Ранним утром 9 августа 2008 года в районе села Карбаули Сачхерского района Грузии (около 50 км к северо-западу от Гори) был сбит российский дальний бомбардировщик Ту-22М3 из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка (аэродром Шайковка).

Один из членов экипажа, второй пилот майор Вячеслав Малков, катапультировался и был взят в плен грузинами. Командир Ту-22М3 подполковник Александр Ковенцов покинул самолет после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор.

Спустя несколько недель после войны на территории Южной Осетии, в труднодоступной малонаселенной местности рядом с границей с Грузией, поисковой группой были найдены обломки упавшего самолета и в них тела остальных членов экипажа - майоров Виктора Прядкина (штурман) и Игоря Нестерова (оператор систем вооружения). Они не успели по какой-то причине катапультироваться. После этой потери ВВС России до самого конца конфликта перестали использовать дальнюю авиацию.

Что же случилось, почему и, самое главное, кем был сбит уникальный российский дальний бомбардировщик Ту-22М3?

Необходимое предисловие

Ту-22М («изделие 45»), по кодификации НАТО Backfire, - советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности.

Самолет Ту-22МЗ предназначен для ведения боевых действий в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий с целью уничтожения подвижных и неподвижных, радиолокационно-контрастных и площадных, видимых и невидимых целей (объектов) ракетами и бомбами днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.

Первый опытный Ту-22М3 совершил полет 20 июня 1977 года. После выполнения программы летно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство. В окончательном виде он был принят на вооружение в марте 1989 года.

Последний Ту-22М3 был построен в 1993 году (ввиду неоплаты со стороны заказчика самолет установлен в качестве памятника возле Казанского авиазавода). Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено 268 Ту-22М3

Пятидневная война

Любая война для не нападающей стороны всегда начинается внезапно. Следствием внезапности зачастую является паника в войсках страны, на которую напали. Южная Осетия не стала исключением.

В рядах ее защитников возникло точно такое паническое настроение, какое было в советских войсках в 1941 году во время Великой Отечественной войны.

Возникновению паники способствовало то, что обе стороны воевали оружием советского производства. Особенно это касалось самолетов. Например, хорошо известные штурмовики Су-25 строились на Тбилисском авиазаводе и находились на вооружении и российской, и грузинской армий. Поэтому осетинские ополченцы были вынуждены стрелять во все подряд, что летало.

Независимые военные эксперты утверждают, что общие боевые потери российской авиации во время пятидневной войны составили шесть самолетов: один Су-25СМ, два Су-25БМ, два Су-24М, один Ту-22М3.

Из них два самолета (!) были достоверно сбиты огнем грузин, а три - так называемым "дружественным огнем" осетин. Обломки пяти самолетов упали в границах Южной Осетии, и только одного Су-24М - на территории Грузии.

Помимо сбитых самолетов, еще четыре штурмовика Су-25 получили серьезные повреждения, хотя и возвратились на российские аэродромы.

Скорее всего, причиной этих потерь послужило неэффективное взаимодействие между родами войск, а также то, что системы распознавания «свой-чужой» просто не работали, а спутниковая группировка целеполагания и ориентации была слишком слаба и неэффективна.

Как и почему его сбили?

В ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года группа Ту-22М3 наносила прицельные авиационные удары по складам боеприпасов грузинской армии, бомбила аэродромы и скопления войск в Кодорском ущелье.

Кто принял такое недальновидное решение, до сих пор неясно. Никто из российских военных не знал, какими средствами ПВО располагает грузинская армия, сколько их задействовано в грузино-осетинском конфликте.

Кто сбил Ту-22М3, тоже непонятно. Это мог быть как грузинский ЗРК «Бук-М1», так и грузинский же ЗРК «Оса». По мнению независимых экспертов, скорее всего, это был модернизированный комплекс грузинских ПВО «Оса-АК/АКМ». Правда, Минобороны России это не подтвердило.

Но тем не менее возникают определенные вопросы. Первый: как и почему сбили? Неужели на таком мощном самолете не было систем защиты от ракетного нападения?

На этот вопрос ответил второй пилот майор Вячеслав Малков. Вот что он рассказывал «От первой ракеты мы увернулись. А вторая попала прямо в воздухозаборник. Удар ракеты был похож на кувалду. Самолет моментально обесточился. Потом развалился в воздухе. Командир успел крикнуть: „Прыгай!“»

И Малков катапультировался. Перед самой землей купол парашюта схлопнулся, и майор камнем ударился о землю. Из сломанной руки хлестала кровь. Появились какие-то люди в камуфляже. Он потянулся к пистолету и потерял сознание.

Потом был плен, обмен на 18 грузинских военных, госпиталь, куда к нему приехал Владимир Путин. Тогда он занимал пост председателя правительства РФ.

Премьер присел на край кровати и спросил, почему сбили. Малков покосился на министра обороны (в то время им был тот самый Анатолий Сердюков), который там тоже присутствовал, потом махнул рукой и сказал правду.

«В боевой машине не было блоков РЭБ (система радиоэлектронной борьбы). Старые сгорели, а новых на складе не оказалось». Вот так.

Казалось, страшное осталось для него позади. Но у Малкова закончился срок действия водительских прав. Он пошел менять, а там ему говорят: вы в международном розыске, который объявило правительство Грузии. И вызвали наряд. Так война еще раз напомнила о себе.

Но, как говорится, это дело второе.

Почему не катапультировались?

Второй вопрос в том, почему весь экипаж российского Ту-22М3 не сумел успешно катапультироваться, ведь высота полета позволяла это сделать.


ЗРК «Оса»

Что же говорит инструкция по катапультированию?

В соответствии с ней, каждый член экипажа самолета снабжен катапультным креслом КТ-1М разработки ОКБ Туполева с трехкаскадной парашютной системой ПС-Т, смонтированной в кресле. Катапультирование, подчеркиваю, в нормальных условиях осуществляется в следующей последовательности: оператор, штурман, правый летчик, командир корабля (запомните!). Предусмотрено как индивидуальное, так и принудительное катапультирование.

Принудительное катапультирование экипажа выполняется командиром, для чего достаточно поднять колпачок и включить тумблер «Принудительное покидание».

Командир катапультируется последним, срабатывая приводами катапультирования на кресле вручную. Принудительное катапультирование является основным, а индивидуальное покидание самолета - резервным.

В случае покидания, еще раз подчеркиваю, обесточенного самолета возможно только индивидуальное катапультирование с предварительным ручным сбросом крышек входных люков (пока не «уйдет» люк, остается заблокированным стреляющий механизм кресла).

Так вот, в результате попадания ракеты Ту-22М3 был обесточен. Первым катапультировался второй пилот майор Вячеслав Малков.

Командир Ту-22М3, подполковник Александр Ковенцов, катапультировался после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор.


ЗРК «Бук-M1»

Не в укор ему сказано, но катапультироваться он должен был последним. Почему Ковенцов катапультировался вторым, неясно.

Но это сегодня только наши домыслы. Вопрос в том, почему погибли остальные члены экипажа. Как говорилось выше, индивидуальное катапультирование на этом самолете происходит с предварительным ручным сбросом крышек входных люков (пока не «уйдет» люк, остается заблокированным стреляющий механизм кресла).

Скорее всего, люки не сбросились и экипаж остался в катапультных креслах до самой земли. Или самолет так быстро развалился в воздухе, что они ничего не успели сделать.

Необходимое послесловие


Катапультное кресло КТ-1М

Что же показал грузино-осетинский конфликт?

В первую очередь чрезвычайно неэффективную работу российской авиации, а также ее плохое взаимодействие с наземными войсками.

Возможно, после всего, что случилось, генералы сделали какие-то выводы. Конечно, если успели - почти все высшее руководство почти всех родов войск, задействованных в пятидневной войне, было уволено.

Минобороны РФ заявило о том, что «с этого конфликта началась перестройка в российской армии». Это было очень интересное заявление, если учесть тот факт, что его главой в то время был Анатолий Эдуардович Сердюков.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Ранним утром 9 августа 2008 года в районе села Карбаули Сачхерского района Грузии (около 50 км к северо-западу от Гори) был сбит российский дальний бомбардировщик Ту-22М3 из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка (аэродром Шайковка).

Один из членов экипажа, второй пилот майор Вячеслав Малков, катапультировался и был взят в плен грузинами. Командир Ту-22М3 подполковник Александр Ковенцов покинул самолет после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор.

Спустя несколько недель после войны на территории Южной Осетии, в труднодоступной малонаселенной местности рядом с границей с Грузией, поисковой группой были найдены обломки упавшего самолета и в них тела остальных членов экипажа - майоров Виктора Прядкина (штурман) и Игоря Нестерова (оператор систем вооружения). Они не успели по какой-то причине катапультироваться. После этой потери ВВС России до самого конца конфликта перестали использовать дальнюю авиацию.

Что же случилось, почему и, самое главное, кем был сбит уникальный российский дальний бомбардировщик Ту-22М3?

Необходимое предисловие


Ту-22М3

Ту-22М («изделие 45»), по кодификации НАТО Backfire, - советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности.

Самолет Ту-22МЗ предназначен для ведения боевых действий в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий с целью уничтожения подвижных и неподвижных, радиолокационно-контрастных и площадных, видимых и невидимых целей (объектов) ракетами и бомбами днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.

Первый опытный Ту-22М3 совершил полет 20 июня 1977 года. После выполнения программы летно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство. В окончательном виде он был принят на вооружение в марте 1989 года.

Последний Ту-22М3 был построен в 1993 году (ввиду неоплаты со стороны заказчика самолет установлен в качестве памятника возле Казанского авиазавода). Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено 268 Ту-22М3.

Пятидневная война


Ту-22М3

Любая война для не нападающей стороны всегда начинается внезапно. Следствием внезапности зачастую является паника в войсках страны, на которую напали. Южная Осетия не стала исключением.

В рядах ее защитников возникло точно такое паническое настроение, какое было в советских войсках в 1941 году во время Великой Отечественной войны.

Возникновению паники способствовало то, что обе стороны воевали оружием советского производства. Особенно это касалось самолетов. Например, хорошо известные штурмовики Су-25 строились на Тбилисском авиазаводе и находились на вооружении и российской, и грузинской армий. Поэтому осетинские ополченцы были вынуждены стрелять во все подряд, что летало.

Независимые военные эксперты утверждают, что общие боевые потери российской авиации во время пятидневной войны составили шесть самолетов: один Су-25СМ, два Су-25БМ, два Су-24М, один Ту-22М3.

Из них два самолета (!) были достоверно сбиты огнем грузин, а три - так называемым дружественным огнем осетин. Обломки пяти самолетов упали в границах Южной Осетии, и только одного Су-24М - на территории Грузии.

Помимо сбитых самолетов, еще четыре штурмовика Су-25 получили серьезные повреждения, хотя и возвратились на российские аэродромы.

Скорее всего, причиной этих потерь послужило неэффективное взаимодействие между родами войск, а также то, что системы распознавания «свой-чужой» просто не работали, а спутниковая группировка целеполагания и ориентации была слишком слаба и неэффективна.

Как и почему его сбили?


Ту-22М3

В ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года группа Ту-22М3 наносила прицельные авиационные удары по складам боеприпасов грузинской армии, бомбила аэродромы и скопления войск в Кодорском ущелье.

Кто принял такое недальновидное решение, до сих пор неясно. Никто из российских военных не знал, какими средствами ПВО располагает грузинская армия, сколько их задействовано в грузино-осетинском конфликте.

Кто сбил Ту-22М3, тоже непонятно. Это мог быть как грузинский ЗРК «Бук-М1», так и грузинский же ЗРК «Оса». По мнению независимых экспертов, скорее всего, это был модернизированный комплекс грузинских ПВО «Оса-АК/АКМ». Правда, Минобороны России это не подтвердило.

Но тем не менее возникают определенные вопросы. Первый: как и почему сбили? Неужели на таком мощном самолете не было систем защиты от ракетного нападения?

На этот вопрос ответил второй пилот майор Вячеслав Малков. Вот что он рассказывал в «Российской газете» об этом ЧП: «От первой ракеты мы увернулись. А вторая попала прямо в воздухозаборник. Удар ракеты был похож на кувалду. Самолет моментально обесточился. Потом развалился в воздухе. Командир успел крикнуть: „Прыгай!“»


Пара Ту-22М3 на боевом задании

И Малков катапультировался. Перед самой землей купол парашюта схлопнулся, и майор камнем ударился о землю. Из сломанной руки хлестала кровь. Появились какие-то люди в камуфляже. Он потянулся к пистолету и потерял сознание.

Потом был плен, обмен на 18 грузинских военных, госпиталь, куда к нему приехал Владимир Путин. Тогда он занимал пост председателя правительства РФ.

Премьер присел на край кровати и спросил, почему сбили. Малков покосился на министра обороны (в то время им был тот самый Анатолий Сердюков), который там тоже присутствовал, потом махнул рукой и сказал правду.

«В боевой машине не было блоков РЭБ (система радиоэлектронной борьбы). Старые сгорели, а новых на складе не оказалось». Вот так.

Казалось, страшное осталось для него позади. Но у Малкова закончился срок действия водительских прав. Он пошел менять, а там ему говорят: вы в международном розыске, который объявило правительство Грузии. И вызвали наряд. Так война еще раз напомнила о себе.

Но, как говорится, это дело второе.

Почему не катапультировались?

Второй вопрос в том, почему весь экипаж российского Ту-22М3 не сумел успешно катапультироваться, ведь высота полета позволяла это сделать.


ЗРК «Оса»

Что же говорит инструкция по катапультированию?

В соответствии с ней, каждый член экипажа самолета снабжен катапультным креслом КТ-1М разработки ОКБ Туполева с трехкаскадной парашютной системой ПС-Т, смонтированной в кресле. Катапультирование, подчеркиваю, в нормальных условиях осуществляется в следующей последовательности: оператор, штурман, правый летчик, командир корабля (запомните!). Предусмотрено как индивидуальное, так и принудительное катапультирование.

Принудительное катапультирование экипажа выполняется командиром, для чего достаточно поднять колпачок и включить тумблер «Принудительное покидание».

Командир катапультируется последним, срабатывая приводами катапультирования на кресле вручную. Принудительное катапультирование является основным, а индивидуальное покидание самолета - резервным.

В случае покидания, еще раз подчеркиваю, обесточенного самолета возможно только индивидуальное катапультирование с предварительным ручным сбросом крышек входных люков (пока не «уйдет» люк, остается заблокированным стреляющий механизм кресла).

Так вот, в результате попадания ракеты Ту-22М3 был обесточен. Первым катапультировался второй пилот майор Вячеслав Малков.

Командир Ту-22М3, подполковник Александр Ковенцов, катапультировался после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор.


ЗРК «Бук-M1»

Не в укор ему сказано, но катапультироваться он должен был последним. Почему Ковенцов катапультировался вторым, неясно.

Но это сегодня только наши домыслы. Вопрос в том, почему погибли остальные члены экипажа. Как говорилось выше, индивидуальное катапультирование на этом самолете происходит с предварительным ручным сбросом крышек входных люков (пока не «уйдет» люк, остается заблокированным стреляющий механизм кресла).

Скорее всего, люки не сбросились и экипаж остался в катапультных креслах до самой земли. Или самолет так быстро развалился в воздухе, что они ничего не успели сделать.

Необходимое послесловие


Катапультное кресло КТ-1М

Что же показал грузино-осетинский конфликт?

В первую очередь чрезвычайно неэффективную работу российской авиации, а также ее плохое взаимодействие с наземными войсками.

Возможно, после всего, что случилось, генералы сделали какие-то выводы. Конечно, если успели - почти все высшее руководство почти всех родов войск, задействованных в пятидневной войне, было уволено.

Минобороны РФ заявило о том, что «с этого конфликта началась перестройка в российской армии». Это было очень интересное заявление, если учесть тот факт, что его главой в то время был Анатолий Эдуардович Сердюков.

Каковы же фактически понесенные сторонами потери в ходе войны? Точных данных нет. Вскоре после окончания войны цифры продолжали расти, впрочем ответственны за это не грузинские власти, а журналисты:

Власти Грузии объявили о 21 сбитом российском самолете и трех вертолетах, более 60 подбитых танков.

Однако через некоторое время после окончания конфликта, грузинские руководители несколько уменьшили количество сбитых российских летательных аппаратов, вернувшись к цифре 19, озвученной еще 11.08.2008г.:

15.09.08 13:54 Как заявил на заседании временной комиссии грузинского парламента начальник Объединённого штаба ВС Грузии Заза Гогава, грузины сбили за время боевых действий 19 русских летательных аппаратов и не потеряли ни одного.

Киев, Сентябрь 15 (Новый Регион, Михаил Рябов) - …Тбилиси рассчитывает быстро восстановить военную мощь. Об этом заявил грузинский министр обороны Давид Кезерашвили в интервью украинскому журналу "Тиждень". "…Давайте скажем так: сбито 14 самолетов, среди них стратегический бомбардировщик "Ту-22".

Впрочем, официально уменьшение числа побед грузинскими властями озвучено так и не было, и в большинстве источников в качестве побед фигурируют цифры 19-21 ЛА.

В сообщениях (в том числе и "аналитических" статьях!) о потерях российских ВВС царит настоящий хаос:

"…Столкновение с такой системой ПВО стало серьезным испытанием для российской военной авиации, тем более, что, судя по всему, первоначально имела место недооценка грузинских возможностей в сфере ПВО. При этом грузинская ПВО, как сообщается, опиралась в основном на получение информации от радиолокаторов пассивной разведки "Кольчуга-М", минимально используя активные радары, а грузинские самоходные ЗРК "Бук-М1" и "Оса-АК/АКМ" применяли тактику действия из засад. Это затрудняло борьбу с грузинскими средствами ПВО. Согласно последним неофициальным сведениям, грузинские "Бук-М1" SAM systems смогли в первый день войны 8 августа сбить четыре российских самолета - три штурмовика Су-25 и один бомбардировщик среднего радиуса действия Ту-22М3.".

"…в частности, все утраченные в ходе конфликта Су-25 поражены ЗРК "Оса-АКМ."

17 окт - РИА Новости. Три российских штурмовика Су-25 были повреждены наземными средствами ПВО Грузии во время вооруженного конфликта в Южной Осетии, но смогли тогда вернуться на базу, сообщил в интервью РИА Новости в пятницу гендиректор 121-го авиаремонтного завода (Кубинка) Яков Каждан. Эти самолеты в настоящее время проходят ремонт и модернизацию на заводе в Кубинке и будут в ближайшее время возвращены в боевой строй. Каждан также сообщил, что проходящие ремонт на заводе три штурмовика Су-25 были повреждены именно наземными средствами ПВО, а не самолетами ВВС Грузии, не стрелковым оружием и не огнем артиллерии. "Характер повреждений трех самолетов позволяет нам говорить о том, что против них действовали наземные средства ПВО - переносные зенитно-ракетные комплексы, а также комплексы "Бук-М1", - сказал Каждан.

Официально признанные потери ВВС России не изменились с времен войны и по прежнему составляют 4 безвозвратно потерянных самолета - 1 ТУ-22М3, 3 Су-25 и 3 поврежденных Су-25, причем поврежденные машины будут восстановлены. Однако можно считать доказанным, что этот список не полон и к нему надо прибавить еще 2 потерянных Су-24М. Информация о других сбитых, списанных после боевых повреждений или отправленных в ремонт машинах не подтверждается. Возможно, еще 4 Су-25 и 2 Ми-24 и получили какие либо повреждения, однако, если этот факт и имел место, скорее всего повреждения были незначительны.

По окончании войны российские войска потеряли еще 2 вертолета Ми-8 уничтоженными в катастрофе, еще 4 (среди которых минимум один Ми-24) были повреждены. Кроме того, не исключена потеря 2-3 БПЛА.

Исходя из имеющейся информации можно сделать вывод, что в ходе войны грузинская ПВО сумела сбить только 2 самолета - Су-24 и Ту-22 и повредить еще 2 Су-25, один из которых впоследствии был сбит осетинскими ополченцами.

Таким образом, грузинские власти завысили успехи своей ПВО в 10 раз!

Интересно, что пропагандистский "напор" грузинских властей менялся в зависимости от текущей обстановки. В первые полтора дня боев большинство заявленных российских самолетов действительно было сбито (хотя и не всегда грузинскими войсками) или повреждено. Но как только 10.08.2008г. в боевых действиях наступил перелом, победные сводки прекратились. А уж в условиях хаоса и паники отступления 11-12 августа сообщения о победах посыпались как из рога изобилия, без малейших на то оснований. Отчасти это признают и сами грузины:

"Невзирая на то, что в первую же половину дня части войск противовоздушной обороны эффективно сбили три российских истребителя, морально -психологически вооруженные силы Грузии не оказались готовы к атаке с воздуха. А политическое руководство не поняло, что господство противника в воздухе могло быть решающим в исходе войны, и личный состав военных соединений был введен в неравный бой. К тому времени власть по разным агентствам распространяла заявления о сбитых самолетах противника, рисовалась этим, и чаще называла преувеличенные цифры".

Все остальные безвозвратные потери - 3 Су-25 и 1 Су-24, а так же 2 поврежденных Су-25 возникли вследствие "дружественного" огня российский войск и осетинских ополченцев. Вероятнее всего, огнем своих войск были сбиты и 2-3 российских БПЛА.

Следовательно, не подтверждается широко распространившаяся в СМИ информация о силе грузинской ПВО, эффективно противодействующей российской авиации. В чем причина этого?

Выше уже были представлены типы ЗРК и ЗА, использовавшиеся грузинской и российской ПВО в войне, однако нужно оценить их количество. Прежде всего, следует отметить, что грузинская ПВО была довольно малочисленной, и не могла прикрыть всю территорию страны:

"Согласно Регистру ООН, в Украине Грузия в 2007г. ... приобрела 1 ЗРК "Оса-АКМ" (по информации сайта МО РФ - 10 ПУ) и 1 дивизион ЗРК "Бук-М1". В частности, в документах специальной комиссии Верховной Рады отмечается, что в 2007 г. Грузии было поставлено 6 ЗРК "Бук-М1", 48 ЗУР…Информация о поставках в 2007 г. 4 ЗРК "Оса", 2 ЗРК "Куб" и 2 ЗРК "Круг" также вполне правдоподобна, однако пока также нет подтверждений этих поставок из других источников. …Следует отметить, что в отношении поставок ЗРК "Бук-M1" после публикации в "Известиях" возникла серьезная путаница. В перечне вооружений, которые поставила Украина Грузии в 2007 г. значатся 6 ед. ЗРК "Бук-M1". В дальнейшем это было интерпретировано как 6 дивизионов ЗРК "Бук-M1". На самом дел речь идет о шести самоходных огневых установках (СОУ), которые по штату формируют 1 дивизион ЗРК "Бук-М1". В состав дивизиона входят 3 батареи, в каждой из которых имеется 2 СОУ. Кроме того, в состав дивизиона входят командный пункт (КП), станция обнаружения целей (СОЦ) - РЛС 9С18М1 "Купол", а также 8 пускозаряжающих установок (ПЗУ) - по одной на каждую СОУ и две запасные на КП. Количество ЗУР 9М38, которые были поставлены вместе с комплексом (48 ед.) подтверждает, что Грузии в 2007 г. был передан один дивизион ЗРК "Бук-M1". Поскольку на каждой СОУ размещаются 4 ракеты, Грузии был поставлен двойной боекомплект".

"…ПВО Грузии - три дивизиона Буков (один не учас.в войне) 5 "Ос"(с ракетами выр.ресурс), с-125(не рабочее состояние на момент войны), ПЗРК гром стрела илга - 120 ПУ(1000ракет) - очень мало на 30.000 армию. Всего по три ПЗРК на батальен. И ЗРК спайдер 1-2 машины. Сие ПВО было расчитанно на войну с сепаратистами и противодействию немассированному применению НЛО с лейблом мишки в берлоге…".

С учетом того, что поставленные из Украины летом 2008г. 2 дополнительные СОУ ЗРК "Бук-М1" были захвачены нашими войсками и не приняли участия в боевых действиях, в зоне конфликта грузины могли располагать 6 СОУ "Бук-М1", 1-2 "Spider", и 5-14 "Оса-АКМ". Вероятно, "Оса-АКМ" было именно 5, т.к. такое количество было захвачено в качестве трофеев. Столь небольшое количество ЗРК еще могло обеспечивать ПВО Цхинвальского и Знаурского района, а так же окраин Гори, но на большее его хватить не могло. Это подтверждается тем, что все достоверные потери российской авиации (Су-24М и Ту-22М3) от действий грузинских ЗРК имели место над районом боевых действий, в Южной Осетии и прилегающих районах.

В тоже время российская авиация практически беспрепятственно бомбила всю территорию Грузии.

В связи с этим весьма сомнительно выглядит утверждение автора статьи:

о том, что:

"Как бы специально, по окончании активных военных действий по установлению мира, 14 августа 2008 г. грузинские вооруженные силы решили продемонстрировать России всю мощь своей ПВО, которая была задействована в боевых действиях. Средствами радиотехнической разведки самолетов и вертолетов РЭБ российских ВВС была вскрыта работа большого количества РЛС РТВ ВС Грузии различных частотных диапазонов - П-18, П-37, 36Д6, ASR-12, активное применение (включение и длительная работа в эфире) ЗРК "Бук-М1", "Оса-АКМ", С-125, ПЗРК типа "Стрела", "Игла" и "Стингер", а также зафиксирована работа РПЦ ЗРК С-200 и "Круг". Тем самым подтверждалось, что группировка ПВО Грузии функционирует и готова к ведению боевых действий.".

Наличие у грузин указанных ЗРК С-200 и "Стингер" не подтверждается никакими иными источниками и вероятно, является фантазией автора.

Стационарные комплексы С-125, расположенные неподалеку от Поти, согласно доступной информации, так же были небоеспособны, хотя украинские специалисты и отремонтировали в 2007г. 6 ПУ:

Поставка ЗРК "Куб" и "Круг" так же не доказана, нет никаких упоминаний об использовании их в боевых действиях. Зато о действительно примененных грузинами ЗРК "Spider" израильского производства автор статьи не говорит ни слова.

До сих пор неясно, был ли "Spider" захвачен российскими войсками или же им достались только части ракет, а фотографии ЗРК сделаны грузинскими военнослужащими.

Что же касается средств контроля воздушной обстановки, то у Грузии действительно имелось множество РЛС, в том числе и в зоне конфликта:

30.04.2007, 11:15. Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта вновь подтвердили незаконное нахождение в зоне конфликта радиолокационной станции РЛС ПВО Грузии.Как сообщил ИА REGNUM помощник командующего ССПМ по работе с СМИ Владимир Иванов, "группой военных наблюдателей от России, Северной Осетии и Грузии вновь подтверждено незаконное нахождение РЛС ПВО Грузии в 1,5 км южнее населенного пункта Шавшевеби в зоне грузино-осетинского конфликта".

Там располагалась одна из двух закупленных РЛС украинского производства:

13.06.2006, 13:43:06. Украина поставила Грузии две радиолокационные станции 36Д6-М. Об этом, как передает РБК , сообщил источник в украинских оборонных кругах.

По его словам, грузинская сторона полностью рассчиталась за РЛС, полученные в марте этого года. Не исключено, что Тбилиси инициирует расширение заказа.

Купленные Грузией станции призваны обеспечивать контроль воздушного пространства над Тбилиси. Станции 36Д6-М предназначены для обнаружения воздушных целей, в том числе малоразмерных, медленно летящих и "зависших" вертолетов, автоматического сопровождения целей и выдачи целеуказания на командный пункт ПВО. Станция может работать в режиме автономного пункта управления.

Помимо указанной РЛС были и другие радиотехнические средства:

"…Кроме того, система пассивной локации была развёрнута на позиции восточнее Гори. И таким образом была создана группировка, которая себя до момента нападения никак не выявила, не включалась, не обозначалась, и разведка радио радиолокационного излучения, которая велась нами, она не была выявлена.".

Система пассивной локации - очевидно комплекс радиотехнической разведки "Кольчуга-М", поставленный из Украины.

Использование указанной техники давало грузинам возможность осуществления радиолокационного контроля над всем Цхинвальским регионом и во многом предопределило первые потери нашей авиации. Атаки на развернутую систему ПВО последовали уже в первый день боев:

9.45, 8 августа Российский военный самолет сбросил снаряды около деревни Шавшвеби, на трассе между Поти и ТБилси, в 300-500 метрах от грузинского военного радара.

Однако уничтожить её, а так же другие грузинские РЛС удалось только к исходу второго дня боев:

"По обстоятельствам: РЛС уничтожена в ночь с 9 на 10 в рамках операции ВВС РФ по подавлению системы ПВО Грузии. Об уничтожении имеется запись в пресс-релизе Совета национальной безопасности Грузии за 10-11 августа, где он назван "гражданским"

"<10.08.08> 00.30 В результате бомбардировки разрушен гражданский радар в селе Шашвеби западнее от Гори." В ту же ночь с применением ПРР был уничтожен центральный радар в Лениниси и радар ASR-12 в селе Патара Лило.".

Помимо уже указанных РСЛ П36Д6-М, нашей авиацией были уничтожены все основные РЛС, в частности в аэропорту Тбилиси:

Кроме того, российским войсками была уничтожена как минимум одна РЛС П-18, модернизированная на Украине. Фактически, все реальные успехи грузинских ЗРК, подтвержденные множеством источников, относятся к первому дню боев. Можно предположить, что уже к вечеру 09.08.2008г. централизованная система ПВО была выведена из строя - как уничтожением радаров и пусковых установок ЗРК, так и применением радиоэлектронных помех.

"С началом военных действий в первых же вылетах силами авиации ВВС были выявлены и подавлены до 5 боевых машин "Оса-АКМ", до двух СОУ и одна СОЦ "Бук", а также ЗРК С-125. Все ЗРК либо были полностью подавлены, либо предпринимали безуспешные попытки наведения ЗУР, что было зафиксировано по режимам работы и параметрам сигналов РЭС ЗРК. В ходе ведения боевых действий наибольшую эффективность показал бортовой комплекс радиоэлектронной обороны Су-34. Силами РЭБ осуществлялось радиоэлектронное подавление РЛС Грузии 36Д6, П-37, 5Н87, П-18, 19Ж6, ПРВ-9, -11, -13, ASR-12 в районах н.п. ГОРИ, ТБИЛИСИ и МАРНЕУЛИ. Вместе с тем, в ходе осуществляемого радиоэлектронного подавления РЭС противника наблюдались помехи и нашим РЭС типа 5Н84, 5Н87, П-18, П-37, размещенных на удалении 100-120 км от зоны постановки самолетами Ан-12пп… С началом проведения операции прикрытие ударных групп самолетов и вертолетов, наносящих удары по назначенным целям, осуществлялось силами самолетов и вертолетов - постановщиков помех путем радиоэлектронного подавления РЛС РТВ и ЗРВ Грузии с заданных рубежей и из назначенных зон постановки помех. При обеспечении действий авиации на Абхазском и Юго-Осетинском направлениях помехи ставились из зон барражирования группами вертолетов Ми-8ппа и М-8смв-пг с высот Н = 2-3,5 тыс. м для подавления РЛС РТВ и РЭС ЗРК С-125 и "Бук" Грузии. Ударными самолетами Су-34 помехи ставились из боевых порядков в целях подавления РЭС, что не позволяло ЗРК Грузии (и это было зафиксировано) успешно проводить отстройку от помех, а по наиболее опасным РЭС ЗРК "Бук" и С-125 наносились удары ракетами "воздух-РЛС".

Более того, встречалась информация, что сразу после окончания войны грузинские власти не могли контролировать воздушное пространство над Грузией, и для организации гражданских полетов потребовалось вмешательство французских специалистов.

Помимо указанных выше комплексов ПВО, на вооружении грузинских войск имелись и ПЗРК различных типов.. Кстати, неясно, возможна ли указанная в статье "длительная работа в эфире" ПЗРК. Вероятно, имеется в виду запросчики системы "свой-чужой".

Согласно имеющейся информации, за последние годы в Грузию было поставлено около 200-230 ПЗРК "Стрела-2М", "Игла", "Гром" и 800-1000 ракет к ним:

"Согласно Регистру ООН, в Украине Грузия …200 ПЗРК "Стрела" и "Игла"…

Информация о поставках в 2007 г. 150-200 ПЗРК "Стрела" и "Игла" (очевидно, имеется в виду количество ЗУР без указания количества ПУ) …также вполне правдоподобна, однако пока также нет подтверждений этих поставок из других источников…Чехия также оказала значительную помощь в вооружении грузинской армии. С 2000 года Грузии было поставлено...200 ПЗРК "Стрела-2М"…В Болгарии Грузия закупила…12 23-мм зенитных установок ЗУ-23-2М, 4 23-мм ЗСУ-23-4 "Шилка", 500 ракет к ПЗРК "Игла"…в 2007 году Польша передала Грузии 30 ПЗРК "Гром" (модифицированный вариант лицензионного ПЗРК "Игла-1") и 100 ракет к ним.".

"Петр Пашковский, официальный представитель МИД Польши: "Мы подтверждаем, что Польша продала 100 комплектов типа "Гром" в Грузию.".

На первый взгляд, такого количества ПЗРК и ракет к ним должно было с избытком хватить для противодействия российской авиации в зоне конфликта. Судя по многочисленным видеороликам применения наших Су-25, например атаки в первый день войны грузинской авиабазы Марнеули, российские "Грачи" представляли собой заманчивые цели для средств ПВО. Но если не считать явно пропагандистский репортаж о "подвигах" сержанта Мукутадзе, единственным более-менее подтвержденным успехом грузинских ПЗРК является повреждение неким зенитчиком Бухрикидзе Су-25 Кобылаша, причем сбит он был только второй ракетой, выпущенной осетинскими ополченцами. Возможно, причина в том, что в зоне боев ПЗРК у грузинских войск было немного, т.к. часть ракет так и не была использована в войне:

"…на складе в Гори, наши воины нашли 48 комплексов ПЗРК "Игла" и 200 ракет к ним…".

А оставшиеся немногочисленные ПЗРК вероятно были распределены по объектам всей территории Грузии, о чем свидетельствует фотография бравого грузинского зенитчика из Поти:

Таким образом, непосредственно в зоне боевых действий количество грузинских ПЗРК было невелико.

Кроме того, среди изъятого после войны оружия встречались пусковые установки ПЗРК явно кустарного производства:

Подобное состояние дел подтверждается и самими грузинами:

"…Всего у нас была 1 современная, модифицированный евреями установка ПВО, 3-4 БУКа, стрелы и иглы в частях, у многих вообще ничего не было, в подразделении Сержа вообще ничего противовоздушного не было. Три раза были случаи, когда у них была замечательная возможность сбить, но вследствие того, что у них ничего не было, они просто смотрели как летела вражеская авиация над головой…"

"…Примерно в 23:00 часов 10 августа при первом же облете вертолет неприятеля обнаружил и взорвал поставленные без маскировки танк и "Хайлюкс" IV бригады. Две "Стрелы", которые имелись на вооружении у 43-го батальона, не сработали (оказались непригодными). Это был не первый случай…"

"…ПВО работало. были три системы что то из израиля что не знаю не видел и может и не было ничего, буки и оса. использовали ПЗРК но их почему то было очень мало…".

"…8 августа, утром, идя пешком в направлении Цхинвали вместе с телерепортерами, возле села Эргнети, попал под авианалет - российский штурмовик прямо перед нами расстрелял 30 мм неуправляемыми ракетами “Лендроверы” сенакской второй пехотной бригады... штурмовик летел на высоте несколько сотен метров, иногда опускаясь очень низко, до 50-100 метров. От бессилия я кусал губы. Если в тот момент у меня был “Гром”, ”Стрела” или хотя бы ”Игла”, непременно “снял” бы его и прекратил безнаказанный полет над грузинскими селами и военными автоколоннами…..(в тот момент высоко, в облаках над Цхинвали, промелькнул русский двухкилевой истребитель)…".

Кроме того, помимо современных средств ПВО, по крайне мере один российский самолет - Су-25СМ № 08 полковника Олега Молосова из 361-го ОШАП был поврежден огнем ЗА, вероятно С-60.

В целом можно сделать вывод, что все потери (2 самолета) российская авиация понесла до подавления грузинской ПВО, что связано с дефицитом времени в первый день войны и необходимостью немедленного оказания помощи российским миротворцам и жителям Цхинвала. Действия ПЗРК и ЗА, нечувствительных к примирению радиоэлектронных помех и (при надлежащей маскировке) труднопоражаемых, оказались неэффективными вследствие их малочисленности и плохого технического состояния.

Что же касается потерь российской авиации от дружественного огня, то они оказались очень высокими. Два Су-25 были сбиты и два повреждены с помощью ПЗРК достоверно, еще один вероятно ЗРК "Оса-АК". Кроме того, второй потерянный Су-24М по имеющимся сведениям возможно так же был сбит осетинскими ополченцами из ПЗРК. Таким образом, 4-5 целей (половина из сбитых и поврежденных) были поражены на сравнительно небольшой дистанции, при визуальном контакте, позволяющим увидеть окраску самолета. Учитывая однотипность применяемых сторонами самолетов, а так же неоднократные случаи нанесения ударов по своим войскам, определить принадлежность штурмовиков российским солдатам (и тем более ополченцам!) было не легко. В этой связи вызывает сожаление, что помимо указанных выше способов борьбы с ПВО противника (постановка помех, уничтожение радаров и ЗРК) наши летчики не применяли такой простой и в тоже время достаточно эффективный способ предотвращения "дружественного" огня, как элементы быстрого опознавания (ЭБО). Возможно, нанесение ЭБО на самолеты (по аналогии с действиями в Нормандии в 1944г., в Чехословакии в 1968г. или в арабо-израильских конфликтах), позволило бы снизить потери.

Но если информация о российских потерях противоречива, то сведения об использовании авиации и о потерях грузинской стороны либо вообще отсутствуют, либо явно недостоверны. Прежде всего нет какого либо официального, итогового списка побед ПВО российской армии и осетинских ополченцев. В немногочисленных комментариях официальных лиц и "экспертов" приводятся различные данные:

"…В свою очередь, как сообщалось, ПВО российских войск сбило три грузинских Су-25", - говорится в статье российского эксперта.".

"…начальник войсковой противовоздушной обороны Сухопутных войск генерал-майор Михаил КРУШ …Наиболее эффективно применялись подразделения ЗРК "Оса-АК", способные вести борьбу с малоразмерными и малоскоростными воздушными целями в ночное время…В результате противовоздушных боев средствами нашей войсковой ПВО были сбиты штурмовик Су-25КМ и три БЛА "Гермес" израильского производства. При этом наибольшую эффективность показали мобильные ЗРК ближнего действия, что обусловлено их высокой маневренностью, внезапностью действия, малым временем реакции и циклом стрельбы, а также высокой вероятностью поражения малоразмерных высокоманевренных целей…С нашей стороны наиболее эффективно применялись по противнику, повторю, ПЗРК "Игла" и ЗРК "Стрела-10", "Оса".".

Информация в последнем сообщении похоже на правду, только вот победа российских ЗРК "Оса-АК" была описана выше, да и БПЛА, обстреливаемые нашими солдатами в зоне конфликта, совсем не похожи на "Гермес".

Другим источником информации о победах являются сообщения информагентств, согласно которым в ходе боевых действий было заявлено уничтоженными 6 грузинских Су-25 (по одному 08,09,10 и 3 11.08.2008г.) и один вертолет 11.08.2008г. Фактически, 08 и 09 числа были сбиты российские штурмовики, а 11.08.2008г. 2 "Грача" с красными звездами были повреждены. Из указанного списка на "долю" грузин остается Су-25, предположительно сбитый в воздушном бою 10.08.2008г., Су-25 сбитый 11.08.2008г. и уничтоженный в этот же день вертолет (вероятно, Ми-24). Официально грузинской стороной признана потеря 7 ЛА - 3 Ми-24 (б/н одного -05, остальных неизвестен) Ми-14 (б/н 07) и 3 Ан-2. Можно привести уже упоминавшуюся статью из грузинского журнала:

"Журнал публикует статью Ираклия Аладашвили (главный редактор журнала) под заголовком "Враг не смог сбить ни одного грузинского самолета и вертолета".

Как сообщает автор, первый боевой вылет грузинские штурмовики совершили в 6:30 8-го августа. Изначально к взлету готовили 6 самолетов. У одного из штурмовиков возникли проблемы с двигателем, взлетели пять машин. Один вернулся на базу из-за неполадок системы управления вооружением. На задание в итоге полетели четыре машины.

Около Джавы пилоты обнаружили колонну российской техники около 40 единиц. На колонну сбросили 24 250-килограммовые бомбы ФАБ 250. Автор статьи сообщает, что в результате этого налета было уничтожено до 10 единиц техники. Все четыре самолета благополучно вернулись на базу в 7:32 и их тут же начали готовить к следующему боевому вылету.".

Существует множество описаний первого удара грузинских штурмовиков:

"…Поселок Джава считали спокойным…Хозяйка побежала готовить для нас горячий чай, а мимо пошла колонна российской бронетехники … Но какова была наша радость, когда пошла авиация! Самолеты Су-25 с красными звездами! "Так этим грузинам, так им", — кричали мы в унисон с не спавшими которые сутки подряд местными жителями. Но радость была короткой. Самолеты сделали непонятный поворот и пошли по второму кругу, пролетая уже совсем близко над поселком. Авиация оказалась грузинской. Я очнулся под рухнувшей на меня дверью. Рядом Жорка (наш оператор) стонал от жуткой боли — одна из глыбин попала ему в спину. На третьем круге грузинских самолетов над Джавой пошли снаряды. Самый первый, как выяснилось, разорвался в тридцати метрах от нас. Мы успели почувствовать ударную волну еще от нескольких разрывов, прежде чем решили ехать дальше. Рядом суетился наш ассистент: мол, в одну воронку второй снаряд не падает...".

"Санакоев Анзор Фомаевич 1948 г.р. житель п. Джава РЮО: Я был свидетелем того как грузинский военный самолет 8 августа 2008 года пролетая над пос.Джава сбросил бомбы, которые попали в дома мирных граждан.".

Имеется так же два видеоролика атаки грузинской авиации на российскую колонну утром 08.08.2008г., снятых с разных точек:

Заявление об уничтожении до 10 единиц техники является преувеличением, но бомбы действительно легли очень близко к колонне.

Следует обратить внимание на яркую вспышку в небе справа-впереди атакующей пары.

Это похоже на пуск НУРС - но по информации Аладашвили в этом вылете Су-25 несли только бомбы, сброшенные с одного захода, после чего один из штурмовиков сделал второй заход, обстреляв колонну из пушки, да и в кадре этот огонь виден не менее 3 секунд. Более вероятно, что в объектив попал горящих самолет. В таком случае, не исключено, что приведенные выше сообщения о пленении 8 августа разведротой капитана Ухватова грузинского летчика могут иметь под собой основания. К сожалению, после взрыва бомбы оператору было не до съемки, и более этот объект в кадр не попал. Впрочем, данных об уничтожении грузинского самолета ранним утром 08.08.2008г. нет.

Дальнейшие откровения Аладашвили о действиях Су-25 не имеют ничего общего с фактически имевшими место событиями:

"…Однако вылет не состоялся, так как вскоре над Цхинвали показались российские истребители (Су-27 или Миг 29), поэтому вместо вылета штурмовики рассредоточили по разным углам аэродрома и спрятали. Этот аэродром (который не называется), 8 августа и позже неоднократно бомбили российские штурмовики, однако грузинские боевые самолеты остались целы. В боевых действиях принимали участие также ударные вертолеты Ми-24, которые осуществили 4 боевых вылета 8-го, 9- го и 10-го августа. Автор статьи утверждает, что за время боевых действий грузинские ВВС не потеряли в боях ни одного самолета и вертолета…8 августа российские самолеты Су-25 и Су-24 четыре раза бомбили грузинскую авиабазу в Марнеули. На аэродроме было уничтожено три самолета Ан-2, погибло трое военнослужащих ВВС Грузии. После того, как российские войска заняли грузинскую военную базу в Сенаки, они уничтожили два стоящих на аэродроме вертолета Ми-24 и один Ми-14. По информации автора, Ми-14 уже давно не летал, а у уничтоженных Ми-24 летный ресурс был почти исчерпан. Кроме того, во время боевых действий потерпел аварию один ударный вертолет (скорее всего Ми-24), экипаж не пострадал. Таким образом, по информации журнала "Арсенал", грузинская авиация в ходе боевых действий не понесла потерь в бою, потери были только на аэродромах. Ни один из грузинских пилотов не погиб.".

Более детальный и точный перевод указанной статьи представлен в журнале "Авиация и Время" №6/2008г.:

Как уже говорилось, сведения о количестве боевых вылетов грузинских Су-25 недостоверны - множеством источников было отмечено несколько боевых вылетов, а 10.08.2008г. грузинский штурмовик пытался бомбить Гуфту и был перехвачен российскими истребителями. Соответственно, вызывает сомнения и другая информация, в частности о количестве погибших - на самом деле их было 5, о боевых вылетах грузинских вертолетов и конечно о потерях. Сведения Аладашвили любопытно сравнить с сообщениями на интернет-форумах, в том числе и с грузинской стороны:

"…ВВС Грузии совершили за время конфликта приблезительно 30 боевых вылетов.4-кой (2 раза 1 сбит), 2-кой (3 раза) на Цхинвал, 2-кой на Джаву (1 раз), 4-кой на российскую колонну 58-й армии, (1-раз, 1 сбит) 1-см (1 раз) на Рокский тоннель (участок дороги на выходе из тоннеля, не подпущен к Рокки 2-кой МиГ-29,сбросил бомбы в "белый свет" и ушел на базу)…"

Здесь перечислены 21 б/в и 2 сбитых, в том числе при налете 4-кой не российскую колонну.

"…можете верить можете нет всего ВВС потеряли 2 Ан-2, 2 Ми-24 (оба на аэродроме в Сенаки, 1 из них был неисправным) 1 Ми-8 (в Сенаки), 1 Су-25УБ (в Марнеули).

Что касается боёв, участвовали всего 4 борта, все Су-25 Скорпион

ни один из них не был сбит, но 3 из них получили повреждение, у одного у хвоста практически весь корпус в дырках. Вообще ВВС действовали этапами, 8-9 числа летали, 10-11 не летали и 12 было 3 вылета после того как артиллерийский расчёт случайно накрыл российский мобильный радар.".

"…все источники с нашей стороны однозначно утверждают, что не потеряно ни одного Су-25. я сам пытаюсь докопаться до истины. со слов служащего ВВС Грузии потерянны 4 вертолёта (все на земле) и при бомбёжке Марнеули всякая рухлядь, вроде Ан-2 и тому подобных. как только боле мене всё станет ясным, я выложу уточнённую информацию (если останусь в этом форуме)…"

"…В Марнеули во время налёта было уничтожено 2 и поврежден 1 Су-25. Получается что Грузия потеряла 2 сушки сбитыми и 2 уничтоженными на земле. Степень повреждений 5-ого в Марнеули неизвестен, хотя как мне говорили вполне может быть что его тоже можно считать безвозвратно потерянными если технари не сотворят чудо…".

Как видно из различных сообщений, путаница во всем - в типе и количестве самолетов, участвовавших в боях, в данных о потерях. Большинство источников сходятся на том, что грузинские ВВС не понесли безвозвратных потерь в воздухе (за исключением потерпевшего аварию, возможно не без помощи сержанта Станислава Сватко, Ми-24) и 1-2 поврежденных Су-25, потери на земле составили от 1 Су-25УБ до 3 Су-25. В других случаях говорится 2 сбитых в воздухе. Кроме того, в сообщениях упоминается "всякая рухлядь", уничтоженная на авиабазе Марнеули. Неясно, входят ли в её состав 9 грузинских L-29, дислоцированных на этом аэродроме и судя по фотографиям, стоявших на открытых площадках, рядом с уничтоженными впоследствии Ан-2, в отличии от 10 более современных L-39, хранящихся в укрытиях.

Несмотря на то, что эти фотографии были сделаны задолго до войны, Ан-2 уничтожены на том же месте, следовательно, можно предположить, что и L-29 остались на своих стоянках. В пользу этой версии говорит и отсутствие каких либо других фотографий разгромленного аэродрома Марнеули. Единственное фото с сайта http://www.milkavkaz.net , приведенное выше, впоследствии было удалено пользователем. Подобная "конспирология" наводит на подозрения.

Любопытна и последовательность сообщений о налетах на авиабазы:

17:35, 8 августа Марнеульская военная авиабаза, расположенная в 20 км к югу от Тбилиси, и находящаяся вне зоны конфликта, бомбардирована в третий раз. Один человек погиб и четверо ранены. В результате трех бомбардировок три самолета АН-4 и военная бронетехника авиабазы были уничтожены.

16.30, 8 августа Российская авиация бомбит военные авиабазы в Марнеули и Болниси, расположенные в 20 км и 35 км к югу от Тбилиси. Два самолета МО Грузии были уничтожены на земле. Разрушены здания, есть жертвы.

Косвенным доказательством того, что на авиабазе Марнеули было уничтожено более 3 Ан-2, служит приведенная выше видеозапись второй атаки 2 Су-25 в 17:00. Столб дыма от стоящих рядом с друг другом трех Ан-2 и автомашин появился только после атаки одного из штурмовиков со стрельбой из пушки. Однако, первые сообщения о двух уничтоженных на земле самолетах самолета МО Грузии появились получасом раньше, после атаки 2 Су-24:

Значит, эти 2 самолета (возможно Су-25) стояли на другой площадке авиабазы, вдали от трех Ан-2 и к моменту атаки в 17:00 уже были уничтожены. Одним из возможных кандидатов в "покойники" может быть Су-25УБ, б/н 21, одна из двух "спарок", имевшихся в ВВС Грузии до войны.

Учитывая небольшую численность грузинских ВВС, их фактические потери в конфликте можно было бы легко определить, зная послевоенное количество самолетов. Однако грузинская сторона по каким то причинам не спешит "открыть карты". Это довольно странно, ведь фотографии или видеосюжеты с Су-25 (кстати, довольно часто демонстрировавшиеся публике до войны, без какой либо оглядки на секретность) были бы лучшим доказательством отсутствия потерь. В сети Internet проходила информация о послевоенном состоянии парка Су-25:

"...Число Су-25 всех моделей, сохранившихся у Грузии на конец войны, оценивается как 7.".

Позже по грузинскому телевидению прошёл сюжет о первых послевоенных учениях с участием Су-25. В кадр попали 2 Су-25 - б/н 17 и 23 и Су-25УБ б/н20.

Возможно, еще одним уцелевшим был Су-25 б/н 12. Учитывая множество упоминаний об уничтожении на земле именно Су-25УБ, и сохранность б/н20, потерянным самолетом может быть только б/н 21.

Кроме того, достоверно известно об имеющихся в послевоенной Грузии 2 Ми-24 (б/н 07 и 08), 3 L-39, 2 Ми-8 и 1Ирокез.

Какова же эффективность действий авиации обоих сторон и насколько серьезны понесенные в ходе войны потери? Совершенно ясно, что российская авиация внесла очень большой вклад в общую победу над врагом. Достаточно сказать, что только после одного из первых ударов российских штурмовиков, результаты которого стали широко известны по фотографиям в сети Internet, было убито 22 грузинских солдата, т.е. более 10% официально признанных потерь:

Командир штурмового авиаполка Сергей Кобылаш 8 августа первым вылетел на защиту Цхинвала. "8-го числа, когда я делал самый первый вылет, прошел над их колонной, они все стояли со спокойно поднятыми головами, - рассказывает Сергей, - смотрели на меня, думали, наверное, что это их штурмовики. Ну, потом, когда второй заход делал, уже никого не было. То есть и потом мы их начали долбить, долбить, долбить. Пускай не надеются, что будут безнаказанные. Мы достанем далеко".

"…Недавно из тбилисского СИЗО выпустили (вышел акт помилования) офицеров, осужденных за дезертирство, они много чего интересного рассказали… А еще слышны обвинения в адрес командира одной из рот 42-го батальона 4-й ПБ, который устроил построение в "Дубовой роще", как раз в это время по ним и долбанули с воздуха. После этого указанный командир вместе с еще несколькими командирами ПБ взял руки в ноги и свалил, оставил своих людей умирать. По их словам самолет летал над ними очень низко и они думали что это грузинский, даже видели пилота и махали ему руками".

"…Потом вдруг появились еще два самолета и те тоже прошлись по городу. Они поработали, за ними прилетел один самолет, но когда прилетел последний, вдруг смотрю - с севера летят два самолета, я обрадовался и тихо говорю другим пленным, это наши, русские, летят, а они мне в ответ "да какие русские, они нас предали как и в 1991 году, когда вывели советские войска". Грузины тоже удивились, мол, с чего это наши с севера залетели, и укрылись в дубовой роще. Самолеты пролетели над нами и полетели в сторону села Кехви, сбросили там бомбы на грузинские войска. Грузины подумали, что это на город сбросили бомбы. Вылезли обратно из леса и закричали радостно: "чуени эреба" - "это наши". А русские самолеты тем временем сделали круг над городом, пролетели над грузинскими позициями и разбомбили их. Один из грузин, который рядом лег с нами, был убит, когда русские сбрасывали бомбы, остальные 15, что стояли ближе всех, тоже повалились, двое или трое только смоги спастись… Оставшиеся живыми грузинские солдаты бежали кто на уцелевших танках, кто на БТР-ах, остальные пешком, часть сторону с. Никози, остальные в сторону с. Тбет.".

А ведь это только один боевой вылет! Были и многие другие, последствия которых широко известны:

Помимо непосредственного уничтожения живой силы и техники противника на поле боя, российские самолеты наносили удары практически по всей территории Грузии, изолируя район боевых действий, уничтожая военную инфраструктуру и оказывая огромное психологическое давление на вооруженные силы и население Грузии.

Значение этого трудно переоценить - ведь признаки паники, потери воли к сопротивлению наблюдались даже у высшего военно-политического руководства Грузии!

В тоже время неясно, почему, несмотря на удары по грузинским авиабазам не удалось полностью их уничтожить, благодаря чему вражеские штурмовики и вертолеты до последнего дня атаковали наши войска.

Возникают вопросы по работе нашей ПВО, гораздо более эффективно сбивавшей свои собственные самолеты, чем вражеские и конечно, непонятны действия наших истребителей, за все время конфликта всего один раз вступивших в воздушный бой с неясными результатами, при том, что грузинская авиация выполнила множество вылетов.

Насколько велика цена, которую заплатили наши ВВС за одержанную победу?

В журнале Авиапарк№4-2008г. приводятся данные о количестве боевых вылетов ВВС России - около 600. Эти цифры трудно подтвердить или опровергнуть. В частности, грузинские власти к исходу первого дня боев (когда им еще удавалось сохранять контроль над ситуацией и отслеживать российские самолеты) заявили о 22 налетах:

Всего, по согласно информации Министерства обороны Грузии, на 22:40 8 августа российские самолеты нарушили грузинское воздушное пространство 22 раза.

Т.к. большинство авиаударов выполнялось в составе звена или пары самолетов, можно предположить, что в первый день наши ВВС совершили около 80-100 б/в. В дальнейшем количество вылетов не снижалось, так что цифру 600 б/в за 5 дней боев можно считать минимальной, без учета действий истребительной и транспортной авиации, вертолетов. В сети Internet встречались утверждения о 2000 вылетах. Скорее всего, достоверные цифры находятся где то посередине. Таким образом, поставленная цель - принуждение к миру была достигнута практически за 4 суток во взаимодействии сухопутных войск, ВВС и ВМС, сравнительно небольшим количеством б/в, несравнимым, например с действиями США в Югославии. Потерянные 6 самолетов ударной авиации составили 0,3-1% от количества боевых вылетов, а вероятнее всего и того меньше, что вполне сопоставимо с потерями авиации в других локальных конфликтах с противником, имеющим сильную ПВО. Другое дело, что и эти потери можно было бы минимизировать, проведя подавление грузинской ПВО, устранив фактор "дружественнго" огня - но времени для этого, к сожалению не было. Если же не учитывать "дружественный" огонь, то победы грузинской ПВО составляют 0,1-03% от количества боевых вылетов российских самолетов.

Изучая действия грузинских ВВС (как и всех вооруженных сил) можно сказать что их действия были направлены именно на борьбу с российскими миротворцами, вооруженными формированиями и населением Южной Осетии и, но никак не на противодействие российской армии. Это подтверждается и направленностью их ударов:

"С грузинской стороны была представлена группировка 8 СУ-25, они в Тбилиси на заводе ремонтировались в советский период. Были у них вертолётная группировка. Она, естественно, не имела серьёзного стратегического уровня авиации, как у нас. И серьёзного противодействия не оказала. В начальной стадии по миротворцам они применялись, СУ-25, кстати, они нанесли удар грузинские ВВС по лагерю миротворцев в начале конфликта, и вывели из строя всю подвижную часть, т.е. лишив мобильности.".

Если основной целью операции "Цминда Вели" было противодействие российским войскам (которые на тот момент принятия решения еще не находились на территории Южной Осетии), то непонятно, почему в первое утро против них был сделан только один вылет силами 6 штурмовиков, причем до цели добрались только 4. А ведь с момента принятия решения о начале операции прошло несколько часов, но в строй все 8 (по другим данным 10 или даже 12) Су-25 так и не ввели. Более того, не было сделано даже попытки применить против российских войск имеющиеся 10 L-39 и 9 L-29. А ведь эти машины успешно применялись в качестве легких штурмовиков в 90-е годы абхазской и азербайджанской стороной соответственно.

Конечно, это было чревато серьезными потерями, но для отражения столь глобальной задачи, как отражение "российской агрессии" с этим можно было смирится, да и наша ПВО в первые часы еще не была полностью развернута. Например, в случае успешного удара по колонне у Джавы утром 08.08.2008г. не 4 штурмовиков, а всей грузинской авиации последствия могли быть очень печальны. К счастью, этого не произошло. Более того, даже поднявшиеся в воздух грузинские штурмовики и ударные вертолеты неоднократно атаковали Цхинвал, что никак не могло остановить наши войска и с точки зрения отражения "российской агрессии" было совершенно бессмысленно. Те же вылеты, которые все же были совершенны против российских войск были малоэффективны. Так, грузинским пилотам не удалось уничтожить Гуфтинский мост, о налетах на Рокский тоннель они и не помышляли. Основные усилия грузинской авиации были направлены на уничтожение мирного населения в Цхинвале.Это подтверждается тем, что в неофициальном списке потерь российской армии:

среди обстоятельств смерти 61 военнослужащего нет не одной ссылки на гибель в результате ударов с воздуха. Зато среди 364 погибших мирных жителей Южной Осетии у 24 в качестве причины смерти указано - погиб при бомбардировке:

Конечно, грузинские ВВС, как и все вооруженные силы не имели никаких шансов после принятия решения руководством России "не оставаться в стороне", но при умелом руководстве и высоком боевом духе могли нанести немало бед. Непонятно вообще, какие цели ставились перед грузинскими ВВС - нанести максимальный ущерб противнику, даже ценой высоких потерь? Остановить его продвижение? Сохранить собственные силы? Вероятнее всего, командование ВВС, как и все руководство Грузии, не ожидало вмешательства России и готовилось к "маленькой победоносной войне", а заявления о необходимости остановить российскую агрессию, сделанные после войны, были нужны только с целью оправдания своих агрессивных действий. В тоже время надо отдать должное командованию ВВС противника, сумевшему обеспечить выполнение отдельных, по существу "партизанских" вылетов в течении всей компании.

Если оценивать уровень относительных потерь, то даже при потере в воздухе всего одного вертолета на 30-40 вылетов за время конфликта, они составят около 3%, т.е. в 3 раза выше российских. Суммарные же абсолютные потери в 7-8 ЛА в воздухе и на земле (в том числе 1 штурмовик и 3 ударных вертолета) весьма чувствительны для небольших Грузинских ВВС, а относительно числа боевых вылетов достигают 20% ! Если же информация по потерях в воздухе и на земле еще нескольких Су-25 подтвердится, то статистика станет просто катастрофичной для грузин.

На основании вышеизложенной информации можно сделать вывод, что действия грузинской ПВО и авиации оказались малоэффективными а понесенные потери - высокими. Потери же российской авиации обусловлены прежде всего собственными ошибками и нехваткой времени на подавление сил ПВО в первый день конфликта.

Данный текст не закрывает тему потерь авиации в пятидневной войне. Возможно, с течением времени будет получена новая информация, проливающая свет на описанные выше события…

Вооружённый конфликт в августе 2008 года на территории Южной Осетии унёс много человеческих жизней, но до сих пор идут споры о точном количестве потерь российской армии. Данные часто противоречат друг другу, при публикации числа погибших каждая из сторон озвучивает свои цифры. Наиболее точную информацию предоставляют независимые военные эксперты, чьи исследования преследуют цель объективной оценки ситуации.

Официальные данные

Южная Осетия озвучила информацию 20 августа 2008 года, что в ходе боевых действий погибли 1492 человека, более полутора тысяч получили ранения. Также есть утраты среди мирного населения, 134 погибших гражданина. Заинтересованные лица подвергали эти данные острой критике, занижая или завышая озвученные цифры. Проблемы с подсчетами вызывает тот факт, что многие оказались захоронены в братских могилах.

В официальных российских данных есть серьёзные расхождения относительно погибших в августе на грузинской войне. Называются следующие цифры:

  • 74 человека погибло, 19 пропало без вести, 171 - ранен (начальник Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын);
  • 71 человек погиб и 340 - ранено (военный прокурор РФ С. Н. Фридинский);
  • 64 человека погибло, 3 пропали без вести, 283 - ранено (генерал армии Николай Панков заявил).

Также различается информация от разных лиц об участии со стороны России солдат срочной службы.

Официальные источники с российской и грузинской стороны обвиняют друг друга в занижении потерь во время вооруженного столкновения в августе. Грузия сообщает, что 215 её граждан погибло, 70 пропало без вести и ранено 1469 человек. Журналисты российской газеты «Коммерсантъ» сообщают, что только в один госпиталь были доставлены 200 убитых грузинских солдат, это становится прямым доказательством, что потери Грузии в войне 2008 года выше официальной статистики.

Пострадавшие журналисты

В освещении принимали участие журналисты из РФ, США и многих стран мира. Ухудшение ситуации в Южной Осетии прогнозировалось, многие вели журналистские расследования, вдруг оказавшись в гуще военных действий. Статистика показывает следующие данные:

  • 3 убито;
  • 9 получили легкие ранения (из них 1 — гражданин США);
  • 5 - тяжелые ранения.

Наибольшие потери зафиксированы 8 августа. Намеренной агрессии против журналистов не зафиксировано, многие оказались ранены во время обстрелов и воздушных бомбардировок кассетными бомбами. Особым случаем становится ранение в прямом эфире корреспондентки грузинского телевидения Тамары Урушадзе, высокая вероятность работы снайпера.

Потери в технике

Со стороны армии России потери авиации в Грузии 2008 года превысили утраты противника. Грузины не использовали воздушные силы, если не брать в расчёт редкие вылеты самолётов утром 8 августа. Официально зарегистрирована потерях трёх грузинских Ан-2 на аэродроме Марнеули в результате ударов российской авиации, которые продолжались весь конфликт в августе.

Распространён миф о высокой эффективности российских ВВС, при детальном же рассмотрении работа авиации вызывает множество нареканий.

Проблемы с воздушными силами РФ не стали причиной широкого обсуждения в прессе, а государственная пропаганда утверждала, что ВВС заслуживает высоких оценок. Поспорить с этими утверждениями позволяют следующие сведения:

  • потеря 6 самолётов (2 из них сбили собственные войска);
  • 1 вертолёт потерпел крушение;
  • ложные срабатывания систем распознавания «свой — чужой».

Неправильное опознавание своей и вражеской техники могло быть вызвано тем, что Южная Осетия не была своевременно проинформирована об участии в конфликте российской авиации. Военное столкновение длилось всего 5 дней августа, в нём сбили 7 единиц воздушной техники — статистика красноречиво показывает несостоятельность хвалебных статей в адрес ВВС РФ.

Разрушения и другие особенности конфликта

На границе Южной Осетии во время войны в августе 2008 года были полностью уничтожены 10 населённых пунктов, большинство из них являлось грузинскими сёлами. Информация подтверждается официальной статистикой обеих сторон. В первые дни войны в СМИ распространялась информация, что Цхинвали почти целиком разрушен, позже это оказалось дезинформацией. В городе находилось более 7 000 зданий, из них:

  • 10% не подлежат восстановлению;
  • 20% получили повреждения и требуют серьёзного ремонта;
  • 10% незначительно повреждены, они оказались быстро восстановлены.

Одни и те же события стороны подают с разных сторон. Российские СМИ утверждали, что международные наблюдатели оказались поражены разрушенным в августе еврейским кварталом Цхинвала. По другой информации, район был давно покинут, большая часть домов разрушена ещё во время прошлого конфликта в начале девяностых. В то время также происходила массовая эмиграция евреев. В пользу давней покинутости места говорят растущие среди развалин кусты и деревья высотой больше метра.

В руках российских военных в результате войны в августе оказалось более 100 единиц трофейной бронетехники. Вся она была найдена на одной из баз, оставленной грузинами в ходе острого вооруженного столкновения. По различным причинам произошло ухудшение состояния части трофеев, неисправные единицы оказались уничтожены, остальные переданы российской армии. Скоротечная война в августе 2008 оставила больше вопросов, чем ответов.

МОСКВА, 11 сен - РИА Новости. Российские военно-воздушные силы потеряли во время вооруженного конфликта с Грузией семь самолетов, утверждает российский эксперт Саид Аминов.

"Согласно последним неофициальным сведениям, грузинские средства ПВО смогли в первый день войны 8 августа сбить четыре российских самолета - три Су-25 и один Ту-22М3", - говорится в статье Аминова, которая будет опубликована 13 сентября в журнале Moscow Defense Brief.

Потерю этих четырех самолетов официально подтвердил российский Генштаб. Автор отмечает, что все четыре российских самолетов были сбиты при помощи "Бук-М1".

"Причем обучение применению "Бук-М1" грузинские военные прошли на Украине, и боевые действия грузины могли вести при контроле со стороны украинских военных инструкторов ", - заявляет автор.

Как утверждает Аминов, оба Су-24, предположительно, были поражены грузинскими средствами ПВО "Оса-АК/АКМ" или переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК), а Су-25, по ряду сообщений, стал жертвой ошибочного "дружественного огня" российских войск.

"Еще минимум один российский Су-25 получил попадание ракеты грузинского ПЗРК, но смог благополучно вернуться на базу. В свою очередь, как сообщалось, ПВО российских войск сбило три грузинских Су-25", - говорится в статье российского эксперта.

Из членов экипажей сбитых российских самолетов двое (пилоты Су-24МР и Ту-22М3) попали в плен, откуда были освобождены по обмену 19 августа.

"По неофициальным сведениям, еще пять российских летчиков (пилот сбитого дружественным огнем Су-25, штурман экипажа Су-24МР и три члена экипажа Ту-22М3) погибли", - заявляет Аминов.

Он делает вывод, что столкновение с такой системой ПВО стало серьезным испытанием для российской военной авиации. "Тем более, что, судя по всему, первоначально имела место недооценка грузинских возможностей в сфере ПВО. При этом грузинская ПВО, как сообщается, опиралась в основном на получение информации от "Кольчуга-М" (комплекс радиотехнической разведки), минимально используя активные радары, а грузинские "Бук-М1" и "Оса-АК/АКМ" применяли тактику действия из засад. Это затрудняло борьбу с грузинскими средствами ПВО", - говорится в статье российского эксперта.

"Бук-М1-2" (индекс ГРАУ - 9K37M1-2) - зенитно-ракетный комплекс. Его разработка началась 13 февраля 1972 года в НИИ Приборостроения им. В. В. Тихомирова. Представляет собой концептуальное развитие ЗРК "Куб" и модернизацию ЗРК "Бук". По классификации НАТО - SA-17 Grizzly (Гризли).

Разработка завершена в 1978 году, впервые представлена в 1980 году. Активно ведется работа по созданию новых комплексов войсковой ПВО, в том числе перспективного ЗРК Бук-М3.

В состав боевого комплекса "Бук-M1-2" входят КП (командный пункт), радиолокационная станция обнаружения целей, до шести самоходных огневых установок (СОУ), до трех пускозаряжающих установок, до 48 зенитных управляемых ракет.

При развертывании комплекса с марша обеспечивает полную готовность к работе через пять минут. Как боевая единица комплекс представляет собой отдельный зенитно-ракетный дивизион, состоящий из батареи управления, станции обнаружения целей и трех огневых батарей. Радиолокационная трехкоординатная станция предназначена для обнаружения государственной принадлежности воздушных целей (система "свой-чужой"), выбор признака - единичная или групповая цель.

Дальность обнаружения самолетов боевой и тактической авиации составляет: на высоте 100 метров - не менее 35 километров, на высоте от 1000 до 25000 метров - до 150 километров. Одновременно командный пункт может вести обработку информации о 75 целях, обеспечивая при этом выбор наиболее опасных 15, вести автоматическое распределение по шести огневым каналам.

Комплекс "Кольчуга" позволяет обнаруживать, идентифицировать, определять координаты и маршруты движения наземных, надводных и воздушных целей в пассивном режиме.