Согласно, ч. 1 ст. 1079 ГК РФ виновник автоаварии должен возместить ущерб, который был причинен в результате столкновения. Оформление договора автогражданки предусматривает, что в случае аварии потерпевшему водителю, причиненный материальный ущерб, возместит страховая компания виноватого в происшествие автолюбителя.

Но согласно ст. 7 Закона об ОСАГО определен лимит по страховым выплатам за повреждение транспортного средства на уровне 400 тыс. рублей.

Законодательством предусмотрено, что когда причиненный материальный ущерб превышает сумму, которую покрывает страховая выплата по ОСАГО, то пострадавший, может воспользоваться своим правом, предъявить исковое заявление о выплате разницы непосредственно виновнику ДТП.

Принятый судебный вердикт обяжет автовладельца, виновного в столкновении, компенсировать недостающую сумму собственными средствами.

Что надо знать о суброгации и регрессе

Суброгация и регресс – это специфические правовые механизмы, которые могут применяться к автолюбителям, попавшим в дорожно-транспортный случай, и поэтому следует заранее ознакомиться с ними.

Термин «суброгация» переводится с латыни, как «замена». Суброгация согласно, ст. 965 ГК РФ подразумевает передачу страховой компании, которая осуществила страховые выплаты потерпевшему водителю, права требовать от виновника ДТП компенсировать сумму выплат.

Применение механизма суброгации избавляет пострадавшего, имеющего полис КАСКО, от взаимодействия с виновником происшествия и ожидания компенсации причиненного вреда.

Страховая компания производит выплаты после получения необходимого пакета документов. Кроме того, она сохраняет свои резервы, за счет взыскания суммы компенсации с водителя, признанного виновником аварии.

Регресс – это юридически обоснованное вновь возникающее право страховой компании, которая компенсировала ущерб полученный потерпевшим в ДТП, обратно требовать у виновника этого происшествия возместить причиненный им ущерб.

В ст. 14 Закона об ОСАГО дан список случаев, при которых можно предъявлять регрессные требования.

Итак, виновник:

  • имел умысел причинить вред жизни или здоровью потерпевшего;
  • управлял автомобилем в состоянии опьянения;
  • скрылся с места ДТП;
  • не имел права управлять автомобилем, который причинил вред.

Также, регресс предусмотрен, если авария произошла во время, когда полис не действовал: либо до начала или после окончания срока действия, либо на территории, на которой документ не действителен. Во всех остальных случаях страховая компания не имеет права требовать регресс. Например, водитель уснул за рулем.

Что делать автолюбителю, когда на него подали в суд?

Всегда помните, что не надо игнорировать судебные заседания. Позиция страуса вам не поможет. Вы можете защищать себя самостоятельно или обратиться за помощью к автоюристу, который знаком со всеми тонкостями процесса.

Автолюбитель может выписать доверенность на автоюриста, если у него нет возможности отлучаться с работы для посещения суда.

Далее стоит попробовать оспорить законность рассчитанной страховой компанией суммы компенсации потерпевшему водителю. Для этого следует оперативно составить и направить своему страховщику досудебную претензию.

Скорее всего, вы получите отрицательный ответ. Он вам пригодится вместе с копией претензии в суде, как доказательство своей попытки урегулировать материальный спор без участия суда.

Следующий шаг – это юридическая экспертиза всех документов, на основании которых страховщик, производил страховую выплату. Если в ходе экспертизы будет установлено, что недостаточно документов или выявлены допущенные ошибки, то выплата будет признана судом незаконной и страховщик обязан будет заново начислить компенсацию ущерба.

Необходимо ходатайствовать перед судом о проведении товароведческой экспертизы, которая поможет установить точную стоимость проведенного ремонта. Как правило, пострадавший автовладелец всегда старается завысить окончательную сумму ремонта. Эксперт сможет выявить факты подлога и тем самым снизить стоимость ремонта.

Многие автоюристы считают перспективной линией защиты – постараться доказать обоюдную вину участников автоаварии. По их мнению, лучше всего обжаловать протокол ГИБДД на протяжении 10 дней с момента вручения автолюбителю постановления об административном правонарушении.

Если время упущено, то нужно во время судебного разбирательства ходатайствовать о проведении автотехнической экспертизы.

Также, необходимо провести тщательный анализ всех подлинных материалов административного дела. Постараться выявить процессуальные ошибки при составлении протокола ГИБДД, схемы ДТП и объяснительных водителей, которые стали участниками происшествия. Виновнику нужно подавать встречный иск потерпевшему в аварии о возмещении ущерба.

Таким образом, автовладельцу, который получил повестку в суд о компенсации ущерба потерпевшему водителю, получившему страховые выплаты, нужно постараться оспорить законность размера компенсации, выплаченной страховщиком.

Если это не получится, то необходимо постараться доказать обоюдную вину при которой каждый водитель будет самостоятельно ремонтировать свой автомобиль. Лучшим решение будет обратиться к автоюристу. Гонорар, которого будет в разы меньше, нежели возможные выплаты пострадавшему при ДТП.

Страховщик подал в суд по суброгации

Следует знать, что взыскание возмещения убытков с виновника автоаварии происходит только по правилам, изложенным в п. 2 ст. 965 ГК РФ.

Помните, что взыскание компенсации за причиненный вред с автолюбителя виновного в дорожном происшествии происходит по правилам действующего законодательства на дату аварии.

С октября 2014 года вступили в действие дополнения в законодательство регламентирующие порядок взыскания ущерба с причинителя вреда в результате ДТП по правилам Единой методики расчета, утвержденной Банком России.

Методика предусматривает, что страховая компания выплачивает страхователю по КАСКО компенсацию, в соответствии с условиями заключенного договора, как правила, превышающую размер причиненного вреда. А виновник аварии должен только покрыть нанесенный вред.

Поэтому, большое заблуждение считать, что виновный в столкновении водитель должен уплатить ту сумму денег, которую выплатила страховая компания потерпевшему по КАСКО, за минусом средств оплаченных по его полису ОСАГО. Необходимо провести судебную автотехническую экспертизу для установления реально причиненного вреда.

Рассмотрим ситуацию, когда страховая компания подала в суд на виновника ДТП что делать?

Не надо паниковать и соглашаться со всеми предъявленными вам требованиями. Обратитесь за консультацией к нескольким автоюристам и экспертам. Так, вы получите бесплатно консультации и прогноз вашего дела.

Стоит нанять себе адвоката, специализирующегося по автоделам. Сумма гонорара юристу и предъявляемые вам выплаты не соизмеримые величины. Вы можете защищать себя при желании самостоятельно.

Во-первых, повестку в суд должны прислать по почте с приложенной к ней копией искового заявления и документов, обосновывающих позицию истца. Если только позвонили по телефону и сообщили о дате и времени судебного заседания, то это нарушение норм гражданско-процессуального кодекса РФ. Требуйте, чтобы вам предоставили копии указанных выше документов.

Во вторых, имея на руках документы, нужно дать им правовую оценку и начинать готовиться к судебному процессу. Нужно проверить, не просрочен ли срок исковой давности. Он составляет три года с момента совершения ДТП, Если прошло более трех лет, то подавайте ходатайство о прекращении дела.

Далее необходимо узнать, как был возмещен ущерб потерпевшему при ДТП: страховые выплаты деньгами или проводился ремонт автомобиля на станции технического обслуживания или у дилера. Приступайте к доскональной проверке документов, на основании которых у вас требуют деньги.

Если проводились выплаты, то должно быть платежное поручение банка о переводе денежных средств от страховой компании к потерпевшему в дорожном происшествии.

Когда осуществлялся ремонт, то обратите внимание на следующие нюансы, которые вам помогут уменьшить сумму взыскания. Если представлен обычный заказ-наряд с указанным перечнем выполненных работ и стоимостью новых запчастей, по цене дилера, которая превышает среднерыночную стоимость, то это не законно. Должен быть представлен отчет об оценке с учетом износа запчастей.

Необходимо ходатайствовать в судебном заседании о проведении независимой технической экспертизы. Экспертиза выявит слабые места отчета, об оценке, поврежденной при столкновении машины.

Например, могут несколько раз подсчитываться одни и те же детали, быть включены запчасти, которые не имею отношения к ДТП (если вы задели авто в правую переднюю фару, то не могли повредить задний бампер), завышены цены на запчасти и работы. Все такие моменты нужно оспаривать в суде.

Таким образом, необходимо обязательно идти в суд и стараться уменьшить требования страховой компании. Если страховщик пропустил срок исковой давности, то дело будет закрыто вовсе. Когда виновник не является на судебное заседание или признает поданный в иске размер компенсации, то ему придется уплатить завышенную страховщиком сумму выплат.

Итог

Подводя итог, хочется сказать, что когда на виновника аварии подали в суд, то ему не следует паниковать, а необходимо подготовиться и отставать свои права в ходе судебного процесса.

Автолюбителю следует знать, что:

  • процедуре суброгации может происходить только по правилам, изложенным в п. 2 ст. 965 ГК РФ;
  • регрессивные требования можно предъявлять только в случаях предусмотренных ст. 14 Закона об ОСАГО;
  • срок исковой давности по таким делам – три года от даты ДТП;
  • проведенная экспертиза поможет уменьшить сумму компенсации, предъявленную в иске.

Водитель, который не явится в суд или по незнанию всех нюансов таких дел будет выплачивать сумму, которая превышает нанесенный им ущерб. Нужно знать свои права и уметь их отстаивать!

В судебной практике дела по ДТП являются одними из наиболее распространенных. И это независимо от того, в рамках какого производства рассматривается происшествие: административного, уголовного или гражданского. Споры встречаются в любых случаях, но причина чаще всего одна – сложно установить виновника или доказать степень его вины, к тому же суд по ДТП должен учитывать все обстоятельства дела, в том числе смягчающие факторы, последствия и ещё ряд нюансов. Именно поэтому даже при очевидных на первый взгляд ситуациях подготовку к суду следует начать с поиска хорошего правозащитника.

Назначение суда при рассмотрении дела в рамках административного производства

Если в результате ДТП пострадали только автомобили, и человеческих жертв нет, то такие дела рассматриваются в рамках административного производства. Часто они даже не доходят до суда, например, если прибывший на место происшествия сотрудник ДПС фиксирует ситуацию, при которой виновник очевиден и полностью признаёт свою вину, то он составляет схему ДТП, справку и протокол об административном правонарушении. В зависимости от картины события и сопутствующих обстоятельств, инспектор составляет либо постановление о правонарушении с указанием суммы штрафа, либо о возбуждении административного дела, предполагающего дальнейшее рассмотрение.

Те нарушения, за которые предусмотрен штраф, в суд не передаются, если участники согласны с решением. На практике же не всегда всё обходится спокойно, и судебного рассмотрения обязательно требуют дела, при которых:

  • предусмотрен выбор более жестких санкций: временное лишение прав вождения, административный арест;
  • предположительно виновный водитель не согласен с заключением, требуется проведение дополнительных экспертиз, т.к. первичных материалов недостаточно.

Важно! Два виновника при ДТП бывают, такую вину называют «обоюдной», а вот двух пострадавших без виновного быть не может. Поэтому необходимо проводить расследование происшествия.

Назначение суда при рассмотрении дела в рамках уголовного производства

При имеющихся человеческих жертвах в ДТП суд неизбежен. Уголовная ответственность водителя наступает в случае, когда речь идет о нанесении тяжелого вреда здоровью, в результате чего:

  • есть летальный исход;
  • пострадавший остался инвалидом;
  • получены серьезные увечья, обезображено лицо;
  • беременная женщина потеряла ребёнка;
  • человек получил тяжелую психологическую травму, приведшую к соответствующим расстройствам.

Дела, рассматриваемые в рамках уголовного производства, предусматривают иную процедуру, более сложную и длительную, чем административные, с проведением ряда соответствующих экспертиз и расследований. В таких случаях юридическая помощь нужна обязательно, причем специалиста следует привлечь уже на начальной стадии процесса.

Что особенно важно учесть водителям

Если дело в дальнейшем будет передано в суд, то в процессе в учет будет принято буквально все, поэтому ни один из водителей-участников ДТП не должен относиться к протоколу, как к формальности, больше уделяя внимание другим экспертизам. Очень важно, чтобы в документе было зафиксировано всё без искажений, перепроверяйте каждый нюанс и не стесняйтесь требовать внесения дополнений и устранение неточностей. Необходимо отслеживать все замеры, временами решающую роль играет ошибка в миллиметре.

Важно! Если сотрудник ГИБДД отказывается записывать ваши дополнения, касающиеся дела, в протокол, то он нарушает служебный порядок и дисциплину, что вполне можно будет обжаловать.

Сроки расследований, назначение суда и информирование участников

На рассмотрение материалов ДТП, оформление документов, проведение экспертиз, повторный опрос участников и очевидцев (если есть необходимость) группе ГИБДД отводится 15 дней с момента происшествия, а на рассмотрение судом – три месяца. Но этот срок может быть продлён по многим причинам, например, из-за дополнительного времени, потраченного на пересылку документов по месту жительства виновного. О том, когда состоится заседание суда, участники ДТП информируются повесткой.

Особенности назначения ответственности и возможность избежать суда по уголовному производству

Даже если начато уголовное производство, нередки случаи, когда до суда его рассмотрение не доходит. Например, остановить процесс может ходатайство пострадавшего о прекращении дела, если виновный полностью возместил ущерб, руководствуясь Гражданским кодексом, и компенсировал затраты. Единственный момент: принимать решение будет либо следователь, либо судья.

Стоит также понимать, что если виновник ДТП освобождается от уголовной ответственности вследствие примирения сторон, то это не значит, что отменяется административная ответственность водителя . Ему однозначно будет выбрано судом наказание в зависимости от того, какое правило было нарушено и что предполагает за это соответствующая статья.

Интересно! Одновременно не может быть применена и уголовная, и административная ответственность. Только одна из них. Но при любом варианте, гражданская – остается.

Помощь правозащитника – самый важный момент в суде о ДТП

Любая из сторон ДТП (и обвиняемая, и потерпевшая) нуждается в защите своих интересов в суде. При слушании дела обнаруживается ряд нюансов и особенностей, поэтому нужно обладать отличными знаниями в юриспруденции, чтобы грамотно опротестовать их или наоборот, аргументировать свою позицию. Кроме того, можно столкнуться с необходимостью подать ходатайство или жалобу, оспорить решение, принятое судом по вашему вопросу, добиться желаемой компенсации или не допустить присуждения необоснованно жесткой меры. Следовательно, без активной помощи юриста по автомобильному праву не обойтись никак.

Возмещение ущерба, причиненного в результате аварии, не во всех случаях возлагается на страховую компанию. Зачастую автомобилистам приходится обращаться в судебные органы, чтобы установить лицо, обязанное возместить вред, причиненный его машине. Сумма ущерба может быть взыскана с виновника ДТП, а в некоторых случаях, с собственника автомобиля, который не был участником дорожно-транспортного происшествия.

Когда платит виновный в аварии?

Обязательства, связанные с возмещением вреда, причиненного в результате аварии, возлагаются на страховую компанию, при условии, что участники ДТП застраховали свою ответственность. В законодательстве указывается максимальная сумма, которая может быть выплачена пострадавшей стороне. Если причинен физический вред, вплоть до наступления смерти - возмещение производится в размере, равном 500 тысячам рублей. При вреде, носящем имущественный характер, выплачивается 400 тысяч.

Во внимание не принимается факт, скольким людям был причинен ущерб в результате аварии, то есть обратиться за возмещением может каждый из пострадавших.

Страховая компания может отказать в выплате возмещения, если лицо, признанное виновным в совершении ДТП, находилось в состоянии опьянения в момент столкновения, если виновник не имеет водительского удостоверения, если инцидент произошел в период, не входящий в страховку. Стоить отметить, что отказ на данных основаниях, является неправомерным. Если виновный не имел водительских прав или был пьян - страховая обязана возместить ущерб, после чего имеет право на обращение в суд с иском в регрессном порядке к виновнику аварии. Если человек забыл дома полис, и в это время произошла авария, возмещение также производится, при условии что у виновника имеется действительное ОСАГО и известны его реквизиты.

Виновное лицо будет возмещать ущерб, если размер возмещения превышает установленный законодательством максимум (оплачивается сумма в части превышения), если вред причинен не во время движения, к примеру, когда водитель неосторожно открыл дверь и поцарапал рядом стоящую машину, если осуществляется взыскание морального вреда, носящего моральный характер, и если у виновного отсутствует действующий полис ОСАГО. При этом если человек в момент аварии находился за рулем автомобиля, принадлежащего другому человеку, обязательства, связанные с возмещением вреда возлагаются на хозяина машины.

Досудебное урегулирование

Чаще всего целесообразным будет заключить с виновником , на основании которого будут производиться выплаты. Связано это с тем, что дела в суде рассматриваются на протяжении длительного периода времени. Соглашение может быть составлено сторонами самостоятельно, либо с помощью нотариуса. В нем указывают данные сторон, обстоятельства аварии, порядок возмещения. Виновник каждый раз выплачивая пострадавшему ущерб, должен получать , в противном случае доказать факт выплаты будет невозможно. Пострадавшая сторона, несмотря на заключенное (или не заключенное) соглашение, может подать иск в суд. Судья в зависимости от обстоятельств дела может полностью или частично удовлетворить иск или оставить его без удовлетворения. Далее будут рассмотрены случаи из судебной практики с различными судейскими решениями по искам о возмещении материального ущерба.

Дело № 2-6533/2017 - иск удовлетворен частично

В декабре 2017 года судом города Санкт-Петербурга был рассмотрен иск гражданина Р. к гражданину Х. о взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП, а также расходов, носящих судебный характер. В результате столкновения, произошедшего по вине Х. автомобилю, который принадлежал Р., причинен ущерб. На основании административного постановления Х. признан виновником аварии. Ответственность Х. на момент совершения аварии застрахована не была.

Р. произвел независимую экспертизу, по результатам которой стоимость ремонта его машины составила 53 тысячи рублей. Истец требовал возмещение вреда, причиненного автомобилю, а также расходов, связанных с судебным рассмотрением дела. Р. и Х. явились на заседание суда. Истец поддержал выдвинутые требования, Х. заявил, что не согласен с ними, так как они завышены, указывая на то, что экспертиза проведена спустя неделю после ДТП и за это время автомобилю могли быть причинены повреждения. Доводы ответчика не были приняты во внимание судом, так как не были обоснованы. Судом было принято решение требования удовлетворить частично. С Р. взысканы денежные средства за причиненный ущерб в размере 53 тысяч рублей, расходы, связанные с проведением экспертизы в размере 6 тысяч, оплата госпошлины, а также направление телеграммы виновнику. Остальные требования отклонены.

Дело №2-6652/2017 - иск удовлетворен

В октябре 2017 года судом города Санкт-Петербурга рассмотрен иск ООО «Сельта» к гражданину В. о возмещении вреда, причиненного в результате аварии, расходов на оплату госпошлины. ДТП произошло по вине В., который занимал должность водителя-экспедитора в ООО. В. виновность свою признал и указал, что оплатит причиненный ущерб в добровольном порядке. Спустя определенный период времени, требования ООО удовлетворены не были, по этой причине произошло обращение в суд. Ответчик на заседание суда не явился, хотя был уведомлен надлежащим образом, причины неявки, и доводы по делу не сообщил. Представитель истца на суде присутствовал и требования поддержал.

Суд счел требования ООО подлежащими удовлетворению, поскольку были представлены доказательства того, что В. осуществлял в ООО трудовую деятельность на основании договора, было предоставлено заключение экспертизы о стоимости восстановительного ремонта, чек об оплате государственной пошлины. Виновность В. подтверждается на основании административного постановления. Иск удовлетворен полностью, с виновного взыскана сумма в размере 57 тысяч на ремонт машины и 1963 рубля в качестве оплаты госпошлины.

Дело № 2-5249/17 - иск удовлетворен частично

В ноябре 2017 года Красносельским судом Санкт-Петербурга рассмотрен иск гражданина С. к гражданину П. о возмещении стоимости ремонта авто в размере 316 тысяч рублей, расходы на представительские услуги - 36 тысяч, проведение экспертизы - 4 тысячи, услуги эвакуатора - 2,5 тысячи. Авария произошла по вине П. Страховая компания отказалась возмещать причиненный автомобилю ущерб, так как ответственность П. не была застрахована.

На судебное заседание явился представитель истца, который поддержал ранее выдвинутые требования. Ответчик не явился на суд, о времени и месте был извещен в надлежащей форме. Причины неявки не указаны. Судом рассмотрены имеющиеся материалы дела, в том числе административное постановление, на основании которого установлена вина П. в совершении ДТП. Истец требования подтвердил документально.

Принято решение удовлетворить требования С. частично. С П. взыскана сумма ущерба, причиненного автомобилю, в размере 316 тысяч рублей, расходы на проведение экспертизы 4 тысячи, оплата госпошлины 6425 рублей, сокращена сумма на оплату услуг представителя до 20 тысяч. В удовлетворении остальных требований было отказано.

Дело № 2 – 4610/2017 - иск удовлетворен

В октябре 2017 года судом города Санкт-Петербурга рассмотрен иск о возмещении причиненного ущерба. Истцом выступило ООО «Сервис Тур», ответчиком - гражданин М. ООО было указано в исковом заявлении о том, что между ним и М. было заключено соглашение о прокате автомобиля без экипажа. М. был предоставлен автомобиль марки Тойота во временное пользование, за что М. должен был уплачивать установленную плату. Основание передачи машины стал акт приема-передачи.

Согласно заключенному договору М. не имел права передавать арендованное авто в пользование других лиц, однако сделал это. В результате чего К., управляя указанной машиной, совершил дорожно-транспортное происшествие. Автомобилю были причинены повреждения, по причине которых дальнейшая сдача в аренду невозможна. В соответствии с договором ответственность за сохранность автомобиля возложена на арендатора.

ООО направило М. претензию о возмещении причиненного вреда в добровольном порядке, однако оплаты не последовало. Согласно проведенной экспертизе стоимость возмещения авто составила 625 тысяч рублей. Также ООО просило взыскать с ответчика расходы на проведение экспертизы в размере 6 тысяч, оплаты госпошлины в размере 9517 рублей, оплаты представительских услуг - 35 тысяч, почтовые расходы - 400 рублей.

Ответчик на суд не явился, представитель ООО на заседании присутствовал, требования поддержал. Судом на основании оценки представленных доказательств, в том числе заключения экспертизы относительно стоимости ремонта, документального подтверждения виновности М. в ДТП, чеков и квитанций, свидетельствующих об оплате ООО прочих расходов, принято решение требования ООО удовлетворить, с М. была взыскана сумма причиненного ущерба в размере 625 тысяч рублей, оплата госпошлины 9517 рублей, проведение экспертизы - 6 тысяч, расходы на представителя с учетом требований разумности сокращены до 20 тысяч рублей.

Заключение

Таким образом, на основании искового заявления о возмещении материального ущерба, а также учитывая обстоятельства происшествия и доказательную базу, суд, руководствуясь статьями Гражданского, Гражданского процессуального, Уголовно-процессуального кодексов, выносит решения по делам о возмещении материального ущерба, полученного в результате ДТП. При этом учитывается множество факторов, в том числе степень вины сторон.

Приобрести автомобиль сегодня не такая уж несбыточная мечта. Обладание им приносит не только всякие приятности, но и порой заставляет раскошелиться. Особенно обидно, когда это происходит из-за дорожной аварии. В России число происшествий на дороге достаточно велико. Только в 2017 году было зафиксировано целых 160 тысяч таких инцидентов. А статистика судебных органов показывает, что часто участникам ДТП приходится обращаться в суд за защитой своих прав. Причины таких исков многообразны: от оспаривания вины в аварии до взыскания денег на ремонт поврежденного автомобиля. О самых распространенных причинах таких судебных споров и о том, как защитить себя в них, и пойдет речь в нашей статье.

Примеры из судебной практики

Попасть в дорожную аварию и повредить свое и чужое авто - это только начало. «Бывалые» водители знают, что далее могут последовать еще и судебные тяжбы. Конечно, происшествия бывают разнообразными, а фантазия юристов неистощима, но в целом суды по ДТП можно разделить на такие группы:

  • административные (оспаривание своей вины в аварии, несогласие с выводами инспекторов и т. п.);
  • гражданские иски о взыскании денежных сумм за причиненный ущерб имуществу, ;
  • уголовные суды. До них дело доходит в самых тяжелых случаях, когда или очень сильно пострадали.

Для каждого из этих видов судебных разбирательств законом предусмотрен свой процессуальный порядок.

Большую практическую пользу попавшему в такую беду человеку принесут уже состоявшиеся судебные акты по схожим случаям. Рассмотрим наиболее интересные судебные дела по ДТП.

Бесконтактная авария

Они действительно встречаются. Рассмотрим пример: водитель Б., выезжая со второстепенной дороги, не предоставил преимущество водителю С., который ехал по дороге главной. Результат - автомобиль С. съехал в кювет и опрокинулся. Между тем прямого столкновения между ними не было. Тем не менее нарушитель Б. был признан виновником этой аварии. Последний решил оспорить решение суда и проиграл.

Вывод: бесконтактная авария не лишает пострадавшего права на денежную компенсацию. Если же , требовать денег придется непосредственно с него.

Ежегодно регистрируются ДТП, виновником которых стала недобросовестная работа дорожных служб (например, не нормативно глубокая яма). Как быть в таком случае?

В первую очередь задокументировать факт такой аварии. Для этой цели следует вызвать инспектора ГИБДД, который составит акт о дефектах в состоянии дороги. Конечно, сначала он проверит, не нарушил ли сам водитель правила движения. Иначе ремонт авто придется оплачивать самостоятельно.


Так, однажды Ш. обратилась в ООО «…» с денежным требованием за повреждение её авто на необработанной от гололеда дороге. Суд ей отказал с такой мотивировкой: Ш. выбрала неподходящую скорость для движения по заснеженной и скользкой дороге, в результате чего и случилась авария. Вот так дорожные службы избежали ответственности.

Обязательно нужно выяснить, кто несет ответственность за участок дороги, на котором возникло повреждение. Предъявление денежных требований не к той организации станет причиной отказа в иске (ненадлежащий ответчик).

Смертельный исход - самое страшное последствие ДТП. Виновника может ожидать уголовная ответственность после аварии. Но в каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств происшествия.


Так, водитель Ю. ночью насмерть сбил пешехода Б. Однако, уголовное дело не возбуждалось, поскольку пешеход был пьян, а дорогу решил перейти, минуя пешеходный переход. Водитель просто не мог избежать столкновения, но при этом двигался без нарушения правил. Гражданский суд впоследствии взыскал с Ю. денежные средства как компенсацию за моральные страдания, которые испытали родственники погибшего.

Обоюдная вина

Еще один интересный случай: и одновременно спровоцировали аварию.

Как правило, судебная практика по ДТП, в котором виноваты сразу все водители, складывается из требований определить степень вины каждого из виновников. От этого зависит напрямую размер денежного возмещения, которое каждый из водителей получит от страховых компаний.

К. подал исковое заявление к Г. и страховой компании «..», попросив суд установить вину свою и Г. и взыскать соответствующую сумму в качестве ущерба. Разобравшись в обстоятельствах, судья решил, что вина каждого составляет 50%, поэтому обязал страховую выплатить К. ровно половину от стоимости ремонта.

Возмещение вреда здоровью

Если в , оправившись от своих травм, они имеют право потребовать с зачинщика деньги, потраченные на лечение или восстановление, а также за причиненные страдания. Возмещение было назначено по размеру реальных затрат, а сложно подсчитать, её размер определяется на усмотрение судьи.

Неумышленное ДТП

Под фразой «Неумышленное ДТП» скрывается автовладельцем, наказание за которое можно изучить в соответствующей статье.

Любому водителю полезно знать: даже если в ДТП нет других участников, это не повод отправиться домой. Обязательно следует вызвать инспектора.


Иначе, как некому Е., который опрокинул на дороге автомобиль своей фирмы, придется на год. Суд подтвердил, что такое наказание вполне законно и отменять его не стал.

Авария на ЖД переезде

Несмотря на ужасные последствий подобных ДТП практика по таким происшествиям все же есть. Ф. на переезде столкнулся с локомотивом и все участники остались живы. Мало того, Ф. еще и попытался потребовать с РЖД и машинистов деньги на ремонт своего разбитого автомобиля. Но в иске ему отказали, так как он сам был виновен, хотя и пытался переложить вину на машинистов.

Как проходят суды по ДТП

После ДТП любого человека интересует, как проходят судебные разбирательства по таким делам. Выше уже отмечалось, что тут возможны три варианта развития событий.

  1. Если речь идет об оспаривании протокола о дорожном происшествии, тяжба относится к административному судопроизводству. Рассматривая такие дела, судья выясняет у всех участников аварии, как все произошло, кто и где в этот момент находился и т. д. Именно на основе всех установленных в заседании фактов и принимается решение о том, прав был инспектор или нет, действительно ли виновен назначенный виновным водитель. Шансы восстановить справедливость, если инспектор незаконно применил к невиновному водителю наказание, конечно, есть. Но не стоит забывать, что, например, в отношении пьяных водителей суды придерживаются очень жесткой позиции. Процент успешно оспоренных протоколов по такой статье КоАП РФ ничтожно мал.
  2. Все заявления о денежных возмещениях рассматривают гражданские суды. Их еще называют судами общей юрисдикции. Чаще всего это иски водителей к своим страховым компаниям, которые экономят и платят недостаточную для ремонта автомобиля сумму. Какие здесь особенности? Поскольку требования денежные, их размер придется обосновать, причем документально. В случае страховых нужно заключение оценщика на ремонт или чек из автосервиса. Требуете с виновника деньги на лечение - предоставьте копии медицинских бумаг. Есть только одно исключение - моральный вред. В этом случае решение выносит суд.
  3. Рассмотрение уголовных дел существенно отличается, поскольку решается судьба человека, совершившего смертельное ДТП. Само уголовное разбирательство в силу закона длится дольше, суд скрупулезно выясняет все обстоятельства, допрашивает и участников, и свидетелей. Большую роль играют вопросы толкования закона применительно к конкретной ситуации. Поэтому основной совет на такие случаи - не стоит отказываться от .

Любой из этих судебных процессов по ДТП складывается из следующих этапов:

  • подача заявления (иска, жалобы), в уголовных делах - передача обвинительного заключения с делом в суд;
  • непосредственно разбирательство: установление фактов, допросы, экспертизы;
  • судебный акт (постановление, решение или приговор).

Независимо от сути дела по ДТП судом всегда разбираются фактические обстоятельства аварии. Именно они определяют дальнейшую судьбу требований сторон.

Как доказать свою невиновность

Пожалуй, самый востребованный вопрос - это как доказать свою невиновность . Чаще всего водителей интересует, что делать если не согласен с . К примеру, несправедливо назначили виновником аварии. Итак, порядок действий должен быть таким:

  1. Уже на этапе составления протокола нужно письменно сообщить о своем категорическом несогласии. Обычно возражения пишут на самом протоколе. Желательно свои доводы изложить четко, по существу, без «воды». Это поможет в дальнейшем.
  2. Придется отправиться в отдел ГИБДД на рассмотрение своего административного дела и там также заявить, с чем не согласны и по какой причине. Все эти объяснения обязательно фиксируются в материалах дела.
  3. Если все-таки постановление вынесено в соответствии с первоначальным решением инспектора ГИБДД, остается одно - оспаривание вины в ДТП в суде. Здесь нельзя пропустить срок на такое обжалование - 10 суток с того дня, когда сам текст судебного постановления был получен на руки. Отдать свою жалобу можно или инспектору, который принял спорный акт, или (куда чаще) сразу в мировой суд. Госпошлину здесь платить не нужно. В тексте важно выделить все основные доводы в свою пользу, желательно со ссылками на законы.
  4. Если в суде тоже не вышло отменить постановление инспектора, есть еще апелляция в лице суда районного. Образец апелляционной жалобы по ДТП можно взять на сайте местного суда, а также типовые документы обычно есть в самом помещении суда на информационном стенде. Наконец, можно просто обратиться к юристам.
  5. Закон предусматривает многоступенчатую систему проверки принятых судьями решений. Поэтому при отрицательном результате рассмотрения апелляции можно подать жалобу еще и в областной (краевой и т.п.) суд и как в последнюю инстанцию - в Верховный суд.

Конечно, в рамках одной статьи уместить всю полезную информацию по судебным делам об авариях на дороге невозможно. Каждый такой случай по-своему уникален и требует внимательного подхода и от инспекторов ГИБДД, и в особенности от суда. Главное - это не бояться защищать себя и сразу после происшествия, и впоследствии во всех судебных инстанциях.

Судебное разбирательство по делу о ДТП имеет место, если его участникам не удалось договориться о размере компенсации или сотрудник Госавтоинспекции нашел основания для лишения виновника водительских прав. На практике срок ожидания слушания по делу может колебаться от 15 дней до года. От чего это зависит? Что нужно для рассмотрения дела о дорожном происшествии в судебном порядке? Сколько ждать заседания и как узнать его дату обеим сторонам? Какие обстоятельства могут задержать или ускорить ход разбирательства? Об этом мы расскажем в статье.

Законодательно установленные сроки

По федеральному законодательству (ч. 1 ст. 154 Гражданского процессуального кодекса РФ), сотрудник ГИБДД не может лишать прав водителя на месте ДТП. Решение о лишении водительского удостоверения может вынести только судья. После случившегося дорожно-транспортного инцидента начинается процесс установления виновного и сбор доказательств его причастности. Для этого следственная группа проводит ряд экспертиз и опрашивает свидетелей.

Эта процедура происходит сразу на месте происшествия и длится до нескольких часов. После чего протокол со всеми прилагающимися справками передается сотрудниками Госавтоинспекции РФ в суд. Там на досудебное расследование должностным лицом отводится фиксированный промежуток времени - максимум 15 рабочих дней. Мировой судья вправе рассматривать дело в течение двух месяцев после получения протокола. После этого всем участникам аварии высылается повестка для явки на заседание.

Что влияет на длительность ожидания заседания?

Главная причина, по которой слушание может откладываться или задерживаться - неявка одной из сторон. На практике так поступают виновники, чтобы отсрочить заседание. Тем не менее слушание может состояться в одностороннем порядке. Тогда обвиняемый утратит право обжаловать приговор в апелляционном суде. По статье 4.5 КоАП играет роль срок давности дела, то есть если оно не было рассмотрено в течение года, то автоматически закрывается. Срок давности происшествия необходим и при составлении протокола. Он не имеет юридической силы, если был передан в суд позже двух месяцев со дня инцидента.

Существует ряд других причин для замедления или ускорения хода разбирательства, среди которых чистосердечное признание обвиняемого, наличие ошибок в протоколе или нарушений во время следственных мероприятий, обнародование фото- и видеодоказательств с места аварии, а также получение сведений о предыдущих правонарушениях ответчика. Судебное заседание может быть отложено на время, не превышающее срок давности дела. В противном случае, оно будет закрыто без рассмотрения, а виновник ДТП получит права назад.

Как узнать дату суда?

Когда дата слушания по делу произошедшего ДТП назначена, участники информируются о предстоящем заседании. Местный суд высылает обеим сторонам извещения по почте на указанные виновником и потерпевшим адреса. Если граждане помимо домашнего адреса оставили мобильный номер телефона, то они получат смс-сообщение с необходимой информацией. Также потерпевшее лицо может узнать о дате суда по интернету. Для этого необходимо зайти на веб-сайт суда, в котором будет проходить разбирательство, и ввести номер дела в поисковую строку. После этого, гражданин получит полную информацию о ходе следствия и причинах переноса заседаний. По личному запросу, эти сведения могут быть отправлены на электронную почту потерпевшего или виновника.