Ученичество помогает решать вопрос кадрового голода, обеспечивать завод подготовленным персоналом и дает возможность еще на этапе обучения отсечь людей случайных, не способных работать на производстве.

К внедрению института ученичества нас побудил крайний дефицит квалифицированных рабочих в регионе, то есть отсутствие специалистов нужной профессии и квалификации в требуемом количестве. Причин этому много. Это и то, что квалифицированных рабочих в настоящее время почти не готовят, нет существовавшей когда-то схемы подготовки специалистов непосредственно на заводе, острая конкуренция на рынке труда региона за квалифицированный рабочий персонал и т. д. Я опишу практический опыт внедрения системы обучения производственного персонала на примере предприятия, расположенного в Московской области, где данная процедура внедрена и успешно действует.

В данной статье сознательно не приводятся примеры наших документов, сопровождающих этот процесс. Думаю, что каждый HR-специалист сможет самостоятельно их разработать именно под нужды своего предприятия (у всех своя специфика). Лишь поделюсь опытом и дам рекомендации, которые, надеюсь, кому-нибудь из коллег пригодятся.

Организационные вопросы

Прием учеников осуществляется именно по ученическому до- говору, а не в штат (это позволяет делать ст. 198 Трудового кодек- са - ученический договор с лицом, ищущим работу). В нашем случае ученический договор заключается на срок три месяца, что соответствует учебной программе. После обучения ученики проходят аттестацию, по результатам которой принимаются по полученной профессии на определенную должность и становятся нашим штатным персоналом.

Сразу отмечу, что мы не заменяем собой профессионально технические училища (ПТУ), обучение ведется для выполнения работы исключительно на должностях нашего пред приятия и не подразумевает выдачу каких-либо дипломов, сертификатов и иных документов, а также не предназначено для работы вне рамок про изводственной деятельности организации. Иными словами, обу чение внутреннее и проводится для того, чтобы ученик мог в последствии работать на определенной штатной должности предприятия.

Каждому ученику по наставнику

Обучение включает теоретическую и практическую часть и проводится в форме наставничества. Для этого на заводе разработаны программы обучения по каждой профессии. Поэтому совет: первым делом необходимо разработать программу обучения, затем подробно ее расписать (например, используя производственные инструкции). Это дело не простое, как может показаться на первый взгляд, без помощи квалифицированных производственников вам не обойтись. Нужно работать в тесной связке с ними, а также инженером по охране труда. Программа обучения включает теоретическуючасть по профессии, а также правила техники безопасности и охраны труда.

Каждый пункт учебной программы определяется в часах. Например, теоретическая часть в нашем случае занимает примерно 20 процентов программы. Обучение основам профессиональной деятельности проводят тех нологи/мастера с производства, охране труда обучает инженер по технике безопасности и охране труда. Делать
это в некоей аудитории или обучать непосредственно на производстве - это решать вам, учитывая особенности вашего предприятия. Но ученики должны быть знакомы с производственными инструкциями и прочими материалами согласно программе обучения по их будущей про фессии.

Основную часть времени занимает практическое обучение непосредственно на производстве в виде наставничества. Для этого у нас выбраны наставники по каждому участку - это наиболее подготовленные и, что немаловажно, способные обучать, делиться своим опытом штатные рабочие предприятия (которые, возможно, сами когда-то были учениками). Попадают в наставники по результатам регулярной аттестации персонала, проводимой на предприятии (соответственно, у вас эта процедура должна также быть отлажена, а не носить формальный характер).

За каждым наставником одновременно на нашем предприятии может быть закреплен только один ученик. Наставник работает в своем обычном рабочем режиме, выполняет свои должностные обязанности, параллельно обучает ученика.

На период обучения наставнику назначается доплата к окладу. В случае если наставник не обучает ученика должным образом, с него может быть снята эта выплата, а ученика прикрепляют к другому сотруднику. Наставник в период обучения всецело отвечает за ученика, в том числе следит за трудовой дисциплиной.

Хочу отметить и то, что для наставника, помимо определенного увеличения дохода сотрудника, это еще и элемент нематериальной мотивации: являться наставником - значит пользоваться уважением не только у учеников, у рабочего-наставника растет авторитет и признание в коллективе, в кругу коллег.

Сам ученик в период обучения получает ежемесячную стипендию, также оплачивается его работа в процессе прохождения практического обучения (производственной практики).

Как это все отразить документально?

Важный документ, который должен быть подготовлен при внедрении ученичества на заводе, - положение об ученичестве . Этот документ, собственно, и должен описывать все вышесказанное. Положение должно содержать конкретную информацию и давать понимание любому причастному к обучению, от ученика до руководителей ключевых служб предприятия: о целях и задачах обучения, кто и что делает, за что отвечает, в какие сроки, описывать весь процесс обучения от заключения ученического договора до финальной аттестации ученика.

Второй важный документ - это сам ученический договор . В рамках статьи нет смысла подробно разбирать этот документ, читатель при желании найдет его шаблоны, например, в справочно-правовой системе «Гарант». От себя добавлю, что в ученическом договоре, помимо прочего (права и обязанности организации и ученика, реквизиты сторон и т. д.), важно отразить:
- конкретные сроки прохождения обучения учеником;
- сумму ежемесячной стипендии, а также размер оплаты работ, выполняемых на практических занятиях;
даты выплаты стипендии и оплаты практической работы ученика;
- можно перечислить локально-нормативные акты предприятия, распространяющиеся на ученика;
условия, при которых договор с учеником может быть расторгнут, финансовые обязательства сторон при различных вариантах расторжения;
- обязательным приложением к каждому договору должна идти программа обучения, подписанная как учеником, так и организацией.

Также хочу упомянуть еще один документ, который необходим в период прохождения обучения. Это акт сдачи-приема работ по ученическому договору. Так как ученики не являются штатным персоналом, то их деятельность не отображается в табели учета рабочего времени. Однако где-то надо фиксировать количество отработанных дней, а также кому и сколько платить. Акт готовится ежемесячно по каждому ученику. В нем отображается фактическое количество учебных дней ученика за отчетный период, а также исходя из этого количества дней рассчитываются суммы, причитающиеся ученику в виде стипендии и оплаты практических работ. Этот документ готовится отделом персонала на основе данных, переданных с производства, далее акт передается в бухгалтерию для осуществления выплат
ученику.

После окончания периода обучения собирается комиссия из соответствующих инженерно-технических работников предприятия, иных профильных специалистов, проводится всесторонняя оценка знаний и навыков, полученных учеником в период ученичества. К началу работы комиссии сам наставник готовит отзыв на ученика.

После завершения ученичества и успешного прохождения процедуры оценки в течение трех рабочих дней с учеником заключается трудовой договор для работы по специальности. При этом испытательный срок работнику не устанавливается.

Из практики

Немного статистики: практика показывает, что в период обучения отсеивается порядка 20 процентов учеников, а с 80 про центами успешно обучившихся впоследствии заключаются трудовые договоры. У кого-то на предприятии этот показатель может достигать 50 процентов отсева и выше. Важное значение имеет качество отбора в ученики, процедуры предварительной проверки кандидатов. Все это зависит от HR-политики каждого конкретного предприятия.

Стоит отметить и еще один немаловажный, на мой взгляд, аспект проекта «Ученичество». Благодаря грамотной и взвешенной политике руководства завода мы не привлекаем завозимых гастарбайтеров, а обучаем профессии людей без таковой и даем официальную работу местным кадрам, что на уровне отдельно взятого района Московской области приобретает важную социальную составляющую.

Налоговый аспект

Стипендия и выплата за выполненную работу облагаются НДФЛ на общих основаниях1 .
На сумму стипендии нельзя уменьшить базу по налогу на прибыль, если ученики не состоят в штате компании2 . В случае принятия учащихся в штат организации по окончании обучения расходы на выплату им стипендии могут уменьшать базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией3 . А вот плата за выполненную работу будет уменьшать базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов.

Оплата обучения, производимая работодателем в рамках ученического договора, который не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг, не облагается страховыми взносами4 .

1 письмо Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123
2 письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297
3 подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
4 письмо Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 № 2519-19

Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и журнала " ".

Читать также

  • Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения

    В чем заключаются различия между такими понятиями, как "профессиональная подготовка", "профессиональная переподготовка", "повышение квалификации", "обучение вторым профессиям"? На первый взгляд все эти понятия идентичны, так как все они относятся к системе дополнительного профессионального образования. Однако…

  • Договор с рестораном

    Декабрь - месяц повышенной event-активности (а часто и январь). Большинство компаний проводят те или иные корпоративные мероприятия для собственного персонала и партнеров. В большинстве случаев, в отличие от летних корпоративов, это все же традиционное новогоднее застолье в каком-либо заведении общественного питания (ресторане, кафе, клубе и т.п.) Задача HR-службы грамотно организовать мероприятие.

Статьи этого раздела

  • Создание учебного центра компании: разберем по шагам

    В настоящее время рынок труда складывается так, что найти кандидатов с высокими компетенциями, массово и дешево, как правило, невозможно. Кроме этого кандидаты с осознанием собственной перспективности уже стараются завысить свою стоимость. Так что проблема удержания…

  • Самый лучший способ обучения – это практика

    Чтобы подготовить сотрудника с лидерским потенциалом к продвижению, не важно с руководящей должности на более высокую, либо с рядовой на руководящую, необходимо научить его принимать более серьезные решения и подготовить к большей ответственности. Для этого…

  • Учебный отпуск

    Если сотрудник учится, то по его требованию работодатель обязан предоставить ему учебный отпуск. Однако не стоит торопиться с оплатой. Возможно, работнику полагается только неоплачиваемый отпуск.

  • Обучение по онлайн программе «Управление персоналом». Преимущества дистанционного образования

    В связи с быстрым темпом жизни и развитием информационных технологий сегодня люди стараются использовать время по максимуму. Именно поэтому для получения дополнительных знаний или для повышения квалификации, люди довольно редко выбирают посещение различных курсов в…

  • "Вебинар на 100%: для начинающих и опытных вебинаристов" - методическое пособие по проведению вебинаров

    Мы рады представить вам первое в России методическое пособие по проведению вебинаров «Вебинар на 100%».

  • Повышение квалификации сотрудников

    С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

  • Как написать диссертацию: общие правила работы

    Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности - неразумный распорядок дня. Вы интуитивно чувствуете, что существует некая система изложения, которая позволит вам толково и просто рассказать о предмете.

  • Две стороны одного диплома - о бизнес-образовании в Европе и России

    В США и Европе степень МВА - обязательное условие при трудоустройстве на высшие и средние руководящие позиции в компании. В России же для многих соискателей диплом о бизнес-образовании оказывается даже помехой.

    Управление персоналом - один из самых значимых аспектов успешности организации, это факт известный. И обучение сотрудников играет в работе с человеческими ресурсами важную роль. Портфель форм обучения в большинстве российских организаций достаточно традиционен и ограничен - обычно это семинары и тренинги.

  • Прибыль в степени. Как бороться за рентабельность диплома

    Можно получить одно высшее образование и успешно идти по карьерной лестнице. Среди деловой и политической элиты таких людей большинство. На другом полюсе - обладатели нескольких дипломов, интереснейшие собеседники, которые до пенсии сидят в младших научных сотрудниках. Оптимальный подход - рассматривать обучение как инвестицию и совмещать его с карьерным ростом.

  • Диплом без профессии

    Более половины выпускников вузов в России трудятся не по специальности, полученной в вузе. По указанным в дипломе специальностям и близким профессиям (например, когда инженер работает технологом, а учитель иностранных языков - переводчиком) работают 49,6%. А если подходить к соответствию полученного образования и нынешней работы более строго, то получится, что по специальности работают всего 37%.

В мае в организацию был принят сотрудник, с которым был заключен трудовой договор. Через месяц его перевели на должность ученика и заключили ученический договор, также было внесено изменение в штатное расписание. В ученическом договоре указано время, которое он должен работать и размер стипендии. Вопрос: нужно ли табелировать данного ученика и зависит ли размер стипендии от количества отработанного времени? Облагаются ли такие выплаты страховыми взносами и нужно ли удерживать НДФЛ?

Поскольку организация состоит в трудовых отношениях с сотрудником, с которым заключён ученический договор, на него нужно вести табель. Размер стипендии от количества отработанного времени не зависит. Порядок оплаты практической работы в рамках обучения оговаривается в договоре. Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции. Поэтому выплаты, произведённые по такому договору, не облагаются страховыми взносами. Согласно мнению Минфина России, НДФЛ удерживать нужно. Существует и противоположная точка зрения. Но отстаивать её придется в суде. Арбитражная практика по данному вопросу не сложилась.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Порядок заключения

Ученический договор с сотрудником является дополнительным к трудовому договору* (ч. 2 ст. 198 ТК РФ).

Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах. В нем обязательно укажите конкретную квалификацию, которую ученик приобретет в процессе обучения. Далее в договоре определите обязанности сторон. Администрация организации должна обеспечить ученику возможность обучения. А ученик обязан пройти такое обучение.

Кроме того, укажите в договоре срок, в течение которого ученик обязан проработать в организации по полученной квалификации.

Такой порядок предусмотрен в статьях и Трудового кодекса РФ.

Обязательными условиями ученического договора являются также срок обучения и размер оплаты в период ученичества.* Об этом сказано в статьях и Трудового кодекса РФ.

Оплата за время ученичества

В период ученичества соискателям и сотрудникам выплачивается стипендия. Ее размер определяется ученическим договором* и зависит от получаемой квалификации. Однако она не может быть меньше 1 МРОТ . Такие правила установлены в части 1 статьи 204 Трудового кодекса РФ.

В курс обучения могут входить практические занятия в организации. Эту работу нужно оплатить по установленным расценкам.* Об этом сказано в части 2 статьи 204 Трудового кодекса РФ. При этом Трудовой кодекс РФ не уточняет, в каком документе должны быть установлены эти расценки. Поэтому их можно записать в ученическом договоре.

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Ситуация: Как организации на ОСНО учесть при расчете налогов и страховых взносов расходы на стипендии, выплачиваемые гражданам во время их обучения в интересах органи зации по ученическому договору.

По общему правилу взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно начислить на любые вознаграждения и доходы, выплачиваемые сотрудникам по трудовым договорам. Вознаграждения по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг)* облагаются взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 7 , ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний облагаются выплаты по трудовым договорам. На вознаграждения по гражданско-правовым договорам взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний начисляются, если это прямо предусмотрено договором. Об этом сказано в пункте 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Таким образом, взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний облагаются выплаты гражданам в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых отношений (предусматривающих выполнение работ или оказание услуг).

Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции или выполнение работ (оказание услуг). Следовательно, стипендия, которая выплачивается в рамках такого договора, не облагается взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.* При этом не имеет значения, кому выплачивается стипендия – сотруднику организации или человеку, который им не является (например, кандидату на ту или иную должность).

Аналогичная позиция отражена в письмах ФСС России от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893 и от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985 и подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 3 декабря 2013 г. № 10905/13).

Если стипендии начислены сотрудникам, с которыми уже заключены трудовые договоры, включите их в состав расходов на оплату труда, если они:*

  • предусмотрены нормами российского законодательства, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (абз. 1 ст. 255 НК РФ);
  • экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если сотрудник проходит обучение без отрыва от производства, суммы начисленной стипендии можно списать как другие виды расходов, произведенные в пользу сотрудника (п. 25 ст. 255 НК РФ). Если сотрудник обучается с отрывом от производства, стипендию можно учесть как начисления по основному месту работы с отрывом от производства по системе повышения квалификации* (п. 19 ст. 255 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 июня 2011 г. № 03-03-06/1/336 .

Что касается НДФЛ, то, по мнению контролирующих ведомств, этот налог нужно удержать с суммы стипендий* (письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-04-06-01/123 , от 17 августа 2007 г. № 03-04-06-01/294 , УФНС России по г. Москве от 7 марта 2007 г. № 28-11/021233 , от 26 декабря 2006 г. № 28-10/114805). Основание – пункт 11 статьи 217 Налогового кодекса РФ, в котором перечислены виды освобожденных от НДФЛ стипендий. Это, в частности, стипендии:

Стипендии учащимся, выплачиваемые работодателями, в этом перечне не значатся. Следовательно, в отношении указанных выплат организация является налоговым агентом, а значит, обязана удержать НДФЛ и сдать справку по форме 2-НДФЛ в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 226 , п. 2 ст. 230 НК РФ).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям не удерживать НДФЛ со стипендий, выплаченных штатным сотрудникам за обучение в интересах организации. Они заключаются в следующем.

Стипендии можно считать установленными законом компенсациями, если их выплата предусмотрена в трудовом (коллективном) договоре.* По крайней мере, в случаях, когда их получают штатные сотрудники, повышающие квалификацию по инициативе работодателя. При таком подходе удерживать со стипендий НДФЛ не нужно (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Однако, возможно, что такую точку зрения придется отстаивать в суде.* Стипендия не является компенсацией как таковой в понимании трудового законодательства. Так как она прямо не поименована в перечне компенсаций, положенных сотруднику при совмещении работы и обучения (ст. 164 , гл. 26 ТК РФ).

С уважением,

Ирина Камышникова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Варварой Абрамовой,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

Чтобы сэкономить на страховых взносах, юристы компании предложили заключить с работниками ученические договоры. Бухгалтер сомневается, что это даст ощутимый эффект. Разберемся в особенностях заключения ученических договоров и выясним, будет желанная экономия на налогах и взносах реальной или мнимой

31.10.2012
журнал «Бухгалтерия: просто, понятно, практично»

Чем руководствоваться

1 Федеральный закон от 01.06.2011 № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"».

2 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федера-ции, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

3 Трудовой кодекс Российской Федерации.

Ученический договор представляет собой соглашение об обучении или переобучении. Компания вправе заключать такой договор со штатными работниками и с лицами, которые только ищут работу (ст. 198 ТК РФ). Если говорить о штатных сотрудниках, то их обучение (или переобучение) может проходить как с отрывом, так и без отрыва от работы.

При любом из вариантов в ученическом договоре должен оговариваться размер стипендии (ч. 1 ст. 199 ТК РФ). Причем стипендия не может быть ниже МРОТ, то есть 4611 руб. (ч. 1 ст. 204 ТК РФ, ст. 1 Закона № 106-ФЗ 1), а ее максимальный размер не ограничен.

Виды затрат на обучение

Если компания заключает ученический договор, то она может столкнуться с двумя видами затрат на обучение:

Плата за обучение образовательному учреждению;

Стипендия ученику.

ПОНЯТНО,ЧТО…

… ученический договор с работником оформляется в дополнение к трудовому договору (ст. 198 ТК РФ).

В зависимости от условий обучения затраты могут уменьшаться или увеличиваться. Предположим, компания планирует обучать штатного работника на своем собственном производстве для получения им более высокого разряда. В таком случае никакой платы образовательному учреждению, естественно, не будет. При этом стипендия при заключенном ученическом договоре должна платиться всегда. Даже если работник обучается без отрыва от производства. Это требование ст. 199 ТК РФ 3.

Заметим, что стипендия не платится, если работник проходит обучение, но не получает какой-либо специальности или квалификации (к примеру, вечерние курсы иностранного языка). В этом случае и ученический договор, как правило, не заключается.

Экономия на взносах реальна

Суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку

ПРОСТОИМЕЙТЕ В ВИДУ

Чиновники согласны, что стипендия по ученическому договору освобождена от страховых взносов в фонды (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

работников, не облагаются страховыми взносами во внебюджетные фонды (п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ 2). Следовательно, плата образовательному учреждению исключается из базы для начисления взносов.

Заметим, что по условиям ученического договора ученик не обязан выполнять трудовые функции или какие-либо работы (оказывать услуги). Следовательно, со стипендии такого работника страховые взносы тоже не платятся (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ 2).

Получается, что если часть заработка заменить стипендией, то на страховых взносах, действительно, можно сэкономить. При этом у контролеров из налоговой инспекции или фондов в ходе проверки могут появиться вопросы об обоснованности понижения заработка. Иными словами, существует риск признания полученной выгоды необоснованной. Более того, если зарплата окажется ниже стипендии, то налоговики могут вызвать компанию на зарплатную комиссию.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ученическими договорами интересуются при проверке

Елена Сорокина ,

методолог аутсорсингового подразделения BDO (Россия)

Чиновники ПФР регламентировали процедуру проведения выездных проверок компаний. Они выпустили внутренний документ - Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (утв. распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р).

В документе сказано, что при проверке контролерам следует анализировать, в том числе, трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним, приказы, договоры гражданско-правового характера и соглашения, заключенные с физическими лицами. Выходит, что ученические договоры с большой вероятностью привлекут внимание при проверке. И оцениваться ученический договор, конечно же, будет на корректность оформления, поскольку из базы для начисления страховых взносов выводятся стипендии.

Добавлю, что суммы стипендий по ученическим договорам не облагаются страховыми взносами, но только если учреждение вправе предоставлять образовательные услуги, а обучение обусловлено производствен-ной необходимостью. Так что не исключено, что проверяющие попросят обосновать необходимость обучения работников.

НДФЛ придется заплатить. Если компания-работодатель перечисляет образовательному учреждению плату за обучение, у самого ученика никакого дохода не возникает. Поэтому плата за обучение не формирует налоговую базу по НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Со стипендией ученику ситуация обратная: сэкономить на НФДЛ не получится. В налоговом законодательстве, в принципе, сказано, что различные стипендии не должны облагаться НДФЛ (п. 11 ст. 217 НК РФ). Вот только стипендии по ученическим договорам исключение. Они не подпадают под эту норму.

Этой позиции твердо придерживаются чиновники Минфина России. Они аргументируют свою точку зрения тем, что стипендии платятся учащимся не учебными учреждениями, а компаниями-работодателями. Более того, освобождать от НДФЛ можно только выплаты в рамках трудовых договоров, но никак не ученических. В связи с этим НДФЛ нужно платить со всей суммы (письмо Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123).

Плата за обучение уменьшает налог на прибыль

Компания вправе уменьшать налог на прибыль на сумму платы по ученическим договорам. Выясним, как правильно учитывать стипендию и плату за обучение в расходах.

Стипендия работнику. Специалисты Минфина не возражают против того, чтобы при расчете налога на прибыль вся сумма оплаты по ученическому договору списывалась в расходы на оплату труда (письмо от 08.06.2011 № 03-03-06/1/336). И дают следующие рекомендации:

6 ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕНИЧЕСКОГО ДОГОВОРА

1. Суммы амортизации основных средств и нематериальных активов (за исключением зданий и сооружений) за период (полные месяцы), в течение которого они использовались исключительно для выполнения работ.

2. Наименование сторон.

3. Указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником.

4. Обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором.

5. Обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работо-дателем в течение срока, установленного в ученическом договоре.

6. Срок ученичества.

7. Размер оплаты в период ученичества.

Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 199

ПРОСТОИМЕЙТЕ В ВИДУ

Как правило, без лицензии работают компании, не выдающие документы о присвоении квалификации или про-фессии по окончании обучения. Отсюда сложность с указанием в ученическом договоре конкретной профессии или специальности.

Если сотрудник обучается с отрывом от работы, то учитывать выплаченную ему стипендию можно на основании п. 19 ст. 255 НК РФ. Этот пункт специально предназначен для расходов на повышение квалификации или переподготовку кадров;

Если сотрудник обучается без отрыва от работы, то затраты лучше включать в расходы на основании п. 25 ст. 255 НК РФ (как иные виды расходов в пользу работника, предусмотренные трудовым договором);

Если стипендия платится лицу, которое только ищет работу, то затраты следует списывать на прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Напомним, что для учета расходов затраты должны быть обоснованы и документально подтверждены, как того требует ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297).

Плата образовательному учреждению.

Плата образовательному учреждению может включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, по подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако для этого должны соблюдаться условия, предусмотренные п. 3 ст. 264 НК РФ:

Обучение должно проходить на основании договора с российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо иностранным образовательным учрежде-нием, имеющим соответствующий статус;

Обучение должны проходить работники, заключившие с компанией трудовой договор;

Если обучающийся не состоит в штате компании, то с ним нужно заключить договор, в котором предусмотреть его обязанность не позднее трех месяцев после обучения заключить трудовой договор и отработать по нему не менее одного года.

СОВЕТЫ

ДЛЯ РЕШИТЕЛЬНЫХ

Убедитесь, что требование составлено правильно. Если в требовании не указано, какая конкретно проверка проводится, то документы можно не представлять. Сообщите налоговикам об этом письмом. Они, скорее всего, наложат на компанию штраф. Но есть хорошие шансы отменить его в суде. В большинстве случаев судьи на стороне компаний.

ДЛЯ ОСМОТРИТЕЛЬНЫХ

Не подменяйте заработную плату стипендией. Если контролеры выявят необоснованную выгоду, то страховые взносы придется доплатить, да еще и со штрафами. Более того, нужно будет обосновывать экономическую необходимость снижения заработка работникам. Если этого не сделать, есть риск признания ученического договора недействительным в судебном порядке.

М.А. Кокурина, юрист

Налогообложение выплат по ученическим договорам

Если у вас заключен ученический договор с сотрудником или человеком, который планирует стать вашим работником, то, возможно, помимо оплаты самого обучения, придется выплачивать ученику стипендию и оплачивать проезд к месту учебы. Что с налогами, взносами и признанием в расходах всех этих сумм, вы узнаете из статьи. А образец ученического договора можно найти на .

Расходы на обучение

Стоимость любого обучения не является доходом, облагаемым НДФЛп. 21 ст. 217 НК РФ ; Письмо Минфина от 19.11.2015 № 03-04-06/66941 .

Законодательством прямо предусмотрено, что на плату за обучение не нужно начислять страховые взносы:

  • на «несчастное» страхование при любом виде обучения (при получении профессионального образования, дополнительного профессионального образования или при профессиональном обучени и)п. 13 ч. 1 ст. 20.2 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ ;
  • в ФСС, ПФР и ФОМС, если ваш ученик учился по программа мп. 12 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ); п. 2 ч. 3 , п. 2 ч. 4 ст. 12 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ :
  • <или> профессионального образования (получал среднее профессиональное или высшее образование);
  • <или> дополнительного образования (проходил повышение квалификации или профессиональную переподготовку).

Но отсутствие в списке сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, расходов по программам профессионального обучени я, видимо, является чисто техническим упущением. И на плату за любое обучение взносы начислять не нужно. Нам подтвердили это и в Министерстве труда.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель директора Департамента развития социального страхования Минтруда России

“ Не облагаются страховыми взносами все расходы работодателя, связанные с любым обучением работника в целях производственной необходимости. Это может быть как основное профессиональное образование, так и профессиональное обучени еп. 12 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ . А также и дополнительное профессиональное образование. Например, бухгалтера с экономическим образованием могут направить на дополнительное обучение с целью получения им юридического образования, так как в сегодняшних реалиях такие специалисты нужны для компани и” .

Плату за обучение можно учесть в прочих расхода хподп. 23 п. 1 , п. 3 ст. 264 НК РФ , если:

  • вы отправили человека учиться в российскую образовательную организацию, имеющую лицензи юпп. 18, 19, 20 , 31 ст. 2 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ ;
  • у вас есть документы, подтверждающие прохождение обучения (например, договор с обучающей организацией, приказ руководителя о направлении работников на обучение, учебная программа образовательного учреждения, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услу гп. 1 ст. 252 НК РФ ; Письмо Минфина от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77 );
  • ученик:
  • <или> ваш работник;
  • <или> соискатель, в ученическом договоре с которым есть такое условие:

5. Ученик обязан:

5.1. Не позднее чем через 3 месяца после получения диплома заключить с Работодателем трудовой договор.

5.2. Проработать по такому трудовому договору не менее 1 годаТакой срок может быть любым разумным, о котором вы договоритесь с учеником. Но чтобы плату за обучение можно было учесть в расходах, он должен быть не менее годап. 3 ст. 264 НК РФ в соответствии с полученной квалификацией.

При этом оплата обучения учитывается в расходах так:

  • <если> обучение кратковременное (менее одного отчетного периода), то на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных образовательных услу гподп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ ;
  • <если> обучение долгосрочное (более одного отчетного периода), то плата включается в расходы ежемесячно равными частям иПисьмо Минфина от 16.03.2015 № 03-03-06/13706 .

Иные траты на ученика

Стипендии

Выплачиваемые по ученическому договору стипендии:

  • облагаются НДФЛ;
  • не облагаются страховыми взносами, поскольку ученический договор не является трудовым договором или гражданско-правовым договоро мстатьи 56 , 198, 199 ТК РФ ; ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ ; Письмо Минтруда от 26.02.2015 № 17-3/В-83 ; Постановление Президиума ВАС от 03.12.2013 № 10905/13 .

Включить стипендию в расходы по налогу на прибыль вы может е , :

  • <если> ученик - ваш работник, то в периоде ее выплаты;
  • <если> ученик - соискатель, которого взяли на работу по окончании ученичества, то в периоде оформления трудового договора с ним. А вот стипендию ученика, которого вы не возьмете на работу, лучше не учитывать в расходах, чтобы не спорить с проверяющим иПисьма Минфина от 26.03.2015 № 03-03-06/1/16621 , от 03.07.2014 № 03-03-06/1/32275 .

Оплата практики

Если ученик обучается в вашей организации и по программе обучения предусмотрены практические занятия, то произведенную на таких занятиях продукцию вы обязаны оплачивать по расценкам, зафиксированным в ученическом договор ест. 204 ТК РФ .

На оплату ученику работы, выполненной на практических занятиях, не надо начислять страховые взнос ыПостановление 3 ААС от 23.01.2015 № А33-7188/2014 , но с них нужно удерживать НДФЛ, поскольку это доход ученика, не являющийся стипендие йст. 217 НК РФ .

Расходы компании на оплату практических занятий ученикам можно учесть при налогообложении прибыли в прочих расходах, связанных с производством и реализацие йподп. 49 п. 1 ст. 264 , п. 1 ст. 252 НК РФ .

Плата за проезд

Работникам, получающим профессиональное образование по заочной форме, работодатель должен один раз в учебном году оплачивать проезд к месту учебы и обратн оПисьмо Минфина от 01.09.2015 № 03-04-06/50182 :

  • <если> работник получает высшее образование по аккредитованной государственной программе, то в полной сумм ест. 173 ТК РФ ;
  • <если> работник получает среднее профессиональное образование по аккредитованной государственной программе, то в размере 50% стоимости проезд аст. 174 ТК РФ .

С компенсации в указанном пределе НДФЛ удерживать не нужно, а также не нужно на нее начислять страховые взнос ыабз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ ; подп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ .

Иные компенсации при получении высшего образования (допустим, если вы возмещаете стоимость проезда в большем размере, чем установлено ТК РФ) облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

А вот для работников, которых вы отправляете на профобучение или на получение дополнительного образования, проезд - это командировочные расход ыст. 187 ТК РФ . Они не облагаются НДФЛ, и на них не нужно начислять взнос ыабз. 11 п. 3 ст. 217 НК РФ ; Письмо Роструда от 12.05.2011 № 1277-6-1 ; ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ .

В налоговом учете траты на проезд учеников нужно учитывать в расходах на оплату труд ап. 13 ст. 255 НК РФ или в прочих расхода хподп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ .

Сумма возмещения учеником ученических расходов

Если работник увольняется раньше периода, который предусмотрен ученическим договором для отработки обучения, и возмещает компании затраты на свое обучение, то сумму возмещения нужно учесть в составе внереализационных доходов в месяце прекращения действия его трудового договор а

К внедрению института ученичества нас побудили крайний дефицит квалифицированных рабочих в регионе, то есть отсутствие специалистов нужной профессии и квалификации в требуемом количестве. Причин этому много. Это и то, что квалифицированных рабочих в настоящее время почти не готовят, нет существовавшей когда-то схемы подготовки специалистов непосредственно на заводе, острая конкуренция на рынке труда региона за квалифицированный рабочий персонал и т.д.

18.03.2015
Актуальная бухгалтерия

Я опишу практический опыт внедрения системы обучения производственного персонала на примере предприятия, расположенного в Московской области, где данная процедура внедрена и успешно действует.

В данной статье сознательно не приводятся примеры наших документов, сопровождающих этот процесс. Думаю, что каждый HR-специалист сможет самостоятельно их разработать именно под нужды своего предприятия (у всех своя специфика). Лишь поделюсь опытом и дам рекомендации, которые, надеюсь, кому-нибудь из коллег пригодятся.

Организационные вопросы внедрения ученичества

Прием учеников осуществляется именно по ученическому договору, а не в штат (это позволяет делать ст. 198 Трудового кодекса - ученический договор с лицом, ищущим работу). В нашем случае ученический договор заключается на срок три месяца, что соответствует учебной программе. После обучения ученики проходят аттестацию, по результатам которой принимаются по полученной профессии на определенную должность и становятся нашим штатным персоналом.

Сразу отмечу, что мы не заменяем собой профессионально-технические училища (ПТУ), обучение ведется для выполнения работы исключительно на должностях нашего предприятия и не подразумевает выдачу каких-либо дипломов, сертификатов и иных документов, а также не предназначено для работы вне рамок производственной деятельности организации. Иными словами, обучение внутреннее и проводится для того, чтобы ученик мог впоследствии работать на определенной штатной должности предприятия.

Обучение включает теоретическую и практическую часть и проводится в форме наставничества. Для этого на заводе разработаны программы обучения по каждой профессии. Поэтому совет: первым делом необходимо разработать программу обучения, затем подробно ее расписать (например, используя производственные инструкции). Это дело не простое, как может показаться на первый взгляд, тут без помощи квалифицированных производственников вам не обойтись. Нужно работать в тесной связке с ними, а также инженером по охране труда. Программа обучения включает теоретическую часть по профессии, а также правила техники безопасности и охраны труда.

Каждый пункт учебной программы определяется в часах. Например, теоретическая часть в нашем случае занимает примерно 20 процентов программы. Обучение основам профессиональной деятельности проводят технологи/мастера с производства, охране труда обучает инженер по технике безопасности и охране труда. Делать это в некоей аудитории или обучать непосредственно на производстве - это решать вам, учитывая специфику вашего предприятия. Но ученики должны быть знакомы с производственными инструкциями и прочими материалами согласно программе обучения по их будущей профессии.

Основную часть времени занимает практическое обучение непосредственно на производстве в виде наставничества. Для этого у нас выбраны наставники по каждому участку - это наиболее подготовленные и, что немаловажно, способные обучать, делиться своим опытом штатные рабочие предприятия (которые, возможно, сами когда-то были учениками). Попадают в наставники по результатам регулярной аттестации персонала, проводимой на предприятии (соответственно, у вас эта процедура должна также быть отлажена, а не носить формальный характер).

За каждым наставником одновременно на нашем предприятии может быть закреплен только один ученик. Наставник работает в своем обычном рабочем режиме, выполняет свои должностные обязанности, параллельно обучает ученика.

На период обучения наставнику назначается доплата к окладу. В случае если наставник не обучает ученика должным образом, с него может быть снята эта выплата, а ученика прикрепляют к другому сотруднику.

Наставник в период обучения всецело отвечает за ученика, в том числе следит за трудовой дисциплиной.

Хочу отметить и то, что для наставника, помимо определенного увеличения дохода сотрудника, это еще и элемент нематериальной мотивации: являться наставником - значит пользоваться уважением не только у учеников, у рабочего-наставника растет авторитет и признание в коллективе, в кругу коллег.

Сам ученик в период обучения получает ежемесячную стипендию, также оплачивается его работа в процессе прохождения практического обучения (производственной практики).

Как документально оформить ученичество

Важный документ, который должен быть подготовлен при внедрении ученичества на заводе, - положение об ученичестве. Этот документ, собственно, и должен описывать все вышесказанное.

Положение должно содержать конкретную информацию и давать понимание любому причастному к обучению, от ученика до руководителей ключевых служб предприятия: о целях и задачах обучения, кто и что делает, за что отвечает, в какие сроки, описывать весь процесс обучения от заключения ученического договора до финальной аттестации ученика.

Второй важный документ - это сам ученический договор. В рамках статьи нет смысла подробно разбирать этот документ, читатель при желании найдет его шаблоны, например, в справочно-правовой системе "Гарант". От себя добавлю, что в ученическом договоре, помимо прочего (права и обязанности организации и ученика, реквизиты сторон и т.д.), важно отразить:

  • конкретные сроки прохождения обучения учеником;
  • сумму ежемесячной стипендии, а также размер оплаты работ, выполняемых на практических занятиях;
  • даты выплаты стипендии и оплаты практической работы ученика;
  • можно перечислить локально-нормативные акты предприятия, распространяющиеся на ученика;
  • условия, при которых договор с учеником может быть расторгнут, финансовые обязательства сторон при различных вариантах расторжения;
  • обязательным приложением к каждому договору должна идти программа обучения, подписанная как учеником, так и организацией.

Также хочу упомянуть еще один документ, который необходим в период прохождения обучения. Это акт сдачи-приема работ по ученическому договору. Так как ученики не являются штатным персоналом, то их деятельность не отображается в табели учета рабочего времени. Однако где-то надо фиксировать количество отработанных дней, а также кому и сколько платить. Акт готовится ежемесячно по каждому ученику. В нем отображается фактическое количество учебных дней ученика за отчетный период, а также исходя из этого количества дней рассчитываются суммы, причитающиеся ученику в виде стипендии и оплаты практических работ. Этот документ готовится отделом персонала на основе данных, переданных с производства, далее акт передается в бухгалтерию для осуществления выплат ученику.

После окончания периода обучения собирается комиссия из соответствующих инженерно-технических работников предприятия, иных профильных специалистов, проводится всесторонняя оценка знаний и навыков, полученных учеником в период ученичества. К началу работы комиссии сам наставник готовит отзыв на ученика.

После завершения ученичества и успешного прохождения процедуры оценки в течение трех рабочих дней с учеником заключается трудовой договор для работы по специальности. При этом испытательный срок работнику не устанавливается.

Из практики применения ученичества

Немного статистики: практика показывает, что в период обучения отсеивается порядка 20 процентов учеников, а с 80 процентами успешно обучившихся впоследствии заключаются трудовые договоры. У кого-то на предприятии этот показатель может достигать 50 процентов отсева и выше. Важное значение имеет качество отбора в ученики, процедуры предварительной проверки кандидатов. Все это зависит от HR-политики каждого конкретного предприятия.

Стоит отметить и еще один немаловажный, на мой взгляд, аспект проекта "Ученичество". Благодаря грамотной и взвешенной политике руководства завода мы не привлекаем завозимых гастарбайтеров, а обучаем профессии людей без таковой и даем официальную работу местным кадрам, что на уровне отдельно взятого района Московской области приобретает важную социальную составляющую.

Налоговый аспект ученичества

Стипендия и выплата за выполненную работу облагаются НДФЛ на общих основаниях (письмо Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123).

На сумму стипендии нельзя уменьшить базу по налогу на прибыль, если ученики не состоят в штате компании (письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297). В случае принятия учащихся в штат организации по окончании обучения расходы на выплату им стипендии могут уменьшать базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). А вот плата за выполненную работу будет уменьшать базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов.

Оплата обучения , производимая работодателем в рамках ученического договора, который не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг, не облагается страховыми взносами (письмо Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 № 2519-19).

Екатерина Кузнецова

Достаточно интересная статья.

Елена

Фуад Зейналов, как с Вами связаться? Хотим предложить сотрудничество.