Смежные права - разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК РФ). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и их название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Охрана смежных прав предусмотрена как нормами законодательства РФ, так и международными нормами. Это обусловлено тем, что большинство случаев их незаконного использования выходит за рамки национальных границ. В 1961 г. в Риме была заключена Конвенция по охране прав интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Россия присоединилась к ней с 26 мая 2003 г.). Указанная Конвенция базируется на принципе национального режима с гарантированием обязательного минимума охраны (например, право исполнителей на санкционирование использования результатов их творчества при всех способах их воспроизведения, распространения и фиксации). В 1971 г. в Женеве была заключена Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к ней с 13 марта 1995 г.). Эта Конвенция развивает положения Римской конвенции, которая недостаточно полно регулировала вопросы прав производителей фонограмм.

Согласно п. 1 ст. 1304 ГК РФ объектами смежных прав являются:

  • 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • 2) фонограммы, т. е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  • 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако в соответствии со ст. 1305 ГК РФ изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы «Р» (от англ, phonorecord - звукозапись) в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Как и в отношении других результатов интеллектуальной деятельности, в законодательстве РФ предусмотрены случаи, когда объекты смежных прав могут использоваться свободно, т. е. без получения согласия правообладателя и без уплаты вознаграждения. Обусловлено это необходимостью учета не только интересов их создателей, но и публичных интересов. В частности, к числу таких случаев можно отнести использование объектов смежных прав исключительно в личных целях, в информационных, научных, учебных или культурных целях, свободное публичное исполнение музыкального произведения (во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправдывающем характер такой церемонии), воспроизведение произведения для целей правоприменения, свободную запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1273, 1274, 1277-1279 ГК РФ).

Субъекты смежных прав обладают как личными неимущественными правами, так и исключительными правами, которые по своей природе являются имущественными. Исключительными указанные права называются потому, что третьи лица не имеют права использовать объект смежных прав без согласия правообладателя за исключением изъятий, установленных в законе. Кроме того, у субъекта смежных прав есть исключительное право по распоряжению ими.

Личные неимущественные права неразрывно связаны с личностью правообладателя и не имеют материального содержания. Они различаются в зависимости от субъекта и объекта смежных прав.

Следует иметь в виду, что исключительное право на объект смежных прав (речь идет об исключительном праве на его использование) может отчуждаться субъектом первоначального смежного права другим лицам по договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав (ст. 1307 ГК РФ). При этом первый приобретатель исключительного права может отчуждать его и далее. Кроме того, субъект смежного права (лицензиар) может заключить лицензионный договор, согласно которому он (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах (ст. 1308 ГК РФ).

Поскольку ответственность за нарушение смежных прав по своей природе относится к гражданской (в особых случаях может возникнуть уголовная и административная ответственность), в случае нарушения смежных прав помимо двух обычных форм гражданской ответственности - неустойки и возмещения убытков - применяется специальная ответственность, предусмотренная ст. 1311 ГК РФ. Речь идет о так называемой законной компенсации, размер которой указан в упомянутой статье. Правообладатель объекта смежных прав освобождается от обязанности документального подтверждения размера своих убытков. Вместе с тем для определения размера компенсации может быть оценен приблизительный размер убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных указанной статьей, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактных экземпляров или фонограмм влечет ее наступление.

Применяются также специальные формы ответственности, установленные за нарушение интеллектуальных прав всех правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности. К числу таких форм относятся: ликвидация юридического лица на основании судебного решения по требованию прокурора либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению или приговору суда (ст. 1253 ГК РФ). Кроме того, согласно ст. 1252 ГК РФ субъект смежных прав может предъявить требования о признании права, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, о возмещении убытков, об изъятии материального носителя, о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

1) смежных прав;

2) патентного права;

3) средств индивидуализации участников гражданского оборота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг).

Объекты этих институтов являются результатами интеллектуальной деятельности.

Совокупность исключительных прав на объекты, являющиеся результатами интеллектуальной деятельности, принято называть интеллектуальной собственностью.

Авторское право в объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения по поводу создания и использования произведений трех видов: науки, литературы и искусства.

Смежные права - совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием четырех объектов:

Фонограмм;

Исполнений;

Постановок;

Передач организаций эфирного и кабельного телевидения. Смежные права регулируются тем же законом, что и авторское право, и часто объединяются авторами учебных пособий с нормами, регулирующими авторское право на создание произведений науки, литературы и искусства, в один институт - «авторское право».

Стимулирование деятельности по созданию произведений науки, литературы и искусства;

Свобода творчества;

Неотчуждаемость личных неимущественных прав;

1. Законы:

а) Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. (далее - Закон об авторском праве) (ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2866). Этот закон изменил важные положения правового регулирования по сравнению с ранее действовавшим законодательством: он расширил возможности участников авторских и смежных с ним отношений и имеет рыночную направленность. Он содержит ссылки на гражданско-процессуальное законодательство (ст. 50) и на административное законодательство (ст. 48);

б) Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 г. (ВВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2325). Программы для ЭВМ и баз данных относятся к объектам авторского права (ст. 2 Закона);

в) Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Этот закон определяет понятие выхода в свет продукции средств массовой информации (ст. 2728), порядок распространения такой информации (ст. 25), условия использования авторских произведений (ст. 42) и др.;

г) Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г., в котором авторские права на произведения архитектуры изложены в отдельной главе (ст. 16- 19), а также в других статьях этого закона (например, ст. 2, 12, 14, 15, 21). Отдельные статьи Уголовного кодекса РФ об уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146) и Гражданского процессуального кодекса РСФСР о порядке взыскания на авторское вознаграждение (ст. 385). Правила ГК РФ общего характера: о сделках, праводееспособных субъектах, средствах защиты нарушенных прав, о наследовании, о правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства;

2. Подзаконные акты:

а) постановления Правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г. № 215 (СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 994) и от 17 мая 1996 г. «Основы вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановка)» (СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2529);

б) положения, принятые Правительством РФ, например Положение о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем от 12 августа 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Положение о регистрации кино- и видеофильмов от 28 апреля 1993 г. и др.;

в) нормативные акты, издаваемые Министерством культуры, Государственным комитетом РФ по печати. Например, Приказ Министерства печати и информации РФ «Об утверждении перечня выходных сведений, размещенных в непериодических изданиях» от 28 июля 1998 г. № 27 (БНА. 1998. №11. Ст. 58);

3. Локальные акты:

а) акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (они касаются организации выставок, вернисажей, реализации произведений искусства);

б) уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

в) постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов. Таких постановлений пока что вынесено мало. Этот и ид источников в настоящее время представлен постановлением Пленума Верховного Суда СССР «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникших с рассмотрением авторских правомочий» от 18 апреля 1986 г. (Пленум Верховного Суда СССР. 1986. № 3. С. 19) и информационным письмом Президиума ВАС РФ «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 28 сентября 1999 г. № 4 // Вестник ВАС РФ. 1999. № 11. Правомерность отнесения названных документов к источникам авторского права является дискуссионным вопросом авторского права. ■

Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. То есть фактически с момента создания произведения в каком-либо виде.

В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются только физические лица.

Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и более лиц, принадлежит им совместно независимо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10 Закона об авторском праве).

Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства - нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.

В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком, в частности они действуют в течение 70 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст. 27 Закона об авторском праве). Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам: издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произведений. Последние приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и.наследниками авторских договоров.

Согласно ст. 6 Закона об авторском праве авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.

Произведение - это совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения.

Творчество определяется как деятельность человека, порождающего нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме - письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.).

Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо других формальностей. Авторское право возникает на основании самого факта создания произведения.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех советских и российских печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит in трех элементов: латинской буквы «С» в окружности: ©; имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

В результате создания произведения в области науки, литературы или искусства его автор приобретает ряд субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными авторскими правами.

Основаниями возникновения субъективных авторских прав являются два юридических факта: создание произведения и переход авторских прав в результате правопреемства, например по наследству или по договору. Обладателями субъективного авторского права могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные.

Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные.

Личные неимущественные права.

Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц.

С правом авторства тесно связано право на авторское имя. В соответствии с данным правом автор может использовать или разрешить использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно).

При издании, публичном исполнении или ином использовании произведения запрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название.

С правом на обнародование неразрывно связано право на отзыв произведения. Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Право на воспроизведение есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами.

Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

Следующими имущественными правами автора являются права на публичный показ и на публичное исполнение; права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю; право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение; право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов и др.

Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское авторское право признает и охраняет права исполнителей, создателей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания. Права указанных лиц ввиду их близости и тесной связи с правами авторов именуются смежными правами.

Смежные права стали охраняться в нашей стране лишь с 4 августа 1992 г., когда на территории РФ были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., общие нормы которого получили развитие в Законе об авторском праве, посвятившем смежным правам специальный раздел, в котором уточнен состав охраняемых смежных прав.

Смежные права исполнителей признаются лишь в тех случаях, когда (п. 1 ст. 35 Закона об авторском праве):

Исполнитель является гражданином Российской Федерации;

Исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

Исполнение, постановка записаны на фонограмму, которая охраняется законом;

Исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, которые охраняются законом.

Субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.

Защита авторских и смежных прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной формах. В рамках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяется общий и специальный порядок защиты. По общему правилу защита авторских и смежных прав, а также охраняемых законом интересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает судебный иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношений - с другой.

Неюрисдикционная форма зашиты охватывает действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.

Способы защиты авторских и смежных прав - закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производятся восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

Возмещение убытков, взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации в твердой сумме;

Смежные права (статья 1303 ГК РФ) – совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране результатов исполнительской деятельности (исполнений), фонограмм, сообщений в эфир или по кабелю радиопередач и телепередач, содержание баз данных, а также произведений. Впервые обнародованных после их перехода в общественное достояние (объекты смежных прав).

Установление режима использования, наделение соответствующих субъектов интеллектуальными правами, защита этих прав. Смежные права производны и зависимы от авторских прав. Применительно к отдельным видам объектов смежных прав предусмотрены соответствующие права, в соответствии со ст. 1323 ГК РФ не допускается нарушение при использовании смежных прав авторских прав.

Объекты смежных прав:

1. Исполнение артистов-исполнителей, дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

2. Фонограммы (статья 1324 ГК РФ) – любые, но исключительно звуковые записи исполнения или иных звуков кроме звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение, т.к. данная звукозапись является составной частью всего аудиовизуального произведения.

3. Сообщение передач организацией эфирного или кабельного вещания (вещательных организаций) – не имеет значение, самой ли этой организацией создана передача или сделана она по заказу данной вещательной организации (§4 главы 71 ГК РФ).

4. Содержание баз данных касается в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов (§5 главы 71 ГК РФ). При этом законодатель охраняет не любую базу данных, а в соответствии с п. 1 ст. 1334 ГК РФ только такую, для создания которой требуются существенные затраты (имеются в виду только такие базы, которые содержат не менее 10 тысяч самостоятельных информационных элементов).

5. Произведения науки и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние либо находящееся в общественном достоянии в силу того, что они не охранялись авторским правом (§6 главы 71 ГК РФ).

К субъектам смежных прав в соответствии со статьей 1304 ГК РФ относятся:

1. Исполнители – граждане, творческим трудом которых создано исполнение. К ним приравнивается режиссер-постановщик спектакля и самостоятельным исполнителем также является дирижер (ст. 1313 ГК РФ). Особенностями обладают смежные права на так называемое «совместное исполнение». Эти права принадлежат совместно принимавшим в его создании членам коллектива исполнителей (актеры, оркестранты, дирижер и т.д.). Данные права осуществляются руководителем коллектива исполнителей. Если руководителя коллектива исполнителей нет, данные смежные права осуществляются совместно членами коллектива исполнителей, однако члены данного коллектива вправе заключить между собой соглашение, в силу которого права будут реализовываться только одним лицом. Если какой-либо из элементов исполнения имеет самостоятельное значение, его исполнитель вправе использовать его отдельно, если в соглашении между участниками коллектива исполнителей не предусмотрено иное. Каждый из членов коллектива исполнителей вправе применять средства защиты своего исполнения. Прибыль от использования такого объекта – по общим положениямравных долях) или по соглашению.

2. Изготовитель фонограммы (статья 1322 ГК РФ) – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения. При этом изготовителем может быть как ФЛ, так и ЮЛ. Изготовителем считается лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре фонограммы или его упаковке.

3. Организация эфирного или кабельного вещания (статья 1324 ГК РФ) – только ЮЛ, которые осуществляют сообщение по кабелю или в эфир.

4. Изготовитель баз данных - лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Также как и применительно к изготовителю фонограммы, изготовителем базы данных считается лицо, чье имя или наименования указано на упаковке или копии базы данных.

5. Публикатор – гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование ранее необнародованное произведение, перешедшее в общественное достояние. Данные права распространяются на любые произведения, которые не были обнародованы до этого момента и перешли в общественное достояние.

В соответствии со ст. 1304 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация объекта или соблюдение каких-либо формальностей (п. 2 ст. 1304 ГК РФ).

Применительно к отдельным видам объектов смежных прав действуют специальные правила:

В соответствии со ст. 1321 ГК РФ исключительное право на исполнение действует на территории Российской Федерации в случаях, когда:

исполнитель является гражданином Российской Федерации;

исполнение впервые имело место на территории Российской Федерации;

исполнение зафиксировано в фонограмме, охраняемой в соответствии с положениями ст. 1328 ГК РФ;

исполнение, не зафиксированное в фонограмме, включено в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое в соответствии с положениями ст. 1332 ГК РФ;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Знак правовой охраны смежных прав в соответствии со ст. 1305 ГК РФ . Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности (), имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.


Вопрос 15. Личные неимущественные права обладателей смежных прав. Исключительное право на объекты смежных прав. Понятие, сроки и сфера действия, ограничения смежных прав. Защита смежных прав.

Права исполнителей предусмотрены статьями 1315 – 1317 ГК РФ.

Исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение;

3) право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном п. 1 ст. 1314 ГК РФ (права на совместное исполнение), право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

4) право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения , то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Данные права охраняются бессрочно, они не передаются и не отчуждаются, а после смерти исполнителя охрана осуществляется наследниками или специально указанным в завещании лицом.

Исполнителю также принадлежит исключительное право на исполнение – право использовать исполнение любым не запрещенным в законе способом. Также есть право распоряжения исключительным правом на исполнение .

Способы использования исполнения сформулированы в статье 1317 ГК РФ не исчерпывающим способом:

1) сообщение в эфир (в том числе путем ретрансляции), кроме кабельного телевидения.

2) сообщение по кабелю;

3) запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4) воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части при возможности ее распространения.

5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;

7) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения) – интерактивное использование;

8) публичное исполнение записи исполнения;

9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Если запись исполнения была произведена с согласия исполнителя, то ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю, либо публичное исполнение возможно без согласия исполнителя, но только в целях, для которых было получено согласие.

Если с исполнителем заключается договор о создании аудиовизуального произведения, то согласие исполнителя на использование исполнения в составе произведения предполагается.

Изготовителю фонограммы принадлежит ряд личных неимущественных прав (статья 1323 ГК РФ):

1) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

2) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

3) право на обнародование фонограммы.

Изготовителю также принадлежит исключительное право на фонограмму (ст. 1323 ГК РФ) – добавляется два способа применительно к использованию фонограммы – переработка фонограммы; импорт оригинала или экземпляра фонограммы. Также допускается прокат оригинала или экземпляра фонограммы. Если лицо правомерно осуществит переработку фонограммы, оно приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

Принцип исчерпания прав на фонограмму (ст. 1325 ГК РФ) – если оригинал или экземпляр правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, то их дальнейшее распространение допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Публичное исполнение фонограммы , опубликованной в коммерческих целях, а также при сообщении ее в эфир или по кабелю разрешение правообладателя не требуется, а также не требуется разрешение исполнителя, но им должно быть выплачено соответствующее вознаграждение . Сбор с пользователей (непонятно, кто является пользователем) вознаграждения и распределение этого вознаграждения осуществляется специальными организациями по управлению правами на коллективной основе (ОКУ), имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности. Создание таких организаций предусмотрено ст. 1244 ГК РФ. Вознаграждение распределяется в пропорции 50/50 – половина исполнителю, а другая половина – изготовителю фонограммы.

Порядок сбора вознаграждения определяется Постановлением Правительства РФ № 988 от 29.12.2007 г., утвердившим «Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях». Пользователи фонограмм должны представлять в ОКУ отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора сведений и вознаграждений.

Права организации эфирного или кабельного вещания (статья 1330 ГК РФ): использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на сообщение радио- или телепередачи), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Организация эфирного или кабельного вещания может распоряжаться исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи.

Права реализуются посредством ретрансляции или через спутник. Права таких организаций признаются и действуют вне зависимости от наличия авторских прав на передачу, прав на исполнение, прав изготовителя и т.д.

Права изготовителя баз данных в соответствии со ст. 1333 ГК РФ:

· исключительное право изготовителя базы данных;

· право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

Исключительное право изготовителя базы данных - право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом, а также право распоряжения этим исключительным правом.

Помимо правообладателя никто не вправе извлекать из баз данных материалов (извлечение понимается в широком смысле).

Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в соответствии с правилами статьи 1259 ГК РФ.

Права публикатора в соответствии со статьей 1338 ГК РФ:

1) исключительное право публикатора на обнародованное им произведение (пункт 1 статьи 1339);

2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

Сроки действия смежных прав.

1. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

2. Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.

3. Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю – статья 1331 ГК РФ.

4. Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания, а если база была обнародована, то в течение 15 лет с момента обнародования (также с 1.01. следующего года. При каждом обновлении базы данных эти сроки возобновляются.

5. Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования – ст. 1340 ГК РФ.

Общие положения

Эти объекты тоже связаны с произведением, защищаемым авторским правом, вытекают из него. Если точнее, они связаны с процессом доведения произведения до широкой публики.

В других странах для обозначения понятия используются термины «related rights», «neighboring rights», при их переводе можно использовать прилагательные «связанные», «соседствующие», «родственные». В итальянском законе 1941 года был использован термин «примыкающие права». А впервые они были законодательно урегулированы в Законе об авторском праве Австрии в 1936 году, где впервые объектами защиты признаны фонограммы и исполнения.

Смежные права - это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

В упрощенном виде перечень объектов смежного права таков:

1. исполнения и постановки;

2. фонограммы;

3. сообщения передач;

4. базы данных;

5. публикации.

Виды смежных прав

1.​ Исключительное право - возможность использовать объект в любой форме и способами, и запрещать это третьим лицам. Возникает в отношении всех видов объектов смежных прав, носит имущественный характер. Обладателем могут быть как граждане, так и организации.

2.​ Личные неимущественные права -права авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Могут принадлежать только физическим лицам - исполнителям или режиссерам-постановщикам.

3.​ Иные - права публикаторов, изготовителей фонограмм, вещателей, изготовителей баз данных указывать свои имя или наименование (для юридических лиц) на экземплярах соответствующих объектов смежных прав.

Объекты смежных прав могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами. В этом отличие от авторских прав, первоначальным субъектом которых (автором) может быть только физическое лицо. Переход от первоначальных обладателей к другим лицам может происходить на основании закона, договора, в результате наследования, реорганизации юридического лица.

Субъекты смежных прав

1.​ Исполнитель - это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

2.​ Изготовитель фонограммы - лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного таковым признается тот, чье имя или наименование указаны обычным образом на ее экземпляре и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 ГК РФ.

3.​ Вещательная организация или организация эфирного или кабельного вещания - юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц.

4.​ Изготовитель базы данных - юридическое лицо или гражданин, организовавшее ее создание и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

5.​ Публикатор - гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Отдельно стоит сказать о коллективах исполнителей (например, актеров, оркестрантов), совместно принимающих участие в создании, например, спектакля. Права на совместное исполнение осуществляет руководитель коллектива, а при его отсутствии - участники совместно. Постоянно функционирующие коллективы исполнителей обычно зарегистрированы в качестве юридических лиц, заключающих трудовые договоры с участниками. Все их исполнения при этом будут считаться служебными, а права на них переходят коллективу.

Договор с пользователем о передаче прав на исполнения коллектива, подписанный руководителем коллектива, является основанием для освобождения пользователя от претензий участников коллектива по поводу нарушения их исключительных прав. В то же время, члены коллектива могут обратиться с соответствующими требованиями к руководителю, если нарушены условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

Защита смежных прав

В момент создания объекта включается принцип автоматической охраны - для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей. В этом проявляется схожесть их с авторскими правами.

Важно: смежные права осуществляются с соблюдением прав авторских. Например, для исполнения музыкальной композиции нужно получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора, в противном случае у исполнителя не возникают смежные права на исполнение, а также он становится нарушителем авторских прав.

Примечание: действия изготовителя фонограммы исполнения музыкального произведения по указанию на экземпляре последней только своего наименования, без указания имени музыканта-исполнителя, будут признаны неправомерными.

Однако, смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. В случае, если произведение стало народным достоянием, оно не будет подлежать охране авторским правом, однако, смежные права независимо от этого будут действовать. Равно как в отношении фонограммы исполнения произведения фольклорного творчества возникают смежные права.

Чтобы действовать правомерно, необходимо заключить соответствующие договоры с организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами либо правообладателями.

Законодательство предусматривает случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

Перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий , а перед правообладателями вырисовывается необходимость создания специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах, обеспечивающей получение вознаграждения за использование прав.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств, заключения агентских договоров. Информацию о их деятельности можно получить на официальных сайтах таких организаций.

Способы защиты смежных прав в целом аналогичны способам защиты авторских прав.

1.​ Технические методы защиты смежных прав

Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

Правообладатель фонограммы или исполнения вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования фонограммы, размещая его при использовании фонограммы или исполнения. Однако условием возникновения исключительного права такой знак не является.

2.​ Уголовно-правовая ответственность

Статья 146 Уголовного кодекса РФ называется «Защита авторских и смежных прав», соответственно, предполагает идентичные способы защиты.

Нести уголовную ответственность придется:

​ За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)

​ За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

3.​ Административно-правовые способы

Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик - до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к гражданской ответственности

Включает в себя предъявление требований:

​ о признании права;

​ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

​ о возмещении убытков;

​ об изъятии материального носителя - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

​ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

​ о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Сроки защиты смежных прав

1. Для различных объектов установлены разные сроки действия. По общему правилу они исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение, обнародование, опубликование или первая передача.

Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:

На четыре года, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;

В случае посмертной реабилитации репрессированного исполнителя - 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за датой реабилитации.

Для наследников защита действует в пределах оставшейся части указанных сроков.

Примечание. Если публичное исполнение песни совершено ее автором, для правомерной передачи по кабелю следует учитывать разницу в сроках действия прав автора и исполнителя. По истечении 50 лет с даты смерти исполнителя по-прежнему действует исключительное право на произведение (срок действия которого - в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти). В связи с чем, в данном случае вещательной организации для действия в правовом поле необходимо получить разрешение наследников автора-исполнителя.

2.Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет. В случае обнародования последней в течение 50 лет после записи, исключительное право действует еще столько же, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

3. Для вещательных организаций - в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

4.Для изготовителя базы данных - в течение пятнадцати лет с даты создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных.

5.Для публикатора: в течение двадцати пяти лет с момента обнародования, после чего произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.

Примеры судебной практики по охране смежных прав

​ Право смотреть телевизор в гостиничных номерах, фойе гостиниц, и иных публичных местах защитил Верховный суд, включив в Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от «23» сентября 2015 года, дело, рассмотренное Судом по интеллектуальным правам (постановление от 22 июня 2015 г. по делу № А23-4387/2014): Вещательная организация в дел1е о защите ее смежных прав должна доказать, что публичное исполнение телепередачи осуществлялось ответчиком в месте с платным входом. Истцу необходимо доказать, что ответчик взимал плату непосредственно за вход в гостиницу либо включал в стоимость гостиничного номера услуги спутникового телевидения и тем самым извлекал прибыль. Нахождение сообщающего телепередачи телеприемника в помещении гостиницы само по себе не является нарушением исключительных прав на использование сообщений телепередач.

​ Предложение к продаже компакт-диска с фонограммами произведений лицом, осуществляющим розничную торговлю товаров, признается использованием исключительных прав на фонограмму в форме распространения. Факт нахождения компакт-диска на прилавке расценивается как публичная оферта. При этом, нарушение исключительных прав признается в отношении каждой из фонограмм на диске. Суд правомерно удовлетворил исковые требования, исходя из требований общества - компенсация в минимальном размере (10 000 руб.) за незаконное использование каждой из двенадцати фонограмм (Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2009 N Ф09-5851/09-С6 по делу N А47-9417/2008-10ГК).

Развитие творческой деятельности, технических форм воспроизведения ее результатов давно поставили на повестку дня вопрос о расширении круга участников авторских правоотношений за счет включения в их число артистов-исполнителей, режиссеров-постановщиков, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, использующих современные средства приема и передачи звука и изображения (в частности, спутники, кабельное телевидение и т.п.).

Творческая деятельность названных лиц и организаций делает доступными для широкой публики музыкальные, драматические и иные виды охраняемых авторским правом произведений, тогда как сами они оставались без правовой охраны. Поскольку все они творчески используют созданные другими лицами (авторами) произведения, их более ограниченные правомочия, "примыкающие" к авторским и закрепленные законодательством ряда стран, а затем и некоторыми специальными международными конвенциями, получили название "смежных" прав. Существуют четыре категории смежных прав:

1) права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);

2) права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);

3) права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир;

4) права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.

Права организаций кабельного вещания и права организаций эфирного вещания одинаковы по своему содержанию. Поэтому можно говорить о единой категории смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи. Таким образом, правильнее говорить о наличии в российском законодательстве трех категорий смежных прав.

Указанные три категории смежных прав отличаются друг от друга по субъектам, содержанию, срокам охраны и т.п. Поэтому нельзя говорить о смежном праве как о едином правовом институте. Вот почему Закон правомерно употребляет выражение "смежные права" во множественном числе.

Объектами исполнительских смежных прав являются исполнения и постановки, т.е. то, что создается исполнителями. Объекты исполнительских прав могут восприниматься на слух, зрительно или на слух и зрительно. Исполнительские права обычно возникают независимо от того, осуществлена ли запись исполнения (постановки). Запись исполнения (постановки) может представлять собой фонограмму (если исполнение (постановка) воспринимается посредством слуха) или аудиозапись (в остальных случаях). Фонограммные смежные права возникают, как правило, с момента звукозаписи, но иногда с момента опубликования этой звукозаписи.

Права организаций эфирного и кабельного вещания возникают на их передачи. Эти права действуют с момента осуществления передачи. Предварительная запись передачи не является условием возникновения права. Если такая запись произведена до фактического сообщения передачи в эфир или по кабелю, то "передачи" еще нет и потому права на нее не возникают

Субъектами смежных прав являются:

1) исполнители (актеры, музыканты, режиссеры, дирижеры и т.д.);

2) производители фонограмм (лица, первыми осуществившие звуковую запись исполнения);

3) организации эфирного или кабельного вещания (те, которые сами создали передачу либо по заказу и за счет которых создана передача).

Субъекты смежных прав должны иметь договор с автором произведения, а производители фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания - ещё и договор с исполнителем. Все субъекты смежных прав имеют исключительное право на использование произведения (исполнения, постановки, фонограммы, передачи). Это означает, что другие лица должны получать разрешение на первичную запись исполнения, постановки, передачу в эфир или по кабелю от субъектов этих прав. Они дают также разрешение на воспроизведение фонограммы, переделку, переработку и ряд других действий.

Субъекты смежных прав имеют также право на вознаграждение. Эти права регулируются посредством договоров с пользователями, а сбор и выплата вознаграждения - специальными организациями, управляющими смежными правами, которые создаются их субъектами.

Закон подробно регулирует отношения в сфере смежных прав. По сравнению с авторскими эти права носят в определённой мере ограниченный характер и сводятся по существу к разрешению (согласию) на воспроизведение (использование) и требованию соответствующей оплаты.

К смежным правам могут по аналогии применяться следующим нормы, относящиеся к авторскому праву: распространение права на часть объекта; нераспространение права на содержание; соотношение смежного права и права собственности на материальный объект; производные объекты смежных прав; право первоиздателя; соавторство.