Жизнеописание

Святитель Мартин родился в начале IV в. в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого . Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию , где нес свою службу в качестве офицера. Еще будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом .

Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всем следуя преподобному Антонию.

Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя - чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве.

Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания . Из Мармутье вышло немало епископов , потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов -язычников . О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

Церковь в Канде, где почил св. Мартин Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном по-над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы.

Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом , главой Малоазийской церкви.

Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. Никто из древних мучеников не может в этом отношении сравниться с ним. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) - государственной святыней франкских королей. Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника - оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия , а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы . Почти в каждом святом меровингской эпохи, которую Мабильон называет «золотым веком агиографии », мы узнаем фамильные черты детей Турского отца. Перед этим влиянием на ряд столетий - во всяком случае, до «Каролингского Возрождения» - бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Бенедикта Нурсийского. Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной «рассудительности», умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского (VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью. И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

Монастырь в Лигуже существует по сей день.

Покровительство

Святой Мартин Турский считается одним из пяти католических покровителей Франции :

  • Святой Ремигий Реймский
  • Святой Мартин Турский

В поп-культуре

  • Образ Святого Мартина имеет большое значние в фильме Пола Верхувена «Плоть и кровь », действие которого происходит в средневековье.

Святитель МАРТИН ИСПОВЕДНИК

Святитель Мартин Исповедник , папа Римский, был родом из Тосканской области в Италии. У него было хорошее образование, и благодаря этому он смог поступить в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642–649) пресвитера Мартина избрали на престол. Тогда в Италии распространялась ересь монофелитов, которые утверждали, что у Христа было две раздельные сущности – Божественная и человеческая – и при этом Он владел только Божественной, а не человеческой волей.

Диспуты монофелитов с православными были нескончаемы. Они шли во всех слоях населения. Сам император Констанс (641–668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641–654) были приверженцами этой ереси. Император издал еретический «Образец веры» (Типос), он был обязателен для всего населения. Дальнейшие споры по этому вопросу запрещались. Тогда твёрдый поборник Православия Папа Мартин созвал в Риме Поместный Собор, осудивший монофелитскую ересь. Одновременно с этим святитель Мартин послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к православному исповеданию. Император разгневался и отдал военачальнику Олимпию приказ доставить святителя Мартина на суд. Но, прибыв в Рим, Олимпий убоялся народа и духовенства, которые сошлись на Собор. Для того чтобы тайно убить святого папу, он подослал воина. Но только убийца приблизился к святителю Мартину, то внезапно ослеп. Олимпий испугался, спешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

В 654 году император предпринял ещё одну попытку и послал в Рим другого военачальника, Феодора, предъявившего святителю Мартину тяжкие обвинения в хулении Пресвятой Богородицы, тайном общении с врагами империи – сарацинами и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства абсолютной невинности святого папы, ночью военачальник Феодор с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Святитель Мартин томился на этом почти безлюдном острове целый год, терпя оскорбления от стражи и лишения. Потом измученный исповедник был направлен на суд в Константинополь.

Недужный старец был принесён на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Всё время, пока шёл допрос, воины поддерживали святителя, который крайне ослабел от болезни. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Оправданий святителя пристрастные судьи не стали даже слушать. Пребывая в глубокой скорби, он воскликнул: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти». После суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема папе Мартину!» Но знавшие, что святой папа невиновен, уходили со слезами. Наконец, посланный императором сакелларий подошёл к военачальнику и огласил приговор: лишить папу сана и предать смертной казни. Полунагой святитель был закован в цепи. Его поволокли в темницу, где заключили вместе с разбойниками. Они оказались милосерднее к святителю, чем еретики.

Между тем император пришёл к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему, как судили святого Мартина. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Ещё новое деяние к моему осуждению», – и стал просить прекратить мучения святителя. Император снова отправил к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель смело отвечал им: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии». Мучители настолько поразились мужеству исповедника, что заменили смертную казнь ссылкой в отдалённый Херсонес Таврический.

Там и скончался изнурённый болезнью, голодом, нуждой и лишениями святитель. Погребли его вне города во Влахернском храме во имя Божией Матери. Ересь монофелитов осудили на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина перенесли в Константинополь, а потом в Рим, в храм Мартина Турского.


Фото А. Качалин

Святителю Мартину Исповеднику посвящен один из самых величественных православных храмов России, воздвигнутый в Москве недалеко от Таганской площади . Основание первого, деревянного храма святителя Мартина Исповедника было связано с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III Иоанновича в день памяти Святителя Мартина – 14/ 27 апреля 1502 г. В 1792 году началось возведение новой церкви по проекту знаменитого архитектора Р. Казакова. Новый храм Вознесения Господня с двумя приделами Грузинской иконы Божией Матери и Мартина Исповедника построили на средства московского купца и городского головы В. Жигарева. В 1800-01 годах храм был расписан в итальянском стиле итальянским живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились до наших дней.
В 1924 году храм был разграблен. В 1990 году возвращен Русской Православной Церкви. 1 сентября 1991 года в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. В крипте устроен крестильный храм в честь преподобного Михаила Клопского. Святынями храма Свт. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе являются частицы мощей Свт. Мартина Исповедника, Митрополитов Московских Иннокентия и Филлипа, преподобного Серафима Саровского, преподобного Саввы Сторожевского, святого праведного Алексия Мечева, святой равноапостольной Нины и некоторых Киево-Печерских подвижников. После открытия мощей прп. Матроны Московской, в храм Свт. Мартина Исповедника были переданы для поклонения рубашечка (срачица), в которой она была похоронена и частица мощей.
Адрес: г. Москва, ул. Александра Солженицына, 15.


Фото Е. Громакова

В Инкерманском Свято-Климентовском мужском монастыре неподалёку от Севастополя есть пещерная церковь Мартина Исповедника , освященная в 1867 году.
Адрес: Россия, г. Севастополь, Балаклавский р-н, г. Инкерман.


Фото В. Шелёмин

В июне 1803 года на острове Соломбала у Архангельска была заложена каменная кладбищенская церковь во имя Воскрешения Лазаря. Автором проекта был архитектор П. Харлов (Харламов). В 1806 году владыкой Евлампием храм был переосвящен в честь святителя Мартина Исповедника, папы Римского . В этот период командиром Архангельского порта служил адмирал М. П. фон Дезин (Фондезин). Мартын (Мартин) Петрович принимал активное участие в организации и финансировании строительных работ, поэтому церковь и получила имя его небесного покровителя.
В 1930-е годы в храм поступали иконы из рядах закрытых и разрушенных церквей Архангельска. В том числе несколько икон из Успенской, Боровской и Благовещенской церквей. Среди них - икона «Успение» из одноименной церкви, которая особо почиталась горожанами, как чудотворная. Она была написана в 1704 году мастером из Холмогор, украшена серебряным окладом московской работы начала ХХ века. В настоящее время икона стоит у левого клироса храма святителя Мартина Исповедника.
Это единственный в Архангельске храм, не закрывавшийся в советское время и в значительной степени сохранивший свое внутреннее убранство. Храм известен несколькими чудотворными иконами, среди которых мироточивый образ Божией Матери «Скоропослушница».
Адрес: г. Архангельск, ул. Терехина, д. 75.

Мартин Исповедник родился в городе Тудертума Умбрийской области в Италии в начале VII века. Получив хорошее образование, он стал священнослужителем Римской Церкви. После смерти в 649 году папы Феодора I тогда священник Мартин был избран новым папой.

Церковь в те времена была раздираема ересью монофелитов, которая широко распространилась по империи. Монофелиты утверждали наличие у только одной - Божественной - воли. Горячие споры монофелитов с православными велись во всех слоях населения. Даже император Констанс и Константинопольский патриарх Павел II были приверженцами этой ереси. Император выпустил еретический "Образец веры", насильно распространявшийся и обязательный для всего населения. В нем, в частности, запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот "Образец веры" дошел до Рима в 649 году. Святой Мартин, твердый защитник православия, созвал Поместный Собор в Риме, который осудил монофелитскую ересь. Мартин призвал отправил патриарха Павла вернуться к православному исповеданию. Разгневанный поступком папы Мартина император посылает военачальника, экзарха Равенны Олимпия привести Мартина на суд. Но тот, оказавшись в Риме, испугался количества духовенства и народа на Соборе, и подкупил воина, чтобы тот тайно убил папу-исповедника. Но убийца, приблизившись к Мартину, неожиданно потерял зрение. Испуганный Олимпий спешно уехал в Сицилию, где вскоре и был убит в сражении.

В 654 году император Констанс отправил к Папе другого военачальника, экзарха Феодора I Каллиопу, с тяжелыми обвинениями в тайном общении святителя Мартина с врагами империи - арабами-сарацинами, в возведении хулы на Пресвятую Богородицу и в неканоническом вступлении на папскую кафедру. Несмотря на существование явных доказательств полной невиновности Мартина, Феодор ночью с отрядом воинов захватил святителя и отправил его на один из Кикладских островов Наксос в Эгейском море. Около года содержался святитель Мартин на этом безлюдном отдаленном острове, претерпевая многочисленные лишения. Уже совсем измученного исповедника отправили тогда, наконец, в Константинополь на суд.

На суде оправданий больного и престарелого Мартина никто не стал даже слушать. После вынесения обвинительного вердикта святителя в разодранной одежде выставили на осмеяние толпы, которую подначили кричать ему: "Анафема!" Наконец, церковный служащий по указанию императора, огласил приговор: лишить папу Мартина сана и предать смертной казни. Святителя заковали в цепи и посадили в темницу к приговоренным к смерти убийцам и разбойникам.

Между тем император Констанс узнал о просьбе умиравшего и раскаявшегося на смертном одре патриарха Павла прекратить мучения святителя Мартина. Император вернул заточенного Мартина для дополнительного допроса. Однако папа Мартин всем своим дознавателям заявил: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Исповеднику все же заменили смертную казнь ссылкой в Крым, в Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался в болезни 16 сентября 655 года. Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим.

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642 - 649) пресвитер Мартин был избран на престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс (641 - 668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641 - 654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти".

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор - лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями (+ 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

Святитель Мартин родился в городе Тудертума (Умбрия, Италия) в конце VI века. Он получил прекрасное образование, стал священником, а потом и представителем, «апокрисиарием» Римского Папы в Константинополе, столице Византийской империи. В 649 году после смерти Папы Феодора I (642-649) святой Мартин был избран на его место.

К этому моменту Церковь уже много лет боролась с ересью монофелитства , поддерживаемой императорской властью. Монофелиты утверждали, что у Богочеловека Христа не было человеческой воли, а была одна только божественная. Эта ересь подрывала саму основу христианской веры в том, что Бог подлинно стал человеком , исцелив тем самым всю падшую человеческую природу. По лжеучению монофелитов, выходило, что человеческая воля не воспринята Христом, не очищена соединением с Его божеством, а значит и не исцелена. Такое положение ставило под сомнение саму возможность спасения человека : если у верующего, в таинствах Церкви соединяющегося со Христом, остается прежняя падшая больная воля, то подлинная жизнь в единении с Богом для него остается невозможной.

Против этой ереси выступили многие выдающиеся православные богословы, самые известные из которых - святитель Софроний Иерусалимский и преподобный Максим Исповедник. Монофелитское лжеучение, однако, поддержала императорская власть, которой казалось, что оно станет неким компромиссом между православием и другой, еще более губительной монофизитской ересью , утверждавшей, что человеческая природа во Христе вообще полностью поглощена Его божественной природой. Монофизитскую ересь в то время исповедовала значительная часть населения Империи, и императорам (сначала Ираклию I (610-641), а потом Константу II (641-668)), казалось, что через монофелитство они смогут вернуть к церковному единству своих подданных-монофизитов.

Компромисс в вопросах истины, однако, всегда порождает только новую ложь и разделения. Так случилось и в Византии, возможно, и завоевание арабами значительной части Империи в 40-50-х годах VII века стало следствием еретической политики императорской власти, по крайней мере, многие византийцы воспринимали эти поражения именно как наказание Божие за отступничество от правой веры.

В конце концов, император Констант, вынужденный отказаться от открытой поддержки монофелитства, издал в 649 году указ, так называемый Типос, в котором вообще запрещалось обсуждать вопрос о двух волях во Христе. При этом Константинопольский Патриарх и прочие епископы, сторонники монофелитской ереси, незаконно поставленные императорской властью, остались на своих местах. На самом деле, этот указ был еще опасней для истинной веры, чем открытая поддержка ереси: заблуждающегося человека еще можно как-то переубедить, по крайней мере, могут быть какие-то оправдания его (может быть, невольных) заблуждений - религиозная же «всеядность» неизбежно порождает презрительное циничное отношение к истине, а значит и к самому Богу. Святой Мартин вступил на папский престол как раз в год подписания Типоса. Он не только отказался «политкорректно» прекратить защиту истинной веры и «толерантно» отнестись к еретикам-монофелитам, но и собрал в Риме Поместный Собор, который анафематствовал монофелитское лжеучение.

Подобный поступок привел в бешенство нечестивого императора. В то время Византия еще контролировала некоторую часть Италии, в том числе и область вокруг Рима, однако, власть Империи здесь была весьма шаткой ввиду непрекращающейся борьбы с варварским Лангобардским королевством, а с недавнего времени и с арабами. Поэтому император, опасаясь, что арест Мартина вызовет волнения в народе, искренне преданном своему епископу, поручил наместнику, экзарху Италии Олимпию организовать убийство святого. Олимпий, в свою очередь, возложил его исполнение на одного из своих офицеров, который, подойдя во время причастия к святой Чаше, должен был заколоть Мартина мечом. Однако, Господь не попустил совершиться этому кощунственному убийству. В момент приближения к Чаше злоумышленник ослеп и ничего не мог разглядеть. Это чудо поразило наместника и побудило его покаяться и примириться со святителем и даже открыть ему замысел византийского двора.

Олимпий, однако, недолго оставался на посту экзарха Италии. В 653 году он был убит во время похода против арабов. Перед этим наместник якобы составил заговор против императора, в который вовлек и свои войска. Сейчас трудно судить, насколько справедливы были эти обвинения (восстание ведь так и не состоялось), тем не менее, император использовал этот сомнительный случай для уже очевидной клеветы на святителя Мартина.

Новый экзарх Италии Феодор Каллиоп решился уже открыто арестовать святого, обвинив его в участии в заговоре Олимпия. Одновременно среди народа агентами наместника распространялись еще более нелепые слухи о вымышленных преступлениях Мартина: например, о том, что он якобы платил деньги арабам для того, чтобы они напали на Империю. К чести римских христиан, ни священнослужители, ни простой народ не поверили клевете и готовы были до конца защищать своего пастыря. Феодору пришлось тайно вывести святителя из города. Мартина отправили на остров Наксос, где его целый год продержали в тюрьме.

Святитель Мартин был тогда уже весьма пожилым человеком, кроме того непосредственно перед арестом у него обострилась давняя болезнь позвоночника. Длительным предварительным заключением император, очевидно, хотел сломить волю святого, чтобы на неправедном суде он оклеветал себя и отрекся от истинной веры. Позже, уже в Константинополе, с той же целью Констант приказал бросить почти умирающего старца в камеру к уголовным преступникам (во все времена распространенный способ унижения заключенных: так же поступали с арестованными священнослужителями во время советских гонений на Церковь). Однако все усилия мучителей святого оказались напрасны.

Святитель Мартин вел себя на суде поразительно мужественно. Он уже не мог самостоятельно стоять на ногах, чего требовали от него судьи, поэтому с обеих сторон его держали солдаты. Так само судебное заседание превратилось для святого в мучительную пытку. Тем не менее, он не только не потерял присутствия духа и ясности ума, но сумел смело и мудро отвечать своим гонителям. Так, когда префект Константинополя Троил спросил Мартина, почему он не остановил заговор Олимпия, святой остроумно ответил: «А почему же ты не остановил заговор Георгия и Валентина?» (Констант сам был узурпатором и пришел к власти в результате как раз этого восстания). Лжесвидетелей, которых было много собрано на судебное заседание, святитель попросил не подводить к присяге, чтобы их ложь перед людьми хотя бы не усугублялась клятвопреступлением перед Богом.

В конце концов, святой Мартин был неправедно осужден и приговорен к ссылке в Херсонес в Крыму, в то время «медвежьем углу» Византийской империи, и, собственно, всего цивилизованного мира. Там святитель и скончался 16 сентября 655 года. Таким образом, последние месяцы исповеднического подвига святителя Мартина прошли на южной окраине будущего Российского государства, поэтому Мартин Исповедник издавна особо почитался на Руси.