Законом предусмотрено больше способов оценки эффективности осуществления госзакупок, чемЗаконом о госзакупках. Помимо контроля в сфере закупок, Закон содержит еще и правила проведения мониторинга закупок и аудита в сфере госзакупок. Мониторинг будет осуществляться на постоянной основе в целях оценки эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а аудит будет проводиться для оценки результатов закупок и достижения целей закупок (подробнее см. Обоснование закупок). Правила осуществления контроля в сфере закупок, содержащиеся в Законе , существенно отличаются от правил, установленных Законом о госзакупках.

а) Мониторинг закупок

В соответствии с Законом мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков (ч. 1 ст. 97 Закона).

В ходе осуществления мониторинга будет оцениваться степень достижения целей осуществления закупок, а также обоснованность закупок.

Мониторинг закупок будет обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией (ч. 10 ст. 97 Закона).

Ежегодно результаты мониторинга будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который будет представляться в Правительство РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, а также размещаться в единой информационной системе.

Нормы о мониторинге в сфере закупок вступят в силу с 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114 Закона).

б) Аудит в сфере закупок

Аудит, согласно Закону , будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований (при наличии) в соответствии с предоставленными им полномочиями. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку достижения целей осуществления закупок (ст. 98 Закона).

Органы аудита в сфере закупок будут проверять, анализировать и оценивать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным (ч. 3 ст. 98 Закона).

Кроме того, органы аудита в сфере закупок будут обобщать результаты своей деятельности и устанавливать причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, готовить предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизировать информацию о реализации указанных предложений и размещать в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах (ч. 4 ст. 98 Закона).

в) Государственный контроль в сфере закупок

Законом будут существенно изменены правила осуществления государственного контроля в сфере госзакупок (по сравнению с правилами, установленными в ст. 17 Закона о госзакупках):

Полномочия по осуществлению контроля будут разделены между тремя разновидностями органов госвласти и местного самоуправления;

Будет подробно определено, как должны разрешаться противоречия между результатами проверок муниципальных, региональных и федеральных органов.

Разграничение полномочий контролирующих органов

Сейчас контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это ФАС России), а также уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (ч. 2 и 3 ст. 17 Закона о госзакупках). Вопросы контроля за расходованием бюджетных средств не входят в сферу действия Закона о госзакупках.

Закон существенно расширит систему контролирующих органов в сфере госзакупок, включив в нее органы, осуществляющие кассовое обслуживание, и органы внутреннего финансового контроля. Теперь контроль в сфере закупок в пределах своих полномочий будут осуществлять следующие органы:

Федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

Счетная палата России, а также органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами.

Полномочия указанных органов по проведению контроля разграничены в самом Законе . Первая группа перечисленных выше органов будет осуществлять все виды контроля, не обозначенные в качестве исключений в ч. 5 , 8 и 10 ст. 99 Закона. Отметим, что порядок осуществления такого контроля детально урегулирован в ст. 99 Закона и в целом совпадает с порядком, установленным в ст. 17 Закона о госзакупках.

Казначейство России и иные органы, указанные в ч. 5 ст. 99 Закона, будут проверять, соответствует ли информация о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в различных документах на всех стадиях осуществления закупок, начиная с плана закупок (см. Планирование) и заканчивая реестром контрактов. Порядок осуществления такого контроля должно будет утвердить Правительство РФ.

Счетная палата России и иные органы, перечисленные в ч. 8 ст. 99 Закона, будут осуществлять контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, а также установления достоверности учета расходов на осуществление таких закупок. Контроль они будут осуществлять в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и документов, подтверждающих обоснованность закупок;

2) нормирования в сфере закупок при планировании закупок;

3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Порядок осуществления такого контроля установит Правительство РФ в соответствии с требованиями, определенными в ч. 11 ст. 99 Закона.

Разрешение противоречий между результатами проверок муниципальных, региональных и федеральных органов

В Законе определено, как решаются вопросы в случае противоречия между решениями, вынесенными контрольными органами различных уровней (федерального, регионального и местного). Общее правило таково: при проведении внеплановой проверки закупки должно применяться решение органа более высокого уровня (ч. 17 и 18 ст. 99 Закона). В случае выявления противоречий между решениями, вынесенными в отношении одной и той же закупки органами различных уровней, применяется решение органа более высокого уровня, вынесенное по результатам внеплановой проверки (ч. 19 и 20 ст. 99 Закона).

г) Обжалование действий, нарушающих права и интересы участников закупок

Почти не изменились правила обжалования в контрольных органах действий заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

С семи до десяти дней увеличивается срок, в течение которого может быть подана соответствующая жалоба (п. 3 ст. 105 Закона).

Виды контроля

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – закон о контрактной системе) предусмотрены различные виды контроля за проведением закупок. Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок ( закона о контрактной системе). Кто контролирует госзакупки и какие виды контроля существуют – рассматривается в таблице 3.

Таблица 3. Контроль за госзакупками

Вид контроля Кто контролирует, особенности исполнения Основание
Контроль в сфере закупок

Субъекты контроля:

  • Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа,
  • Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок,
  • Органы исполнительной власти субъекта РФ,
  • Органы местного самоуправления муниципального района,
  • Органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок

Согласно закону о контрактной системе обязательным условием является включение в контракт пункта об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом ().

Ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с ГК РФ и законом о контрактной системе ().

Поставщики согласно заключаемым договорам должны нести гражданско-правовую ответственность, если они не выполнили условия привлечения субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций ().

Если начальная цена контракта превышает размер, установленный правительством РФ, то согласно контракту участник должен предоставить заказчику наиболее полную информацию о своих выгодоприобретателях (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и других) не позднее чем за семь дней до даты заключения контракта. В контракте должна предусматриваться ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредоставление такой информации в форме взыскания пени в размере 1 / 300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату уплаты пени, от цены контракта. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства до предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) указанной информации заказчику ().

В свою очередь заказчик обязан обеспечить конфиденциальность указанной информации и ее предоставление по запросам органов контроля и правоохранительных органов ().

Аудит и мониторинг в сфере закупок

Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований ( закона о контрактной системе).

Органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Далее они обобщают результаты осуществления деятельности, устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах ( закона о контрактной системе).

Для оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со закона о контрактной системе, оценки обоснованности закупок в соответствии со закона о контрактной системе, совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проводится мониторинг закупок ( закона о контрактной системе).

Он представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации.

Результаты мониторинга закупок по итогам каждого года будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который будет представляться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в правительство РФ. В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Сводный аналитический отчет будет размещен в единой информационной системе.

О том, что такое единая информационная система, какие основные принципы регулируют контрактную систему, как ведется планирование в контрактной системе, читайте .

В Государственную Думу на рассмотрение был внесен законопроект № 546226-7 , основной задачей которого является улучшенный контроль в сфере госзакупок, формирование вертикали процедурного контроля и обеспечение единства правоприменительной практики и методологии реализации контрольных полномочий на федеральном и региональном уровнях.

Контроль в сфере госзакупок – запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля

Контроль за соблюдением закона о контрактной системе и контроль в сфере госзакупок осуществляется перечисленными ниже органами (на основании ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе»):

  • органы прокуратуры (соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральными органами исполнительной власти действующих на территории России законов, соответствие законам издаваемых должностными лицами и органами власти правовых актов контролируются прокуратурой, согласно указаниям п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»);
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС обладает полномочиями на ведения контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц, в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных и государственных нужд, в сфере государственного оборонного заказа, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков, исполнителей и подрядчиков);
  • органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля ;
  • органы исполнительной власти субъекта РФ , обладающие полномочиями на контроль в сфере госзакупок;
  • Федеральное казначейство , органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
  • органы местного самоуправления муниципального района или городского округа , имеющие полномочия на контроль в сфере госзакупок.

Перед Правительством РФ стояла задача – максимально снизить коррупционные риски и исключить несвойственные контрольным органам функции. В упомянутом нами законопроекте содержится предложение об установлении запрета на возложение функций по централизации закупок на органы контроля. Единственное, речь здесь не идет о случаях, когда контроль полномочий в соответствии с частью 5 статьи 26 Закона «О контрактной системе» или ч. 3 ст. 26 осуществляется:

  • органами контроля;
  • органами местного самоуправления муниципального района;
  • органами местного самоуправления городского округа, обладающих полномочиями на осуществление контроля в сфере закупок.

При этом, когда дело касается данного исключения, не допускается возложение на одно должностное лицо упомянутых выше органов обязанностей:

  • по осуществлению полномочий на планирование закупок;
  • на заключение муниципальных и государственных контрактов;
  • по определению поставщиков, исполнителей и подрядчиков;
  • по исполнению контрактов (приемке поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ и их результатов, обеспечение оплаты);
  • по осуществлению контроля в отношении закупок.

Контроль в сфере госзакупок – установление единого порядка осуществления контроля

С целью формирования вертикали процедурного контроля и единой методологии реализации контрольных полномочий и правоприменительной практики на региональном и федеральном уровнях в законопроект № 546226-7 был включен пункт об утверждении единого порядка осуществления контроля в сфере закупок.

Контроль в сфере госзакупок органами контроля, речь о которых шла ранее в статье, осуществляется в отношении (ч. 2 ст. 99 закона «О контрактной системе»):

  • заказчиков;
  • контрактных управляющих;
  • контрактных служб;
  • операторов (в т.ч. специализированных) электронных площадок;
  • специализированных организаций;
  • уполномоченных учреждений и органов;
  • комиссий по осуществлению закупок и их членов.

Такой контроль осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ, который должен предусматривать, в частности:

  • основания, предмет, периодичность, порядок организации, форму, сроки проведения проверок и оформления их результатов (в ходе проведения проверки необходимо установить категорию риска деятельности субъекта контроля с учетом оценки вероятности несоблюдения требований о контрактной системе);
  • порядок использования единой информационной системы и ведения документооборота в ней при осуществлении контроля;
  • критерии отнесения деятельности субъектов контроля к определенной категории риска;
  • порядок действий органов контроля в случае несоблюдения предписаний и при получении сведений о совершении уголовного или административного правонарушения;
  • порядок, сроки направления и исполнения предписаний;
  • список должностных лиц, обладающих полномочиями на проведение проверок (ответственность, обязанности, права).

Контроль в сфере госзакупок – контроль за бюджетными инвестициями

Когда юридическим лицам предоставляются бюджетные инвестиции, упомянутые в тексте абз. 2 п. 1 ст. 80 БК РФ , в силу указаний ч. 5 ст. 15 закона «О контрактной системе» на юрлицо при осуществлении им закупок за счет бюджетных средств распространяются положения данного закона, регулирующие деятельность заказчика в определенных БК РФ случаях и пределах.

Важно! Чтобы повысить эффективность расходования бюджетных средств, в текст законопроекта № 546226-7 был внесен пункт, согласно которому вложения закона «О контрактной системе» (относящиеся к контролю в сфере закупок, аудиту и мониторингу закупок) распространялись бы на юридических лиц, получивших бюджетные средства.

Контроль в сфере госзакупок – внеплановые проверки ФАС

Контроль в сфере госзакупок – передача полномочий по осуществлению контроля

В соответствии с рассматриваемым нами законопроектом, в ст. 99 закона «О контрактной системе» будет включена новая ч. 3.1, в которой будет говориться об установлении возможности органов исполнительной власти субъекта РФ на основании соглашений между субъектами РФ и расположенными на их территориях муниципальными образованиями осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района или городского округа при наличии у первых и вторых полномочий на осуществление контроля в сфере закупок.

Контроль в сфере госзакупок – оценка эффективности деятельности органов контроля

Правительство РФ установит порядок проведения оценки эффективности деятельности органов контроля, который в обязательном порядке будет предусматривать:

  • механизм сбора сведений о деятельности органов контроля;
  • показатели контрольно-надзорной деятельности;
  • порядок проведения анализа установленных показателей и применения результатов анализа.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Правительство РФ не борется с коррупционными рисками в сфере госзакупок.

Ведомственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ обеспечивает прозрачность – один из главных принципов госзакупок. О том, кем и как и по каким правилам осуществляется контроль, читайте далее.

Кто проводит

Ведомственный контроль в сфере закупок осуществляют:

  • госорганы;
  • Госкорпорация «Росатом»;
  • Госкорпорация «Роскосмос»;
  • органы управления государственных внебюджетных фондов.

На муниципальном уровне контроль осуществляют муниципалитеты. Должностные лица, указанных органов, непосредственно проводящие проверки должны иметь высшее либо дополнительное профобразование в сфере госзакупок.

Регулирует ведомственный контроль по 44-ФЗ постановление Правительства РФ от 10.02.2014 № 89. Каждое профильное министерство или ведомство имеет собственный регламент, разработанный на основе этого постановления. Документами регламентирован в деталях каждый этап проверки, как его следует проводить, в какие сроки и по какому алгоритму.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В отношении кого

Проведение ведомственного контроля по 44-ФЗ осуществляется в отношении подведомственных заказчиков, а именно:

  • их контрактными службами;
  • комиссиями по проведению госзакупок;
  • уполномоченными органами и учреждениями.

Полный список тех, в отношении кого проводится ведомственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ ст. 99 44-ФЗ закреплен. Единственное исключение, ведомственный контроль не осуществляется по 44-ФЗ в отношении операторов электронных площадок.

Следует помнить, что ведомственный контроль в сфере закупок осуществляют по 44-ФЗ в отношении госзаказчика, а не поставщика.

Нарушения

Ведомственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ заключается в проверке соблюдения требований законодательства. Нарушениями, которые контроль может выявить являются:

  • несоблюдение установленных запретов и ограничений;
  • нарушение требований к обоснованию закупок;
  • несоответствие сведений об идентификационных кодах закупок, содержащихся в планах-графиках – сведениям, содержащихся в планах закупок;
  • несоответствие поставленных товаров условиям госконтракта;
  • несоответствие применение поставленного товара целям проведения госзакупки;
  • непредоставление преимуществ предприятиям инвалидов и организациям уголовно-исполнительной системы;
  • несоблюдения требований, установленных для участия в госзакупках субъектов малого бизнеса и другие.

Правила проведения

Решение о проведении проверки принимается руководителем того, кто проводит ведомственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ. В документе прописывается:

  • мероприятие контроля (документарная либо выездная проверка);
  • временно интервал, за который будет проводиться проверка, например, за 2018 год;
  • момент начала и окончания проверки;
  • уполномоченные должностные лица.

Ведомственный контроль по 44-ФЗ составляется, как правило, в форме таблицы, в которой каждый из выше перечисленных пунктов является названием графы.

Непосредственно перед проведением мероприятий контроля уполномоченное должностное лицо уведомляет госзаказчика о проведении проверки. Последний, впрочем, не может отказать в доступе на свою территорию, в проведении видео- и фотосъемке, в копировании документов. Срок проведения проверки не может быть более 15 календарных дней, однако может быть продлен 1 раз на такой же срок.

Ведомственный контроль завершает акт проверки, составляемый должностным лицом, проводящим проверку. В нем отражаются выявленные недостатки, нарушения и злоупотребления. С документом под роспись знакомится руководитель госзаказчика.

При выявлении нарушений разрабатывается план по их устранению. Материалы проверки и указанный план должны храниться не менее 3-х лет. Если в ходе проверки были выявлены признаки преступления, то материалы передаются в правоохранительные органы для последующего возбуждения уголовного дела.

Вложенные файлы

  • Акт проверки в рамках ведомственного контроля.docx
  • План мероприятий ведомственного контроля.docx
  • Регламент ведомственного контроля закупок для государственных нужд.docx