Митрополит Георгий (Данилов) родился 14 августа 1964 года в г. Жлобин Гомельской области, республики Беларусь. Крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы г. Жлобина. С мая 1984 по июнь 1986 года проходил срочную службу в Вооруженных cилах.

В 1986 году поступил в Московскую духовную cеминарию. В ноябре 1988 года был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 22 декабря 1989 года, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», пострижен в монашество с именем Георгий (в честь великомученика Георгия Победоносца) наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Феогностом в Троицком соборе. В июне 1990 года закончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

9 ноября 1990 года, в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, за Божественной литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры хиротонисан во иеродиакона епископом Бендерским Викентием (Морарем), викарием Кишиневской епархии (ныне - митрополит Ташкентский и Узбекистанский). 9 апреля 1991 года (вторник Светлой Седмицы, праздник Иверской иконы Божией Матери) за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры хиротонисан во иеромонаха Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В январе 1993 года назначен экономом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В июне 1995 года закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре Истории Русской Церкви. Тема кандидатской диссертации: «Житие и Патриаршее служение Святителя Тихона (Беллавина)». С августа 1995 года читал курс «Византология» в Московской духовной семинарии. С августа 1999 года назначен по должности (как эконом Лавры) директором Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой Лавре. 31 мая 2002 года назначен экономом объединенного хозяйства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ.

В 2000 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 года архимандрит Георгий, эконом Троице-Сергиевой Лавры, назначен на Нижегородскую кафедру. Наречение архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского состоялось 1 февраля 2003 года в домовом храме в честь Всех Святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Московском Свято-Даниловом монастыре. Архиерейскую хиротонию совершил 2 февраля 2003 года в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиереев Русской Православной Церкви.

Указом № 1154 Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 9 сентября 2004 года владыка Георгий в составе коллектива авторов был награжден Государственной премией Российской Федерации в области науки и техники за 2003 год за разработку научно обоснованной технологии воссоздания архитектурных памятников истории и ее применение при реставрации колокольни Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад Московской области).

11 сентября 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил архиепископа Георгия орденом Преподобного Серафима Саровского II степени.

15 марта 2012 г. Священный Синод Русской Православной Церкви назначил архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия главой вновь образованной Нижегородской митрополии, в состав которой вошли Нижегородская, Городецкая, Выксунская и Лысковская епархии.

18 марта 2012 г., в третье воскресенье Великого поста - Неделю Крестопоклонную, во время Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в сан митрополита.

Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский


Трудности духовного руководства, опасности лжестарчества и пути их преодоления

Один из трех монашеских обетов - послушание. Он дается при постриге и предполагает со стороны монаха сознательное и твердое отречение от своей воли и вверение себя в духовное руководство опытного старца. Духовный наставник призван помочь новоначальному иноку встать на путь борьбы со страстями и похотями, научить его искусству этой борьбы, оградить от опасностей, искушений и соблазнов и сделать его способным принести Богу плод истинного покаяния. Второе правило Двукратного собора гласит: «Отнюдь никого не сподобляти монашескаго образа, без присутcтвия при сем лица, долженствующаго прияти его себе в послушание, и имети над ним начальство и восприяти попечение о душевном его спасении. Сей да будет муж Боголюбивый, начальник обители, и способный спасти душу новоприводимую ко Христу» . Исполнение обета послушания, таким образом, возможно при согласовании двух воль - воли монаха и воли Божией, являемой ему через духовного руководителя.

« Лествица послушническая, - пишет преподобный Григорий Синаит, − имеет пять степеней, возводящих к совершенству: первая − отречение (от мiра), вторая − подчинение (вступление в обитель с обетом исполнять уставы монашеские), третья − послушание (подчинение на деле, в жизни), четвертая − смирение, пятая − любовь, которая есть Бог… Послушание, действуя всецело по заповедям, устрояет лествицу из разных добродетелей, и их, как восхождения, располагает в душе. Высокотворное смирение, приняв послушливого с такой лествицы, возводит его горе́ к небесам, предает царице добродетелей − любви, и, ко Христу подводя, представляет Ему… В царские божественные чертоги нет другого кратчайшего пути восхождения малою лествицей добродетелей, как умерщвление пяти противных послушанию страстей, именно: преслушания, прекословия, самоугодия, оправдания и пагубного высокого о себе мнения» .

Совершенно очевидно, что восхождение по этой «лествице послушнической» невозможно в одиночку, оно немыслимо без восприятия живого опыта монашеского делания. Его носителем и должен быть духовный руководитель. Вполне естественно при этом возникает вопрос о том, по каким критериям можно определить истинного духовного наставника, имеющего в сокровищнице своей души подлинно «драгоценную жемчужину», а не блестящую подделку. В творениях святителя Игнатия Брянчанинова мы находим достаточно много предостережений от доверчивости старцам, которые могут оказаться в состоянии духовного заблуждения и прелести. Таковые, подобно слепым вождям, гибнут сами и губят своих пасомых.

В настоящее время возрождения церковной жизни в целом и монашества в частности, весьма важным нужно признать вопрос об истинном духовном руководстве, осуществляемом в обителях. Уклонение от духоносной монашеской традиции, искажение принципов духовного делания, подмена подлинной жизни по Христу лишь ее видимостью чревато вовлечением в это пагубное заблуждение значительного числа людей, вставших на путь иноческой жизни и доверившихся тем, кто облечен духовной властью и представляется авторитетом в искусстве святости. Такая опасность действительно существует, и обращение к святоотеческому аскетическому наследию, и особенно к трудам святителя Игнатия, в связи с этим представляется крайне актуальным.

Тщательное изучение этого наследия является одним из вспомогательных средств в прокладывании верного фарватера к достижению пристани спасения. Оно, конечно, не может заменить живого духовного опыта, но и духовный опыт без опоры на книжные знания теряет важные ориентиры в движении к заданной цели.

Как в святоотеческих аскетических писаниях мы обнаруживаем удивительное согласие и прослеживаем из века в век передающуюся духовную традицию, так и в практическом духовном руководстве, осуществляемом в настоящее время в монашеских обителях, должна быть своего рода школа послушания и стяжания добродетелей, обеспечивающая сохранение и передачу живой традиции духовного наставничества. Способен ли стать духовным руководителем тот, кто не был смиренным послушником у богомудрого старца, кто взялся управлять другими, начитавшись аскетической литературы и поняв ее по своему разумению? Достаточно указать на сонм преподобных отцов Оптиной пустыни, чтобы убедиться в исключительной важности в деле духовного руководства преемственности и верности единой целостной и живой духовной традиции.

Причастность игумена монастыря таковой традиции - не единственное, но весьма существенное условие духовного преуспеяния монастырской братии. Именно на игумене лежит первая и главная ответственность за духовный климат в обители и духовное здоровье каждого из ее насельников, духовник лишь его соработник в этом служении.

Причины возникающих трудностей в духовном окормлении братии со стороны игумена могут обнаруживаться не только в духовной немощи самого руководителя, но и в неготовности или нежелании монашествующего принимать в полной мере такое наставление. Задача игумена терпением и смирением, добрым примером и мудрым словом, а не насилием и грубым принуждением привести его к пониманию и согласию внимать этим наставлениям как полезным для своей души. Истинное духовное руководство - не насилие и принуждение, но помощь добровольно желающему подвизаться, а игумен, прежде всего, − пример смирения, возносящий с братией совместную молитву об обители, а не надменный деспот, смиряющий других с пристрастием.

Святитель Василий Великий пишет: « Игумену надобно, по любви Христовой, так преуспеть в смиренномудрии, чтобы когда и молчит, пример его дел служил уроком, поучающим сильнее всякого слова». «Настоятеля да не надмевает сан, чтобы самому ему не лишиться блаженства, обещанного смиренномудрию (Мф. 5, 3), или, «возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3, 6). Но да будет уверен в том, что попечение о многих есть служение многим. Как тот, кто прислуживает многим раненым, очищает гной у каждого с раны и оказывает им пособия по качеству повреждения, свое служение не считает поводом к превозношению, но скорее к уничижению, томлению и тяготе, тем более тот, кому поручено врачевать недуги братства, как общий всех слуга и о всех обязанный дать отчет, должен много думать и беспокоиться. Таким образом достигнет он цели, потому что Господь сказал: "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мк. 9, 35) .

В настоящее время братия монастырей, как правило, очень неоднородна и по возрасту, и по мере воцерковления, и по образованию и духовному состоянию. Игумену необходим индивидуальный подход к каждому при сохранении равной любви ко всем. Его забота должна проявляться с учетом духовного состояния насельника, особенностей его характера и прошлой мирской жизни. Для этого необходима духовная чуткость и желание видеть эти особенности и считаться с ними.

Святитель Василий Великий пишет: «[Настоятель] должен быть мягкосерд, великодушно переносить, если кто, по неопытности, не выполнит какой-либо своей обязанности, не потакать грехам, но с кротостью терпеть непослушных и со всем мягкосердием и с умеренностью давать им врачевства, быть способным изобрести способ врачевания, свойственный немощи, не с высокомерием делая выговор, но "с кротостью" увещевая и наказывая, по написанному (2 Тим. 2, 25), быть рассудительным в делах настоящих, предусмотрительным в рассуждении будущего, иметь силу подвизаться вместе с крепкими, носить немощи бессильных, быть в состоянии всё делать и говорить к усовершению живущих с ним» .

Игумен должен вникать в нужды каждого брата, не отстраняться от бытовых проблем и житейских трудностей насельников, в этом участии проявляется его христианская братская любовь. На эту любовь и братия отвечает игумену любовью. В искушениях и скорбях монах, живущий в общежитии, не должен оказываться один на один со своей проблемой. Своевременная поддержка и вразумление игумена может предотвратить большее искушение и оградить братию от соблазна.

Для успешного и плодотворного духовного руководства игумену самому необходимо постоянно проверять себя на согласие со святыми отцами и не исключать со своей стороны ошибок и погрешностей в духовном окормлении братии. Игумен должен помнить, что и он в числе спасающихся. Как и другие монахи, он в пути. Он нуждается в молитвенной поддержке своих пасомых и особой благодатной помощи свыше.

К трудностям духовного руководства, с одной стороны, и духовного преуспеяния, с другой, можно отнести и те, которые возникают от некоторых послаблений в монашеской жизни, ставших в большинстве современных монастырей нормой. Это касается нахождения в обители лиц противоположного пола, несущих в ней трудническое послушание или работающих на постоянной основе, частого выхода насельников в мир и поездок за пределы монастыря, использования братией компьютеров с выходом в Интернет, накопления ими личного имущества, приема в келье посторонних лиц и т. д.

Действительно, устроение современных монастырей не вполне соответствует тем нормам, которые оставили нам богомудрые отцы. Причина - в нашей немощи, в неготовности к строгому и полноценному следованию этим правилам, написанным искусными и опытными в монашеском делании подвижниками прошлого.

Иногда раздаются голоса, предлагающие пересмотреть эти правила, отказаться от них как давно устаревших и признать нормой те послабления, которые уже вошли в жизнь монастырей. Это в корне неверно. Пускай планка остается высокой, а мы со смирением будем осознавать свою немощь. В то же время трудно согласиться и с противоположным предложением - принять строгий устав, обязательный для всех монастырей, и добиваться его неукоснительного исполнения. Нельзя без учета духовных реалий современной церковной жизни искусственно вводить строгие нормы, которые могут привести монастырскую жизнь к серьезному расстройству.

Отдельно хочу остановиться на проблеме лжестарчества, о которой кратко уже упоминал выше. У святителя Игнатия Брянчанинова очень подробно и точно описано, как подвижник, не стяжавший полноты смирения, может незаметно для себя впадать в ложное прелестное состояние тонкой гордыни и увлекать в него приходящих к нему за наставлением. Жалким и пагубным комедиантством он называет изображение из себя духоносного старца тем, кто посягает на руководство другими, не имея к сему дарований свыше. Жизнь по совету старшей братии и письменным наставлениям святых отцов святитель Игнатий считает самым верным путем монашеского делания для современного подвижника.

Вполне естественно возникает вопрос: а кто несет ответственность за духовную жизнь в монашеских общинах? Кто должен вовремя заметить искажение в духовном руководстве, осуществляемом в обители, и принять своевременные меры? Кто, наконец, позаботится о том, чтобы в лице игумена и духовника братия имела мудрого и исполненного добродетелей духовного руководителя? Несомненно, епископ. 4-е правило IV Вселенского собора гласит: «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа», ему «надлежит иметь о монастырях должное попечение». Для этого епископу необходимо чаще посещать монастыри своей епархии, общаться с братией, регулярно собирать настоятелей и настоятельниц обителей, проводить с ними доверительные душеполезные беседы. Епископ сам должен хорошо знать монашество и иметь собственный опыт монастырской жизни. Эти усилия не окажутся напрасными. Искажения и заблуждения в монастырской жизни в целом и в духовном руководстве в частности будут вовремя выявлены и устранены.

Монашество для людей мира сего есть тайна. Она не может быть постигнута теми, кто не вкусил его благодати, не исполнился его смирения, не испытал его силы. Но оно же есть и искусство, передаваемое от опытных начинающим, от наставников послушникам. Святые отцы оставили последующим поколениям иноков бесчисленное множество мудрых наставлений и поучений. Воспринять их в полноте и применить в своей жизни, опираясь на свои собственные силы, невозможно; при помощи же Божией возможно всё - и победа над страстями, и стяжание добродетелей, и достижение вечного блаженства со Христом.

Правила Поместных соборов [Т. 2]. М., 1880. С. 796−798.

Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, расположенные акростихами // Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999.

Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопросы 43 и 30 // Творения: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т. 2. С. 211.

Василий Великий, свт .Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 43 // Творения: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т. 2. С. 212.

По материалам официального сайта
Синодального отдела по монастырям и монашеству

Митрополит Георгий (Данилов)

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Василий Тимофеевич Данилов) родился 14 августа 1964 года в городе Жлобине Гомельской области Белорусской ССР. Крещен в том же году в храме в честь Живоначальной Троицы города Жлобина.

В 1981 году окончил среднюю школу, работал водителем, с мая 1984 по июнь 1986 года проходил срочную службу в Вооруженных Силах.

В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию. В ноябре того же года был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

22 декабря 1989 года, в день праздника иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», пострижен в монашество с именем Георгий (в честь св. Великомученика и Победоносца Георгия) наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Феогностом, в Троицком соборе Лавры.

В июне 1990 года окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

9 октября 1990 года, в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во иеродиакона епископом Викентием (Морарем), викарием Кишиневской епархии (ныне — архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский).

9 апреля 1991 года (вторник Светлой Седмицы, празднование в честь Иверской иконы Божией Матери) за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во иеромонаха Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

С ноября 1992 года иеромонах Георгий (Данилов) нес послушание заведующего свечной мастерской.

6 мая 1994 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Лавры иеромонах Георгий (Данилов) возведен в сан игумена.

В июне 1995 года он окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре истории Русской Церкви, тема кандидатской диссертации «Житие и Патриаршее служение святителя Тихона (Белавина)».

С августа 1995 года преподавал в Московской духовной семинарии (читал лекции по общецерковной истории, затем — по византологии), продолжая одновременно исполнять послушание эконома обители.

24 апреля 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры игумен Георгий возведен в сан архимандрита.

С августа 1999 года, как эконом Лавры, архимандрит Георгий назначен по должности директором Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой Лавре. Под его началом были проведены обширные работы по реставрации храмов и построек обители, реконструкции монастырской территории — в частности, предпринята масштабная реставрация Лаврской колокольни и воссозданы ее утраченные в 1930-е годы крупнейшие колокола.

31 мая 2002 года архимандрит Георгий (Данилов) Указом священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен экономом Объединенного хозяйства Троице-Сергиевой Лавры и Московских Духовных школ.

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании, состоявшемся 26 декабря 2002 года, определил архимандриту Георгию (Данилову), эконому Троице-Сергиевой Лавры, по рукоположении в архиерейский сан быть епископом Нижегородским и Арзамасским.

Во исполнение этого постановления 1 февраля 2003 года в Домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря, чин наречения архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты — Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы — Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы — Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

2 февраля 2003 года в храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского. Его Святейшеству сослужили митрополиты — Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы — Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы — Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

По окончании Божественной литургии Первосвятитель Русской Православной Церкви напутствовал новохиротонисанного Владыку Георгия на архиерейское служение в Нижегородской епархии и вручил ему архиерейский жезл.

Епископа Георгия приветствовали Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко, заместитель председателя Государственной Думы Л. К. Слиска, губернатор Нижегородской области Г. М. Ходырев, мэр Нижнего Новгорода В. Е. Булавинов, министр атомной энергетики А. Ю. Румянцев, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Е. Б. Люлин, представитель в Совете Федерации от Законодательного собрания Нижегородской области Д. И. Бедняков.

ПРИБЫТИЕ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ГЕОРГИЯ, ЕПИСКОПА НИЖЕГОРОДСКОГО И АРЗАМАССКОГО, В НИЖЕГОРОДСКУЮ ЕПАРХИЮ.
НАЧАЛО ЕГО СЛУЖЕНИЯ НА НИЖЕГОРОДСКОЙ ЗЕМЛЕ

По совершении архиерейской хиротонии Владыка Георгий возвратился в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где в молитве просил у Господа крепости душевных и физических сил. Но недолго оставался он в Сергиевом Посаде и уже 7 февраля прибыл в богоспасаемый град Нижний Новгород.

Вся Нижегородская епархия с особым трепетом и надеждой ожидала своего нового архипастыря и духовного отца, достойного продолжателя трудов нижегородских архиереев, молясь, чтобы под его омофором «тихое житие пожить во всяком благочестии и чистоте».

В 11 часов 7 февраля 2003 года Преосвященнейший епископ Георгий пересек границу Нижегородской области. На Земле Нижегородской его встречали представители администрации — министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Правительства Нижегородской области В. И. Лимаренко, председатель Городской думы И. Н. Карнилин, секретарь Нижегородской епархии протоиерей Николай Быков, настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Кирилл (Покровский), игумения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Сергия, благочинный Дзержинского округа иерей Александр Лошкарев, духовенство и миряне Нижегородской епархии.

Первым храмом Нижегородчины, который посетил новопоставленный Владыка, стала церковь во имя святителя Василия Великого в селе Мячково Володарского района. Промыслом Божиим этот храм посвящен тому святому, чье имя получил при крещении епископ Георгий.

После торжественной встречи на границе области Владыка направился в Нижний Новгород, где ждала его верная паства — земная Церковь, люди, переполнившие по этому праздничному случаю Спасский Староярмарочный кафедральный собор.

В этом главном храме Нижегородской епархии собралось и многочисленное духовенство. Под звон колоколов Владыка проследовал под своды Спасского собора, где был совершен благодарственный молебен и отслужена лития по всем прежде почившим архипастырям Нижегородским. Затем Преосвященнейший епископ Георгий обратился к собравшимся с приветственным словом. Передав благочестивой пастве благословение Святейшего Патриарха Алексия, архиерей Нижегородский пожелал своим новообретенным духовным чадам мира и согласия: «Я принес вам мир и благодать святынь Троице-Сергиевой Лавры…» По словам Владыки, век 20-й был веком тяжелейших испытаний для нашей страны и ее народа, веком, поселившем в обществе множество раздоров, которые необходимо преодолевать. Владыка говорил и о великом духовном событии, ожидаемом ныне всем православным миром, — 100-летии со дня прославления в лике святых преподобного Серафима, Саровского чудотворца, и напомнил всем слова святого старца: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Завершая речь в Нижегородском кафедральном соборе, Владыка просил усердных молитв о себе у своей паствы.

От имени клириков Нижегородской епархии Преосвященнейшего епископа Георгия приветствовал епархиальный секретарь протоиерей Николай Быков, выразив уверенность в том, что годы правления Владыки станут временем благоденствия для нижегородской паствы, и пожелав ему помощи Божией в несении архипастырского креста.

С приветственным словом к епископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию обратились губернатор Нижегородской области Г. М. Ходырев, другие руководители, а также представители традиционных для Нижегородского края конфессий — председатель Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области Умяр-хазрат Идрисов, глава Нижегородской еврейской общины Э. М. Чапрак.

По окончании встречи Преосвященнейшего епископа Георгия на Нижегородской земле в Гербовом зале Нижегородской ярмарки состоялся торжественный прием.

В тот же день в Спасском Староярмарочном соборе Владыка отслужил Всенощное бдение, а утром 8 февраля — Божественную литургию. После Божественной литургии глава Нижегородской епархии Владыка Георгий вместе с сопровождавшими его духовенством и гостями отбыл в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь…

По Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, от 27 февраля 2003 года, Преосвященный епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий является по должности постоянным членом Государственно-церковной комиссии по подготовке и проведению торжеств в честь 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского.

В начале марта 2003 года Нижний Новгород соборно, в единении церковных и светских властей, встречал Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на которого Святейшим Патриархом Алексием возложено руководство организацией торжеств по случаю 100-летия прославления и обретения мощей преподобного Серафима. Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший митрополит Филарет прибыл в Нижегородскую епархию, чтобы ознакомиться с ходом работ по подготовке юбилейных торжеств в Сарове и Дивееве, а также принять участие в заседании оргкомитета по подготовке празднеств.

5 марта в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре Преосвященнейший епископ Георгий возглавил молебен преподобному Серафиму, чудотворцу Саровскому. Затем он вместе с Полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко, губернатором Нижегородской области Г. М. Ходыревым и другими членами оргкомитета и Государственно-церковной комиссии осмотрел подлежащие восстановлению к юбилейным торжествам объекты Сарова и Дивеева — в частности, восстанавливаемый храм во имя преподобного Серафима.

Эта церковь во имя преподобного, в городе Сарове (или, как иначе ее называли, храм над кельей Серафима Саровского), была освящена в 1903 году и оставалась действующей до 1932 года.

В богоборческий период, пережитый Россией, а именно с 1949 года, в здании храма размещался городской драматический театр. До декабря 2002 года храм еще не был передан Русской Православной Церкви, однако реконструкция его началась уже с ноября 2002 года. С этого времени здесь активно проводились работы. 15 января 2003 года, ко дню памяти преподобного Серафима, был установлен первый купол с крестом, изготовленный на средства жертвователей. К празднику Святой Пасхи, 27 апреля 2003 года, завершился монтаж еще семи куполов этого храма.

Храм, по милости Божией и трудами людскими, воссоздается в первоначальном своем виде. При демонтаже бывшего театрального амфитеатра у западной стены храма реставраторы обнаружили остатки кельи, где жил и в 1833 году мирно окончил свои земные труды святой старец.

По имеющимся описаниям и фотографиям начала XX века келья преподобного Серафима будет полностью восстановлена, как и весь храм в целом.

Высокопреосвященнейший митрополит Филарет по приезде в Саров с членами комиссии, после ознакомления с результатами ведущихся восстановительных мероприятий высоко оценил ход работ по подготовке к августовским торжествам. Существующие трудности и проблемы обсуждались и решались на заседании оргкомитета.

Владыка Филарет подчеркнул, что значение духовного подвига преподобного Серафима Саровского для всех православных христиан столь велико, что данные торжества непременно станут Вселенским Православным Собором.

Нижегородскому же Владыке Преосвященнейшему епископу Георгию совместно с членами Государственно-церковной комиссии, а также при участии духовенства всей епархии предстоят сугубые труды по подготовке к общецерковным торжествам в честь памятной для Церкви Православной даты.

Вся Церковь Нижегородская, вновь обретшая архипастыря и отца, — духовенство и богоспасаемая паства Нижегородской епархии — желают своему Владыке всесильной помощи Божией, Царицы Небесной и святых угодников на пути многотрудного апостольского служения, моля Господа, чтобы Он сохранил ныне служащего святителя Земли Нижегородской «в мире честна, здрава, долгоденствующа».

На многая и благая лета, Владыко!

Слово архимандрита Георгия при наречении его во епископа Нижегородского и Арзамасского, 1 февраля 2003 года

Ваше Святейшество, Святейший Владыко и Отец!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!

Изволением Божиим, по представлению и определению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, насельником которой я являюсь, Священный Синод Русской Православной Церкви определил быть мне епископом Нижегородским и Арзамасским.

Сознавая высоту и значение архипастырского служения, со смирением исповедую перед Вами свое недостоинство. С трепетом в глубине сердца я благодарю Господа нашего Иисуса Христа за то, что Его изволением и молитвами Преподобного Сергия Радонежского я в молодом возрасте переступил порог древней обители, и сердце мое навсегда прилепилось к Троице-Сергиевой Лавре.

Ваше Святейшество! Весь мой иноческий путь в святой Лавре — от инока до архимандрита — я прошел под Вашим Первосвятительским омофором. Сердечно благодарю Вас за Ваше отеческое внимание, за заботу и попечение обо мне, грешном.

Я благодарен братии Троице-Сергиевой Лавры, наместнику епископу Феогносту и духовнику архимандриту Кириллу, которые с любовью приняли меня в обитель. В Лавре я был вскормлен, взращен и воспитан в том духе, который заложил сам Авва Сергий: «Братие, любовию и единением спасемся». Шестнадцать лет я провел в стенах святой обители, будучи сначала учащимся Московских Духовных школ, а затем иноком. Глубоко осознаю, что своим церковным становлением и духовным возрастанием я обязан Преподобному Сергию — Игумену земли Русской. Сердце посещает легкая грусть при мысли о необходимости покинуть святую Лавру Аввы Сергия.

Я благодарен своим родителям, которые с детства заложили во мне страх Божий.

Невольный трепет пронизывает мой ум и сердце, когда думаю о величии того жребия, который Господь вручает мне, недостойному, чрез Вас, Святители Божии. В постриге мне было дано имя Георгий — в честь св. Великомученика и Победоносца Георгия. Церковь Христова стоит на Крови мучеников, Сам Господь сказал Своим ученикам: «Будут предавать вас на мучения и убивать вас» (Мф. 24. 9). Жертвуя земной жизнью ради жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем, святые мученики сим подвигом засвидетельствовали свою веру во Христа как Спасителя мира.

Жизнь епископа также есть свидетельство — свидетельство веры, свидетельство Евангелия, свидетельство святости Церкви. «Посему, — говорит Апостол Павел, — и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса…» (Евр. 12, 1-2).

Сознавая многотрудность архипастырского служения, я полагаюсь не на свои слабые человеческие силы, а на помощь благодати Духа Святаго, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет. Постоянно совершая службу Божию, по слову Апостола языков, «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). Я также надеюсь получить помощь в своем дальнейшем служении на Нижегородской земле у великого святого нашего Отечества преподобного Серафима, Саровского чудотворца. 1 августа 2003 года вся полнота Русской Православной Церкви будет отмечать 100-летие его прославления в лике святых. Святейший Патриарх и Священный Синод оказали великую честь и проявили огромное доверие, благословив меня именно в это время нести епископское служение на древней Нижегородской кафедре.

3 января 2003 года, в день памяти Святителя Петра, Митрополита Московского и всея России чудотворца, я сподобился сослужить Божественную литургию Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского кремля. Под сводами этого древнего храма, у мощей Святителя Петра, особо остро чувствуется связь времен и еще глубже осознается, что Господь наш Иисус Христос «не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк. 12, 27). Святитель Петр некогда молился: «Господи, прости нас, грешных. Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших и предавших забвению святыни предков наших. Прости нас — озлобленных, жестоких и не помнящих родства. И да оживут церкви и храмы Твои, и да восстановится связь времен, и наполнятся светом и любовью души людей, и да возгорится свеча всей Русской земли».

Эти же слова своей жизнью, ревностью о Боге, заботами о Русской Православной Церкви, многочисленными поездками по епархиям сегодня утверждает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

И это послужит для меня, новоначального, высочайшим примером в предстоящем епископском служении. Когда закончится мой жизненный путь, мне не будет оправдания перед Богом, если буду относиться к своему служению с небрежением. Я не смогу сказать: «Господи, я не понимал, я не видел, у меня не было живого примера, как нужно жить, служить Богу и трудиться в Церкви Христовой, окормлять паству Божию». Этот пример у меня есть! Это Вы, Ваше Святейшество.

Предстоя ныне пред Вами, богомудрые архипастыри, я искренне выражаю свое намерение все силы души и тела, всего себя отдавать на служение Русской Православной Церкви, неся послушание в Нижегородской епархии. Я говорю себе: «Не трать драгоценное время зря, не суетись, не нарушай заповеди Божией в угоду дружбе человеческой, не будь «неверен, но верен» (Ин. 20. 27)».

Такова моя исповедь перед Вами.

Смиренно преклоняя главу, прошу Вас, Ваше Святейшество, и Вас, богомудрые архипастыри, вознести Ваши святительские молитвы обо мне, грешном, к Престолу Всевышнего. Вашими святыми молитвами да ниспошлет на меня Милосердный Господь Божественную благодать Духа Святаго через Таинство епископской хиротонии, дабы мое служение было полезно для Церкви Христовой и спасительно для моей души.

С полным смирением предаю себя всеблагой и всесовершенной воле Божией.

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
при вручении архипастырского жезла епископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя города Москвы

Преосвященный епископ Георгий, возлюбленный о Господе собрат и сослужитель наш!

Ныне Всемогущий Господь, Спаситель мира, призвал тебя к подвигу епископского служения и приобщил к лику архиереев Русской Православной Церкви.

Божественное призвание не восхищается самовольно, но дается от Небесного Пастыреначальника Христа. «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, — обращает Свое слово Бог к пророку Иеремии, — Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя; пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1, 5). Потому можно понять благоговейный трепет, который наполняет сейчас твое сердце. Ты простой, скромный человек, но призван к исключительному апостольскому служению в Церкви Христовой.

Ответственность, возлагаемая на епископскую совесть, бесконечно велика и страшна. И если бы не Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, то никто не мог бы понести тяжкого жребия архиерейского служения.

Благословляем тебя на этот подвиг, который ты теперь подъемлешь на себя. Ты не искал этой почести, а был взыскан ею. Ты не желал ее, а тебя возжелал Господь, чтобы ты был крестоносцем, подвижником за Церковь Его Святую. Но да не смущается сердце твое. Призвавший тебя к высокому служению даст и силы нести крест предлежащего тебе подвига. И мы, и твои собратья-епископы сегодня за Божественной литургией усердно молились, чтобы Господь исполнил тебя всеми необходимыми дарами для этого служения. «Ты, Господи, и сего явленного строителя архипастырской благодати сотвори быти подражателя Тебе, Истинного Пастыря, положившего душу свою за овцы Твоя, путевождя слепых, свет сущих во тьме, наказателя немудрых, учителя младенцев, светильника в мире».

В Святой Церкви издревле установлено произносить речь при вручении жезла новохиротонисанному архиерею. За долгие годы моего Архипастырского служения в 81-й раз я простираю свое слово назидания к рукоположенному во епископы. И сегодня, напутствуя тебя при вступлении на тернистый, жертвенный, многотрудный путь, выражаем тебе нашу поддержку, поддержку твоих новых собратьев и всего народа Божия.

Предостерегаю тебя от печалей и соблазнов, которыми так богата архиерейская жизнь. Вместе с апостолом Павлом напоминаю тебе «возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1, 6-7).

«Чтобы тебе исполнить служение, которое предпринял ты в Господе» (Кол. 4, 17), ты должен быть «солью земли и светом мира» (Мф. 5, 13-14), ты должен «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15), как и Христос, возлюби «сущих в мире, до конца возлюбив их» (Ин. 13, 1), «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).

Научись свою волю человеческую подчинять воле Божией, не ищи славы человеческой, славы земной. Все, что делаешь, говорит апостол, делай от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получишь наследие, ибо ты служишь Господу Христу (Кол. 3, 23-24).

Всецело отдавай себя на служение Богу и людям. С готовностью и долготерпением врачуй духовные тяготы пасомых, помогай преодолевать силу инерции, пробуждай от духовной спячки и безразличия, имей в сердце своем сострадательную любовь Христову ко всем. Да будет твое служение святым, непорочным, ревностным и благодатным.

Свое епископское служение ты начинаешь как преемник покойного митрополита Николая, который продолжительное время с усердием и мудростью управлял Нижегородской епархией, а также архиепископа Евгения, которому Господь судил малое время отдать заботам по окормлению нижегородской паствы, но успевшего много сделать для углубления духовных, патриотических, миротворческих традиций нашей Церкви в регионе.

Ты призываешься нести крест архиерейского подвига в год столетия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Весь православный мир готовится достойно встретить эту памятную дату. Тебе же предстоят сугубые труды по подготовке к общецерковным торжествам, которые пройдут в Сарове и Дивееве. Необходимо завершить восстановление возвращенного Русской Православной Церкви храма преподобного Серафима Саровского, где недавно при реконструкции обнаружили остатки келлии преподобного, в которой он жил и мирно окончил свое земное странствование.

Молитвы преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, да будут укреплять и поддерживать тебя.

Какие бы трудные и ответственные послушания ни возлагала на тебя Церковь, трудись с максимальной отдачей, осознавая, что делаешь святое Божие дело.

До настоящего дня ты был экономом Троице-Сергиевой Лавры. Немало лет ты потрудился под руководством Владыки наместника над тем, чтобы вернуть Лавре ее былое благолепие. Верим, что Преподобный Сергий, благословивший твое служение его святыне и своей благодатной помощью направляющий твои труды, и впредь будет твоим покровителем и заступником.

Благодать тебе «и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа» (Кол. 1, 3).

А сейчас прими архиерейский жезл как видимый знак твоего епископства, взойди на кафедру этого величественного соборного храма России и, по данной тебе благодати Святого Духа, преподай твое архипастырское благословение благочестивому и боголюбивому народу сему, вместе с нами принявшему молитвенное участие в твоем освящении.

24 февраля 2006 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведен в сан архиепископа.

Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.

11:24

Прокурорская проверка выявила, что индивидуальные предприниматели Салмин и Евсюков, а также ЗАО «Городской таксомоторный парк» на пригородных маршрутах перевозят пассажиров с превышением вместимости. В отношении них возбуждены административные дела.

09:14

Объявлены аукционы на проведение ремонтных работ в психиатрической больнице в Новочебоксарске, отделения Цивильской ЦРБ и поликлиники Ядринской ЦРБ. Общая цена контрактов превышает 30 млн рублей, работы планируется завершить в этом году.

четверг - 14.03.19

16:53

На встрече председателя профсоюза образования Чувашии Зинаиды Степановой и министра образования республики Сергея Кудряшова был поднят вопрос о повышении заработной платы педагогических работников. Об этом сообщает пресс-служба профсоюза.

16:01

Чувашское УФАС вскрыло в Шемуршинском районе республики систематические нарушения законодательства о госзакупках. В аукционной документации, готовившейся местной администрацией, указывались заведомо ложные сведения с целью исключения из торгов участников со стороны. В большинстве эпизодов это делалось с целью протащить в победители компанию «Строитель плюс» и другие общества, аффилированные с местным предпринимателем Евгением Быковым. Дикость ситуации состоит в том, что Быков был признан банкротом в 2017 году, после чего возглавил муниципальный отдел строительства и в качестве члена аукционной комиссии лично принимал решения о победе «Строитель Плюса». Бюджетная эффективность подобных аукционов в результате не превышала 0,5%. Чужакам же в районе работать не давали – так, выигравшему с 15% бюджетной эффективностью подряд на дорожное строительство ООО «ГСК» власти всячески препятствовали в выполнении работ и в конце концов разорвали контракт.

15:30

На очередном заседании Чебоксарского городского Собрания депутатов сегодня, 14 марта, решался вопрос о сложении полномочий народного избранника секретарем Чувашского рескома КПРФ Алексеем Шурчановым. Как известно, он был осужден за мошенничество, ему назначено наказание в виде штрафа в 200 тысяч рублей, а по закону обвинительный приговор автоматически влечет за собой лишение депутатского статуса. Впрочем, в Чувашии бывали случаи, когда некоторые народные избранники умудрялись сохранять мандаты при наличии судимости. Самый свежий пример – бывший директор Чубаевской основной общеобразовательной школы Урмарского района Анатолий Димитриев. Приговор суда, вступивший в силу еще девять месяцев назад, он считает нелепым недоразумением. Его поддержали коллеги по районному Собранию, отказавшие удовлетворять представление прокуратуры о снятии с него депутатских полномочий.

Владыка Георгий, Митрополит Нижегородский и Арзамасский Я родился в Белоруссии, в Гомельской области, в маленьком городке на берегу Днепра - Жлобине. По этому городу страшно прокатилась война, долгие кровопролитные бои шли за его освобождение: к Днепру наши войска подошли в сентябре 1943 года, но только в июле 1944 года Жлобин был освобожден. Именно оттуда начиналась знаменитая операция «Багратион». Нас воспитывали на памяти о войне, воспитывали патриотами; любовь к Родине - это для нас были не красивые слова, а реальное чувство. Мы зачитывались книгами о партизанском движении, о тех военных действиях, которые происходили в наших родных местах. Мы постоянно общались с участниками войны, они все еще были молоды, жизнерадостны. Вот этот дух служения Родине, своей земле, он всегда был очень близок не только мне, но и всем, кто меня окружал. И я очень рад сейчас, что вырос в такой обстановке. Но сегодня, уже оглядываясь на пройденный путь, я понимаю, что Господь меня как-то приуготавливал к служению Церкви. Хотя я и рос, как уже сказано, в верующей семье, я об этом пути служения для себя не думал. Я учился, работал, служил в армии, в общем, жил как все, но однажды встретил на своем жизненном пути одного монаха из Троице­Сергиевой Лавры, который меня благословил поступать в семинарию. Для меня это было внешне очень неожиданно. Я удивился, но решил попробовать. И вот в 1986 году я был зачислен на первый курс Московской духовной семинарии. И с тех пор вся моя жизнь очень плотно связана с жизнью Русской Православной Церкви. Возвращаясь к началу своего архипастырского пути, я бы хотел вспомнить не столько хиротонию, сколько чин наречения. Он краткий, но очень глубокий. В этом чине есть слова с таким смыслом: сей человек венчается этой земле. Вот, ты венчаешься этой земле Нижегородской. Это настолько мне проникло в сердце… Я даже не ожидал, что такое может быть. В этом - любовь ко вверенной тебе земле, и ответственность за нее, и попечение о ней. Ты - сын этой земли, а люди, на ней живущие, - это твоя паства. Конечно, день хиротонии, когда на тебя возлагаются Евангелие и руки Святейшего Патриарха… Тут у каждого человека свой внутренний, духовный трепет. Ощущение близости Христа лично для тебя очень важно. Оно действительно приходит, ко мне пришло очень глубоко в эти дни. Ты непосредственно ощущаешь, что Христос очень близок тебе, твоему сердцу, твоему внутреннему миру. По слову апостола Павла (см.: Евр. 5, 12–14), до этого ты молоко пил, да еще и водой разбавленное, а отныне будешь питаться твердой пищей. А что касается тяжести омофора или архиерейского креста - мне трудно сказать, когда этот крест бывает тяжел, а когда легок. В моей жизни - что раньше, в монашеской обители, что сейчас, когда я архиерей, - нет внутреннего ощущения тяжести. Тяжесть, трудности есть, вне всякого сомнения, но и они приносят духовную радость. Нет тягостного состояния. Может быть, я жил в такое время или так внутренне устроен?.. Действительно, когда я уходил из обители на архипастырское служение, по-человечески я переживал: как я буду без преподобного Сергия, без братской трапезы, без братии… Как сложится моя внутренняя, духовная жизнь в совершенно незнакомой обстановке, при таких нагрузках? На нас налагает большую ответственность то, что в пределах нашей митрополии находятся такие святыни, как Четвертый удел Матери Божией, Серафимо-Дивеевский монастырь и Свято-Успенская Саровская пустынь. К этим святыням притекает весь православный мир. Это также требует забот, прежде всего, насельниц Дивеевского монастыря и матушки игумении, особенно когда проходят большие торжества. Вместе с тем это большая духовная радость - и самому совершать богослужение в этих святых местах, и получать духовную поддержку. Вообще, братья и сестры, мы очень счастливые люди, потому что у нас на Русской земле есть такие святыни, как Дивеево, Саров, что по нашей земле ходил батюшка Серафим, что здесь почивают его святые мощи. И я не только о Нижегородской земле сейчас говорю, а обо всей России: и Троице-Сергиева Лавра, и Оптина пустынь, и Валаам, и Соловецкий монастырь, и многие другие святыни - это все наше бесценное наследство. Это очень утешительно и радостно. Мы не Иваны, родства не помнящие, мы - наследники Святой Руси, великой России.