Приказом Минтрудасоцзащиты РФ № 367н от 5 июня 2014 г. введены в действие «Правила по охране труда на судах морского и речного флота».
Данные правила не распространяются на суда, занятые рыбным или аналогичным промыслами, а также на военные корабли и вспомогательные суда ВМФ. Для рыбопромыслового флота действуют «Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР» (утверждены Приказом Минрыбхоза СССР № 476 от 26.12.1990 г.). В части обеспечения живучести судна для судов рыбопромыслового флота можно также руководствоваться «Уставом службы на судах флота рыбной промышленности» (Приказ Роскомрыболовства № 140 от 11.10.1995 г.).
Более подробно об охране труда в пищевой и рыбной промышленности, включая особенности охраны труда и правила безопасности при работе на флоте можно прочесть в статье «Охрана труда в пищевой и рыбной промышленности» (нажмите для перехода по ссылке) .
Правила содержат требования ко всем работам, проводимым на судне всеми службами, включая требования по ОТ при проведении пассажирских операций, требования охраны труда при работах на специализированных судах (танкер, газовоз, химовоз, контейнеровоз, паром, суда портофлота, некоторые другие типы судов). Также целый раздел посвящен проектируемым, реконструируемым и вновь строящимся судам.
Новые Правила не отменяют «Правила техники безопасности на судах морского флота (РД 31.81.10-91 — в ред. извещения по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)».
Некоторые положения Правил (организация охраны труда на судах).
Что должно быть на судне (перечень необходимых документов).
1) нормативно-техническая документация по охране труда;
2) учетно-отчетная документация: журнал учета осмотров и испытаний переносного электрооборудования, журнал осмотров и испытаний электросварочного и газосварочного оборудования;
3) документы контролирующих надзорных органов: сертификаты на штормтрапы, акты испытаний штормтрапов, предохранительных поясов и страховочных концов, карты специальной оценки условий труда, сертификаты соответствия организации работ по охране труда;
4) документация по обучению вопросам охраны труда: журналы регистрации инструктажа по охране труда, удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний требований охраны труда, сертификат об окончании курсов по оказанию медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание медицинской помощи на судне.
На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).
Суда, совершающие международные рейсы, валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн должны иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.
Средства индивидуальной защиты.
За обеспечение членов экипажа СИЗ отвечает работник из комсостава, назначенное капитаном ответственным за организацию работ по ОТ на судне. Нормы выдачи СИЗ приведены в Межотраслевых правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н. Также следует руководствоваться «Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 г. N 357н, и нормами коллективного трудового договора.
Обучение членов экипажа.
Обучение по охране труда для членов экипажа организуется в полном соответствии с действующим законодательством РФ. В целом по организации (судоходной компании) за обучение отвечает работодатель (судовладелец), непосредственно на судне - капитан судна. Комсостав проходит обучение не реже одного раза в три года.
Обучение членов экипажа безопасным приемам и методам работы проводят руководители судовых служб, фиксируя это как инструктаж на рабочем месте.
Вводный инструктаж проводится комсоставом; для разового посещения - членом комсостава (руководителем соответствующей службы) или членом экипажа, сопровождающим посетителей и обеспечивающим их безопасность.
Стажировка проводится для всех рядовых членов судовой команды со стажем по профессии менее года, а также для членов экипажа, не работавших на данном типе оборудования, энергетической установки, по данной технологии, либо при изменении характера работы, или при перерыве более одного года. Длительность стажировки на рабочем месте установлена от двух до десяти смен. Если руководитель судовой службы считает целесообразным допустить работника к работе без стажировки - об этом делается запись в журнале инструктажа по охране труда. В этом случае руководитель берет под личный контроль работу такого члена экипажа в течение до десяти вахт.
Инструктаж по электробезопасности (в Правилах - «первичный инструктаж по вопросам электробезопасности на судне») проводится электромехаником. Если в штатном расписании отсутствует такая единица - инструктаж проводит старший (главный) механик, или лицо, его замещающее.
Работы повышенной опасности
Любые работы вообще выполняются только с разрешения руководителя работ. Работы повышенной опасности требуют получения разрешения на проведение.
Перечень работ (неполный), требующий получения разрешения на проведение:
1) выполняемые на высоте и за бортом;
2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;
3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;
4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.
Разрешение выдается в письменном виде и содержит следующие сведения:
1) наименование работы
2) ФИО и должность руководителя работы
3) время действия разрешения, сведения о проведении целевого инструктажа
4) сведения об осмотре оборудования (инструментов, приспособлений)
5) сведения об обеспечении СИЗ
6) ФИО и должность страхующего
7) сведения об оповещении вахтовой службы о работе
8) сведения о согласовании и проверке системы связи руководителя работы и исполнителя работы.
В соответствии с приложением к Правилам (Перечень условных сигналов для работающих в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях):

  1. Одно подергивание или один удар (от страхующего) - «Как самочувствие?»
  2. Одно подергивание или один удар (от работающего) - «Чувствую себя хорошо»
  3. Два подергивания или два удара (от работающего) - «Мало воздуха»
  4. Три подергивания или три удара (от страхующего) - «Выходи»
  5. Три подергивания или три удара (от работающего) - «Выхожу»
  6. Частые подергивания (более трех раз) или удары (от работающего) - «Самостоятельно выйти не могу».

Подготовлено «Область на островах»

Охрана труда на морском транспорте



1. Основные законодательные акты по охране труда

Обучение и проверка знаний по охране труда

Понятие производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Работы повышенной опасности

Основы электробезопасности

Основы гигиены труда

Защита от вредных воздействий производственной пыли и токсичных веществ

Защита от шума и вибрации

Освещенность судовых помещений

Литература

охрана труд травматизм защита


Основные законодательные акты по охране труда


Основными законодательными актами по охране труда являются:

Национальные документы:

Конституция Украины;

Закон Украины "Про охорону праці";

Закон Украины "Про загальнообов"язкове державне соціальне страхування від нещасного випадку на виробництві та професійного захворювання, які спричинили втрату працездатності";

Закон Украины " Про пожежну безпеку";

Закон Украины " Про використання ядерної енергії та радіаційну безпеку";

Закон Украины " Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення".

Международные документы:

1.Международный Кодекс безопасного обслуживания судов. International Safety Management-Code (ISM- Code) ;

2.Контрольные листы (Сheck Lists) на проведение опасных работ на судне - разработаны в компаниях на основе требований Международных конвенций и ISM- Code.

На базе этих документов издаются специальные правила и нормы охраны труда, в которых изложены конкретные требования по повышению безопасности и улучшению условий труда.

В современную систему правовых норм охраны труда входят:

правила и нормы, регулирующие взаимоотношения администрации и профорганизации в области охраны труда;

правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и охраны внешней среды с учетом обеспечения индивидуальной защиты работающих от производственных вредностей;

правила, регулирующие планирование и организацию охраны труда;

нормы, определяющие уровень ответственности должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.


2. Обучение и проверка знаний по охране труда


Трудовое законодательство обязывает администрацию предприятий проводить инструктаж и регулярное обучение работающих безопасным приемам работы. Ответственность за своевременное проведение инструктажей, обучение экипажей судов и за допуск их к самостоятельной работе возлагается на старших помощников капитанов и старших механиков судов. Производятся инструктажи и обучение следующих основных видов:

вводный инструктаж (вступительный) - производится со всеми направляемыми на работу на судно (в том числе и с практикантами при прохождении плавпрактики). Инструктаж проводится специалистом по охране труда предприятия (судовладельца), как правило, в кабинете охраны труда;

первичный - непосредственно по прибытии на судно;

повторный - не реже 2 раз в году, а для работающих с повышенной опасностью - каждые 6 месяцев;

внеплановый - проводится после аварий или несчастных случаев;

целевой - перед выполнением работ, на которые необходимо оформлять наряд-допуск.

первичный, повторный, внеплановый, целевой проводит непосредственно руководитель работ (старший помощник капитана или старший механик или электромеханик для экипажей судов, перевозящих опасные и вредные грузы.).

Не прошедший инструктаж к самостоятельной работе не допускается.

На судах иностранных компаний государств-членов ИМО в первый день прибытия на судно старший помощник капитана проводит с прибывшим членом экипажа занятия по общим вопросам техники безопасности. Инструктаж по вопросам охраны жизни на море и предотвращения загрязнения должен регистрироваться в специальном журнале.

На рабочем месте с мотористом проводится инструктаж (Checklist No1. 08 Bridge Familiarzation). Оригинал документа остается на судне, а копия отправляется в компанию.


Понятие производственного травматизма и професиональных заболеваний


Производственной называется травма, полученная человеком в процессе труда в результате воздействия на него опасного производственного фактора и несоблюдения требований безопасности труда.

В зависимости от обстоятельств и обстановки, при которых получена травма, несчастные случаи квалифицируются как производственные несчастные случаи; несчастные случаи, связанные с работой, и бытовые несчастные случаи, т.е. не связанные с работой.

Травма может привести к временной или полной утрате трудоспособности или даже к смерти пострадавшего. В зависимости от количества пострадавших различают одиночные и групповые несчастные случаи.

Профессиональным называют заболевание, вызванное систематическим или длительным воздействием на человека вредных производственных факторов (шум, вибрация, действие токсичных веществ, электромагнитное и ионизирующее излучения и т. д.).


Ответственность за нарушение законодательства об охране труда


Анализ производственного травматизма на флоте показывает, что основными причинами травматизма являются организационные:

неудовлетворительная организация работ;

некачественное проведение обучения и проверки знаний по охране труда;

непрофессионализм и неподготовленность моряка к работе на судах;

слабый надзор за исправностью оборудования и безопасностью работ;

нарушение трудового законодательства (злоупотребление сверхурочными работами);

отсутствие должного надзора за применением спецодежды и индивидуальных средств защиты;

низкая трудовая дисциплина.

В связи со сложностью и опасностью длительных морских плаваний трудовая дисциплина на судах непосредственно связана с травматизмом. Употребление спиртных напитков, лихачество, неосторожность, применение заведомо опасных приемов работы, выполнение непорученной работы - все это является грубым нарушением трудовой дисциплины.


Общие требования безопасности


Моторист должен знать о возможном контакте с вредными и опасными производственными факторами:

при работе в машинно-котельном отделении (МКО) - это шум, вибрация от работающих механизмов, повышенное содержание вредных веществ в воздухе из-за испарения топлива, масел, продуктов сгорания, повышенная температура от нагретых поверхностей механизмов и оборудования;

при работах в замкнутых пространствах (топливных, балластных и др.танках) может иметь место недостаток кислорода, испарения нефтепродуктов;

при палубных работах на открытом воздухе неблагоприятные метеофакторы, острые кромки, заусеницы, движущиеся механизмы, подвижные части производственного оборудования;

при ремонтных работах - шум, локальная вибрация, пыль, острые кромки, заусеницы; при сварочных работах - слепящее воздействие сварочной дуги, а также вредные вещества в воздухе рабочей зоны и возможность поражения электрическим током.

При выполнении порученной работы моторист не должен покидать свое рабочее место без разрешения руководителя или принимать участие в работах ему не порученных. Во время работы не разрешается курить и принимать пищу.

При использовании оборудования бытового назначения моторист обязан выполнять требования инструкции по его эксплуатации.

При нахождении на судне запрещается:

Распивать спиртные напитки и являться на судно в состоянии алкогольного опьянения;

спускаться или входить в трюма и отсеки судна без разрешения администрации и без сообщения об этом вахтенному помощнику капитана;

входить в неосвещенные трюма и другие судовые помещения;

снимать, переставлять ограждения, знаки и другие устройства, обеспечивающие безопасность работ:

работать неисправным инструментом и на неисправном оборудовании, при обнаружении, при обнаружении неисправности механизма его надо немедленно восстановить;

самостоятельно производить ремонт електрооборудования;

становиться или садиться на комингсы открытых трюмов, фальшборт, ограждения, кнехты, прыгать с борта судна на причал, другие суда или в воду;

находиться в местах производства судовых работ лицам не участвующих в работах;

курить пользоваться открытым огнем и бытовыми электронагревательными приборами, за исключением специально выделенным мест;

выбрасывать за борт что-либо. Особенно горящие или тлеющие предметы (окурки и др.);

использовать бензин, спирт и др. огнеопасные материалы для протирания палубы, переборок и др. поверхностей. Пролитые бензин или другие нефтепродукты должны быть немедленно убраны;

использовать каустическую соду, антидепон и другие едкие вещества при мойке палуб и переборок;

купаться с судов, шлюпок, плотов на акваториях портов и судоремонтных заводов;

передвигаться по судовым трапам не держась за поручни и в обуви без задников или в колодках;

высовываться в иллюминатор во время швартовных операциях, оставлять открытыми иллюминаторы при уходе из помещения.

Моторист должен:

Знать правила оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях и уметь ее оказывать;

знать инструкции по эксплуатации механизмов и оборудования;

обо всех замеченных неисправностях оборудования, устройств, а также при нарушениях на судне охраны труда немедленно сообщить руководителю работ или вахтенному механику

Невыполнение требований по охране труда рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.


6. Работы повышенной опасности


К работам повышенной опасностью на судах относятся:

работы за бортом судна (Out board work). Разрешается производить с люлек, беседок, плотов и рабочих шлюпок. Спуск людей на плот или на рабочую шлюпку, подъем с них на борт судна должны осуществляться по забортному трапу или по штормтрапу с применением предохранительного пояса со страховочным канатом под наблюдением руководителя работ. У места производства забортных работ должен находиться спасательный круг с линем. Перешвартовку плота или рабочей шлюпки с людьми можно производить только вручную, при этом люди должны сидеть на настиле плота или на банках шлюпки. Работающим на плоту или на рабочей шлюпке нельзя самостоятельно выполнять перешвартовку, а также снимать леерное ограждение плота. На работающем за бортом должен быть надет спасательный жилет и закреплен страховочный конец, длина которого должна быть не менее высоты надводного борта судна. Верхний конец страховочного линя необходимо закрепить за прочные части корпуса. У места выполнения забортных работ необходимо иметь спасательный круг с бросательным концом, длинойне менее 27,5 м.

Запрещается:

производство работ на высоте и за бортом во время хода судна, между бортами двух судов, между бортом судна и причалом;

спускать за борт, поднимать или переносить беседку с находящимся на ней человеком;

поднимать беседку на сращенном или соскакивающем с блока гордене, если блок горденя заедает;

подъем (спуск) людей на высоту с помощью лебедок;

спускать, поднимать плоты и рабочие шлюпки с людьми;

проворачивание главного двигателя. На пульте его управления вывешивается табличка: "Не включать! Работают люди".

работы на высоте (Top work). Должны производиться только в специально оборудованных беседках или люльках с леерным ограждением высотой 120 см. Перед началом работы гордень, на котором осуществляется подъем и крепление беседки к нему, должен быть испытаны на статическую нагрузку и нее должен иметь сплесей. На работающем на высоте должен быть предохранительный пояс со стропом (или карабином), с помощью которого он обязан перед началом работ прикрепиться к прочным конструкциям рангоута (корпуса судна. Страховочный конец предохранительного пояса должен иметь длину, при которой обеспечивается передвижение работающего в люльке. При выполнении работ вблизи радио- или радиолокационных антенн, судового тифона об этом должны быть предупреждены соответственно вахтенный помощник, вахтенный механик, а на пультах включения вывешены таблички: " Не включать! Работют люди". Запрещается работа на высокорасположенных местах на ходу судна, за исключением аварийных ситуаций, а также одновременное выполнение работы на двух высокорасположенных местах, если они находятся в одной вертикальной плоскости, т.е. друг над другом.

При выполнении работ за бортом и на высоте допускаются лица, имеющие квалификацию не ниже матроса 1 класса при опыте работы на судах не менее 1 года.. При этом должен назначаться наблюдающий за каждой беседкой, который обязан неотлучно находиться в местах крепления тросов, на которых поднимаются люльки или спускаются беседки за борт.. Ответственным за проведение работ на высоте и за бортом судна является старший механик или старший помощник в зависмости от вида работы.

Работа в закрытых помещениях или емкостях (Enclosed or confined space work). Может начинаться только после их тщательной вентиляции и анализа состава воздуха. Входящий должен иметь при себе индивидуальный портативный прибор для замеров содержания кислорода в воздухе, надеть каску, предохранительный пояс с лямками и страховочным канатом, второй конец которого должен находиться в руках у страхующего вне помещения. Один человек не должен входить в такое помещение, если за ним не наблюдает второе лицо, находящееся вне этого помещения (у входа в него). У страхующего должен быть комплект изолирующих средств защиты, позволяющий спускаться в помещение для оказания помощи, и медицинская аптечка.

Для освещения танков и цистерн применяется только низковольтное освещение со светильниками взрывобезопасного исполнения.

Работы с электрооборудованием под напряжением (Electrician work). Допускаются только в аварийных ситуациях и только электриком и электромехаником при условии, что предприняты все меры безопасности.

Огневые работы (Welding work) - это судовые работы, связанные с открытым огнем (сваркой и резкой металлов), производятся только для ремота судна и с письменного разрешения капитана судна под контролем старшего механика и вахтенной службы.

Работы в холодных и горячих помещениях и емкостях (Hot Work and Colde Work) Допускаются исключительно в аварийных ситуациях и только с разрешения старшего механика.

Огневые работы на борту судна при стоянке в порту допускаются только с разрешением капитана порта.

На все работы повышенной опасностью оформляются контрольные листы (Check-List) и соответствующие разрешения (Permission).


Выполнение работ в штормовых условиях


При получении штормового предупреждения на судне проводятся следующие мероприятия:

проверяется задраивание грузовых трюмов;

выбирается слабина крепления палубного груза, при необходимости он подкрепляется дополнительными найтовами;

проверяется крепление спасательных шлюпок, грузовых стрел, шкиперского камбузного и др. имущества;

якоря в клюзах берутся на дополнительные стопоры, палубные клюзыцементируются и закрываются крышками;

палубные люки, двери, иллюминаторы задраиваются;

трюмные вентиляторы разворачиваются по ветру и задраиваются чехлами;

проверяются штормовые портики, шпигаты для стока воды, обеспечиваются свободные проходы к мерительным и воздушным трубам, портикам и шпигатам;

по возможности устанавливается в диаметральной плоскости судна штормовой леер (стальной трос);

швартовные концы, не находящиеся на вьюшках, убираются в кладовые;

на верхней палубе протягиваются штормовые леера из растительного каната окружностью не менее 60мм, обеспечивающие безопасное передвижение людей.

В исключительных случаях или аварийных ситуациях и только с разрешения капитана могут проводиться палубные работы в штормовых условиях:

непосредственное руководство работами на месте обеспечивает лицо командного состава, имеющее стаж работы на флоте не менее трех лет;

перед выходом людей на палубу необходимо лечь на курс и изменить ход для уменьшения заливания палубы волнами, на мостике выставляется наблюдатель для предупреждения о подходе случайной крупной волны;

на работающих должны быть надеты спасательные жилеты и страховочные пояса;

в темное время суток места должны освещаться прожекторами, стационарными люстрами;

непосредственный руководитель свистком предупреждает работающих об опасности (один длинный свисток - приступить к работе, ряд коротких свистков - прекратить работу, укрыться);

перед каждым выходом на открытую палубу работающих с ними проводят инструктаж, проверяется знание сигналов, указываются ближайшие места для укрытия;

к работе на палубе допускаются наиболее квалифицированные лица;


Применение средств индивидуальной защиты


Одним из важных мероприятий для защиты работающих от не устраненных опасностей труда является применение средств индивидуальной защиты (СИЗ). К ним относятся: спецодежда, спецобувь, средства защиты органов человека от вредных производственных факторов и предохранительные приспособления. СИЗ применяются в тех случаях, когда безопасность труда не может быть обеспечена путем организации производства и использования соответствующих конструкций судового оборудования и средств коллективной защиты. Какие защитные средства необходимо использовать определяется характером выполняемых работы, а также метеорологическими условиями.


Рис.1 Средства индивидуальной защиты.


Основы электробезопасности


Соприкосновение человека с открытыми токоведущими частями, находящимися под напряжением, приводит к поражению электрическим током. Проходя через тело человека, электрический ток оказывает тепловое, электрическое и биологическое воздействия. Тепловое воздействие приводит к ожогам кожи и перегреву тела. Электирическое воздействие вызывает электролиз крови, что приводит к нарушению нормального функционирования организма. Биологическое воздействие проявляется в опасном возбуждении живых клеток и тканей, что приводит к прекращению деятельности органов дыхания и кровообращения.

Насыщенность современных судов электрооборудованием приводит к случаям попадания людей под напряжение.

Причем наиболее вероятным является соприкосновение человека не с двумя, а с одной фазой сети. Так как на судах применяются системы с изолированной нейтралью, то величина тока, проходящего через тело человека, будет зависеть не только от напряжения сети и сопротивления тела, но и от сопротивления току утечки через изоляцию на корпус, то есть от сопротивления изоляции. Поэтому поддержанию сопротивления изоляции на судне в пределах, обусловленных Правилами Регистра ПТЭСЭ, уделяется первоочередное внимание

Основными причинами электротравматизма на судах являются:

грубые нарушения Правил технической эксплуатации судового электрооборудования (ПТЭСЭ) и техники электробезопасности;

выполнение работ под напряжением без действительной необходимости в этом и при несоблюдении защитных мероприятий;

несовершенство конструкций электрифицированных механизмов (палубных устройств, машинного отделения и др.);

несовершенство конструкции светотехнических устройств и электроустановочной арматуры;

неисправность и несовершенство переносной арматуры и переносного инструмента;

отсутствие единообразия в выборе напряжений цепей управления пускорегулирующей аппаратуры;

неудовлетворительное состояние электрической изоляции сети,

отсутствие должного контроля за проводимыми работами с электрооборудованием;

несвоевременное устранение возникших неисправностей и повреждений электрооборудования;

формальное проведение инструктажа по безопасным приемам работы.

Использование электрической энергии на судах связано не только с опасностью поражения обслуживающего персонала электрическим током, но и с возможностью возникновения пожаров. В нормальных условиях тепловое действие тока нормировано, то есть нагрев проводников и токоведущих деталей в электрооборудовании рассчитывают таким образом, чтобы он не превышал установленных норм. Вследствие несоблюдения ПТЭСЭ и правил техники безопасности, повреждений, воздействия на электрооборудование окружающей среды (сырости, пыли, химически активных веществ) его нормальное состояние нарушается. При этом в судовых электрических установках возникают короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления, дуговые и искровые разряды, что также может привести к пожарам.

Для защиты персонала, работающего на электрических установках, от поражения электрическим током, воздействия электрической дуги и продуктов ее горения и т. п. применяются основные и дополнительные средства защиты. Основные - это средства, изоляция которых надежно выдерживает рабочее напряжение электроустановки и позволяет прикасаться к токоведущим частям, находящимся под напряжением. Дополнительные - это средства, которые сами по себе не могут при данном напряжении обеспечить безопасность от поражения током. Они служат для защиты от шагового напряжения и воздействия на человеческий организм электрической дуги и продуктов ее горения. К основным защитным средствам в электроустановках напряжением до 1000 В относятся диэлектрические перчатки, инструмент с изолированными рукоятками, указатели напряжения, изолирующие и токоизмерительные клещи К дополнительным средствам относятся диэлектрические галоши и боты, диэлектрические резиновые коврики, изолирующие подставки. Кроме основных и дополнительных, применяются вспомогательные защитные средства обслуживающего персонала от световых, тепловых и механических воздействий. К ним относятся защитные очки, противогазы, специальные рукавицы и т. п.Все защитные изолирующие средства должны быть пронумерованы и учтены в соответствующих книгах учета. При приемке в эксплуатацию их необходимо проверять независимо от заводских испытаний. Внеочередные испытания должны проводиться в случае неисправности защитных средств или после их ремонта Перед каждым использованием защитных средств исправность и убедиться, что нет внешних повреждений, проколов; проверить по штампу, при каком напряжении можно пользоваться данным периодического испытания. Запрещается использовать защитные средства: с механическим повреждением, на открытом воздухе в испытания, не по назначению.

Оказание первой помощи пострадавшим от электрического тока

Перед оказанием первой помощи необходимо, предварительно обезопасив себя, быстро освободить пострадавшего от тока и стесняющей его дыхание одежды, затем осмотреть полость рта и удалить слизь, если она имеется.

Для определения состояния пострадавшего необходимо положить его на спину на твердую поверхность, проверить дыхание, пульс на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на переднебоковой поверхности шеи, определить ширину зрачка (широкий зрачок - признак резкого ухудшения кровоснабжения мозга

Во всех случаях поражения электрическим током вызов врача является обязательным независимо от состояния пострадавшего.Если пострадавший находится в сознании, но до этого был в обморочном состоянии, его нужно удобно положить на подстилку и накрыть сверху какой-нибудь одеждой, до прибытия врача обеспечить полный покой, непрерывно следя за дыханием и пульсом. Если же пострадавший потерял сознание, но при этом сохраняются устойчивое дыхание и пульс, необходимо ровно и удобно уложить его на подстилку, расстегнуть пояс и одежду, обеспечить приток свежего воздуха, давать нюхать нашатырный спирт. В тех случаях, когда дыхание очень редкое и судорожное или отсутствуют всякие признаки жизни, следует сделать искусственное дыхание и массаж сердца. Переносить. пострадавшего в другое место разрешается только тогда, когда ему или оказывающему помощь угрожает опасность


10. Основы гигиены труда


Гигиена труда - это наука о здоровье людей и о взаимодействии человека с окружающей средой и предсталяет собой как систему организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий.

Гигиена труда изучает воздействие организма человека с производственной средой в процессе его трудовой деятельности и занимается разработкой практических мер, направленных на улучшение санитарных условий труда и отдыха моряков.

Вредные производственные факторы (шум, вибрация, действие токсичных веществ, электромагнитное и ионизирующее излучение и т. д.), а также действие инфекций, вирусов вызывают нарушение жизнедеятельности человека, вызывают острые и хронические заболевания. Меры по оздоровлению производственной среды, улучшению условий труда и быта людей изучает наука - физиология труда.


Микроклимат в производственных и жилых помещениях


Микроклимат определяется газовым составом воздуха, его температурой, относительной влажностью, скоростью движения воздуха, а также барометрическим давлением. Основными средствами поддержания нормальной воздушной среды в судовых помещениях являются вентиляция и кондиционирование воздуха. Более совершенной является система кондиционирования воздуха. Которая обеспечивает по заданной программе параметры воздушной среды, независимо от наружных условий и осуществляется автоматически специальными установками - кондиционерами.


12. Защита от вредных воздействий производственной пыли и токсичных веществ


Органическая пыль образуется из таких веществ, как древесина, хлопок, джут, каучук, шерсть и пр. Неорганическая - из различных минералов: наждак, карборунд. Цемент, известь, асбест, уголь, кремнезем, а также из металлов. Она может вызвать раздражение кожных покровов, слизистых оболочек глаз, органов дыхания и пищеварения человека. Длительная работа в условиях запыленности может привести к тяжелым хроническим профессиональным заболеваниям. Острые частицы пыли могут вызвать ранения и заболевания кожи и органов зрения.

Защиту от пыли осуществляют применением СИЗ: защитные маски, очки, щитки, респираторы и фильтрующие противогазы. Наиболее радикальный метод борьбы с промышленной пылью - это механизация и автоматизация производственных процессов и удаления человека из зоны воздействия пыли.

Некоторые химические вещества, применяемые на судах, а также перевозимый опасный груз могут представлять опасность для экипажей судов из-за своей токсичности. Систематический контроль состояния воздушной среды и уровня концентрации в ней токсичных веществ, применение для работы в загазованной среде аппаратов на сжатом воздухе (АСВ) сводит до минимума возможность отравлений.


Защита от шума и вибраций


Длительное и интенсивное действие шума и вибрации влияет на органы слуха, приводя иногда к глухоте. Вызывает серьезные расстройства нервнопсихической и сердечно-сосудистой деятельности организма. Степень вредности шума и вибрации определяется во время постройки и ремонта судов. Для этого шум измеряется прибором - шумомером, а вибрация - осциллографом и вибромером. Полученные результаты сравнивают с требованиями "Санитарных правил для морских судов Украины" При превышении уровня шума и вибрации осуществляют мероприятия по их уменьшению: экранирование шума, поглощение шума и вибрации (применение глушителей шума и амортизаторов), применение звукопоглощающих материалов и виброизоляции и т. д. Кардинальным способом решения проблемы снижения вредного влияния шума и вибрации на людей является внедрение средств автоматизации и дистанционного управления судовыми установками и оборудованием, а также применение безвахтенного обслуживания механизмов и устройств.


Защита от электромагнитных и ионизирующих излучений


Оборудование современных судов мощными средствами радионавигации, являющиеся источниками электромагнитных излучений, применение в приборах радиоактивных изотопов, а также возможная перевозка на судах опасных грузов класса 7 (радиоактивные материалы) неблагоприятно воздействуют на здоровье человека. Длительное облучение людей электромагнитными и ионизирующими (альфа, бета, нейтронные, гамма и ренгеновские излучения) может вызвать лучевую болезнь в острой или хронической форме.

Применяют организационно-профилактические и технические мероприятия для защиты экипажей судов от вредного действия электромагнитных и ионизирующих излучений. Одним из действенных способов обеспечения радиоактивной безопасности является систематический дозиметрический контроль уровней радиации, а также внешнего и внутреннего облучения экипажа судов.


15. Освещенность судовых помещений


К освещенности судовых помещений предъявляются повышенные требования как гигиенического. Так и технико-экономического характера, так как неудачный выбор светильников или недостаточная освещенность контрольно-измерительных приборов может явиться причинами несчастных случаев и аварий. Нормы освещенности судовых помещений регламентируются "Санитарными правилами для морских судов Украины"

В зависимости от источника света освещение может быть естественным и искусственным, осуществляемым электрическими осветительными приборами. Освещенность палуб и судовых помещений должна быть равномерной, без глубоких теней и слепящих отблесков. При необходимости предусматривается подсветка шкал приборов, расположенных на щитах и постах управления.

Создание в судовых помещениях рациональных условий освещения в большой степени зависит от правильного обслуживания осветительной аппаратуры и выполнения Правил технической эксплуатации судового электрооборудования.


Список литературы


1.Артемов Г. А., Горбов В. М. Суднові енергетичні установки: Навчальний посібник. - Миколаїв: УДМТУ, 2002. - 356 с.

2.Донатка Р., Перепечко А. Книга о судах. - Пер. с нем. - Л.; Судостроение, 1981. - 208 с., ил.

Дунаевский Е. Я., В.Г.Жбанов "Спасание на море",М., "Транспорт", 1991г.

Емельянов П. С. Судовые энергетические установки. Тексты лекций. - СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2006. - 171 с.

Закон Украины "О пожарной безопасности".

."Кодекс торгового мореплавания Украины".

Международная конвенция о предотвращении загрязнения моря - МАРПОЛ-73/78, изд. 2004 г.

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море - СОЛАС-74 (SOLAS-74), изд. 2008 г.

Международный морской кодекс по опасным грузам - ММОГ, изд. 2006 г.

10.Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты - ПДМНВ-78/95,

изд. 2006 г.

11.Пахомов Ю. А. Судовые энергетические установки с ДВС. Учебник. - М.: ТрансЛит, 2007. - 528 с., ил.

12.Позолотин, В.Г.Торский, Любченко В.И. СОЛАС-74 в вопросах и ответах, Одесса, Астропринт, 2002г.

Перельман Р. С. Суднове енергетичне устаткування: Енергетика. - О.: Фенікс, 2006. - 92 с.

14.Правила пожежної безпеки на морських суднах України, НАПБ.Б. 01.013 - 2007. - Київ: Основа, 2007.

Соловьев Е. М. Энергетическое оборудование, механизмы и системы судна. - М.: Мир, 2003. - 280 с., ил.

Ниверсальный словарь-справочник для моряков, работающих под иностранным флагом, Одесса. - СП Дракар, 1996.

Управление борьбой с пожаром на судне: Учебное пособие. - Одесса, 2002.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Приложение 1
Справочное
(ОСТ 108.001.27-85)

Примерный перечень работ с повышенной опасностью

1. Земляные работы в зоне расположения подземных энергетических сетей, газо- и нефтепроводов и других аналогичных подземных коммуникаций и объектов.

2. Рытье котлованов, траншей глубиной более 1,5 м и производство работ в них.

3. Работы по разборке (обрушению) зданий и сооружений, а также по укреплению и восстановлению аварийных частей и элементов зданий и сооружений.

4. Строительные, монтажные, ремонтные и другие работы, выполняемые в условиях действующих производств одного подразделения организации силами другого подразделения или подрядной организацией при соприкосновении или наложении их производственных деятельностей - так называемые совмещенные работы.

5. Ремонтные, строительные и монтажные работы на высоте более 2 м от пола без инвентарных лесов и подмостей.

6. Ремонт трубопроводов пара и горячей воды.

7. Работы по ремонту, окраске крыш, очистке крыш зданий от снега или пыли при отсутствии ограждений по их периметру.

8. Работы по подъему, спуску и перемещению тяжеловесных и крупногабаритных грузов при отсутствии машин соответствующей грузоподъемности.

9. Ремонт крупногабаритного оборудования высотой 2 м и более.

10. Ремонтные, строительные и монтажные работы, обслуживание светильников и другие виды работ, выполняемых с галерей мостовых кранов.

11. Работы по окраске грузоподъемных кранов и очистке их от пыли, снега и другие аналогичные работы.

12. Работы в замкнутых объемах, в ограниченных пространствах.

13. Ремонтные работы, обслуживание мостовых кранов, выполнение работ с выходом на крановые пути.

14. Электро- и газосварочные работы снаружи и внутри емкостей из-под горючих веществ, работы в закрытых резервуарах, в цистернах, в колодцах, в тоннелях, в ямах, в бегунах, в топках и дымоходах котлов, где возможно отравление или удушье работников, а также работы внутри горячих печей и т.п.

15. Работы по вскрытию сосудов и трубопроводов, работающих под давлением.

16. Работы по испытанию сосудов, работающих под давлением.

17. Работы по сливу легковоспламеняющихся жидкостей, кислот и щелочей из железнодорожных цистерн при отсутствии специально оборудованных сливных эстакад с механизированными средствами слива.

18. Работы по очистке и ремонту воздуховодов, фильтров и вентиляторов вытяжных систем вентиляции гальванических цехов, химических лабораторий, складов и других помещений, в которых хранятся сильнодействующие химические, радиоактивные и другие опасные вещества.

19. Работы по ремонту стационарных и переносных ацетиленовых генераторов.

20. Чистка и ремонт ванн и тиглей из-под цианистых соединений.

21. Ремонтные работы на кислородных или аммиачных компрессорных станциях, на кислородных или аммиачных трубопроводах.

22. Транспортировка сильнодействующих ядов.

23. Уничтожение сильнодействующих ядов и отходов щелочных металлов.

Приветствую, друзья! Предлагаю вашему вниманию аналитическую заметку по новым правилам по охране труда на судах речного и морского флота и сами правила в формате MS Word соответственно.

Правила по охране труда на судах морского и речного флота были утверждены Приказом Минтруда России от 05.06.2014 № 367н и зарегистрированы в Минюсте России 04.08.2014 под номером 33445.

Настоящие правила действуют с 02.06.2015 года.

Ключевые вопросы по теме:

Для чего приняты новые правила охраны труда на судах?
Кто будет проверять соблюдение правил?
Что нового появилось в правилах и какова их структура?
Какие обязанности и ответственность установлены в области охраны труда?
Какие требования установлены к проведению работ повышенной опасности?

ПРАВОВАЯ БАЗА

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Для чего приняты новые правила охраны на судах морского и речного флота.

Современные правила по охране труда, учитывающие как национальные, так и международные требования, – важнейший элемент безопасных условий труда на судах. В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции МОТ от 23 февраля 2006 г. «О труде в морском судоходстве» были разработаны и утверждены Правила по охране труда на судах морского и речного флота (далее – Правила). Указанный документ введен приказом Минтруда России от 5 июня 2014 г. № 367н, зарегистрирован в Минюсте России 4 августа 2014 г. № 33445 и вступает в силу 2 июня 2015 года. Правила воплотили в себе также положения Свода правил МОТ 2001 г. «Предупреждение несчастных случаев на судне в море и порту».

Новые правила приняты с целью не только реализовать в России международные нормы, но и систематизировать законодательство по охране труда на судах. С момента вступления Правил в силу перестанут действовать:

  • РД 31.81.10-91 «Правила техники безопасности на судах морского флота»;
  • Правила безопасности труда на судах речного флота (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 25 декабря 1987 г. № 242);
  • РД 31.87.02-95 «Положение об обучении и инструктаже по охране труда работников плавающего состава судов морского транспорта»;
  • РД 31.81.01-87 «Требования техники безопасности к морским судам»;
  • Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию (утверждены распоряжением Минтранса России от 15 мая 2003 г. № НС-59-р).

Правила распространяются на работодателей (судовладельцев), экипажи судов морского и речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации, находящихся в эксплуатации, отстое, ремонте, реконструкции, независимо от их типа и форм собственности, зарегистрированные в установленном порядке, за исключением судов, занятых рыбным или аналогичным промыслом, военных кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота РФ.

КТО БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ?

Надзор за соблюдением Правил будет вести федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ). Ростехнадзор и прочие ведомства отношения к этому не имеют. Общественный контроль будет проводиться уполномоченными представителями профсоюза. Как правило, это руководители, технические и правовые инспекторы труда.

Контроль за соблюдением Правил на рабочих местах членов экипажей судна организует работодатель (судовладелец). Непосредственными исполнителями будут специалисты служб (отделов) охраны труда, безопасности мореплавания, механико-судовых служб.

ЧТО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В ПРАВИЛАХ И КАКОВА ИХ СТРУКТУРА?

Правила состоят из трех частей.

  1. Общие положения.
  2. Охрана труда на судах, находящихся в эксплуатации.
  3. Охрана труда на проектируемых, вновь строящихся и реконструируемых судах.

Воплощая международные требования, в правила ввели новые разделы.

  1. Обязанность и ответственность судовладельца и командного состава.
  2. Система допуска к работе.
  3. Требования охраны труда при общесудовых работах.
  4. Обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
  5. Требования охраны труда при работах в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях.
  6. Требования охраны труда при работах на высоте и за бортом.
  7. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда.

Впервые в правилах указали, какие документы должны находиться на судах.

  1. Система управления охраной труда на судне.
  2. Нормативно-техническая документация по охране труда.
  3. Учетно-отчетная документация.
  4. Документы контролирующих надзорных органов.
  5. Карты специальной оценки условий труда.
  6. Сертификаты соответствия организации работ по охране труда.
  7. Документация по обучению вопросам охраны труда.
  8. Копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).

На судах, совершающих международные рейсы, с валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн дополнительно нужно иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

Еще одно новое положение, не отраженное в прежних правилах, – возможность создания на судне по инициативе работодателя (судовладельца) и (или) по инициативе работников либо их представительного органа комитетов (комиссий) по охране труда. Впрочем, оно перекочевало из статьи 218 Трудового кодекса.
В Правилах также рассматриваются особенности обучения и проверки знаний экипажей судов, обеспечение членов экипажа судов специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Данные разделы не заменяют, например, постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», а только уточняют некоторые особенности применения законодательства в судовых условиях.

КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УСТАНОВЛЕНЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА?

Правилами установлены обязанности и пределы ответственности судовладельца и командного состава в области охраны труда.

Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:

  • наличие системы управления охраной труда;
  • регулярное инспектирование всех рабочих мест;
  • выявление, оценку рисков, управление ими, информирование членов экипажа о них;
  • безопасность членов экипажа при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;
  • наличие подготовленных в установленном порядке специалистов по оказанию первой медицинской помощи и медицинскому уходу;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа;
  • рассмотрение всех поступающих с судна предложений о мерах по созданию безопасных и здоровых условий труда;
  • наличие необходимых документов по охране труда;
  • организацию работы судовых комитетов по охране труда (при их наличии);
  • разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению судовых работ;
  • обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитанов, лиц командного состава и членов экипажа.

Капитан обеспечивает:

Ответственный за организацию работ по охране труда на судне должен:

  • вести судовую документацию системы управления охраной труда;
  • совместно с руководителями судовых служб составлять заявки на обеспечение членов экипажа СИЗ;
  • участвовать в проверках состояния охраны труда на рабочих местах членов экипажа;
  • участвовать в работе судового комитета по охране труда;
  • участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, оформлять документы по расследованию несчастных случаев.

Руководители судовых служб обеспечивают соблюдение Правил в своих подразделениях . Они же организуют обучение членов экипажа судов своей службы или подразделения безопасным приемам и методам работы.

Кроме того, капитан и командный состав должны следить за тем, чтобы:

  • все механизмы, устройства, системы и оборудование эксплуатировались в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации, правил технической эксплуатации;
  • все механизмы, устройства, системы и оборудование осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные инструкциями, правилами технической эксплуатации;
  • при работе механизмов и другого оборудования судна все движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были закрыты или ограждены;
  • проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), имели закрепленные леерные ограждения.

Члены экипажа обязаны:

  • сообщать своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов, средств страховки, представляющих опасность, а также обо всех нарушениях правил и инструкций по охране труда;
  • использовать предохранительные приспособления и СИЗ в соответствии с выполняемой работой;
  • выполнять требования инструкций по охране труда;
  • при несчастном случае немедленно прекратить воздействие внешних травмирующих факторов, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о событии вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

  • выполняемые на высоте и за бортом;
  • выполняемые с использованием изолирующих СИЗ в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров;
  • связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;
  • связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
  • выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
  • связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
  • выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов и требующие оформления разрешения.

Правилами установлено, что для проведения таких работ необходимо иметь определенный перечень документов и получить специальное разрешение. Перечень должен быть утвержден работодателем (судовладельцем).

В Правилах закреплены требования к содержанию разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности (далее – Разрешение). В нем должно быть отражено:

  • наименование судовой работы повышенной опасности;
  • Ф.И.О. и должность руководителя работы;
  • время действия Разрешения;
  • сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ;
  • сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний);
  • сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • Ф.И.О. и должность страхующего лица;
  • сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя и исполнителя работы;
  • Ф.И.О. исполнителя работы, время начала и окончания работы;сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.

Форма Разрешения не приведена намеренно, поскольку это позволяет, не меняя действующего на судне вида документа, при необходимости внести в него дополнения.

На этом у нас всё. До новых заметок!

Заметку подготовила моя помощница по развитию официальной группы

1. Работы, выполняемые на высоте и за бортом.

2. Работы в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих аппаратов или шланговых противогазов с механической подачей воздуха.

3. Работы, связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях, работы по проверке воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами. Работа в изолирующих СИЗ.

4. Работы в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды.

5. Работы по погрузке-выгрузке грузов, грузовые работы в трюмах, во льдах берегового припая, работы по транспортировке грузов на необорудованный берег, управлению краном, лебедкой.

6. Работы по проверке крепления грузов в трюме и на палубе.

7. Все работы по проверке крепления контейнеров, снятию креплений, ремонту контейнеров на уровне 2-го яруса и выше, работы по очистке контейнеров ото льда и снега.

8. Установка и снятие шифтингбордсов.

9. Швартовные работы при ветре и волнении, в открытом море, при обледенении палубы, при прохождении шлюзов, пересадка людей в открытом море, рейдовые пассажирские операции.

10. Работы по заводке и отдаче буксирного троса ("усов" при ледовой проводке).

11. Работы по спуску и подъему катеров и шлюпок, посадке в них и высадке людей.

12. Ручные работы по установке забортного трапа.

13. Работы, связанные с приемом лоцмана в сложных метеорологических условиях.

14. Работы, связанные с фумигацией или приходом на судно после нее.

15. Ручная транспортировка по судну баллонов со сжатыми газами, емкостей с агрессивными жидкостями.

16. Электро- и газосварочные, огневые работы (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях).

17. Работы, связанные с предъявлением Регистру узлов, механизмов, грузоподъемных средств, шлюпочных устройств после ремонта.

18. Работы по подготовке, вооружению и разоружению тяжеловесного грузоподъемного устройства.

19. Работы с переносными электроинструментом и светильниками с питанием от стационарной электросети.

20. Работы с пиротехническими средствами.

21. Взрывные работы.

22. Работы по вскрытию и ремонту котлов, котельного оборудования и сосудов под давлением и другого подобного оборудования.

23. Работы в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов.

24. Работы по вскрытию цилиндров главного двигателя и ремонту в условиях плавания, а также все работы (на стоянке и в плавании) в картерах двигателей и в продувочных ресиверах, коллекторах.

25. Работы по вскрытию цилиндров вспомогательных двигателей и ремонту их в условиях плавания.

26. Работы по вскрытию и ремонту турбин, турбозубчатых агрегатов, воздуходувок в условиях плавания.

27. Работы по ремонту рулевых машин, рулевого привода, винторулевого комплекса в условиях плавания.

28. Работы по ремонту холодильного оборудования, по заправке холодильных установок фреоном.

29. Ремонт и перезарядка систем углекислотного тушения, СЖБ и других систем, утечка из которых может вызвать отравление или кислородное голодание.

30. Ремонтные работы в насосных отделениях танкеров и судов, перевозящих химические грузы наливом, этилированные нефтепродукты.

31. Все ремонтные электро- и радиотехнические работы, выполняемые без снятия напряжения вблизи или на токоведущих частях.

32. Все ремонтные работы на электроустановках напряжением 1000 В и выше.

33. Работы с излучателями неионизирующих электромагнитных полей.

34. Работа с приборами, содержащими радиоактивные источники.

35. Работы по ремонту механических люковых закрытий и приводов световых люков.

36. Покрасочные работы в судовых помещениях, работа по приготовлению красок, работа с растворителями.


Навчальне видання

ОХОРОНА ПРАЦІ В ГАЛУЗІ

«ВИЗНАЧЕННЯ РІВНЯ РИЗИКУ

У ВИРОБНИЧИХ УМОВАХ»

МЕТОДИЧні вказівки До практичних занять

Укладачі: Приходько Катерина Олександрівна

Парменова Дана Георгіївна

Рос. мовою

Підп. до друку

Формат 60х84/16. Папір офсет. Ум.друк. арк.