Деблокирование пострадавших – это комплекс технологических операций, выполняемых спасательными формированиями с целью обеспечения доступа к людям, находящимся в завалах, в блокированных помещениях, под селевыми отложениями, в скальных образованиях, в лавинах, в деформированных транспортных средствах и др., с целью оказания им необходимой помощи и эвакуации в безопасные места. Технология Д.п. и организация работ по деблокированию определяются объектом деблокирования, временем суток, состоянием объекта, погодными условиями, состоянием пострадавших и др. факторами. Извлечение пострадавших из заваленных убежищ и укрытий производится через:

  • основные входы и аварийные выходы;
  • перекрытия, путем устройства проемов;
  • через проемы, устраиваемые в ограждающих стеновых конструкциях и завалах.

При этом возможно выполнение таких инженерных работ, как:

  • разборка и расчистка завалов;
  • устройство подъезда к убежищу (укрытию) и подготовка рабочих площадок вблизи него для развертывания компрессорных и электрических станций, установки кранов и экскаваторов;
  • откопка заваленных входов и оголовков аварийных выходов;
  • отрывка приямков у стены убежища;
  • пробивка проемов в перекрытиях и в стенах убежища или вырезание отверстий в защитных дверях;
  • дробление крупных глыб, резка и рубка арматуры, разрезание длинномерных металлических конструкций и др.

Наиболее распространенными способами Д.п. из завалов являются:

  • разборка завала;
  • устройство лаза в завале;
  • устройство галереи в грунте под завалом;
  • устройство прохода и проема в блокированное помещение;
  • деблокирование пострадавших, находящихся на верхних уровнях разрушенных зданий.

Разборка завала может выполняться по двум основным технологическим вариантам:

1) способом частичной или полной разборки завала сверху или в направлении обнаруженных пострадавших;

2) способом отрывки приямка у наружной стены здания с последующей пробивкой проема.

Общей особенностью обоих вариантов является необходимость предотвращения смещения элементов завала и сохранение их в положении устойчивого равновесия. Разборка завалов осуществляется только в тех случаях, когда пострадавшие находятся близко от поверхности завала, а также когда проходка галереи сопряжена с большой затратой времени. Разборка завала должна производиться с соблюдением мер предосторожности, т.к. при нарушении связей между обломками возможно самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всей массы завала, что грозит опасностью как для спасателей, так и для спасаемых. В связи с этим при разборке не допускается извлекать из завала рывком крупные элементы, раскачивать их и ударять по элементам завала в местах разборки. Для производства работ по разборке завала и извлечению тяжелых обломков применяются лебедки, гидравлический инструмент, домкраты, а для разрушения конструкций и пробивки отверстий - пневматические или электрические отбойные молотки, бетоноломы и др. средства.

Спасательные работы при эвакуации пострадавших, находящихся на верхних этажах зданий и сооружений с разрушенными и поврежденными лестничными клетками, сводятся в основном к оборудованию временных путей эвакуации – изготовлению и установке подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов, устройству проемов и переходов в соседние помещения и секции, в которых сохранились лестницы. Для эвакуации людей может также использоваться специальная техника, имеющаяся на оснащении спасательных формирований (вышковые машины, механические лестницы и т.д.). Кроме того, могут использоваться сохранившиеся стационарные пожарные лестницы, спасательные веревки, люки, трапеции и др. спасательные приспособления.

При эвакуации пострадавших из горящих зданий и сооружений необходимо иметь увлажненные простыни, полотенца, одеяла, плащ-палатки, брезент или одежду для защиты пострадавших от огня.

По соответствующим технологиям производится деблокирование пострадавших из затопленных зданий и сооружений, с верхних этажей высотных сооружений, из транспортных средств, из лавинных выносов и др. объектов.

Источники: Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений. – М., 1994; Технология и технические средства ведения поисково-спасательных и аварийно-восстановительных работ. Одинцов Л.Г., Парамонов В.В. –М., 2004; Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Пряхин В.Н., Попов В.Я. –М., 1997.

Число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных про­исшествиях (ДТП) по Российской Федерации превышает суммар­ное количество погибших и пострадавших во всех остальных, вмес­те взятых, чрезвычайных ситуациях (ЧС). По сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП (в относительных единицах на 10 тыс. транспортных средств) у нас в

несколько раз превышает аналогичные показатели других стран. Значительная часть из пострадавших погибает от несвоевременности оказания им помощи. Это вызвано длительностью промежутка времени между возникновением происшествия, оповещением о пострадавших в нем людях в соответствующие службы (ГПБДД, ПСС, медицинские уч­реждения) и прибытием спасателей и медицинского персонала на место ДТП. Как показал опыт ликвидации последствий ДТП, сред­ние сроки прохождения сообщения о происшествиях ДТП в городах составляют от 10 мин до 1 ч, а в сельской местности - от 1,5 ч и более. Кроме этого, экстренная медицинская помощь не всегда бывает на соответствующем уровне из-за отсутствия современных медицин­ских средств и специального медицинского оснащения. В результа­те погибают около 70 % пострадавших, которые могли бы быть спасены при своевременном и профессиональном оказании им помо­щи. Это обусловливает актуальность повышения эффективности АСР при ликвидации последствий ДТП.

По характеру ДТП подразделяются на две основные группы:

Столкновения, опрокидывания автомобилей и наезды;

ДТП, осложненные дополнительными поражающими фактора­ми (ДТП на железнодорожных переездах, падение автомобилей с крутых склонов и в воду, ДТП при перевозке опасных грузов, при пожарах и др.).

На столкновения, опрокидывания автомобилей и наезды при­ходится более 90 % от общего количества ДТП, а число постра­давших и погибших в ДТП этих типов намного превышает сум­марное число погибших и пострадавших во всех остальных чрез­вычайных ситуациях различного характера, вместе взятых. Это обусловливает актуальность выбора рациональной технологии ликвидации последствий данного вида ДТП.

Спасение пострадавших при столкновениях, опрокидываниях автомобилей и наездах заключается в деблокировании пострадавших, извлечении из поврежденных автомобилей и оказании им пер­вой медицинской помощи. Необходимым условием эффективности спасательных работ является максимальная разборка поврежденно­го автомобиля для обеспечения доступа к пострадавшему, т. е. осво­бождение вокруг него пространства, необходимого для оказания пер­вой медицинской помощи, фиксация пострадавшего без его допол­нительного перемещения и извлечения пострадавшего из автомобиля. При этом и для легкового и для грузового автомобилей выполняют­ся следующие основные операции :

1. Организация зоны оцепления - обозначение ее светоотражаю­щими конусами или мигающими фонарями.

1.1. Установка огнетушителя вблизи рабочей зоны в удобном месте.

1.2. Стабилизация поврежденного автомобиля.

2. Отключение аккумулятора.

3. Отключение несработавших систем воздушных подушек и рем­ней безопасности.

4. Обеспечение защиты пострадавшего от осколков (стекла, пла­стика и т.п.), обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов.

5. Снятие остаточного напряжения в деформированном кузо­ве аварийного автомобиля путем перекусывания одной из стоек или силового элемента кузова с таким расчетом, чтобы переме­щения, вызванные перекусом, были направлены в сторону уменьшения зажатия пострадавшего, т. е. первый кус делается со сто­роны удара.

6. Деблокирование пострадавшего.

7. Оказание пострадавшему первой медицинской помощи.

8. Фиксация пострадавшего.

9. Извлечение пострадавшего из поврежденного автомобиля.

Для устранения раскачивания поврежденного автомобиля (сдви­га, перевертывания) его стабилизируют, для этого используются спе­циальные приспособления или средства технического осна­щения (домкраты, пневматические подушки и т. п.).

Раскачивание поврежденного легкового или грузового автомо­биля, расположенного горизонтально на колесах, устраняют, выпуская из них воздух, например, путем срезания ниппеля шины или ус­тановки двух колодок под колеса.

Остаточные напряжения в деформированном кузове аварийного автомобиля снимают путем перекусывания стойки или другого силового элемента кузова, который выбирается в зависимости от ха­рактера повреждения автомобиля, степени деформации узлов кузо­ва, направления удара и других факторов. При этом перемещения элементов кузова при снятии напряжения должны быть направлены в сторону, раскрывающую зажатие пострадавшего.

Перед перекусыванием выбранного узла необходимо проанали­зировать характер возможных перемещений и исключить опасность дополнительного зажатия пострадавшего. После снятия остаточно­го напряжения при необходимости выполняется повторная стабили­зация автомобиля.

Аккумулятор отключают во избежание загорания и непроизволь­ного срабатывания некоторых систем автомобиля. Системы воздуш­ных подушек и ремней безопасности отключают для предотвраще­ния дополнительного травмирования пострадавших при

внезап­ном срабатывании этих систем. При этом воздушные подушки и пиротехнические системы ремней безопасности отсоединяют, пе­рекусывая провода аккумулятора или автономного для данной сис­темы источника питания. При наличии в автомобиле механической системы ремней безопасности разрезают ремень безопасности (за исключением случая опрокидывания).

Для защиты пострадавшего от осколков (стекла, пластмассы и т. п.), отлетающих при разборке поврежденного автомобиля, применяется плотная прозрачная пленка, позволяющая поддерживать визуальный контакт между пострадавшим и спасателем. Порядок удаления стекла зависит от его вида, а также способа крепления к кузову автомобиля. Многослойное стекло, прочно прикрепленное к кузову, удаляется с помощью специальных инструмен­тов, а при их отсутствии - с помощью молотка и гидравлического разжима. Стекло, прикрепленное резиновой или пластмассовой лен­той, удаляют с использованием присоса с рукояткой. Для этого предва­рительно режется лента. Стекла боковых окон удаляются с помощью специальных инструментов или молотка и гидравлического разжима.

Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм пострадавших (табл. 4.1).

На рисунках 3 - 7 показано выполнение основных операций деблоки­рования пострадавших в легковом автомобиле, на рисунках 8-10 - в грузовом.

Таблица 4.1 Типовые правила реагирования при различных видах ДТП.

№ п/п Вид ДТП Типовые повреждения ТС Типовые травмы пострадавших
Лобовое столкновение Деформация перед­ней (лобовой) части ТС, заклинивание дверей, разбивание стекол; смещение двигателя под салон, подъем пола
Каса­тельное столкновение Деформация сопри­касающихся боко­вых частей ТС Травмы живота, грудной клетки, лица, переломы ребер, резано-колотые, рваные раны
Боковое столкновение Деформация боко­вых частей ТС, заклинивание дверей, разбивание стекол, деформация крыши вниз, пола - вверх Шейно-позвоночные и че­репно-мозговые травмы, травмы нижних конечно­стей, голени, таза, бедер, живота, лица, переломы ре­бер, резано-колотые раны
Опроки­дывание Значительная де­формация корпуса, крыши, нарушение целости стекол, раз­лив топлива Шейно-позвоночные и че­репно-мозговые травмы, травмы позвоночника, ре­зано-колотые раны
Наезд Деформация перед­ней части автомоби­ля, повреждение ло­бового стекла; сме­щение двигателя под салон Шейно-позвоночные и че­репно-мозговые травмы, травмы живота, грудной клетки, лица, нижних конечностей, резано-колотые раны

Для обеспечения доступа к пострадавшему крыша легкового ав­томобиля удаляется или отгибается назад. Для этого гидравличе­ским резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек.

При втором варианте гидравлическим резаком перекусываются передние и боковые стойки автомобиля, надкусывается боковая по­верхность крыши (рис. 3, а) и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима (спредера) с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки).

В случае если передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или лобовое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед. Для этого гидрав­лическим резаком перекусываются задние и боковые стойки, надку­сывается боковая поверхность крыши (рис. 3, б) и с помощью гид­равлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

В случае если автомобиль получил боковой удар и перевернул­ся набок или если отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается сбоку. Для этого гидрав­лическим резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стой­ки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши (рис. 3, в), затем с использованием гидравли­ческого силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отги­бается крыша.

Рис. 3. Места кузова автомобиля, перекусываемые при отгибе крыши: а - назад; б - вперед; в – сбоку.

Рис. 4. Разжим (деформирование) наружных панелей двери для образова­ния щелей в районе замка и петель.

Для частичного доступа к грудной клетке и тазу пострадавшего вскрываются двери со сто­роны замка. Предварительно в окно двери встав­ляется гидравлический разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и шарниров (рис. 4). Щели можно также созда­вать путем сжимания двери в районе окна или пе­реднего крыла автомобиля в районе стыка с две­рью. Далее гидравлическим резаком полностью удаляется крыша и с помощью гидравлическо­го разжима вскрывается дверь со стороны зам­ка (рис. 5, а) или со стороны шарниров (рис. 5, б). После этого дверь можно удалять.

Рис. 5. Вскрытие передней двери: а - со стороны замка; б - со стороны шарниров.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и час­тичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя часть легкового автомобиля выталкивается. Для этого с использова­нием гидравлического резака перерезают передние стойки или пол­ностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. После этого с при­менением гидравлического силового цилиндра выталкивают пере­днюю часть автомобиля со стороны пострадавшего (рис. 6). Выталки­вать можно также с помощью гидравлического разжима, установ­ленного в центре автомобиля между приборной панелью («торпедой») и туннелем коробки переключения передач.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и ниж­ним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло легкового автомобиля. Для этого гидравлическим резаком перереза­ют передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. Гидравлическими ножницами выре­зают часть переднего крыла автомобиля (рис. 7, а).В целях уст­ранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, одновременно гидравлическим домкратом отжимают (выталкивают) приборную панель.

Рис. 6. Выталкивание пе­редней части автомобиля.

Для освобождения пространства, не­обходимого при извлечении пострадавше­го, боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с исполь­зованием гидравлического резака полно­стью удаляется крыша. Затем гидравли­ческим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гид­равлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору боковой стойки и переднюю дверь (рис. 7, б), а также разреза­ют и удаляют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис. 7, в).

Рис. 7. Схемы резки:

а - переднего крыла; б - опоры боковой стойки; в - спинки переднего сиденья;

Необходимо разбирать транспортное средство до возможности эвакуации пострадавшего из зоны аварии. Внимание! Три основных правила спасения:

  • 1. Никогда не извлекайте пострадавшего из ТС до оказания ему первой медицинской помощи при травмах и стабилизации* его состояния.
  • 2. Разбирайте ТС вокруг пострадавшего, а не вытаскивайте пострадавшего из поврежденного ТС.
  • 3. Пострадавший после извлечения должен находиться в таком же или лучшем, чем до начала спасательных работ, состоянии.

Отклонение от этих правил возможно лишь при угрозе для жизни пострадавшего или спасателей.

При деблокировании пострадавшего необходимо провести следующие операции, поддерживая визуальный контакт с пострадавшим:

  • отключить аккумуляторы, за стабилизировать поврежденный автомобиль с помощью специальных приспособлений и/или средств технического оснащения (домкратов, пневматических подушек, цепей, тросов) или других подручных средств (запасного колеса, каменных обломков и т.п.), из колес автомобиля, стоящего на них, выпустить воздух выкручиванием, срезанием ниппелей, протеканием шин,
  • снять остаточное напряжение в деформированном кузове аварийного автомобиля «перекусыванием» одной из стоек или силового элемента кузова, рассчитав возможное перемещение фрагментов аварийного ТС, отключить не сработавшие воздушные подушки и ремни безопасности,
  • обеспечить защиту пострадавшего от осколков стекла, пластика, обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов,
  • создать свободное пространство вокруг пострадавшего (удалив лобовое, заднее или боковое стекло, крышу, двери, передние крылья; вытолкнув переднюю часть автомобиля, удалив боковую стенку; отогнув руль и рулевую колонку), оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, зафиксировать пострадавшего без дополнительного передвижения,

Удаление стекол. Многослойное стекло, прочно прикрепленное к кузову, удалять с помощью специального пробойника, а при его отсутствии - молотком и пассатижами (гидравлическим разжимом); стекло, прикрепленное резиновой или пластмассовой лентой, - с использованием присоса (вантуза) с рукояткой, предварительно разрезав ленту; стекла боковых окон - с помощью специального пробойника или молотка и пассатижей (гидравлического разжима).

Подвижное стекло, прикрепленное к кузову автомобиля на шарнирах, необходимо обклеить клейкой лентой («скотчем») и удалить как одно целое. Осколки стекла убрать или накрыть чехлом из плотного материала.

Для отгибания крыши с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную «перекусить» гидравлическим резаком передние и боковые стойки корпуса автомобиля; «надкусить» боковую поверхность крыши.

Если передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем, крышу легкового автомобиля отгибают вперед.

Если автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается сбоку.

Для вскрытия двери легкового автомобиля со стороны замка необходимо:

  • вставить в окно двери гидравлический разжим, разжать наружные панели двери до образования щелей в районе замка и шарниров; щели можно также создать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью,
  • *вскрыть дверь со стороны замка или со стороны шарниров гидравлическим разжимом и удалить ее.

С целью обеспечения доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего следует вытолкнуть переднюю часть легкового автомобиля. Для этого:

перерезать гидравлическим резаком передние и средние стойки, отогнуть или полностью удалить крышу,

вскрыть и удалить дверь гидравлическим разжимом,

*вытолкнуть переднюю часть автомобиля со стороны пострадавшего гидравлическим силовым цилиндром.

Выталкивать переднюю часть автомобиля можно так же с помощью гидравлического разжима, установленного в центре автомобиля между приборной панелью и туннелем коробки переключения передач,а также используя разжим как промежуточную опору для гидроцилиндра.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего надо вскрыть переднее крыло легкового автомобиля. Для этого:

перерезать передние стойки гидравлическим резаком или полностью удалить крышу,

взрезать часть переднего крыла автомобиля гидравлическим резаком,

одновременно отжать (вытолкнуть) гидравлическим домкратом приборную панель.

Для создания пространства, необходимого при эвакуации пострадавшего, удалить полностью боковую стенку легкового автомобиля. Для этого:

полностью удалить крышу гидравлическим резаком,

вскрыть дверь со стороны шарниров гидравлическим разжимом и удалить ее,

разрезать гидравлическим резаком и удалить опору боковой стойки и заднюю дверь,

разрезать и удалить заднее сиденье и спинки передних кресел.

Для освобождения пространства при извлечении пострадавшего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, необходимо:

приподнять автомобиль пневматическими подушка ми низкого давления или домкратами,

вскрыть гидравлическим разжимом переднюю дверь, удалить крышу, опору боковой стойки с задней дверью и спинку переднего сиденья гидравлическим резаком.

Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, Тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовом автомобиле удалить дверь кабины. Для этого необходимо вскрыть ее разжимом со стороны шарниров.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке пострадавшего крышу кабины грузового автомобиля отгибают назад. Для этого:

вскрывают гидравлическим разжимом дверь со стороны шарниров и удаляют ее,

«перекусывают» гидравлическим резаком передние и боковые и, частично, задние стойки кабины.

Чтобы обеспечить полный доступ к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего, необходимо:

1) вытолкнуть переднюю часть кабины грузового автомобиля; для этого:

перекусить передние стойки гидравлическим резаком,

отогнуть назад крышу и вытолкнуть переднюю часть кабины гидравлическим силовым цилиндром

или разжимом с цепями,

при использовании для выталкивания разжим цепи закрепить за отгибаемый узел и за раму (передний мост) автомобиля,

2)рулевую колонку грузового автомобиля отогнуть перед с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями, для чего:

вскрыть дверь гидравлическим разжимом со стороны шарниров и удалить ее,

перекусить гидравлическим резаком переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего.

Одновременно с оказанием медицинской помощи пострадавшему следует продолжать дальнейшую разборку автомобиля с целью освобождения пространства, необходимого для фиксации поврежденных частей тела пострадавшего (головы, шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, верхних и нижних конечностей и т.п.) и его эвакуации.

Для фиксации частей тела пострадавшего необходимы медицинские корсеты и шины.

При эвакуации пострадавшего из аварийного ТС следует:

осторожно повернуть тело пострадавшего (как одно целое) и уложить на жесткие носилки (доску),

прикрепить тело и нижние конечности пострадавшего к носилкам ремнями (пластырем),

эвакуировать пострадавшего из поврежденного автомобиля.

Для эвакуации пострадавшего из-под автомобиля приподнять автомобиль с помощью автокрана, лебедки, гидравлических или ручных домкратов, разжимов и силовых цилиндров, пневматических подушек. При деблокировании пострадавшего из-под грузового автомобиля иногда необходимо прорыть подкоп в грунте.

После эвакуации пострадавшего из аварийного ТС его транспортируют для оказания первой врачебной помощи (или в пункт идентификации личности). При отсутствии бригады «Скорой помощи» пострадавшего доставляют в лечебное учреждение в транспорте ПСФ.

Деблокирование пострадавших при проведении ПСР в условиях разрушения зданий представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для
обеспечения доступа к пострадавшим, высвобождения их из-под обломков строительных конструкций и замкнутых помещений, организации путей их эвакуации из мест блокирования.

В зависимости от местоположения пострадавших работы по деблокированию разделяются на три основных вида по технологическим особенностям выполнения:

Деблокирование пострадавших, находящихся под обломками строительных конструкций;

Деблокирование пострадавших из замкнутых помещений;

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий.

2. Жизнеобеспечение пострадавшего в ЧС населения: определение, виды и их основное содержание, порядок планирования, организации и осуществления

В условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) значительная часть населения нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встаёт задача его жизнеобеспечения.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов РСЧС на всех уровнях. Целью жизнеобеспечения населения является удовлетворение физиологических, материальных и духовных потребностей населения в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными нормами.

Жизнеобеспечение в чрезвычайных ситуациях – это совокупность взаимо-увязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утверждённым в установленном порядке (ГОСТ Р 22.3.05 – 96).

К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся:

Обеспечение водой;

Обеспечение продуктами питания;

Обеспечение предметами первой необходимости;

Обеспечение жильём;

Обеспечение медицинскими услугами и средствами;

Обеспечение коммунально- бытовыми услугами;

Транспортное обеспечение;

Информационное обеспечение.

Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, её масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов (в т.ч. от реальных возможностей осуществления конкретных услуг).

Билет 10.

1. 19. Управление силами РСЧС при ликвидации ЧС: определение, содержание, основа управления, система управления, способы управления

Управление - это целенаправленное, систематическое воздействие на коллективы людей и отдельного человека в процессе их совместной деятельности.

Управление силами РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководителей и органов управления по поддержанию в постоянной готовности сил, подготовки их к действиям и руководству при выполнении поставленных задач.

Управление силами РСЧС осуществляется во всех режимах их функционирования. Управление силами РСЧС включает:

Организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и повышению готовности сил РСЧС

Восстановление способности сил РСЧС

Принятие решения

Постановку и доведение задач до подчиненных сил

Планирование действий

Организацию поддержания взаимодействия

Организацию и проведение МП по всестороннему обеспечению (специальное, тыловое, техническое)

Организацию управления

Подготовку личного состава к действиям по ЛЧС

Организацию контроля и помощи

Для создания доступа к пострадавшему при наличии у него тяжелых травм и для максимально щадящей эвакуации его из аварийного ТС производится демонтаж элементов конструкции кузова, что создает дополнительное, свободное пространство.

Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм пострадавших. На рис. 8-13 показано выполнение основных операций по деблокированию пострадавших в легковом автомобиле, а на рис. 14, 15 - в грузовом.

Для защиты пострадавшего в процессе разборки кузова следует применять накидки из плотной ткани, а в холодное время года - шерстяные одеяла.

Обеспечение доступа к пострадавшему осуществляется путем удаления или отгиба крыши легкового автомобиля.

С этой целью гидравлическим резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек. После удаления крыши производится защита острых углов и кромок с помощью защитных чехлов на острые кромки и брезентового материала (рис. 8).

Рис. 8.

При отгибе гидравлическим резаком перекусываются передние и боковые стойки автомобиля, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 9а), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки).

В случае, когда передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или ветровое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед.

Для этого гидравлическим резаком перекусываются задние и боковые стойки, надкусывается боковая поверхность крыши (рис.9б), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

При этом, когда автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или когда отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается вбок.

Для этого гидравлическим резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стойки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши (рис. 9в), затем с использованием гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

Рис. 9.

а) назад; б) вперед; в) вбок.

Частичный доступ к грудной клетке и тазу пострадавшего достигается путем вскрытия двери со стороны замка. Предварительно в окно двери вставляется гидравлический разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и петель (рис. 10).

Рис. 10.

Щели можно также создавать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью. Далее гидравлическим резаком полностью удаляется крыша и с помощью гидравлического разжима вскрывается дверь со стороны замка (рис. 11а) или со стороны петель (рис. 11б). После этого дверь можно удалять.

Рис. 11. Вскрытие передней двери: а) со стороны замка; б) со стороны петель.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя панель легкового автомобиля сдвигается. Для этого с использованием гидравлического резака перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу.

Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. После этого с применением гидравлического силового цилиндра сдвигают переднюю панель автомобиля со стороны пострадавшего (рис. 12).

Рис. 12.

Сдвиг можно осуществлять также с помощью гидравлического разжима, установленного по оси автомобиля между приборной панелью и туннелем коробки переключения передач.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло легкового автомобиля. Для этого гидравлическим резаком перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. Гидравлическими ножницами вырезают часть переднего крыла автомобиля (рис.13а).

В целях устранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, гидравлическим домкратом сдвигают приборную панель для освобождения пространства, необходимого при извлечении пострадавшего, боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с использованием гидравлического резака полностью удаляется крыша.

Затем гидравлическим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гидравлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору средней стойки и переднюю дверь (рис. 13б), а также разрезают и удаляют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис. 13в).

Рис. 13. Схема резки: а) переднего крыла; б) спинки переднего сидения; в) опоры средней стойки; г) опоры средней стойки и спинки переднего сидения перевернутого автомобиля.

Для освобождения пространства при извлечении пострадавшего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, с помощью пневматических подушек низкого давления автомобиль фиксируют. Далее гидравлическим разжимом вскрывают заднюю дверь и сидения, подводят под спину пострадавшего щит и фиксируют его. Затем вскрывают переднюю дверь и освобождают ноги, фиксируя их тоже к щиту, и перекусывают среднюю стойку.

Затем с помощью резака удаляют крышу, опору боковой стойки с задней дверью и спинку переднего сиденья (рис.13г).

Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовом автомобиле удаляют дверь кабины. Для этого вскрывают со стороны петель и с помощью гидравлического разжима удаляют дверь (рис.14).

Рис. 14.

Полный доступ к грудной клетке пострадавшего обеспечивается путем отгибания назад крыши кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом вскрывается со стороны замков и удаляется дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают полностью передние, боковые и частично задние стойки кабины (рис.15).

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего сдвигают переднюю панель кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом со стороны замков вскрывают и удаляют дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают передние стойки.

После этого гидравлическим силовым цилиндром или разжимом с цепями крышу отгибают назад и сдвигают переднюю панель кабины.

При использовании разжима для сдвига цепи закрепляют за отгибаемый узел или руль и за раму (передний мост) автомобиля.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке и тазу, частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего руль и рулевую колонку грузового автомобиля отгибают вперед. Для этого с использованием гидравлического разжима вскрывают со стороны замков и удаляют дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего. После этого с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями отгибают руль и рулевую колонку вперед.

После демонтажа элементов кузова все острые кромки должны быть защищены специальными защитными средствами (накидками, конусами из плотного материала).