В 2017 году Великий пост начинается 27 февраля, и длится 48 дней до Пасхи - 16 апреля. Как следует проводить Великий пост, чем питаться, на что обратить внимание, кроме еды? Зачем вообще нужно поститься, и кому разрешаются послабления от поста? Какие праздники попадают на Великий пост? Портал Материнство рассказывает о Великом посте в 2017 году.

Сергей Андрияка "Натюрморт со свечой и старинной книгой"

Великий пост — самый продолжительный и строгий. Его называют Святой Четыредесятницей в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей, ибо «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 3-4). За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная седмица — воспоминание страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником — Пасхой, или Христовым Воскресением.

Зачем нужно поститься?

Отказ от скоромной пищи во время поста не имеет ценности сам по себе, его главный смысл - помочь человеку достичь духовных результатов. Святые отцы советуют посвятить время поста размышлению о себе, осознанию своих грехов, которые в повседневной суете проходят для нас незамеченными. На этом пути духовного сосредоточения нам необходимо усилить молитву, посвятить чтению Священного Писания и духовной литературы то время, которое мы обычно тратим на просмотр фильмов или общение в соцсетях. Лишь в этом случае пост принесет пользу.

Главная задача поста - подчинить свои желания и порывы собственной воле, научиться владеть собой, приучить себя к духовному труду.

Многие христиане считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. "Не в судах и сварах поститеся". Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

Святитель Василий Великий

Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления...Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

Святитель Иоанн Златоуст

Что можно есть в Великий пост?

Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища , но в день двунадесятого праздника — Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное Воскресение (Вход Господень в Иерусалим), приходящихся на этот пост, разрешается есть рыбу . Накануне Вербного Воскресения — в Лазареву субботу — можно есть рыбную икру. Во все остальные дни поста нельзя есть мясо, рыбу, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и т. п. Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до трех часов дня по средам и пятницам. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицу, а в Великую Пятницу — в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе — ничего не есть до вечера, а именно — до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино.

Пост - это состояние полуголода, которое помогает держать волю, память, внутреннюю жизнь в одном направлении - к Богу.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

Протоиерей Александр Борисов

Даже растительную пищу надо употреблять умеренно, чтобы от нее не зависело настроение, чтобы не была душа во власти телесных страстей и не рабствовала чревоугодию.

Кому разрешаются послабления поста?

Людям неопытным надо начинать пост с малого. Вначале необходимо поститься (не вкушать мясо, молоко) хотя бы в пятницу. Затем прибавить еще один день — среду. В период Великого поста еще более усугубить пост — попоститься первую и последнюю неделю перед Пасхой. Таким образом, пост постепенно обратится в навык. И сама душа, ради стяжания мира, любви, милосердия, будет жаждать поста.

Кроме воздержания от скоромной пищи, надо резко ограничить просмотр развлекательных телепередач, слушание современной музыки, сидение в интернете.

Через отказ от жирной и тяжелой пищи, развлечений и увеселений, походов в гости и кино, мы стараемся очистить в своей душе и голове место для более серьезных и глубоких мыслей и впечатлений.

Как поститься беременным и кормящим?

Для беременных женщин, а также для кормящих матерей допускаются послабления к посту. Меру поста они должны установить вместе с духовником и лечащим врачом. При этом следует руководствоваться следующими общими правилами:

  • Пост не должен повредить ни здоровью ребенка, ни здоровью матери;
  • Беременность не является оправданием для распущенности и неумеренности;
  • Пост - время сугубой молитвы матери, трезвения и самоконтроля;
  • Пост беременной женщины - это строгое воздержание от всего того, что может повредить здоровью ребенка и ей самой.

Как поститься детям?

Совсем маленьким детям (в возрасте 3-4 года) уже можно рассказывать о посте, в первую очередь, на примере родителей, соблюдающих пост. Малышам достаточно будет не есть, например, шоколада и конфет, не лакомиться пирожными и изысканными десертами. Потребность в сладком можно восполнить более простыми постными лакомствами - вареньем, мармеладом. Это не скажется отрицательно на детском здоровье, но будет потихоньку приучать малыша к мысли о посте, как части христианской жизни.

Школьники уже способны на бОльшую меру поста, но устанавливать ее надо с большой осторожностью, не вводя жестких запретов и не лишая детей необходимых калорий и питательных веществ. Подростки, имеющие серьезную учебную нагрузку, также могут нуждаться в существенных послаблениях к посту.

Вместо того, чтобы накладывать на детей и подростков суровые ограничения в питании, лучше предложить им самим, поразмыслив, установить для себя меру поста в развлечениях, прежде всего в электронных играх, просмотрах мультиков и записей в соцсетях. Вместо этого хорошо бы вместе с ними почитать Евангелие, а потом обсудить прочитанное. Многие семьи на период поста ограничивают просмотр телевизора только воскресными днями, да и в эти дни смотрят всей семьей духовные или документальные фильмы.

Как часто надо бывать в храме Великим постом?

Ответ простой - чем чаще, тем лучше. Ведь именно общая молитва более всего помогает сосредоточиться на духовной жизни, а участие в таинствах дает силы на прохождение постного подвига.

Конечно, следует бывать на воскресных богослужениях, которые состоят из всенощного бдения (обычно служится вечером в субботу) и Литургии (утром в воскресенье). Каждое воскресенье Великого поста имеет свое название и посвящено определенной теме, осмысление их очень важно для понимания содержания поста.

В первые четыре вечера Великого поста во всех храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который учит верующих покаянию, помогая с самого начала поста привести себя в должное настроение. Затем весь канон полностью прочитывается еще раз - на пятой седмице поста. Эта служба получила название «Мариино стояние», потому что на ней также читается житие преподобной Марии Египетской, показавшей пример обращения слабой женщины от тяжелейших грехов к величайшему покаянию.

Во время Великого поста по средам и пятницам совершается особая Литургия Преждеосвященных Даров, которую любят и ценят многие православные. Вечером по воскресным дням служится Пассия - служба с акафистом Страстям, то есть Страданиям Христовым. По родительским субботам совершаются заупокойные богослужения.

Великим постом многие стремятся прибегнуть к таинству Соборования, при котором отпускаются грехи, случайно или по забывчивости не рассказанные христианином на исповеди. Но важно помнить, что это таинство никоим образом не может заменить саму исповедь, а является лишь дополнением к ней. Прибегать к соборованию, годами не исповедуясь, было бы лукавством.

За время Великого поста необходимо хотя бы один раз исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Христиане, посещающие храм регулярно, стараются причаститься несколько раз за пост, по возможности, причащаются еженедельно, а иногда даже чаще.

Практически все христиане прибегают к таинству причастия в Великий Четверг - день, когда на Тайной Вечери Господом было установлено таинство Причащения. И конечно, обязательно нужно причащаться на Пасху. В Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу верующие стараются бывать на всех службах, т.к. все они посвящены Страданиям Спасителя.

Великий пост - особое время для всех православных людей. Это время смирения, духовного очищения и молитвенного подвига, совершаемого каждым верующим в меру своих сил. Понять, чему посвящена каждая неделя этого периода, поможет православный календарь Великого поста в 2017 году.

Пятая неделя называется Седмицей пальмовых ветвей: в течение этой недели читается молитвенное правило Марии Египетской, а в субботу на церковной службе вспоминается чудо спасения Лазаря Иисусом.

Шестая неделя Великого поста 2017 года названа цветоносной: в это время вспоминается и прославляется вход Господень в Иерусалим, а воскресенье называется вербным, поскольку обычно именно к концу шестой недели поста зацветает символ чистоты — верба.

Седьмая неделя называется Страстной седмицей и имеет особое значение для всех верующих: в это время вспоминаются страдания Иисуса Христа перед казнью и чудом Воскрешения.

Первый день посвящен воспоминаниям библейский сюжетов: разрушения Иерусалима, продажи Иосифа в рабство за 20 серебряных монет и проклятия бесплодной смоковницы.

Второй день посвящен чтению пророчества о Страшном Суде, ожидающем всех людей после смерти. Также в этот день читаются притчи.

Третий день посвящен воспоминаниям о предательстве Иуды, чтению молитвенного правила преподобного Ефима, а также таинству исповеди, очищающей душу в ожидании Светлой Пасхи.

В четвертый день все православные стараются приобщиться к таинству Причастия. В молитвенных правилах вспоминается Тайная вечеря и читается двенадцать страстных Евангелий.

Пятый день назван Днем скорби по неправедно осужденному и распятому Иисусу Христу: правила предписывают воздерживаться от любой пищи в течение всего дня. Читаются утренние Царские Часы, днем выносится Плащаница, а вечером во всех храмах совершается Чин Погребения Господа.

Шестой день назван Великой Субботой: в это время проводится Светлая Литургия, по окончанию которой освящается праздничная пища.

Великий пост заканчивается в Светлое Христово Воскресение , иначе называемое Пасхой. Проводится праздничная ночная служба, после которой православные могут вкушать любую пищу. Мы желаем вам мира в душе и внутренней гармонии. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Марию Египетскую чтят как покровительницу раскаявшихся женщин, поскольку ее жизнь является ярким примером покаяния и избавления от плотских желаний.

Святая проживала в Египте в 5-6 веках. В возрасте 12 лет покинула родителей и поселилась в Александрии. Не имея наставления старших, девочка выбрала грешный путь: рано лишилась целомудрия, без разбора предавалась плотским утехам. Так прошли ее следующие 17 лет.

Однако перед празднованием Воздвижения Креста Господня Марии повстречалась толпа паломников, держащая путь к Иерусалиму в храм Гроба Господня. Девушка направилась с ними, надеясь найти мужчин для своих развратных утех.

Добравшись до святого места, она попыталась зайти в храм. Однако неведомая сила отталкивала ее от входа. Мария совершила несколько тщетных попыток, но напрасно. Тогда девушка осознала, что это Господь преграждает ей дорогу за греховные поступки.

В горе распутница стала молиться и раскаиваться у иконы Пресвятой Богородицы, находящейся у входа, просить заступничества перед Богом. Почувствовав облегчение, христианка вновь попыталась пройти внутрь храма и ей удалось. Внутри святилища девушка предалась молитве перед Животворящим Крестом. Выйдя наружу, она поблагодарила Богородицу и просила наставить на праведный путь. Тогда ей послышался голос свыше, велевший отправиться в пустыню за рекой Иорданом, чтобы найти душевный покой.

По дороге в уединение Мария исповедалась и причастилась в обители святого Иоанна Предтечи. В пустыне женщина провела около 47 лет. Самым сложным периодом для нее оказались первые 17 лет: питаясь в пустыне кореньями, она вспоминала бывалые трапезы, мучаясь от жажды, думала, как раньше наслаждалась вином, также бывали моменты преодоления блудной страсти. В такие часы ее возвращали в чувства мысли о клятве, данной Пресвятой Богородице.

За долгие годы ее одежда износилась. Женщина ходила нагой, терпя жару летом и замерзая зимой. Но оставшуюся жизнь Мария посвятила молитвам, прося прощение у Господа за грехи. За это он наградил покаянную даром прозорливости.

Однажды в ту местность явился монах Зосима. В Великий пост он отправился молиться в уединение. Увидев худую женщину с загоревшей до черноты кожей и короткими выцветшими волосами, монах поделился с ней одеждой. Мария поведала о себе и просила прийти старца через год, для ее причастия.

Спустя год Зосима вернулся на оговоренное место у реки. Он увидел женщину на другом берегу Иордана без лодки, однако Мария пошла по воде и быстро до него добралась. После ее причастия оба расстались и договорились о встрече спустя год.

В следующий визит Зосима застал Марию мертвой. Своими силами он не смог выкопать яму усопшей и попросил об этом льва, охранявшего ее тело. Лев послушался, а монах похоронил Марию со всеми почестями.

Сатане недостаточно растлить, главное – не допустить покаяния.

В пятое воскресенье Великого поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед неделей, подготовительной к Страстным дням, Церковь достигает полноты покаяния. До обращения ко Господу преподобная Мария по своему нраву была современная, очень современная – позорная женщина, с самых юных лет. Только если раньше такая жизнь была порицаема, то теперь этим позором хвалятся, пропагандируют эту клоаку, это злосмрадие греховное, как что-то прекрасное, как что-то ароматное. Все делается в нашей стране, чтобы превратить всех девушек в Марий Египетских без покаяния. С раннего детства начинается преступное растление. В школах устраивают конкурсы красоты для третьеклассниц, наподобие недавнего вступления в пионеры; о конкурсах стриптиза пятнадцатилетних объявляют по телевидению и радио, и вовлечение детей в проституцию становится обычным бизнесом. Подъезжает к школе некий хлыщ на иномарке, подходит к восьмиклассницам на перемене: «Девочки, кто хочет зарабатывать после уроков? Четыре дня в неделю». Он не боится, что его задержит милиция, что ему дадут по существующей статье закона срок: их время, их власть, их стихия. Что же родители молчат? Впору им устраивать самосуд, если не защищает государство.

Когда государство потворствует разврату, оно не заинтересовано в сохранении себя как государства. Это и неверующие все понимают, что ядро государства – семья, и с распадом семьи, с разрушением нравственности наступает общественный хаос. Что такое апокалиптическая блудница на красном звере? Власть демократии, наследница тоталитарного коммунизма, насаждающая растление? Или шестнадцатилетняя проститутка, как кинозвезда, дающая интервью по телевидению: «Вы от своей работы получаете удовольствие? – Самое большое удовольствие я получаю, когда получаю деньги». Власть денег, корень всех зол, торжество маммоны, диавола: все продается и покупается – Отечество, красота, и жизнь человеческая. Пресса регулярно дает информацию о курсе доллара и таксе на заказное убийство, которое, разумеется, при необходимости может быть сколь угодно массовым. И что страшнее – сотни раз публикуемое газетами сообщение о том, что большинство десятиклассниц в таких-то школах считают проституцию самой престижной профессией (не исключено, что эти сообщения могут быть намеренно лживыми, чтобы подтолкнуть слабые души «быть как все» – к разврату) – или то, то что к подобным сообщениям так привыкли, что их уже не воспринимают.

Сатане недостаточно растлить, главное – не допустить покаяния. Для этого создается в обществе атмосфера насмешки над целомудрием, над девством, над верностью в браке, над покаянием. И прежде всего с этой целью ведется яростная атака на Церковь. Не удалось ее сжечь дотла, не получилось разрушить изнутри – теперь пытаются смешать ее с грязью. Что же делать Церкви в этой беде? Наш долг – возвысить свой голос, бить в набат, взывая к стыду и совести всех, заявляя громкий протест власть предержащим. Неуверенность и недоговоренность здесь неуместны. Церковь должна говорить прямым и ясным языком, как это делает Библия, об угрозе человечеству. Здесь болезнь вырождения нации, которое отражается в третьем, четвертом поколении, вплоть до генетических искажений. Здесь покушение на существование России, превращаемой в Содом и Гоморру, и здесь вечная смерть, широкий путь во ад, как говорит Писание.

Церковь не может оставаться безучастной по отношению к тому, что происходит во внешнем мире, хотя бы потому, что это касается ее собственных чад. Если бы с самого начала так называемой «перестройки» Церковь адекватно реагировала на сатанинское, организовываемое государством растление, многое сегодня бы было иным. И сегодня мы должны напомнить всем, кто надеется совместить несовместимое, и каждому, кто дерзает переступать порог православного храма, о как никогда актуальном Сотом правиле VI Вселенского собора: «Всякий, занимающийся изготовлением непотребных изображений, или покупающий эти изображения (применительно к нашим дням – смотрящий их по телевидению) да будет отлучен от Церкви». Ты вне Церкви, ты лишен ее молитвы, ее заступничества, ее Божественной силы. Всякий раз, когда ты прикасаешься к ее святыням, ты делаешь это в суд себе и во осуждение: ты не можешь принести в ней даже покаяния, не оставив прежде своего мерзкого занятия. Вот о чем говорит это Сотое правило. И мы знаем еще, что грех блуда по разумению Церкви стоит рядом с убийством и идолопоклонством, и на много лет лишает причастия. Если по нынешним, ненормальным временам мы не в состоянии во всей строгости исполнить каноны святых отцов, которые никто никогда не отменял, и не может отменить, потому что они продиктованы любовью: да не опалится твоя душа, и да узнаешь ты по милости Божией, чего ты лишаешься, совершая этот грех, – все это может значить только одно: глубина покаяния и плоды покаяния должны восполнять недостаток продолжительности его.

Мы помним из жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. А этот человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его не менее ужасные грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему томительно стоять на службе, и он уходит, не дожидаясь конца, и скоро совсем перестает ходить в церковь – буквально не может войти в нее. То же древнее чудо, только в ином, печальном варианте, повторяется вновь.

Без ясного и глубокого различения добра и зла как будет наш пост Марииным стоянием? Как душа, подобно жене грешнице, которая возлюбила много, принесет плач о себе, о Господе, и о всех, ради кого Господь пришел принять страдания!

Протоиерей Александр Шаргунов

Преподобная Мария Египетская

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого поста мы сегодня вспоминаем святую Марию Египетскую. Почему Церковь включила ее образ в эти недели? Не потому ли, что в ней мы видим торжество Божией силы и торжество воистину ответной человеческой любви? Или, может быть, мы видим торжество человеческого отчаянного зова о помощи и победу, которая дается Богом, Его любовью, Его силой и крепостью.

О святой Марии Египетской можно сказать кратко: она была жительница Александрии, женщина дурной жизни, позор своих сограждан, соблазн, погибель. В какой-то день ей захотелось поклониться живоносному Кресту Господню, частица которого находилась в одном из храмов. И не думая о своей греховности, не думая о том, что по ее жизни у нее ничего общего нет с тем Богом чистоты и любви, Которому она хотела поклониться, она дерзновенно захотела войти в храм. Но какая-то сила ее остановила; каждый раз, как она приближалась к вратам, она была отброшена. И она пришла в ужас, и она обратилась к Матери Божией за помощью и за милосердием — и была допущена в храм. Но из храма она не вернулась к прежней позорной жизни; она ушла в пустыню и там провела в неописуемом подвиге, в совершенном одиночестве всю свою остальную жизнь до смерти; жизнь, которая не была жизнью бесплотного существа, но была поистине жизнью воплощенного духа, ожившего покаянием и благодатью.

Чему мы можем научиться от этой жизни? Мария Египетская была блудница; но блуд не заключается только в телесном грехе, в презрении своей телесности и личности другого человека. Блуд заключается в том, что человек заблуждается; блуд заключается в том, что цельность человеческой любви раздробляется, мельчает и человек уже неспособен всей душой, всем сердцем, всей мыслью, всем телом, всем существом своим любить одного человека и единого Бога. Блуд в широком смысле, какой ему придает Священное Писание, это идолопоклонническая привязанность к видимому миру. Мы ослеплены тем, что видим, мы не видим невидимого, потому что наше внимание, наш взор приложен только к тому, что видимо и осязаемо. Блуд заключается в том, чтобы отдать свое сердце не тому, что достойно любви; блуд заключается в том, что свою волю, вместо того, чтобы ее направить к единому на потребу, к чистой, святой любви к человеку, к людям, к Богу, мы распыляем так, что она направлена анархично во все стороны, так, что она служит всем идолам, всем желаниям, всем порывам. Разве не все мы заражены этой болезнью блуда? Разве мы цельны сердцем, не разделены умом? Разве воля наша не колеблется?

Мы можем себе представить себя самих в образе этой женщины. Вся жизнь наша подобна ее жизни; и, как она, мы порой хотим поклониться Живому Богу, хотим пробиться до Его животворного присутствия — и как часто мы этого не можем сделать! Как часто мы хотели бы молиться — но молитвы нет; мы хотели бы любить — но сердце каменно; хотели бы собрать наши мысли — а мысли разбегаются, расплываются; хотели бы всей волей своей начать новую жизнь, но нет этой воли — она разложилась на какие-то составные части, желания, мечты, тоску — а крепости в ней нет … Как часто мы подобны морским волнам, которые ударяются об утесы, взлетают и опадают вновь в лоно морское, ничего не достигнув. Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце, мгновениями мы думаем: неужели мне закрыт путь к Богу?.. Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото.

Не так случилось с Марией Египетской: ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением. Нам тоже надо научиться этому: никогда не утешаться тем, что не пробиться нам к Богу, не подойти к Нему. Нам надо научиться такой тоской о Нем тосковать, так к Нему пробиваться, чтобы, наконец, сила Божия и милость Божия ответили на наш зов и на наше отчаяние, полное непостижимой надежды. Но когда с нами это случается, мы только радуемся, мы уходим утешенные, мы не думаем, что нам дано было то, чего никакими силами мы не можем добиться сами. Мария Египетская это поняла, Мария Египетская всю жизнь превратила в благодарение Богу. Она поняла, что, получив то, что ей было дано, уже нельзя жить, как она жила, можно жить только ликующей и скорбной благодарностью. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену, и прожила какую дивную жизнь.

Нам не под силу поднять такой подвиг, но каждый из нас может сделать то, что ему под силу. И мы должны помнить, как апостол Павел говорит, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе, что сила Божия в немощи совершается. Но не той ленивой, бесплодной немощи, которой мы страдаем, которая нас замучивает и губит, а в другой немощи — богоприимной, в той гибкости и слабости, которая рождается в человеке от сознания, что ему не достичь того, о чем он мечтает, единственного, к чему он стремится, своими силами, но что силой Божией он этого может достичь. И тогда Господня сила нашу немощь наполняет, как ветер наполняет хрупкий, слабый парус, который, однако, может привести к пристани корабль. Это — богоприимная немощь, которая заключается в том, чтобы уже на себя не надеяться и отдать себя послушливо, кротко, в руку Божию, исполняя Его волю только Его силой, и тогда все делается возможным: сила Божия в немощи совершается.

В этом ряду евангельских чтений, победоносных недель надежды, которые нас влекут сейчас к Страстным дням, когда уже будет время не веры, не надежды, но время зрения Божественной любви, — как должна нас укреплять святая Мария своим образом, своим примером! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

– это святая христианской религии. Она является покровительницей кающихся девушек . Первая история жизни Марии была издана Софронием Иерусалимским, а большинство информации из жизни Марии Египетской оказалось перенесено в средневековые легенды про Марию Магдалину .

В статье вы увидете иконы Марии Египетской, а также Мария Египетская фото, узнаете, в какой день чтится память святой.

Праведная жизнь

Мария выполняла свои клятвы и начала совсем другую жизнь. Из Иерусалима она ушла в безлюдную и угрюмую пустыню Иордании и там около 50 лет провела в полном одиночестве, в и в сильной молитве.

Так тщательными и регулярными подвигами Мария Египетская смогла убрать грехи и проступки и сделала сердце и душу свою настоящим святым храмом для Святого Духа.

Старец Зосима, который находился на территории Иорданской пустыни при монастыре св. Иоанна Предтечи, удвоил свою веру в Господа, когда повстречал в пустыне святую Марию. В это время Мария Египетская была уже в преклонном возрасте. Он удивился её необычной святостьи и дару предвиденья.

Один раз он повидал её в процессе молитвы как бы возвысившейся над поверхностью земли, а в следующий раз, когда она направлялась через реку Иордан, шла она в это время будто по суше.

В момент расставания с Зосимой святая Мария попросила его прийти сюда снова уже через один год, чтобы совершить перед ней. Старец выполнил просьбу и ровно через заданное время вернулся и совершил причастие святой Марии. Потом, вернувшись в пустыню через ещё один год в надежде встретить святую ещё раз, он уже не застал её в живых. Старец похоронил останки св. Марии Египетской на территории пустыни. В этом ему помог сам лев, который своими сильными когтями вырыл яму для погребений тела святой провидицы. Это случилось примерно в 521 году.

Так из окутанной грехами девушки Мария с помощью Господа превратилась в великую святую и оставила после себя очень полезный пример для покаяния Господу.

Исполнив свою молитву и нужное количество поклонов до земли, старцы, попросив прощения друг у друга, начинали просить благословения у игумена и под общее пение псалма открывали ворота монастыря, чтобы после пойти в пустыню.

Каждый при этом брал с собой нужное количество еды, кто что хотел. Некоторые вообще ничего не брали с собой и употребляли в пищу одни лишь коренья. Иноки отправлялись из Иордана и располагались как можно дальше от него, чтобы не смотреть, как кто-то поститься и подвизается.

В то время, когда Великий пост подходил к концу, иноки шли обратно в Иорданский монастырь на Вербное воскресенье вместе с плодом своего делания, испытав свою душу. При всём этом никто не спрашивал у других, как они молились и совершали благие поступки.

В это время и авва Зосима по монастырским традициям перешёл через Иордан. Он жаждал пройти в пустыне как можно дальше, чтобы найти кого-то из великих святых либо старцев, спасающихся там и молящихся за единство души и тела.

Он ходил по пустыне в течение 20 дней и в один день , когда он продолжал петь псалмы уже около шести часов и творил простые молитвы, внезапно справа от себя он заметил настоящую тень человека. Ему стало страшно, так как он решил, что видит перед собой племя бесов, но, несколько раз перекрестившись, он отложил все свои страхи и, закончив одну из молитв Господу, повернулся по направлению к тени и узрел идущего через пустыню голого человека. Тело было полностью чёрным от солнечного зноя, а выгоревшие короткие волосы стали белыми, как агнчее руно. Авва Зосима стал счастлив, ведь за это время он не встречал на своём пути ни одного живого человека и даже животное, и в это же время пошёл навстречу к существу.

Но в тот же момент, как нагой человек увидел приближающегося к нему Зосиму, он стал убегать. Авва Зосима забыл и свою старость, и полную усталость, и стал двигаться всё быстрее. Но вскоре в полном изнеможении Зосима остановился у сухого ручья и стал просить в слезах уходящего человека: «Что ты убегаешь от меня, грешного старца, спасающийся в этой знойной пустыни? Постой, подожди меня, недостойного и немощного старика, и дай мне свою молитву и благословение, ради Христа, не гнушавшегося никогда и никем».

Неизвестный человек даже не обернулся, но крикнул в ответ:» Прости, авва Зосима, обратившись, явиться к лику твоему: я ведь женщина, а на мне, как ты можешь увидеть, нету никакой одежды для прикрытия наготы моей. Но если ты хочешь помолиться мне, великой грешнице, тогда кинь мне свой плащ для укрытия, чтобы я смогла подойти к тебе для твоего благословения».

«Не знала бы она моего имени, если бы святость и великие подвиги не скрывались в ней, которые даны ей от самого Христа», решил Зосима и поспешил исполнить данное ему требование.

Прикрывшись под плащом, святая обратилась к Зосиму: «Что решил ты, Зосима, разговаривать со мной, женщиной полной грехов и немудрой на слово? Чему ты хочешь научиться от меня и, не жалея своих трудов и сил, потратить на меня столько своего времени?» Он же в это время, преклонив колена, начал простить у неё благословения . В этот же момент и святая преклонилось перед ним, и долго они просили друг друга: «Благослови». В конце концов святая сказала: «Авва Зосима, тебе подобает благословение и молитва, так как ты почтён самим саном пресвитерским и долгое время, предстоя перед алтарём Христа, приносишь Всевышнему большие дары».

Эти слова ещё больше стали страшны для Зосимы. После преподобная произнесла: «Благословен Бог, хотящий спасения всем людям на земле». Авва ответил на это: . И они одновременно поднялись с поверхности земли. Подвижница ещё раз спросила у Зосимы: «Для чего ты пришёл сюда, ко мне, грешнице, в которой не имеется никакой добродетельной силы? Хотя, видно, благодать Святого Духа наставила тебя совершить одну церковную службу, которая нужна для моей души. Скажи мне сначала, авва, как проживают христиане, как они растут и совершают благоденствия святые, находящиеся в Божией Церкви?».

Авва Зосима говорил ей:« Вашими сильными молитвами Бог подарил Церкви и всем нам настоящий и праведный мир. Но услышь и ты недостойного старика, моя мать, помолись ради Христа за все народы и за меня, грешного, ибо только тогда это хождение принесёт настоящие плоды».

Святая ответила: «Тебе скорее нужно, авва Зосима, имея чин священного характера, молить Господа за меня и окружающих. На это тебе и присвоен сан. Хотя, всё веленное мне тобою будет охотно совершено ради послушания истине и от самого чистого моего сердца».

Сказав эти слова, святая повернулась в сторону востока и, возведя ввысь руки, начала тихонько молиться. Старец заметил, как святая поднялась на воздух на целый локоть от поверхности земли. От этого странного и необычного события Зосима упал на колени, начал усердно молиться и не смел сказать ничего, кроме, Господи, помилуй!

Ему пришло в душу сомнение – не призрак ли это вводит его в какой-то соблазн и наставляет на грех? Святая подвижница, обернувшись, подняла его с земли и ответила: «Что тебя, Зосима, так смущают добрые промыслы? Я вовсе не призрак. Я просто женщина, недостойная и полная грехов, хотя и обрела святое