Если в 2019 году вам предстоит процесс в РФ по правилам административного процессуального кодекса, обратите внимание на ряд особенностей:

  1. В доверенности от компании нужна печать (ч. 6 ст. 57 КАС РФ).
  2. Оппоненты вправе подписать соглашение по обстоятельствам дела (ст. 65 КАС РФ).
  3. У председателя суда есть полномочия ускорить рассмотрение по своей инициативе (ч. 6 ст. 10 КАС РФ).
  4. Можно ходатайствовать о неотложном рассмотрении и разрешении спора (ч. 4 ст. 135 КАС РФ).
  5. Суд вправе обязать участников явиться на заседание (ст. 121 КАС РФ).
  6. Кодекс допускает подачу коллективных исков по административным спорам (ст. 42 КАС РФ).
  7. Действует аналог обеспечительных мер – меры предварительной защиты (гл. 7 КАС РФ). Суд вправе применить их только после возбуждения дела (абз. 7 п. 27 постановления № 36).
  8. Если суд известил о рассмотрении административного спора по электронной почте, считается, что получатель письма ознакомился с ним в тот же день. Это лишает участника возможности заявить, что сообщения не было или его прочли позже.
  9. По некоторым категориям дел действуют специальные сроки подачи иска .

Какие изменения содержит действующая в 2019 году редакция Кодекса административного судопроизводства РФ

Поправки, которые появятся в кодексе в 2019 году, вводятся согласно двум законам:

  1. . Дата, когда поправки вступят в силу, зависит от хода судебной реформы.
  2. . Эти изменения начнут действовать с 1 сентября 2019 года.

28.11.2018 приняли закон № 451-ФЗ, он касается изменений в процессуальные кодексы. В том числе заработают новые нормы в КАС (ст. 20 закона № 451-ФЗ). В частности, законодатель определил:

  1. Правила перехода к рассмотрению дела в рамках ГПК РФ (п. 4 ст. 20 закона № 451-ФЗ). В первую очередь, для использования ГПК установили более высокий приоритет по сравнению с КАС, если дела нельзя разделить.
  2. Обязанность суда общей юрисдикции передать спор в надлежащий арбитражный суд, если выяснилось, что вопрос относится к компетенции арбитражного суда (подп. «в» п. 11 ст. 20 закона № 451-ФЗ).
  3. Механизмы приостановления и продления процессуальных сроков (п. 29 и 30 ст. закона № 451-ФЗ).
  4. Способы разрешения вопросов о расходах на процесс (п. 35 закона № 451-ФЗ).
  5. Порядок рассмотрения дел о признании информации из сети «Интернет» относящейся к запрещенной для распространения на территории страны, а также дел о признании информации экстремистской (п. 78 и 79 закона № 451-ФЗ).

Поправки, которые касаются начала работы новых апелляционных и кассационных судов, внесли во многие статьи КАС.

Закон № 265-ФЗ ввел отдельную статью о помощнике судьи и поправки, которые связаны с этим изменением (ст. 3 закона № 265-ФЗ).

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

В 2015 году нормы судопроизводства были выделены в отдельный Кодекс. В середине 2019 года были внесены определенные поправки. Какие правила действуют при административном судопроизводстве? Какие основные стадии производства определил Кодекс? Кто может быть его участником? Для чего нужен представитель?

Основные понятия КАС

Кодекс является регулятором спора касательно административного вопроса. Судами общей юрисдикции, Верховным Судом, мировыми судьями принимается порядок защиты права физического и юридического лица, описанный нормами КАС. Устав производит контроль правоотношений и законность действия обязанностей.

При судах общей юрисдикции производятся следующие процедуры:

  • оспариваются нормы права;
  • осуществляется обжалование деятельности муниципальных органов, должностного и государственного лица;
  • опротестовывается деятельность некоммерческих организаций, которые имеют перечень публичных полномочий;
  • опротестовываются действия судейского коллегиального органа и результаты экзаменов на место судьи;
  • защищаются права избирателя;
  • присуждается штраф за несоблюдение привилегии судопроизводства, исполнение постановления за установленные сроки в судах общей юрисдикции;
  • прекращаются действия общественных организаций, религиозных объединений, партийных отделов или партий;
  • изымаются данные об организациях из госреестра;
  • осуществляется остановка деятельности информативного агентства;
  • взыскиваются финансы с физического лица для штрафных выплат;
  • производится помещение иностранцев, которые должны быть депортированы из РФ, в специализированные отделения и учреждения;
  • принимается решение о продлении периода пребывания на территории РФ иностранцев, подлежащих выдворению из России;
  • принимается решение про установление, продление или досрочное прекращение надзора или надзорного ограничения;
  • выносится резолюция о необходимости прохождения гражданином лечения при специализированных психиатрических или противотуберкулезных учреждениях;
  • назначается обязательное медицинское вмешательство, когда родители или опекуны ребенка не согласны его лечить, что несет опасность для жизни.

Осуществление судопроизводства в судах общей юрисдикции определено Конституцией РФ, Кодексе и других законодательных актах.

Кодекс уступает по своей силе международным договорам, т. е. их правила первостепенны. Административное судопроизводство при различных судебных инстанциях имеет свои характерные особенности рассмотрения. Если конкретного указания по отдельным вопросам не существует, судья принимает во внимание аналогичные законы.

Перечень задач и принципов из Кодекса

Кодекс об административном судопроизводстве содержит основной перечень задач, а именно:

  • административное судебное производство призвано обеспечить доступность к правосудию при различных правоотношениях;
  • с его помощью следует проводить защиту нарушенных законных интересов, свобод, прав россиян, организаций в различных правоотношениях;
  • Кодекс обязывает своевременно и верно анализировать доказательную базу и выносить вердикт по спорам;
  • сборник законов об административном судебном разбирательстве определяет необходимость предупреждения несоблюдения правоотношений.

Кроме задач Кодекс РФ об административном судопроизводстве определил перечень принципов:

  • каждый судья независим;
  • независимо от категории заявителя он в равных долях рассчитывает на равноправие в правоотношениях и при обращении к судебным инстанциям;
  • при ведении дела следует соблюдать принципы справедливости и законности;
  • каждое судебное производство имеет конкретные стадии, его следует рассмотреть за указанный период;
  • необходимо соблюдать в обязательном порядке время исполнения резолюции суда;
  • принципы открытости, гласности судебного производства также важно соблюсти, равно как и правило непосредственности судебного спора;
  • при разборе дела важно применять принципы равноправия лиц, принимающих участие на слушании, и их права состязаться.

Принципы и задачи не претерпели значительных поправок в новой редакции КАС.

Право обращения в суд

Кодекс в новой редакции от 2019 года обозначил возможность любого заинтересованного гражданина или организации обращаться к судебным инстанциям общей юрисдикции, чтобы защитить или оспорить нарушенные интересы, свободы и права. При незаконном принуждении к некоторым обязанностям граждан или организаций можно рассчитывать на рассмотрение иска. Кодекс РФ 2019 года и перечень других федеральных законов позволяет обращаться к судебному органу, чтобы защитить права иных субъектов.

Никто не может заставлять физические или юридические лица забирать заявление в суд. Каждое судебное производство имеет поэтапность обращения граждан и рассмотрения дела. Некоторые категории судопроизводств должны пройти через досудебное урегулирование. Пропуск этапа незаконен. Судья не примет обращение к вниманию.

В Кодексе определена возможность для иностранцев, апатридов, иностранных юридических организаций через суды общей юрисдикции защищать свои интересы в области административных правоотношений. Данные лица обязаны выполнять описанные Кодексом процессуальные требования и могут пользоваться процессуальным правом. Если иностранные суды установили ограничения по отношению к российским физическим или юридическим лицам, правительство РФ может выполнить встречные ограничения для граждан тех стран.

Кто может быть участником судопроизводства

Кодекс про административное судопроизводство определил стороны производства вне зависимости от того, на какой стадии находится производство. Законодательство РФ разделяет стороны на категории.

Физлица и организации, участвующие на судебном слушании, могут использовать набор процессуальных прав, выполнить ряд обязанностей, приводящих к желаемому итогу.

Возможность принятия в участники в разбирательствах принадлежит следующим субъектам:

  • истцу;
  • ответчику;
  • субъекту, участвующему в споре, выдвигающему свой перечень требований для дополнения к первоначальным требованиям;
  • субъекту, принимающему участие в роли представителя иного лица по соглашению или согласно законодательству;
  • организации, выступающей в роли представителя, с учетом данных ему законодательством прав для защиты интересов иных субъектов.

С учетом направления интересов субъектов, принимающих участие на слушании касательно административных вопросов, определяются категории:

  • материально-правовые требования выдвигают стороны;
  • процессуально-правовые требования выдвигают физлица и юрлица, выступающие в роли представителя стороны разбирательства или третьих субъектов.

Список обязанностей по вынесенным резолюциям должен соблюдаться истцом и ответчиком, третьими лицами.

Участие принимают в административном судопроизводстве не все субъекты. Кто имеет такую возможность? Согласно КАС РФ редакции 2019 право принадлежит следующим субъектам:

  • дееспособным лицам по достижении 18 лет;
  • подросткам 16-18 лет и ограниченным в дееспособности лицам в некоторых судебных спорах;
  • представителям несовершеннолетних граждан, определенным законодательством;
  • госорганам, избиркомам, религиозным и иным некоммерческим организациям;
  • общественной и религиозной организации, не имеющей статус юрлица (по части споров);
  • недееспособным совершеннолетним гражданам, привлекающим представителя к защите их прав при судебных разбирательствах.

Нормативные правила Кодекса - не главные для иностранцев. Перечень обязанностей и прав в административных правоотношениях определены законодательством их стран. Если человек бипатрид, он обязан следовать правилам ведения производства той страны, где он постоянно проживает (РФ, другого государства). Когда субъект владеет иным паспортом, но проживает в РФ, он принимает участие в разбирательстве по судопроизводству согласно российскому КАС. Иностранные юридические субъекты подчиняются процессуальным правилам страны, где проходила их регистрация. Их право на участие в разбирательстве по административному вопросу регулируется международным договором.

Иностранные физические субъекты и организации, не владеющие процессуальной возможностью на судебное участие, согласно российским законам, могут его получить.

Равноправие участников



Все административные споры обязаны производиться, учитывая право сторон состязаться. Стороны обладают равными правами. Судья обязан руководить производством, напомнить сторонам о праве и обязанности. При выполнении участниками производства определенного процессуального действия, отказе от него судья обязан предупреждать стороны о вероятном последствии. Судья обязан посодействовать в определении обстоятельств по спору, истребовании доказательных материалов оппонентами.

Стороны имеют право на следующие процессуальные действия:

  • получать данные про время, место рассмотрения спора;
  • быть осведомленным в этапах разбирательства и постановлениях судьи на заявленные ходатайства;
  • передавать полученную доказательную базу;
  • истребовать доказательства путем подачи ходатайства;
  • представлять пояснения, возражать оппонентам;
  • составлять перечень вопросов для экспертов, свидетелей, переводчиков;
  • ходатайствовать о необходимости проведения некоторых процессуальных действий;
  • возражать против подачи ходатайств оппонентами;
  • знакомиться с доказательной базой, протоколом, брать копии с необходимых материалов по ходатайству;
  • подавать апелляцию на постановление судебной инстанции.

Судья не вправе ограничивать процессуальные действия участников процесса, если они не нарушают порядок, установленный Кодексом. Стороны обязаны представлять доказательства. Данная процессуальная процедура не является обязанностью судьи.

Права представителей

КАС определяет обязанности по призыву представителя на процесс. Право его привлечения есть у истца, ответчика и третьих лиц. Представляющий интересы одной из сторон действует от его имени. Если сторона - дееспособный гражданин, он вправе брать участие в разбирательстве наравне с представителями.

Присутствие представителя в спорах, где одна из сторон - недееспособный или несовершеннолетний, обязательное условие. Список субъектов обозначен Кодексом. Он состоит из:

  • родителей;
  • опекунов;
  • усыновителей;
  • попечителей;
  • представителей учреждения, где пребывает ребенок, недееспособный субъект;
  • иных лиц.

Эти лица могут привлекаться при условии неполной дееспособности одной из сторон. Право представления учреждения или организации имеет его руководитель, а также другой субъект. В роли представителя может выступать орган, которому это позволяется законом.

Когда у стороны процесса отсутствует представитель, он не вправе принять участие, назначают иного. Происходит назначение представителя через сотрудников органов опеки и попечительства. Инициатором назначения выступает судья.

Право представления интересов иных субъектов в судах не дается секретарям заседаний, свидетелям, экспертам, переводчикам. Когда судьи, следователи или прокуроры представляют определенные органы, это представительство разрешено Кодексом.

Лицо, представляющее интересы участника производства, совершает процессуальные действия, позволенные доверителям.

Представители по договору могут совершать следующее процессуальное действие:

  • отказываться от иска;
  • признавать иск;
  • вносить изменения в ранее представленный иск;
  • составлять мировое соглашение, т. е. подписывать примирительный договор;
  • передавать полномочия;
  • обжаловать резолюцию.

Обязательное условие - обозначение широты полномочий представителя от участника судебного производства.

Административные разбирательства



Административное судопроизводство имеет стадии, указанные в КАС. На каждом этапе процессуальные действия должны быть оформлены документально. Выполнение процессуальных действий предыдущего этапа становится обязательной предпосылкой следующей стадии.

Судебное производство состоит из таких этапов:

  • возбуждения производства;
  • рассмотрения производства по административному спору;
  • принятия вердикта;
  • стадии исполнения;
  • пересмотра вынесенного вердикта.

На стадии возбуждения производств в судах инициаторами готовится документация. Главным документом становится заявление от гражданина. Когда случай касается административного правонарушения, таким документом становится протокол. На данной стадии разрешается вопрос по возбуждению дела, определяются участники.

При разборе производства слушаются и принимаются во внимание представленные материалы и обстоятельства происшествия, спора. На этой стадии участвует большинство приобщенных участников. Решение принимается в судах на протяжении установленного законом срока. Вердикт должен быть оформлен соответственно с законодательством.

На следующей стадии производится исполнение вердикта. Это может быть реализация обязанности организацией, оформление правомочия или установление меры пресечения.

Этот этап не является обязательным, его называют факультативным. Он возникает вследствие подачи соответствующих документов. Обжалование производится одной из сторон при наличии права на это.

Процессуальные сроки по КАС

Проведение процессуальных действий должно вложиться в установленные сроки. Иногда процессуальный срок устанавливается судом. Его определяют периодом или конкретной датой. Период начинает исчисляться со следующего после вынесения вердикта или другого события дня. Окончание процессуального периода происходит в конкретную дату или последнее число установленного года (месяца, часа).

Период производства действий по общей практике прекращается в момент окончания рабочего дня. Исчисление последнего дня срока других процессуальных действий производится только до полуночи. Если документы были переданы в срок, но произошла задержка в работе почтовой связи, нарушения нет. Иначе срок считается пропущенным. Это запрещено в отсутствие уважительных причин.

Если период пропущен, происходит аннулирование возможности на процессуальные действия. Субъекты вправе обращаться с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Если судья посчитает указанные причины незначительными, он откажется удовлетворить ходатайство. При отсутствии прошения, срок не восстановят. Уважительность причин должна быть подтверждена документально. Заявитель ходатайства совершает требуемое действие вместе с подачей ходатайства. Резолюцию суда можно обжаловать. Обжалование судебного вердикта производится на протяжении первых десяти дней.

Внесение поправок

Внедрение Кодекса произошло в 2015 году. Однако с 2019 были внесены некоторые изменения. Редакция 2019 года содержит новую главу, которая оговаривает необходимость привлечения представителя к производствам, где защищаются интересы граждан до 18 лет или недееспособных совершеннолетних лиц, если их законные представители отказываются воспользоваться медицинской помощью. Медицинское учреждение наделяется правом обращаться к судебной инстанции с исковым заявлением. Порядок обращения определен редакцией КАС 2019 года.

Медучреждение должно обратиться к территориальному судебному органу. КАС 2019 года определяет срок рассмотрения такого заявления. Производство по нему должно быть рассмотрено за пятидневный период с момента регистрации документа. Если речь идет о сложном случае, например, необходимости экстренного медицинского вмешательства, судебное решение принимается за этот же день. Суд может проходить при закрытых дверях, что определено статьей 11 КАС по редакции 2019 года.

Согласно поправкам вердикт нужно изготовить на протяжении дня его вынесения. Положительное решение дает полное право сотрудникам медицинской организации производить действия по экстренному вмешательству для спасения недееспособного или несовершеннолетнего гражданина. Судья может обозначить срочность исполнения вердикта. Редакцией 2019 года определена обязанность присутствия прокурора на таком производстве.

Если возникают вопросы касательно новых правил участия в судебном производстве по административному спору, следует заранее проконсультироваться с квалифицированным юристом.

Введение 15.09.2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ привело к выделению исков, рассматриваемых в рамках дел административного судопроизводства, имеющих свою специфику и отдельную регламентацию.

По своей сути дела административного судопроизводства представляют собой административные иски к органам власти, направленные на защиту либо нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов граждан и организацией, вытекающие из публичных правоотношений (т.е. государственной деятельности). Раньше такие дела рассматривались в порядке, установленном подразделом III ГПК РФ, который утратил силу с 15.09.2015 г.

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

Кодекс административного судопроизводства (далее КАС РФ) называет следующие виды административных дел:

– по административным искам об оспаривании нормативных правовых актов, признании их недействующими полностью или в части. Детальная регламентация правил подачи административных исков, определения надлежащего истца, перечень прилагаемых документов, применения мер предварительной защиты и бремя доказывания установлены гл. 21 КАС РФ;

– по административным искам об оспаривании (признании незаконными) решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, по , в том числе по по исполнению решения судов. Регулированию особенностей различных стадий данных дел установлены гл. 22 КАС РФ;

– по искам об оспаривании актов наделенных государственными полномочиями некоммерческих организаций (решений, действий и бездействий). Это, например, оспаривание результатов кадастровой оценки – гл. 25 КАС;

– по искам граждан России о защите избирательных прав, права на участие в референдуме (гл. 24 КАС);

– по искам, вытекающим из права на судопроизводство в разумный срок, на исполнение решения (иного судебного акта) в разумный срок, взысканию в связи с нарушением указанного права компенсации (гл. 26 КАС);

– дела, связанные с деятельностью судей (гл. 23 КАС);

– иные: к ним относятся иски государственных органов и должностных лиц, например, об установлении административного надзора, о помещении в специальное учреждения иностранных граждан, подлежащих депортации и т.п.

Кодекс административного судопроизводства предъявляет повышенные требования к форме и содержанию административного искового заявления, к лицам, участвующим в деле, к соблюдению досудебного порядка рассмотрения спора и истребованию доказательств. Конечно, лучше воспользоваться помощью юриста при намерении обратиться в суд за защитой нарушенного права, тем более, что ст. 112 КАС позволит взыскать расходы на оплату услуг представителя с ответчика. Но такие суммы будут взысканы только в «разумных» пределах (весьма оценочное понятие) и за счет средств бюджета РФ (а значит, срок исполнения решения может занять около 3 месяцев).

Подсудность дел административного судопроизводства

Особенности дел административного судопроизводства предопределили фактическое устранение от участия в них мировых судей. Такое же правило действовало и в ГПК – основной инстанцией, рассматривающей дела из публичных правоотношений признается районный суд.

Таким образом, по общему правилу административное исковое заявление подается в районный суд, если для административного дела не установлено иное правило.

Суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, связанные с квалификационными экзаменами на судей и в сфере судебной власти, о признании недействующими (незаконными) нормативно-правовые акты уровня субъекта РФ и муниципальной власти, в сфере деятельности политических партий, религиозных организаций и СМИ (региональных отделений и местного уровня), в сфере нарушений избирательного права, требования о компенсации за нарушения права на судопроизводство.

Верховный суд России уполномочен в качестве суда 1 инстанции рассматривать дела об оспаривании нормативно правовых актов федерального уровня, индивидуальных (ненормативных) актов Президента, Федерального собрания, Правительства РФ, приостановлении деятельности СМИ (распространяемых в 2 и более субъектах РФ) и др. исключительные дела федерального уровня.

Территориальная подсудность определяется по общему правилу: иск подается по месту жительства или нахождения ответчика. Если оспаривается действие должностного лица, то иск предъявляется в суд по месту нахождения государственного органа, в котором он исполняет обязанности.

Если в качестве ответчика выступает гражданин или организация, который не обладает властными полномочиями (не должностные лица и государственные органы), иск подается по его месту жительства или нахождения организации.

Правила исключительной подсудности предназначены, в основном, для органов государственной власти и лиц, исполняющих публичные функции: иски о помещении иностранных граждан в спецучреждение, госпитализации в медицинскую психиатрическую организацию, противотуберкулезную организацию, о принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 23 КАС).

Альтернативная подсудность, т.е. по выбору истца, установлена в следующих случаях:

– административный иск к гражданину, место жительства которого неизвестно, отсутствует в РФ, может быть подан по последнему известному месту пребывания или месту нахождения его имущества;

– административный иск к федеральному органу исполнительной власти можно подать по месту нахождения его территориального органа, если требование истца вытекает из деятельности такого территориального органа;

– , действия и бездействий, их должностных лиц, к органам местного самоуправления (кроме вопросов обжалования нормативных актов), оспариванию действий муниципальных служащих может быть подан по месту жительства или нахождения (когда административный истец – организация) административного истца.

Если на стороне административного ответчика выступают несколько лиц, то административный истец выбирает суд по месту нахождения любого из них.

С 15 сентября 2015 года в России начал действовать новый кодекс – Кодекс Административного судопроизводства РФ (КАС РФ), более детально регламентирующий процедуру обжалования действий должностных лиц, но одновременно значительно её усложнивший для не подготовленных жалобщиков, не обладающих юридическим образованием и соответствующий практикой. При этом многие специалисты, считают, что возможность судебной защиты для простых граждан станет гораздо менее доступна, как ввиду гораздо больших финансовых и организационных затрат ч. 1 ст. 109 КАС РФ — Денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенные для оплаты других признанных судом необходимыми расходов, связанных с рассмотрением административного дела, предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет суда. Так и в виду, запрета участия граждан, не имеющих высшего образования, обращаться в суд без представителей, по ряду дел отнесённых к категории сложных. При этом такие дела будут рассматриваться коллегиально.

В целом Кодекс повторяет положения глав 23, 24, 25 ГПК РФ, по которым юристы Центра Практических Консультации, накопили огромный опыт, в ходе оспаривания действий органов власти и должностных лиц. Но ряд положений существенно изменён и дополнен. Проведём краткий анализ таких различий:

1. Это конечно же сроки. Срок обращения в суд для основной категории дел, подлежащих рассмотрению в порядке КАС РФ, остался прежним – три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. (Ст. 219 КАС). Но вот сроки рассмотрения дела для судов общей юрисдикции увеличены с 10 дней до 2-х месяцев. Хотя и раньше суды никогда в 10 дней не укладывались.

Другие сроки ст. 219 КАС РФ: — Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Термины: вместо заявителей и заинтересованных лиц, теперь это «административный истец», «административный ответчик», а заявление именуется как – «административное исковое заявление».

3. При возвращении вышестоящим судом дел на новое рассмотрение, они могут рассматриваться коллегиально коллегией из 3-х судей.

4. По ряду административных дел кодексом введено упрощенное (письменное) производство. Когда рассмотрение и разрешение административного дела осуществляется на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания.

5. Очень интересно введение мер предварительной защиты по административному делу ст. 86 КАС РФ: Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть подано в суд одновременно с административным исковым заявлением или до рассмотрения административного дела по существу, а также до вступления решения в законную силу. Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть изложено в административном исковом заявлении.

6. Есть изменения по обязанности доказывания. Если раньше согласно ст. 249 ГПК РФ, которую мы очень любили, Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). То сейчас, ч. 2 ст. 62 КАС РФ, сохранив, указанное общее правило, дополнилась подпунктами, когда административный истец и иже с ними обязаны: — указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); — подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; — подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

7. Так же, меняются требования к самому заявлению, которое теперь именуется «административным исковым заявлением», и в котором нужно не забывать теперь указывать дату и место рождения. Вот основные требования ст.ст. 124, 125 КАС РФ:1. Административное исковое заявление может содержать требования: 1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком; 2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); 3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца; 4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом. 2. Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений. Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления 1.Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд. 2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление; 2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; 3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны); 4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; 5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; 6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом; 7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов. 3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов. 4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. 5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства. 6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. 8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В целом, изменений много, изменений интересных, которые нужно правильно освоить и научиться применять на практике, так же успешно, как ранее специалисты Центра Практических Консультаций, применяли соответствующие положения 23 – 25 главы ГПК.