В настоящее время государственные и муниципальные закупки являются главным инструментом в ходе реализации государственных программ, а также основным инструментом в поддержке малого и среднего бизнеса. Ни для кого не секрет, что участие в госзаказе для потенциального поставщика сопряжено с рядом трудностей. Для того, чтобы поучаствовать в торгах предварительно необходимо осуществить ряд подготовительных мероприятий. Как показывает практика именно на этих этапах совершается большая часть ошибок, как следствие, участник не допускается к торгам. Попробуем разобраться какие самые распространенные ошибки допускает поставщик.

Ошибки на первоначальных этапах

Для того, чтобы поставщик смог заключить контракт с государственным или муниципальным заказчиком, ему необходимо пройти ряд этапов. Первым таким этапом является получение электронной подписи в удостоверяющем центре.

Данная процедура не требует от предпринимателя особых навыков и знаний, но и здесь некоторые допускают ошибки.

Самой распространенной ошибкой является неправильное указание реквизитов компании, а именно: ИНН, КПП, юридического адреса и названия организации. Данная ошибка проявляется редко, в силу того, что сотрудники удостоверяющего центра перепроверяют предоставленные данные перед тем, как выпустить электронную подпись. Но если она не была замечена, то может проявиться уже на разных этапах, например, при аккредитации на электронной торговой площадке. На данном этапе основные реквизиты считываются с ключа проверки электронной подписи автоматически, и вот тут возникают следующие недоразумения. Во-первых, заполняемые данные должны полностью соответствовать выписке ЕГРЮЛ. Часто происходит так, что с момента выпуска электронной подписи до начала прохождения аккредитации компания успела поменять свой юридический адрес, а данные в ключе остались старые. В таких случаях оператор электронной площадки отказывает компании в аккредитации согласно ч.6 ст. 61 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, указывая на недостоверность предоставляемых сведений. Аналогичная ошибка допускается уже на стадии подписания контракта, когда данные компании изменились, а на площадке не завели нового пользователя и не внесли изменения в реквизиты. Такая ошибка может грозить попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. Во-вторых, довольно часто поставщики не соблюдают требования площадок по предоставлению свежей выписки ЕГРЮЛ, которая должна быть не старше 6 месяцев со дня подачи документов на аккредитацию. Неправильно подготовленные документы являются третьей причиной для отказа в аккредитации, а именно: плохое качество скана страниц документов; документы предоставляются не в полном объеме, решение об одобрении крупной сделки заполнено не верно.

Остановимся более подробно на ошибке при оформлении решения об одобрении крупной сделки. Основная ошибка заключается в не полном заполнении списка всех участников или акционеров общества. Такие решения должны приниматься при наличии кворума, то есть большинством голосов, что означает 50% плюс 1 голос. В открытых акционерных обществах часто указывают собравшихся как участников общества, которые голосуют долями, что является распространенной ошибкой и обоснованным отказом, полученным от электронной площадки. Поставщикам необходимо запомнить, что в акционерных обществах акционеры, а не участники, и голосуют они своими акциями, а не долями в обществе согласно ст.96 и ст.97 ГК РФ.

После того как компания получила аккредитацию на площадке, ей необходимо найти подходящую для себя конкурентную процедуру, учитывая свои ресурсные возможности. Стоит отметить, что участие в тендерных процедурах является ответственным шагом на пути к получению заветного государственного или муниципального контракта. Здесь и кроются самые фатальные ошибки участника госзаказа.

Очень часто молодые поставщики, увидев открытый аукцион в электронной форме или открытый конкурс с круглой суммой, которая называется начальной (максимальной) ценой контракта, переоценивают свои финансовые возможности. Порой поставщику необходимо вывести из оборота крупную сумму денег на финансовое обеспечение заявки для участия в электронном аукционе.

Основные ошибки при подготовке заявки

Найдя для себя подходящую процедуру и отправив обеспечение заявки на площадку, поставщик должен внимательно ознакомиться с документацией и тщательно подготовить заявку согласно требованиям заказчика. По мнению многих экспертов в области государственных закупок, основной ошибкой, которую допускают начинающие участники, является полное отсутствие какого бы то ни было анализа заказчика и коррупционной составляющей в аукционной или конкурсной документации. Данные ошибки устраняются только регулярной практикой или же путем обращения в серьезную консалтинговую компанию.

При составлении конкурсной или аукционной заявки неопытные поставщики довольно часто нарушают последовательность подачи документов, входящих в эту заявку. В открытом аукционе в электронной форме участники прикладывают в первую часть заявки документы, которые должны быть во второй части, и наоборот, что является нарушением ч.3 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Основной причиной отклонения участников являются допущенные ошибки при заполнении сведений о технических характеристиках, поставляемого товара, работ и услуг, или как её еще по другому называют Форма 2. Невнимательность при заполнении конкретных показателей в Форме 2 является главной ошибкой потенциального поставщика. В данных случаях при заполнении конкретных показателей необходимо руководствоваться ГОСТами, СНИПами и ТУ производителей. В форме нельзя допускать двусмысленные трактовки при указании технических характеристик материала или его свойств. Слова типа: от, до, менее, более, должно быть или допускается, ни в коем случае не указываются при составлении Формы 2. При заполнении формы необходимо очень внимательно изучить инструкцию, порой именно там заказчики закладывают «бомбы» для неугодных участников. Если участник видит, что в документации есть сомнительные положения, то лучше сразу подать запрос на разъяснения документации, и сформулировать открытый вопрос, чем потом попасться на уловку заказчика.

Весьма распространенная ошибка участников при отправлении заявки на участие в электронном аукционе - это несоблюдение временных рамок. Россия - страна, растянувшаяся в 9 часовых поясах, поэтому необходимо учитывать разницу во времени, а также обращать внимание на возможное различие указанного времени на площадке и на портале zakupki.gov.ru. Чаще всего на портале закупок указывается московское время.

В конкурсе документы должны быть предоставлены согласно тому порядку, который указан в форме «Описи документов». Участник по неопытности может приложить дополнительные документы перед представлением обязательных, перечисленных в конкурсной документации. Довольно часто «опись документов», да и весь пакет не прошивается и не все скрепляется печатью, что является причиной отклонения в допуске и нарушением ч.4 ст.51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Участники, спешке готовя конкурсную заявку, забывают приложить доверенность на то лицо, которое подписывает эту заявку вместо руководителя организации. Внесение изменений в формы, установленные документацией, и не заполнения всех полей, часто являются причиной отклонения такой заявки. При проведении оценки в конкурсе по критериям «Квалификация участника» и «Качество работ (услуг)» участник не в полной мере отображает такие сведения, что существенно влияет на оценку заявки по вышеуказанным критериям. В этих случаях лучше предоставить как можно больше дополнительных сведений, ведь это не противоречит положениям конкурсной документации. Из опыта специалистов в этой сфере важно отметить, что лучше отказаться от участия в конкурсе, где «вес» основного критерия цены, ниже 60 баллов.

Ошибки при участии в торгах

После того как участник размещения заказа был допущен к торгам в электронной форме не повод расслабляться. Как показывает практика, участники на торгов здесь тоже допускает весьма досадные ошибки. Одной из таких ошибок является отсутствие стабильного канала связи, то есть Интернета, а также слабый компьютер. Эти распространенные ошибки в большей степени характерны для регионов, где стоимость услуг интернет связи и их качество оставляют желать лучшего. Именно поэтому рекомендуется изначально обеспокоиться решением данного вопроса. Также эксперты советуют использовать отдельные, желательно новые, компьютеры без лишних установленных программ и файлов, потому что в любой момент может произойти внутренний конфликт совместимости оборудования, а это несомненно приведет к потере драгоценных минут времени на подачу своего ценового предложения.

Распространенной ошибкой всех начинающих участников является отсутствие расчетов и понимания приемлемых условий падений. Для этого необходимо заранее просчитать свою рентабельность по данному проекту еще на стадии поиска интересующих аукционов. Наличие в компании хорошего сметчика позволит избежать ряда непредвиденных расходов на стадии выполнения контракта, только потому, что не все работы заказчик может указать в смете.

При проведении процедур торгов сложно допустить какие-либо ошибки, если на ранних этапах участник все учел и ко всему подготовился. Можно лишь дать несколько рекомендаций по тактике ведения торгов. Во-первых, лучше всего делать разные ставки, чередуя максимальные и минимальные шаги, если, конечно, позволяет рентабельность, данная тактика может иметь скорее психологический эффект. В любом случае, если конкуренты есть, то рано или поздно падение дойдет до критической отметки, где многие отсеются. На данный момент такой «критической отметкой» можно назвать рубеж падения ниже 25% от начальной максимальной цены контракта. Здесь уже победителю необходимо будет предоставить обеспечение исполнения контракта в полтора раза превышающее начально установленное значение заказчиком. Как показывает практика, в строительстве средний процент падения составляет от 20-35 % от НМЦК, поэтому участникам нужно быть готовым к такому повороту событий. Во-вторых, не стоит сидеть и выжидать последних минут, лучше делать предложение сразу. Помним, что время - это единственный невосполнимый ресурс, которым мы обладаем и лучше его потратить на поиск нового аукциона или подготовку документации. Стоит бороться и за почетное второе место, так как у победителя может не оказаться соответствующих лицензий и сертификатов, и он будет отклонен заказчиком по вторым частям. Соответственно, второму участнику будет предложено подписать контракт.

Ошибки на этапе подписания контракта

Участники закупок редко предварительно изучают проект контракта, и это порой является их главной ошибкой. Очень часто заказчик в контракте, как в последнем преграде для «непрошенных» участников, заведомо указывает нереальные требования его исполнения и прописывает кабальные условия. Не соблюдение условий или не согласие с ними может служить основанием для его расторжения или признания участника уклонившимся от его подписания, с последующим занесением в реестр недобросовестных поставщиков. Для недопущение таких ситуаций рекомендуется проводить анализ контракта по главным его условиям: порядок оплаты, начисление пеней, приемка работ и другие пункты. Если условия участника не устраивают, то он должен в установленный срок направить заказчику протокол разногласий, на который тот обязательно должен ответить. Стоить также внимательно отнестись к соблюдение сроков подписания контракта и к выбору механизмов финансового обеспечения исполнения контракта. Следует выбирать надежные банки, ведь заказчик проверяет наличие банковской гарантии в соответствующем реестре.

Таким образом, начинающему участнику размещения заказа необходимо запомнить ряд простых, но основных правил, чтобы не допускать ненужных ошибок. В первую очередь необходимо найти специалиста в этой области или же обратиться в специализированную организацию. Далее, при выборе тендера стоит ориентироваться на маленькие заказы. Такой подход позволит «попробовать на вкус» государственные закупки с минимальными рисками финансовых потерь, хотя стоит отметить, что и конкуренция в таких тендерах весьма высокая, особенно зимой когда все забирают заказы. Летом конкуренция меньше, даже есть вероятность взять контракт за номинал. Также следует определить вероятность возможного участия в торгах, путем анализа документации и истории торгов по данному заказчику. Подготовку самой заявки и пакета документов на участие в аукционе лучше всего отдать опытным специалистам, по крайней мере на первое время. Понятно, что от ошибок не застрахован никто, и не ошибается тот, кто ничего не делает. Все же начинающий предприниматель должен со особым вниманием подойти к участию в госзаказе. Потенциальный поставщик должен понимать, что государственные и муниципальные закупки могут стать для него удачным стартом в бизнесе, несмотря на то, что многие вокруг говорят, что не стоит участвовать в них из-за высокой коррумпированности и большой ответственности перед государством. На данном этапе государство принимает ряд мер по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, например, согласно дорожной карте, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2013 года №867-р, к 2018 году доля общих закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков должна составлять не менее 25%, в то время как сейчас данный показатель составляет в лучшем случае 5% от общего объема закупок. Много и других факторов, говорящих о предстоящем росте данного сегмента, поэтому необходимо уже сейчас начинать пробовать свои силы в госзаказе.

Логин: User1, пароль: YSUraZSA

User2, пароль: qDp8UExj

Наверняка, Вы хоть раз в жизни проходил тест. Не суть, какой был этот тест, не суть, какое количество времени Вы на него потратили, важно то, что он Вам дал. В основном, мы проходим тесты для того, чтоб узнать уровень своих знаний, либо выяснить наличие навыков, в любом случае все это направлено на выяснение собственных компетенций. Иногда человек считает, что он недооценен в компании или в обществе, тогда тесты помогают все поставить на свои места. Многим не нравится проходить тест, потому что, нужно сидеть, читать, потом ещё и считать баллы. Но теперь, в эпоху компьютеров, все стало намного проще. Потратив немного времени, сколько всего интересного можно узнать о себе и о своих компетенциях. Когда человек отвечает на вопросы тестов, он понимает как это важно, когда есть такая возможность узнать свой уровень знаний. Предлагаем бесплатный тест, который даёт возможность ответить на вопросы, которые, наверняка Вас интересуют. Насколько хорошо Вы знаете закон 44-ФЗ? Компетентный ли Вы тендерный специалист? Стоит ли Вам немного подучиться? На все эти вопросы Вы получите ответы, пройдя данный тест. Проходите тест, узнавайте новое,

ВСЕ АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО !

Уважаемы друзья и коллеги, добрый день. Совсем недавно, в цикле статей , была статья, посвященная государственному контракту в целом. Были освещены особенности заключения , обязательные существенные условия , затронули этап исполнения контракта и многое другое. Практически сразу посыпались вопросы и комментарии, в отношении данной статьи и часть вопросов объединяла одна общая тема, а именно какие проблемы возникают при заключении и исполнении контракта. Можно ли как то их объединить в некий свод-подсказку для дальнейшего использования. Правда, сразу хочу оговориться, наверное, целой книжки будет мало для освещения всех возможных проблем и ошибок, которые подстерегают неопытного участника размещения заказа. Поэтому, освещены самые типичные и самые распространенные из них, в то же время, я хотел бы объединить данные оплошности в одну группу и назвать её «Фатальные ошибки». Вот, собственно, мы и подошли к нашей сегодняшней статье "Заключение государственного контракта - 10 фатальных ошибок.»

Согласно с действующим законодательством Российской Федерации, государственный контракт может быть заключен на основании госзаказа при условии, что исполнитель контракта является победителем тендерных торгов (или единственным поставщиком) и не уклоняется от его подписания.
Обобщая выводы экспертов, имеющих многолетний опыт работы в сфере государственных закупок, мы можем выделить 10 основных ошибок, которые могут иметь место при заключении госконтракта и существенным образом влияют на признание процедуры госзакупок корректной. В данной статье мы предлагаем вам краткий обзор таких оплошностей, которые вполне могут обернуться фатальными, как для заказчика, так и для поставщика.
1. Несоблюдение сроков
Выражение Б.Франклина «Время - деньги» как нельзя лучше характеризует острую необходимость соблюдения сроков при работе с госзакупками. Отметим, что контракт по 44-ФЗ должен быть заключен в четкие сроки, определенные этим федеральным законом (не ранее, чем через 10 дней, но не позднее 20-дневного срока с момента размещения на сайте протокола рассмотрения и оценки заявок от участников). Кроме того, победитель конкурса обязан подписать контакт не позднее срока в 15 дней после получения им проекта госконтракта. Законодательство определяет, что любое нарушение сроков заключения контракта ведет к судебным разбирательствам или признанию торгов несостоявшимися . Правда, стоит оговориться, что регламент подписания государственного контракта для разных торговых процедур, существенно отличается.
2. Нарушение процедуры подписания.
Кроме срывов сроков заключения контракта, существует и ряд других нюансов, связанных, как правило, с уклонением одной из сторон от его подписания. В этом случае другая сторона имеет право начать судебное дело с целью принудительного заключения контракта.
Юристы также советуют проверять степень полномочий лиц, подписывающих контракт, и факт действительности их пребывания в той или иной должности на момент подписания контракта.
3. Нарушение сроков подачи протокола разногласий.

Достаточно «свежая» фатальная ошибка. Пришла к нам вместе с положениями Федеральной контрактной системы . Допускается, только в формате открытого аукциона в электронной форме. Проблема для участника размещения заказа начинается с момента подачи протокола разногласий к контракту позже установленного срока, а именно по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона. Чаще всего победитель на радостях забывает о регламентированных сроках подачи протокола разногласий и окрыленный победой, в попытке «утрясти» с государственным заказчиком все детали, попадает в этот «смертельный» для себя капкан.

4. Сдерживание конкуренции.
К сожалению, известны случаи, когда учреждение-заказчик предпринимает попытки ограничить конкуренцию среди участников торгов, что также делает процедуру заключения государственных контрактов не вполне правомерной. Хитрости, к которым может прибегнуть заказчик, могут быть самыми распространенными, например, описание предмета закупки делается слишком специфическим и не предусматривает наличие эквивалента, что ведет к лимитированию числа участников. Подобные упущения тендерных специалистов по незнанию или невнимательности, к сожалению, могут привести к ужасающим последствиям. Например, победитель, неожиданно для себя, выяснит, что именно этот товар недоступен к заказу или защищен производителем, возможна ситуация что весь товар с аккамулирован в одних руках, под которые собственно и писался конкурс, на самом деле ситуаций множество, всех не перечесть. Нововведенный закон 44-ФЗ нацелен на устранение таких действий, поэтому законодательство предусматривает уголовную ответственность за ограничение или устранение конкуренции.

5. Предоставление неполной информации.
Другой фактор, который может подвергнуть заключение контракта серьезному риску, - это сокрытие в силу тех или иных причин требующейся информации. Типичным примером таких действий является отсутствие размещенной информации о госконтракте и связанной с его заключением сведения. Например, отсутствует информация о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Может отсутствовать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями час, хотя эта возможность предусмотрена законом. Бывают случаи отсутствия включения обязательного условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта . Нередки ситуации когда не прописано место поставки товара и победитель с удивление узнает, что товар придется доставлять в другой регион или страну.

6. Неправильная процедура расторжения контрактов.
Согласно ст. 95 закона 44-фз расторжение контракта возможно как по согласованию сторон, так и в одностороннем порядке. Однако, если такая процедура не была прописана в проекте госконтракта, то его расторжение будет проблематичным. Распространенным также является несоблюдение сроков (10 дней) доставки уведомления о расторжении договора, что усложняется также обязательным подтверждением его получения второй стороной.
И еще один «подводный камень»: хотя исполнитель может устранить проблемы, которые привели к расторжению контракта, в предоставленный 10-дневный срок, заказчик, в свою очередь, уполномочен неоднократно направлять уведомления о разрыве договоренностей.
7. Ошибки в цене контракта.
Среди ошибок, которые связаны со стоимостью госконтракта, следует выделить наиболее типичные и существенные:
. В сметах может быть изменен объем и тип товаров или услуг посредством осуществления дополнительных договоров.
. В проекте госконтракта и его окончательном варианте после заключения не совпадает цена контракта.
. Отсутствие обоснования стоимости контракта в извещении об осуществлении процедуры запроса котировочных цен и заявок.
Подобные нарушения, исходя из опыта практиков, возникают чаще всего в силу человеческого фактора и упущений в математических расчетах.
8. Недоработки в документации.
Распространенные ошибки тендерной документации могут включать в себя как ошибки орфографического характера, так и содержательного: например, несоответствие понятий в разных частях контракта, или неверная информация о предмете закупки, любых других параметрах сделки.
Стороны, заключающие госконтракт, должны помнить, что он обязательно имеет письменную форму (исключением являются электронные аукционы). Сюда же хочу прикрепить еще одну, часто встречающуюся оплошность, замена товара не на оборудование с улучшенными характеристиками, а на совсем другой предмет контракта. Победитель мотивирует своё поведение отсутствием товара и предлагает, например, вместо компьютера моноблок, выдавая его за компьютер с улучшенными характеристиками. Это ошибка. Такой заключенный контракт будет вернее всего оспорен.
9. Оплошности в ходе обеспечения госконтрактов.
Первостепенной важностью обладает обеспечение государственного контракта. Сроки, суммы, критерии, требования определены в нем как условия государственного контракта и должны непременно указываться в его проекте. Ст. 96 закона 44-ФЗ запрещает заключение договора без его предварительного обеспечения определенной денежной суммой.
Самыми распространенными оплошностями являются такие ситуации:

  • несоблюдение сроков обеспечения контракта, определенных ст. 54 44-ФЗ;
  • проблемы с предоплатой необходимой суммы по договору;
  • ошибка в цифрах, не учтены копейки - «человеческий фактор»;
  • в платежном поручении на обеспечение нет информации о контракте который обеспечивается.

Правда, хочу отметить, что выбор способа обеспечения контракта всегда остается за победителем конкурсных торгов, поэтому заказчик не имеет право определять его вместо него, что в тендерной практике часто имеет место.

10. Проблемы с банковскими гарантиями.
Нередко возникают проблемы и с банковскими гарантиями, наличие которых требует исполнение контракта. К типичным ошибкам можно отнести следующие:
. недоработки в документации, по которой банковская гарантия может быть получена;
. фальшивые гарантии от банков, которые не были своевременно и качественно проверены через реестр банковских гарантий;
. банковская гарантия была предоставлена банком, информация о котором отсутствует на официальном сайте Банка России (т.е. такой банк-гарант не имеет лицензии);
. период действия гарантии не соответствует 44-ФЗ;
. размер обеспечения контракта не соответствует капиталу банковской организации.
Как видим, проблемы «подстерегают» обе стороны, заключающие госконтракт. Четкое определение законом РФ 44-ФЗ и рядом других законодательных документов процедуры заключения контракта требует необычайной внимательности, слаженности в работе компаний, участвующих в госзакупках. Только так можно обезопасить себя от ошибок, допускаемых при данных операциях и обеспечить успех организации в проведении тендерных конкурсов или участии в них.

Спасибо за внимание. Не допускайте ошибок. Удачи в ГОСТОРГАХ.

Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом! Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя !


Министерством экономического развития Российской Федерации размещен вышеуказанный Перечень иностранных государств, в который входит Республика Казахстан (Соглашение о государственных и (муниципальных) закупках от 09.10.2010 года) и условия применения национального режима.

Таким образом, Вы вправе принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на территории Челябинской области в порядке, установленном Законом о контрактной системе. При этом следует также учитывать, определенные Законом о контрактной системе, единые требования, которым должен соответствовать участник закупки (статья 31 Закона о контрактной системе).

Вопрос: «В связи с вступление в силу № 44-ФЗ от 5 апреля 2013г о контрактной системе и изменения к нему от 28 декабря 2013г №396-ФЗ просим дать разъяснения к статье 95 осуществление закупки у единственного поставщика пункт 5: «осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пятьдесят процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем двадцать миллионов рублей в год». Может ли применять в работе данную норму права Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом, при совершении закупок до 400тысяч рублей без проведения процедур закупок (аукцион, конкурс, котировки). Учредителем данного учреждения является Управление социальной защиты населения. И как рассчитывать данную сумму, 400 тысяч можно расходовать в месяц или в квартал?»

Ответ: Согласно пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Муниципальное бюджетное образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальный (коррекционный) детский дом «Т» для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее - МБОУ детский дом «Т»), в соответствии с Уставом МБОУ детский дом «Т» (далее - Устав), является некоммерческой организацией, к основным видам деятельности которой относятся, в том числе:

реализация образовательных программ специального (коррекционного) образования для детей дошкольного возраста;

реализация образовательных программ дополнительного образования детей;

реализация программ коррекционного образования.

Пунктом 3.7. Устава предусмотрено, что МБОУ детский дом «Т» самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с Уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.

На основании изложенного, действие пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ распространяется на МБОУ детский дом «Т».

Обращаю Ваше внимание, что Главное контрольное управление Челябинской области (далее - Главное управление) не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с действующим законодательством, нормативное правовое регулирование в сфере закупок осуществляет Министерство экономического развития Российского Федерации (125993, ГСП-3, г. Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3).

Вопрос: «по контрактному управляющему. У нас централизованная бухгалтерия при Управлении культуры района. Управлению культуры подведомственны 5 учреждений (самостоятельных 5 юридических лиц) и еще мы обслуживаем (в нагрузку) по договору на бухгалтерское обслуживание 2 учреждения городского поселения (без введения дополнительных ставок бухгалтера и без оплаты). Мы хотели чтобы контрактными управляющими стали руководители учреждений, но нам сказали что контрактный управляющий должен быть бухгалтер централизованной бухгалтерии и хватит. Согласно П.2 СТ.38 44 - ф3 говорится, что заказчик создает контрактную службу или назначает контрактного управляющего. А в нашем случае у контрактный управляющий есть в Управлении культуры а в подведомственных учреждениях, как у заказчиков - контрактного управляющего нет? А как быть с городским поселением который даже не в структуре Управления культуры также контрактный управляющий должен быть бухгалтер централизованной бухгалтерии Управления культуры? Это правильно? Вопрос сколько должно быть контрактных управляющих в этих учреждениях - 8? И если достаточно одного в Управлении культуры то какими НПА должно это регулироваться?»

Ответ: В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6). Вместе с тем, до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (часть 23 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ).

Таким образом, Федеральным законом № 44-ФЗ установлено требование о наличии соответствующего образования у работников контрактной службы и контрактного управляющего.

В случае, если подведомственные Управлению культуры Катав-Ивановского муниципального района учреждения уполномочены принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, исходя из смысла пунктов 5-7 статьи 3, статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ, в каждом подведомственном учреждении должна быть создана контрактная служба или назначен контрактный управляющий.

Дополнительно сообщаю, что согласно статье 26 Федерального закона № 44-ФЗ в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ, могут быть созданы муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Обращаю Ваше внимание, что Главное контрольное управление Челябинской области (далее - Главное управление) не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с действующим законодательством, нормативное правовое регулирование в сфере закупок осуществляет Министерство экономического развития Российского Федерации (125993, ГСП-3, г. Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3).

Вопрос: «Просим Вас разъяснить, правомерно ли нами принято решение о заключении договора с единственным поставщиком на основании п. 9 ч.1 ст. 93 № 44-ФЗ вследствие аварии (прорыв трубы отопления в муниципальном учреждении). Нами выбран следующий алгоритм действий: 1. Составлен акт о наличии аварийной ситуации техногенного характера с решением о немедленном ее устранении путем заключения контракта с единственным поставщиком. Обоснованием начальной максимальной цены контракта является смета, подготовленная инженером учреждения. 3. Заключен договор с подрядчиком. 4. В течение одного рабочего дня с даты заключения контракта Заказчик уведомляет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок с приложением копии заключенного контракта и обоснованием его заключения (ч.2 ст. 93 N 44 - ФЗ). Будет ли в данном случае акт являться обоснованием для заключения такого контракта.»

Ответ: В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Заказчик вправе заключить в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии.

В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (часть 3 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).

Каких-либо требований к форме такого отчета, документам, обосновывающим невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также объем работ и цену контракта, Федеральным законом № 44-ФЗ не установлено.

В целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных или муниципальных нужд приказом Минэкономразвития России от 2.10.2013 года № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется в орган местного самоуправления муниципального района, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения (часть 2 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).

Необходимо учитывать, что частью 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ установлены единые требования к участникам закупки, которые предъявляются, в том числе, к единственному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Кроме того, в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ информацию в Казначейство России.

Обращаю Ваше внимание, что Главное контрольное управление Челябинской области (далее - Главное управление) не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с действующим законодательством, нормативное правовое регулирование в сфере закупок осуществляет Министерство экономического развития Российского Федерации (125993, ГСП-3, г. Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3).

18.02.2014

Вопрос: « У нас в командировку, в связи с повышением квалификации, был направлен работник с января по февраль, т. е. документы для авансового отчета привезет в феврале, а билет (проезд до места служебной командировки п. 26 ч. 1 ст. 93-январь) я должна разместить, согласно ч. 1 ст. 103 Федерального закона от 5.04.2013 .N244-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 ч.1 ст. 93 настоящего Федерального закона, на официальном сайте в течении 3 рабочих дней, в связи с этим возникает вопрос: Как не нарушить срок и как вообще разместить, если для размещения сведения о контракте предусматривает прикрепления сканированного контракта, а исполнение требует сканированных: платежных поручений, актов выполненных работ, а так же сведений о поставщике услуг.»

Ответ: Контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку может заключаться с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.

Кроме того, пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) до ста и четырехсот тысяч соответственно в зависимости от субъекта закупки.

Согласно статье 103 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93.

Исходя из того, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 2 Федерального закона № 44-ФЗ), с учетом положений статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, статьями 161, 434, 438, 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривается возможность заключения договора путем обмена офертой (счет на оплату) и акцептом (оплата), то есть путем совершения конклюдентных действий.

Необходимо учитывать, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (часть 3 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).

Обращаю Ваше внимание, что Главное контрольное управление Челябинской области (далее - Главное управление) не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с действующим законодательством, нормативное правовое регулирование в сфере закупок осуществляет Министерство экономического развития Российского Федерации (125993, ГСП-3, г. Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3).

Вопрос: « Согласно требований 44-ФЗ Заказчику необходимо в документации о закупках указать размер обеспечения заявки и размер обеспечения исполнения контракта. В городском округе созданы 5 уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для своих подведомственных муниципальных заказчиков и муниципальных бюджетных учреждений. Возможно ли открытие отдельных лицевых счетов для средств во временном распоряжении, поступающих от участников закупки в виде обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта, только уполномоченным органам, созданным на территории городского округа?»

Ответ: В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией, обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Исходя из смысла части 5 статьи 44 Федерального закона № 44-ФЗ, денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вносятся на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке (часть 8 статьи 44 Федерального закона № 44-ФЗ).

Вместе с тем, учитывая то, что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона № 44-ФЗ, применяются положения Федерального закона № 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также ввиду отсутствия в Федеральном законе № 44-ФЗ прямого запрета, обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может вносится на счет уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, который указан в документации о закупке.

В связи с тем, что на уполномоченные органы, учреждения не допускается возлагать полномочия на подписание контракта (часть 1 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ), контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта (часть 3 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ), денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта возвращаются именно заказчиком (часть 27 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ), таким образом, указанные денежные средства должны вноситься на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Обращаю Ваше внимание, что Главное управление не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с действующим законодательством, нормативное правовое регулирование в сфере закупок осуществляет Министерство экономического развития Российского Федерации (125993, ГСП-3, г. Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3).

19.02.2014

Вопрос: « В аукционной документации в требованиях к содержанию и составу вторых частей заявок было установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: 1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц); 2) решение об одобрении или о совершении крупной сделки. Участник не прикрепил указанную информацию. Имеет ли право комиссия отклонить данного участника от участия в аукционе.»

Ответ: Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ), в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается аукционной комиссией не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случаях:

2) несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 вышеуказанной статьи, не допускается.

28.02.2014

Вопрос: « В связи с вступлением с 01.01.2014г. Федерального закона N44-ФЗ о контрактной системе у нас образовалась проблема с приобретением жилья для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Жилье ранее приобреталось у физических лиц по решению Главного контрольного управления, т.к. аукционы были признаны несостоявшимися. По 44-ФЗ такой возможности нет, т.к. в нашем районе нет юридических лиц занимающихся продажей недвижимости. Подскажите, пожалуйста, как нам быть с приобретением жилья в 2014 году для выше указанных категорий лиц».

Ответ: Согласно статье 1 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) приобретение недвижимого имущества осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ.

Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ)

Услуги, связанные с недвижимым имуществом включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 года № 2019-р.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Федеральный закон №44-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2014 года, унаследовал в части строительства все основные недостатки своего предшественника — Федерального закона №94-ФЗ.

Бизнес-сообщество еще в Федеральном законе №94-ФЗ от 21.07.2005 г. (ред. от 02.07.2013 г.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — 94-ФЗ) предлагало создать раздел, посвященный исключительно строительной отрасли. Эксперты утверждали, что нельзя сравнивать, например, закупку канцелярских товаров с тендерами в строительстве, где нередко от проводимых подрядчиком работ зависят безопасность и жизни людей. Однако в Минэкономразвития РФ выступают за универсальный подход, полагая, что неважно, о каких закупках идет речь — будь то компьютеры, оружие или строительные работы.

По мнению законодателя, новая ступень развития госзаказа требует новой детальной регламентации. В результате был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ), который призван полностью заменить 94-ФЗ.
В 2014 году в рамках 44-ФЗ по части строительства массовых закупок не производится. Главные распорядители федерального и регионального бюджетов успели в конце 2013 года провести важные строительные тендеры в рамках 94-ФЗ. Так что до лета, возможно до осени, есть задел.

В настоящее время нарабатывается практика по применению нового закона, выявляются проблемы, в том числе в строительном секторе. А их множество, и прежде всего, они относятся к вопросам конкуренции. Так, по оценкам экспертов, еще по 94-ФЗ было зафиксировано, что в 53% тендеров, проводимых в России в сфере строительства, был всего лишь один участник. О какой конкуренции можно говорить?!

Чиновники надеются на единую информационную систему 44-ФЗ, в которую теоретически заложено много полезных опций. Помимо обязательных данных о закупках она должна содержать и сведения о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), и документы по планированию закупок и реализации планов закупок, и типовые условия контрактов, а также результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Как отмечают эксперты, инициатива логичная, однако в этой системе пока нет порядка. Сейчас используется множество программных разработок на всех уровнях — федеральном, региональном и даже муниципальном. Но программы эти между собой никак не связаны. К тому же отсутствуют документы для планирования закупок в строительстве, нет и типовых контрактов, хотя строительное сообщество твердит об этом постоянно.

Существуют серьезные проблемы и при определении ценовых показателей в сфере закупок, а цена, как известно, — базовый элемент для создания проектно-сметной документации (ПСД). Практика такова, что зачастую подрядчик, получая ПСД, вынужден ее дорабатывать за свой счет — в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств (это прекрасно показал опыт строительства олимпийских объектов в Сочи).

Электронный аукцион, прописанный в 44-ФЗ, тоже неприемлем для строителей. Они уверяют, что новый закон не исключил возможности демпинга и необоснованного снижения цены государственного контракта, а также и иных нарушений, связанных с отсутствием квалификации и опыта работы у некоторых участников таких аукционов. В законе прописан возможный демпинг в 25%, но строители говорят, что можно было бы ограничиться и 10-15%.

Превышение этих показателей, по их мнению, должно подтверждаться четкими и прозрачными расчетами со стороны подрядчика, то есть обоснованием его добросовестности.
Кстати, комментируя ситуацию с демпингом, председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга Михаил Демиденко подчеркнул, что вообще невозможно понять снижение цены контракта на 25%, ведь проектные сметы сегодня предусматривают максимум 13,5%. «Все остальное — за пределами здравого смысла, — заявил глава стройкомитета. — А если закон оказывается за пределами здравого смысла, это не значит, что надо менять здравый смысл». Говоря о контрактной системе, Михаил Демиденко отметил, что заказчику нужно иметь возможность предквалификации подрядчика (этого пока нет).

В отношении электронных аукционов высказываются и другие претензии. Например, как говорят строители, конкурсные документы публикуются в формате pdf, а не в распространенном формате doc, вследствие чего информацию об аукционах по госзакупкам трудно найти в сети Интернет (если ты, конечно, заранее не знаешь о проведении конкретного аукциона).

Особые проблемы у малого и среднего строительного бизнеса. Закон о контрактной системе определяет, что доля такого бизнеса должна составлять не менее 15% совокупного годового объема закупок. Но участвовать в тендерах могут только компании, предоставившие банковскую гарантию не меньше 5% и не больше 30% от оборотных средств. Для малого бизнеса эта задача подчас просто невыполнима.

Примечательно, что нередко банковские гарантии оформляются не должным образом, а если говорить проще — это фикция. Реестр банков, которые могут выдавать такие гарантии, не сформирован, и когда он появится — неизвестно. И что делать в случае, когда потенциальный подрядчик принес банковскую гарантию, а у этого банка уже отозвали лицензию? В последнее время это особенно актуально.

Для закупок на сумму более чем один млрд рублей законом предусматривается общественный контроль.
Однако на практике это никак не отражается, ведь представителей строительного бизнес-сообщества, СРО, по-прежнему не включают в состав конкурсных комиссий. А кто как не они лучше знают участников строительного рынка — их квалификацию, финансовое состояние, возможности и репутацию?!

«Федеральный закон №44-ФЗ имеет в своей сути много важных экономических новаций, в том числе в строительной сфере, — считает советник председателя Федерального межотраслевого совета «Деловой России» Михаил Викторов. — Но этот документ, к сожалению, не учел критику в отношении 94- ФЗ и унаследовал почти все его негативные моменты. Поэтому сейчас бизнес-сообществу важно нарабатывать практику, чтобы уже, вероятно, в 2015 году внести необходимые поправки».

В процессе закупки нередко возникают ситуации, когда участник может заметить ошибку заказчика, которая может иметь последствия, или с достаточным основанием заключить, что его права были нарушены. О том, что делать поставщику в этих случаях, читайте в статье.

Если заказчик по 44-ФЗ допустил ошибку в документации

Рассмотрим ситуацию, когда поставщик принял участие в электронном аукционе и был признан его победителем. Госзаказчик в установленный законом срок прислал ему проект контракта и, ознакомившись с проектом, подрядчик обнаружил, что тот содержит ошибки.

Ошибки эти могут быть самого разного характера - например, информация о товаре, цена контракта, или иные условия, разнятся со сведениями, указанными ранее в извещении. Или в проекте есть технические ошибки , которые могут иметь юридические последствия. Или, допустим, за время проведения закупочной процедуры реквизиты одной из сторон изменились.

Что делать поставщику в таком случае?

Подчеркнем, что эта ситуация касается только электронного аукциона , и ее разрешение регулируется ч. 4 ст. 70 Закона №44-ФЗ. Так как функционал ЭТП не предусматривает возможности корректуры проекта контракта, поставщику нужно оформлять протокол разногласий, то есть, предложение о согласовании отдельных условий контракта, которые поставщика не устраивают.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В процедуре направления протокола разногласий есть два неясных юридически момента, на которые поставщику стоит обратить внимание.

Во-первых , в законе о контрактной системе не указаны конкретные сроки направления протокола. Процессуальная практика и смысл частей 5 и 13 той же статьи подразумевают, что речь идет о 13 днях после подведения итогов аукциона, после чего поставщик будет признан уклонившимся от заключения договора.

Второй момент касается ситуации, когда в последний, 13-й день, заказчик прислал исправленный (возможно, уже не в первый раз) проект контракта, в котором поставщик все же нашел ошибки. Здесь можно рекомендовать подписать контракт, если ошибки несущественны, а потом заключить регулирующее их допсоглашение. Иначе поставщик рискует попасть в РНП .

Если остались ошибки заказчика по 44-ФЗ

Если в исправленном заказчиком после получения протокола разногласий проекте контракта все еще остались ошибки и они при этом существенны (например, указан разный срок выполнения работ), подрядчику остается только обратиться в ФАС.

Поставщику следует также обратить внимание, что:

  1. существенные условия контракта допускается корректировать лишь в случае их расхождения с извещением;
  2. протокол должен быть оформлен отдельным документом, исправленный проект контракта не принимается.

Обжалование действий заказчика в ФАС

Если участник торгов считает, что действия заказчика нарушают его права и/или расходятся с законом о контрактной системе или иными законами РФ, он имеет право подать жалобу в антимонопольный орган.

Многое в этом случае зависит от грамотно составленного заявления в ФАС. Для начала необходимо сформулировать повод подачи заявления, определить, достаточно ли он значим, и обосновать юридически, что именно, и каким образом нарушил заказчик.

Далее поставщик составляет жалобу, опираясь на образец, представленный на сайте ФАС, а также на аналогичные удовлетворенные жалобы из реестра в ЕИС. Жалоба по 44-ФЗ должна включать в себя претензию, ее документальное подтверждение, реквизиты процедуры закупки и обеих участвующих сторон. Если ФАС признает жалобу обоснованной, проводится полная проверка процедуры, и ее итоги могут быть отменены.