С юридической точки зрения повреждение автомобиля из-за неровности дороги является дорожно-транспортным происшествием.

Статья 1.2 Правил дорожного движения: ДТП - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства , сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Если на дороге нет предупреждающих знаков, а вы ехали по правилам, но угодили в яму, то вы являетесь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

Необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить аварийный знак и вызвать ГИБДД.

Вам не могут отказать в выезде на место происшествия, но на ДТП с ямой ехать могут очень долго. Поэтому не сообщайте по телефону, что въехали в яму. Скажите, что произошло ДТП без пострадавших. Формально так и есть.

Оформить такую аварию по европротоколу нельзя, так как в ДТП участвовал только один автомобиль.

Александр Гулько

Судебное бюро Гулько

Теоретически действие полиса должно распространяться на случаи причинения ущерба автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия вследствие наезда на яму или открытый люк. Ведь у каждой дороги есть балансодержатель, а у страховщиков есть право регрессивного требования к организациям, отвечающим за содержание и ремонт дороги. Даже если ДТП случилось внутри закрытой территории жилого комплекса, регрессивные выплаты можно предъявить управляющей компании. На практике же страховщики отказывают в выплате по ОСАГО из-за ДТП с ямой. Основная причина - трудность при установлении лица, которому нужно будет предъявлять регрессивные требования. По КАСКО в таких случаях вы обязательно получите возмещение ущерба.

Ожидая Госавтоинспекцию:

  1. Поговорите с очевидцами. Вам повезло, если кто-то видел, как ваша машина получила повреждения. Возьмите их контакты и спросите, смогут ли они, если потребуется, дать показания в суде.
  2. Осмотрите авто и сфотографируйте повреждения. Можно использовать записи с видеорегистраторов.

Прибывшие сотрудники ГИБДД обязаны измерить яму, составить схему происшествия и протокол.

Согласно ГОСТ Р 50597-93, яма - это просадка или выбоина длиннее 15 см, шире 60 см и глубже 5 см.

Обязательно перечитайте протокол и справку о ДТП. В них должны быть точные параметры дорожной выбоины и исчерпывающие сведения о повреждениях. Копии этих документов, а также определение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в нём вы получите на руки.

Если вам принципиально, чтобы организацию, обслуживающую данный участок дороги, привлекли к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ, настаивайте на составлении акта выявленных недостатков в содержании дорог.

Шаг 2. Независимая экспертиза

Обратитесь в фирму по оценке автомобилей после ДТП. На рынке их множество. Выбирайте компанию с хорошей репутацией и опытными экспертами.

Ещё один вариант, который является более удобным и качественным, - работать с оценщиками, которых посоветует юрист. Юрист будет ходить в суд с требованиями по иску на основе заключения о стоимости, подготовленного оценщиком. Не думаю, что среди коллег найдутся мазохисты, которые будут отстаивать интересы клиента на основе посредственно сделанного заключения об оценке ущерба.

Александр Гулько

Оповестите о месте и времени проведения экспертизы будущего ответчика. Письменно, лучше заказным письмом с уведомлением. Узнать, в чьём ведении находится дорога, можно в ГИБДД. Как правило, это администрации муниципальных образований и их департаменты. Соответчиками могут выступать подрядчики, производившие укладку дорожного полотна или ремонт дороги.

Представители власти могут не прийти на оценку. Это неважно. Главное, вы предупредили, а эксперт описал все дефекты, в том числе скрытые.

Деньги, потраченные на оценку ущерба, можно будет вернуть через суд. Но прежде рекомендуется пройти претензионное производство.

Направьте в орган, отвечающий за дорогу, претензию с требованием возместить ущерб, копию заключения эксперта и документов из ГИБДД. Если в течение месяца ответ не последовал или пришёл отказ, обращайтесь в суд.

Шаг 3. Обращение в суд

Право на компенсацию вреда, возникшего из-за плохих дорог, зафиксировано в статье 28 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 8 ноября 2007 года.

Подсудность : районный суд по месту нахождения ответчика (если нет вреда здоровью).
Госпошлина : зависит от цены иска.
Документы : исковое заявление, заключение эксперта, справка о ДТП, акт выявленных недостатков в содержании дорог (если есть). В качестве доказательств можно использовать фото- и видеосъёмку, показания свидетелей.

Во время судебного заседания держитесь спокойно и уверенно. Ответчик может пенять на ГИБДД (не повесили знаки, не штрафуют лихачей на этой улице) или дорожников (плохо отремонтировали). Но суд будет смотреть главным образом на бумаги. Очень важно, чтобы в справке о ДТП было написано, что вы не нарушали . Если ответчик будет настаивать на снижении суммы ущерба, напомните ему, что он был приглашён на оценку.

98% исков по таким случаям судом удовлетворяются. 2% отказов - это случаи, когда водители плохо следили за своим авто. К примеру, очень много раз отремонтированный колёсный литой диск ’21 радиуса может треснуть даже на небольшом изъяне дороги, а, попав в яму, можно остаться просто без колеса.

Александр Гулько

Если суд примет решение в вашу пользу, вы получите не только деньги на ремонт, но и компенсацию судебных и юридических расходов. Соответствующий исполнительный лист выдаётся в течение двух недель.

Куда жаловаться на плохие дороги

Следить за дорогами - обязанность ГИБДД. Если вы умело объезжаете дорожные ухабы, но не хотите с ними мириться, напишите письменную или онлайн жалобу в Госавтоинспекцию.

Жаловаться можно не только на дорожные «котлованы», но и на плохо уложенные крышки люков и трамвайные рельсы. Они должны возвышаться над асфальтом не более чем на 2 см. Срок на устранение неровности на дороге - 10 дней.

Также есть сервисы для автоматической отправки жалоб на плохие дороги:

  • «РосЯма ». После короткой регистрации нажмите «Добавить яму». Ваша жалоба пройдёт проверку эксперта и попадёт в ГИБДД.
  • «Карта убитых дорог ». Также нужна регистрация, а обращение проходит модерацию. Фокус на большие участки повреждённых дорог, а не на отдельные ямы. Информацию о яме получают активисты «Общероссийского народного фронта», а не ГИБДД. А на бездействие общественников нельзя пожаловаться в прокуратуру.

Если Госавтоинспекция и местная администрация бездействуют, обращайтесь в прокуратуру.

ДТП с ямой

С Максимом Приваловым мы разговорились в шиномонтажной мастерской, в очереди на «переобувание» автомобилей. Молодой человек рассказал, как недавно был вынужден заплатить кругленькую сумму за ремонт своей машины после ДТП с… ямой. В весенних сумерках он торопился с работы домой и на Окружном проезде слишком поздно заметил глубокую выбоину в дорожном полотне.

Максим жалеет, что не уделил должного внимания повреждениям машины, которые сначала показались ему несущественными; позже он услышал, что компенсацию за ремонт можно было потребовать с дорожников, которые довели проезжую часть до такого состояния. Действительно ли это так и что нужно делать в таком случае, редакция нашей газеты выяснила у профессионалов.

Страховка

Полис ОСАГО не предусматривает компенсацию ущерба в таком случае: авария произошла только с одной машиной, а минимальная «автогражданка» страхует собственную ответственность автовладельца.

Совсем другое дело КАСКО: обладатели этого страхового суперпакета могут себе позволить многое, в том числе рассчитывать на возмещение убытков, полученных при ДТП с ямой. Как нам пояснили в одной крупной страховой компании, в этом случае страховщики компенсируют хозяину машины затраты на её ремонт, а с виновником (в данном случае дорожной службой) разбираются сами в судебном порядке. Кстати, на практике это случается довольно часто. Одно плохо, КАСКО ̶ удовольствие дорогое, и тем, кто его себе позволить не может, остаётся добиваться справедливости самостоятельно.

Права потребителя

Важно знать, что в России есть чёткие параметры допустимых размеров для дорожных ям: они должны быть не более 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину (Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», подпункт 3.1.2). Если яма ̶ виновница аварии не превышает хотя бы одного из этих параметров, компенсацию получить не удастся.

В Щёлковском районном отделе Роспотребнадзора пострадавшим от разбитой дороги советуют поступать так. Первостепенная задача - получить официальное свидетельство о факте аварии . Для этого нужно, не покидая места ДТП, вызвать ГИБДД и готовиться к долгому ожиданию: как правило, на происшествия без пострадавших инспекторы приезжают в последнюю очередь. Это время надо провести с пользой: хотя бы на камеру мобильника заснять всю обстановку: автомобиль, если повреждения видны невооружённым глазом; саму яму, её размер, расположение на местности, отсутствие вокруг неё ограждений и дорожных знаков. Фотографии потом очень пригодятся в суде. Прекрасно, если удастся запастись двумя свидетелями - ими могут стать пассажиры или спешно вызванные друзья.

Когда экипаж ГИБДД прибудет, нужно проследить, чтобы составленный им протокол о ДТП содержал максимум сведений. Альтернативой дорожной полиции теоретически может стать участковый уполномоченный.

Второй шаг ̶ оценка ущерба от аварии . Проводить экспертизу полученных повреждений и составлять калькуляцию стоимости ремонта должны лицензированные специалисты, в идеальном варианте - независимые эксперты. Доверять чеку из автосервиса не любят ни суд, ни ответчики.

Если пришлось прибегнуть к услугам эвакуатора или авария сказалась на здоровье водителя, также необходимо собирать все сопутствующие, в том числе платёжные, документы. Чем толще и подробнее папка с доказательствами, тем легче будет отстоять свои права.

Далее нужно найти виновного ̶ будущего ответчика в суде. Его обычно определяет «группа разбора» в ГИБДД. Если это не сам автовладелец (что иногда случается; в таком случае можно подать апелляцию в суд для пересмотра решения), будет названа конкретная организация, отвечающая за данный участок дороги. По закону, полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут должностные лица дорожных эксплуатационных организаций и фирм, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам. Собственно, они обязаны обозначать места проведения работ и повреждения дорожного полотна дорожными знаками и заграждениями с предупредительными сигнальными огнями. Если же к ремонту здесь и не приступали, а давно пора, ̶ тем более виноваты.

Есть мнение, что в ГИБДД рассмотрение подобных дел нередко затягивают, в этом случае можно обратиться в прокуратуру.

Конфликт можно попробовать уладить в досудебном порядке - выслать требование о добровольном возмещении ущерба дорожной организации по почте письмом с уведомлением, приложив к нему копии документов, подтверждающих её вину.

Если ответа не поступает в течение месяца, с чистой совестью можно подавать иск в суд . В случае когда ущерб от аварии меньше 50 тысяч рублей, дело рассматривает мировой судья, если больше - федеральный (в нашем случае ̶ Щёлковский суд). К этой сумме можно присовокупить моральный ущерб, но больше 5 тысяч рублей юристы заявлять не советуют, этот вид взыскания в России всё ещё является экзотическим.

Самое важное - грамотно составленное исковое заявление, и, хотя пакет необходимых для суда документов можно собрать по советам в интернете, консультацией юриста пренебрегать не стоит.

Увы, это ещё далеко не всё: дела такого рода сегодня в нашей стране решаются в пользу потерпевшего редко, не более чем в 15-20% случаев. Дорожники очень часто не являются в суд, подвергают сомнению результаты экспертизы и оценки ущерба, перекладывают вину на водителя. Как говорят специалисты Роспотребнадзора, «судиться с дорожниками всё равно, что с врачами». Однако вода камень точит, и, чем больше судебных прецедентов будет создано, тем скорее ситуация изменится в пользу потребителей.

Российские дороги понемногу превращаются из простых направлений в асфальтированные субстанции. Некоторые трассы и действительно стали хорошими, но назвать этим прекрасным словом совершенно все хайвэи нельзя. Ямы и неожиданные неприятности есть практически везде, так что ездить приходится осторожно, с оглядкой на все детали российской традиционной системы дорог. Иногда избежать наезда на препятствие просто невозможно. И в этом случае возможны самые неприятные последствия. Автомобили по-разному реагируют на большие неприятности дорожного покрытия. В одном авто можно сосчитать количество зубов при их контакте друг с другом, а в другом - не будет даже дискомфортных звуков. Но это не значит, что во второй машине с подвеской все будет нормально. На самом деле, чем мягче подвеска, тем больше шансов вывести ее из строя наездом на неожиданные препятствия.

Следует знать, какой комплекс диагностических работ важно проводить при наезде на яму. Понимание этих вопросов поможет предотвратить опасные и серьезные поломки, которые негативно влияют на безопасность поездки и серьезно ухудшают состояние вашей машины в целом. Снова нужно делать оглядку на тип ходовой части, возраст автомобиля и некоторые другие факторы. Среди самых опасных дорожных препятствий можно выделить неправильно сооруженные «лежачие полицейские», глубокие ямы с резким обрывом края, места ремонта или укладки нового асфальта, резкие обочины и другие места с большим перепадом уровня. В таких случаях машина вынуждена перепрыгнуть через препятствие и испытать серьезный удар по подвеске. Страдают не только элементы непосредственно рулевой части. Разрушения могут быть более серьезными и ощутимыми. Так что стоит понимать комплекс проверочных работ.

Первым делом стоит научиться избегать неровностей дороги. Сделать это можно несколькими способами. Самый простой - выбирать всегда знакомые маршруты. Конечно, и в этой ситуации вы не всегда застрахованы от неприятностей. Но в целом намного проще ехать по покрытию, по которому вы ездите несколько раз в день или неделю, чем исследовать незнакомый маршрут. Также можно выделить и другие дельные советы о том, как не попасть в неприятности в дороге:

  • читайте отзывы о трассе перед длительной поездкой - на различных сервисах и форумах водители постоянно делятся информацией о состоянии дорог, говорят об опасных местах;
  • выбирайте комфортный скоростной режим - по новой и неизведанной дороге стоит ехать не слишком быстро, чтобы успеть среагировать на любую неприятность на вашем пути;
  • тормозите даже перед небольшими неровностями дороги, так как на большой скорости сложно определить реальную опасность данных проблем с покрытием и оценить их масштабы;
  • всегда будьте на чеку, не стоит отвлекаться от управления автомобилем, следует помнить о необходимости полного внимания на дорогу и понимания всех опасностей отвлечения;
  • регулярно диагностируйте подвеску - полностью исправный автомобиль не подведет вас даже при наезде на очень неприятные неровности трассы, так что держите авто в порядке.

Зачастую при сильных ударах и других неприятностях автомобили демонстрируют свои давние проблемы, увеличивая их интенсивность. К примеру, у вас давно выл подшипник ступицы, но вы не меняли его. После удара подшипник разлетелся, колесо заклинило, произошли другие неприятности. Поэтому стоит содержать автомобиль в полном порядке, всегда во время ТО диагностировать состояние ходовой части и других важных деталей безопасности и комфорта поездки.

Резина и диски - оцениваем визуальный ущерб

Наезд на большие неровности первым делом сказывается на состоянии колес автомобиля. Не стоит продолжать движение, если вы въехали в глубокий кратер на дороге, не сбавив скорость. Лучше всего в такой ситуации остановиться, выйти из автомобиля и убедиться в том, что нет визуальных неприятных последствий вашего дорожного приключения. Внешне можно оценить состояние резины и металлических дисков. Убедитесь в том, что отсутствуют такие повреждения:

  • резина прорезана на месте удара, колесо спущено и выглядит так, что восстановить его уже невозможно, в этом случае нужно установить запаску и ехать за новой парой колес;
  • резина визуально целая, но на боковой части вылезла шишка - это довольно распространенное явление для покрышек со слабой боковиной и не самой лучше технологией производства;
  • резина визуально не повреждена, но колесо спущено и при накачивании не набирает давление - стоит съездит на шиномонтаж и попробовать восстановить колесо после повреждения;
  • диск погнут в месте удара - продолжат движение на таком колесе стоит осторожно, при возможности лучше заменить его на запаску и ехать на ближайший сервис монтажа колес;
  • металлическая часть диска треснула - в этом случае не стоит продолжать движение на данном колесе, иначе могут возникнуть неприятности с автомобилем, которые приведут к трагедии.

Шишки и порезы на колесах - проблемы российских дорог. Производители резины даже стали делать особые серии для российских условий эксплуатации. Это резина с усиленной боковиной, которая обладает меньшим комфортом, но при этом не образует шишки и другие проблемы. Диски также стоит выбирать осторожно. По плохим дорогам лучше ездить на штампованных колесах без дизайнерских изысков. А про дешевые китайские легкосплавные решения лучше и вовсе забыть.

Рулевое управление и углы установки колес

Также удар по глубокой яме может вызвать и другие неприятности в системах автомобиля. В частности, страдает рулевое управление. Наконечники могут потерять четкость крепления, тяги легко гнутся при сильных ударах, рейка выходит из строя. Известны случаи, когда плохие дороги выводили из строя даже рулевые колонки, требуя их капитального ремонта или замены. Проверить после удара следует такие детали рулевого управления:

  • рулевые тяги и наконечники - их осмотр следует производить на сервисе, так как самостоятельно выяснить возможные проблемы будет очень сложно, а порой и невозможно;
  • крепления системы рулевого управления, которые нередко выбиваются из нормального состояния и оказываются подвержены негативным воздействиям даже минимальных неровностей;
  • рулевая рейка - просто покрутите рулем на заведенном авто и на заглушенном, почувствуйте стуки и неприятные ощущения в рулевом колесе, которые должны отсутствовать;
  • стабилизационная система, которая также связана с рулевой, часто страдает в процессе ударов на дороге, так что ее тестирование обязательно потребуется при проблемах с наездом на яму;
  • места основных соединений рулевой системы с колесами, с рейкой, с колонной и даже с рулевым колесом, чтобы убедиться окончательно в отсутствии проблем и неприятных воздействий.

Такой комплекс диагностики рекомендуется на каждом ТО, даже если вы не помните наезда на серьезные препятствия. Проблема в том, что множество мелких неровностей также вызывают самые неожиданные проблемы с автомобилем. Поэтому очень важно проводить достойное тестирование, если вы эксплуатируете авто на потенциально неровной и неидеальной дороге. Хорошая проверка поможет избежать неприятных последствий.

Ходовая часть - что ломается чаще всего на ямах?

На российских ямах и горбах, которые по сей день украшают многие дороги, есть множество рисков для подвески. Ходовая часть каждого автомобиля устроена с определенными особенностями, так что важно учитывать качество и тип подвески. Традиционные варианты страдают довольно однотипно, так что на сервисе быстро могут посмотреть наличие или отсутствие негативных влияний. Осмотрите такие узлы вашего авто:

  • опоры стоек - именно на них приходится больше всего неприятностей в процессе эксплуатации, так что опоры диагностировать следует в первую очередь, а лучше менять при сомнении;
  • стойки и пружины - это еще один узел, на который происходит прямое влияние при наезде на яму, так что их осмотр и слежение за состоянием деталей нужны обязательно;
  • различные сайлентблоки, количество и тип которых зависит от конструкции подвески, но особенно обратите внимание на сайлентблоки передних рычагов в подвеске McPherson;
  • стабилизаторы, стойки стабилизаторов и сайлентблоки данной системы, которые также легко выходят из строя при серьезных неровностях дороги и других возможных повреждениях;
  • полуси, шрусы и другие детали привода, которые также могут деформироваться, выходить из строя, выпадать и получать различные неприятности, которые делают поездку невозможной.

Но осмотреть все эти детали самостоятельно невозможно. Для этого нужно приехать, как минимум, в гараж и спуститься в яму, чтобы получит информацию о состоянии ходовой части автомобиля. Но в большинстве ситуаций это невозможно сделать прямо на месте неприятного происшествия. Проще заехать на ближайшее СТО и провести недорогую поверхностную диагностику ходовой части. Так вы убедитесь в том, что ехать дальше можно безопасно и без особых проблем.

Предлагаем посмотреть видео о самостоятельной диагностике ходовой части авто:

Подводим итоги

Как видите, вариантов повреждений и неприятностей в современных автомобилях более чем достаточно. Поэтому владельцы автомобилей всегда должны контролировать качество дорожного покрытия, выбирать оптимальную скорость для передвижения и гарантировать безопасное прохождение тех или иных неприятностей. Такие возможности значительно улучшают качество эксплуатации автомобиля, увеличивают его долговечность и продлевают срок службы без проблем и лишних затрат. Кстати, контролировать дорогу и ее качество - это выгодно, так как вы не будете тратить тысячи рублей на восстановление дорогостоящих деталей авто.

Интересно, что качественные современные системы подвески очень быстро могут выходить из строя при наезде на препятствия. Так что возможны самые неприятные особенности повреждения, если яма оказалась неожиданной или незамеченной. Разбив подвеску ВАЗ, вы можете восстановить ее сами в гараже, купив запчасти любого уровня качества. Но вот после проблем с подвеской Lexus, к примеру, придется ехать на сервис и выкладывать десятки тысяч за более или менее качественный ремонт. Будьте внимательны на дорогах и не упускайте из виду очень важные и неприятные неровности. А вы когда-нибудь попадали в неприятные ямы или на незамеченные «лежачие полицейские».

Яма (выбоина) на дороге — является данностью наших дорог. Все привыкли. Хорошо, если владелец автомобиля вовремя ее заметит и объедет. А если нет?

Что считается дорожной ямой

В ГОСТ Р 50597-93 законодатель считает допустимым глубину ямы, выбоины на дороге до 5 см — что логично. При наезде на неглубокую яму (до 5 см) ничего с машиной и колесом не случится. Таким образом, стандартом ямы на дороге является норма 15*60*5.

И далее в стандартах указано, что нормативы должны исполняться эксплуатирующими дорожное полотно организациями. Что это значит? Чья в ведении дорога — тот и отвечает за все происшествия, происходящие на ней (разумеется, кроме обычных ДТП при столкновении авто).

Кто отвечает за ямы на дороге?

Закон № 131 от 06.10.2003г. относит к вопросам местной власти дорожную деятельность. Это же предусматривают и ряд других законов, перечислять которые смысла не вижу. Следовательно, необходимо понять — какой орган местной власти является ответственным лицом и будет в дальнейшем ответчиком в суде в случае ДТП при наезде на яму.

Скажу так — в каждом городе это могут разные по названию органы власти, но с одинаковыми контрольными полномочиями. При этом, необходимо разделять дворовые проезды, переулки и дороги местного значения. За дороги во дворах отвечает Управление благоустройства района (называться может по разному, функции думаю понятны), за общегородские дороги отвечает, например, в Ростове — Дирекция по строительству транспортной инфраструктуры.

Информацию конкретно по вашему городу можно найти на сайте местной администрации, либо обратиться туда же с заявлением. Велика вероятность, что ответственным лицом будет обслуживающая дорогу организация, либо подрядчик по гос контракту.

Я попал в яму на дороге, что делать?

Действия такие же, как и при обычном — ДТП — нужно остановить автомобиль, включить аварийные огни, выставить треугольный знак, вызвать ГИБДД. Пока едет ГИБДД — записать данные свидетелей, если такие будут. Сфотографировать место ДТП (с привязкой к местности). Еще лучше — снять на видео. Или сделать все одновременно. Фиксировать нужно не только яму и повреждения машины, но и окружающую обстановку — отсутствие знаков (либо при их наличии — читаемость\не читаемость), ограждающих сооружений, наличие других ям на дороге и тому подобное — данные «мелочи» потом могут помочь в суде взыскать ущерб за повреждения.

Возможно, водители припаркованных автомобилей передадут данные своих видеорегистраторов? Было бы отлично. Кстати, оформление ДТП при наезде на яму нельзя оформить по

Прибывший по вызову сотрудник ГИБДД составит

  • схему ДТП. Обязательно проверьте схему ДТП — все ли там верно? Возможно сотрудник нарисовал в схеме дорожный знак, которого в действительности нет? Или ограждение?
  • акт о недостатках дороги. В данном акте он укажет размеры ямы (выбоины).

Попросите инспектора отразить в документе погодные условия и видимость дороги. Может быть был туман, дождь или ясная солнечная погода? Такие, на первый взгляд, несущественные факты могут сыграть важную роль при судебном споре.

Акт о выявленных недостатках должен быть направлен в организацию, обслуживающую данный участок дороги, с предписанием об устранении выбоин. Если яма не будет ликвидирована — организацию привлекут к административной ответственности.

Но случается, что акт о недостатках дороги так и не доходит до адресата, предписание не выносится — что делать в таком случае? Можно написать заявление в ГИБДД с требованием привлечь к ответственности виновную контору, жалобу в прокуратуру на бездействие сотрудника автоинспекции либо ничего не делать. По большому счету данные действия никак не влияют на право потерпевшего обратиться в суд и взыскать стоимость восстановительного ремонта с виновника дородно транспортного происшествия.

Спустя несколько дней после ДТП вам выдадут в ГИБДД определение об отказе в возбуждении дела об АП и справку о ДТП. В справке будут написаны повреждения вашего автомобиля — читаем внимательно. Если что то не сходится — просим сотрудника изменить или дополнить справку. Подумайте о скрытых дефектах — возможны ли они?

В определении об отказе в возбуждении АП должно быть указано, что

в действиях водителя отсутствует состав административного правонарушения

Это в идеале. Но, может быть указано, что водитель не выдержал безопасную скорость, не предпринял мер к остановке, не контролировал дорогу, однако к ответственности не привлекается. При такой отказной формулировке — определение однозначно нужно обжаловать в части (не полностью) и просить исключить данные слова. Несмотря на то, что оно отказное и вроде бы водитель не виноват. Почему необходимо обжаловать? Чтобы в суде потом взыскать 100% ущерба, причиненного наездом в яму. Иначе, суд может либо вовсе отказать в иске, либо частично удовлетворить.

И еще. В ГИБДД с водителя возьмут объяснения — в документе необходимо максимально подробно изложить событие, указать свидетелей и иные важные детали.

Пакет документов из автоинспекции, их полнота оформления очень важны — не относитесь к процессу формально. Даже если у вас стресс от наезда на яму — нужно собраться, позвать на подмогу родственников (которые, кстати могут стать понятыми или свидетелями).

Как возместить ущерб в суде?

Если у вас есть КАСКО — все проблемы лягут на плечи страховой компании. Если нет — в первую очередь, определяем ответчика. Данную информацию должен предоставить инспектор ГИБДД, но зачастую это не делается. Как и не направляется предписание, не выписывается штраф эксплуатирующей дорогу организации.

Следовательно, действуем самостоятельно, либо — пишем жалобы на ГИБДД. Для самостоятельного поиска — изучаем местный сайт администрации и выявляем кто отвечает за дороги (какое нибудь ДРСУ). Если яма в дворовом проезде — узнаем в районной администрации кто обслуживает участок. Выяснить можно через запросы или при личной явке.

Далее, проводим (фиксируем) осмотр автомобиля и экспертизу ущерба. В идеале — ничего не делать и назначить судебную экспертизу. Если решите делать все же досудебную оценку — обязательно уведомить о ней ответчика.

Думаю не нужно объяснять, что в оценку должны быть включены только те повреждения, которые были получены от наезда в яму (выбоину), а не все подряд по шумок.

А потом — иск и суд. Одним из «любимых» оснований по которым суд может отказать в иске — норма пункта 10.1 ПДД, предписывающая водителю выбирать безопасный скоростной режим, учитывать метеорологические условия и так далее (несмотря даже на то, что в отказном определении ГИБДД об этом не будет ни слова). Именно поэтому выше я специально написала, как важно сделать качественные фото и видео с места ДТП, заручиться поддержкой свидетелей.

И не забывать, что бремя доказывания вины водителя ложится на ответчика. Иными словами — не водитель должен доказывать, что он не виновен, а ответчик в случае не согласия с иском обязан доказать в чем заключается вина водителя пострадавшего транспортного средства. Но конечно, такое распределение бремени доказывания не всегда соблюдается в суде. Зачастую на потерпевшего возлагается тяжесть доказывания того, чего доказывать он не должен.

Претензию направлять будущему ответчику не обязательно — более того, лучше не направлять. Потому что ее предъявление затягивает дело, а результата все равно не будет.

Я попал в люк на дороге

И такая ситуация не менее частая, наряду с ямами и выбоинами. Люк может быть установлен не правильно, вывернут, под люком может образоваться провал, крышка может быть открыта, приоткрыта, либо вовсе отсутствовать. Тоже самое касается и сливных решеток, трамвайных рельс. У любого имущества на дороге есть хозяин (в том числе и у деревьев). Оно не может быть ничейное. Даже если речь идет о проселочной дороге или грунтовке.

Открытый люк представляет собой уже опасность для жизни, а не имущества, особенно если он расположен вблизи тротуара или непосредственно в пешеходной зоне. Срок устранения неполадок — всего одни сутки. Но это по закону. А по факту? Люк может неделями стоять открытым и хорошо, если его накроют хоть чем то или оградят.

Порядок действий при наезде на люк, решетку — такой же. Только ответчиком в суде у вас будет либо ресурсоснабжающая организация (Водоканал, Теплоэнерго), либо связисты (Ростелеком), либо Горгаз, либо владелец дороги. Необходимо сразу выяснить чье имущество. Иногда это сделать достаточно трудно, потому что сами владельцы могут не знать, что этот люк\решетка относится к их зоне контроля (речь идет о заброшенных старых коммуникациях).

Нормативы установки люков регламентируются ГОСТ 3634. На местном уровне, кстати, также существуют нормативные акты, касающихся содержания дорог и люков. Обычно это Правила благоустройства или местные постановления мэра.

Крышка люка не должна быть отклонена от уровня более чем на 2 см. Следовательно — при осмотре места ДТП инспектором необходимо замерить уклон крышки люка. Если крышки вовсе нет — так и должно быть указано в акте.

Если же произошло падение в люк — то речь будет уже идти о возмещении ущерба, причиненного здоровью. В суде можно возместить помимо расходов на лечение утраченный заработок и моральный вред — но это материал для отдельной статьи.

Куда можно пожаловаться на яму?

Если рассматривать ситуацию в целом — жаловаться на ямы нужно либо в ГИБДД, либо в прокуратуру. ГИБДД сначала составит акт о недостатках, выдаст предписание собственнику, если яма не будет устранена — оштрафует по ст. 12.34 КоАП. Подать жалобу можно через онлайн приемную ГИБДД, лично, либо почтой. Заявление составляется в свободной форме, желательно приложить фото. Также в интернете есть сервисы Росяма и Карта убитых дорог — они подают жалобы от вашего имени. Но вот как сервисы работают — я не знаю, лично не пробовала, поэтому рекомендовать не могу.

Обычно, как показывает практика, никто не жалуется на ямы, открытые люки и прочие проблемы на дороге (либо это делают единицы). Могу сказать, что ресурсники достаточно оперативно закрывают люки — главное им об этом сообщить. Нет их вины по большому счету, если крышку люка украли (хотя в суде отвечать все равно придется). А обходы совершаются не каждый день, а примерно 2 раза в месяц.

Конечно, статистика ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям удручает — ситуация не меняется годами. Совсем. Сайт http://stat.gibdd.ru/ каждый год публикует статистические данные по регионам, из которых видно, что доля ДТП из за ям на дороге — все еще занимает лидирующие позиции.

Изучая судебные дела районных судов, можно увидеть, что иски прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц к ответственным организациям по содержанию дорог — достаточно частое явление. Вроде бы — все в порядке, работа ведется, но вот дороги почему то так и остаются второй проблемой в России. Про первую все знают, правда же?