По вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год"; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014 года; опубликован в Бюллетене Верховного Суда РФ", N 1, январь, 2015 года:

2.4. Общее имущество садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

При рассмотрении споров об устранении препятствий в пользовании общими землями садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения подлежит доказыванию не только факт нарушения ответчиком действующего законодательства, но и то, что такое нарушение привело к существенному ущемлению прав истца в отношении принадлежащего ему имущества.

Пример. СНТ "Л" обратилось в суд с иском к Б. об обязании освободить земли общего пользования.

В силу статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Согласно пункту 3 статьи 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

При разрешении спора судом установлено, что Б. является членом СНТ "Л", ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 800 кв. м. Ответчик самовольно увеличила площадь земельного участка, изменила его границы и начала вести строительство на землях, ей не принадлежащих. В частности, на землях общего пользования СНТ ею возведен забор, фундамент, чем перекрыт проезд к пожарному водоему садоводческого товарищества и разворотной площадке автотранспорта. Неоднократные требования об освобождении земель общего пользования оставлены ответчиком без удовлетворения.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования СНТ, суд правильно исходил из того, что действия ответчика по самовольному возведению жилого дома на общих землях товарищества не соответствуют и 34 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а также нарушают права других членов данного товарищества.

Устройство асфальтового покрытия дороги за счет личных средств членов товарищества само по себе не влечет возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости, расположенный на землях общего пользования, являющихся собственностью товарищества.

Пример. Группа граждан обратилась в суд с иском к М., товариществу личных подсобных хозяйств (ТЛПХ) о признании права общей долевой собственности на объект недвижимости - дорогу, указав, что они являются членами товарищества, построили без участия остальных членов товарищества за счет личных средств дорогу с асфальтобетонным покрытием , в связи с чем у них возникло на нее право общей долевой собственности. Просили определить доли в праве общей долевой собственности на дорогу пропорционально размеру вклада каждого в строительство дороги.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения кассационным определением, исковые требования удовлетворены.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобы ТЛПХ, Т. (член ТЛПХ), отменила состоявшиеся судебные постановления, а дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права на основании распоряжения главы района ТЛПХ на праве собственности принадлежит земельный участок.

Между одним из истцов и строительной организацией заключен договор подряда, по условиям которого последняя выполнила по заказу Н., действующего от имени остальных истцов, устройство асфальтового покрытия дороги.

Согласно техническому паспорту, выданному позднее БТИ, в ТЛПХ имеется дорога с асфальтобетонным покрытием.

В силу статьи 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Согласно пункту 1 статьи 130 Кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Соответственно, право собственности, в том числе право общей собственности на сооружение - дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.

Это судебными инстанциями учтено не было. Обстоятельства того, был ли построен истцами объект недвижимости, т.е. была ли построена дорога с соблюдением соответствующих норм и правил или же дорога представляет собой элемент благоустройства и предназначена для обеспечения в пределах территории товарищества потребностей его членов в проходе, проезде, предметом исследования и оценки суда не являлись.

Между тем Т. в надзорной жалобе указывала на то, что на территории ТЛПХ уже существовала дорога, строительство которой было осуществлено ранее, истцами же было осуществлено лишь покрытие ее новым асфальтовым полотном.

При этом из договора подряда, положенного судом в обоснование вывода о том, что истцами осуществлено строительство дороги, также следует, что подрядчик принял обязательство выполнить лишь устройство асфальтового покрытия дороги. Доказательств наличия обязательства подрядчика осуществить строительство дороги как объекта недвижимости не имеется.

При таких обстоятельствах покрытие асфальтового полотна дороги за счет личных средств истцов само по себе не влечет возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости, расположенный на землях общего пользования, являющихся собственностью ТЛПХ; наличие технического паспорта на сооружение "дорога и трасса водопровода с водонапорной станцией", на который ссылается суд, также не влечет возникновения на сооружение права собственности конкретных физических лиц.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

Согласно пункту 4 статьи 14 указанного федерального закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов в силу подпункта 10 пункта 1 статьи 21 названного федерального закона отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных).

Таким образом, вопрос об использовании имущества садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (имущества общего пользования), в том числе об использовании земельного участка, находящегося в его собственности, должен решаться общим собранием членов такого объединения.

Однако обстоятельства, связанные с тем, принималось ли собранием ТЛПХ решение об использовании общего имущества товарищества - земельного участка, находящегося в собственности ТЛПХ, для строительства дороги как самостоятельного объекта недвижимости или о передаче этого земельного участка в собственность истцов, судом также не исследованы.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 4-В12-13.

Право на получение причитающейся доли в имуществе общего пользования предоставляется лишь при реорганизации или ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Пример. СНТ "И" на основании актов о приеме законченных строительством объектов зарегистрировало право собственности на водопроводные сети, разведочно-эксплуатационную скважину на воду, на воздушные линии электропередачи. На основании свидетельства о праве собственности на землю СНТ "И" зарегистрировало право собственности на земельный участок, расположенный на территории товарищества.

Решением общего собрания СНТ в связи с неуплатой целевых и членских взносов А. исключена из членов товарищества.

А. обратилась в суд с иском к СНТ "И" о признании недействительными и об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о государственной регистрации права собственности на водопроводные сети, скважину, воздушные линии электропередачи и земельный участок, о признании за ней права собственности на 1/242 доли в праве общей совместной собственности на указанные объекты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имущество общего пользования может находиться как в совместной собственности членов некоммерческих объединений граждан, так и в собственности такого объединения.

Землями общего пользования в садовых некоммерческих товариществах (СНТ) считаются дороги, проезды, овраги, канавы, пруды, подъезды к участкам, а также земли под ЛЭП, водопроводом, газопроводом и иными коммуникациями.

Межевание земель общего пользования в СНТ направлено на установление на местности границ земельных участков общего пользования в пределах таких СНТ, с закреплением их границ межевыми знаками и определению координат границ. Межевание земель, как комплекс работ, включает в себя землеустройство, геодезию и кадастровые работы.

Отсутствие межевания земель общего пользования в СНТ приводит к возникновению споров и разногласий между собственниками дачных участков и правлением СНТ, поскольку многие собственники дачных участков увеличивают фактические границы своих участков за счет земель общего пользования, тем самым сокращая ширину проездов, дорог, оврагов, сокращая размеры общественных площадок и земель под коммуникациями, утвержденных генеральным планом СНТ.

Согласно законопроекту «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» с 01.01.2018 г. запрещается любое распоряжение (согласование распоряжения) земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством РФ . Данный законопроект был разработан для выполнения плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 2236-р от 01.12.2012 г.

Процедура уточнения местоположения границ земель общего пользования СНТ схожа с процедурой уточнения местоположения границ частных земельных участков. Уточнение местоположения границ земель общего пользования СНТ осуществляется путем формирования межевого плана и подачи такого межевого плана в орган государственной регистрации. Межевой план подготавливается кадастровым инженером в форме электронного документа в формате XML, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

При проведении процедуры уточнения границ земель общего пользования СНТ обязательным к включению в состав межевого плана является акт согласования местоположения границ земельных участков, который необходимо подписать у собственников (либо их законных представителей) всех смежных (соседних) земельных участков.

Сведения о местоположении границ земель общего пользования СНТ в межевом плане указываются на основании геодезических обмеров, в ходе которых определяются координаты характерных точек границ такого земельного участка.

И могут распоряжаться ими по своему усмотрению, то с землями общего пользования положение несколько иное.

Порядок использования земель общего пользования содержится в Гражданском кодексе и Земельном кодексе.

Здесь приводятся общие положения, регламентирующие пользование общедоступными землями, а также порядок перевода их в собственность СНТ.

Отдельные положения относительно правового положения земель общего пользования с учетом специфики СНТ приведены в ФЗ-66.

Последняя редакция закона относится к 2016 году.

Землям общего пользования свойственны следующие особенности:

  • на них не распространяется так называемая « амнистия» (упрощенная процедура );
  • согласно ФЗ «О садоводческих объединениях граждан» , являющаяся имуществом общего пользования передается СНТ безвозмездно;
  • Земельный кодекс не ограничивает членов СНТ по срокам пользования участками.

Что такое земли общего пользования в СНТ

Гражданский кодекс указывает на то, что статус земли общего пользования получают участки, которые находятся в / собственности и на которых граждане могут находиться без необходимости оформления разрешений.

К таким землям относятся на территории СНТ могут быть отнесены переулки, проходы, дороги, площадки, проезды, санитарно-защитные зоны и (в т.ч. пожарные).

На них могут быть размещены объекты, направленные на удовлетворение потребностей жителей (например, ЛЭП, трубо-, газопроводы, сторожки, помещения правления СНТ, водокачки, подсобные помещения).

Площадь земель общего пользования рассчитывается так: из общей площади, выделенной под образование СНТ, вычитается площадь земель, которые находятся в собственности граждан.

Такие участки являются коллективной собственностью товариществ, либо закреплены за ними на правах бессрочного пользования.

Для беспрепятственного пользования землей у правления СНТ должны быть на руках правоустанавливающие : в собственность или закрепляющий .

Порядок пользования общей землей СНТ

Сегодня у СНТ есть два варианта оформления прав собственности на общее имущество (ст.28 Закона о СНТ):

  • как собственность СНТ-юрлица;
  • общая собственность членов объединения.

Стоит отметить, что на такие участки допускается исключительно оформление прав собственности и никак не аренды.

Право выбора варианта приватизации принадлежит членам СНТ. Если они выберут оформление общей собственности, то допускаются совместная и собственность. В первом случае заявление на приватизацию подается одно, подписанное всеми членами СНТ. Во втором случае его подает каждый гражданин с указанием на его долю. К заявлению нужно приложить протокол собрания членов товарищества.

При этом граждан не могут обязать приватизировать земли общего пользования. Если такие участки выделены СНТ на правах бессрочного пользования, то оно не прекращает своего действия без желания СНТ.

На практике переоформление земель в собственность имеет определенные преимущества для садоводов:

  • земли переводятся в собственность товарищества бесплатно;
  • земли, которые поставлены на учет, имеют четкие границы и это исключает соблазн для самозахвата и возникновение споров между собственниками участков и садоводами;
  • СНТ сможет официально зарегистрировать все постройки на общей земле, возведенные из взносов садоводов;

У СНТ появляется возможность распоряжаться землями по своему усмотрению:

  • застраивать их,
  • сдавать в ,
  • продавать и увеличивать участки садоводов.

Порядок пользования землями содержится в уставе товарищества. За каждым участком здесь обычно закреплен свой функционал. Например, обустройство здесь дорог и проездов, автостоянок, водоемов для целей пожарной безопасности, зон отдыха, колодцев, спортивных и детских площадок, рекреационных зон, санитарных зон, источников водоснабжения, ЛЭП и пр.

Члены СНТ вправе пользоваться землей исключительно с учетом целевого предназначения.

При этом никаких преимуществ для собственников граничащих с землей общего пользования участков не предусмотрено, они не обладают приоритетным правом на нее.

Граждане вправе обращаться к членам правления СНТ с просьбой о выделении им земель во временное пользование. В своем заявлении гражданину нужно указать цели использования, сроки, на которые потребуется земля для реализации поставленных задач (не более месяца). Обычно в уставе СНТ содержится требование о предварительном уведомлении членов товарищества о своем желании использовать участок как минимум за две недели-месяц.

При принятии решения правление будет руководствоваться интересами и законными правами членов товарищества. Например, если заявитель планирует установить там туалет или душевую, то с большей долей вероятности ему откажут.

Если в ходе проведения работ участок земли будет поврежден, то пользователь за свой счет обязан провести восстановительные работы.

Обычно участок предоставляется во временное пользование бесплатно. Но в некоторых случаях председатели накладывают определенную общественную нагрузку на заявителя. Например, требуют обрезать растительность.

Какие могут быть нарушения при пользовании общей землей СНТ и ответственность за них

При пользовании общими землями членами товарищества нередко допускаются различные нарушения.

Среди них наиболее часто встречаются такие:

  • расширение за счет общих земель индивидуальных участков;
  • складирование на них мусора и стройматериалов, спецтехники, оборудования, машин и механизмов;
  • самовольное перекрытие воротами и шлагбаумами;
  • установка различных хозпостроек, бытовок, вагончиков, торговых объектов, объектов для оказания платных услуг (авторемонтных, слесарно-монтажных, строительных и пр.);
  • самовольная высадка или культивирование кустарников и деревьев;
  • свалка бытового мусора, отходов садоводства и огородничества.

Обычно за небольшие правонарушения пользователям грозит предупреждение, а при неустранении нарушений в положенные сроки накладывается штраф.

Более серьезными нарушениями земельного законодательства, такими как самозахват, занимаются уполномоченные госинспекторы. КоАП РФ предусмотрел административное наказание при самовольном занятии участков без документов. Для граждан штраф может варьироваться в пределах 500-1000 руб., для должностных лиц – 1000-2000 руб., юрлиц – 2000-20000 руб.

Практика земельных отношений показывает, что в значительной части садовых и огородных некомерчесских товариществ границы земель общего пользования не установлены, за счет этого отдельные активные собственники увеличивают свои стандартные шесть соток. Как правило, это приводит к уменьшению площади соседних земельных участков, ширины проездов и внутрипоселковых дорог, разворотных площадок, разъездов, мест сбора мусора и даже исчезновению категорически необходимых пожарных водоемов.

Выше перечисленные факторы негативно влияют на качество жизни и безопасность проживания, в том числе и пожарную - зачастую пожарный расчет не в состоянии добраться до очага возгорания с очевидными последствиями.

Данный вопрос можно законным образом решить путем постановки земель общего пользования на кадастровый учет с уточненными границами. Для этого необходимо провести геодезические работы и сформировать участок согласно генеральному плану или плану организации и застройки территории. Эта процедура не намного сложнее и затратнее, чем кадастровый учет личного земельного участка и позволит защитить право на комфортное и безопасное проживание.

Земли общего пользования в некоммерческих объединениях граждан, собственников земельных участков, садоводческих товариществах (садовых – СНТ) - это подъездные пути, дороги, проходы, проезды, детские и разворотные площадки по которым садоводы подъезжают к своим садовым участкам, то есть все недвижимое имущество, которое находится на территории садоводческого товарищества, границах отвода земли за исключением непосредственно закрепленных садоводами.

У любого СНТ как правило, в составе правоустанавливающих документов должно быть постановление относительно прав на земли общего пользования. В большинстве случаев, это акт местных властей о передаче земель или в собственность, или в бессрочное пользование.

Следует помнить о том, что если у СНТ есть в наличии Свидетельство о праве собственности на землю неважно когда выданное, он действует и в настоящее время, и подтверждает наличие права на земельный участок.

Действующим законодательством пока не предусмотрена обязанность садоводов на переоформление ранее полученных документов, поэтому, прежде всего, Вам – садоводам, необходимо определиться в необходимости данного оформления. Этот вопрос решается на общем собрании членов СНТ. Акцентируем ваше внимание на том, что указанный ранее вид права собственности, а именно «коллективная совместная» в настоящее время зарегистрировать невозможно, и принимая решение на общем собрании о переоформлении земель общего пользования из коллективной совместной собственности в собственность юридического лица, каждый садовод отказывается от своей доли в общем имуществе товарищества и передает ее в собственность юрлица. Что такое коллективная совместная собственность ? В соответствии с нормами действующего законодательства, а именно Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в части статьи 28, все земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность СНТ совершенно бесплатно.

Оформление земель общего пользования начинается с постановки на государственный кадастровый учёт, после получения формы КВ1 можно проводить межевание. Немаловажным пунктом является отсутствие споров по границам земель общего пользования, после завершения кадастровой съёмки изготавливается акт согласования границ земельного участка, его необходимо подписать со всеми смежными землепользователями. Если в процессе кадастровых работ будет выявлено грубое несоответствие фактических границ и генерального плана, то вернуть земли в некоторых случаях возможно либо путем переговоров с «захватчиками», либо в судебном порядке.

Плюсом установленных границ является упрощенная процедура выявления самозахвата территории и гарантия соблюдения права на комфортное проживание всех собственников некоммерческого объединения граждан.

Обратившись в землеустроительную компанию КадГеоТрест вы зарегистрируете право собственности на земли общего пользования законным образом и получите кадастровый паспорт на земли общего пользования с границами установленными в соответствии с действующим законодательством.

Оперируют понятием «земельный участок общего пользования»;

ГК РФ Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

  1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых «законом» и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
  2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
  • градостроительный кодекс использует термин «территории общего пользования».
  • СПРАВКА: Хотя ГК и ЗК применяют одну и ту же формулировку, смысл, вкладываемый в нее, различен. Земельный кодекс перечисляет объекты улично-дорожной сети, а также пляжи и водные объекты. ГК говорит о любых не огороженных территориях, отнесенных к публичной собственности, причем к их числу стоит относить также леса, болота, луга, где разрешается сбор ягод и грибов.

    Больше информации о праве использования земель лесного и водного фонда, находящихся в собственности государства, найдете в .

    В Градостроительном кодексе приведено определение территорий общего пользования, а для пояснения включен неисчерпывающий перечень, перекликающийся с перечнем из ч. 12 ст. 85 ЗК.

    Резюмируя обзор понятий, нужно отметить, что правильнее говорить не о землях, а о земельных участках общего пользования.

    Они могут входить, как сказано в ст. 85 ЗК, в любые территориальные зоны, то есть в общественно-деловые, жилые, производственные и так далее.

    Это естественно, ведь во всех этих зонах должны быть улицы.

    Однако при обращении к ГрК всплывает еще одно противоречие в понятиях: территориальными зонами названы зоны, для которых устанавливаются градостроительные регламенты, а ч. 4 ст. 36 ГрК устанавливает, что на участки в рамках территорий общего пользования градостроительные регламенты не действуют. То есть по ГрК общественные земли не входят ни в какие территориальные зоны.

    Содержание права общего пользования землей

    ГК РФ указывает на две составляющих права пользования землями общего пользования:

    • возможность пребывания на таких участках;
    • возможность сбора имеющихся природных объектов.

    Однако эти правомочия могут ограничиваться нормативными актами или решением собственника, то есть публичного образования.

    СПРАВКА: Проход по улицам, проезд по автомобильным дорогам, отдых на лавочке в парке – это реализация рассматриваемого права общего пользования земельными участками. А платный вход в парк, платная автодорога, перекрытое движение по улицам и площадям – это возможные ограничения, которые устанавливает собственник.

    В теории все кажется понятным, но любое гражданское право проявляет себя в возможности его судебной защиты. А при попытке защитить рассматриваемое правомочие от посягательств других лиц человек может столкнуться с тем, что его не признают надлежащим истцом.

    Например, если на улице установлен торговый киоск, пешеход, которому этот киоск мешает, вряд ли сможет обратиться в суд с иском о демонтаже торгового павильона, так как не сможет представить доказательств наличия у него того субъективного права, которое нарушено.

    За незаконную торговлю привлекут только к административной ответственности из-за нарушения правил получения разрешения на торговлю и самовольного занятия земли.

    Прохожий же не сможет отстоять свои интересы в судебном порядке. Немаловажен и еще один юридический аспект. Некоторые специалисты приписывают конструкции общего пользования землями не гражданско-правовую, а эколого-правовую природу. То есть это правомочие признается разновидностью права природопользования, а не самостоятельным вещным правом.

    Объекты и субъекты использования земель общего пользования

    В отношении объектов права важно определиться, требуется ли их кадастровый учет или объектами могут выступать любые публичные земли. И ГК, и ЗК говорят об индивидуально-определенных вещах – участках, которые должны иметь границы, сформированные в ходе межевания.

    ВАЖНО! Закон о кадастровой деятельности отвечает утвердительно на вопрос о том, должна ли дорожная сеть и остальные подобные элементы городской планировки быть зарегистрированы в качестве публичной собственности. В ходе комплексных кадастровых работ проводится формирование участков, занятых этими объектами, их и постановка на .

    В то же время, если учитывать эколого-правовой характер общего пользования землей, то объектами могут выступать любые земли, не важно, зарегистрированы ли они. В этом есть своя логика, потому что при прогулках по городским территориям или сельским просторам мы не совершаем никакого распоряжения землями, поэтому регистрация не играет здесь никакой роли.

    Субъектами права вступают только граждане, а не другие участники гражданского оборотаюридическим лицам такая возможность не предоставляется, что связано с самим характером рассматриваемых правоотношений.

    Статья 262 ГК: сфера действия

    Комментарии к ч. 1 ст. 262 ГК сходятся в более широком толковании понятия земельных участков общего пользования, чем приведенное в статье 85 ЗК.

    ГК очевидно включает в число таких земель и лесные угодья, которые не регулируются ЗК.

    Комментаторы приводят ссылки на ст. 11 Лесного кодекса , которая позволяет свободно находиться в лесах и собирать там не древесные ресурсы.

    Особое внимание комментаторов уделяется пределам осуществления права. Публичное образование не может ограничивать доступ на участок произвольно. Различные законы содержат ограничения разной степени конкретики. Так, в Лесном кодексе запрещается сбор видов, включённых в Красные книги.

    СПРАВКА: Ч. 2 ст. 262 содержит норму, не связанную с правом общего пользования на землю. В ней говорится о праве прохода через чужой участок, если он не огорожен.

    Аренда: противоречивая практика

    Статья 85 ЗК содержит запрет на приватизацию земли общего пользования. Арбитражные суды трактуют эту норму по-разному:

    • одни пишут, что аренда таких земель недопустима в силу запрета приватизации (ФАС СЗО, СКО, Дальневосточного округа);
    • другие считают, что нельзя передавать их в частную собственность, а в аренду не запрещено (ФАС Центрального, Поволжского округа).

    Возможность законно поставить киоск на бульваре зависит от региона, в котором находится объект.

    Самозахват: куда обращаться

    В случае самовольного захвата земель можно жаловаться:

    Как мы видим, с общественными землями немало юридических проблем. В разных законах в это понятие вкладывается различный смысл. Неоднозначен запрет на приватизацию – суды по-разному трактуют возможность их передачи в аренду. В любом случае, понятно, что на эти участки должна быть зарегистрирована публичная собственность. Иначе дело обстоит с общим имуществом СНТ – там общая земля закрепляется за СНТ и право использования земель для садоводства бесплатно для членов садоводства и платно для тех, кто не входит в объединение.