В Книгу Памяти вошла тщательно собранная информация обо всех сотрудниках управления, принявших участие в освобождении нашей Родины от нацистских захватчиков.

Открыть (9.3 МБ)

В этой книге – имена, даты, сухие строки наградных документов и лаконичные документальные сведения о Героях Советского Союза и полных кавалерах ордена Славы, работавших в уголовно-исполнительной системе Прикамья. Имена воинов всех родов войск, наших земляков, уроженцев иных областей и республик, кто сражался на фронтах и пал в боях на кровавых полях сражений; имена тех, кто похоронен на нашей земле или на чужбине.

Люди разного социального происхождения и возраста, разные по профессии и национальности, уроженцы различных республик Советского Союза, они были объединены беззаветным мужеством и героизмом, любовью к своей Родине, ненавистью к врагу. Эти люди работали в нашем управлении, и статус Героев присвоило им не только государство, но и война, и смерть, и жизнь!

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Открыть (114.27 МБ)

В годы испытаний на поле боя 18 наших земляков, о которых рассказано в книге, золотыми буквами вписали свои боевые подвиги в героическую летопись страны. В жестоких боях они доказали своё мужество, готовность отдать свою жизнь во благо Родины.

«Книга «Соликамские Герои» – это ценный исторический источник минувшей эпохи. Потомки будут обращаться к нему всякий раз, когда возникнет потребность вновь прикоснуться к героическим делам Великой Отечественной войны. Наша книга – это память о наших земляках, коллегах, ветеранах УИС, участниках боевых действий и тружениках тыла. Люди живут, пока о них помнят. Давайте помнить их всегда», - сказал Сергей Ерофеев.


по оформлению наглядной агитации

в служебных помещениях учреждений и органов

уголовно-исполнительной системы


  1. Общие требования к наглядной агитации
Одной из важнейших форм информационно-пропагандистской работы в уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) является использование наглядной агитации.

Наглядная агитация создается с целью формирования нравственно-психологических установок, ориентированных на неукоснительное соблюдение сотрудниками Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, верность Присяге и служебному долгу, укрепление дисциплины и законности в деятельности работников, служб и подразделений. Оказывает активное влияние на искоренение негативных проявлений в коллективах сотрудников УИС и мобилизует личный состав на совершенствование профессионализма в работе.

Наглядная агитация, оформляемая в учреждениях и органах УИС должна:

способствовать патриотическому воспитанию;

направлять сотрудников УИС на реализацию государственной политики в области соблюдения законности и борьбы с преступностью, противодействия коррупции;

отражать требования к УИС в связи с реформированием;

нести по своему содержанию важную, содержательную информацию и воспитательную направленность;

обладать достоверностью и своевременно обновляться.

Воздействуя специфически, эмоционально не только на разум, но и на чувства, она помогает лучше понять содержание информации, полнее уяснить задачу, стоящую перед коллективом учреждения и органа, каждым сотрудником.

В учреждениях и органах УИС кроме комнаты воспитательной работы наглядная агитация должна оформляться на стендах и вывешиваться в фойе, холлах и коридорах.

Государственные символы Российской Федерации;

Комплект плакатов по тематике УИС;

Герои России – сотрудники УИС;

Основные тезисы Свода профессионально-этических норм поведения сотрудника УИС;

Уголок социально-правовых знаний;

Уголок психологической помощи;

Доска почета;

Лучшие наставники;

Наши ветераны;

Они защищали Родину;

Ведомственные праздники и памятные даты УИС;

Культурно-досуговая и спортивно-массовая работа;

Информационный бюллетень.

Стенд «Государственные символы Российской Федерации» должен включать следующие плакаты:

Президент Российской Федерации;

Конституция Российской Федерации;

Государственный Флаг Российской Федерации;

Государственный Герб Российской Федерации;

Государственный Гимн Российской Федерации;

Структура государственной власти;

Государственные награды Российской Федерации.

Комплект плакатов по тематике УИС включает:

Галкин-Враской М.Н.;

Министр юстиции Российской Федерации;

Директор ФСИН России;

Руководители УИС с 1879 года по настоящее время;

Указ Президента Российской Федерации № 1314 от 13.10.2004 (вопросы Федеральной службы исполнения наказаний);

Положение о Федеральной службе исполнения наказаний;

Общие принципы служебного поведения государственных служащих (в редакции Указа Президента Российской Федерации № 814 от 16.07.2009);

Описание эмблемы и флага Федеральной службы исполнения наказаний. Положение об эмблеме и флаге Федеральной службы исполнения наказаний;

Положение о знамени Федеральной службы исполнения наказаний, знаменах ее территориальных органов и образовательных учреждений профессионального образования. Описание знамени Федеральной службы исполнения наказаний, знамен ее территориальных органов и образовательных учреждений профессионального образования и их рисунки (Указ Президента Российской Федерации № 728 от 14.06.2010);

Нагрудные знаки и медали уголовно-исполнительной системы;

Нарукавные знаки уголовно-исполнительной системы;

Форма одежды, знаки различия сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

Памятные даты УИС и территориального органа ФСИН России;

Стенд о сотрудниках учреждения (органа) УИС, награжденных государственными наградами.

Тематика может дополняться в соответствии с обстановкой и актуальными событиями.

Исходя из поставленных задач, наглядная агитация должна быть информационно насыщенной, конкретной и убедительной, а оформление выразительным, привлекательным и развивать у работников хороший художественно-эстетический вкус.


  1. Уголок социально-правовых знаний
Уголок социально-правовых знаний создается для обеспечения информирования личного состава о социальных гарантиях, установленных для работников, ветеранов УИС и членов их семей и порядке их реализации. Он оформляется в виде стенда, предназначенного для размещения информации на планшетах (в прозрачных карманах) и размещается в месте, доступном для беспрепятственного ознакомления с информацией. Материалы, размещаемые на стенде изготавливаются на листах формата А 4, текст печатается шрифтом не менее 14 размера.

Обновление информации осуществляется ежемесячно. В случае введения в действие новых нормативных правовых актов Российской Федерации или распорядительных актов органов исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, регламентирующих вопросы социальной защиты, их размещение осуществляется не позднее 7 дней с момента поступления в учреждение и орган УИС.

В обязательном порядке на стенде размещаются выписки (извлечения) из нормативных правовых актов Российской Федерации или распорядительных актов органов исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, регламентирующих вопросы социальной защиты работников, ветеранов УИС и членов их семей.

Допускается размещение достоверной информации, опубликованной в СМИ, по вопросам разъяснения порядка применения мер социальной защиты работников, ветеранов УИС и членов их семей.

Ответственным за ведение Уголка правовых знаний назначается сотрудник, в обязанности которого входят функции по социальной работе с личным составом. Перед размещением материалов, информация в обязательном порядке согласовывается с юрисконсультом.


  1. Уголок психологической помощи
Оформляется в учреждениях и органах УИС с целью реализации просветительской функции деятельности психологов по работе с личным составом, которая заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентности персонала, формировании у сотрудников установки на конструктивное сотрудничество с психологической службой, обучении их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога, а также в распространении необходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых.

Тематика данных стендов может быть разнообразной и представлять широкий спектр как теоретической информации, так и мини-практикумов по овладению теми или иными навыками компетентного поведения сотрудников. Например: «Навыки бесконфликтного поведения», «Профилактика стресса и пути выхода из него», «Навыки саморегуляции», «Эффективное ведение деловых переговоров», «О вреде алкоголя и наркотиков», «Профилактика внеслужебных связей сотрудников УИС» и т.д. Отдельным разделом представляется дополнительная информация о телефонах доверия и центрах консультативной помощи.

Наиболее доступной формой для восприятия сотрудника является «Психологическая газета», в которой находят отражение последние новости современной психологии, представляются кроссворды и стихи на профессиональные темы, обновляются «Памятки» для сотрудников различных категорий.


  1. Оформление наглядной агитации
Стенды располагаются в логической взаимосвязи и последовательности, учитывая смысловое значение и объем материала, с обязательным сочетанием с общей пространственной композицией. Текст на них должен быть кратким, емким, с красочными иллюстрациями и фотографиями, каждая фотография должна иметь краткое текстовое пояснение.

Целесообразно иметь планшеты, на которых помещается обновляющийся материал. Размеры планшетов зависят от площади стенда, объема предназначенного для них материала и его содержания.

Выразительность, острота наглядной агитации, эффективность ее воздействия находятся в прямой зависимости прежде всего от того, насколько глубоко продуман тематико-экспозиционный план оформления.

Он должен учитывать цель, которую ставят перед собой оформители, на что следует обратить главное внимание: специфику и особенности учреждения и органа, контингент работников, уровень образования, профессиональную направленность, запросы, площадь и конфигурацию помещения (размеры стен, высоту потолка, количество окон и дверей, величину проемов и простенков). В плане определяются количество и наличие стендов, размеры каждого из них и место расположения, наличие и вид других элементов наглядной агитации (портреты, лозунги, барельефы и т.д.). На основе этого составляется эскиз оформления каждой из стен помещения учреждения (органа), исполненный в масштабе.

После рассмотрения и утверждения общего плана оформления составляются эскизы оформления каждого стенда. Хорошо продуманный эскиз позволит избежать ошибок в оформлении и облегчит выполнение намеченной работы.


  1. Практические указания оформителям
При оформлении наглядной агитации используется формат плаката А-3 (297x420), ориентация листа – книжная. Типы шрифтов – Arial; Times New Ruman. Размеры шрифтов: текста – № 11 – 18. (в зависимости от количества материала), заголовков – № 20 – 22. Декоративная рамка используется с отступлением от каждого края по 5 мм. Цвет фона плаката светло-желтый.

Шрифт текстов должен быть простым легко читающимся. Самыми крупными буквами пишутся заголовки, менее крупными – подзаголовки, еще меньшими – авторский текст.

Для достижения наибольшей выразительности и простоты при создании стендов, планшетов и других элементов следует шире использовать декоративные синтетические пленки, оргстекло, пластик, металл.

При этом неизменным остается обязательное требование – не перегружать оформительскими деталями наглядную агитацию, использовать все средства для наиболее полного и четкого раскрытия содержания материала.

Вверху на каждом стенде следует располагать выполненные крупным шрифтом заголовки. Текст заголовка должен быть немногословным, кратким и четко выражать основной смысл стенда, он должен заинтересовать, пробудить желание получить новые знания, более глубокое истолкование и комментирование того или иного события.

Если оформители не имеют возможности написать тексты своими словами, можно использовать готовые тексты из соответствующих полиграфических или фотоизданий, являющихся хорошей основой оформления, а также применять машинописный текст. Заголовки в этом случае можно набирать из имеющихся в продаже комплектов накладных букв.

Оправдавшим себя художественным приемом стало завершение смысловой композиции стенда, щита, планшета призывным текстом, лозунгом, афоризмом, легко запоминающейся фразой. Текстовой материал целесообразно чередовать или сопровождать рисованными элементами, аппликациями или заставками.

Выбирая иллюстрации, необходимо стремиться к наиболее точному соответствию сюжета задуманной цели, подбирать наиболее выразительные снимки, избегать мелких фотографий. Множество иллюстраций, их малоформатность распыляют внимание сотрудников, снижают эффективность воздействия.

Подбирая иллюстрации и фотографии, необходимо избегать пестроты, а также режущих глаза резких цветов и тонов. Фотографии следует использовать из жизни учреждения и органа УИС. Это усилит привлекательность и наглядность текстового материала.

Оживляет наглядную агитацию умелое использование схем, графиков, диаграмм и таблиц. Они часто могут заменить собою обширные пояснительные тексты.

При подборе текстового материала необходимо стремиться к его предельной ясности и лаконичности.


  1. Заключение
При разработке и оформлении наглядной агитации необходимо учитывать изменения, происходящие в государстве и УИС, задачи, стоящие перед учреждением и органом.

В этом году отделам специального назначения уголовно-исполнительной системы исполняется 25 лет. За этот период сотрудники спецназа УИС приняли участие в более 120 тыс. спецопераций, более 70 операциях по освобождению заложников. Более 3 тыс. сотрудников ОСН награждены орденами и медалями. Восемь сотрудников спецназа удостоены звания Герой России (шесть из них посмертно).

Образование отрядов было связано с осложнением оперативной обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы. К концу 1990 года возросла агрессивность осужденных, усилились экстремистские настроения, наметилась тенденция к росту открытого противодействия администрации учреждений, нападений на сотрудников, захвату их в качестве заложников.

За свою историю спецподразделения не раз доказывали, что являются реальной силой, способной противостоять преступным проявлениям, эффективно влиять на стабилизацию обстановки в местах лишения свободы.

В день празднования у мемориального комплекса «Доблесть и слава специальных подразделений России» сотрудники ОСН «Сатурн» приняли участие в церемонии возложения цветов к стеле с фамилиями погибших сотрудников отделов специального назначения территориальных органов ФСИН России.

Звания Героя России удостоены

1. командир ОСН "Фобос" (Пензенская область) майор Сергеев, Александр Алексеевич (посмертно ) за освобождение пяти заложников в санчасти ИТК-5 в 1994 году, 17 июня 1994 года при освобождении заложников получил тяжелые ранения. Через три дня скончался в госпитале. Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 1994 года № 2118 за проявленные мужество и героизм майору внутренней службы Сергееву Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

2. начальник ОСН "Скорпион" (Астраханская область) полковник Вадим Петухов, В 1999-2000 годах - участник второй чеченской войны (командир сводного отряда спецназа). В ходе операции по штурму села Комсомольское в марте 2000 года группа уничтожила до 40 боевиков и несколько пулемётных точек врага, на следующий день, будучи с 7 подчинёнными отрезан от основных сил, занял в укреплённом доме круговую оборону и три часа отбивал атаки боевиков, от взорвавшейся рядом гранаты Петухов получил контузию, но продолжал руководить группой, и в критический момент вызвав по рации огонь артиллерии на себя. Боевики понесли потери, а спецназовцы прорвались к своим без потерь. Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 2001 года за проявленные героизм и мужество при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе полковнику внутренней службы Петухову Вадиму Алексеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая звезда».

3. заместитель начальника ОСН "Тайфун" (Ленинградская область) полковник Алексей Махотин. Командировался во главе отряда «Тайфун» в Дагестан и Чечню в период Второй чеченской войны. 11-28 февраля 2000, действуя в Аргунском ущелье, отряд разгромил три базы сепаратистов, уничтожил более 40 боевиков без потерь со своей стороны. Во время одного из боёв Махотин лично подорвал гранатами пулемётную точку противника. В боях за село Комсомольское против бандформирования Гелаева Махотин лично уничтожил 3 огневые точки и 5 сепаратистов, вынес на себе тяжелораненого. 7 марта 2000 года, оказавшись в окружении, Махотину удалось организовать круговую оборону и, нанеся противнику потери, прорваться к своим. 10 марта 2000 года он лично подорвал опорный пункт противника, уничтожив 20 боевиков, а затем в тот же день прорвала кольцо окружения группы военнослужащих внутренних войск. В тех боях Махотин получил контузию, но оставался в строю. Указом президента РФ в 2001 за «проявленное мужество в боях и умелое руководство подразделением в борьбе с террористическими формированиями на Северном Кавказе» полковник внутренней службы Алексей Махотин был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации

4. начальник штурмового отделения ОСН(б) "Россы" (Свердловская область) старший лейтенант Сергей Багаев в 2000г. (посмертно ). При штурме Грозного в бою 17 января 2000 во главе группы снайперов прикрывал операцию подразделения Таманской мотострелковой дивизии по взятию здания больницы, укреплённого боевиками. При отражении одной из вражеских контратак погиб командир мотострелкового подразделения, и Сергей Багаев принял командование на себя. Под его руководством был освобождён прилегающий к больнице городской квартал. В этом бою с группой бойцов Багаев оказался отсечён огнём от своего подразделения. Рискуя собственной жизнью, Сергей вел прицельный огонь, подавляя огневые точки противника, и добился того, что огонь с их стороны ослабел, а затем стал выносить убитых и раненых с территории здания, тем самым спас жизнь двоим раненым военнослужащим. После этого он вновь устремился вперёд, увлекая за собой в наступление военнослужащих федеральных сил. Продвигаясь по частному сектору, они видели, что Багаев завернул за угол дома, после чего выпал из поля зрения. Лишь 25 января 2000 года в одном из домов разведчики обнаружили тело лейтенанта. Медицинская экспертиза установила у него сквозное огнестрельное ранение головы, множественные переломы левой руки, правый глаз - выколот. Это свидетельствует о том, что героя перед смертью зверски пытали. Похоронен с воинскими почестями на Широкореченском кладбище Екатеринбурга. Указом президента РФ от 3 марта 2000 за «проявленное мужество в боях и умелое руководство подразделением в борьбе с террористическими формированиями на Северном Кавказе» удостоен высокого звания Героя Российской Федерации

5. старший лейтенант Закиров, Ильфат Индулисович ОСН "Кречет" (Удмуртская Республика). 14 марта 2000 года выполняя боевой приказ командования федеральных сил в селе Комсомольское Урус-Мартановского района Чеченской республики, был тяжело ранен, однако продолжал вести огонь, давая сослуживцам возможность эвакуироваться. Ранение оказалось смертельным. Ценой своей жизни Ильфат спас жизни других сослуживцев. Похоронен в городе Ижевск. Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2001 года старшему лейтенанту Закирову Ильфату Индулисовичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

6. Младший лейтенант Ширяев, Алексей Юрьевич ОСН "Зубр" (Псковская область) (посмертно ). С 1993 года служил в отряде специального назначения Управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел (затем - Министерства юстиции) по Псковской области: бойцом штурмовой группы, затем - инструктором отдела. Направлялся в командировки в Чеченскую республику в 1995 (первая чеченская война), в 1999 и в 2000 годах (вторая чеченская война). При штурме села Комсомольское 8 марта 2000 года, действуя в составе штурмовой группы, уничтожил 2 пулемётных расчёта боевиков. Прикрывая отход своей штурмовой группы, закрыл своим телом брошенную боевиками гранату. При взрыве погиб, ценой собственной жизни спас товарищей. Похоронен на кладбище посёлка Писковичи (Псковская область). За мужество и героизм, проявленные в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, Указом Президента Российской Федерации № 1808 от 27 октября 2000 года младшему лейтенанту внутренней службы Ширяеву Алексею Юрьевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

7. Лейтенант Широков, Владимир Константинович (посмертно ). В марте 2000 года сводный отряд «Тайфун» спецназа Минюста России в очередной раз был направлен в одну из «горячих точек» Чеченской Республики - в район населённого пункта Комсомольское, где разгорелись ожесточенные бои с захватившей село бандой боевиков. В ходе одного из боёв 8 марта 2000 года 26-летний офицер был смертельно ранен. Похоронен с воинскими почестями на Аллее Славы Серафимовского кладбища Санкт-Петербурга. За мужество и героизм, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований, Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2000 года лейтенанту внутренней службы Широкову Владимиру Константиновичу было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

8. капитан Сиразетдинов, Тимур Галлиевич (ОСН "Тайфун") в марте 2000-го (посмертно) .В составе отряда специального назначения, получившего в 1995 году название «Тайфун», был шесть раз командирован в Чечню и Дагестан, где принимал участие в боевых действиях, получил ранение. В августе - сентябре 1999 года освобождал от боевиков дагестанские села. Его мужество и отвага были отмечены двумя орденами Мужества и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В марте 2000 года подразделения спецназа блокировали село Комсомольское (Гой-Чу), где заняли оборону полторы тысячи боевиков под командованием Руслана Гелаева. 10 марта 2000 года Тимур Сиразетдинов, прикрывая в бою командира, получил из пулемёта тяжёлое огнестрельное ранение в область бедра и, не приходя в сознание, через несколько часов скончался. Похоронен на Серафимовском кладбище на аллее Славы. Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 29 августа 2000 года № 1597 за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, капитану внутренней службы Сиразетдинову Тимуру Галлиевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Ермолаев Денис Евгеньевич,кандидат исторических наук, доцент кафедры организации кадровой и воспитательной работы. ФКОУ ДПО СанктПетербургский ИПКР ФСИН России, г. СанктПетербург[email protected]

Патриотическое воспитание сотрудников как приоритетное направление воспитательной работы уголовноисполнительной системы России

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации патриотического воспитания сотрудников уголовноисполнительной системы России.Ключевые слова: патриотизм, долг, добросовестноеисполнение служебных обязанностей.

С утверждением в 2010 годуПравительством Российской Федерации государственной Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации(далее Программа) эта работа, несомненно, наполнилась новым содержанием и приобрела более стройный характер. Для работников уголовноисполнительной системы (далее УИС) включение в Программу мероприятий, связанных с празднованием очередной годовщины со дня образования УИС, является свидетельством уважительного отношения ксуровой, трудной, незаметной и не всегда престижной службе, о которой подчас судят, руководствуясь поверхностными представлениями, забывая, что труд в пенитенциарных учреждениях сопряжен с существенными нервнопсихическими нагрузками и непредвиденными физическими потерями.

30 декабря 2010 года утверждена программа мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников УИС на 20112015 годы .Программа является продолжением плана мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовноисполнительной системы на 2006 –2010 гг., основывается на Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепции развития уголовноисполнительной системы до 2020 г., Концепции воспитания работников УИС, коррелирует с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 –2015 годы».Данный документ обеспечивает непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознанияработников, их воспитанию в соответствии с требованиями реформирования УИС и обеспечения готовности к выполнению служебных задач, направленных на защиту интересов законности и правопорядка.Программа включает в себя комплекс правовых, нормативных, организационных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения личного составаи направлена на формирование профессионально компетентных, инициативных, высоконравственных сотрудников, способных решать стоящие перед учреждениями и органами УИС оперативнослужебные и производственнохозяйственные задачи.По сути, Программа –это базовый документ, дающий возможность сделать серьезный шаг к внедрению системного подхода при решении вопросов патриотического воспитания. Это означает, что она ориентирована не на какието разовые акции, а четко обозначает практические направления и тенденции в этой сфере общественного развития, то есть намечены основные контуры системы такого воспитания в масштабе государства.

С целью исполнения положений Программы разработаны Методические рекомендации учреждениям и органам УИС по взаимодействию с региональными и местными органами власти. Они позволили улучшить сотрудничество УИС с другими федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями. Положительный опыт организации этой работы в Республике Башкортостан, Пермском крае, Владимирской, Иркутской, Курской, Рязанской, Самарской областях. Установлены контакты с другими министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и социальной защиты, а также ветеранскими организациями. Оно наиболее ярко проявилось в ходе реализации программ по популяризации государственных символов России и патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Федеральной службой исполнения наказаний установлено плодотворное взаимодействие с Российским организационным комитетом «Победа» и Росвоенцентром при Правительстве Российской Федерации, которые являются основными организаторами этой работы. Так же, в п. 4 «Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовноисполнительной системы», утвержденного приказом ФСИН России от 11 января 2012 г. № 5, указано, что настоящий Кодекс служит следующим целям, среди которых –воспитание высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.

Все это создает хорошую методологическую и нормативноправовую основу для целенаправленного сосредоточения усилий в патриотическом воспитании работников УИС на следующих основных направлениях:

Информационнопропагандистское обеспечения;

Совершенствование содержания культурнодосуговой работы, нравственного, эстетического и физического воспитания;

Повышение эффективности воздействия ведущей работы на результаты служебной деятельности;

Совершенствование системы патриотического воспитания и воспитательной работы с работниками УИС.

В учреждениях и органах УИС функционируют комнаты воспитательной работы. Они являются центрами информационнопропагандистской работы и патриотического воспитания личного состава. На их базе действуют общественные формирования учреждений и органов УИС, в том числе совет наставников, совет ветеранов, женсовет и другие общественные формирования. Активно расширяется музейная сеть, воспитательной воздействие которых трудно переоценить. Материалы, представляемые в музеях и комнатах истории, отражают памятные события в истории России, исторический путь развития УИС, воспитывают личный состав на лучших примерах служебной деятельности сотрудников пенитенциарной системы.

В учреждениях и органах УИС проводятся мероприятия, направленные на воспитание личного состава в духе преданности служебному долгу, формирование чувства гордости за свою Отчизну, повышение нравственного и культурного уровня. Наибольший интерес вызывают Всероссийский смотрконкурссамодеятельного художественного творчества работников УИС, курсантов образовательных учреждений и членов их семей, Всероссийский конкурс авторской песни «Пою тебе, Россия!», всероссийские конкурсы «Виват, офицеры!» и «Мисс УИС». Их нацеленность на повышение нравственноэстетического уровня сотрудников и престижа службы, возрождение и развитие лучших традиций российского офицерства способствует формированию объективного общественного мнения о деятельности УИС, укреплению взаимодействия наших учреждений с другими федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, представителями культуры.

Важным показателем эффективности патриотического воспитания личного состава является его готовность встать на защиту конституционного строя России,правильное понимание событий, происходящих в стране и мире. Подтверждением этого могут быть многочисленные факты, свидетельствующие о том, что в пенитенциарной системе служит немало сотрудников, показывающих пример добросовестного труда, проявляющих смелость и решительность при решении служебных задач.

Личный состав УИС незыблемо хранит память о сотрудниках, погибших при исполнении служебного долга. В память об их самоотверженности на территории расположения Оперативной группы УИС на Северном Кавказе установлен обелиск с именами героев, отдавших свои жизни в боестолкновениях с бандформированиями при восстановлении законности и правопорядка в этом регионе. В СанктПетербурге, Великом Новгороде, Курске, Нальчике и Пензе в память сотрудников, погибших в борьбе с преступниками, открыты мемориальные центры; их именам названы школы, отделы специального назначения. Примером проявления гражданской зрелости и сострадания стало возведение на добровольные денежные пожертвования работников УИС в подмосковном г. Дзержинске храма в честь преподобного Пимена Угрешского. Сооружением храма увековечена память о сотрудниках уголовноисполнительной системы, погибших при исполнении служебного долга. В нем установлены мемориальные доски с именами этих сотрудников.

Ни одна лекция или беседа не оказывает на присутствующих на ней сотрудников столь глубокого психологического и эмоционального воздействия, как живое соприкосновение с героикопатриотической темой. Подтверждением этого могут служить примеры формирования у личного состава патриотических качеств, привития любви и гордости к избранной профессии, которыми богата воспитательная практика, сложившаяся во Владимирском юридическом институте ФСИН России. В нее входят, в частности, система церемониальных мероприятий, включающая в себя ежегодное празднование Дня образования учебного заведения и Дня выпускника, приведение к присяге, вручение служебных удостоверений, проведение Дня ветеранов, ежедневное поднятие флага и исполнение гимна Российской Федерации. К примеру в ИК12 УФСИН России по Волгоградской области» была создана Секция Патриотического воспитания. Результатом активной деятельности членов секции создан мемориальный комплекс «Слезы скорби», посвященного победе советского народа в Великой Отечественной войне. В дальнейшем планируется создание музея, посвященного «Военным конфликтам и войнам Северного Кавказа». Создание мемориального комплекса дает возможность проводить мероприятия в торжественной обстановке, что помогает воспитывать чувство патриотизма у сотрудников.

Все большее развитие получает работа со школьниками. Кадетская форма обучения и воспитания детей и юношества, спецклассы, детские военнопатриотические клубы созданы более чем в 40 субъектах Российской Федерации на базе территориальных органовУИС. Среди них особенно интересен опыт небольшого военнопатриотического клуба «Спецназ Юниор», который вот уже пять лет действует на базе отдела специального назначения УФСИН России по Орловской области. В нем занимаются подростки от 10 до 17 лет, разбитых на группы по возрастным категориям. Цель клуба состоит в развитии и популяризации силовых единоборств, подготовке к службе в армии, проведении совместных занятий и учений сотрудников спецподразделения с членами клуба, создании резерва для расширения его состава. Дисциплинирующее воздействие на членов клуба оказывает ношение форменной одежды. Руководители, они же учредители клуба, два тренера, являющиеся мастерами спорта по силовым единоборствам. К занятиям привлекаются и другие сотрудники отдела: специалисты по вооружению, снайперы, кинологи, медики, психологи, связисты. В аналогичных клубах занимается немалое число подростков, родители которых являются сотрудниками правоохранительных органов, и есть надежда, что, как и члены «Спецназ Юниор», многиеиз них пойдут по стопам родителей, станут кандидатами для поступления в учебные заведения различных силовых структур, вырастут настоящими гражданами, мужественными защитниками Отечества.

Из этого следует, что для повышения эффективности государственной службы необходимо дальнейшее качественное улучшение воспитания личного состава и одной из его составных частей –патриотического воспитания. Только таким путем можно добиваться сохранения стабильности коллективов, укрепления дисциплины и соблюдения законности, поддержания моральной и психологической готовности сотрудников УИС к добросовестному исполнению должностных обязанностей в целях достижения весомых положительных результатов служебной деятельности.Патриотическое воспитание в учреждениях УИС России ведётся с использованием индивидуальных и коллективных бесед, лекций, встреч с ветеранами УИС и тружениками тыла, посещение экскурсий и исторических мест. В преддверии празднования Дня Победы организуются мероприятия по благоустройству и приведениюв порядокмест захоронений бывших сотрудников УИС, возлагаются цветы к братским могилам и могилам погибших солдат. Оказывается помощь ветеранам ВОВ и Труженикам тыла, вручаются денежные премии и ценные подарки, продуктовые наборы.В рамках реализации патриотического воспитания сотрудников УИС осуществляет следующие виды деятельности:

патриотическое воспитание молодых сотрудников, с привлечением членов ветеранских организаций в торжественных мероприятиях, посвященных приведениюсотрудниковУИСк Присяге;

оказывает помощь в организации работы ведомственных музеев, ветераны работают в архивах, помогают в подборе справочного материала и экспонатов;

проводит воспитательную работу с молодыми сотрудниками в подразделениях ФСИН;

силами ветеранской организации для ветеранов регулярно организуются экскурсии по памятным местам и музеям и др.;

ежегодно ветераны принимают участие в проведении урока мужества в общеобразовательных учреждениях.Систематически сотрудники воспитательных служб УИС проводят встречи с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.В целях совершенствования форм популяризации культурнодосуговых мероприятий, проводимых в рамках реализации Концепции воспитания работников УИС и повышения престижа службы в ФСИН России, проводятсяразличные конкурсы и мероприятия.Ежегодно, накануне Дня работника УИС,проходятторжественные мероприятия с вручением наград ветеранам УИС и наиболее отличившимся сотрудникамс приглашением почётных гостей.Ежегоднопроводитсяспортивный конкурс «Папа, мама, я –спортивная семья» среди семей сотрудников учреждений УИС.Немаловажным направлением в реализации Программы УИС по совершенствованию патриотического воспитания, является исполнение комплекса мероприятий по противодействию коррупции среди сотрудников УФСИН и учреждений, формированию у них твердых установок на правопослушное поведение, и, как следствие –преданности интересам службы в УИС.

Таким образом, патриотическое воспитание с персоналом УИС представляет собой сложный комплексный процесс взаимодействия объектов и субъектов воспитательной работы различного уровня.

Важным показателем эффективности патриотического воспитания личного состава является его готовность встать на защиту конституционного строя России, правильное понимание событий, происходящих в стране и мире. Подтверждением этого могут быть многочисленные факты, свидетельствующие о том, что в пенитенциарной системе служит немало сотрудников, показывающих пример добросовестного труда, проявляющих смелость и решительность при решении служебных задач, готовых сказать твердое «нет» проявлениям какихлибо негативных (противоправных и даже преступных) явлений, способствующих оставить отпечаток не только в их служебной деятельности, но и подорвать авторитет «человека в погонах» и службы в целом..Из этого следует, что для повышения эффективности государственной службы необходимо дальнейшее качественное улучшение процесса воспитания личного состава в целом и одной из его составных частей –патриотического воспитания. Все это возможно достичь путем осознания и принятия если не всеми, то подавляющим большинством сотрудников УИС тех норм, которые закреплены законодательно, а не стремлением жить по какимлибо «неписанным правилам» создавая тем самым свою новую субкультуру и вызывая недоверие граждан к «человеку в погонах». Только таким путем можно добиваться сохранения стабильности служебных коллективов, укрепления дисциплины и соблюдения законности, поддержания моральной и психологической готовности сотрудников УИС к добросовестному и бескорыстному исполнению должностных обязанностей в целях достижения весомых положительных результатов служебной деятельности.

Ссылки на источники1.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.2.Письмо ФСИН РФ от 18.01.2011 № 741602. «О программе совершенствования патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников УИС на 20112015 годы, утвержденной 30.12.2010».

Denis Ermolaev candidate of historical Sciences, Professor of the Department of personnel and educational work. FCO DPO St. Petersburg IPCR FSIN of Russia, St. Petersburg. Patriotic education of employees as a priority of educational work of the criminalexecutive system of RussiaAnnotation. The article is devoted to Patriotic education of the staff of criminalexecutive system of Russia.Keywords: patriotism, duty and conscientious performance of official duties.

«ГЕРОИ ФСИН»

ПРИМЕР НЕ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ.

Случилось! Назначен новый директор ФСИН. Ещё недавно с таким же трепетом ждали назначения г-на А.А Реймера. Кто-то питал иллюзии, что вот уж тогда, система повернётся лицом к человеку и канут в лета пытки, издевательства, глумление, унижение человеческого достоинства и ломания через колено людей. Увы, Реймер А.А. оказался не тем человеком, он привнёс в систему ещё больше жестокости и зла. Правильно говорилось в советском прошлом, что кадры решают всё. Вот и решали кадры ФСИН, кому жить, кому нет, кого лупить, кого унижать, кого в недочеловеки превращать. А г-н Реймер, застегнув мундир на все пуговицы, потворствовал тому. От него ждали открытости, надеялись на шаги навстречу обществу, увы-не вышло. Так кто же востребован и обласкан системой ФСИН, на кого делало ставку руководство и кто вершит судьбы людей.

Кировская область, пресловутая и людям знающим систему, известная колония № 6 в этом регионе. Колония пыточная, а на территории её расположено и ЕПКТ (единое помещение камерного типа). Для людей несведущих поясним, ЕПКТ- это тюрьма в колонии. Там действует тюремный режим и разница с тюрьмой лишь в том, что срок нахождения там, не увеличивает основной срок. Думаю любому, даже ни чего не знающему о тех местах человеку, понятно, что тюрьма и колония, разные вещи. Колония, пусть даже и строго режима, разительно отличается от тюрьмы, и отбывать там срок несравненно легче, чем в тюрьме. Но у администраций учреждений есть такой некий жупел, если ты нарушитель всего чего только можно, то будешь содержаться в ЕПКТ или ШИЗО (штрафной изолятор) - безвылазно! В лагерь отпускают, дай Бог переночевать, и под надуманным предлогом: добро пожаловать обратно. Некоторые осужденные практически весь свой срок отбывают в этих мини-тюрьмах. Конечно, там не ангелы и многих заслужено отправляют в те стены. Однако система ФСИН зеркально отражает нашу действительность, и очень большое количество неугодных, как и здесь, подвергаются водворением в те стены и прочим экзекуциям, просто, извините, по беспределу. И так, вот он герой системы ФСИН – подполковник Бибик Александр Михайлович, нынешний начальник этого учреждения. Именно с него рекомендуют сотрудникам колоний брать пример. Давайте посмотрим, что же это за личность такая. В 80 х годах прошлого столетия, будучи юнцом, человек, попадает на работу в эту систему. Идёт с низов, и вот он «хозяин», как говорят в тех местах. Можно с иронией относиться к словам, но Александр Михайлович Бибик действительно хозяин. Ранее, он был заместителем начальника колонии по безопасности и режиму (Зам. по БиОР), в другой колонии этого региона. Но более того, он был и комендантом посёлка, где располагалась данная колония. А что это значит, что это за посёлок? Да всё элементарно просто, как и многие посёлки, образовался он при колонии, в те далёкие ещё времена, жители его бывшие сотрудники и бывшие заключённые той самой колонии, где за режим отвечал наш «герой». Понятно, что такой же режим, как там, был и в посёлке. Формально, должность эта, соответствует должности участкового, а там где нет больше начальства, такой человек-царь и бог. И можно сказать, что для тех мест, он был и.о. бога. Кроме того, г-н Бибик заведовал там ещё и лесом. Представьте себе лису, поставленную охранять курятник, вот то же самое и здесь. Александр Михайлович с успехом успевал совмещать все три должности, по-видимому, даже не плохо, так как пошёл в рост с этой стартовой площадки. Ну а теперь серьёзно, много недовольных деятельностью этого «героя», три в одном, как по ту сторону забора, так и по эту сторону проволовки. Вопрос: и что же, люди молча на это смотрели? Ответ: вовсе нет! Они сигнализировали о его неблаговидных делах, о том, как разворовывается государственное добро, и какими методами наводит порядок этот персонаж. Да только, по-видимому, схема, созданная им, неплохо работала, умел он делиться с кем нужно, и давить тех, кто даже просто открывает рот. Например, многим известен случай, имевший там место. Приезжают в посёлок налоговики, проверить деятельность сего «хозяина», люди, как известно, они не простые и конечно с амбициями. Но, не на того напали, Александр Михайлович, ведь и.о. бога, а значит, казнить или миловать, ему решать. Что же он делает, да просто вызывает с колонии ОМОН ФСИН, кладёт налоговиков лицом в нечистоту, а как только, кто-то из них попробовал качать права, так последовала очередь из автомата над головами, а потом очередь из слов, что очередь вверх первая и последняя, следующая, будет на поражение. И что же последовало за этим? Да просто - ни чего! Александр Михайлович даже более спокойно, чем прежде, продолжал работать, и опять один, как господь, в трёх лицах. Есть факты, есть люди, кто знает и о более серьёзных делах этого человека. Некоторые из них пытались рассказать об этом, да вот хорошо, если их просто не услышали, а ведь многие попали в лапы и.о. бога и жестоко поплатились за свои знания и язык в том числе. Но это не значит, что всё исчезло, ни чего не известно и он ушёл от ответственности. Далеко не так, просто уж больно он нужен своим высоким покровителям, и неплохой «навар» с его деятельности достаётся и им. Но не зря народная молва гласит: сколь верёвочка не вейся.…Надеемся, и здесь будет справедливый конец.

Отдельная тема это служебная деятельность этого персонажа в системе ФСИН. Масса людей, прошедших через этот ад, через руки этого, не побоимся слова – палача, пытались жаловаться на его методы. Да и те, кто сейчас находится под его патронажем в тех местах, бьют в колокола и буквально вопят о помощи и спасение, но воз и ныне там. Как правило, все жалобы, стартовавшие в разные органы на действия этого человека, возвращаются к его руководству или в местные органы, а те в свою очередь, дают ответ, что факты изложенные в жалобах не нашли своего подтверждения. Да и как они могут найти подтверждение, если отвечает на них практически он сам, через своих друзей, коллег, подельников, а точнее это всё одна компания. Не раз просили провести независимые расследования, с привлечением людей из разных структур, что бы им было сложнее попасть под чары и.о. бога местного значения. Просили подключить общественность. Заключённые просто стонут от действий этого садиста, но проверять деятельность этого человека по совести и закону не позволяют его покровители. Тех, кто жалуются, обрабатывают по полной программе, т.е. подвергают пыткам, истязаниям, насилию, глумлению и прочим издевательствам. Люди сломлены и когда приезжает более - менее весомая комиссия, они как те дети, из фильма «Щит и меч», заявляют, стоя с синяками и шишками: «Живём мы здесь хорошо! Претензий нет!». Владимир Петрович Лукин, однажды побывав с инспекцией там, развёл руками и сказал: « Ну что здесь можно сделать, вижу, что избиты, запуганы, но ведь молчат, не говорят!». Понять осужденных можно, на кону стоит их жизнь, здоровье и честь. Бибик не чурается избивать сам, делает он это изощрённо и со знанием дела, у него в этом большой опыт и руки его в крови, даже не по локоть, а по самую шею. На его совести масса забитых бесправных и безголосых ЗЕКов. Так же по его команде готовы истязать сотрудники колонии, и так называемые активисты. Поведение его разнузданное, вызывающее и хамское. Но он «хозяин», а значит ему всё допустимо. С его приходом в колонию № 6 Кировской области, ситуация резко ухудшилось, правда информация стала доходить более скупо, но то, что приходит, вызывает ужас! Люди объявляют голодовки, совершают акты членовредительства и суицида, но ни чего не останавливает «героя» местного значения. Осужденных вешают на решётку за закованные в наручники назад руки и бьют часами. Потерявшего сознания отливают водой и продолжают бить. На время проверок забитого до полусмерти снимают, убирают с глаз долой, а как только проверяющие отбывают, всё повторяется снова, и с большей силой и энергией. И всё это считается в рамках вещей, этим людям даже не приходит мысль, что они просто больны, они – садисты. Но они ведь не люди, он, почти боги, ведь у них власть, власть над бесправными и беззащитными людьми, а это дурманит мозг и заставляет работать руки и ноги, для более изуверских избиений. Здесь лишь маленькая толика из похождений г-на Бибика, героя этой системы, беда, что он в ней не одинок. Подтверждения вышеизложенному у нас имеются и при настоящей проверки, следствии, мы готовы предоставить всю информацию по этому преступнику.

Страна обязана знать своих «героев», не стоит дожидаться создания чёрных списков в других странах, мы сами способны справиться с нашими болезнями. Всё это в руках нашего общества, так поможем себе сами!

Ачапкин Сергей Петрович. Эксперт движения « За права человека», координатор проекта «Комитет родственников осужденных».