Согласно правилам, в 2016 при ДТП может быть составлен европротокол, который не требует от участников вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД. Тем не менее, их отсутствие на месте ДТП не станет причиной для отказа в страховых компенсациях. Конечно, в том случае, если он заполняется правильно. Такое решение законодателей связано с тем, что несмотря незначительный ущерб и отсутствие пострадавших при ДТП, тем не менее, вызывает необходимость оставления автомобилей в исходном положении.

Это на достаточно длительное время вызывает затруднение дорожного движения на данном участке автодороги. Несмотря на то, что оформление ДТП по европротоколу на территории нашей страны давно разрешено, распространенной практикой этот вариант пока не стал. Отчасти, это связано с банальным незнанием водителями основных условий, когда ДТП на дороге может быть оформлено самостоятельно, без привлечения сотрудников ГИБДД.

Когда допускается составление европротокола

Перед тем, как зафиксировать ДТП по европротоколу, крайне важно ознакомится с условиями, когда такой шаг допускается:

  • участие в ДТП принимают только два автомобиля, не более;
  • не страдает имущество третьих лиц или муниципальная собственность;
  • оба ТС имеют страховку ОСАГО/«зеленая карта»;
  • у обоих участников столкновения одинаковые взгляды на причину произошедшего, любые разногласия отсутствуют.

Внимание! Если имеются пострадавшие, здоровью которых нанесен ущерб любой степени тяжести, оформление бланка европротокола недопустимо - необходимо вызывать сотрудников ГИБДД. Если в ДТП участвует лишь одно авто, которое наехало на определенное препятствие, европротокол также не оформляется.


Если все условия для оформления такого протокола соблюдены, на дороге выставляется знак аварийной остановки. Участники дорожного происшествия тщательно обговаривают все условия, осуществляют предварительную оценку причиненного/понесенного ущерба помня о том, что лимит на выплату по правильно оформленному бланку европротоколу составляет до 50000 рублей - он установлен для протоколов, оформленных после 2 августа 2014 года. Если предполагаемый ущерб оценивается автовладельцами в большую сумму, потребуется вмешательство сотрудников ГИБДД.

Алгоритм действий водителя после ДТП

После совершения дорожно-транспортного происшествия, в первую очередь следует убедиться в отсутствии пострадавших, и только после этого приступать к оценке возможности оформления бланка европротокола. Оптимально действовать следующим образом:


При фото- и видеофиксации обязательно следует уделять внимание таким деталям, как общий план, тормозной путь, разбившиеся детали автомобилей в месте их текущего нахождения. Обязательно фотографируются оба поврежденных автомобиля со всех сторон, и отдельно крупным планом места повреждений. Стоит помнить, что, если сумма предстоящего ремонта предполагается выше 50 000 рублей, а ОСАГО оформлено до августа 2014 года, бланк европротокола лучше не оформлять, поскольку в этом случае максимальная выплата со стороны страховщика не превысит 25 000 рублей.

Каким образом получить по европротоколу 400 000 рублей

В ближайшее время сумма страховой выплаты при ДТП и самостоятельном оформлении европротокола может увеличиться практически до полумиллиона рублей. Многие уже окрестили такой протокол безлимитным. Перед тем, как оформить бланк европротокол с целью получения такой внушительной суммы, следует обязательно уточнить один момент - оборудованы ли автомобили-участники ДТП современными спутниковыми системами, которые могут подтвердить все нюансы произошедшего столкновения.

Это связано с многочисленными попытками автовладельцев фальсифицировать, к примеру, записи с установленных в автомобиле видеорегистраторов в свою пользу. Технически это сделать не так сложно, что и обуславливает такие требования со стороны всех страховых компаний. Стоит понимать, что далеко не каждая спутниковая система подходит под строгие требования страховых компаний - их перечень представлен в соответствующих документах и регламентах, с которыми можно ознакомится непосредственно в своей компании или на ее сайте.

Чтобы выплаты по европротоколу в 2016 году могли доходить до 400000 рублей, в страховую компанию придется предоставить не только материалы, о которых говорилось выше, но и данные со спутниковой системы навигации. Подделать данные, полученные со спутника невозможно. На данный момент такие выплаты имеют ряд ограничений. Полис ОСАГО должен быть оформлен после первого октября 2014 года, а само ДТП зафиксировано в Москве и области или в Санкт-Петербурге/области. При этом, сам полис может оформляться в любом регионе страны.

Как правильно составить европротокол при ДТП

Для того, чтобы страховая компания безоговорочно приняла бланк, его нужно правильно заполнить. Для этого не разрешается применение карандашей, перьевых или гелевых ручек - бланк заполняется исключительно шариковой ручкой. Перед заполнением самого бланка обратить внимание на его внешний вид - должна присутствовать лицевая и обратная сторона, а все необходимые данные, присутствующие в верхней его части были продублированы и в нижней.

Согласно действующему закону, заполнение бланка европротокола при ДТП требуется в единственном экземпляре - неважно какому водителю он будет принадлежать. Бланк включает в себя две колонки, в которые вносятся данные об автомобиле каждым участником ДТП. Особое внимание следует обращать на корректность заполнения описания повреждений - здесь факты должны излагаться лаконично и четко. Не допускаются лирические отступления о предстоящих сложностях при подборе краски или покупке запчастей. Обязательно указывается информация о месте и времени ДТП, в подробностях описываются все имеющие значение обстоятельства.

Крайне важно внимательно и правильно заполнять 17-й пункт бланка европротокола. Он должен правдиво отображать не только схему дорожно-транспортного происшествия, но и схему самой проезжей части. Обязательно схематичное изображение существующей дорожной разметки, направления движения обоих ТС перед столкновением, наличие светофоров и дорожных знаков. Стоит обратить внимание и на наличие посторонних предметов на обочине или самой проезжей части - если они имеют отношение к случившемуся. Все, что не уместилось в основных графах, но также имеет непосредственное значение для компании-страховщика, может быть отображено в графе «Замечания».

За достоверность всей имеющейся в бланке европротокола сведений обязаны поставить подпись оба водителя. Они расписываются в обеих частях бланка - своей и второго участника аварии. После того, как заполнение лицевой стороны закончено, следует обратить внимание на оборотную сторону бланка. Здесь следует отразить все дополнительные, даже незначительные моменты, которые могут вызывать интерес страховой компании. Если дополнительных сведений слишком много, и их невозможно уместить в отведенных для этого графах, можно продолжить описание на простом чистом листе бумаги, а в самом бланке европротокола ставится пометка «с приложением». Оно также подписывается обоими водителями.

Заполнение бланка европротокола при ДТП 2016 - мелочи имеют значение

Достаточно часто можно наблюдать такую ситуацию, когда бланк европротокол вроде бы уже заполнен, но после разъединения всех бланков автовладельцы обнаруживают некоторые неточности в заполнении, либо требуется внести определенные коррективы в обстоятельства всего случившегося. Чтобы бланк европротокола не потерял своей легитимности и был гарантированно принят страховой компанией изменения вносятся в обе его части, после чего все внесенные исправления обязательно заверяются обоими участниками ДТП.

Необходимо понимать, что в случае некорректного заполнения бланка европротокола, если страховщик сочтет, что в нем перечислены далеко не все обстоятельства, влияющие на произошедшее происшествие, она имеет право начать собирать эти сведения самостоятельно. В этом случае крайне вероятно существенное увеличение времени, которое требуется для получения выплаты владельцем поврежденных авто. Кроме того, если компания выяснит, что не внесенные в европротокол сведения относятся к категории важных, все произошедшее вообще может не признаться страховым случаем - ни о каком возмещении в этом случае речи вестись не будет. В помощь правильному оформлению бланка европротокола - следующее видео:

Европротокол оформлен - что делать дальше

После корректного заполнения бланка европротокола его необходимо в самые сжатые сроки передать в страховую компанию. Сделать это допустимо как при личном визите, так и по почте. Необходимо знать, что самостоятельный ремонт автомобиля недопустимо начинать в течение первых 15-дней с момента произошедшего ДТП. Это важно, поскольку в страховой компании могут возникнуть сомнения в достоверности предоставленных сведений, и она захочет через своего эксперта убедиться в их достоверности.

Нередко бывает и так, что в компании обязательно требуют экспертизы авто, о чем его владелец уведомляется соответствующим образом. В этом случае, в течении пяти дней с момента получения уведомления, авто должно быть предоставлено страховщику. При несоблюдении этих требований компания вправе применять определенные санкции. Скачать бланк европротокола можно здесь.

Автомобилисты редко оформляют дорожно-транспортные происшествия без участия компетентных органов. «Европротокол» не сильно популярен ещё и потому, что страхователи не понимают, когда могут использовать данный инструмент. В каких случаях стоит оформлять происшествие без ГИБДД, а когда лучше не рисковать?

«Европротокол» возможен, если выполнены все пять условий:

  1. В столкновении участвовало только два автомобиля.
  2. Не причинён вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
  3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
  4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
  5. Полученный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей данный лимит увеличен до четырёхсот тысяч. Но чтобы воспользоваться этой «опцией», на момент ДТП автомобиль должен быть оборудован «глобальными навигационными спутниковыми системами» (ГЛОНАСС). Пока подобная практика не распространена.

Впрочем последний пункт не мешает упрощённому оформлению ДТП, а лишь ограничивает размер выплаты. Когда все перечисленные позиции соблюдаются, водители не обязаны сообщать о происшествии в ГИБДД. Они имеют право совместно заполнить бланк «Извещения о ДТП», и впоследствии каждый передаёт экземпляр этого документа своему страховщику.

Если водители не хотят использовать данный инструмент, без определённых самостоятельных действий всё равно не обойтись. Да, участники ДТП могут обратиться за оформлением дорожного инцидента в полицию, но для этого необходимо:

  • Зафиксировать обстоятельства ДТП на фото/видео: расположение транспортных средств и их повреждения, а так же следы и предметы, связанные с происшествием.
  • Прибыть на пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции.

Вариант выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП в рассматриваемой ситуации «Правилами дорожного движения» (ПДД) не предусмотрен. Причём, даже «надуманное» разногласие касательно происшествия не даёт соответствующей гарантии. При телефонном обращении в полицию водителям может быть вполне законно указан аналогичный алгоритм действий.

К тому же заполнять «Извещение о ДТП» в соответствии с «Правилами ОСАГО» придётся в любом случае. С той лишь альтернативной, что делать это можно отдельно друг от друга.

Например, если один из участников инцидента не хочет совместно оформлять документ. Также происходит при разногласиях относительно обстоятельств ДТП или участии в нём более двух авто. При этом в «Извещении» должна быть указана конкретная причина.

Оформление и использование Европротокола

Комплект «Извещения о ДТП» состоит из двух идентичных листов – лицевая сторона комплекта самокопирующаяся. Совместное оформление «Извещения» состоит из следующих этапов:

  1. Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
    • Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
    • Указываются знаки и светофоры, разметка.
    • Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
    • Отмечаются направления движения автомобилей.

При этом желательно использовать типовые схемы . Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.

  1. После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
    • Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
    • Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
    • Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.

При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества. В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.

Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате. Наглядная схема действий при «Европротоколе» размещена на профильной странице интернет-портала Российского союза автостраховщиков (РСА).

Страховая компания, желающая произвести осмотр повреждённого транспортного средства, обязана уведомить об этом собственника в 15-дневный срок. Данный период не учитывает выходные праздничные дни и исчисляется со дня ДТП.

Собственник в ответ должен предоставить автомобиль в течение пяти рабочих дней. Понятно, что до осмотра (или до истечения оговорённых пятнадцати дней) нельзя приступать к ремонту машины. Во всяком случае, без письменного согласия страховщика.

«За» и «против»

«Против»

В стрессовой ситуации после дорожного инцидента непросто заполнить бланк «Извещения» без ошибок. Тем более, если впервые с этим сталкиваешься. В числе наиболее распространённых недочётов оформления, в частности, отмечаются:

  • Отсутствие отметки об общем количестве заполненных полей (клеток) в п. 16 лицевой стороны бланка (обстоятельства ДТП).
  • Незаполнение п. 16 лицевой стороны бланка.
  • Неполный перечень внешних повреждений авто.
  • Отсутствие подписей, подтверждающих согласие участников с указанной информацией (п. 18 лицевой стороны).

Помимо этого, существуют и некоторые нормативные особенности, затрудняющие использование «Европротокола». К таковым, например, можно отнести:

  1. Отсутствие чётко регламентированного указания на виновность одной из сторон. На практике страховщики часто требуют соответствующую отметку от виновника в «Замечаниях» на лицевой стороне бланка или в «Обстоятельствах ДТП» (иногда в «Примечаниях») на оборотной. Хотя формально подобные требования ничем не подкреплены. Данная ситуация влечёт возможные злоупотребления как со стороны виновника ДТП, так и со стороны страховых компаний.
  2. При «Европротоколе» потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении имущественного вреда после получения выплаты. Законодательно не оговаривается, относится ли это только к «неучтённым» первоначально повреждениям, или позиция фактически запрещает оспаривать размер возмещения. Наличие подобного «подводного камня» закономерно настораживает автолюбителей.

«За»

Тем не менее, самостоятельное оформление ДТП связано с двумя значительными преимуществами:

  • Экономия времени. Как правило, заполнить «Извещение» получается гораздо быстрее, чем оформить происшествие в ГИБДД.
  • Отсутствие санкций полиции. Для виновной стороны данный аспект может означать экономию заметной суммы денежных средств. А иногда позволяет избежать и более неприятных последствий нарушения.

Указанные обстоятельства порой оказываются весьма актуальны, «перевешивая» решение водителей в пользу «упрощёнки».

Обойтись без полиции

«Европротокол» – полезный инструмент по своей задумке. Но недостаточная степень его нормативной проработки, к сожалению, не позволяет популяризировать схему. Кроме того, практика применения «упрощёнки» вводит свои коррективы. На этом фоне самостоятельное оформление ДТП объективно сопряжено с определёнными рисками. Сложность системы становится причиной ошибок.

В то же время доля отказов в возмещении ущерба по «Европротоколу» из-за ошибок в оформлении колеблется в пределах одного-пяти процентов от общего числа обращений. А значит, в подавляющем большинстве случаев участники ДТП вполне справляются с задачей. Данная статистика является дополнительным аргументом в пользу «упрощёнки».

Европротокол или извещение о дорожно-транспортном происшествии – это документ, который позволяет водителям автомобилей, попавшим в ДТП, оформить его быстро, самостоятельно, не привлекая сотрудников ГИБДД и не создавая многочасовые пробки на дорогах. А в итоге ещё и получить денежную компенсацию по страховому полису в своей страховой компании.

Оформление Европротокола в зависимости от типа страхового полиса:

По действующему законодательству Российской Федерации вы имеете право получить выплаты или ремонт автомобиля по любому страховому полису, будь то ОСАГО или КАСКО.

В каких случаях можно оформить Европротокол в 2019 году?

Европротокол можно оформить на месте происшествия если:

  1. Столкновение произошло между двумя автомобилями. Но необходимо знать, что машина с прицепом будет числиться, как две машины. Следовательно, если в аварии участвует более двух автомобилей либо один из них был с прицепом, то заключение Европротокола невозможно. Если в ДТП попали три и более машины, то вы обязаны вызвать сотрудников ГИБДД. В противном случае, когда вы придете в страховую компанию с Европротоколом, где будет указано, что в аварии участвовало более двух машин, вам будет отказано в его принятии.
  2. В результате аварии урон понесли, только транспортные средства и нет пострадавших (пассажиры, водители, пешеходы).
  3. Между участниками происшествия нет разногласий об обстоятельствах столкновение. Заключение Европротокола было обоюдным и добровольным решением.
  4. Ущерб пострадавшей стороне не должен превышать 100 тысяч рублей .

Если хотя бы одно из условий заключения Европротокола было нарушено, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Если вы этого не сделали и оформили ДТП Европротоколом, то ваша страховая компания откажет вам в выплатах.

Где взять бланк Европротокола?

Если же вы всё-таки попали в ДТП и решили оформить его самостоятельно, то возникает вопрос: А где взять бланк Европротокола? Данный бланк вы можете совершенно бесплатно получить в своей страховой компании. Также возможно, что бланк Европротокола у вас уже имеется. Чаще всего страховые компании при продаже страхового полиса вкладывают в него один экземпляр бланка.

Можно ли самостоятельно распечатать Европротокол?

Если же вы не хотите идти в страховую компанию Вы можете скачать шаблон Европротокола в Интернете. Но учтите, что к бланку, скаченному из Интернета, страховая компания может выдвинуть ряд претензий или вовсе отказать в его принятии.

Европротокол, который будет написан рукой на чистом листе бумаге, не является официальным доказательством случившегося ДТП.

Правила оформления Европротокола при ДТП в 2019 году

Европротокол, как и любой другой документ, должен быть заполнен грамотно и в соответствии со строгой инструкцией.

Читайте также подробную инструкцию о том, как вести себя водителю и какие действия предпринять, чтобы не получить отказ в страховой выплате.

Последовательность действий водителей после ДТП

  • во-первых, нужно удостовериться, что никто из водителей, пассажиров или пешеходов не пострадал при ДТП;
  • во-вторых, необходимо убедиться, что в результате столкновения пострадали только две машины, и другое окружающее имущество не было задето;
  • в-третьих, не отгонять машины с места происшествия до окончания оформления ДТП, при этом выставив аварийный знак;
  • в-четвертых, необходимо осмотреть повреждения каждого автомобиля и примерно оценить ущерб;
  • в-пятых, убедиться, что у обоих водителей есть страховой полис КАСКО или ОСАГО;
  • в-шестых, сделать чёткие и качественные фотографии местоположения аварии так, чтобы была видна окружающая местность, сфотографировать общим и крупным планам места повреждения автомобилей с номерами, следы торможения, обломки деталей и снять показания со свидетелей.

Как правильно заполнить Европротокол при ДТП?

Заполнять бланк необходимо:

  • синей шариковой ручкой, крупными печатными буквами и разборчивым почерком;
  • грамотно, лаконично, избегая употребления жаргона заполнить каждый пункт бланка;
  • стараться избегать помарок и исправлений. Если исправления были допущены, то они заверяются подписями каждой сторон.

Если после подписания извещения о ДТП в них были внесены изменения, они должны быть удостоверены подписями обоих сторон.

На что обратить внимание при заполнении бланка Европротокола?

В бланке Европротокола отведено специальное место, где необходимо нарисовать схему ДТП с наиболее точным указанием всех нюансов происшествия.

В схеме должно быть указано:

  1. Расположение автомобилей после столкновения.
  2. Направление движения каждого автомобиля.
  3. Особенности географической местности.
  4. Наличие знаков, светофоров и разметки на дороге.
  5. Адрес происшествия.
  6. Наличие повреждения дорожного покрытия, если это стало причиной ДТП.

Не стоит забывать, что Европротокол – это добровольное и обоюдное решение каждого водителя. И если вы видите, что второй водитель не идёт с вами на контакт или отказывается в заполнении извещения о ДТП, или находится в алкогольном, наркотическом, токсическом опьянении немедленно вызывайте сотрудников ГИБДД.

Максимальная выплата по Европротоколу при ДТП в 2019 году

На данный момент времени максимальный размер ущерба, который может быть выплачен страховой компанией при ДТП, не может превышать 100 тысяч рублей. В отдельных случаях, если вы проживаете в Москве, Санкт-Петербурге или в прилегающих областях — максимальная выплата может достичь 400 тысяч рублей. НО! Это возможно, только если у обоих водителей установлено спутниковое оборудование, которое позволит отследить точное местоположение ДТП.

Изменения в законодательстве!

Если авария произошла раньше, чем вступили в силу изменения ФЗ «об ОСАГО» об увеличении размера ущерба, то максимальный разрешённый размер ущерба будет считаться 50 тысяч рублей. Если ДТП произошло после 1 июня 2018 года, то максимальный размер ущерба будет увеличен в 2 раза, то есть он будет равен 100 тысячам рублей.

В чем заключается опасность при оформлении ДТП Европротоколом?

При грамотном заполнении бланка, учёте всех условий его заключения опасности при оформлении ДТП Европротоколом не возникнет. Также важно прийти в страховую компанию за денежной компенсацией по протоколу в установленный срок. Если эти условия были нарушены, то страховая компания откажет вам в выплате.

Сроки обращения за страховой выплатой

После того как вы попали в ДТП и оформили его Европротоколом у вас есть пять календарных дней, чтобы обратиться в свою страховую компанию. Если вы не успеете по срокам, ваш Европротокол не примут и откажут в выплате.

Заключение

Подводя итоги, Европротокол можно с уверенностью назвать самым быстрым, простым и удобным способом оформления ДТП. Как и у любой вещи, у Европротокола имеются свои плюсы и минусы.

Плюсы Европротокола

  1. Оформление мелких ДТП самостоятельно.
  2. Не нужно вызывать полицию.
  3. Получение денежной компенсации в страховой компании.
  4. Разрешённый размер ущерба автомобилям до пятидесяти тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года повысится до ста тысяч рублей.

Минусы Европротокола

  1. Оформление ДТП по Европротоколу возможно только в строго определённых случаях.
  2. Необходимо согласие второго водителя. Иногда достичь этого бывает очень трудно и приходится вызывать сотрудников ГИБДД.
  3. Срок обращения в страховую компанию за выплатами составляет всего лишь пять календарных дней.

В нынешнем 2019 году составление при ДТП является распространенным решением среди водителей. Но остается боязнь водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Что главное необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.

Зачем и когда составляется

Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии вызвано:

  • экономией временем (вся процедура по оформлению отнимает не больше часа, что даже меньше ожидания приезда ДПС, не говоря уж о составлении ими документов);
  • предотвращением образования пробок на проезжей части, а также избежания штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать проезжую часть;
  • удобством автолюбителей. При достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого не получится;
  • уплачивать штраф за нарушение ПДД в связи с аварией. Ведь сотрудники ДПС не только фиксируют обстановку ДТП, но привлекают к адм. ответственности виновного водителя. Кстати, поэтому в составлении протокола должен быть заинтересован не только потерпевший, но и виновник;
  • европротокол пригоден также и для случаев выплат по КАСКО.

Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен это размер суммы возмещения после ДТП. Она не должна превышать определенной величины, с июня 2018 года и по октябрь 2019 сумма составляет 100 000 руб. Таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем :

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО. Если один из водителей с прицепом, то это считается, что это одно ТС;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей. Однако, если разногласия всё же имеются, то при фиксации места ДТП на технические средства ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью программы АИС РСА (технические средства контроля, фиксирующее некорректируемым образом обстановку ДТП: координаты места, время, имеющиеся повреждения и пр.) можно обойтись без присутствия представителей ГИБДД. Фотографии и прочие данные загружаются хотя бы одним водителем в базу данных союза автостраховщиков и небольшие разногласия водителей не будут препятствием для составления европротокола по упрощенной процедуре;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
  4. нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
  5. не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.);
  6. ДТП произошло на территории РФ. В других странах, даже входящих в Евразийский экономический союз правила другие.

Если ситуация подпадает под указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

Пример . Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение. В результате причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (100 000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии выяснилось, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате. Обжалование такого решения не принесло положительного результата. Здесь во внимание не примут даже добросовестное заблуждение водителей, которые объективно не заметили повреждение третьего автомобиля.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  • не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  • многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП - в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будут вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями. Что поставит под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  • неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге. В автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».

Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

Перед составлением

ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:

  1. прекратить движение;
  2. установить знак аварийной остановки;
  3. зафиксировать положение предметов на проезжей части. Нужно уделить внимание не только повреждениям машин, но и зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости. Проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.

Последняя обязанность автомобилистов очень важная именно при составлении европротокола. Ведь представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно. В объектив должно попасть:

  • общая обстановка аварии;
  • взаиморасположение автомобилей;
  • поврежденные части машин;
  • части автомашин (осколки, механизмы, декоративные элементы, пятна технических жидкостей) на дороге;
  • следы торможения;
  • государственные знаки автомобилей;
  • при возможности лица участников ДТП.

Лучше вызвать полицию, если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или обстановка аварии слишком сложная, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 100 000 рублей.

При полной уверенности, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка. Он выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения. На худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД, страховой компании. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.

Как правильно заполнить бланк

Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:

  1. правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 100 000 р. (до 400 тыс.) в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
  2. проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
  3. указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
  4. сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
  5. составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
  6. не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
  7. указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
  8. описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
  9. отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
  10. в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
  11. соблюдать следующее:
    • все графы должны быть заполнены. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
    • использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой;
    • не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
    • если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
    • в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.

Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.