Под космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеком и запускаются в космос. К таким объектам относятся их составные части и средства доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли - транспортные средства, предназначенные для людей и грузов. Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производственных процессов, транспортировки грузов. Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправительственному юридическому лицу, международной межправительственной организации.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участников является обязательной. Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.

Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который в свою очередь ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле.

Международное космическое право содержит правила нахождения космических объектов на естественных небесных телах, в частности на Луне. Государства могут осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны и ее недр. Персонал и указанные космические объекты могут свободно передвигаться на поверхности Луны и в ее недрах. Такие действия не должны, однако, создавать помех для деятельности на Луне других государств.

Государства могут также создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН об их месторасположении и целях размещения. Станции должны располагаться таким образом, чтобы не мешать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы Луны. Все это не создает право собственности на поверхность или недра Луны. Все космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения на Луне являются открытыми для контроля.

Ряд норм международного космического права регулирует вопрос о возвращении космических объектов. Договор по космосу устанавливает правило, согласно которому если такие объекты или их составные части по возвращении на Землю обнаружены за пределами государства - участника Договора, занесшего их свой регистр, то они должны быть возвращены данному государству. Более детально этот вопрос решен в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Каждое государство, которое получает сведения или обнаруживает, что космический объект или его составные части при возвращении на Землю оказались на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, обязано информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство, на территории которого обнаружен космический объект, принимает меры для спасения этого объекта и его возвращения. Власти, осуществившие запуск, обязаны принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда и в том случае, если государство обнаружившее космический объект на своей территории или в каком-либо другом месте, имеет основания считать этот объект опасным или вредным по своим характеристикам.

Государства и межправительственные организации, осуществляя запуски объектов в космос, обязаны предпринимать меры предосторожности в целях недопущения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения имущества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций. Тем не менее, возможность причинения ущерба сохраняется. В целях регулирования этого вопроса принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. Она устанавливает принцип абсолютной ответственности запускающего государства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объекту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

Претензия о компенсации за такой ущерб может быть предъявлена запускающему государству тем государством, которому причинен ущерб либо его физическим или юридическим лицам.

Для предъявления претензии о компенсации за ущерб используются дипломатические средства, но если дипломатические переговоры не приводят к урегулированию претензии, то по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензии, которая устанавливает обоснованность претензии о компенсации и в случае ее признания определяет сумму компенсации. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если стороны об этом договорились. В ином случае Комиссия выносит определение, имеющее рекомендательный характер.

Ответственность за деятельность в космосе является видом международной ответственности. Субъектами выступают государства.

Основаниями ответственности является, во-первых, космическая деятельность государства, соответствующая международному праву, но причинившая вред другому государству. Эта ответственность за правомерную деятельность, которая привела к неблагоприятным последствиям на Земле. Во-вторых, космическая деятельность государства, причинившая вред вследствие нарушения международного права. Если государство посягает на основы международного правопорядка в космосе, наносит вред своей деятельностью другим государствам, то оно совершает международное правонарушение.

1. «Экстрадиция» - это
выдача преступника другому государству
согласие на исполнение дипломатом его обязанностей
доступ в открытые морские порты

2. Классификация международных споров
по объекту (предмету) спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения, по числу участвующих субъектов
по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по географии распространения, по числу участвующих субъектов
по объекту (предмету) спора, по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по степени опасности для международного мира

3. Предмет регулирования права вооруженных конфликтов
общественные отношения третьих стран, возникающие при совершении актов агрессии
специфические общественные отношения, регулирующие положение победителя и проигравшего вооруженный конфликт
специфические общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права в ходе вооруженных конфликтов

4. Филиация – это
способ утраты гражданства
способ изменения гражданства
способ приобретения гражданства

5. Категории населения государства
совершеннолетние, несовершеннолетние, дееспособные, недееспособные
мужское население, женское население, взрослые, подростки, дети
граждане, иностранцы, лица без гражданства

6. Международные реки - это реки
протекающие по территории двух и более государств
как протекающие по территории двух и более государств, так и протекающие по границе двух или нескольких государств
протекающие по границе двух или нескольких государств

7. Зарубежные органы внешних сношений - это
правительственные и неправительственные дипломатические представительства и миссии, специальные миссии и делегации
дипломатические представительства, консульские учреждения
дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения, специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах

8. Дипломатические представительства - это
посольство, миссия посланника, миссия поверенного
посольство, миссия посланника, миссия поверенного, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях
посольство, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях

9. Виды норм международного права
Jus cogens, универсальные, партикулярные, диспозитивные, императивные, договорные, обычно-правовые нормы
административные, уголовные, гражданско-правовые, процессуальные, но осложненные иностранным элементом
нормы дипломатического этикета, обыкновения, резолюции международных конференций и организаций

10. Какие споры вправе принимать к рассмотрению Международный Суд ООН
экономические споры международного государства
политические споры между государствами
споры между государством и гражданином

11. Каким образом распределяется зарубежное недвижимое имущество при распаде государства
переходит к преемникам в справедливых долях
в зависимости от соотношения годовых бюджетов государств-преемников
переходит к преемникам в равных долях

12. Правовой статус космических объектов
космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту национальной регистрации
космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту государства постройки
космический объект является общим наследием всего человечества и национальная юрисдикция на него не распространяется

13. Отраслевые принципы международного экономического права
принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип сотрудничества государств
принцип получения наибольшей прибыли, принцип интеграции производства сложной техники, принцип наиболее полного и рационального использования природных богатств, принцип корпоративности стран одного региона
принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим

14. К видам преступлений против человечности относятся
агрессия, угроза миру с помощью агрессии, подготовка к незаконному применению вооруженной силы, применение оружия массового уничтожения, пропаганда войны
геноцид, апартеид, расизм и расовая дискриминация, рабство, колониализм, экоцид
международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, рабство, колониализм, экоцид, пиратство, захват заложников

15. Натурализация – это
приобретение гражданства по ходатайству самого индивида
приобретение гражданства по рождению
восстановление гражданства

А - принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим;

B - принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства, принцип равенства народов, принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного урегулирования споров, принцип равного права всех государств на исследование и использование космоса, принцип сотрудничества государств, использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, принцип добросовестного выполнения международных обязательств в области космических программ;

C + равное право всех государств на исследование и использование космоса, запрещение национального присвоения космоса, соответствие космической деятельности международному праву, свобода космоса для научных исследований, использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, международная ответственность государств за свою национальную космическую деятельность, сотрудничество и взаимопомощь государств при исследовании и использовании космоса, обязанность государств избегать вредного загрязнения космоса.

52. Правовой статус космических объектов:

А - космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту государства постройки;

B + космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту национальной регистрации;

C - космический объект является общим наследием всего человечества и национальная юрисдикция на него не распространяется.

53. Принципы международного экологического права:

А - национальное использование природных ресурсов, допустимость радиоактивного заражения окружающей природной среды в строго ограниченной местности, защита экологических систем Мирового океана, запрет военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности;

B + недопустимость нанесения трансграничного ущерба, рациональное использование природных ресурсов, недопустимость радиоактивного заражения окружающей природной среды, защита экологических систем Мирового океана, запрет военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, обеспечение экологической безопасности;

C - недопустимость нанесения ущерба, рациональное использование природных ресурсов, недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды, защита экологических систем Мирового океана, обеспечение экологической безопасности, обеспечение восстановления экоресурсов, всеобщего и пропорционального участии государств в ликвидации последствий трансграничных экологических катастроф.

54. При избрании непостоянных членов Совета Безопасности ООН учитываются следующие факторы:

А - степень участия государства в поддержании международного мира и безопасности;

В- величина государственной территории;

С + принцип справедливого географического распределения.

D - статус нейтрального государства.

55. Какой из органов оон вправе принять решение о применении вооруженной силы оон:

A- Генеральная Ассамблея;

B + Совет Безопасности;

C- Генеральный секретарь ООН.

56. Генеральный секретарь ООН:

A - избирается Советом Безопасности ООН;

B + назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности ООН;

C - избирается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности ООН.

57. Каким образом распределяется зарубежное недвижимое имущество при распаде государства:

A - переходит к преемникам в равных долях;

B + переходит к преемникам в справедливых долях;

C - в зависимости от соотношения годовых бюджетов государств-преемников.

59. Из скольких независимых судей состоит Международный суд ООН?

A + 15;

60. Исключительная юрисдикция прибрежного государства осуществляется на континентальном шельфе в отношении:

A - торгового судоходства;

B - рыболовства;

C + добычи неживых ресурсов.

61. Филиация – это:

A - способ утраты гражданства;

B - способ изменения гражданства;

C + способ приобретения гражданства.

62. Натурализация – это:

A - приобретение гражданства по рождению;

B - восстановление гражданства;

C + приобретение гражданства по ходатайству самого индивида.

63. Апатридами являются:

A - лица, имеющие двойное гражданство;

B + лица, не имеющие гражданства;

C- лица, имеющие гражданство нескольких государств.

Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел - пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, а также космонавтов.

Находясь в космическом пространстве, они, естественно, подчиняются действующему правопорядку, описанному ранее в § 2. Тем не менее режим их имеет ряд особенностей, связанных в первую очередь с их антропогенной природой.

Под космическим объектом понимаются искусственное небесное тело, средства его доставки, другое его части, запущенные или сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях1.

Применительно к этому понятию дифференцируется и круг субъектов института: это запускающее государство2, под которым понимается участник, осуществивший, организовавший запуск, предоставивший установки или территорию, в том числе и государство, осуществившее эти действия как член международной организации, занимающейся космической деятельностью на условиях, предусмотренных Договором о космосе 1967 г. Особое место занимает в этом перечне государство регистрации космического объекта, так как оно обладает юрисдикцией в отношении последнего. По согласованию с другими участниками оно вносит номер объекта в свой национальный регистр, сообщает его и другие необходимые данные Генеральному секретарю ООН для внесения в Реестр, который ведется с 1961 г. В дальнейшем по номеру и другим данным Реестра ведется идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами территории государства регистрации или на международной территории и осуществляется возвращение государству регистрации.

Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекта и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, точнее, в полете, имея в виду также прохождение его через воздушное пространство иностранного государства.

Право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, ценности иного характера может принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другое орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать космические аппараты, оборудование, установки, обитаемые и необитаемые станции в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, а также перемещать их.

Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности; о случаях обнаружения космических объектов и незамедлительно возвращать их государству регистрации. Части объектов, сами объекты, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.


Правовое содержание института спасания космонавтов пилотируемых космических объектов, орбитальных станций в космическом пространстве и на небесных телах состоит в следующем. Космонавтом -членом космического экипажа - считается гражданин одного из участвующих в запуске государств, выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле. Космонавт или экипаж космического корабля, станции независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации.

Космонавты по Договору о космосе 1967 г., Соглашению о спасании 1968 г., Соглашению о Луне 1979 г. объявляются посланцами всего человечества. Тем самым на все государства возлагаются следующие права и обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на любой территории, включая международную; предоставлять терпящим бедствия лицам, находящимся на небесных телах, укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; информировать международную общественность, международное научное сообщество, Генерального секретаря ООН о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни или здоровью человека; использовать ресурсы небесных тел и космических объектов - орбитальных станций, баз на естественных небесных телах для поддержания жизнедеятельности экспедиций в необходимых для этого количествах.

120. пр.режим международных проливов. Архипелажные воды.

Для целей настоящей Конвенции:

а) "государство-архипелаг " означает государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова;

b) "архипелаг " означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым.

Архипелажные воды отграничены от других частей Мирового океана вокруг государства-архипелага архипелажными исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага (если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью или частично на расстоянии, не превышающем ширину территориального моря от ближайшего острова). В пределы таких исходных линий должны быть включены основные острова и район, в котором соотношение между площадью воды и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1. Только те состоящие из островов государства, которые соответствуют этим критериям, могут иметь архипелажные воды.

Длина архипелажных исходных линий не должна превышать 100 морских миль, и лишь до 3% их общего числа может превышать эту длину до максимальной длины в 125 морских миль. При их проведении не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага, также их нельзя проводить так, чтобы при этом территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Особый правовой статус архипелажных вод заключается в распространении суверенитета государства-архипелага на их водную толщу, воздушное пространство над ними, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы при условии признания государством-архипелагом режима архипелажного прохода по морским и воздушным коридорам исключительно в целях международного судоходства, международных полетов.

Пересекающие архипелажные воды морские коридоры (включают все обычные пути в архипелажных водах, используемые для международного судоходства при условии, что нет необходимости дублировать одинаковые удобные пути между одними и теми же пунктами входа и выхода) и расположенные над ними воздушные коридоры должны быть приемлемы для непрерывного и быстрого прохода всех иностранных судов через архипелажные воды и прилегающее территориальное море и пролета всех иностранных летательных аппаратов над ними с целью быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.

Если государство-архипелаг не устанавливает морских или воздушных коридоров, архипелажный проход может осуществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства. Морские и воздушные коридоры определяются серией непрерывных осевых линий от точек начала путей прохода до их конечных точек. Суда и летательные аппараты при архипелажном проходе по морским коридорам не должны отклоняться более чем на 25 морских миль в любую сторону от таких осевых линий при условии, что такие суда и летательные аппараты не будут приближаться к берегам ближе, чем на 10% расстояния между ближайшими точками на островах, граничащих с морским коридором. Для безопасности прохода судов по узким фарватерам в морских коридорах могут быть установлены схемы разделения движения. После надлежащего оповещения схемы разделения и даже морские коридоры можно заменить, однако эта деятельность должна соответствовать общепризнанным международным правилам и утверждаться компетентной международной организацией (в этом качестве выступает Международная морская организация), но ни при каких обстоятельствах не допускается приостановление архипелажного прохода.

В архипелажных водах вне морских коридоров суда всех государств пользуются правом мирного прохода, который может быть временно приостановлен после должного опубликования в определенных районах архипелажных вод без дискриминации иностранных судов, если это существенно важно для охраны безопасности государства-архипелага.